ДРБ Класс 52
ДРБ Класс 52 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Грузы указаны для локомотивов с пластинчатыми рамами. |
ДРБ Класс 52 (конденсационный тендер) | |||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
|
Deutsche Reichsbahn Класс 52 [ примечание 1 ] — немецкий паровоз, построенный в больших количествах во время Второй мировой войны . Это был наиболее производимый тип так называемых Kriegslokomotiven или Kriegsloks (военных локомотивов). Class 52 представлял собой военную разработку довоенного DRG Class 50 , в котором для ускорения производства использовалось меньше деталей и менее дорогие материалы. Их спроектировал Рихард Вагнер , который был главным инженером Центрального конструкторского бюро Локомотивного бюро стандартов ДРГ. Около дюжины классов локомотивов назывались Kriegslokomotiven ; однако тремя основными классами были классы 52, 50 и 42 . Они имели номера 52 1–52 7794. Всего в Германии сохранилось 20 экземпляров.
Многие локомотивы перешли в собственность России после Второй мировой войны . В СССР класс имел обозначение ТЭ (ТЭ). В число других операторов этого типа входили , среди прочего, Польша , Румыния , Болгария , Норвегия и Турция .
Дизайн
[ редактировать ]Класс 52 представлял собой упрощенную версию довоенного локомотива Reichsbahn класса 50 (производства 1938–1942). Упрощенная конструкция класса 52 была призвана сократить трудозатраты и навыки, необходимые для его производства, а также адаптироваться к нехватке стратегических материалов во время войны. Дополнительные изменения в конструкции обеспечили локомотивам и их экипажам лучшую защиту от холода. [ 1 ] С 1942 года по конец войны в мае 1945 года было построено более 6300 локомотивов 52-го класса. Дополнительные локомотивы были построены после войны, в результате чего общее количество локомотивов составило около 6719 единиц, поставленных семнадцатью производителями. Класс 42 был увеличенной версией Класса 52, но производился в меньшем количестве.
Вагнер хотел, чтобы локомотивы были долговечными и простыми в обслуживании, и, в отличие от британских инженеров, не считал высокую удельную мощность приоритетом. Получившийся в результате Кригслокомотив имел низкую осевую нагрузку - 15 тонн (14,8 длинных тонн; 16,5 коротких тонн) и мог перевозить на 40 процентов больше грузов, чем старые прусские локомотивы, которые они заменили. Класс 52 мог перевозить 1200 тонн (1180 длинных тонн; 1320 коротких тонн) со скоростью 65 км/ч (40 миль в час) без значительной нагрузки. При уклоне 3% они могли перевозить 800 тонн со скоростью 5 км/ч.
Производство
[ редактировать ]По всей Европе было построено более 7794 локомотивов типа DRB Class 52 для использования на Восточном фронте во время Второй мировой войны. Таким образом, это был один из самых многочисленных паровозов в мире. Для достижения таких показателей немецкие производители локомотивов были объединены в «Сообщество великих немецких производителей локомотивов» Gemeinschaft Grossdeutscher Lokomotivhersteller (GGL), которое было подразделением «Главного комитета железнодорожных транспортных средств» Hauptausschuss Schienenfahrzeuge (HAS), основанного в 1942 году. Ключевыми фигурами HAS были рейхсминистр боеприпасов и вооружений Альберт Шпеер и рейхсминистр транспорта Юлиус Дорпмюллер .
После вторжения в Польшу в сентябре 1939 года нацистская Германия распустила Польские государственные железные дороги (ПКП). Польские железнодорожные чиновники были либо казнены в результате массовых расстрелов, либо заключены в тюрьму , а около 8000 руководящих должностей были заполнены немецкими чиновниками. [ 2 ] Бывшие польские компании начали производить немецкие двигатели BR44, BR50 и BR86 еще в 1940 году, причем некоторые использовали принудительный труд . К 1944 году заводы в Познани и Хшануве производили модернизированные локомотивы Kriegslok BR52 для Восточного фронта . Эти локомотивы были почти полностью сделаны из стали; Предполагалось, что локомотивы в этом боевом пространстве не проживут долго, поэтому менеджеры отказались от использования более ценных цветных металлов, таких как бронза, хром, медь, латунь и никель. [ 2 ]
В состав GGL входили следующие производители локомотивов (включая примерное количество произведенных локомотивов класса 52):
- LOFAG , Вена : 1053 единицы.
- Хеншель , Кассель (Henschel Flugzeugwerke AG): 1050 единиц ( принудительный труд ) [ 3 ]
- Шварцкопфф , Берлин : 647 единиц.
- Krauss-Maffei , Мюнхен : 613 единиц.
- Борзиг , Берлин; филиалы: Borsig-Rheinmetall AG Düsseldorf (в Семяновице , Польша), Borsig Lokomotivwerke Hennigsdorf, Borsig Werke Breslau-Hundsfeld (ныне Вроцлав -Псие Поле, Польша): 542 единицы ( принудительный труд , в т.ч. КЛ Освенцим ) [ 3 ]
- Schichau-Werke Elbing (ныне Эльблонг , Польша): 505 единиц ( принудительный труд , в т.ч. КЗ Штуттхоф , [ 4 ] и его подлагеря). [ 5 ]
- Maschinenbau und Bahnbedarfs AG (MBA), ранее Orenstein & Koppel , Бабельсберг : 400 единиц
- DWM Posen, Познань (оккупированная Польша), поглощение Германией польского производителя Х. Цегельского – Познань : 314 единиц ( принудительный труд ) [ 1 ]
- Oberschlesische Lokfabrik Krenau, Хшанув (оккупированная Польша), поглощение Германией польского производителя Fablok : 264 единицы ( принудительный труд ) [ 1 ]
- Машиненфабрик Эсслинген : 250 единиц.
- Юнг , Юнгстал, Кирхен: 231 единица
- Завод Škoda , Пльзень : 153 единицы.
- Графенштаден , Страсбург : 139 единиц.
Послевоенное использование
[ редактировать ]В первые послевоенные годы самолеты класса 52 использовались во многих европейских странах. Страны Западной Европы как можно скорее заменили их более современными локомотивами, за исключением Австрии, где они использовались до 1976 года. Простота и эффективность, а также большой объем производства означали, что многие восточноевропейские страны не спешили отзывать свои Kriegslokomotiven . Польша использовала их в 1990-е годы; некоторые в Боснии все еще используются по состоянию на 2023 год.
- Бельгия , SNCB Type 26 — 100 локомотивов, первоначально заказанные DRG у бельгийских производителей во время оккупации, но завершенные только после освобождения. [ 6 ]
- Босния - некоторые из них по состоянию на 2023 год все еще находятся в промышленной эксплуатации, перевозя бурый уголь с шахты Крека в Боснии.
- Болгария , БДЖ класс 15 – более 150 локомотивов под номерами 15.01-1650.
- Чехословакия , ČSD класс 555.0 - Некоторые из них переоборудованы в класс 555.3 для сжигания мазутного мазута, большой излишек которого вырабатывался на заводах по производству синтетического топлива в оккупированной Чехословакии из бурого угля. Модель 555.3 заметно отличалась наличием крышки на дымовой трубе, которая замедляла охлаждение футеровки дымохода и предотвращала растрескивание.
- Восточная Германия – около 800 локомотивов. 200 перестроен в DR Class 52.80 .
- Венгрия , МАВ класса 520 — 100 локомотивов, приобретенных у Советского Союза в 1963 году и использовавшихся в 1980-х годах.
- Люксембург , серия CFL 5600 — 20 локомотивов, половина из которых принадлежит SNCB Type 26, половина построена SACM в 1946 году. [ 7 ]
- Норвегия , локомотивы NSB класса 63–74 , отправленные во время немецкой оккупации и захваченные после войны. По прозвищу Стортискер («большой немец»). Один паровоз, отреставрированный Норвежским железнодорожным клубом , хранится в Норвежском железнодорожном музее в Хамаре .
- Польша , ПКП класса Ty2 — 1200 локомотивов после окончания войны, еще 200 приобретены у Советского Союза в 1962–64. Начал вывод из обращения в 1980-х годах; его последнее регулярное использование было в 1999 году.
- Румыния , CFR класс 150.1000 – около 100 локомотивов.
- Советский Союз , класс ТЭ ( русский : ТЭ , от Трофи, эквивалент Е-класса ) — захвачено или конфисковано более 2100 локомотивов.
- Турция , TCDD класс 56501 — 10 локомотивов приобретены у Германии в 1943 году, еще 43 взяты в аренду у Германии в 1943-44 годах, которые были окончательно конфискованы, когда Турция объявила войну Германии.
- Югославия , Югославские железные дороги JŽ 33 - около 350 [ 8 ] в том числе 15 поставлено непосредственно в Сербию и 24 в Хорватию во время оккупации. [ 9 ] [ 10 ]
Галерея
[ редактировать ]Несколько самолетов класса 52 сохранились в рабочем состоянии. Один из них находится на железной дороге долины Нене в Питерборо , Англия . Еще один находится в эксплуатации Франконской музейной железной дороги в Баварии , Германия .
-
DB 52 4867 в Железнодорожном музее Кранихштайна (2005 г.)
-
DB 52 4867 Исторической железной дороги Франкфурта (2004 г.)
-
Советский ТЭ-5200 в Ташкенте , Узбекистан (2003 г.)
-
Австрийский ( ÖBB ) 52 6084 (1971)
-
Австрийский (ÖBB) 52 класс, перестроенный с тендерной кабиной, эжектором Giesl , Грац (1971)
-
Советский ТЭ-6769 (бывший Класс 52), сохранившийся в Санкт-Петербурге (2007 г.)
-
52 класс как беговой после войны на ПКП как класс Ty2 (август 1976 г.)
-
Реконструирован DR 52 8177-9 в Дрездене (2003 г.).
-
Реконструированный DR 52 8109-2 в Веймаре (2003 г.)
-
Самый современный класс 52, 52 8055, полностью перестроенный, Хауэнштайн.
-
Паровоз 52.855 в Железнодорожном музее Зигмундшерберг, Нижняя Австрия
-
Чехословацкий (ČSD) класс 555,0 в Ганушовицах (2021 г.)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Классы локомотивов военного времени имеют префикс DRB (Deutsche Reichsbahn), чтобы отличить их от классов, введенных DRG (с префиксом DRG), которые прекратили свое существование в 1937 году, и от тех, которые были введены позже восточногерманской Deutsche Reichsbahn (с префиксом DR).
См. также
[ редактировать ]- Музей Московской железной дороги на вокзале Павелецком в Москве.
- Рижский вокзал , Москва , Дом-музей Московского железнодорожного транспорта
- История железнодорожного транспорта в России
- Список железнодорожных музеев (по всему миру)
- Музей железных дорог России , Санкт-Петербург
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Михал Кубара; Беата Мамцарчик; Марцин Падзиора; Сандра Шаб (2012). «Сосновец». Каталог памятников промышленной техники в Домбровской котловине (PDF) . Издательство Zagłębiowska Oficyna Wydawnicza. стр. 84–85. ISBN 978-83-928381-1-1 . Архивировано из оригинала (файл PDF, прямая загрузка, 9,97 МБ) 6 декабря 2013 года . Проверено 9 февраля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ежи Василевский (2014). «25 сентября. Присоединение Польских железных дорог в Силезии, Великой Польше и Померании к немецким государственным железным дорогам Deutsche Reichsbahn (Присоединение Польских железных дорог в Силезии, Великой Польше и Померании)» . ПКП Польских государственных железных дорог . Архивировано из оригинала 8 февраля 2014 года . Проверено 8 февраля 2014 г. - через Archive.is.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Элия Мейер (июль 1949 г.). «Список немецких фирм, использовавших узников концентрационных лагерей для рабского труда» . Каталог лагерей и тюрем Германии и оккупированных немцами территорий . Международная служба розыска , ITS . Проверено 11 августа 2014 г.
- ^ Джеффри П. Мегарджи , USHMM (2009). Энциклопедия лагерей и гетто Мемориального музея Холокоста США, 1933-1945 гг . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0253354297 . Проверено 11 августа 2014 г.
- ^ Я. Венсик (2015). «Гданьск-Кокошки – подлагерь КЛ Штутгоф» . Виртуальный штетл . ПОЛИН Музей истории польских евреев . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 10 марта 2015 г.
- ^ «СНЦБ серия 26» . Архив паровозов . Проверено 1 мая 2024 г.
- ^ «КФЛ 56» . Архив паровозов . Проверено 1 мая 2024 г.
- ^ Поспичаль, Йозеф. «ЯДЖ 33» . Локстатистик . Проверено 1 мая 2024 г.
- ^ Хюттер 2012 , стр. 389–390.
- ^ "Serija JŽ 33 (Kriegslokomotive DRB 52)" , www.stacion.hr (на хорватском языке), заархивировано из оригинала 26 декабря 2009 г. , получено 19 марта 2012 г.
Литература
[ редактировать ]- Хюттер, Инго (2012). Паровозы серий 50–53 ДРГ, ДРБ, ДБ и ДР (на немецком языке). Верль: DGEG Media. стр. 158–393, 395–409. ISBN 978-3-937189-63-5 .
- Питер Слотер; Александр Васильев; Роланд Байер (1996). Немецкий класс 52 Kriegslok (на английском и немецком языках). Издательство Фрэнка Стенвалла. ISBN 91-7266-140-2 .
- Вайсброд, Манфред; Мюллер, Ганс; Петцник, Вольфганг (1978). Паровозы немецких железных дорог, серии 41–59 (EFA 1.2) (на немецком языке) (3-е изд.). Дюссельдорф: Альба. стр. 63–71. ISBN 3-87094-082-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Паровозы Германии
- 2-10-0 локомотивы
- Локомотивы немецкой компании Reichsbahn Company
- Локомотивы Флоридсдорфа
- Хеншель локомотивы
- Берлинские локомотивы
- Локомотивы Krauss-Maffei
- Локомотивы Борзиг
- Эсслингенские локомотивы
- Локомотивы Арнольда Юнга
- Локомотивы Шкода
- Локомотивы Норвежских государственных железных дорог (1883–1996)
- Паровозы Норвегии
- Паровозы Австрии
- Железнодорожные локомотивы, представленные в 1942 году.
- Грузовые локомотивы
- Локомотивы стандартной колеи Германии
- Локомотивы стандартной колеи Норвегии
- Локомотивы стандартной колеи Австрии
- Локомотивы стандартной колеи Чехословакии
- Локомотивы стандартной колеи Венгрии
- Локомотивы стандартной колеи Югославии
- Локомотивы колеи 5 футов
- Локомотивы 1'E h2
- Локомотивы Шихау-Верке
- Локомотивы Оренштайн и Коппель