Линейный крейсер

Линейный крейсер (также называемый линейным крейсером или линейным крейсером ) — тип крупного корабля первой половины 20-го века. По водоизмещению, вооружению и стоимости они были похожи на линкоры , но отличались формой и балансом характеристик. Линейные крейсеры обычно имели более тонкую броню (в той или иной степени) и несколько более легкую батарею главных орудий, чем современные линкоры, установленные на более длинном корпусе с гораздо более высокой мощностью двигателя для достижения более высоких скоростей. Первые линейные крейсеры были спроектированы в Великобритании как развитие броненосного крейсера , в то же время дредноут пришел на смену линкору, предшествовавшему дредноуту . Целью проекта было обогнать любой корабль с аналогичным вооружением и преследовать любой корабль с меньшим вооружением; они были предназначены для выслеживания более медленных и старых броненосных крейсеров и уничтожения их шквальным огнем, избегая при этом боя с более мощными, но более медленными линкорами. Однако по мере того, как строилось все больше и больше линейных крейсеров, они все чаще использовались наряду с более защищенными линкорами.
Линейные крейсеры служили в военно-морских силах Великобритании , Германии , Османской империи , Австралии и Японии во время Первой мировой войны, особенно в битве за Фолклендские острова , а также в нескольких рейдах и стычках в Северном море , кульминацией которых стал разгром флота. сражение, Ютландское сражение . Британские линейные крейсеры, в частности, понесли тяжелые потери в Ютландии, где плохая пожарная безопасность и плохая практика обращения с боеприпасами сделали их уязвимыми для катастрофических взрывов магазинов после попаданий в их главные башни крупнокалиберных снарядов. Этот мрачный результат привел к стойкому всеобщему убеждению, что линейные крейсеры слишком слабобронированы, чтобы успешно функционировать. К концу войны конструкция крупных кораблей получила развитие: линкоры стали быстрее, а линейные крейсеры стали более тяжелобронированными, что стирало разницу между линейным крейсером и быстрым линкором . Вашингтонский военно-морской договор , который ограничивал строительство крупных кораблей с 1922 года, рассматривал линкоры и линейные крейсеры одинаково, а линейные крейсеры нового поколения, запланированные Соединенными Штатами, Великобританией и Японией, были списаны или преобразованы в авианосцы в соответствии с условиями договора.
Усовершенствования в конструкции брони и силовой установке привели к созданию «быстрого линкора» 1930-х годов со скоростью линейного крейсера и броней линкора, что сделало линейный крейсер в традиционном смысле фактически устаревшей концепцией. Таким образом, с 1930-х годов только Королевский флот продолжал использовать термин «линейный крейсер» в качестве классификации крупных кораблей времен Первой мировой войны, которые остались во флоте; Линейные крейсеры Японии, хотя и остались в строю, были существенно реконструированы и переоценены в полноценные быстроходные линкоры. [Примечание 1]
линейные крейсеры вновь вступили в строй Во время Второй мировой войны , и до конца дожил только один. Возобновился также интерес к большим военным кораблям типа «крейсер-убийца», но немногие из них так и были начаты, поскольку строительство линкоров и линейных крейсеров было сокращено в пользу более необходимых конвоев, авианосцев и грузовых кораблей. Во время (и после) холодной войны советские «Киров» класса большие ракетные крейсеры были единственными кораблями, называемыми «линейными крейсерами»; этот класс также является единственным примером линейного крейсера с ядерной установкой . По состоянию на 2024 год в России имеется два энергоблока: « Петр Великий» находится в активной эксплуатации с момента ввода в эксплуатацию в 1998 году, а «Адмирал Нахимов» бездействует (на хранении или переоборудовании) с 1999 года.
Фон
[ редактировать ]Линейный крейсер был разработан Королевским флотом в первые годы 20 века как эволюция броненосного крейсера . [5] Первые броненосные крейсеры были построены в 1870-х годах как попытка обеспечить броневую защиту кораблям, выполняющим типичные для крейсеров функции патрулирования, защиты торговли и проецирования силы. Однако результаты редко были удовлетворительными, поскольку вес брони, необходимой для сколько-нибудь значимой защиты, обычно означал, что корабль становился почти таким же медленным, как линкор. В результате военно-морские силы предпочли строить защищенные крейсеры с бронепалубой, защищающей двигатели, или вообще без брони.
В 1890-х годах новая стальная броня Круппа означала, что теперь можно было создать бортовую броню крейсера, которая защитила бы его от скорострельных орудий как линкоров, так и крейсеров противника. [6] Воспользовавшись этим, в 1896–1897 годах Франция и Россия, считавшиеся вероятными союзниками в случае войны, начали строить большие быстрые броненосные крейсеры. В случае войны между Великобританией и Францией или Россией или обоими эти крейсеры грозили создать серьезные трудности для мировой торговли Британской империи . [7]
Британия, которая в 1892 году пришла к выводу, что ей нужно вдвое больше крейсеров, чем любому потенциальному противнику, чтобы адекватно защитить морские пути ее империи, отреагировала на предполагаемую угрозу, заложив свои собственные большие броненосные крейсеры. В период с 1899 по 1905 год было построено или заложено семь классов этого типа, всего 35 кораблей. [8] Эта строительная программа, в свою очередь, побудила французов и русских увеличить собственное строительство. Императорский флот Германии начал строить большие броненосные крейсеры для использования на своих заморских базах, заложив восемь в период с 1897 по 1906 год. [9] В период 1889–1896 годов Королевский флот потратил 7,3 миллиона фунтов стерлингов на новые большие крейсеры. С 1897 по 1904 год было потрачено 26,9 миллиона фунтов стерлингов. [10] Многие броненосные крейсеры нового типа были такими же большими и дорогими, как и эквивалентный линкор.

Увеличение размера и мощности броненосного крейсера привело к появлению в британских военно-морских кругах предложений о том, что крейсеры должны полностью вытеснить линкоры. Главным преимуществом линкора были его 12-дюймовые тяжелые орудия и более тяжелая броня, предназначенная для защиты от снарядов аналогичного размера. Однако в течение нескольких лет после 1900 года казалось, что эти преимущества не имели практической ценности. составляла Теперь дальность действия торпеды 2000 ярдов, и казалось маловероятным, что линкор вступит в бой в пределах досягаемости торпеды. Однако на дальностях более 2000 ярдов становилось все более маловероятным, что тяжелые орудия линкора смогут попасть в цель, поскольку тяжелые орудия полагались на примитивные методы прицеливания. С большей вероятностью поражали противника вторичные батареи 6-дюймовых скорострельных орудий, стрелявшие более обильным снарядом. [11] военно-морской эксперт Фред Т. Джейн : Как писал в июне 1902 года
Есть ли что-нибудь за пределами 2000 ярдов, на что может повлиять большая пушка в своем средневековом замке весом в сотни тонн, на что ее вес в 6-дюймовых пушках без замка не мог бы повлиять столь же хорошо? А внутри 2000, что в наши дни гироскопов есть такого, на что торпеда не может действовать с гораздо большей уверенностью? [12]
В 1904 году адмирал Джон «Джеки» Фишер стал Первым морским лордом , старшим офицером Королевского флота. Некоторое время он задумывался о разработке нового быстроходного броненосного корабля. Он очень любил «линкор второго класса» Renown , более быстрый и легкобронированный линкор. [13] Еще в 1901 году в трудах Фишера существовала путаница относительно того, рассматривал ли он линкор или крейсер как модель для будущих разработок. Это не помешало ему заказать у военно-морского архитектора У.Г. Гарда проект броненосного крейсера с максимально тяжелым вооружением для использования на флоте. Представленный Гардом проект представлял собой корабль длиной 14 000–15 000 тонн (14 000–15 000 т), способный развивать скорость 25 узлов (46 км / ч; 29 миль в час), вооруженный четырьмя 9,2-дюймовыми и двенадцатью 7,5-дюймовыми (190 мм) кораблями. орудия в двухорудийных башнях и защищены шестью дюймами брони вдоль ее пояса и 9,2-дюймовой башни, 4 дюйма (102 мм) на ее 7,5-дюймовой башне, 10 дюймов на ее боевой рубке и до 2,5 дюймов (64 мм) на ее ее колоды. Однако господствующее британское военно-морское мышление в период с 1902 по 1904 год явно было в пользу тяжелобронированных линкоров, а не быстрых кораблей, которые предпочитал Фишер. [14]
Цусимское сражение доказало эффективность тяжелых орудий перед промежуточными и необходимость единого главного калибра на корабле для управления огнем. Еще до этого Королевский флот начал рассматривать возможность перехода от вооружения смешанного калибра, существовавшего до дредноутов 1890-х годов , к конструкции «полностью больших орудий», и были распространены предварительные проекты линкоров со всеми 12-дюймовыми или всеми 10-дюймовые орудия и броненосные крейсера со всеми 9,2-дюймовыми орудиями. [15] В конце 1904 года, вскоре после того, как Королевский флот решил использовать 12-дюймовые орудия для своего следующего поколения линкоров из-за их превосходных характеристик на больших дистанциях, Фишер начал утверждать, что крупнопушечные крейсеры могут полностью заменить линкоры. Постоянное совершенствование торпед означало, что подводные лодки и эсминцы смогут уничтожать линкоры; по мнению Фишера, это ознаменовало конец линкора или, по крайней мере, поставило под угрозу эффективность тяжелой броневой защиты. Тем не менее, броненосные крейсеры останутся жизненно важными для защиты торговли. [16]
Какая польза от боевого флота стране под названием (А), находящейся в состоянии войны со страной под названием (Б), не имеющей линкоров, но имеющей быстроходные броненосные крейсеры и тучу быстрых торпедных кораблей? Какой ущерб линкоры (А) нанесут (Б)? Будет ли (Б) желать несколько линкоров или больше броненосных крейсеров? Разве (А) не променял бы охотно несколько линкоров на более быстроходные броненосные крейсера? В таком случае отсутствие желания иметь линкоры ни у одной из сторон не является предполагаемым доказательством того, что они не представляют большой ценности.
Взгляды Фишера были очень противоречивыми в Королевском флоте, и даже учитывая его положение Первого морского лорда, он не мог настаивать на своем собственном подходе. Таким образом, он собрал «Комитет по проектам», состоящий из гражданских и военно-морских экспертов, чтобы определить подход к строительству линкоров и броненосных крейсеров в будущем. Хотя заявленной целью комитета было расследование и составление отчета о будущих потребностях судов, Фишер и его коллеги уже приняли ключевые решения. [18] В задачу комитета входило создание линкора, способного развивать скорость 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час) с 12-дюймовыми орудиями и без промежуточных калибров, способного стыковаться в существующих сухих доках ; [19] и крейсер, способный развивать скорость 25,5 узлов (47,2 км/ч; 29,3 миль в час), также с 12-дюймовыми орудиями и без промежуточного вооружения, бронированный, как «Минотавр» , самый последний броненосный крейсер, а также способный использовать существующие доки. [18]
Первые линейные крейсеры
[ редактировать ]Согласно плану Селборна 1902 года, Королевский флот намеревался ежегодно создавать три новых линкора и четыре броненосных крейсера. Однако в конце 1904 года стало ясно, что программа 1905–1906 годов должна быть значительно меньше из-за более низких, чем ожидалось, налоговых поступлений и необходимости выкупа двух чилийских линкоров, строящихся на британских верфях, чтобы их не купили русские. для использования против Японии, союзника Великобритании. Эти экономические реалии означали, что программа 1905–1906 годов состояла только из одного линкора и трех броненосных крейсеров. Линкор стал революционным линкором « Дредноут» , а крейсеры — тремя кораблями «Инвинсибл» класса . Однако позже Фишер утверждал, что на заседании комитета он выступал за списание оставшегося линкора. [20]
Строительство нового класса было начато в 1906 году и завершено в 1908 году, возможно, отложено, чтобы позволить конструкторам извлечь уроки из любых проблем с «Дредноутом» . [19] [21] Корабли достаточно точно соответствовали проектным требованиям. По водоизмещению, аналогичному «Дредноуту» , « Инвинсибл » был на 40 футов (12,2 м) длиннее, чтобы разместить дополнительные котлы и более мощные турбины , позволяющие развивать скорость 25 узлов (46 км/ч; 29 миль в час). Более того, новые корабли могли поддерживать эту скорость в течение нескольких дней, тогда как линкоры до дредноутов обычно не могли поддерживать ее более часа. [22] Вооруженные восемью 12-дюймовыми орудиями Mk X , по сравнению с десятью на «Дредноуте» , они имели 6–7 дюймов (152–178 мм) брони, защищающей корпус и орудийные башни. ( ) . Для сравнения, толщина брони дредноута составляла 11–12 дюймов (279–305 мм) [23] Этот класс имел очень заметное увеличение скорости, водоизмещения и огневой мощи по сравнению с последними броненосными крейсерами, но без большей брони. [24]
Хотя « Инвинсиблы » должны были выполнять ту же роль, что и броненосные крейсеры, которые им пришли на смену, ожидалось, что они будут делать это более эффективно. В частности, их роли были:
- Тяжелая разведка. Благодаря своей мощи « Инвинсиблы » могли сметать заслоны вражеских крейсеров, приближаться к боевому флоту противника и наблюдать за ним, прежде чем использовать свою превосходящую скорость для отхода.
- Тесная поддержка боевого флота. Их можно было разместить на концах боевой линии, чтобы остановить преследование линкоров вражескими крейсерами, а также преследовать линкоры противника, если они были заняты борьбой с линкорами. Кроме того, « Инвинсиблы » могли действовать как быстрое крыло боевого флота и пытаться перехитрить врага.
- Преследование. Если вражеский флот побежит, « Инвинсиблы » будут использовать свою скорость для преследования, а свои орудия — для повреждения или замедления вражеских кораблей.
- Защита торговли. Новые корабли будут преследовать вражеские крейсеры и торговые рейдеры. [25]

Почти сразу возникла путаница по поводу того, как называть эти новые броненосные крейсеры размером с линкор. Даже в конце 1905 года, до начала работ над « Инвинсиблами », в меморандуме Королевского флота упоминались «большие броненосные корабли», то есть как линкоры, так и большие крейсеры. В октябре 1906 года Адмиралтейство начало классифицировать все линкоры и броненосные крейсеры, созданные после дредноута, как « крупные корабли », в то время как Фишер использовал термин «дредноут» для обозначения либо своих новых линкоров, либо линкоров и броненосных крейсеров вместе. [26] При этом сами классы «Инвинсибл» именовались «линкорами-крейсерами», «крейсерами-дредноутами»; Термин «линейный крейсер» впервые был использован Фишером в 1908 году. Наконец, 24 ноября 1911 года Еженедельный приказ Адмиралтейства № 351 установил, что «все крейсеры типа «Инвинсибл» и более поздних типов в будущем должны описываться и классифицироваться как «линейные крейсеры», чтобы отличить их от броненосных крейсеров более раннего времени». [27]
Наряду с вопросами по номенклатуре новых кораблей возникла неуверенность в их реальной роли из-за отсутствия у них защиты. Если бы они в первую очередь действовали в качестве разведчиков боевого флота и охотников-убийц вражеских крейсеров и торговых рейдеров, то семи дюймов поясной брони, которой они были оснащены, было бы вполне достаточно. С другой стороны, если от них ожидалось усиление боевой линии дредноутов собственными тяжелыми орудиями, они были слишком тонкокожими, чтобы быть в безопасности от тяжелых орудий противника. » По сути, «Инвинсиблы представляли собой чрезвычайно большие, тяжеловооруженные, быстроходные броненосные крейсеры. Однако жизнеспособность броненосного крейсера уже была под вопросом. Крейсер, который мог бы сотрудничать с Флотом, мог бы быть более подходящим вариантом для выполнения этой роли. [24] [28]
Из-за и вооружения « Инвинсиблов » размера военно-морские власти считали их крупными кораблями почти с самого начала — предположение, которое могло быть неизбежным. Ситуация еще больше усложнялась тем, что многие военно-морские власти, в том числе лорд Фишер, после Цусимского сражения в 1905 году дали чрезмерно оптимистичные оценки способности броненосного крейсера выжить в боевой обстановке против крупных кораблей противника благодаря их превосходной скорости. Эти предположения были сделаны без учета российского Балтийского флота неэффективности и тактической некомпетентности » дали термин «линейный крейсер» . К тому времени, когда « Инвинсиблам , в сознании многих людей закрепилась идея их равенства с линкорами. [24] [28]
Не все были так убеждены. В журнале Brassey 's Naval Annual , например, говорилось, что с такими большими и дорогими судами, как « Инвинсибл », адмирал «обязательно поставит их на линию боя, где их сравнительно легкая защита будет недостатком, а их высокая скорость передвижения будет недостатком». никакой ценности». [29] Сторонники линейных крейсеров возразили на это двумя аргументами: во-первых, поскольку все крупные корабли были уязвимы для нового оружия, такого как торпеды , броня частично утратила свою ценность; и, во-вторых, благодаря своей большей скорости линейный крейсер мог контролировать расстояние, на котором он вступал в бой с противником. [30]
Линейные крейсеры в гонке вооружений дредноутов
[ редактировать ]С момента спуска на воду «Инвинсиблов» и до начала Первой мировой войны линейный крейсер играл второстепенную роль в развивающейся гонке вооружений дредноутов, поскольку он никогда не был всецело принят в качестве ключевого оружия в британской имперской обороне, как, по-видимому, это сделал Фишер. желанный. Самым большим фактором непринятия было заметное изменение стратегических обстоятельств Великобритании между их задумкой и вводом в эксплуатацию первых кораблей. Потенциальный враг Британии превратился из франко-российского союза с множеством броненосных крейсеров в возрождающуюся и все более воинственную Германию. В дипломатическом отношении Великобритания вступила в Антанту Сердиале в 1904 году и в Англо-российскую Антанту . Ни Франция, ни Россия не представляли особой морской угрозы; Российский флот был по большей части потоплен или захвачен во время русско-японской войны 1904–1905 годов, а французы не спешили принимать на вооружение новую конструкцию типа дредноута . Великобритания также могла похвастаться очень теплыми отношениями с двумя важными новыми военно-морскими державами: Японией (поддерживаемой Англо-японский союз , подписанный в 1902 году и продленный в 1905 году), и США. Это изменило стратегические обстоятельства, и большой успех «Дредноута » привел к тому, что именно он, а не « Инвинсибл», стал новой моделью крупного корабля. Тем не менее, строительство линейных крейсеров сыграло свою роль в возобновившейся гонке военно-морских вооружений, вызванной появлением « Дредноутов» . [31]

За первые несколько лет службы « Инвинсиблы » полностью воплотили в жизнь идею Фишера о возможности потопить любой корабль достаточно быстро, чтобы их догнать, и убежать от любого корабля, способного их потопить. « Инвинсибл» также во многих случаях сможет сразиться с вражеским линкором до дредноута . В военно-морских кругах сошлись во мнении, что броненосный крейсер в его нынешнем виде подошел к логическому завершению своего развития и что « Инвинсиблы » настолько превосходили любой броненосный крейсер противника по огневой мощи и скорости, что было трудно оправдать строительство большего количества или более крупных крейсеров. [32] Это преимущество было увеличено за счет неожиданности, которую произвели «Дредноут» и «Инвинсибл» , поскольку они были построены тайно; это побудило большинство других военно-морских сил отложить свои строительные программы и радикально пересмотреть свои проекты. [33] Особенно это касалось крейсеров, поскольку подробности о классе «Инвинсибл» дольше держались в секрете; это означало, что последний немецкий броненосный крейсер «Блюхер » был вооружен только 21-сантиметровыми (8,3 дюйма) орудиями и не мог сравниться с новыми линейными крейсерами. [34]
Раннее превосходство Королевского флота в крупных кораблях привело к отказу от проекта 1905–1906 годов, который, по сути, объединял концепции линейного крейсера и линкора в то, что в конечном итоге стало быстрым линкором. Конструкция «X4» сочетала в себе полную броню и вооружение «Дредноута» со скоростью «Инвинсибла» в 25 узлов . Дополнительные затраты не могли быть оправданы, учитывая существующее лидерство Великобритании и потребность нового либерального правительства в экономии; Вместо него был принят более медленный и дешевый «Беллерофон» , относительно близкая копия « Дредноута» . [35] Концепция X4 в конечном итоге будет реализована в Queen Elizabeth классе , а затем и в других военно-морских силах. [36]
Следующими британскими линейными крейсерами были три Indefatigable класса , слегка улучшенные Invincible , построенные по сути по тем же спецификациям, отчасти из-за политического давления с целью ограничения затрат, а отчасти из-за секретности, окружающей строительство немецких линейных крейсеров, особенно в отношении тяжелой брони SMS Von der Tann. . [37] Этот класс стал широко воспринят как ошибка. [38] а следующее поколение британских линейных крейсеров было заметно более мощным. К 1909–1910 годам ощущение национального кризиса из-за соперничества с Германией перевесило сокращение расходов, а военно-морская паника привела к одобрению в общей сложности восьми крупных кораблей в 1909–1910 годах. [39] Фишер настаивал на том, чтобы все восемь были линейными крейсерами. [40] но не смог добиться своего; ему пришлось довольствоваться шестью линкорами и двумя линейными крейсерами «Лион» типа . «Лайоны » несли восемь 13,5-дюймовых орудий — теперь стандартного калибра британских «супердредноутов». Скорость увеличилась до 27 узлов (50 км/ч; 31 миля в час), а броневая защита, хотя и не такая хорошая, как у немецких образцов, но была лучше, чем у предыдущих британских линейных крейсеров, с девятидюймовым (230-мм) бронепоясом и барбетами . За двумя Львами последовала очень похожая на них Королева Мария . [41]

К 1911 году Германия построила собственные линейные крейсеры, и превосходство британских кораблей уже нельзя было гарантировать. Более того, ВМС Германии не разделяли точку зрения Фишера на линейный крейсер. В отличие от британского стремления к увеличению скорости и огневой мощи, Германия постепенно улучшала броню и выносливость своих кораблей, чтобы улучшить британские линейные крейсеры. [42] «Фон дер Танн» , строительство которого началось в 1908 году и завершилось в 1910 году, несло восемь 11,1-дюймовых орудий, но с 11,1-дюймовой (283-мм) броней он был гораздо лучше защищен, чем « Инвинсибл ». Оба « Мольтке » были очень похожи, но несли десять 11,1-дюймовых орудий улучшенной конструкции. [43] Зейдлиц , спроектированный в 1909 году и законченный в 1913 году, представлял собой модифицированный вариант Мольтке ; скорость увеличилась на один узел до 26,5 узлов (49,1 км/ч; 30,5 миль в час), а максимальная толщина брони составляла 12 дюймов, что эквивалентно «Гельголанд» линкорам класса несколькими годами ранее. Зейдлиц был последним линейным крейсером Германии, построенным перед Первой мировой войной. [44]
Следующий шаг в проектировании линейных крейсеров был сделан в Японии. Императорский флот Японии планировал создание Конго кораблей класса с 1909 года и был уверен, что, поскольку японская экономика может поддерживать относительно небольшое количество кораблей, каждый из них будет более мощным, чем его вероятные конкуренты. Первоначально класс планировался с использованием Invincible в качестве эталона. Узнав о британских планах на Lion и о вероятности того, что новые линкоры ВМС США будут вооружены 14-дюймовыми (360-мм) орудиями, японцы решили радикально пересмотреть свои планы и пойти еще лучше. Был составлен новый план, несущий восемь 14-дюймовых орудий и способный развивать скорость 27,5 узлов (50,9 км / ч; 31,6 миль в час), что незначительно превосходило « Львов » по скорости и огневой мощи. Тяжелые орудия также были лучше расположены: они вели суперстрельбу как в носу, так и в корме, без башни в миделе корабля. Схема бронирования также была незначительно улучшена по сравнению с Lion : девять дюймов брони на башнях и 8 дюймов (203 мм) на барбетах. Первый корабль этого класса был построен в Великобритании, еще три — в Японии. [45] Японцы также переклассифицировали в линейные крейсеры свои мощные броненосные крейсеры классов «Цукуба» и «Ибуки» , несущие четыре 12-дюймовые орудия; тем не менее, их вооружение было слабее, и они были медленнее любого линейного крейсера. [46]

Следующий британский линейный крейсер, Tiger , изначально задумывался как четвертый корабль класса Lion , но был существенно переработан. Она сохранила восемь 13,5-дюймовых орудий своих предшественников, но они были расположены так же, как и у Конго, для лучшего поля огня. Он был быстрее (на ходовых испытаниях развивал скорость 29 узлов (54 км/ч; 33 мили в час) ) и нес более тяжелое вторичное вооружение. «Тигр» в целом также был более тяжелобронирован; при этом максимальная толщина брони осталась прежней – девять дюймов, высота основного бронепояса была увеличена. [47] Однако не все желаемые улучшения этого корабля были одобрены. Ее конструктор, сэр Юстас Теннисон д'Энкур , хотел, чтобы водотрубные котлы малого диаметра и турбины с редуктором давали ей скорость 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час), но он не получил поддержки со стороны властей и правительства. производители двигателей отказали ему в просьбе. [48]
В 1912 году начались работы над еще тремя немецкими линейными крейсерами класса Дерффлингер» « , первыми немецкими линейными крейсерами с 12-дюймовыми орудиями. На этих кораблях, как «Тайгер» и «Конго », для большей эффективности орудия были расположены в сверхстрелковых турелях. Их броня и скорость были аналогичны предыдущему классу «Зейдлиц» . [49] В 1913 году Российская империя также начала строительство четырёхкораблей «Бородино» класса , которые предназначались для службы на Балтийском море . Эти корабли были спроектированы для перевозки двенадцати 14-дюймовых орудий с броней толщиной до 12 дюймов и скоростью 26,6 узла (49,3 км/ч; 30,6 миль в час). Тяжелая броня и относительно низкая скорость этих кораблей делали их более похожими на немецкие корабли, чем на британские; Строительство Бородино было остановлено Первой мировой войной, и все они были сданы на слом после окончания Гражданской войны в России . [50]
Первая мировая война
[ редактировать ]Строительство
[ редактировать ]Для большинства участников боевых действий строительство крупных кораблей во время войны было очень ограниченным. Германия закончила класс Дерффлингера и начала работу над Макензена классом . Mackensen с 13,8-дюймовыми орудиями и во многом аналогичной схемой бронирования, рассчитанными на скорость представляли собой развитие класса Derfflinger 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час). [51]
В Великобритании Джеки Фишер вернулся в должность Первого морского лорда в октябре 1914 года. Его энтузиазм по поводу больших и быстрых кораблей не утих, и он поручил конструкторам разработать проект линейного крейсера с 15-дюймовыми орудиями. Поскольку Фишер ожидал, что следующий немецкий линейный крейсер будет развивать скорость 28 узлов, он потребовал, чтобы новая британская конструкция развивала скорость 32 узла. Он планировал перезаказать два «Месть» класса линкора , которые были одобрены, но еще не заложены, на новый проект. Фишер наконец получил одобрение на этот проект 28 декабря 1914 года, и они стали Славы классом . Имея шесть 15-дюймовых орудий и всего 6-дюймовую броню, они были дальнейшим шагом вперед от «Тигра» по огневой мощи и скорости, но вернулись к уровню защиты первых британских линейных крейсеров. [52]
В то же время Фишер прибег к уловке, чтобы получить еще три быстрых, легкобронированных корабля, которые могли использовать несколько запасных 15-дюймовых (381-мм) орудийных башен, оставшихся от постройки линкора. Эти корабли по сути были легкими линейными крейсерами, и Фишер иногда называл их таковыми, но официально они классифицировались как большие легкие крейсеры . Это необычное обозначение было необходимо, поскольку строительство новых крупных кораблей было приостановлено, а ограничений на легких крейсеров строительство не было. Они стали Отважными и ее сестрами Славной и Форсаж , и возник странный дисбаланс между их главными орудиями диаметром 15 дюймов (или 18 дюймов (457 мм) в «Форсаже» ) и их броней, толщина которой составляла три дюйма (76 мм). масштаб легкого крейсера. Проект в целом был расценен как провальный (названный в «Fleet Outrageous » , «Wroarious and Spurious» ), хотя позднее преобразование кораблей в авианосцы было очень успешным. [53] Фишер также размышлял о новом гигантском, но легком линейном крейсере, который будет нести 20-дюймовые (508-мм) орудия, который он назвал HMS Incomparable ; это так и не вышло за рамки стадии концепции. [54]
Часто считается, что классы «Слава» и «Отвага» были созданы для плана Фишера по высадке войск (возможно, русских) на немецкое побережье Балтийского моря. В частности, они были спроектированы с уменьшенной осадкой , что могло быть важно на мелководной Балтике. Это не является однозначным свидетельством того, что корабли проектировались для Балтики: считалось, что раньше корабли имели слишком большую осадку и недостаточно надводного борта в условиях эксплуатации. Робертс утверждает, что ориентация на Балтику, вероятно, не имела значения в то время, когда проектировались корабли, но была увеличена позже, после катастрофической Дарданелльской кампании . [55]
Последним проектом британского линейного крейсера войны был класс «Адмирал» , который родился из потребности в улучшенной версии линкора «Куин Элизабет» . Проект начался в конце 1915 года, после окончательного ухода Фишера из Адмиралтейства. Первоначально он задумывался как линкор, но старшие морские офицеры считали, что у Британии достаточно линкоров, но для борьбы со строящимися немецкими кораблями могут потребоваться новые линейные крейсеры (британцы переоценили прогресс Германии в классе Макензен , а также их вероятные возможности). Был выбран проект линейного крейсера с восемью 15-дюймовыми орудиями, 8-дюймовой броней и скоростью 32 узла. Опыт линейных крейсеров в Ютландском сражении означал, что конструкция была радикально переработана и снова преобразована в быстрый линкор с толщиной брони до 12 дюймов, но при этом способный развивать скорость 31,5 узла (58,3 км/ч; 36,2 миль в час). Первый корабль этого класса, «Худ» , был построен по этому проекту, чтобы противодействовать возможной достройке любого корабля класса «Маккензен». Планы для трех ее сестер, над которыми было проведено мало работы, были еще раз пересмотрены позже, в 1916 и 1917 годах, чтобы улучшить защиту. [56]
Класс «Адмирал» был бы единственным британским кораблем, способным конкурировать с немецким классом «Макензен» ; тем не менее, война резко замедлила немецкое судостроение, и хотя два Макензена были спущены на воду, ни один так и не был завершен. [57] Немцы также некоторое время работали над еще тремя кораблями класса Yorck Ersatz , которые представляли собой модифицированные версии Mackensen с 15-дюймовыми орудиями. [58] Работа над тремя дополнительными адмиралами была приостановлена в марте 1917 года, чтобы дать возможность построить больше эскортных и торговых судов для борьбы с новой угрозой торговле со стороны подводных лодок. Окончательно они были отменены в феврале 1919 года. [57]
Линейные крейсеры в действии
[ редактировать ]Первым боем с участием линейных крейсеров во время Первой мировой войны стала битва в Гельголандской бухте в августе 1914 года. Отряд британских легких крейсеров и эсминцев вошёл в Гельголандскую бухту часть Северного моря (ближайшую к Гамбургу ), чтобы атаковать патрули немецких эсминцев. Когда они встретили сопротивление со стороны легких крейсеров, вице-адмирал Дэвид Битти повел свою эскадру из пяти линейных крейсеров в Бухту и переломил ход битвы, в конечном итоге потопив три немецких легких крейсера и убив их командира, контр-адмирала Леберехта Маасса . [59]

Немецкий линейный крейсер «Гебен», пожалуй, оказал наибольшее влияние в начале войны. Находясь в Средиземном море, он и сопровождающий его легкий крейсер SMS Breslau уклонились от британских и французских кораблей в начале войны и направились в Константинополь ( Стамбул ) в сопровождении двух британских линейных крейсеров, преследуемых по горячим следам. Два немецких корабля были переданы Османскому флоту , и это сыграло важную роль в вовлечении Османской империи в войну в качестве одной из центральных держав . Сама Гебен , переименованная в Явуз Султан Селим , воевала в боях против Российского императорского флота на Черном море , прежде чем была выбита из боя до конца войны после битвы при Имбросе против британских войск в Эгейском море в январе 1918 года. [60]
Первоначальная концепция линейного крейсера оказалась успешной в декабре 1914 года в битве за Фолклендские острова . Британские линейные крейсеры «Инфлексибл» и «Инвинсибл» выполнили именно ту работу, для которой они были предназначены, когда преследовали и уничтожили немецкую восточноазиатскую эскадру , сосредоточенную на броненосных крейсерах «Шарнхорст» и «Гнейзенау» , а также трех легких крейсерах под командованием адмирала Максимилиана графа фон Шпее . в южной части Атлантического океана. Перед боем австралийский линейный крейсер « Австралия» безуспешно искал немецкие корабли в Тихом океане. [61]

Во время битвы при Доггер-Банке в 1915 году последний барбет немецкого флагманского корабля «Зейдлиц» был поражен британским 13,5-дюймовым снарядом с корабля HMS Lion . Снаряд не пробил барбет, но выбил часть брони барбета, что позволило пламени от взрыва снаряда проникнуть в барбет. Поднятые вверх метательные заряды воспламенились, и огненный шар вспыхнул в башне и опустился в магазин , поджигая заряды, извлеченные из латунных гильз. Орудийный расчет попытался уйти в следующую башню, что позволило вспышке распространиться и на эту башню, в результате чего погибли расчеты обеих башен. Зейдлиц был спасен от почти неминуемого разрушения только благодаря экстренному затоплению ее после магазинов, которое осуществил Вильгельм Хайдкамп . Эта почти катастрофа произошла из-за того, как было организовано обращение с боеприпасами и было обычным как для немецких, так и для британских линкоров и линейных крейсеров, но более легкая защита последних делала их более уязвимыми для пробития башни или барбета. Немцы извлекли уроки из расследования поврежденных Зейдлиц и принял меры, гарантирующие, что обращение с боеприпасами сводит к минимуму любое возможное воздействие вспышки. [62]
Если не считать обращения с кордитом , бой в основном был безрезультатным, хотя и британский флагман «Лайон» , и «Зейдлиц» были серьезно повреждены. Лайон потеряла скорость, в результате чего она отстала от остальной части боевой линии, и Битти не смог эффективно управлять своими кораблями до конца боя. Ошибка британской сигнализации позволила немецким линейным крейсерам отойти, поскольку большая часть эскадры Битти по ошибке сосредоточилась на искалеченном броненосном крейсере «Блюхер» , потопив его с большими человеческими жертвами. Британцы винили в своей неспособности одержать решающую победу плохую артиллерийскую стрельбу и пытались увеличить скорострельность, накапливая незащищенные кордитовые заряды в своих подъемниках и барбетах для боеприпасов. [63]
В Ютландском сражении 31 мая 1916 года как британские, так и немецкие линейные крейсеры использовались в составе флота. Британские линейные крейсеры вступили в бой как со своими немецкими аналогами, линейными крейсерами, так и с немецкими линкорами до прибытия линкоров Великого британского флота . Результатом стала катастрофа для эскадрилий линейных крейсеров Королевского флота: «Инвинсибл» , «Куин Мэри » и «Индефатигебл» взорвались, потеряв всех, кроме горстки своих экипажей. [64] Точная причина, по которой взорвались корабельные магазины, неизвестна, но множество обнаженных кордитовых зарядов, хранившихся в их башнях, подъемниках для боеприпасов и рабочих камерах в стремлении увеличить скорострельность, несомненно, способствовало их потере. [65] Сам флагман Битти «Лайон» почти погиб таким же образом, если не считать героических действий майора Фрэнсиса Харви . [66]
Лучше бронированные немецкие линейные крейсеры показали себя лучше, отчасти из-за плохой работы британских взрывателей (британские снаряды имели тенденцию взрываться или разрушаться при столкновении с немецкой броней). [67] «Лютцов» — единственный немецкий линейный крейсер, потерянный в Ютландии, — потерял всего 128 человек. [68] например, несмотря на получение более тридцати попаданий. Остальные немецкие линейные крейсеры, «Мольтке» , «Фон дер Танн» , «Зейдлиц» и «Дерффлингер» , были сильно повреждены и требовали капитального ремонта после боя, «Зейдлиц» едва добрался до дома, поскольку большую часть боя они находились в центре британского огня. [69]
Межвоенный период
[ редактировать ]Сразу после Первой мировой войны Великобритания, Япония и США начали проектирование нового поколения еще более мощных линкоров и линейных крейсеров. Новый всплеск судостроения, которого желали военно-морские силы каждой страны, был политически спорным и потенциально экономически разрушительным. Эту зарождающуюся гонку вооружений предотвратил Вашингтонский военно-морской договор 1922 года, согласно которому основные военно-морские державы согласились ограничить количество крупных кораблей. [70] Немецкий флот на переговорах не был представлен; По условиям Версальского договора Германии вообще не разрешалось использовать современные крупные корабли. [71]
В 1920-х и 1930-х годах только Великобритания и Япония сохраняли линейные крейсеры, часто модифицированные и перестроенные по оригинальной конструкции. Граница между линейным крейсером и современным быстрым линкором стала размытой; действительно, японские «Конго » были официально переименованы в линкоры после их весьма полной реконструкции в 1930-х годах. [72]
Планы после Первой мировой войны
[ редактировать ]«Худ» , спущенный на воду в 1918 году, был последним достроенным линейным крейсером Первой мировой войны. Благодаря урокам Ютландии корабль был модифицирован во время постройки; Толщина ее поясной брони была увеличена в среднем на 50 процентов и существенно расширена, ей была присвоена более тяжелая палубная броня, а защита ее магазинов была улучшена для защиты от возгорания боеприпасов. Предполагалось, что он сможет противостоять собственному оружию - классическому критерию «сбалансированного» линкора. На момент завершения строительства «Худ» был самым большим кораблем Королевского флота; из-за большого водоизмещения теоретически он сочетал в себе огневую мощь и броню линкора со скоростью линейного крейсера, из-за чего некоторые называли его быстрым линкором. Однако его защита была заметно меньше, чем у британских линкоров, построенных сразу после Первой мировой войны, «Нельсон» класса . [1]

Военно-морские силы Японии и США, не затронутые войной сразу, успели разработать новые тяжелые 16-дюймовые (410-мм) орудия по своим новейшим разработкам и усовершенствовать конструкции своих линейных крейсеров с учетом боевого опыта в Европе. Императорский флот Японии начал строительство четырех «Амаги» линейных крейсеров класса . Эти корабли должны были иметь беспрецедентные размеры и мощность, быть такими же быстрыми и хорошо бронированными, как «Худ», и при этом нести главную батарею из десяти 16-дюймовых орудий — самого мощного вооружения, когда-либо предложенного для линейного крейсера. По сути, это были быстрые линкоры - единственные различия между ними и Tosa линкорами класса , которые должны были им предшествовать, заключались в бортовой броне на 1 дюйм (25 мм) меньше и скорости 0,25 узла (0,46 км/ч; 0,29). км/ч) увеличение скорости. [73] ВМС США, которые работали над проектами своих линейных крейсеров с 1913 года и с большим вниманием следили за последними разработками в этом классе, ответили классом « » Лексингтон . Если бы они были построены по плану, они были бы исключительно быстрыми и хорошо вооруженными восемью 16-дюймовыми орудиями, но имели бы броню немногим лучше, чем Invincible s - и это после увеличения защиты на 8000 длинных тонн (8100 т) после Ютландии. [74] Заключительным этапом послевоенной гонки линейных крейсеров стал британский ответ на типы «Амаги» и «Лексингтон» водоизмещением 48 000 тонн (49 000 т) : четыре линейных крейсера G3 . В документах Королевского флота того периода любой линкор со скоростью более 24 узлов (44 км/ч; 28 миль в час) часто описывался как линейный крейсер, независимо от количества защитной брони, хотя большинство считало G3 хорошим -сбалансированный быстрый линкор. [75]
Вашингтонский военно-морской договор означал, что ни один из этих проектов не был реализован. Спущенные на воду корабли либо разбирались на стапелях , либо переоборудовались в авианосцы. В Японии Амаги и Акаги для переоборудования были выбраны . Амаги был поврежден и не подлежал ремонту в результате Великого землетрясения Канто 1923 года и был разобран на металлолом ; корпус одного из предложенных линкоров типа «Тоса» , «Кага» . Вместо нее был переоборудован [76] После подписания Вашингтонского договора ВМС США также переоборудовали два корпуса линейных крейсеров в авианосцы: USS Lexington и USS Saratoga , хотя это считалось лишь незначительно предпочтительнее, чем полная списание корпусов (оставшиеся четыре: Constellation , Ranger , Конституции и United Штаты были уничтожены). [77] В Британии «большие легкие крейсеры» Фишера были переоборудованы в авианосцы. «Форсаж» уже был частично преобразован во время войны, а «Славный» и «Отважный» были преобразованы аналогичным образом. [78]
Программы восстановления
[ редактировать ]

Всего девять линейных крейсеров пережили Вашингтонский военно-морской договор, хотя позже HMS Tiger стал жертвой Лондонской военно-морской конференции 1930 года и был списан. [79] Поскольку их высокая скорость делала их ценными надводными единицами, несмотря на их недостатки, большинство этих кораблей были значительно обновлены перед Второй мировой войной. Renown и Repulse были значительно модернизированы в 1920-х и 1930-х годах. Между 1934 и 1936 годами Repulse был частично модернизирован, модифицирован мостик , добавлен авиационный ангар , катапульта и новое артиллерийское оборудование, а также увеличено зенитное вооружение. В период с 1937 по 1939 год «Ринаун» подвергся более тщательной реконструкции. На нем было увеличено бронирование палубы, установлены новые турбины и котлы, добавлены авиационный ангар и катапульта, а также он был полностью перевооружен, за исключением главных орудий, угол возвышения которых увеличился до +30 градусов. большой мост, аналогичный тому, который использовался на King George V. линкорах класса Конструкция моста также была удалена, а на его месте установлен Хотя такого рода преобразования обычно увеличивали вес судна, Renown тоннаж фактически уменьшался из-за существенно более легкой силовой установки. Подобные капитальные перестройки запланированы Repulse и Hood были отменены из-за начала Второй мировой войны . [80]
Не имея возможности строить новые корабли, Императорский флот Японии также решил усовершенствовать существующие линейные крейсеры класса «Конго» (первоначально « Харуна» , «Кирисима» и «Конго» — « Хиеи» лишь позднее, поскольку он был разоружен по условиям Вашингтонского договора) в два этапа. существенные реконструкции (одна для Хиэя ). Во время первого из них угол возвышения их главных орудий был увеличен до +40 градусов, добавлены противоторпедные выступы и 3800 длинных тонн (3900 т) горизонтальной брони, а также построена мачта-пагода с дополнительными командными позициями. Это снизило скорость кораблей до 25,9 узлов (48,0 км/ч; 29,8 миль в час). Вторая реконструкция была сосредоточена на скорости, поскольку они были выбраны в качестве быстрого эскорта оперативных групп авианосцев. Полностью новые главные двигатели, уменьшенное количество котлов и увеличение длины корпуса на 26 футов (7,9 м) позволили им снова развивать скорость до 30 узлов. Их переклассифицировали как «быстрые линкоры», хотя их броня и вооружение по-прежнему уступали уцелевшим линкорам времен Первой мировой войны в американском или британском флоте, что имело ужасающие последствия во время войны. Тихоокеанская война , когда Хиеи и Киришима были легко повреждены артиллерийским огнем США во время боевых действий у Гуадалканала, что вскоре после этого вынудило их бежать. [81] Пожалуй, наиболее показательно то, что Хиеи был поврежден огнем среднего калибра тяжелых и легких крейсеров в ночном бою на близком расстоянии. [82]
Было два исключения: турецкий «Явуз Султан Селим» Королевского флота и «Худ» . В межвоенный период ВМС Турции произвели на корабле лишь незначительные усовершенствования, которые в основном были направлены на устранение повреждений, полученных во время войны, а также установку новых систем управления огнем и зенитных батарей. [83] «Худ» находился в постоянной эксплуатации флота и не мог быть выведен на длительную реконструкцию. В течение 1930-х годов он получил незначительные улучшения, включая современные системы управления огнем, увеличенное количество зенитных орудий, а в марте 1941 года - радар. [84]
Перевооружение ВМФ
[ редактировать ]В конце 1930-х годов военно-морские силы снова начали строить крупные корабли, и за этот период было построено несколько крупных торговых рейдеров и небольших быстрых линкоров, которые иногда называют линейными крейсерами. В этот период Германия и Россия разработали новые линейные крейсеры, однако только последняя заложила два 35-тысячного «Кронштадт» класса . Они все еще находились на стапелях, когда немцы вторглись в 1941 году и строительство было приостановлено. Оба корабля были списаны после войны. [85]
Немцы планировали три линейных крейсера класса О в рамках расширения Кригсмарине ( План Z ). Имея шесть 15-дюймовых орудий, высокую скорость, отличную дальность полета, но очень тонкую броню, они предназначались для использования в качестве коммерческих рейдеров. Только один был заказан незадолго до Второй мировой войны; никаких работ над ним никогда не велось. Имена не были присвоены, и они были известны под названиями контрактов: «O», «P» и «Q». Новый класс не был повсеместно принят в Кригсмарине. Их аномально легкая защита принесла ему уничижительное прозвище Ohne Panzer Quatsch (без броневой чепухи) в определенных кругах ВМФ. [86]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Королевский флот задействовал некоторые из своих линейных крейсеров во время Норвежской кампании в апреле 1940 года. «Гнейзенау» и «Шарнхорст» участвовали в бою у Лофотенских островов у «Славы» в очень плохую погоду и вышли из боя после того, как «Гнейзенау» был поврежден. Один из Renown 15-дюймовых снарядов прошел через «Гнейзенау » диспетчерскую вышку , не взорвавшись, перерезав электрические и коммуникационные кабели и уничтожив дальномеры передних 150-мм (5,9 дюйма) турелей. Управление огнем ГК пришлось перенести на корму из-за потери электроэнергии. Еще один снаряд «Славы» выбил «Гнейзенау » . кормовую башню [87] Британский корабль дважды был поражен немецкими снарядами, которые не причинили существенных повреждений. [88] Он был единственным довоенным линейным крейсером, пережившим войну. [89]
В первые годы войны различные немецкие корабли успешно охотились на торговые суда в Атлантике . Линейные крейсеры союзников, такие как Renown , Repulse и быстроходные линкоры Dunkerque и Strasbourg, использовались в операциях по выслеживанию немецких кораблей, совершавших коммерческие набеги. Единственный бой в стойке произошел, когда линкор «Бисмарк» и тяжелый крейсер «Принц Ойген» вышли в Северную Атлантику, чтобы атаковать британские корабли, и были перехвачены «Худом» и линкором « Принц Уэльский» в мае 1941 года в битве в Датском проливе . «Худ» был разрушен, когда 15-дюймовые снаряды «Бисмарка » вызвали взрыв магазина. Выжили только трое мужчин. [90]
Первым линейным крейсером, принявшим участие в войне на Тихом океане, был Repulse , когда он был потоплен японскими торпедоносцами к северу от Сингапура 10 декабря 1941 года, когда он находился в компании с принцем Уэльским . Она была легко повреждена одной 250-килограммовой (550 фунтов) бомбой и чуть не попала в цель двум другим во время первой японской атаки. Ее скорость и ловкость позволили ей избежать других атак бомбардировщиков и увернуться от 33 торпед. Последняя группа торпедоносцев атаковала с разных направлений, и «Рипалс» был поражен пятью торпедами. Он быстро перевернулся , потеряв 27 офицеров и 486 членов экипажа; Сопровождающие эсминцы спасли 42 офицера и 754 рядовых. [91] Потеря Repulse и Prince of Wales убедительно доказала уязвимость крупных кораблей для самолетов без собственного прикрытия с воздуха. [92]
Японские линейные крейсеры класса «Конго» широко использовались в качестве авианосного сопровождения на протяжении большей части своей военной карьеры из-за их высокой скорости. Их вооружение времен Первой мировой войны было слабее, а модернизированная броня все еще была тонкой по сравнению с современными линкорами. 13 ноября 1942 года во время Первого морского сражения за Гуадалканал Хиеи наткнулся на американские крейсеры и эсминцы в упор . Корабль был сильно поврежден во время столкновения, и его пришлось отбуксировать однотипным кораблем « Киришима» . На следующее утро оба были замечены американскими самолетами, и Киришима был вынужден отказаться от буксира из-за неоднократных воздушных атак. Капитан «Хиеи » приказал своей команде покинуть корабль после дальнейших повреждений и затопил «Хиеи» ранним вечером 14 ноября. [93] В ночь с 14 на 15 ноября во время Второго морского сражения за Гуадалканал Киришима вернулся в пролив Айронботтом , но столкнулся с американскими линкорами «Саут Дакота» и «Вашингтон» . Не сумев обнаружить Вашингтон , Киришима с некоторым успехом вступил в бой с Южной Дакотой . Вашингтон Через несколько минут открыл огонь с близкого расстояния и сильно повредил «Кирисиму» , выбив ее кормовые башни, заклинив руль направления и попав в корабль ниже ватерлинии. Наводнение оказалось неконтролируемым, и Киришима перевернулся. через три с половиной часа [94]
Вернувшись в Японию после битвы в заливе Лейте , Конго был торпедирован и потоплен американской подводной лодкой Sealion II 21 ноября 1944 года. [72] Харуна была пришвартована в Куре , Япония, когда военно-морская база была атакована американскими авианосными самолетами 24 и 28 июля 1945 года. Корабль был лишь слегка поврежден единственной бомбой, попавшей 24 июля, но 28 июля получил еще дюжину попаданий и затонул у своего причала . После войны был снят с мели и отправлен на слом в начале 1946 года. [95]
Большие крейсеры или «убийцы крейсеров»
[ редактировать ]
Поздний ренессанс популярности кораблей по размеру между линкорами и крейсерами произошел накануне Второй мировой войны. Некоторые описывали их как линейные крейсеры, но никогда не классифицировали как крупные корабли, их по-разному описывали как «суперкрейсеры», «большие крейсеры» или даже «неограниченные крейсеры». Голландские, американские и японские военно-морские силы планировали эти новые классы специально для противодействия тяжелым крейсерам или их аналогам, строящимся их военно-морскими соперниками. [96]
Первыми такими линейными крейсерами были голландцы проекта 1047 , предназначенные для защиты своих колоний в Ост-Индии перед лицом японской агрессии. Этим кораблям никогда официально не присваивались названия, и они были спроектированы при содействии Германии и Италии. Хотя они во многом напоминали немецкий класс «Шарнхорст» и имели такую же главную батарею, они были более легкобронированы и защищены только от восьмидюймового артиллерийского огня. Хотя проектирование было в основном завершено, работы над судами так и не начались, поскольку в мае 1940 года немцы захватили Нидерланды. Первый корабль должен был быть заложен в июне того же года. [97]
Единственным классом этих поздних линейных крейсеров, действительно построенным, были «большие крейсеры» ВМС США « Аляска класса ». Два из них были завершены: Аляска и Гуам ; третий, Гавайи , был отменен во время строительства, а три других, которые будут называться Филиппины , Пуэрто-Рико и Самоа , были отменены до того, как они были заложены. Их классифицировали как «большие крейсеры», а не линейные крейсеры. Эти корабли были названы в честь территорий или протекторатов. (Линкоры были названы в честь штатов, а крейсеры - в честь городов.) Имея основное вооружение из девяти 12-дюймовых орудий в трех трехорудийных башнях и водоизмещение 27 000 длинных тонн (27 000 т), корабли «Аляски» были вдвое больше кораблей «Балтимор класса ». крейсеры и имели орудия примерно на 50% больше в диаметре. Им не хватало толстого броневого пояса и сложной системы торпедной защиты настоящих крупных кораблей. Однако, в отличие от большинства линейных крейсеров, по крейсерским стандартам они считались сбалансированной конструкцией, поскольку их защита могла выдержать огонь из орудий собственного калибра, хотя и только в очень узком диапазоне дальностей. Они были предназначены для выслеживания японских тяжелых крейсеров, однако к моменту их вступления в строй большинство японских крейсеров было потоплено американскими самолетами или подводными лодками. [98] Как и современные «Айова» быстрые линкоры класса , их скорость в конечном итоге сделала их более полезными в качестве кораблей сопровождения авианосцев и бомбардировщиков, чем в качестве надводных боевых кораблей, для которых они были созданы. [99]
Японцы приступили к проектированию класса B64, который был похож на Alaska , но с 310-миллиметровыми (12,2 дюйма) орудиями. Новости об Аляске побудили их модернизировать конструкцию, создав конструкцию B-65 . Вооруженные 356-мм орудиями, B65 были бы лучшим вооружением среди линейных крейсеров нового поколения, но они по-прежнему имели бы достаточную защиту только для защиты от восьмидюймовых снарядов. Как и голландцы, японцы дошли до завершения проекта B65, но так и не сложили его. К тому времени, когда проекты были готовы, японский флот осознал, что эти корабли малопригодны и что приоритет при строительстве должен принадлежать авианосцам. Как и « Аляска », японцы не называли эти корабли линейными крейсерами, а называли их сверхтяжелыми крейсерами. [100]
Проекты времен холодной войны
[ редактировать ]
Несмотря на то, что после Второй мировой войны большинство военно-морских сил отказались от концепций линкоров и линейных крейсеров, любовь Иосифа Сталина к военным кораблям с большим артиллерийским вооружением побудила Советский Союз в конце 1940-х годов запланировать создание класса крупных крейсеров. В советском ВМФ их называли «тяжелыми крейсерами » . [101] Плодом этой программы стали крейсера проекта 82 ( «Сталинград» ) стандартной грузоподъемностью 36 500 тонн (35 900 длинных тонн), девятью 305-мм (12 дюймов) орудиями и скоростью 35 узлов (65 км/ч; 40 миль в час). Три корабля были заложены в 1951–1952 годах, но списаны в апреле 1953 года после смерти Сталина. Только центральная бронекорпус первого корабля «Сталинград » был спущен на воду в 1954 году и затем использовался в качестве мишени. [102]
Советский «Киров» класс иногда называют линейным крейсером. [103] Такое описание обусловлено их водоизмещением более 24 000 тонн (24 000 длинных тонн), что примерно равно водоизмещению линкора Первой мировой войны и более чем в два раза превышает водоизмещение современных крейсеров; На момент вступления в строй «Киров» был крупнейшим надводным боевым кораблем , построенным со времен Второй мировой войны. [104] Классу «Киров» не хватает брони, которая отличает линейные крейсеры от обычных крейсеров, и они классифицируются как тяжелые атомные ракетные крейсеры ( Тяжелый Атомный Ракетный Крейсер Россией (ТАРКР)) с их основным надводным вооружением, состоящим из двадцати П-700 «Гранит» класса «земля-земля ». ракеты. Четыре члена этого класса были укомплектованы в 1980-х и 1990-х годах, но из-за бюджетных ограничений только « Петр Великий» находится в эксплуатации в составе ВМФ России , хотя в 2010 году было объявлено о планах вернуть в строй три других корабля. По состоянию на 2021 год «Адмирал Нахимов» находился на переоборудовании, но два других корабля, как сообщается, не подлежат экономическому ремонту. [105] [106]
Операторы
[ редактировать ]В составе ВМФ России имеется один "Киров" линейный крейсер типа , еще один находится на капитальном ремонте.
Бывшие операторы
[ редактировать ]Императорского флота Германии были затоплены в Скапа-Флоу в 1919 году. Все пять уцелевших линейных крейсеров
В 1921 году Королевский флот Австралии вывел из эксплуатации свой единственный линейный крейсер HMAS Australia .
Императорский флот Японии модернизировал свои «Конго» линейные крейсеры класса в быстроходные линкоры в 1930-х годах, прекратив эксплуатацию линейных крейсеров.
Последний линейный крейсер Королевского флота , HMS Renown, был выведен из эксплуатации в 1945 году после Второй мировой войны.
линейных крейсера ВМС США Два «Аляска» класса были выведены из эксплуатации в 1947 году.
В 1950 году ВМС Турции вывели из эксплуатации свой единственный линейный крейсер TCG Yavuz .
См. также
[ редактировать ]- Список линейных крейсеров
- Список линейных крейсеров Первой мировой войны
- Список линейных крейсеров Второй мировой войны
- Список кораблей Второй мировой войны
- Список затонувших линейных крейсеров
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Немецкие Scharnhorst линкоры класса и Deutschland крейсеры класса , а также французские Dunkerque линкоры класса иногда называют линейными крейсерами, хотя военно-морские силы-владельцы называли их «линкорами» ( нем . Schlachtschiffe ), «броненосными кораблями» ( нем. : Panzerschiffe ) и «линкоры» ( фр . Bâtiments de ligne ) соответственно. Поскольку ни их операторы, ни значительное количество военно-морских историков не относят их к таковым, в данной статье они не обсуждаются. [2] [3] [4]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Брейер, с. 168
- ^ Грёнер, стр. 31, 60; Гилле, с. 139; Куп и Шмолке, с. 4
- ^ Шено, с. 259
- ^ Бидлингмайер, стр. 73–74.
- ^ Сондхаус, с. 199; Робертс, с. 13
- ^ Сумида, с. 19
- ^ Брейер, с. 47
- ^ Ламберт 2002, стр. 20–22; Осборн, стр. 61–62.
- ^ Гардинер и Грей, с. 142; Осборн, стр. 62, 74.
- ^ Сумида, с. 351, табл. 9. Данные указаны для крейсеров первого класса без учета вооружения.
- ^ Сумида, с. 42–44
- ^ Цитируется по Сумиде, с. 44
- ^ Робертс, с. 15; Маккей, стр. 212–13.
- ^ Брейер, с. 48
- ^ Робертс, стр. 16–17.
- ^ Маккей, стр. 324–25; Робертс, стр. 17–18; Сумида, с. 52
- ^ цитируется в Сумида, с. 52
- ^ Jump up to: а б Робертс, с. 19
- ^ Jump up to: а б Брейер, с. 115
- ^ Сумида, с. 55
- ^ Робертс, стр. 24–25.
- ^ Берр, стр. 7–8.
- ^ Брейер, стр. 114–17.
- ^ Jump up to: а б с Гардинер и Грей, с. 24
- ^ Робертс, с. 18
- ^ Маккей, стр. 325–26.
- ^ Еженедельные приказы Адмиралтейства. 351. – Описание и классификация крейсеров типа «Инвинсибл» и более поздних. ADM 182/2, цитата из книги «Проект Дредноут: Линейный крейсер Королевского флота».
- ^ Jump up to: а б Мэсси, с. 494
- ^ Цитируется в Massie, стр. 494–95.
- ^ Фридман, с. 10
- ^ Сондхаус, стр. 199–202
- ^ Робертс, с. 25; Маккей, стр. 324–25.
- ^ Сондхаус, стр. 201–02
- ^ Персонал, стр. 3–4.
- ^ Робертс, с. 26
- ^ Брейер, стр. 61–62.
- ^ Робертс, стр. 28–29.
- ^ Браун 1999, с. 57
- ^ Сондхаус, с. 203
- ^ Робертс, с. 32
- ^ Робертс, стр. 31–33.
- ^ Сондхаус, стр. 202–03
- ^ Брейер, стр. 269–72.
- ^ Брейер, стр. 267, 272.
- ^ Эванс и Питти, стр. 161–63.
- ^ Гардинер и Грей, с. 233
- ^ Робертс, стр. 37–38.
- ^ Брейер, с. 136
- ^ Брейер, стр. 277–78.
- ^ Брейер, с. 399
- ^ Брейер, стр. 283–84.
- ^ Робертс, стр. 46–47.
- ^ Робертс, стр. 50–52.
- ^ Брейер, с. 172
- ^ Робертс, с. 51
- ^ Робертс, стр. 55–61.
- ^ Jump up to: а б Робертс, стр. 60–61.
- ^ Грёнер, стр. 58–59
- ^ Берр, стр. 21–22.
- ^ Халперн, стр. 53–58; Персонал, стр. 18–20.
- ^ Берр, стр. 22–23.
- ^ Персонал, стр. 23–24, 43.
- ^ Персонал, стр. 43–44; Берр, стр. 24, 33.
- ^ Халперн, стр. 318–21.
- ^ Ламберт 1998, стр. 54–55.
- ^ Робертс, с. 116
- ^ Халперн, с. 328
- ^ Персонал, стр. 41–42.
- ^ Халперн, стр. 319–25.
- ^ Брейер, стр. 62–64, 70–72.
- ^ Шено, с. 218
- ^ Jump up to: а б Йентшура, Юнг и Микель, с. 35
- ^ Брейер, с. 353
- ^ Брейер, с. 234
- ^ Гардинер и Грей, стр. 41–42.
- ^ Гардинер и Грей, с. 235
- ^ Гардинер и Грей, с. 119
- ^ Гардинер и Грей, с. 40
- ^ Берт, с. 48
- ^ Брейер, стр. 157–58, 172.
- ^ Брейер, стр. 339–40.
- ^ Стилле, стр. 19–20.
- ^ Шено, с. 406
- ^ Констам, стр. 33–34
- ^ Маклафлин 2004, стр. 112, 114.
- ^ Гарцке и Дулин, стр. 353–54, 363; Гронер, с. 68
- ^ Гарцке и Дулин, стр. 135–36
- ^ Берт, с. 243
- ^ Шено, стр. 9, 173
- ^ Уитли 1998, с. 127
- ^ Шорс, Калл и Идзава, стр. 116–21, 123.
- ^ Осборн, стр. 127–28.
- ^ Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер; Альберг, Ларс (2010). «IJN Hiei: Табличный отчет о движении» . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 6 июня 2013 г.
- ^ Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер; Альберг, Ларс (2010). «IJN Киришима: Табличная запись движения» . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 6 июня 2013 г.
- ^ Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер; Альберг, Ларс (2012). «IJN Харуна: табличный отчет о движении» . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 6 июня 2013 г.
- ^ Шено, с. 388; Гарцке и Дулин, с. 86; Фридман 1984, с. 288; Маклафлин 2006, с. 104
- ^ Нут, стр. 243, 249, 268.
- ^ Фридман 1984, стр. 288–89, 296, 301–02.
- ^ Уитли 1995, стр. 278–79.
- ^ Йентшура, Юнг и Микель, с. 40; Гарцке и Дулин, стр. 86–87.
- ^ Маклафлин 2006, с. 104
- ^ Маклафлин 2006, стр. 116, 121–22.
- ^ Гардинер, Чамбли и Бадзбон, с. 328
- ^ «Россия перезапустит атомный боевой крейсер советской эпохи в 2018 году» . Москва Таймс . 16 октября 2014 года . Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ Сондерс, с. 674
Ссылки
[ редактировать ]- Бидлингмайер, Герхард (1971). «КМ адмирал граф Шпее». Профиль военного корабля 4 . Виндзор, Великобритания: Профильные публикации. стр. 73–96. OCLC 20229321 .
- Брейер, Зигфрид (1973). Линкоры и линейные крейсеры 1905–1970 гг . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. ISBN 978-0-385-07247-2 .
- Брукс, Джон (2005). Артиллерийская стрельба дредноутов в Ютландском сражении: вопрос управления огнем . Лондон: Рутледж, издательство Фрэнка Касса. ISBN 0-7146-5702-6 .
- Браун, Дэвид К. (2003). Великий флот: проектирование и разработка военных кораблей 1906–1922 (перепечатка издания 1999 г.). Лондон: Caxton Editions. ISBN 1-84067-531-4 .
- Браун, Дэвид К. (2003). Воин дредноута: Развитие военного корабля 1860–1905 (перепечатка издания 1997 г.). Лондон: Caxton Editions. ISBN 1-84067-529-2 .
- Берр, Лоуренс (2006). Британские линейные крейсеры 1914–1918 гг . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84603-008-6 .
- Берт, Р.А. (2012). Британские линкоры, 1919–1939 (2-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-052-8 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Черчилль, Уинстон (1986). Вторая мировая война: надвигающаяся буря . Бостон, Массачусетс: Компания Houghton Mifflin. ISBN 0-395-41055-Х .
- Эванс, Дэвид К. и Питти, Марк Р. (1997). Кайгун: стратегия, тактика и технологии Императорского флота Японии, 1887–1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-192-7 .
- Фридман, Норман (2008). Огневая мощь военно-морского флота: орудия и артиллерийские орудия линкоров в эпоху дредноутов . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-555-4 .
- Фридман, Норман (1984). Крейсеры США: иллюстрированная история дизайна . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-718-6 .
- Гардинер, Роберт, изд. (2001) [1992]. Затмение большой пушки: военный корабль 1906–45 . История корабля Конвея. Эдисон, Нью-Джерси: Chartwell Books. ISBN 0-7858-1414-0 . OCLC 51940554 .
- Гардинер, Роберт; Чамбли, Стивен и Будзбон, Пшемыслав (1995). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1995» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-132-7 .
- Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвей «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-907-3 .
- Гарцке, Уильям Х. и Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-101-0 .
- Гилле, Эрик (1999). Сто лет французским линкорам . Нант: Морская пехота. ISBN 2-909675-50-5 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-790-9 .
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7 .
- Хаф, Ричард (1964). Дредноут: история современного линкора . Нью-Йорк: Макмиллан. ISBN 978-0-02-554420-8 .
- Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-Х .
- Констам, Ангус (2003). Британские линейные крейсеры 1939–45 гг . Оксфорд, Великобритания: Osprey Books. ISBN 978-1-84176-633-1 .
- Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (1998). Линкор Шарнхорст . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-772-4 .
- Ламберт, Николас А. (январь 1998 г.). « Наши кровавые корабли» или «Наша кровавая система»? Ютландия и потеря линейных крейсеров, 1916 год». Журнал военной истории . 62 (1). Общество военной истории: 29–55. дои : 10.2307/120394 . ISSN 0899-3718 . JSTOR 120394 .
- Ламберт, Николас (2002). Морская революция сэра Джона Фишера . Колумбия, Южная Каролина: Издательство Университета Южной Каролины. ISBN 978-1-57003-492-3 .
- Мэсси, Роберт К. (1991). Дредноут: Великобритания, Германия и начало Великой войны . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 0-394-52833-6 .
- Маккей, Раддок Ф. (1973). Фишер из Килверстоуна . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0198224095 .
- Маклафлин, Стивен (2004). «Проект 69: Линейные крейсеры класса «Кронштадт». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 2004 года . Лондон: Морская пресса Конвея. стр. 99–117. ISBN 0-85177-948-4 .
- Маклафлин, Стивен (2006). «Проект 82: Сталинградский класс». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2006 года . Лондон: Конвей. стр. 102–123. ISBN 978-1-84486-030-2 .
- Нут, лейтенант Джурриен С. (1980). «Линейный крейсер: исследования конструкции Королевского военно-морского флота Нидерландов 1939–40». Военный корабль Интернешнл . XVII (3). Толедо, Огайо: Международная организация военно-морских исследований : 242–273. ISSN 0043-0374 .
- Осборн, Эрик Ф. (2004). Крейсеры и линейные крейсеры: иллюстрированная история их влияния . Санта-Барбара, Калифорния: ABC CLIO. ISBN 1-85109-369-9 .
- Престон, Энтони (2002). Худшие военные корабли мира . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-754-6 .
- Робертс, Джон (1997). Боевые крейсеры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-068-1 .
- Сондерс, Стивен, изд. (2013). Боевые корабли Джейн 2013–2014 гг . np: IHS Jane's. ISBN 978-0-7106-3048-3 .
- Шорс, Кристофер; Калл, Брайан и Идзава, Ясухо (1992). Кровавые беспорядки . Том. I: Переход к войне и падение Сингапура. Лондон: Груб-стрит. ISBN 0-948817-50-Х .
- Персонал, Гэри (2006). Немецкие линейные крейсеры: 1914–1918 гг . Оксфорд, Великобритания: Osprey Books. ISBN 978-1-84603-009-3 . OCLC 64555761 .
- Стилле, Марк (2008). Линкор Императорского флота Японии 1941–1945 гг . Оксфорд, Великобритания: Osprey Books. ISBN 978-1-84603-280-6 .
- Сондхаус, Лоуренс (2001). Морская война, 1815–1914 гг . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-21478-0 .
- Сумида, Джон Т. (1993). В защиту военно-морского превосходства: финансовые ограничения, технологические инновации и британская военно-морская политика, 1889–1914 гг . Лондон: Рутледж. ISBN 0-04445-104-0 .
- Вандерват, Дэн (1988). Атлантическая кампания . Нью-Йорк: Харпер и Роу. ISBN 978-0-06-015967-2 .
- Уитли, MJ (1998). Линкоры Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-184-Х .
- Уитли, MJ (1995). Крейсеры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: Касселл. ISBN 1-86019-874-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]