Шихау работает
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2019 г. ) |
Паспортная табличка локомотива | |
Тип компании | ГмбХ |
---|---|
Промышленность | Машиностроение судостроение локомотивов Производство |
Основан | 1837 |
Несуществующий | Январь 1945 г. |
Преемник | Судостроительная компания Унтервезер ![]() |
Штаб-квартира | |
Количество сотрудников | Около 7800 на момент закрытия |
Schichau -Werke ( F. Schichau, Maschinen- und Lokomotivfabrik, Schiffswerft und Eisengießerei GmbH ) — немецкий машиностроительный завод и верфь, базирующаяся в Эльбинге , Германия (ныне Эльблонг, Польша) на Фришес-Хаффе ( Вислинский залив ) тогдашней Восточной Пруссии. . У компании также была дочерняя верфь в соседнем Данциге (ныне Гданьск , Польша). В связи с советским завоеванием восточной Германии компания Шихау переехала в Бремерхафен в марте 1945 года, а ее преемники продолжали вести бизнес до 2009 года.

Ранние годы
[ редактировать ]Фердинанд Шихау изучал инженерное дело в Берлине , Рейнланде и Великобритании . В 1837 году он основал в Эльбинге инженерное заведение, позже известное как F. Schichau GmbH, Maschinen- und Lokomotivfabrik (Машиностроительный и паровозостроительный завод Ф. Шихау). Все началось с производства гидравлических прессов и экскаваторов ; в 1860 году она начала производить локомотивы для Прусской Восточной железной дороги . С 1867 года началось серьезное паровозостроение, а через три года завод был подключен к железнодорожной сети. В начале 20 века фирма была одной из нескольких, построивших прусский P 8 , самый массовый паровоз того времени.
Верфи
[ редактировать ]С 1847 года Шихау производил паровые двигатели для кораблей, начиная с двигателя для первого полностью прусского парохода «Джеймс Уатт» (построенного на соседней верфи Мицлафф). В 1854 году Шихау построил верфь в Эльбинге. [ 1 ] известный как Elbinger Dampfschiffs-Reederei F. Schichau («Эльбингское пароходное пароходство Ф. Шихау»). Первым кораблем, спущенным на воду в 1855 году, был небольшой пароход «Боруссия» — первый прусский железный винтомоторный корабль. [ 1 ] Впоследствии верфь была расширена, и в 1872 году Шихау приобрел верфь Мицлафа.
С 1877 года верфь производила корабли для прусского флота и на экспорт, специализировавшись на торпедных катерах , а затем и на эсминцах. Он стал крупным производителем торпедных катеров для прусского флота. [ 1 ] Двигатель S 1 , который был построен Шихау в 1884 году как один из первых торпедных катеров Германии, сегодня выставлен на выставке в Немецком музее в Мюнхене.
Поскольку расположение верфи на реке Эльбинг ограничивало размер кораблей, которые можно было построить, в 1892 году Шихау построил вторую верфь в Данциге , которая была способна производить более крупные военные корабли , вплоть до линкоров , а также грузовые и пассажирские суда . Обе верфи также строили корабли на экспорт по всему миру, особенно торпедные катера. В 1889 году Шихау построил небольшую ремонтную верфь в Пиллау (ныне Балтийск , Россия) недалеко от Кенигсберга (ныне Калининград , Россия). Зять Шихау, Карл Хайнц Цизе , работал в Schichau-Werke и продолжал вести бизнес после смерти Шихау в 1896 году до 1917 года.
В 1910 году компания Schichau-Werke начала производство торпедных катеров типа Tumleren для Королевского военно-морского флота Дании . [ 2 ]
Межвоенные годы
[ редактировать ]Когда в 1917 году Зизе умер, управление компанией перешло к мужу его единственной дочери Хильдегард, шведу Карлу Карлсону. После его смерти фирмой руководила Хильдегард Карлсон. После Первой мировой войны верфи грозило банкротство, и в 1929 году ее выкупило правительство Германии. [ 1 ] В 1930 году компания купила небольшой двор в Кенигсберге.
После Первой мировой войны заводу Шихау вместе с Union-Giesserei в Кенигсберге (который они позже переняли) было предложено сосредоточиться на строительстве локомотивов с помощью государственных субсидий, известных как Osthilfe (« Восточная помощь »). Во время Второй мировой войны фирма Борзиг заключила несколько контрактов с предприятием Schichau-Werke в Эльбинге, которое продолжало производство до января 1945 года.
годы Второй мировой войны
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны (в 1941–1944) Ф. Шихау был оператором верфи Nobel & Lessner в Таллинне .
Производство подводных лодок
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны Шихау построил на своей верфи в Данциге 94 подводные лодки для Кригсмарине (ВМС Германии). Завод в Эльбинге производил сверхмалые подводные лодки класса Seehund . Помимо производства подводных лодок типа VII C , верфь в Данциге также строила революционные подводные лодки типа XXI . До 1944 года было построено 62 подводные лодки типа VII C (и две лодки типа VII C/41), прежде чем производство было переключено на тип XXI. Всего к концу войны в Данциге было построено и спущено на воду 30 подводных лодок этого последнего класса, но они так и не участвовали в боях.
Принудительный труд
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны пленных из Польши, Франции, Нидерландов, Литвы, Латвии, Германии и Венгрии перевозили из лагерей-спутников концлагеря Штутгоф под Данцигом на работу в Шихау. Заключенные получали скудный рацион: пол-литра жидкого супа и 250 граммов хлеба в день. Зимней одежды не было. Многие из этих подневольных работников погибли в результате эпидемий, несчастных случаев и избиений со стороны охранников. Тела были сожжены в крематории, а также захоронены в братских могилах на кладбище в Саспе (ныне район Заспа в Гданьске). [ 3 ]
Локомотивное производство
[ редактировать ]
До конца войны в 1945 году Schichau-Werke поставила около 4300 локомотивов нескольких классов заказчикам, среди которых были Deutsche Reichsbahn и GEDOB, сформированные из расформированных Польских государственных железных дорог . К ним относятся стандартные паровозы DRG и DRB ( Einheitsdampflokomotive ) классов 23 , 41 и DRB класса 52 Kriegslokomotive . [ 4 ] а также DRG Class 86 . Schichau-Werke также спроектировала Class 24 и выполнила первые два заказа. [ 5 ]
После войны верфи были приобретены Польшей, к которой регион был передан в соответствии с изменениями границ, обнародованными на Потсдамской конференции . Послевоенное производство включало корабли, вагоны и котлы . Верфь Шихау в Данциге была включена в состав верфи имени Ленина в 1950 году, а в 1980 году привлекла внимание мировых СМИ в результате протестов, возглавляемых «Солидарность» профсоюзом .
Новейшая история
[ редактировать ]плавучий док Flender Werke В начале 1945 года Шихау передал в Любек . В марте 1945 года, когда советские войска приблизились, руководитель Герман Ноэ и некоторые сотрудники бежали из Данцига на недостроенных кораблях в Бремерхафен . В апреле Ноэ основал там новую компанию Schichau. В первые послевоенные годы предприятие ремонтировало технику, сельскохозяйственные двигатели, локомотивы и трамваи. После того, как западные союзники сняли запрет на судостроение в Западной Германии в 1951 году, Шихау вновь открыла свою верфь в Бремерхафене.
Позже Schichau была объединена с Schichau Seebeckwerft в Бремерхафене , которая продолжала работать до 2009 года. В июле 1945 года бывшая площадка компании в Кенигсберге стала советским (ныне российским) судостроительным заводом «Янтарь» . [ 6 ]
Корабли постройки Шихау (подборка)
[ редактировать ]Гражданские корабли
[ редактировать ]- Араят (1931 г.), Содружества Филиппин катер таможенной инспекции и правоприменения , затонул в декабре 1941 года, снят с мели Императорским флотом Японии в качестве патрульного катера № 105.
- Банахао (1930 г.), тендер маяка Содружества Филиппин , затонул в декабре 1941 г.
- Колумб (1922), затем Гомер
- Ускюдар (1927 г.), турецкий пассажирский паром, затонул в 1958 г.
- Канлаон (1930 г.), тендер-маяк Содружества Филиппин , затонул в декабре 1941 г.
Военные корабли
[ редактировать ]Линкоры
[ редактировать ]- Виттельсбах класса Линкор
- СМС Веттин : спущен на воду 6 января 1901 г.
- «Брауншвейг типа Линкоры »
- СМС Эльзасс : запущен 26 мая 1903 г.
- СМС Лотринген : спущен на воду 27 мая 1904 г.
- «Гельголанд» типа Линкор
- СМС Ольденбург : спущен на воду 30 июня 1910 г.
- Кайзер класса Линкор
- SMS König Albert : спущен на воду 27 апреля 1912 г.
- Бавария типа Линкор
- СМС Баден : спущен на воду 30 октября 1915 г.
Линейные крейсеры
[ редактировать ]- «Дерффлингер» типа Линейный крейсер
- СМС Лютцов : спущен на воду 29 ноября 1913 г.
- Макензен класса Линейный крейсер
- SMS Graf Spee : спущен на воду 15 сентября 1917 г.
Подводные лодки (подводные лодки)
[ редактировать ]- 64 подводные лодки типа VII (1939–1944 гг.)
- 30 подводных лодок типа XXI (1943–1945 гг.).
Большой торпедный катер образца 1913 года. Торпедные катера
[ редактировать ]Большой торпедный катер образца 1916 года. Торпедные катера
[ редактировать ]Торпедобот 1935 г.
[ редактировать ]Торпедобот 1937 г.
[ редактировать ]Торпедный катер Флоттен 1939 г.
[ редактировать ]Флотский миноносец 1941 г.
[ редактировать ]- 15 Flottentorpedoboot 1941 г. (строительство начато, ни один из них не был завершен до конца войны)
Иностранные военно-морские силы
[ редактировать ]- Новик (российский крейсер)
- Военный корабль США Сомерс (торпедный катер)
- НМС Тротушул (торпедный катер)
Корабли постройки Шихау все еще на плаву
[ редактировать ]- Штральзунд (построен в 1890 г.), небольшой железнодорожный паром, Вольгаст, Германия.
- Якоб Лангеберг , бывший фон Беттичер (построен в 1902 году), буксир и ледокол, первоначально использовался на Кильском канале , сегодня в Вормервере, Нидерланды.
Сабина, бывшая Берби, бывшая Эгир, построила Эльбинг 1895 года, двор № 562. Инспекционное судно для Kaiserliche Canalbau-Commission мощностью 90 л.с., одиночное. Сегодня пришвартован в Дептфорд-Крик, Лондон.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д (на польском языке) Анджей Нитка: Судостроительная компания Ф. Шихау. Эльблонг-Палава-Гданьск-Рига-Крулевец. Очерк истории 1837-1945 гг. в: Море, корабли и корабли № 6/2007. стр. 62-71
- ^ Висманн, Том (1990). «Заметки о военном корабле: датские торпедные катера Тумлерен». В Гардинере, Роберт (ред.). Военный корабль 1990 года . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 198–201. ISBN 0-85177-547-0 .
- ^ Я. Венсик (2015). «Гданьск-Кокошки – подлагерь КЛ Штутгоф» . Виртуальный штетл . ПОЛИН Музей истории польских евреев . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 10 марта 2015 г.
- ^ Хеди Энгельберг (2013). Поезда Холокоста . Киндл издание. п. 63. ИСБН 978-160585-123-5 .
- ^ Железнодорожный журнал, том №. 1, технические паспорта, серия 01-59, архив 1/2002, Хорст Й. Обермайер, стр. 1. 101
- ^ «Судостроительный завод «Янтарь» построит морозильный траулер для Преображенской базы тралового флота» . Портовые новости . 4 декабря 2017 года . Проверено 6 мая 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Заводская железная дорога: завод Шихау
- Важные бюсты в мемориальном зале Немецкого музея, в том числе Фердинанд Шихау.
- Ф.Шихау разработал пароходовую машину тройного расширения. [ постоянная мертвая ссылка ]