Железнодорожный транспорт в России
Железнодорожный транспорт в России осуществляется по одной из крупнейших железнодорожных сетей мира. Российские железные дороги занимают третье место по длине и третье место по объему перевозимых грузов после железных дорог США и Китая . По общей плотности перевозок (грузовые тонно-километры + пассажиро-километры)/длине пути Россия уступает только Китаю. Железнодорожный транспорт в России называют одним из экономических чудес XIX, XX и XXI веков. [1]
ОАО « РЖД» является практически монополистом в сфере железнодорожных перевозок дальнего следования в России с долей рынка 98,6% в 2017 году. [2] К независимым перевозчикам дальнего следования относятся ТК «Гранд Сервис Экспресс», «Тверской экспресс», «ТрансКлассСервис», «Сахалинская пассажирская компания», «Кузбасский пригород», «Якутская железная дорога» . [2]
Характеристики [ править ]
Россия больше, чем США и Китай по общей площади суши, поэтому плотность ее железных дорог (рельсовые пути/площадь страны) ниже по сравнению с этими двумя странами. Поскольку плотность населения в России также значительно ниже, чем в Китае и США, российские железные дороги перевозят грузы и пассажиров на очень большие расстояния, часто через огромные, почти пустые пространства. Уголь и кокс составляют почти треть грузовых перевозок и имеют среднюю дальность перевозки около 1500 километров, а черные металлы составляют еще 10 процентов грузовых перевозок и проезжают в среднем более 1900 километров. Железные дороги часто играют ключевую роль в доставке грузов в отдаленные части страны, поскольку многие люди не имеют доступа к другим надежным средствам доставки.
Как и большинство железных дорог, железнодорожный транспорт в России перевозит как грузы, так и пассажиров. Это одна из самых крупных железных дорог в мире по объему грузовых перевозок, уступающая только Канаде, США и Эстонии по соотношению тонно-километров грузовых перевозок к пассажиро-километрам. Однако количество междугородных пассажирских перевозок на душу населения намного выше, чем в Соединенных Штатах (где самый низкий уровень использования пассажирских поездов дальнего следования в развитом мире).
Структура [ править ]
Железные дороги России разделены на семнадцать региональных железных дорог: от Октябрьской железной дороги, обслуживающей регион Санкт-Петербурга, до Дальневосточной железной дороги, обслуживающей Владивосток, с отдельно стоящими Калининградской и Сахалинской железными дорогами на обоих концах. Региональные железные дороги до 2003 года тесно координировались Министерством путей сообщения , а с тех пор — РЖД , включая объединение и перераспределение доходов. Это имело решающее значение для двух давних политик перекрестного субсидирования: пассажирских перевозок за счет доходов от грузовых перевозок и поставок угля из других грузовых перевозок.
История [ править ]
На протяжении большей части XIX века российские железные дороги представляли собой совокупность в основном частных и управляемых компаний, хотя многие из них были построены при активном участии и финансировании государства. С приближением Первой мировой войны царское правительство начало мобилизацию и национализацию железнодорожной системы, а новое коммунистическое правительство завершило процесс национализации. После распада СССР в 1991 году Российской Федерации осталось три пятых железнодорожных путей Союза, а также девять десятых пробега автомобильных дорог, но лишь две пятых пропускной способности порта.
В XXI веке существенные изменения на российских железных дорогах обсуждаются и реализуются в рамках двух документов государственного реформирования: Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. № 384 «Программа структурного реформирования железнодорожного транспорта». и Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 года № 877 «Стратегия развития железных дорог Российской Федерации до 2030 года». Первые сосредоточили внимание на реструктуризации железных дорог из государственной монополии в частный конкурентоспособный сектор; последний сосредоточился на амбициозных планах по модернизации оборудования и расширению сети.
реализации График дороги железной
1837 г. – Царскосельская железная дорога (27 км);
1843 г. – Инкерманская железная дорога (около 1 км);
1848 г. – Варшавско-Венская железная дорога (800 км);
1851 г. – Николаевская железная дорога (645 км);
1854 г. — Соединительная линия (4,73 км), первая соединительная линия транслинии, образующая будущую сеть;
1855 г. – Балаклавская железная дорога (около 23 км);
1861 г. – железная дорога Рига-Динабург (218 км);
1862 г. – Петербурго-Варшавская железная дорога (1116 км);
1862 г. – Московско-Нижегородская железная дорога (437 км);
1868 г. – Московско-Курская железная дорога (543 км);
1870 — Ярославская железная дорога ;
1878 г. – Уральская горно-железная дорога (на 1880–715 км);
1884 г. – Екатерининская (Криворожская(г)) железная дорога) (по 1884 г. – 523 км);
1890 г. – Самаро-Златоустовская железная дорога (1888 г. – Самара-Уфа, к 1893 г. около 1500 км);
1898 г. — Пермско-Котласская железная дорога ;
1900 г. – Уссурийская железная дорога (964 км);
1900 г. – Московско-Савеловская линия;
1903 г. – Китайско-Восточная железная дорога (Маньчжурия, Китайский Чанчунь, Харбин);
1905 — Забайкальская железная дорога ; Кругобайкальская железная дорога ; Петербургско-Вологодская железная дорога;
1906 г. – Духовная железная дорога; Ташкентская железная дорога;
1908 — Малое кольцо Московской железной дороги ;
1915 г. – Алтайская железная дорога;
1916 — Амурская железная дорога ; Волго-Бугульминская железная дорога; Западно-Уральская железная дорога ; Московско -Казанская железная дорога ; Северо-Восточно-Уральская железная дорога; Транссибирская магистраль (историческая часть);
1926 г. – Ачинско-Минусинская железная дорога;
1930 г. – Туркестано-Сибирская железная дорога ;
1936–1937 — Норильская железная дорога ;
1940 г. – Канаш-Чебоксары;
1944 – Большое кольцо Московской железной дороги;
1969 г. – линия Вербилки–Дубна;
1978 г. – Ростов-Краснодар-Туапсе; Юровский–Анапа;
2003 г. – Байкало-Амурская магистраль ;
2013 – Адлер-Розовый хутор;
2016 – Московское центральное кольцо (на базе Малого кольца Московской железной дороги );
2017 – Железнодорожная линия в обход Украины ;
2017 г. — Амуро-Якутская железная дорога ;
2019 – Железнодорожный мост в Крым ;
Статистика [ править ]
На РЖД приходится 2,5% [3] России ВВП и в нем занято 800 000 человек. [4] Процент пассажирских перевозок по железной дороге неизвестен, поскольку статистика по частному транспорту, например частным автомобилям, отсутствует. В 2007 году около 1,3 миллиарда пассажиров [5] и 1,3 млрд тонн грузов [6] ехал через РЖД. В 2007 году компании принадлежало 19 700 [ нужна ссылка ] грузовых и пассажирских локомотивов, 24,2 тыс. пассажирских вагонов (вагонов) (2007 г.) и 526,9 тыс. грузовых вагонов (товарных вагонов) (2007 г.). [7] Еще 270 000 грузовых вагонов в России находятся в частной собственности. [ нужна ссылка ] .
В 2009 году в России было 128 000 километров железнодорожных линий общего пользования, из которых около половины электрифицировано и обеспечивает большую часть перевозок, более 40% были двухпутными или лучше. [8] [9]
В 2013 году по железным дорогам было перевезено почти 90% грузов России, без учета трубопроводного транспорта. [10] [11]
Промышленные железные дороги [ править ]
Помимо железных дорог общего пользования, которые хорошо охвачены государственной статистикой, существует множество промышленных железных дорог (таких как горнодобывающие или лесозаготовительные), статистика которых рассматривается отдельно и которые в 1981 году имели общую длину, почти равную длине железных дорог общего пользования. . [12] [13] В настоящее время (2008 г.) их длина составляет лишь около половины длины системы с общей несущей. [14] В 1980 году около двух третей их грузов приходилось на железные дороги общего пользования и обратно, а оставшаяся треть приходилась на внутренние перевозки только по промышленным железным дорогам. [15] (Например, лесозаготовительная компания использует свои частные промышленные железные дороги для перевозки бревен из леса на лесопилку.) Около 4% промышленных железнодорожных перевозок находилось на путях, совместно «принадлежащих» двум компаниям.
Узкоколейные железные дороги [ править ]
В 1981 году было 33 400 километров узкой колеи.
- Сахалинская железная дорога - расположена на Сахалине , колея 1067 мм ( 3 фута 6 дюймов ).
- Апшеронская узкоколейная железная дорога — расположена в Краснодарском крае , колея 750 мм ( 2 фута 5 + 1 ⁄ 2 дюйма )
- Кудемская узкоколейная железная дорога — расположена в Архангельской области , г. Северодвинск , колея 750 мм.
- Алапаевская узкоколейная железная дорога — расположена в Свердловской области , г. Алапаевск , колея 750 мм.
- Альцевская торфяная железная дорога — расположена в Нижегородской области , колея 750 мм.
- Керженецкая торфяная железная дорога — расположена в Нижегородской области , колея 750 мм.
- Pishchalskoye peat railway – located in Kirov Oblast , gauge of 750 mm
- Гороховская торфяная железная дорога — расположена в Кировской области , колея 750 мм.
- Узкоколейная железная дорога завода Декор-1 – расположена в Арзамасском районе , колея 750 мм.
- Узкоколейная железная дорога завода КСМ-2 – г. Тверь , колея 750 мм.
Железнодорожная инфраструктура [ править ]
Муфты [ править ]
Соединитель SA3 [16] (Советская автосцепка, модель 3), используемая в России, имеет ряд преимуществ перед сцепкой Дженни, используемой в США. [17]
Сцепное устройство SA3, хотя и хорошо спроектировано, имело проблемы с эксплуатацией из-за того, что оно было изготовлено из стали более низкого качества, имело низкое качество обслуживания/ремонта/восстановления и сцепляло автомобили на скоростях, превышающих разрешенные правилами. [18]
Ширина колеи [ править ]
Большая часть железнодорожной сети России использует российскую колею 1520 мм , которая включает все системы метро и большинство трамвайных сетей в стране.
Сахалинская железная дорога на острове Сахалин использовала колею 1067 мм с момента постройки в Японии до 2019 года, когда был завершен переход на колею 1520 мм.
На участке от границы Польши и России до Калининграда используется стандартная колея 1435 мм . В отличие от Сахалинской железной дороги, которая перевозит грузы и пассажиров, линия стандартной колеи в Калининграде в настоящее время перевозит только грузы.
В трамвайной сети Калининграда также используются пути метровой колеи 1000 мм, как и в Ставропольского края Пятигорской сети .
Железнодорожные вузы [ править ]
В России есть много железнодорожных колледжей, которые являются высшими учебными заведениями, готовящими студентов для железнодорожных профессий, в основном инженеров.
Система управления и контроля [ править ]
С 2010 года РЖД приступила к капитальному ремонту своих компьютерных систем. Капитальный ремонт позволит централизовать управление данными в новых вычислительных центрах, реструктурировать сбор информации о полевых операциях железной дороги и интегрировать новое программное обеспечение для автоматизации, которое поможет железной дороге выработать стратегию использования своих активов. В число пожилых машин, которые заменят новые мэйнфреймы, входят советские клоны компьютеров IBM времен Холодной войны, называемые ES EVM (транслитерированная русская аббревиатура, означающая «единая система электронных вычислительных машин»). [19]
Зарубежная деятельность [ править ]
РЖД будет эксплуатировать Армянскую железную дорогу до 2038 года. За этот период будет инвестировано не менее 570 миллионов евро, 90% из которых пойдет в инфраструктуру. [20]
Были созданы совместные предприятия для строительства и эксплуатации порта в Расоне в Северной Корее , а также железнодорожного сообщения, соединяющего этот порт с российской железнодорожной сетью на северокорейско-российской границе Хасан - Туманган . [21]
Trans-Eurasia Logistics — совместное предприятие с РЖД , которое управляет контейнерными грузовыми поездами между Германией и Китаем через Россию .
Железнодорожное сообщение с соседними странами [ править ]
Напряжение систем электрификации не обязательно совместимо.
- Тот же калибр:
- Эстония
- Латвия
- Литва - только из Калининградской области. эксклава
- Беларусь
- Украина – за исключением оккупированного Россией Крыма, Донецка и Луганска, все остальные связи из-за российского военного вторжения закрыты и в значительной степени разрушены.
- Грузия – в настоящее время соединяется только с отделившейся Республикой Абхазия ; линия дальше, до самой Грузии, закрыта по политическим причинам.
- Азербайджан
- Казахстан
- Монголия
- В Финляндии разница в 1524 мм ( 5 футов ) настолько мала, что один и тот же подвижной состав можно использовать с ограничениями скорости.
- Разрушение манометра :
- Китай , отклонение колеи 1520 мм ( от 4 футов 11 + 27 ⁄ 32 дюйма ) до 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма )
- Северная Корея , отклонение колеи 1520 мм ( от 4 футов 11 + 27 ⁄ 32 дюйма ) до 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма )
- Польша – только из эксклава Калининградской области – отклонение колеи 1520 мм ( от 4 футов 11 + 27 ⁄ 32 дюйма ) до 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма )
- Отметим, что разрыв колеи между Польшей и Беларусью под Брестом в основном используется РЖД.
См. также [ править ]
- Tsarskoye Selo Railway
- Связь в России
- Elektrichka
- История железнодорожного транспорта в России
- Список железных дорог России
- Список поименных пассажирских поездов России
- Министерство путей сообщения СССР
- Москва – Санкт-Петербург железная дорога
- Российская колея
- Железнодорожное машиностроение России
- Почта России
- РЖД
- Сибиряк
- Транссибирская магистраль
- Транспорт в России
- Транспорт в Москве
- Варшавский вокзал , Санкт-Петербург – Национальный железнодорожный музей России
- Музей Московской железной дороги
- Рижский вокзал , Дом-музей Московского железнодорожного транспорта.
- Императорский вокзал в городе Пушкин.
- Производители подвижного состава России
Ссылки [ править ]
- ^ Введение адаптировано из Рассела Питтмана, «Виноват стрелочник? Реструктуризация РЖД спустя десять лет», рабочий документ, Антимонопольный отдел Министерства юстиции США, 2011. Виноват стрелочник? Реструктуризация РЖД спустя десять лет
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Пассажирские перевозки» (PDF) . Краткий годовой отчет за 2017 год . РЖД . Проверено 6 октября 2018 г.
- ^ Lenta.RU News "РЖД попросила правительство заняться спасением железных дорог" (in Russian) (RZD asks government to rescue the railway)
- ^ «Материал истории» . Экономист .
- ^ Table 2.28. ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И ПАССАЖИРООБОРОТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ; TRANSPORTATION OF PASSENGERS AND PASSENGER TURNOVER OF PUBLIC RAILWAY TRANSPORT Archived 2013-05-25 at the Wayback Machine Основные показатели транспортной деятельности в России – 2008 г.Copyright © Федеральная служба государственной статистики
- ^ Table 2.25. ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ И ГРУЗООБОРОТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ TRANSPORTATION OF CARGO AND FREIGHT TURNOVER OF PUBLIC RAILWAY TRANSPORT Archived 2016-03-03 at the Wayback Machine Основные показатели транспортной деятельности в России – 2008 г.Copyright © Федеральная служба государственной статистики
- ^ Table 2.24. НАЛИЧИЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ; PUBLIC RAILWAY ROLLING STOCK AND ITS USE Archived 2016-03-04 at the Wayback Machine Основные показатели транспортной деятельности в России – 2008 г.Copyright © Федеральная служба государственной статистики
- ^ ПРОТЯЖЕННОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПУТЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ [Протяженность железнодорожных путей] (на русском языке). Таблица 2.13.
- ^ Грузовые перевозки по электрической железной дороге 2008 г. (на русском языке)
- ^ Крис Ло (1 мая 2013 г.). «Российские железные дороги: соединяя растущую экономику» . железная дорога-технологии.com . Проверено 16 сентября 2014 г.
- ^ Кортни Уивер (17 июня 2013 г.). «Российские железнодорожные перевозки — достойная инвестиция» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 11 декабря 2022 года . Проверено 16 сентября 2014 г.
- ^ Плакс, стр.5 (на русском языке)
- ^ Резер с. 5 (на русском языке)
- ^ Статистика промышленных железных дорог (на русском языке)
- ^ Резер стр. 25-6 (на русском языке)
- ^ филиппов 1981 pp. 18–14. Филиппов 1991 пп. 152-4 (in Russian) ; See also Шадур 1980, Chapt. X: Ударно-тяговые приборы (couplers and draft gears) (in Russian)
- ^ Джордж Р. Кокл (редактор) «Циклопедия американских практик автомобилей и локомотивов» (3-е издание), Simmons-Boardman Pub. Corp., Нью-Йорк, 1974. с. S8-1 (Раздел 8: Муфты). Обратите внимание, что SA3 представляет собой соединитель типа Willison.
- ^ Костина, Н.А. +, "Предупреждение разрывов поездов" (Preventing trains from breaking in two) ЖТ 10-1988 pp. 41-2 (and another article from ЖТ -date unknown)
- ^ Специальный отчет IEEE Spectrum: Победители и проигравшие VII: IBM обновляет инфраструктуру программного обеспечения РЖД, с. 123Сандрия Апсон, январь 2010 г. Полный текст: [1]
- ^ Eurailpress: РЖД выигрывает тендер в Армении
- ^ «Железнодорожный вестник: Соглашение о порте Раджин» . Проверено 30 октября 2010 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
На английском языке [ править ]
- Бубликов А.А. «Предложение по реформе железных дорог» в книге: Бюлер Э.К. (редактор) «Государственная собственность на железных дорогах», Ежегодный справочник дебатёров (том VI), Нью-Йорк, Noble and Noble, 1939; стр. 309–318. Оригинал в журнале «Норт Американ Ревью», т. 237, стр. 346+. (Название вводит в заблуждение. На 90% речь идет о российских железных дорогах.)
- Европейская конференция министров транспорта «Реформа регулирования железных дорог в России», 2004 г. Реформа регулирования железных дорог в России.
- Хантер, Голландия «Советский транспортный опыт: уроки для других стран», Брукингский институт, 1968.
- Омрани, Биджан. Сухопутная Азия: Рассказы о путешествиях по Транссибирскому и Шелковому пути, Одиссея Публикации, 2010 г. ISBN 962-217-811-1
- Питтман, Рассел, «Воин стрелочник? Реструктуризация РЖД спустя десять лет», рабочий документ, Антимонопольный отдел Министерства юстиции США, 2011 г. Виноват стрелочник? Реструктуризация РЖД спустя десять лет
- «Железнодорожные факты» (Ежегодник) Ассоциации американских железных дорог, Вашингтон, округ Колумбия (ежегодно).
- «Транспорт в Америке», Статистический анализ транспорта в Соединенных Штатах (18-е издание), с историческим сборником 1939–1999 годов, Розалин А. Уилсон, паб. Eno Transportation Foundation Inc., Вашингтон, округ Колумбия, 2001 г. См. таблицу: Тонно-миль внутренних междугородних перевозок по видам транспорта, стр. 12–13.
- Статистический ежегодник ООН (Организации Объединенных Наций). Более ранние издания обозначались по дате (например, 1985/86), но в более поздних выпусках использовался номер издания (например, 51-е). После 1985/86 года таблица «Мировое железнодорожное движение» была упразднена. После 51-го? издание, длинная таблица: «Железные дороги: движение» была удалена, в результате чего статистика ООН по железным дорогам больше не существует.
- Урба CE, «Ситуация на железных дорогах: взгляд на настоящее, прошлое и будущее железнодорожной отрасли США». Вашингтон: Департамент транспорта, Федеральное управление железных дорог, Управление политики и разработки программ правительства. Распечатать. Офф., 1978.
- ВанВинке, Дженетт и Зайкер, Бенджамин; «Будущие советские инвестиции в транспорт, энергетику и охрану окружающей среды» Записка рандома. The Rand Corporation, Санта-Моника, Калифорния, 1992. Rand советский транспорт.
- Вествуд Дж. Н., 2002 г. «От Советских железных дорог к Российским железным дорогам» Пэлгрейв Макмиллан.
- Уорд, Кристофер Дж., «Безумие Брежнева: строительство БАМа и поздний советский социализм», University of Pittsburgh Press, 2009.
На русском языке [ править ]
- Плакс, А.В. & Пупынин, В.Н. Электрические железные дороги (Electric Railroads). Москва, Транспорт, 1993.
- Резер, С.М. Взаимодействие транспортных систем. Москва, Наука, 1985.
- Шадур, Л.А. (editor). Вагоны: конструкция, теория и расчёт (Railroad cars: construction, theory and calculations). Москва, Транспорт, 1980.
- Фед = Федеральная служба государственной статистики (Federal government statistical service). Транспорт в России (Transportation in Russia) (annual) Available online .
- Филиппов, М.М. (editor). Железные Дороги. Общий Курс (Railroads. General Course). Москва, Транспорт, 3rd ed. 1981. (4th ed. 1991 with new editor: Уздин, М.М.).
- Шафиркин, Б.И. Единая Транспортная Система СССР и взаимодействие различных видов транспорта (Unified Transportation System of the USSR and interaction of various modes of transportation). Москва, Высшая школа, 1983.
- Шадур. Л. А. (редактор). Железнодорожные вагоны. Москва, Транспорт, 1980.
Внешние ссылки [ править ]
- Официальный сайт РЖД (на английском и русском языках)
- Пар на острове Сахалин [2]
- РЖД в 1935 году
- "Сайт о железных дорогах стран СНГ и Балтии" . Архивировано из оригинала 4 декабря 2012 года.
- Железнодорожный вентилятор Европа
- «Железнодорожная карта бывшего Советского Союза» . Архивировано из оригинала 4 января 2013 года. Показывает статус электрификации, а также многих промышленных железных дорог .