Jump to content

СМС Баден

Координаты : 49 ° 49'42 "с.ш. 2 ° 23'21" з.д.  /  49,82833 ° с.ш. 2,38917 ° з.д.  / 49,82833; -2,38917

Баден с главной батареей, обученной левому борту.
История
Германская империя
Имя СМС Баден
Тезка Баден
Строитель Шихау работает
Заложен 20 декабря 1913 г.
Запущен 30 октября 1915 г.
Введен в эксплуатацию 14 марта 1917 г.
Судьба Затоплен как цель, 16 августа 1921 г.
Общие характеристики
Класс и тип Бавария типа Линкор
Смещение
Длина 180 м (590 футов 7 дюймов) в длину
Луч 30 м (98 футов 5 дюймов)
Черновик 9,4 м (30 футов 10 дюймов)
Установленная мощность
Движение
Скорость 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час)
Диапазон 5000 миль (9300 км; 5800 миль) на скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час)
Дополнить
  • 42 офицера
  • 1129 военнослужащих
Вооружение
Броня

SMS [ а ] «Баден» «Бавария», типа линкор-дредноут Германского императорского флота построенный во время Первой мировой войны . Спущенный на воду в октябре 1915 года и завершенный в марте 1917 года, он был последним линкором, построенным для использования в войне; две ее сестры Саксония и Вюртемберг — были неполными, когда война закончилась. Корабль имел восемь 38-сантиметровых (15 дюймов) орудий в четырех спаренных башнях , имел водоизмещение 32 200 метрических тонн (31 700 длинных тонн; 35 500 коротких тонн) при полной боевой нагрузке и имел максимальную скорость 21 узел (39 км/ч; 24). миль в час). Наряду со своей сестрой «Баварией» , «Баден» был самым большим и наиболее мощно вооруженным линкором, построенным Имперским флотом.

После вступления в состав открытого моря Флота «Баден» стал флагманом флота , заменив «Фридриха дер Гроссе» . Баден За свою короткую карьеру мало что видела; единственный крупный боевой вылет в апреле 1918 года завершился без боя. После краха Германии в ноябре 1918 года Баден вместе с большей частью флота открытого моря в Скапа-Флоу был интернирован британским Королевским флотом . 21 июня 1919 года контр-адмирал Людвиг фон Ройтер приказал затопить флот . Однако британским морякам в гавани удалось подняться на борт Бадена и выбросить его на берег, чтобы предотвратить затопление. Корабль был снят с мели, тщательно осмотрен и в конечном итоге затоплен в ходе обширных артиллерийских испытаний, проведенных Королевским флотом в 1921 году.

Макет брони для Баварии ; цифры обозначают толщину брони в миллиметрах в каждой области

Проектные работы над классом «Бавария» начались в 1910 году в контексте англо-германской гонки военно-морских вооружений , при этом первоначальные обсуждения были сосредоточены на калибре главной батареи ; предыдущие немецкие линкоры имели орудия калибра 30,5 см (12 дюймов), но поскольку иностранные военно-морские силы приняли на вооружение орудия калибра 34 см (13,5 дюйма) и 35,6 см (14 дюймов), немецкое военно-морское командование почувствовало необходимость ответить собственными более крупными орудиями. Они рассматривали ружья диаметром 32 см (12,6 дюйма), 38 см (15 дюймов) и 40 см (15,7 дюйма). Адмирал Альфред фон Тирпиц , статс-секретарь Имперского военно- морского ведомства, смог использовать общественный резонанс по поводу Агадирского кризиса , чтобы оказать давление на Рейхстаг (Имперский сейм) с целью ассигнования дополнительных средств для Kaiserliche Marine (Императорский флот) для компенсации дополнительная стоимость более крупного оружия. Конструкторский состав остановился на калибре 38 см, поскольку 40-см был значительно дороже, а 38-см орудие представляло собой значительное улучшение по сравнению с существующими немецкими орудиями. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

Баден имел длину 179,4 м (588 футов 7 дюймов) по ватерлинии и общую длину 180 м (590 футов 7 дюймов) . У нее была осадка 9,3–9,4 м (30 футов 6 дюймов – 30 футов 10 дюймов). Бадена Водоизмещение составило 28 530 метрических тонн (28 080 длинных тонн) при расчетном водоизмещении, которое не включало полную загрузку боевых припасов, топлива и других оперативных потребностей; при полной боевой нагрузке водоизмещение до 32 200 тонн (31 700 длинных тонн). Водоизмещение « Бадена » было более чем на 3000 т (3000 длинных тонн) больше, чем у предыдущих «Кёниг» кораблей класса , что делало его крупнейшим линкором, построенным Имперским флотом. Баден приводился в движение тремя комплектами паровых турбин Шихау , а пар вырабатывался четырнадцатью водотрубными котлами , одиннадцать из которых работали на угле, а три — на нефти . Силовая установка была рассчитана на 35 000 лошадиных сил (35 000 л.с. ) и на испытаниях выдавала максимальную мощность 56 275 лошадиных сил (55 505 л.с.). Ее расчетная скорость составляла 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час), но Баден достиг максимальной скорости 22,1 узла (40,9 км/ч; 25,4 мили в час). После ввода в строй на ней находился экипаж из 42 человек. офицеров и 1129 рядовых . [ 4 ] [ 5 ]

Корабль был первым немецким военным кораблем, вооруженным восемью 38-см (15-дюймовыми) орудиями SK L/45 . [ б ] Орудия главного калибра располагались в четырех спаренных орудийных башнях : по две сверхстрелковые в носовой и кормовой частях. Ее вторичное вооружение состояло из шестнадцати 15-см (5,9 дюйма) орудий SK L/45, четырех 8,8-см (3,5 дюйма) орудий SK L/45 и пяти 60-см (23,6 дюйма) подводных торпедных аппаратов , одного в носовой части и двух на каждом. луч. Корабль имел броневой пояс толщиной 170–350 мм (6,7–13,8 дюйма) и бронепалубу толщиной 60–100 мм (2,4–3,9 дюйма). Ее передняя боевая рубка имела борта толщиной 400 мм (15,7 дюйма), а башни главного калибра имели борта толщиной 350 мм и крышу толщиной 200 мм (7,9 дюйма). [ 7 ] [ 8 ]

История обслуживания

[ редактировать ]

В 1912 году Баден получил временное название Замена Вёрт . [ 9 ] [ с ] в соответствии с четвертым и последним военно-морским законом , принятым в том же году. [ 10 ] Строительство началось на верфи Шихау-Верке в Данциге под строительным номером 913. Корабль был заложен 20 декабря 1913 года и спущен на воду 30 октября 1915 года. [ 11 ] Работы были значительно задержаны началом Первой мировой войны , во-первых, из-за наступления русских в Восточную Пруссию , которое угрожало верфям в Данциге и было остановлено в битве при Танненберге . Как только работы на верфях возобновились, ресурсы были перенаправлены на достройку линейного крейсера «Лютцов» и бывших российских лёгких крейсеров «Эльбинг» и «Пиллау» . Работа над кораблем серьезно возобновилась после завершения этих проектов, и Баден был готов к ходовым испытаниям к 19 октября 1916 года ; испытания проводились с декабря по январь 1917 года, а 14 марта корабль был принят в строй. , Бадена Два родственных корабля Sachsen и Württemberg , оба лежали незавершенными в конце Первой мировой войны и впоследствии были списаны, оставив Баден последним линкором, построенным для Имперского флота. Большая часть ее команды, включая капитана Виктора Хардера , прибыла прямо из Лютцова , который затонул в Ютландском сражении в июне 1916 года. [ 7 ] [ 12 ]

После вступления в состав открытого моря Флота Баден был назначен флагманом и командующего флотом вице-адмирала Франца фон Хиппера занимал эту должность до конца войны. [ 13 ] В конце августа 1917 года Баден взял кайзера Вильгельма II с визитом на укрепленный остров Гельголанд ; корабль сопровождали линейный крейсер « Дерффлингер» и легкие крейсеры «Эмден» и «Карлсруэ» . После завершения визита Баден вернул кайзера в Куксхафен . [ 14 ] Корабль ударился о морское дно недалеко от Куксхафена, но серьезных повреждений не причинил. [ 15 ] До конца года корабль малоактивен, так как значительные части флота были выделены для операции «Альбион» — нападения на Рижский залив ; поскольку флот был разделен, он не мог предпринимать никаких наступательных действий в Северном море , и поэтому Баден бездействовал до тех пор, пока флот не собрался снова. [ 16 ]

Аванс от 23 апреля 1918 г.

[ редактировать ]
Опознавательный рисунок «Бавария». линкора типа

В конце 1917 года легкие силы Флота открытого моря начали перехватывать британские конвои, направлявшиеся в Норвегию. [ д ] 17 октября легкие крейсеры «Бруммер» и «Бремзе» перехватили один из конвоев, потопив девять из двенадцати грузовых кораблей и два эсминца сопровождения, прежде чем повернуться обратно в Германию. 12 декабря четыре немецких эсминца устроили засаду на второй британский конвой из пяти грузовых судов и двух британских эсминцев. Все пять транспортов были потоплены, как и один из эсминцев. После этих двух рейдов адмирал Дэвид Битти , командующий Великим флотом , выделил линкоры из состава боевого флота для защиты конвоев. Немецкому императорскому флоту ( Kaiserliche Marine ) теперь представилась возможность, которой он ждал всю войну: часть численно более сильного Великого флота была отделена и могла быть изолирована и уничтожена. Хиппер спланировал операцию: линейные крейсеры I разведывательной группы вместе с легкими крейсерами и эсминцами должны были атаковать один из крупных конвоев, в то время как остальная часть Флота открытого моря стояла в стороне, готовая атаковать британский линкор-дредноут. эскадрилья. [ 17 ]

В 05:00 23 апреля 1918 года немецкий флот отошел от рейда Шиллиг . Хиппер на борту «Бадена » приказал свести беспроводную передачу к минимуму, чтобы предотвратить радиоперехват британской разведкой. [ 18 ] В 06:10 немецкие линейные крейсеры достигли позиции примерно в 60 километрах (37 миль) к юго-западу от Бергена , когда линейный крейсер Мольтке потерял внутренний винт правого борта, что серьезно повредило двигатели корабля. [ 19 ] Экипаж произвел временный ремонт, позволивший кораблю двигаться со скоростью 4 узла (7,4 км/ч), но было решено взять корабль на буксир. Несмотря на эту неудачу, Хиппер продолжил движение на север. К 14:00 силы Хиппера несколько раз пересекли маршрут конвоя, но ничего не нашли. В 14:10 Хиппер повернул свои корабли на юг. К 18:37 немецкий флот вернулся к оборонительным минным полям, окружающим свои базы. Позже выяснилось, что конвой покинул порт на день позже, чем ожидал немецкий плановый штаб. [ 18 ]

24 мая Баден снова отправился в Гельголанд, на этот раз, чтобы взять с собой главнокомандующего флотом адмирала Рейнхарда Шеера и великого герцога Фридриха фон Бадена с визитом на остров. только Карлсруэ . В этом путешествии к кораблю присоединился [ 15 ] В августе «Баден» был поставлен в сухой док для технического обслуживания, а 7-го числа месяца Хиппер сменил Шеера на посту командующего флотом. Баден был снят с мели 24 августа в рамках подготовки к последним крупным учениям флота, проведенным 6 сентября. [ 16 ]

Мятеж и Скапа-Флоу

[ редактировать ]
Продолжаются спасательные работы на Бадене в Скапа-Флоу. крейсер «Франкфурт» . Также виден

В качестве флагмана флота « Баден» должен был принять участие в заключительном сражении флота за несколько дней до перемирия , операции, которая предполагала выход основной части флота открытого моря со своей базы в Вильгельмсхафене для вступления в бой с Великим британским флотом. Чтобы добиться для Германии более выгодной позиции на переговорах, адмиралы Хиппер и Шеер намеревались нанести как можно больший ущерб британскому флоту, чего бы это ни стоило флоту. [ 20 ] Следовательно, 29 октября 1918 года был отдан приказ выйти из Вильгельмсхафена для закрепления флота на Нефритовом рейде с намерением отправиться на следующее утро. Однако начиная с ночи 29 октября моряки Тюрингии подняли мятеж. [ 21 ] экипаж «Гельголанда» , находившийся непосредственно за Тюрингией Рано утром 30-го числа к мятежу присоединился . Оба корабля сдались после прибытия двух торпедных катеров и пригрозили открыть огонь, а экипажи линкоров были высажены на берег и заключены в тюрьму. [ 22 ] Настроение Бадена экипажа было оценено как «опасное». [ 23 ] Затем восстание распространилось на берег; 3 ноября около 20 000 моряков, докеров и гражданских лиц вступили в бой с властями в Киле , пытаясь добиться освобождения заключенных в тюрьму мятежников. [ 24 ] социалистов красный флаг » был поднят Тем временем 9 ноября на борту «Бадена , что окончательно убедило Хиппера и Шеера отказаться от этого плана. [ 24 ] [ 25 ]

Баден изначально не планировался для сдачи по условиям перемирия, но был заменен линейным крейсером «Макензен» , который лежал незавершенным и не мог выйти в море. [ 13 ] В результате вместо того, чтобы присоединиться к Флоту открытого моря, когда он отправился в Скапа-Флоу 21 ноября 1918 года, [ 26 ] Баден покинул Германию 7 января 1919 года. [ 15 ] и после прибытия большая часть ее команды была снята с легкого крейсера «Регенсбург» для возвращения в Германию. [ 27 ] Королевский флот проинспектировал корабль 9 января, но многие технические инструменты, в том числе артиллерийское оборудование, были сняты еще до того, как корабль покинул Германию. [ 28 ] Флот оставался в плену во время переговоров в Версале, которые в конечном итоге привели к заключению договора, положившего конец войне . Копия «Таймс» сообщила контр-адмиралу Людвигу фон Ройтеру , что срок действия перемирия истекает в полдень 21 июня 1919 года, крайнего срока, к которому Германия должна была подписать мирный договор. Рейтер пришел к выводу, что британцы намеревались захватить немецкие корабли после истечения срока перемирия. [ и ] Чтобы предотвратить это, он решил затопить при первой же возможности свои корабли. Утром 21 июня британский флот покинул Скапа-Флоу для проведения учебных маневров; в 11:20 Рейтер передал приказ своим кораблям. [ 29 ]

Многие люди на борту «Бадена» были выбраны для помощи в разгрузке корабля снабжения тем утром, и поэтому не смогли открыть забортные краны , в результате чего оставшихся членов экипажа оказалось недостаточно для выполнения этой задачи. В результате « Баден» стал последним крупным военным кораблем, начавшим процесс затопления, и британским войскам в гавани удалось обезопасить корабль, перерезать его якорные цепи и посадить его на мель, прежде чем он смог затонуть в более глубокой воде. [ 13 ] [ 27 ] Тогдашний лейтенант-коммандер Брюс Фрейзер возглавил британских моряков, которые поднялись на борт Бадена . [ 30 ] Баден был единственным крупным кораблем, который не затонул при затоплении. [ 13 ] Корабль был снят с мели 19 июля. [ 27 ] после чего ее отбуксировали на британскую военно-морскую базу в Инвергордоне . [ 28 ]

Британская служба

[ редактировать ]
Две небольшие лодки тянут более крупное судно через спокойную воду.
Баден буксируют из Скапа-Флоу

После прибытия корабля в Инвергордон Баден был тщательно осмотрен техническими специалистами Королевского флота. Военно-морские инженеры осмотрели корпус, включая винты, трюмные кили и рули направления, чтобы определить водонепроницаемость формы корпуса. Было обнаружено, что корабль был примерно таким же эффективным, как British Revenge линкоры класса . [ 31 ] Была тщательно исследована система бронирования корабля; Британская команда пришла к выводу, что корабль не был модифицирован с учетом уроков Ютландской битвы 31 мая - 1 июня 1916 года. [ 32 ]

Башни главного калибра и магазины с боеприпасами также подверглись пристальному вниманию; Среди проведенных тестов был эксперимент по проверке того, насколько быстро можно заливать магазины — результат составил 12 минут. [ 33 ] [ ж ] Артиллерийская школа HMS Excellent провела испытания заряжания орудий главного калибра. Выяснилось, что орудия можно было подготовить к стрельбе за 23 секунды, что на 13 секунд быстрее, чем на « Куин Элизабет» линкорах типа . [ 28 ] Водонепроницаемая переборка корабля и системы подводной защиты также особенно заинтересовали инспекционную группу; Пристальное внимание они уделили судовому насосному и противозатопленному оборудованию. [ 34 ] В начале проверки рабочий верфи был убит, а несколько других получили ранения после того, как свеча зажгла дым в корпусе, что привело к взрыву. [ 35 ] Эдмунд Эбботт , лейтенант Королевского флота, был награжден медалью Альберта за попытки спасти раненых. [ 36 ]

Картина тонущего Бадена как корабля-мишени, 16 августа 1921 года.

После завершения проверки было решено использовать Баден в качестве объекта артиллерийского обстрела. В январе 1921 года был заказан первый раунд артиллерийских испытаний. Артиллеристы HMS Excellence стреляли новыми бронебойными (ББ) снарядами, появившимися после Ютландского сражения. Этот раунд испытаний использовался для определения наиболее эффективного соотношения взрывчатых веществ в капсюлях-детонаторах; снаряды, выпущенные по Ютландии, имели тенденцию фрагментироваться при попадании в тяжелую броню, а не пробивать. Монитор , HMS Terror пришвартовался примерно в 500 ярдах (460 м) от Бадена чтобы стрелять из своих 15-дюймовых (38-см) орудий в упор . Баден был наклонен на правый борт за счет удаления угля и брони с левого борта, чтобы имитировать эффект попадания снаряда в броню под углом падения. [ 37 ] Самая передняя орудийная башня к этому времени была снята. Террор выпустил по кораблю 17 снарядов разных типов. После этих испытаний Королевский флот пришел к выводу, что новые снаряды достаточно мощны, чтобы пробить тяжелую броню, и намного более эффективны, чем предыдущие версии, которые применялись в Ютландии. [ 38 ] После испытаний из-за сильного волнения корабль затонул на мелководье; через три месяца его снова подняли и поставили в док для ремонта. К августу 1921 года корабль был готов ко второму этапу испытаний. [ 39 ]

Вторая серия испытаний была назначена на 16 августа 1921 года. Монитор HMS Erebus снаряды разных типов выпустил по Бадену из своих 15 орудий. На этот раз снаряды не так хорошо справились с ; Бадена тяжелой броней один из бронебойных снарядов не взорвался, а два полубронебойных снаряда, судя по всему, разбились при ударе. На корабле также было взорвано шесть авиабомб, правда, они были размещены на борту и взорвались дистанционно. Бомбы подействовали не так хорошо, как ожидалось. [ 39 ] Сразу после второго раунда артиллерийских испытаний Баден был затоплен. Корабль затонул в Херд-Дип на глубине примерно 180 м (600 футов). [ 13 ]

Самым важным выводом испытаний в Бадене было то, что средняя броня толщиной 7 дюймов (18 см) была совершенно бесполезна против снарядов крупного калибра. В результате британский флот принял на вооружение броню « все или ничего », впервые разработанную ВМС США . [ 40 ] Теория брони «все или ничего» заключалась в защите жизненно важных органов корабля чрезвычайно тяжелой броней, оставляя при этом остальную часть корабля совершенно незащищенной. [ 41 ] Эта система использовалась на первом послевоенном британском линкоре «Нельсон» класса . [ 40 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff », или «Корабль Его Величества».
  2. ^ В номенклатуре оружия Императорского флота Германии буква «SK» ( Schnelladekanone ) означает, что орудие быстро заряжается, а L / 45 обозначает длину орудия. В данном случае пушка L/45 имеет диаметр 45 калибров , а это означает, что длина ствола пушки в 45 раз превышает ее диаметр ствола . [ 6 ]
  3. ^ Баден был заказан в качестве замены старого линкора SMS Wörth ; «эрзац » в переводе с немецкого означает «замена».
  4. Великобритания пообещала ежемесячно отправлять в Норвегию 250 000 коротких тонн (230 000 т) угля. См.: Мэсси , с. 747.
  5. К этому времени перемирие было продлено до 23 июня, хотя есть некоторые разногласия относительно того, знал ли об этом Рейтер. Адмирал Сидней Фримантл заявил, что он проинформировал Рейтер вечером 20-го числа, хотя Рейтер утверждает, что не знал о развитии событий. О заявлении Фримантла см. Bennett , p. 307. Заявление Рейтера см. Herwig , p. 256.
  6. ^ На случай возгорания боеприпасов магазины были приспособлены для затопления, чтобы предотвратить катастрофический взрыв.
  1. ^ Фридман , с. 131.
  2. ^ Додсон , с. 97.
  3. ^ Ноттельманн , стр. 289–293.
  4. ^ Грёнер , стр. 27–30.
  5. ^ Штаб ( Линкоры ) , стр. 40, 42.
  6. ^ Грисмер , с. 177.
  7. ^ Jump up to: а б Гренер , с. 30.
  8. ^ Додсон , с. 225.
  9. ^ Грёнер , с. 28.
  10. ^ Хервиг , с. 81.
  11. ^ Гудолл , с. 13.
  12. ^ Ноттельманн , стр. 304–305.
  13. ^ Jump up to: а б с д и Шлейхауф , с. 81.
  14. ^ Персонал ( Линкоры ) , с. 43.
  15. ^ Jump up to: а б с Штаб ( Линкоры ) , с. 44.
  16. ^ Jump up to: а б Ноттельманн , с. 306.
  17. ^ Мэсси , стр. 747–748.
  18. ^ Jump up to: а б Мэсси , с. 748.
  19. ^ Персонал ( Линейные крейсеры ) , с. 17.
  20. ^ Таррант , стр. 280–281.
  21. ^ Таррант , стр. 281–282.
  22. ^ New York Times Co. , с. 440.
  23. ^ Таррант , с. 281.
  24. ^ Jump up to: а б Шварц , с. 48.
  25. ^ Батлер , с. 212.
  26. ^ Хервиг , с. 254.
  27. ^ Jump up to: а б с Ноттельманн , с. 308.
  28. ^ Jump up to: а б с Шлейхауф , с. 82.
  29. ^ Хервиг , с. 256.
  30. ^ Скромный , с. 62.
  31. ^ Гудолл , с. 15.
  32. ^ Гудолл , стр. 16–17.
  33. ^ Гудолл , стр. 18–19.
  34. ^ Гудолл , стр. 22–24.
  35. ^ Абердинская пресса и журнал .
  36. ^ Бирмингем Дейли Газетт .
  37. ^ Шляйхауф , с. 83.
  38. ^ Шляйхауф , с. 84.
  39. ^ Jump up to: а б Шлейхауф , с. 87.
  40. ^ Jump up to: а б Шлейхауф , с. 90.
  41. ^ Браун , с. 19.
  • Беннетт, Джеффри (2005). Морские сражения Первой мировой войны . Барнсли: Военная классика Pen & Sword. ISBN  978-1-84415-300-8 .
  • Браун, Дэвид Кейт (2006) [2000]. От Нельсона до авангарда: проектирование и разработка военного корабля, 1923–1945 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-602-5 .
  • Батлер, Дэниел Аллен (2006). Далекая победа: Ютландская битва и триумф союзников в Первой мировой войне . Вестпорт: Издательская группа Greenwood. ISBN  978-0-275-99073-2 .
  • Додсон, Эйдан (2016). Боевой флот кайзера: крупные немецкие корабли 1871–1918 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-84832-229-5 .
  • Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех наций; Иллюстрированный справочник . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-84832-100-7 .
  • «Отважные спасатели: офицеры ВМФ награждены медалью Альберта» . Бирмингем Дейли Газетт . 13 марта 1920 г. - из Архива британской газеты .
  • Гудолл, Стэнли Вернон (1921). «Бывший немецкий линкор Баден ». Труды Учреждения корабельных архитекторов . LXIII . Лондон: 13–32.
  • Грисмер, Аксель (1999). Линейные корабли Императорского флота: 1906–1918 гг.; Конструкции между конкуренцией вооружений и военно-морским правом [ Линкоры Императорского флота: 1906–1918; Конструкции между законами о конкуренции вооружений и флотом ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN  978-3-7637-5985-9 .
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Хервиг, Хольгер (1998) [1980]. «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN  978-1-57392-286-9 .
  • Скромный, Ричард (1983). Фрейзер из Нордкапа: Жизнь адмирала флота лорда Фрейзера, 1887–1981 гг . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. ISBN  0710095554 .
  • «Погиб в результате взрыва на Бадене: фатальное расследование Таина» . Абердинская пресса и журнал . 11 сентября 1919 г. - из Архива британской газеты .
  • Мэсси, Роберт К. (2003). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне на море . Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN  978-0-345-40878-5 .
  • Компания Нью-Йорк Таймс (1919). Текущая история The New York Times: январь – март 1919 г. Нью-Йорк: Компания New York Times.
  • Ноттельманн, Дирк (декабрь 2019 г.). «От броненосцев до дредноутов: развитие немецкого военно-морского флота, 1864–1918: Часть XA, «Утраченные амбиции» ». Военный корабль Интернешнл . 56 (4). Толедо: Международная организация военно-морских исследований. ISSN   0043-0374 .
  • Шлейхауф, Уильям (2007). «Баденские процессы». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 2007 года . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-84486-041-8 .
  • Шварц, Стивен (1986). Морское братство: история Тихоокеанского союза моряков, 1885–1985 гг . Нью-Брансуик: Издатели транзакций. ISBN  978-0-88738-121-8 .
  • Персонал, Гэри (2006). Немецкие линейные крейсеры: 1914–1918 гг . Оксфорд: Книги Оспри. ISBN  978-1-84603-009-3 .
  • Персонал, Гэри (2010). Немецкие линкоры: 1914–1918 гг . Том. 2: Классы Кайзера, Кенига и Баварии. Оксфорд: Книги Оспри. ISBN  978-1-84603-468-8 .
  • Таррант, В.Е. (2001) [1995]. Ютландия: немецкий взгляд . Лондон: Военные книги Касселла в мягкой обложке. ISBN  978-0-304-35848-9 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Додсон, Эйдан; Кант, Серена (2020). Военные трофеи: судьба вражеских флотов после двух мировых войн . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-5267-4198-1 .
  • Мардер, Артур Дж. (1970). От дредноута до Скапа-Флоу, том 5 1918–1919: Победа и последствия . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-215187-2 .

49 ° 49'42 "с.ш. 2 ° 23'21" з.д.  /  49,82833 ° с.ш. 2,38917 ° з.д.  / 49,82833; -2,38917

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1115d4c6a73d8b563ae3fd189c3d798d__1706867580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/11/8d/1115d4c6a73d8b563ae3fd189c3d798d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SMS Baden - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)