Jump to content

Запасной линейный крейсер типа York

Штриховой рисунок Эрзац-Йорка
Обзор класса
Имя Замена Йорка
Строители
Операторы  Императорский флот Германии
Предшественник Макензена Класс (планируется)
Преемник О класс (планируется)
Построен 1915–1918
Планируется 3
Отменено 3
Общие характеристики
Тип Линейный крейсер
Смещение
Длина 227,8 м (747 футов 5 дюймов)
Луч 30,4 м (99 футов 9 дюймов)
Черновик 9,3 м (30 футов 6 дюймов)
Установленная мощность
Движение
Скорость 27,3 узла (50,6 км/ч; 31,4 миль в час)
Диапазон 5500 миль (10200 км; 6300 миль) при скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час)
Дополнить
  • 47 офицеров
  • 1180 моряков
Вооружение
Броня

Класс Ersatz Yorck представлял собой группу из трех линейных крейсеров, заказанных, но не достроенных для немецкой Kaiserliche Marine (Императорский флот) в 1916 году. Эти три корабля первоначально были заказаны как дополнения к Mackensen классу , но были разработаны за рубежом, в частности, британский Renown класс . линейных крейсеров , привело к тому, что флот перепроектировал корабли. Основным изменением стало увеличение основной батареи с восьми 35-сантиметровых (14 дюймов) орудий до восьми 38-см (15 дюймов) орудий. К моменту решения флота о перепроектировании кораблей работа над первым кораблем уже началась, поэтому конструкторский состав был скован необходимостью использовать уже собранный материал.

Название произошло от того факта, что головной корабль предназначался для замены (нем. эрзац ) броненосного крейсера «Йорк» , погибшего на минах в 1914 году, и был заказан под предварительным названием «Эрзац Йорк» . Два других корабля, «Эрзац Гнейзенау » и «Эрзац Шарнхорст» , считались заменой броненосным крейсерам «Гнейзенау» и «Шарнхорст» , оба из которых были потоплены в битве за Фолклендские острова , также в 1914 году.

Как и «Маккензен », три корабля класса «Эрзац Йорк» так и не были достроены. В первую очередь это произошло из-за изменения приоритетов строительства в военное время; На более поздних этапах войны подводные лодки считались более важными для военных действий Германии, поэтому работы над другими типами кораблей были замедлены или полностью остановлены. Головной корабль, Ersatz Yorck , был единственным судном из трех, строительство которого началось, хотя до завершения строительства оставалось более двух лет, когда работы были прекращены. Корабль был разобран на стапеле , а оборудование, собранное для Ersatz Gneisenau, было установлено на первые четыре типа U 151 подводные лодки . Тем не менее, работа, вложенная в дизайн Эрзац Йорка , не была напрасной; Когда в 1930-х годах конструкторский состав начал работу над «Шарнхорст» линкорами класса , они использовали планы Эрзац-Йорка в качестве отправной точки.

Разработка

[ редактировать ]
Чертеж класса Макензен , на котором Эрзац Йорка. был основан дизайн

Четвертый и последний военно-морской закон , принятый в 1912 году, регулировал программу строительства немецкого военно-морского флота во время Первой мировой войны . Рейхсмаринеамт линкор (RMA – Имперское военно-морское управление) решило, что для удовлетворения требований, установленных в законе 1912 года, военно-морской флот должен строить один и один линейный крейсер каждый год в период с 1913 по 1917 год, а также дополнительные подразделения обоих типов в 1913 и 1916 годах. Первоначально RMA полагало, что война закончится быстро, но к началу 1915 года стало ясно, что это не так. В результате было принято решение использовать предписанную программу строительства для замены пяти броненосных крейсеров , потопленных за первые шесть месяцев войны, новыми линейными крейсерами, а не закладывать новые линкоры. Последним трем из этих новых линейных крейсеров было приказано заменить «Йорк» и два «Шарнхорст» крейсера класса , первый из которых был потоплен немецкими минами в ноябре 1914 года, а вторая пара была потоплена в битве за Фолклендские острова в следующем месяце. [ 1 ] Поскольку они считались заменой старых кораблей, а не пополнением флота, они были заказаны под предварительными названиями как « эрзац (замена) [название заменяемого корабля]». [ 2 ]

Три корабля класса «Эрзац Йорк» должны были принадлежать к «Маккензен» классу , и первоначальное финансирование для кораблей было выделено 21 февраля 1915 года. Адмирал Эдуард фон Капелле сменил гроссадмирала (гросс-адмирала) Альфреда фон Тирпица на посту государственного секретаря RMA 16 марта 1916 года, что привело к вопросам в RMA по поводу трех кораблей. Кайзер Вильгельм II хотел, чтобы следующая группа линейных крейсеров была оснащена 38-сантиметровыми (15-дюймовыми) орудиями вместо 35-сантиметровых (14-дюймовых) орудий, которые имели Макензены . 19 апреля Департамент строительства представил несколько проектных предложений, в том числе ГК1, ГК2 и ГК3. [ а ] Все три были вооружены 38-см орудиями и имели водоизмещение от 34 000 до 38 000 т (от 33 000 до 37 000 длинных тонн ). Это ознаменовало значительное увеличение по сравнению с проектом Макензена , водоизмещение которого составляло 31 000 т (31 000 длинных тонн); Основная часть роста водоизмещения пришлась на более тяжелую главную батарею, более крупные и мощные двигатели и дополнительные котлы , которые обеспечили увеличение скорости на 1,5–2 узла (2,8–3,7 км/ч; 1,7–2,3 миль в час) по сравнению с « Макензеном ». . [ 2 ] [ 3 ]

Визеадмирал (вице-адмирал) Рейнхард Шеер , командующий Флотом открытого моря , выразил свое предпочтение GK2, самой крупной и быстрой из версий (с максимальной скоростью 29,5 узлов (54,6 км/ч; 33,9 миль в час)), во время Встреча 29 апреля. Некоторое внимание было уделено идее о том, что новый проект линейного крейсера должен представлять собой объединение типов линкора и линейного крейсера - того, что позже было названо « быстрым линкором » - концепцию, которую Вильгельм II продвигал в течение многих лет. Так называемый « гросскампфшифф » (большой боевой корабль) упростил бы строительные и проектные работы, но Контерадмирал (контр-адмирал) Георг Хеббингауз начальник Главного военно-морского управления отметил, что в соответствии с немецкими военно-морскими законами такое изменение не будет быть разрешены и что законы необходимо будет переписать, чтобы разрешить использование нового типа. Тем не менее Хеббинхаус признал, что у проектировщиков была некоторая свобода действий при разработке военного корабля, которую можно было использовать, чтобы обойти юридические ограничения. [ 3 ] [ 4 ]

HMS Renown , что послужило толчком к перепроектированию трёх Ersatz Yorck .

На встрече 12 августа Хеббинхаус заявил, что хочет строить корабли, похожие на традиционные конструкции линкоров, предпочитая живучесть наступательной мощи; он утверждал, что Макензены следует отменить в пользу этого нового типа, поскольку они были разработаны до того, как у военно-морского флота появился какой-либо военный опыт, на котором они могли бы основываться. Капелле заявил, что последние три Макензена Эрзац Йорк , Эрзац Шарнхорст и Эрзац Гнейзенау — и Эрзац Фридрих Карл , если работа не продвинулась слишком далеко, должны быть перезаказаны как совершенно новый дизайн, GK6, который он представил. Этот проект предусматривал создание корабля, вооруженного восемью 38-см орудиями, водоизмещением 36 500 т (35 900 длинных тонн) и максимальной скоростью 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час). Шеер возражал против снижения скорости, и предложения Хеббингауза и Капелле пока ни к чему не привели. На другом совещании, состоявшемся 24 августа, был сделан вывод, что все семь кораблей класса «Макензен» будут построены в соответствии с проектом, при этом Главное военно-морское управление отметило, что они «все еще, несомненно, будут представлять собой очень ценное дополнение к флоту в 1919 году». [ 3 ]

Хеббинхаус снова поднял вопрос о главной батарее 31 октября, поскольку к тому времени стало известно, что ВМС США будут строить «Лексингтон» линейные крейсеры типа , по слухам, вооруженные 40-см (16-дюймовыми) орудиями, и что Британцы вооружали свои «Слава линейные крейсеры типа » 38-сантиметровыми орудиями. К этому времени большая часть строительных ресурсов ВМС Германии была перенаправлена ​​на флот подводных лодок , поэтому новые корабли не могли быть построены до 1920 года; в результате Макензены будут уступать новейшим американским и британским образцам. Хеббинхаус настаивал на том, чтобы линейные крейсеры были вооружены как минимум 38-см орудиями, но предпочтительно 40-см или даже 43-см (16,9 дюйма) орудиями. К тому времени «Эрзац Фридрих Карл» был заложен в ноябре прошлого года и был слишком далеко продвинулся, чтобы его можно было переоборудовать, в результате чего последние три Макензена остались единственными членами, которые можно было перевооружить. В связи с этим Строительное управление поспешило перепроектировать корабли, оснастив их 38-см орудиями, но работа была затруднена тем, что ВМФ уже заказал машины и броневые листы для кораблей, а работа над материалами уже началась. Действительно, «Эрзац Йорк» уже был заложен в июле. [ 2 ] [ 5 ]

В процессе модернизации Шеер потребовал, чтобы новые корабли имели увеличенное вооружение, броню и скорость по сравнению с первыми четырьмя Макензенами , но из-за наложенных ограничений можно было увеличить только вооружение, а палубное бронирование и скорость уменьшились. следует немного уменьшить, чтобы контролировать смещение. Водоизмещение выросло примерно на 2500 т (2500 длинных тонн) по сравнению с классом Mackensen , причем примерно на 1000 т (980 длинных тонн) это увеличение произошло за счет более тяжелых 38-см орудий. Длина и осадка также были увеличены, чтобы скорость кораблей не падала слишком сильно. Поскольку двигательные установки кораблей уже были заказаны, они остались практически идентичными первоначальной конструкции Макензена , хотя внутренние перестановки позволили объединить котлы в одну большую воронку, а не в две у Макензена , что давало ряд преимуществ. К ним относятся значительное уменьшение задымленности верхних корректировочных головок и дополнительное пространство для перемещения треноги дальше к корме, что снизило риск падения мачты на боевая рубка на случай боевых повреждений и увеличила поле зрения с корректирующей вершины. [ 6 ]

Общие характеристики

[ редактировать ]

Корабли класса «Эрзац Йорк» представляли собой расширение предыдущих кораблей класса «Маккензен» . Их длина по ватерлинии составляла 227,8 м (747 футов 5 дюймов) по сравнению с 223 м (731 фут 8 дюймов) на более ранних судах. Ersatz Yorck имел ту же ширину , что и более ранние суда, - 30,4 м (99 футов 9 дюймов) и ту же максимальную осадку 9,3 м (30 футов 6 дюймов). Планировалось, что корабли будут водоизмещать 33 500 т (33 000 длинных тонн) по проекту и до 38 000 т (37 000 длинных тонн) при полной загрузке. Корпуса кораблей класса «Эрзац Йорк» должны были иметь продольные стальные шпангоуты с приклепанной внешней обшивкой . Корпуса были разделены на восемнадцать водонепроницаемых отсеков . Экипаж корабля должен был состоять из 47 офицеров и 1180 матросов. [ 2 ] [ 5 ]

Как и все построенные немецкие линейные крейсеры, корабли класса «Эрзац Йорк» должны были быть оснащены четырьмя комплектами «Парсонс» паровых турбин . [ 7 ] каждый из которых приводил в движение трехлопастной винт диаметром 4,2 м (13 футов 9 дюймов). Турбины снабжались паром от 24 угольных одноконтурных котлов Шульца-Торникрофта и 8 двухконтурных котлов Шульца-Торникрофта, работающих на жидком топливе. Ersatz Yorck и Ersatz Gneisenau должны были использовать Föttinger жидкостную трансмиссию для своих турбин, в то время как Ersatz Scharnhorst турбины сохранили зубчатые трансмиссии с прямым соединением. Корабли должны были получать электроэнергию от дизель-генераторов . На « Эрзац -Йорках » предполагалось установить пару рулей направления для управления. рядом [ 2 ] [ 7 ]

Мощность силовой установки составляла 90 000 лошадиных сил на валу (67 000 кВт ; 91 000 л.с. ) и 295 оборотов в минуту , как и у предыдущих кораблей класса Mackensen . Их немного больший размер несколько снизил их скорость: с 28 узлов (52 км/ч; 32 миль в час) у кораблей класса Mackensen до 27,3 узлов (50,6 км/ч; 31,4 миль в час) у новых судов. Корабли были спроектированы для хранения 850 т (840 длинных тонн) угля и 250 т (250 длинных тонн) нефти в специально спроектированных топливных бункерах. Однако участки корпуса между торпедной переборкой и внешней стенкой корабля также использовались для хранения топлива. Это дополнительное пространство позволило увеличить в общей сложности 4000 т (3900 длинных тонн) угля и 2000 т (2000 длинных тонн) нефти. По оценкам, с заполненными запасами топлива корабли могли пройти 5500 морских миль (10200 км; 6300 миль) с крейсерской скоростью 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час). [ 8 ]

Вооружение

[ редактировать ]
Вид сверху на большой линкор; черный дым валит из его дымовых труб, пока он плывет по неспокойному морю.
Линкор SMS Baden , главная батарея подготовлена ​​к левому борту; Корабли класса « Эрзац Йорк» имели бы такое же вооружение.

Линейные крейсеры типа «Эрзац Йорк» должны были быть вооружены главной батареей из восьми 38-см (15 дюймов) орудий SK L/45 Drh LC/1913 в четырех двухорудийных башнях ; [ б ] оно было идентично основному вооружению «Бавария» линкоров типа . В обеих конструкциях башни располагались двумя сверхстрелковыми парами: одна носовая, другая кормовая. Первоначально эти башни допускали наклон орудий до -8 градусов и угол возвышения до 16 градусов, хотя Бавария модифицировала свою турель, чтобы обеспечить угол возвышения 20 градусов, что было обычной практикой для немецкого военно-морского оружия во второй половине войны. Для перезарядки орудия пришлось повернуть на 2,5 градуса. Орудия имели максимальную дальность стрельбы 20 250 м (66 440 футов). Каждая башня была оснащена стереодальномером . Предполагаемый боекомплект для класса Ersatz Yorck составлял 720 снарядов или 90 патронов на орудие; это были 750-килограммовые (1650 фунтов) снаряды, легкие для орудий такого калибра. Боекомплект делился на бронебойные и фугасные версии: 60 первых и 30 вторых. На дальности 20 000 м (66 000 футов) бронебойные снаряды могли пробить стальную пластину толщиной до 336 мм (13,2 дюйма). Орудия имели скорострельность около одного снаряда каждые 38 секунд. Начальная скорость составляла 805 метров в секунду (2640 футов/с). [ 2 ] [ 10 ] [ 11 ]

кораблей ПМК должен был состоять из двенадцати SK L/45, 15-см (5,9 дюйма) скорострельных орудий установленных в бронированных казематах вдоль центральной надстройки. Эти орудия предназначались для защиты от торпедных катеров и имели в общей сложности 2240 снарядов. Орудия могли поражать цели на расстоянии до 13 500 м (44 300 футов), а после усовершенствований в 1915 году их дальность была увеличена до 16 800 м (55 100 футов). Орудия имели устойчивую скорострельность от 5 до 7 выстрелов в минуту. Снаряды весили 45,3 кг (100 фунтов) и были снаряжены метательным зарядом RPC/12 массой 13,7 кг (30 фунтов) в латунном патроне. Орудия стреляли с начальной скоростью 835 метров в секунду (2740 футов/с). Корабли также должны были быть оснащены восемью 8,8-см (3,5 дюйма) зенитными орудиями SK L/45 в одиночных установках на постаменте. Четыре из них располагались вокруг задней сверхстрелковой башни главного калибра, а остальные четыре — вокруг носовой боевой рубки. Орудия размещались в установках MPL C/13, допускавших наклон до −10 градусов и угол возвышения до 70 градусов. Эти орудия стреляли снарядами массой 9 кг (20 фунтов) и имели эффективный потолок 9 150 м (30 020 футов) под углом 70 градусов. [ 12 ] [ 13 ]

Как это было стандартно для военных кораблей того периода, «Эрзац-Йорк » должен был быть оснащен подводными торпедными аппаратами . Было три трубки диаметром 60 см (24 дюйма): одна в носовой части и по одной на каждом борту корабля. Торпеды боеголовку массой были типа H8 , имели длину 9 м (30 футов) и несли гексанитовую 210 ​​кг (463 фунта) . Торпеды имели дальность действия 8000 м (8700 ярдов) при скорости 35 узлов (65 км/ч; 40 миль в час); при пониженной скорости 28 узлов (52 км/ч; 32 миль в час) дальность полета значительно увеличилась до 15 000 м (16 000 ярдов). [ 2 ] [ 14 ] Корабли должны были быть снабжены примерно пятнадцатью торпедами. [ 15 ]

Корабли класса Ersatz Yorck были защищены Krupp бронёй из цементированной стали , что было стандартом для немецких военных кораблей того периода. Схема бронирования была идентична предыдущему классу Mackensen , который сам по себе был очень похож на схему бронирования на предыдущих Derfflinger кораблях класса . [ 16 ] [ с ] У них был броневой пояс толщиной 300 мм (11,8 дюйма) в центральной цитадели корабля, где располагались наиболее важные части корабля. Сюда входили магазины с боеприпасами и машинные помещения. Ремень был уменьшен в менее критических областях: до 120 мм (4,7 дюйма) вперед и 100 мм (3,9 дюйма) назад. Пояс сужался до 30 мм (1,2 дюйма) в носовой части , хотя корма вообще не была защищена броней. Переборка торпед толщиной 45 мм (1,8 дюйма) проходила по всей длине корпуса, в нескольких метрах позади основного пояса. Толщина основной бронепалубы варьировалась от 30 мм в менее важных зонах до 80 мм (3,1 дюйма) в секциях, закрывающих наиболее важные участки корабля. [ 16 ]

Передняя боевая рубка была защищена тяжелой броней: толщина бортов составляла 300 мм, крыша — 130 мм (5,1 дюйма). Задняя боевая рубка была хуже бронирована; его стороны составляли всего 200 мм (7,9 дюйма), а крыша была покрыта броневой пластиной толщиной 50 мм (2 дюйма). Башни орудий ГК также были тяжелобронированы: толщина бортов башни составляла 270 мм (11 дюймов), толщина крыши — 110 мм (4,3 дюйма). 15-см орудия имели броню казематов толщиной 150 мм; Сами орудия имели щиты толщиной 70 мм (2,8 дюйма) для защиты расчетов от осколков снарядов. [ 16 ]

Строительство и отмена

[ редактировать ]

Контракты на корабли изначально были заключены, когда они еще принадлежали к классу Mackensen . Ersatz Yorck , замена броненосного крейсера Yorck , был передан компании AG Vulcan в Гамбурге 10 апреля 1915 года. Ersatz Gneisenau , замена броненосного крейсера Gneisenau , был передан компании Germaniawerft в Киле , а компания Blohm & Voss контракт получила в Гамбурге. для Эрзац Шарнхорст , замена броненосного крейсера Шарнхорст . Работы над Ersatz Yorck начались с закладки его киля в июле 1916 года под верфью № 63, а . к моменту перепроектирования кораблей уже была собрана мидель корпуса [ 2 ] [ 5 ]

Корабли так и не были достроены, прежде всего потому, что к 1917 году судостроительная промышленность в значительной степени была переключена на поддержку кампании подводных лодок , которая стала приоритетом ВМФ. После 1917 года работы на Эрзац-Йорке велись только для того, чтобы занять рабочих верфи, которых нельзя было нанять на строительство подводных лодок. [ д ] RMA представило отчет от 1 февраля 1918 года, в котором говорилось, что строительство крупных кораблей остановлено, в первую очередь из-за смещения приоритетов в сторону подводной войны. В результате собранные шпангоуты корпуса впоследствии были списаны на стапеле . Некоторые материалы для Ersatz Gneisenau были построены, в том числе корабельные дизель-генераторы, которые впоследствии были установлены на первых четырех типа U 151 подводных лодках : U-151 , U-152 , U-153 и U-154 . никаких работ не велось . на Ersatz Scharnhorst До списания кораблей [ 2 ] [ 19 ]

Уже в 1918 году конструкторский состав возродил концепцию Grosskampfschiff , проведя ряд проектных исследований, которые варьировались от меньших аналогов британского Courageous класса «больших легких крейсеров» до очень больших линейных крейсеров водоизмещением 45 000 т (44 000 длинных тонн), вооруженных 42-см ( 16,5 дюйма) пушки. Проектные исследования в конечном итоге показали, что тип корабля, который хотел Шеер, был непрактичным из-за ограничений по размерам, налагаемых инфраструктурой ВМС Германии, в частности, существующими сухими доками и каналом кайзера Вильгельма . [ 4 ] Хотя корабли класса «Эрзац Йорк» не были достроены, их проект стал отправной точкой для работы, в результате которой были созданы «Шарнхорст», линкоры класса построенные Кригсмарине в середине 1930-х годов. [ 2 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «GK» означало « Grosse Kreuzer » (большой крейсер), немецкое название линейных крейсеров того времени. [ 3 ]
  2. В номенклатуре орудий Императорского флота Германии «SK» ( Schnelladekanone — быстрозарядное ружье) означает, что орудие скорострельное, а L / 45 обозначает длину орудия. В данном случае орудие L/45 имеет калибр 45 , а это означает, что длина ствола орудия в 45 раз превышает его диаметр. [ 9 ]
  3. ^ Приведенные здесь цифры относятся к классу Дерффлингер ; конкретные цифры по классу Ersatz Yorck неизвестны. Немецкий военно-морской историк Эрих Грёнер утверждает, что «броня Круппа была аналогична бронетехнике класса Дерффлингер ». [ 17 ]
  4. Например, сотрудники AG Vulcan продолжали работать над линкором «Вюртемберг» до 1917 года, несмотря на то, что военно-морской флот решил, что его строительство невозможно, в первую очередь для расчистки стапеля, чтобы его можно было использовать для других проектов. [ 18 ]
  • Кэмпбелл, Н.Дж.М. и Сич, Эрвин (1986). "Германия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 134–189. ISBN  978-0-85177-245-5 .
  • Додсон, Эйдан (2016). Боевой флот кайзера: крупные немецкие корабли 1871–1918 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-84832-229-5 .
  • Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех наций; Иллюстрированный справочник . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-84832-100-7 .
  • Грисмер, Аксель (1999). Линейные корабли Императорского флота: 1906–1918 гг.; Конструкции между конкуренцией вооружений и военно-морским правом [ Линкоры Императорского флота: 1906–1918; Конструкции между законами о конкуренции вооружений и флотом ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN  978-3-7637-5985-9 .
  • Гренер, Эрих ; Юнг, Дитер и Маасс, Мартин (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том I: Основные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Хервиг, Хольгер (1998) [Впервые опубликовано в 1980 году]. «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN  978-1-57392-286-9 .
  • Ноттельманн, Дирк. «От броненосцев до дредноутов: развитие немецкого военно-морского флота, 1864–1918: Часть XA, «Утраченные амбиции» ». Военный корабль Интернешнл . 56 (4). Толедо: Международная организация военно-морских исследований. ISSN   0043-0374 .
  • Персонал, Гэри (2014). Немецкие линейные крейсеры Первой мировой войны: их конструкция, конструкция и эксплуатация . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-84832-213-4 .
  • Вейр, Гэри Э. (1992). Строительство кайзеровского флота: Управление императорского флота и немецкая промышленность в эпоху Тирпица, 1890–1919 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-929-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кэмпбелл, Нью-Джерси (1978). Боевые крейсеры . Специальный военный корабль. Том. 1. Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-130-4 .
  • Додсон, Эйдан; Кант, Серена (2020). Военные трофеи: судьба вражеских флотов после двух мировых войн . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-5267-4198-1 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 075fb30d0ce96474835bf591f8b27612__1717763700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/12/075fb30d0ce96474835bf591f8b27612.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ersatz Yorck-class battlecruiser - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)