Jump to content

Железнодорожный транспорт в России

Важнейшие железнодорожные линии России.

Железнодорожный транспорт в России осуществляется по одной из крупнейших железнодорожных сетей мира. Российские железные дороги занимают третье место по длине и третье место по объему перевозимых грузов после железных дорог США и Китая . По общей плотности перевозок (грузовые тонно-километры + пассажиро-километры)/длине пути Россия уступает только Китаю. Железнодорожный транспорт в России называют одним из экономических чудес XIX, XX и XXI веков. [1]

ОАО « РЖД» является практически монополистом в сфере железнодорожных перевозок дальнего следования в России с долей рынка 98,6% в 2017 году. [2] К независимым перевозчикам дальнего следования относятся ТК «Гранд Сервис Экспресс», «Тверской экспресс», «ТрансКлассСервис», «Сахалинская пассажирская компания», «Кузбасский пригород», «Якутская железная дорога» . [2]

Характеристики [ править ]

Россия больше, чем США и Китай по общей площади суши, поэтому плотность ее железных дорог (рельсовые пути/площадь страны) ниже по сравнению с этими двумя странами. Поскольку плотность населения в России также значительно ниже, чем в Китае и США, российские железные дороги перевозят грузы и пассажиров на очень большие расстояния, часто через огромные, почти пустые пространства. Уголь и кокс составляют почти треть грузовых перевозок и имеют среднюю дальность перевозки около 1500 километров, а черные металлы составляют еще 10 процентов грузовых перевозок и проезжают в среднем более 1900 километров. Железные дороги часто играют ключевую роль в доставке грузов в отдаленные части страны, поскольку многие люди не имеют доступа к другим надежным средствам доставки.

Как и большинство железных дорог, железнодорожный транспорт в России перевозит как грузы, так и пассажиров. Это одна из самых крупных железных дорог в мире по объему грузовых перевозок, уступающая только Канаде, США и Эстонии по соотношению тонно-километров грузовых перевозок к пассажиро-километрам. Однако количество междугородных пассажирских перевозок на душу населения намного выше, чем в Соединенных Штатах (где самый низкий уровень использования пассажирских поездов дальнего следования в развитом мире).

Структура [ править ]

Железные дороги России разделены на семнадцать региональных железных дорог: от Октябрьской железной дороги, обслуживающей регион Санкт-Петербурга, до Дальневосточной железной дороги, обслуживающей Владивосток, с отдельно стоящими Калининградской и Сахалинской железными дорогами на обоих концах. Региональные железные дороги до 2003 года тесно координировались Министерством путей сообщения , а с тех пор — РЖД , включая объединение и перераспределение доходов. Это имело решающее значение для двух давних политик перекрестного субсидирования: пассажирских перевозок за счет доходов от грузовых перевозок и поставок угля из других грузовых перевозок.

История [ править ]

локомотив класса У – У-127 Ленина Масловоз 4-6-0 . Российский , ныне хранящийся в Музее Московской железной дороги на Павелецком вокзале

На протяжении большей части XIX века российские железные дороги представляли собой совокупность в основном частных и управляемых компаний, хотя многие из них были построены при активном участии и финансировании государства. С приближением Первой мировой войны царское правительство начало мобилизацию и национализацию железнодорожной системы, а новое коммунистическое правительство завершило процесс национализации. После распада СССР в 1991 году Российской Федерации осталось три пятых железнодорожных путей Союза, а также девять десятых пробега автомобильных дорог, но лишь две пятых пропускной способности порта.

В XXI веке существенные изменения на российских железных дорогах обсуждаются и реализуются в рамках двух документов государственного реформирования: Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. № 384 «Программа структурного реформирования железнодорожного транспорта». и Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 года № 877 «Стратегия развития железных дорог Российской Федерации до 2030 года». Первые сосредоточили внимание на реструктуризации железных дорог из государственной монополии в частный конкурентоспособный сектор; последний сосредоточился на амбициозных планах по модернизации оборудования и расширению сети.

реализации График дороги железной

1837 г. – Царскосельская железная дорога (27 км);

1843 г. – Инкерманская железная дорога (около 1 км);

1848 г. – Варшавско-Венская железная дорога (800 км);

1851 г. – Николаевская железная дорога (645 км);

1854 г. — Соединительная линия (4,73 км), первая соединительная линия транслинии, образующая будущую сеть;

1855 г. – Балаклавская железная дорога (около 23 км);

1861 г. – железная дорога Рига-Динабург (218 км);

1862 г. – Петербурго-Варшавская железная дорога (1116 км);

1862 г. – Московско-Нижегородская железная дорога (437 км);

1868 г. – Московско-Курская железная дорога (543 км);

1870 — Ярославская железная дорога ;

1878 г. – Уральская горно-железная дорога (на 1880–715 км);

1884 г. – Екатерининская (Криворожская(г)) железная дорога) (по 1884 г. – 523 км);

1890 г. – Самаро-Златоустовская железная дорога (1888 г. – Самара-Уфа, к 1893 г. около 1500 км);

1898 г. — Пермско-Котласская железная дорога ;

1900 г. – Уссурийская железная дорога (964 км);

1900 г. – Московско-Савеловская линия;

1903 г. – Китайско-Восточная железная дорога (Маньчжурия, Китайский Чанчунь, Харбин);

1905 — Забайкальская железная дорога ; Кругобайкальская железная дорога ; Петербургско-Вологодская железная дорога;

1906 г. – Духовная железная дорога; Ташкентская железная дорога;

1908 — Малое кольцо Московской железной дороги ;

1915 г. – Алтайская железная дорога;

1916 — Амурская железная дорога ; Волго-Бугульминская железная дорога; Западно-Уральская железная дорога ; Московско -Казанская железная дорога ; Северо-Восточно-Уральская железная дорога; Транссибирская магистраль (историческая часть);

1926 г. – Ачинско-Минусинская железная дорога;

1930 г. – Туркестано-Сибирская железная дорога ;

1936–1937 — Норильская железная дорога ;

1940 г. – Канаш-Чебоксары;

1944 – Большое кольцо Московской железной дороги;

1969 г. – линия Вербилки–Дубна;

1978 г. – Ростов-Краснодар-Туапсе; Юровский–Анапа;

2003 г. – Байкало-Амурская магистраль ;

2013 – Адлер-Розовый хутор;

2016 – Московское центральное кольцо (на базе Малого кольца Московской железной дороги );

2017 – Железнодорожная линия в обход Украины ;

2017 г. — Амуро-Якутская железная дорога ;

2019 – Железнодорожный мост в Крым ;

Статистика [ править ]

На РЖД приходится 2,5% [3] России ВВП и в нем занято 800 000 человек. [4] Процент пассажирских перевозок по железной дороге неизвестен, поскольку статистика по частному транспорту, например частным автомобилям, отсутствует. В 2007 году около 1,3 миллиарда пассажиров [5] и 1,3 млрд тонн грузов [6] ехал через РЖД. В 2007 году компании принадлежало 19 700 [ нужна ссылка ] грузовых и пассажирских локомотивов, 24,2 тыс. пассажирских вагонов (вагонов) (2007 г.) и 526,9 тыс. грузовых вагонов (товарных вагонов) (2007 г.). [7] Еще 270 000 грузовых вагонов в России находятся в частной собственности. [ нужна ссылка ] .

В 2009 году в России было 128 000 километров железнодорожных линий общего пользования, из которых около половины электрифицировано и обеспечивает большую часть перевозок, более 40% были двухпутными или лучше. [8] [9]

В 2013 году по железным дорогам было перевезено почти 90% грузов России, без учета трубопроводного транспорта. [10] [11]

Промышленные железные дороги [ править ]

Помимо железных дорог общего пользования, которые хорошо охвачены государственной статистикой, существует множество промышленных железных дорог (таких как горнодобывающие или лесозаготовительные), статистика которых рассматривается отдельно и которые в 1981 году имели общую длину, почти равную длине железных дорог общего пользования. . [12] [13] В настоящее время (2008 г.) их длина составляет лишь около половины длины системы с общей несущей. [14] В 1980 году около двух третей их грузов приходилось на железные дороги общего пользования и обратно, а оставшаяся треть приходилась на внутренние перевозки только по промышленным железным дорогам. [15] (Например, лесозаготовительная компания использует свои частные промышленные железные дороги для перевозки бревен из леса на лесопилку.) Около 4% промышленных железнодорожных перевозок находилось на путях, совместно «принадлежащих» двум компаниям.

Узкоколейные железные дороги [ править ]

В 1981 году было 33 400 километров узкой колеи.

Железнодорожная инфраструктура [ править ]

Муфты [ править ]

Соединитель SA3 [16] (Советская автосцепка, модель 3), используемая в России, имеет ряд преимуществ перед сцепкой Дженни, используемой в США. [17]

Сцепное устройство SA3, хотя и хорошо спроектировано, имело проблемы с эксплуатацией из-за того, что оно было изготовлено из стали более низкого качества, имело низкое качество обслуживания/ремонта/восстановления и сцепляло автомобили на скоростях, превышающих разрешенные правилами. [18]

Ширина колеи [ править ]

Большая часть железнодорожной сети России использует российскую колею 1520 мм , которая включает все системы метро и большинство трамвайных сетей в стране.

Сахалинская железная дорога на острове Сахалин использовала колею 1067 мм с момента постройки в Японии до 2019 года, когда был завершен переход на колею 1520 мм.

На участке от границы Польши и России до Калининграда используется стандартная колея 1435 мм . В отличие от Сахалинской железной дороги, которая перевозит грузы и пассажиров, линия стандартной колеи в Калининграде в настоящее время перевозит только грузы.

В трамвайной сети Калининграда также используются пути метровой колеи 1000 мм, как и в Ставропольского края Пятигорской сети .

Железнодорожные вузы [ править ]

В России есть много железнодорожных колледжей, которые являются высшими учебными заведениями, готовящими студентов для железнодорожных профессий, в основном инженеров.

Система управления и контроля [ править ]

С 2010 года РЖД приступила к капитальному ремонту своих компьютерных систем. Капитальный ремонт позволит централизовать управление данными в новых вычислительных центрах, реструктурировать сбор информации о полевых операциях железной дороги и интегрировать новое программное обеспечение для автоматизации, которое поможет железной дороге выработать стратегию использования своих активов. В число пожилых машин, которые заменят новые мэйнфреймы, входят советские клоны компьютеров IBM времен Холодной войны, называемые ES EVM (транслитерированная русская аббревиатура, означающая «единая система электронных вычислительных машин»). [19]

Зарубежная деятельность [ править ]

РЖД будет эксплуатировать Армянскую железную дорогу до 2038 года. За этот период будет инвестировано не менее 570 миллионов евро, 90% из которых пойдет в инфраструктуру. [20]

Были созданы совместные предприятия для строительства и эксплуатации порта в Расоне в Северной Корее , а также железнодорожного сообщения, соединяющего этот порт с российской железнодорожной сетью на северокорейско-российской границе Хасан - Туманган . [21]

Trans-Eurasia Logistics совместное предприятие с РЖД , которое управляет контейнерными грузовыми поездами между Германией и Китаем через Россию .

Железнодорожное сообщение с соседними странами [ править ]

Напряжение систем электрификации не обязательно совместимо.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Введение адаптировано из Рассела Питтмана, «Виноват стрелочник? Реструктуризация РЖД спустя десять лет», рабочий документ, Антимонопольный отдел Министерства юстиции США, 2011. Виноват стрелочник? Реструктуризация РЖД спустя десять лет
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Пассажирские перевозки» (PDF) . Краткий годовой отчет за 2017 год . РЖД . Проверено 6 октября 2018 г.
  3. ^ Lenta.RU News "РЖД попросила правительство заняться спасением железных дорог" (in Russian) (RZD asks government to rescue the railway)
  4. ^ «Материал истории» . Экономист .
  5. ^ Table 2.28. ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И ПАССАЖИРООБОРОТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ; TRANSPORTATION OF PASSENGERS AND PASSENGER TURNOVER OF PUBLIC RAILWAY TRANSPORT Archived 2013-05-25 at the Wayback Machine Основные показатели транспортной деятельности в России – 2008 г.Copyright © Федеральная служба государственной статистики
  6. ^ Table 2.25. ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ И ГРУЗООБОРОТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ TRANSPORTATION OF CARGO AND FREIGHT TURNOVER OF PUBLIC RAILWAY TRANSPORT Archived 2016-03-03 at the Wayback Machine Основные показатели транспортной деятельности в России – 2008 г.Copyright © Федеральная служба государственной статистики
  7. ^ Table 2.24. НАЛИЧИЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ; PUBLIC RAILWAY ROLLING STOCK AND ITS USE Archived 2016-03-04 at the Wayback Machine Основные показатели транспортной деятельности в России – 2008 г.Copyright © Федеральная служба государственной статистики
  8. ^ ПРОТЯЖЕННОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПУТЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ [Протяженность железнодорожных путей] (на русском языке). Таблица 2.13.
  9. ^ Грузовые перевозки по электрической железной дороге 2008 г. (на русском языке)
  10. ^ Крис Ло (1 мая 2013 г.). «Российские железные дороги: соединяя растущую экономику» . железная дорога-технологии.com . Проверено 16 сентября 2014 г.
  11. ^ Кортни Уивер (17 июня 2013 г.). «Российские железнодорожные перевозки — достойная инвестиция» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 11 декабря 2022 года . Проверено 16 сентября 2014 г.
  12. ^ Плакс, стр.5 (на русском языке)
  13. ^ Резер с. 5 (на русском языке)
  14. ^ Статистика промышленных железных дорог (на русском языке)
  15. ^ Резер стр. 25-6 (на русском языке)
  16. ^ филиппов 1981 pp. 18–14. Филиппов 1991 пп. 152-4 (in Russian) ; See also Шадур 1980, Chapt. X: Ударно-тяговые приборы (couplers and draft gears) (in Russian)
  17. ^ Джордж Р. Кокл (редактор) «Циклопедия американских практик автомобилей и локомотивов» (3-е издание), Simmons-Boardman Pub. Corp., Нью-Йорк, 1974. с. S8-1 (Раздел 8: Муфты). Обратите внимание, что SA3 представляет собой соединитель типа Willison.
  18. ^ Костина, Н.А. +, "Предупреждение разрывов поездов" (Preventing trains from breaking in two) ЖТ 10-1988 pp. 41-2 (and another article from ЖТ -date unknown)
  19. ^ Специальный отчет IEEE Spectrum: Победители и проигравшие VII: IBM обновляет инфраструктуру программного обеспечения РЖД, с. 123Сандрия Апсон, январь 2010 г. Полный текст: [1]
  20. ^ Eurailpress: РЖД выигрывает тендер в Армении
  21. ^ «Железнодорожный вестник: Соглашение о порте Раджин» . Проверено 30 октября 2010 г.

Дальнейшее чтение [ править ]

На английском языке [ править ]

  • Бубликов А.А. «Предложение по реформе железных дорог» в книге: Бюлер Э.К. (редактор) «Государственная собственность на железных дорогах», Ежегодный справочник дебатёров (том VI), Нью-Йорк, Noble and Noble, 1939; стр. 309–318. Оригинал в журнале «Норт Американ Ревью», т. 237, стр. 346+. (Название вводит в заблуждение. На 90% речь идет о российских железных дорогах.)
  • Европейская конференция министров транспорта «Реформа регулирования железных дорог в России», 2004 г. Реформа регулирования железных дорог в России.
  • Хантер, Голландия «Советский транспортный опыт: уроки для других стран», Брукингский институт, 1968.
  • Омрани, Биджан. Сухопутная Азия: Рассказы о путешествиях по Транссибирскому и Шелковому пути, Одиссея Публикации, 2010 г. ISBN   962-217-811-1
  • Питтман, Рассел, «Воин стрелочник? Реструктуризация РЖД спустя десять лет», рабочий документ, Антимонопольный отдел Министерства юстиции США, 2011 г. Виноват стрелочник? Реструктуризация РЖД спустя десять лет
  • «Железнодорожные факты» (Ежегодник) Ассоциации американских железных дорог, Вашингтон, округ Колумбия (ежегодно).
  • «Транспорт в Америке», Статистический анализ транспорта в Соединенных Штатах (18-е издание), с историческим сборником 1939–1999 годов, Розалин А. Уилсон, паб. Eno Transportation Foundation Inc., Вашингтон, округ Колумбия, 2001 г. См. таблицу: Тонно-миль внутренних междугородних перевозок по видам транспорта, стр. 12–13.
  • Статистический ежегодник ООН (Организации Объединенных Наций). Более ранние издания обозначались по дате (например, 1985/86), но в более поздних выпусках использовался номер издания (например, 51-е). После 1985/86 года таблица «Мировое железнодорожное движение» была упразднена. После 51-го? издание, длинная таблица: «Железные дороги: движение» была удалена, в результате чего статистика ООН по железным дорогам больше не существует.
  • Урба CE, «Ситуация на железных дорогах: взгляд на настоящее, прошлое и будущее железнодорожной отрасли США». Вашингтон: Департамент транспорта, Федеральное управление железных дорог, Управление политики и разработки программ правительства. Распечатать. Офф., 1978.
  • ВанВинке, Дженетт и Зайкер, Бенджамин; «Будущие советские инвестиции в транспорт, энергетику и охрану окружающей среды» Записка рандома. The Rand Corporation, Санта-Моника, Калифорния, 1992. Rand советский транспорт.
  • Вествуд Дж. Н., 2002 г. «От Советских железных дорог к Российским железным дорогам» Пэлгрейв Макмиллан.
  • Уорд, Кристофер Дж., «Безумие Брежнева: строительство БАМа и поздний советский социализм», University of Pittsburgh Press, 2009.

На русском языке [ править ]

  • Плакс, А.В. & Пупынин, В.Н. Электрические железные дороги (Electric Railroads). Москва, Транспорт, 1993.
  • Резер, С.М. Взаимодействие транспортных систем. Москва, Наука, 1985.
  • Шадур, Л.А. (editor). Вагоны: конструкция, теория и расчёт (Railroad cars: construction, theory and calculations). Москва, Транспорт, 1980.
  • Фед = Федеральная служба государственной статистики (Federal government statistical service). Транспорт в России (Transportation in Russia) (annual) Available online .
  • Филиппов, М.М. (editor). Железные Дороги. Общий Курс (Railroads. General Course). Москва, Транспорт, 3rd ed. 1981. (4th ed. 1991 with new editor: Уздин, М.М.).
  • Шафиркин, Б.И. Единая Транспортная Система СССР и взаимодействие различных видов транспорта (Unified Transportation System of the USSR and interaction of various modes of transportation). Москва, Высшая школа, 1983.
  • Шадур. Л. А. (редактор). Железнодорожные вагоны. Москва, Транспорт, 1980.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 66a40589ea2d24c6868410c07b57cb38__1716357240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/38/66a40589ea2d24c6868410c07b57cb38.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rail transport in Russia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)