Социальное предпринимательство в России
Социальное предпринимательство в России находится в зачаточном состоянии. [1] [2] Его зарождение как феномена постсоветской истории страны следует отнести к первой половине 2000-х гг. [3] [4] хотя подобные инициативы отдельных энтузиастов изредка имели место уже в 1990-е годы, [5] а прототипы общественной и предпринимательской деятельности можно найти и в более ранние периоды, вплоть до рубежа XIX-XX веков. [6]
Планомерное развитие этого направления деловой активности началось во второй половине 2000-х годов в России. [4] и это было связано, прежде всего, с появлением ряда сильных системных частных игроков, развивающих инфраструктуру, стимулирующих социальных предпринимателей, разрабатывающих и продвигающих теоретическую базу. Их усилиями идеи социального предпринимательства доводятся до органов законодательной и исполнительной власти, бизнес-сообщества, общества в целом и потенциальных социальных предпринимателей, которые постепенно создают, формализуют и структурируют эту сферу. С начала 2010-х годов в России появились Центры социальных инноваций (ЦИЦ), которые проводят обучение методам социального предпринимательства и поддерживают существующие проекты. [7]
По состоянию на конец 2020 года популярность социального предпринимательства в России остается низкой: социальным бизнесом занимается не более 1% российских предпринимателей. [8] [9] страны Их вклад в ВВП в 2015 году составил 0,36%. [10] Более половины российских социальных предпринимателей — женщины в возрасте 30–60 лет. [10]
В России действует ряд устойчивых проектов, в основном в сфере земледелия, переработки некоторых видов бытовых отходов, поддержки инвалидов и пожилых людей, а также выпускников детских домов , возрождения народных промыслов , местного туризма, [11] но они также не могут похвастаться безусловным успехом, масштабом деятельности и тем более тиражируемостью своего опыта. Крупные проблемные области первостепенной важности, такие как наркомания , алкоголизм , безработица , общий низкий уровень жизни, коррупция и бюрократия , остаются за пределами поля деятельности социальных предпринимателей. [12]
Среди причин низкой популярности социального предпринимательства в России следует выделить общую не сформированность класса традиционных предпринимателей, из которых в дальнейшем должны выделиться представители социального бизнеса. [2] недостаточная осведомленность [13] ] и слабая разработанность теоретической базы. Сворачивание работы международных некоммерческих организаций в России с начала 2000-х гг. [14] [15] отсутствие реальной поддержки на федеральном уровне ряда традиционных видов деятельности социальных предпринимателей [16] а нехватка законодательной базы также препятствует прогрессу в этой области. [13]
26 июля 2019 года вступил в силу Закон № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предпринимательство». »» вступило в силу в России. [17]
История [ править ]
Российская Империя [ править ]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f1/Rukavishnikov_House_of_Diligence_04.jpg/220px-Rukavishnikov_House_of_Diligence_04.jpg)
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d5/House_of_Diligence_for_Educated_Women_02.jpeg/220px-House_of_Diligence_for_Educated_Women_02.jpeg)
Дома трудолюбия, преобразованные из работных домов , считаются одним из исторических примеров социального предпринимательства в России. в конце XIX века [18] [19]
Работные дома, появившиеся в России в XVIII веке, долгое время оставались, прежде всего, частью пенитенциарной системы. Они были направлены на изоляцию и принуждение к работе преступников и других асоциальных элементов. [20] Идея работного дома, заимствованная из опыта европейских стран, не прижилась в России: за более чем сто лет во всей империи было открыто всего несколько работных домов, причем большинство из них вскоре после открытия закрылись. [21] В отличие от типичного работного дома Дом трудолюбия в Кронштадте , основанный настоятелем Андреевского собора в Кронштадте отцом Иоанном и бароном Отто фон Буксгевденом в 1882 году, был создан на идеях милосердия и благотворительности; поиск и работа там были добровольными. [18] [22]
Стараниями барона фон Буксгевдена, а также благодаря покровительству великой княгини Александры Иосифовны опыт устройства Домов трудолюбия быстро распространился по всей империи. [18] [22] Ко времени Октябрьской революции , положившей конец общественному решению проблем бедности, существовали сотни Домов трудолюбия, они были представлены в большинстве крупных городов России. [23] [24]
Советский Союз [ править ]
Молодое советское государство провозгласило монополию на решение социальных проблем. Он также стремился искоренить индивидуальную предпринимательскую деятельность , заменив ее коллективным подходом к управлению экономикой . В таких условиях легальное социальное предпринимательство не могло существовать. [25] В то же время некоторые исследователи указывают на реализацию принципов социального предпринимательства в советский период под контролем государства. В первую очередь это касалось трудоустройства инвалидов. В частности, производством авосьок занимались инвалиды по зрению , доходы от продажи которых направлялись на дополнительное финансирование домов для инвалидов. [26]
Период значительного смягчения принципов советского коллективизма пришелся на 1920-е годы, после того как была принята Новая экономическая политика 14 марта 1921 года 10-м съездом Российской коммунистической партии (большевиков) (НЭП) , пришедшая на смену « Новой экономической политике» (НЭП). « Военный коммунизм », действовавший в годы Гражданской войны . Почувствовав свободу, частные предприниматели очень скоро добились заметных успехов, позволивших им решать собственные социальные вопросы , одновременно наполняя рынок товарами и услугами. [25] Однако период НЭПа был недолгим, и история не сохранила примеров предприятий, которые можно было бы отнести к социальным. [27]
Выполнив задачу укрепления Советской власти , НЭП к концу 1920-х годов был свёрнут. На десятилетия нэпман превратился в культурного антигероя , а любое частное предпринимательство приравнивалось к извлечению « нетрудового дохода ». [25] Такая ситуация сохранялась до конца 1980-х годов, когда в разлагающемся государстве , экономика которого вновь оказалась в глубочайшем кризисе, была разрешена предпринимательская деятельность в форме производственной кооперации . [25]
Российская Федерация [ править ]
В условиях недостаточности информации и отсутствия теоретической базы первые социальные предприниматели в современной России изначально не идентифицировали себя с этой концепцией. Одним из первых примеров социального предприятия следует считать уличную газету «На Дне» (с 2003 года — «Путь дома» ), распространяемую с 1994 года бездомными Санкт-Петербурга . [5]
В 1990-е годы в России возникло микрофинансирование , традиционно называемое социальным предпринимательством. К концу 20 века возникла потребность в организации, представляющей интересы всего микрофинансового движения, и в 2002 году был создан Российский микрофинансовый центр (РМЦ). [28]
Прецедент институционализации социального предпринимательства был создан в 2003 году в Новосибирске был создан Центр социального предпринимательства , где при Институте дополнительного образования НГТУ . Центр занимался платным обучением студентов, а затем поддерживал их в реализации инновационных социальных идей. [29] Поскольку данный проект финансировался международным донором Tempus TACIS, а партнерами выступили три университета Великобритании, Германии и Италии, Центр использовал зарубежный опыт и лучшие международные практики. Сам Центр в первые годы своей работы работал на принципах социального предпринимательства, пользовался поддержкой администрации региона, молодежный бизнес-инкубатор . при нем был создан [29] Однако вскоре, по мере исчерпания грантовых средств, тематика курсов сместилась в сторону традиционного управления бизнесом, и тогда любые работы в сфере поддержки социального предпринимательства были прекращены. [30] [31]
Первый случай интереса к социальному предпринимательству со стороны российского бизнеса, вероятно, также относится к 2003 году – алюминиевая компания РУСАЛ запустила программу «Сто крутых проектов». Проект реализован в виде конкурса для старшеклассников регионов присутствия РУСАЛа. Школьники предложили проекты по решению местных социальных проблем и получили помощь в их реализации на конкурсной основе. Так, реализован ряд проектов помощи ветеранам, пенсионерам, сиротам, бездомным животным, а также проект по сохранению местной природы и культуры. Сами по себе все эти проекты носили не социально-предпринимательский, а благотворительный характер (поскольку они оказывали лишь разовую адресную помощь), но привлечение к их реализации школ, интернатов, детских домов, профильных учебных заведений позволяет говорить о наличии элементов социальной деловой практики в них. [32]
В 2004 году был основан Молодежный банк «Тольяттинский фонд», созданный банком «Лада-Кредит» по североирландскому образцу. Молодые люди получили доступ к управлению банком (под руководством более опытного советника-куратора), финансирующему социальные, в основном также молодежные проекты. [33]
Системное развитие поддержки социального предпринимательства в России начинается во второй половине 2000-х годов. [4]
С начала 2010-х годов в различных регионах страны появляются Центры инноваций в социальной сфере (ЦИС), проводится обучение практикам социального предпринимательства и обеспечивается поддержка социальных и предпринимательских проектов. [7]
В 2019 году в России принят закон о социальном предпринимательстве, призванный оказать финансовую и иную поддержку социальному бизнесу. вносятся сведения о статусе «социальных предпринимателей» Для реализации положений принятого закона в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства . [34]
Последствия пандемии COVID-19 в 2020 году стали тяжелым ударом по социальным предприятиям в России. С 2022 года социальное предпринимательство в России существует в условиях экономической трансформации , вызванной международными санкциями . [35] В апреле 2022 года была анонсирована программа поддержки социальных предпринимателей и НКО в условиях кризиса. Конкурсная грантовая программа финансирования и обучения «Начни по-другому» организована Росбанком и Impact Hub Moscow. [36] [37]
Для решения своих проблем российские социальные предприниматели объединяются в ассоциации. По состоянию на 2022 год в стране действуют более 10 региональных Ассоциаций социальных предпринимателей. [38]
Поддержка социального предпринимательства [ править ]
Поддержка со стороны крупного бизнеса [ править ]
Первым на это направление деловой активности обратил внимание российский крупный бизнес, который занимался проектированием социальной и предпринимательской инфраструктуры в рамках собственной благотворительной деятельности и корпоративной социальной ответственности . На 2017 год таких системообразующих компаний, как «Лукойл» , «Русал» , СУЭК , «Северсталь» , «Металлоинвест» и других. программы поддержки социального предпринимательства действуют у [39]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6e/Impulse_of_kindness-2016_01.jpg/220px-Impulse_of_kindness-2016_01.jpg)
Олега Дерипаски » Компания « Русал уделяет заметное внимание социальной деятельности, рассматривая ее как часть своей стратегии развития. В 2004 году для управления социальными проектами «Русала» был создан Центр социальных программ. [40] В 2010 году компания анонсировала программу «Территория РУСАЛа», в рамках которой реализовано 50 проектов с объемом инвестиций руб . 150 млн [41]
В 2014 году компания «Лукойл» совместно с фондом «Наше будущее» запустила акцию « Больше, чем покупка!». проект по продвижению товаров российских социальных предпринимателей. [42] [43] [44] [45] Проект запущен в форме конкурса, победители которого смогут реализовать свой товар в магазинах сети АЗС «Лукойл» в большинстве регионов России. [46] По данным самого фонда, к концу 2016 года к проекту были подключены 134 АЗС в 14 регионах России. [47]
Классический банковский сектор также уделяет внимание социальному предпринимательству, проводя исследования и предлагая специальные программы в этой области. [48] В некоторых банках, например, в АО «МСП Банк» (Внешэкономбанк), специального продукта для социальных предпринимателей на 2015 год не было, но можно было кредитовать по льготной ставке ряд проектов, в том числе проекты социального предпринимательства[50 ]. Крупнейшая российская угольная компания СУЭК реализует свои социальные программы через фонд социально-экономической поддержки регионов («СУЭК-Регионам»). Фонд работает в 48 населенных пунктах России. Среди программ – конкурс социальных и предпринимательских проектов «Созидание», проводимый в два этапа – региональный и межрегиональный. Победители получают финансовую и организационную поддержку на старте своих проектов. [40] [49]
Металлургический завод «Северсталь» , расположенный в Череповце , совместно с мэрией выступил соучредителем «Агентства градостроительства», на базе которого был организован «Региональный центр социальных инноваций». В этом центре социальные предприниматели получают бесплатную помощь и поддержку: бухгалтерскую, юридическую и финансово-экономическую. В центре действует школа социального предпринимательства. [40]
Собственные программы поддержки социального предпринимательства есть и у других крупных компаний, таких как «Норникель» , «Металлоинвест» , «Объединённая металлургическая компания» (ОМК) и др. [50]
Классический банковский сектор также уделяет внимание социальному предпринимательству, проводя исследования и предлагая специальные программы в этой области. [48] Некоторые банки, например, Внешэкономбанк , не имели специального продукта для социальных предпринимателей на 2015 год, но можно было кредитовать по льготной ставке под ряд проектов, в том числе проектов социального предпринимательства. [51]
поддержка Институциональная
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/44/Impulse_of_kindness_-_2015.jpg/220px-Impulse_of_kindness_-_2015.jpg)
Ряд институтов системной поддержки социального предпринимательства в России также имеют корни в крупном бизнесе. На постоянной основе такую поддержку оказывает частный фонд «Наше будущее» , который, по мнению ряда экспертов, играет ведущую роль в этой сфере. [52] [53] [54] Фонд основал президент нефтяной компании " Лукойл " Вагит Алекперов . Основными видами поддержки, оказываемой фондом, являются финансовая (кредиты, гранты и долевое участие) и консалтинговая (прямые консультации, обучение, помощь в обмене опытом, построении взаимоотношений с другими организациями, формировании сообществ социальных предпринимателей и предприятий). [55] Фонд выдает беспроцентные кредиты как начинающим предпринимателям, так и действующему бизнесу. [55] По состоянию на 2021 год фонд, по собственным данным, поддержал 312 проектов социального предпринимательства, расположенных в 59 регионах России, на их реализацию было направлено 787,97 млн рублей. [56] Среди основных инфраструктурных проектов фонда: Всероссийский конкурс «Социальный предприниматель», Лаборатория социального предпринимательства, программа «Больше, чем покупка!», открытие доступа социальных предпринимателей в торговые сети, «Импульс доброты». награда за вклад в развитие и продвижение социального предпринимательства в России. [57] [58] Фонд также выполняет популяризирующую и просветительскую функцию – издает литературу по социальному бизнесу, поддерживает тематические порталы: «Новый бизнес: социальное предпринимательство» и «Банк социальных идей». [55] проводит исследования, организует научные и общественные дискуссии. [52] При поддержке Фонда «Наше будущее» с 2015 по 2019 год издан справочный каталог «Социальное предпринимательство России». [59] — проект Фонда развития медиапроектов и социальных программ «Гладуэй», распространяемый бесплатно в формате pdf . [60] В 2021 году правопреемником этого проекта стал ежеквартальный двуязычный (русско-английский) журнал «Позитивные перемены». [61] [62]
Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) — автономная некоммерческая организация, созданная Правительством России в 2011 году. [63] Агентство заявляет о поддержке проектов по нескольким направлениям: инновационный бизнес, поиск и привлечение талантливых молодых лидеров, продвижение и тиражирование социально значимых инициатив. АСИ разработало «дорожную карту» «поддержки доступа неправительственных организаций к оказанию услуг в социальной сфере», документ был одобрен правительством в июне 2016 года. [64] [65] [66]
Общественная организация малого и среднего бизнеса «Поддержка России» занимается, в том числе, развитием социального предпринимательства в России. В региональных филиалах организации действуют комитеты социального предпринимательства. Проект «Опора-Созидание» апеллирует к традициям благотворительности и меценатства российского предпринимательства и декларируется как направленный на развитие социально-ответственного предпринимательства, распространение практик и моделей корпоративной, благотворительной и социально-ориентированной деятельности. Особенность проекта – внедрение православной этики в предпринимательскую деятельность (софианность экономики). [67]
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) также систематически продвигает идеи и принципы социального предпринимательства. В РСПП действует Департамент корпоративной ответственности, устойчивого развития и социального предпринимательства. Проводится ежегодный всероссийский конкурс РСПП, доклады и круглые столы на конференциях в рамках Недели российского бизнеса посвящены вопросам социального предпринимательства. [7] В мае 2016 года президент РСПП Александр Шохин награжден премией Фонда «Наше будущее» «Импульс доброты» за поддержку и развитие социального предпринимательства. [68]
Межрегиональная общественная организация «Junior Achievement Russia» реализует ряд специализированных программ обучения предпринимателей, в том числе программу «Социальное предпринимательство» для молодежи 15–18 лет, а также мастер-классы для социальных предпринимателей. [55]
Благотворительный фонд «Reach for Change» на конкурсной основе поддерживает проекты, направленные на улучшение жизни детей и подростков. Принять участие в конкурсе может любой желающий, чьи проекты соответствуют ряду условий: социальная значимость, масштабируемость, финансовая стабильность и возможность долгосрочного развития. Проекты-победители получают финансовую поддержку, включая выплату заработной платы инициатору проекта на период его формирования, а также консультации и обучение от партнеров Фонда. [69]
Поддержка социального предпринимательства также декларируется через микрофинансовые организации, которых, по данным 2015 года, в России было более 600. [28] С 2002 года в России действует Российский микрофинансовый центр (РМЦ), который организует совместные проекты совместно с Творческой лабораторией «Грамин» , «Юнус-центром» и «Юнус-социальным бизнесом» . [41] РМЦ активно занимается благотворительной деятельностью, его представители участвуют в общественном обсуждении концепции государственной поддержки социального предпринимательства в стране. [28]
Среди других государственных институтов, последовательно поддерживающих социальное предпринимательство в России, можно выделить Торгово-промышленную палату России и Общественную палату России .
В июне 2022 года в России сформировалась коалиция участников инфраструктуры поддержки социального предпринимательства. Инициатором создания коалиции выступил Фонд поддержки социальных проектов, созданный Агентством стратегических инициатив . В коалицию вошли 15 организаций: Фонд «Наше будущее» , Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, Фонд социальных инвестиций, Фонд «Нужна помощь» , Центр общеакадемических образовательных инициатив ( РАНХиГС ), «Фабрика позитивных перемен», Агентство социальной информации, Национальное агентство развития квалификаций, Impact Hub. Москва, Центр социального предпринимательства и социальных инноваций ( Высшая школа экономики ), Международная школа бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ и другие. [70] [71]
Ведущий мировой фонд поддержки социальных предпринимателей Ашока (США) не представлен в России из-за ограничений на деятельность иностранных НКО, однако российские социальные предприниматели могут связаться с ним через официальный сайт. Фонд не только оказывает финансовую поддержку и проводит тренинги для социальных предпринимателей, но и продвигает их проекты и поощряет обмен информацией. [48]
Тренинги по социальному предпринимательству [ править ]
В 2011 году Омская региональная общественная организация «Ресурсный центр общественных активных школ» открыла первую в стране «Школу социального предпринимательства». В следующем, 2012 году, по предложению Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ), Ресурсный центр был преобразован в первый в России Центр социальных инноваций (НИЦ). [72] [73] В 2013 году было решено повторить этот опыт при поддержке АСИ. [74] На 2016 год НИЦ представлены более чем в 25 регионах России, и их число увеличивается. В некоторых из них есть школы социального предпринимательства, обучение в которых обычно длится 2–6 месяцев. За 2018 год одна омская школа социального предпринимательства выпустила более 30 выпускных классов, более 800 ее выпускников основали более 500 проектов в сфере социального предпринимательства.
Помимо образовательной, НИЦ оказывают разностороннюю поддержку социальных проектов малого и среднего бизнеса: информационную, консультационную, наставническую, юридическую, логистическую, организационную, популяризаторскую – за исключением финансовой, которую могут оказать региональные фонды, бизнес инкубаторы, ассоциации предпринимателей. [7] В 2013 году РУСАЛ открыл НИЦ в Красноярске , деятельность которого направлена на привлечение лиц, обладающих предпринимательской активностью, а также руководителей малого и среднего бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций к решению социальных проблем регионов посредством реализации социальные и предпринимательские проекты. РУСАЛ стал первым представителем крупного бизнеса, поддержавшим создание СПИК. [75] [41]
предпринимательства . Программа Высшей школы менеджмента и инноваций МГУ включает полный академический курс социального Курс платный, продолжительностью 72 академических часа, ведут преподаватели юридического факультета и факультета государственного управления МГУ. Среди дисциплин курса: бизнес-планирование, финансовый менеджмент, современный опыт развития социального предпринимательства. [76]
Центр социального предпринимательства и социальных инноваций Высшей школы экономики также предлагает лекции и курсы по социальному предпринимательству. [76]
С 2015 года в СПбГУ действует программа подготовки социальных предпринимателей с возможностью прослушивания лекций дистанционно и с последующей обязательной аттестацией. [76]
Государственная поддержка [ править ]
Попытки поддержки социального предпринимательства в России хотя и отмечаются на федеральном и региональном уровнях, но им не хватает последовательности. [77] и, как следствие, эффективность этой деятельности остается под вопросом. [78] В отличие от многих стран, социальное предпринимательство в России не признано особым видом экономической деятельности , социальные предприниматели не получают налоговых льгот. [79] Принятый в 2019 году «Закон о социальном предпринимательстве» выделяет социальное предпринимательство в сферу малого и среднего бизнеса , таким образом, этот вид экономической деятельности получил собственную федеральную законодательную базу. Но и после этого социальные предприниматели, как и прежде, могут рассчитывать только на адресную финансовую, имущественную, информационную и консультационную поддержку со стороны государства. [80] [81]
Фактически задача системной поддержки социальных предпринимателей в России передана региональным властям и Центрам социальных инноваций (ЦИЦ) (созданным Приказом Минэкономразвития России № 220 от 24.04.2013 и финансируемым за счет субсидии из федерального бюджета [80] ) и субсидий Постановлением Правительства РФ от 23.08.11 № 713 «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций». [82] В частности, на 2011–2013 годы Минэкономразвития России выделило бюджетные средства в общем объеме 880 млн рублей на реализацию мер по поддержке социально ориентированных НКО, из них 600 млн - на субсидии региональным бюджетам, 132 млн рублей. - на прямое субсидирование социально ориентированных НКО, 100 млн - на обучение социально ориентированных сотрудников некоммерческих организаций. [81]
По состоянию на август 2014 года при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ) и Минэкономразвития начали работу 12 центров социальных инноваций, однако результаты их деятельности за 2015 год не получили широкого освещения в специализированных изданиях. [83] В бюджете 2015 года на субсидирование проектов по привлечению частного инвестора в сферу социальных услуг выделено 160 млн рублей. [84] К середине 2019 года количество НИЦ достигло 38; к 2024 году планируется увеличить их количество до 70. [85]
В 2017 году по инициативе генерального директора Агентства стратегических инициатив Светланы Чупшевой и с одобрения президента Владимира Путина был создан федеральный Фонд поддержки социальных проектов. В своем заявлении Чупшева назвала регионы страны, лидировавшие на тот момент по этому показателю: Ханты-Мансийский автономный округ , Башкортостан , Пермский край , Мурманская область , Ульяновская область , Санкт-Петербург . [86] [87]
В августе 2021 года в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» было принято решение оказать финансовую поддержку социальным предприятиям в регионах. До конца года социальным предпринимателям было предложено получить безвозмездную грантовую помощь для развития бизнеса на конкурсной основе. Сумма гранта составила до 500 тысяч рублей по России и до 1 миллиона рублей по Арктической зоне. На реализацию этой программы выделено 1,2 миллиарда рублей. [88] При этом социальным предпринимателям предписано найти 50% необходимой суммы в виде софинансирования. В 2022 году были смягчены требования по привлечению софинансирования – до 25% от общей суммы. [89]
Состояние и проблемы социального предпринимательства в России [ править ]
Социальное предпринимательство в России, хотя и имеет исторические корни, не развито, а предпринимателей, действующих по его канонам, очень мало. Обычно оно выражается в индивидуальных инициативах, а не в массовом движении. [90] По данным Агентства стратегических инициатив , в 2017 году социальным предпринимательством в России в той или иной форме занимались лишь около 1% компаний. [41] тогда как в Западной Европе этот показатель достигает 25%. [90] В России действовало всего около 6,8 тыс. предприятий, которые можно отнести к социальным. [78]
Единственным масштабным комплексным исследованием социального предпринимательства в России является проект Российского микрофинансового центра и британской организации Oxfam , реализованный в 2008–2009 годах. Исследователи сделали выводы о «начале пути» российского социального предпринимательства, а также о новизне и отсутствии единого понимания этого термина в российском обществе. В то же время в ходе исследования в России были найдены все необходимые условия для развития социального предпринимательства. [91] По итогам этого проекта А.А. Московская написала монографию «Социальное предпринимательство в России и мире. Практика и исследования», которая остается самой подробной и цитируемой работой по данной теме. [92]
В 2016 и 2019 годах благотворительный фонд Thomson Reuters Foundation опросил около 900 экспертов по социальному предпринимательству из 45 крупнейших экономик мира. В число респондентов вошли исследователи, социальные предприниматели, инвесторы, чиновники и другие компетентные лица. По итогам опроса был составлен рейтинг стран с лучшими условиями для социальных предпринимателей. [93] В 2019 году Россия оказалась в средней или верхней половине списка практически по всем показателям, показав при этом значительный рост, за исключением легкости продажи товаров и услуг. Исследователи пришли к выводу, что в России наблюдается рост социального предпринимательства, но общий уровень предпринимательской активности остается низким. [94]
2019 | 2016 | |
---|---|---|
Стартовые условия | 28 | 40 |
Государственная поддержка | 7 | 17 |
Наличие грантов | 24 | 31 |
Доступность инвестиций | 25 | 27 |
Наличие нефинансовой поддержки | 12 | 17 |
Легкость продажи товаров и услуг государству | 22 | 16 |
Легкость продажи товаров и услуг предприятиям. | 38 | 31 |
Легкость продажи товаров и услуг частному потребителю | 23 | 6 |
Привлечение специалистов высокого уровня | 38 | 36 |
Понимание населением сущности социального предпринимательства | 23 | 27 |
Возможность поддержать себя, занимаясь социальным бизнесом | 7 | 8 |
Темпы роста социального предпринимательства | 23 | 43 |
Доля женщин среди социальных предпринимателей | 6 (73,77%) | 2 (78,1%) |
Доля молодежи (до 25 лет) среди социальных предпринимателей | 41 (66,93%) | - |
Вице-президент общественной организации «Опора России» Николай Николаев выделил три кризисных явления, с которыми столкнулось зарождающееся социальное предпринимательство в России: кризис дефиниции, кризис репрезентативности и проблема тиражирования. [83]
Достижения социальных предпринимателей [ править ]
Первый в России проект медицинской сигнализации Life Button — система экстренного вызова пожилых людей и инвалидов — стал победителем Всероссийского предпринимательского конкурса «Инновационные технологии бизнеса 2011», а также конкурса «Телекоммуникационная идея», учрежденного МТС . и вошел в список 10 лучших стартапов 2011 года по версии Forbes . [48]
В 2017 году продукт социального предпринимательства – проект по производству технических средств реабилитации детей-инвалидов «Я Могу!» из Свердловской области стал победителем Всероссийского конкурса « 100 лучших товаров России ». — впервые [98]
Задача теоретической базы [ править ]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/09/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_%E2%80%93_%D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%B5_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B_2019_%D0%9D%D0%B0%D1%88%D0%B5_%D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%B5_6.png/220px-thumbnail.png)
Определенные трудности создают слабая теоретическая база, недостаточная информированность и образованность граждан. В целом в России теория социального предпринимательства недостаточно формализована и пока не получила должного распространения. [99] Эксперты и научное сообщество не приходят к единому мнению относительно отнесения того или иного вида деятельности в России к социальному предпринимательству. [100] С одной стороны, отмечается, что многие «серийные» проекты, уже апробированные за рубежом, пока не реализуются в России – например, в сфере обеспечения жильем и трудоустройством людей без определенного места жительства мало проектов в России. области экологии и ряд других. [101] С другой стороны, ставится под сомнение актуальность традиционных «классических» проектов социального предпринимательства. [102]
Кроме того, эксперты отмечают, что в России социальный бизнес часто путают с благотворительностью. Настоящие российские социальные предприниматели редко характеризуют себя этой модной фразой: [103] а различные подражатели, наоборот, активно используют его для получения доступа к грантам, кредитам, различным преференциям, в целях пиара или в качестве маркетингового хода. [104]
Николай Николаев отмечает, что при всем многообразии определений социального предпринимательства в России существуют два противоположных по смыслу: «предпринимательская деятельность, направленная на решение социальных и экологических проблем и достижение общественно полезных целей», что соответствует классическому пониманию, и «предпринимательство». в социальной сфере», направленный на получение прибыли. По мнению эксперта, второе определение, в отличие от желательного первого, ближе и понятнее российским законодателям и государственным деятелям. [83]
В 2016 году Наталья Зверева , директор фонда «Наше будущее» , заявила, что проблема выявления и оценки социального бизнеса в России «ушла в прошлое» и «можно сказать, что в стране сформировалось экспертное сообщество с профессиональными навыки и компетенции в области оценки социальных и предпринимательских проектов». [105]
Однако экспертное исследование 2020-2021 годов показало, что проблема неоднозначности понятия «социальное предпринимательство» не исчезла. Даже эксперты в области социального бизнеса придерживались разных его трактовок, а один из респондентов оценил степень правовой определенности понятия «социальное предпринимательство» на 2 балла из 10. Около трети экспертов не смогли выбрать определения, близкие к ним из предложенных вариантов, и сформулировали свои. Терминологическая проблема вызвала большой разброс оценок по остальным позициям опроса и в результате была признана базовой для всей сферы социального бизнеса. [106]
Проблема репрезентативности [ править ]
По словам Николаева, в России сложилась ситуация, когда "экспертов больше, чем самих социальных предпринимателей". При этом продолжают создаваться новые инфраструктурные элементы поддержки социального бизнеса, что не приводит к ожидаемому увеличению количества социальных предпринимателей. В целом наблюдается диспропорция: высокая активность экспертов и государства «сверху» при низкой активности граждан «снизу». [83]
Если экспертами и меценатами из крупного бизнеса движет энтузиазм, то государство в лице чиновников видит в «социальном предпринимательстве» универсальное средство решения накопившихся социальных проблем. Однако усилия тех и других иногда срываются из-за пассивности потенциальных социальных предпринимателей. [83] Антон Яремчук (АСИ) видит главную проблему российского социального предпринимателя именно в его «зависимом подходе, ощущении, что государство ему что-то должно». [2]
Что касается усилий государства, то А. Московская, комментируя проект Минэкономразвития по созданию инновационных центров в социальной сфере и прогнозы АСИ по приему к 2020 году 50 тыс. социально-ориентированных предприятий, отметила, что « социальное предпринимательство не создается по плану ни в одной стране» и что подобные инициативы не должны исходить «сверху», а должны «рождаться самим бизнесом». [107]
Проблема репликации [ править ]
Воспроизводимость – одна из основных особенностей бизнеса, претендующего на статус социального. [108] в России тоже дела идут не очень хорошо. Практически каждое относительно успешное социальное предприятие живет за счет энергии, харизмы и других личных качеств своего основателя. Если он покинет созданное им социальное предприятие, оно либо прекратит свое существование, либо вскоре трансформируется в обычный бизнес-проект. [83]
Правовое регулирование [ править ]
Из-за недостаточной разработанности теоретической базы в законодательстве Российской Федерации долгое время не существовало отдельного общеправового раздела о социальном предпринимательстве. [109] Не было правовой базы, которая могла бы регулировать все вопросы социального предпринимательства, упростить создание социальных предприятий и снизить налоги для социальных предпринимателей. [110] [79]
До 2019 года единственным федеральным законодательным актом, содержащим определение социального предпринимательства, был приказ Минэкономразвития России от 24 апреля 2013 г. N 220 «Об организации конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджеты которых в В 2013 году предусмотрены субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства». Данное определение применялось только к получателям поддержки по указанному Министерством направлению. [84] [111] и, по мнению экспертов, был расплывчатым, терминологически несовершенным и фактически не обеспечивал законодательной поддержки социального предпринимательства в классическом понимании, особенно во всем многообразии его форм. [109]
В сентябре 2013 года Комитет Совета Федерации по социальной политике подготовил поправки в законопроект «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», вводящие в федеральное законодательство понятия «социальный предприниматель» и «социальное предпринимательство», но они не были приняты. [84] Следующая попытка была предпринята 16 октября 2014 года: группа парламентариев верхней и нижней палат Федерального Собрания внесла в Госдуму законопроект о социальном предпринимательстве и формах поддержки, но он также не был принят. [84] [112]
В августе 2016 года Минэкономразвития выступило с инициативой внести изменения в действующее законодательство, чтобы закрепить в нем понятие «социальное предпринимательство». Обсуждение проекта федерального закона состоялось на «Федеральном портале проектов нормативных правовых актов». [113] В его основу лег законопроект, внесенный годом ранее Галиной Кареловой , Людмилой Боковой и рядом других сенаторов и депутатов при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей и его президента лично Александра Шохина . Авторы предложили внести соответствующие изменения и дополнения в федеральные законы № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В результате общественного обсуждения и последующей критики законопроект пришлось серьезно переработать. [114] В результате общественного обсуждения и последующей критики законопроект пришлось серьезно переработать. [115]
В январе 2017 года была анонсирована новая редакция законопроекта, подготовленная Минэкономразвития. Предлагалось распространить ее на малый и средний бизнес, 30% сотрудников которого являются инвалидами, одинокими или многодетными родителями, выпускниками детских домов и бывшими заключенными, а их доля в фонде оплаты труда составляет не менее 25%. Также предлагалось считать предприятие социальным, если не менее 70% его доходов приходится на отдельные виды деятельности, связанные с социальной сферой: здравоохранение, физкультурно-массовый спорт, дошкольное образование, социальный туризм, культурно-просветительскую деятельность. Документ направлен на согласование в Федеральную антимонопольную службу , Федеральную налоговую службу , Минфин и Минтруд . [115]
В июле 2017 года президент России Владимир Путин заявил о принятии осенью того же года пакета законов о социальном предпринимательстве. По его словам, Кабмин подготовил два законопроекта: первый определил понятие социального предпринимательства, второй прописал механизмы его реализации. [116] Ожидалось, что Госдума примет федеральный закон «О социальном предпринимательстве» в декабре 2017 года. [117] но этого больше не повторилось.
26 декабря 2018 года на заседании правительства очередная версия законопроекта о социальном предпринимательстве была одобрена для внесения в Госдуму . [118] Премьер-министр Дмитрий Медведев назвал четыре критерия отнесения бизнеса к социальному:
- Социальный предприниматель должен работать в сфере оказания общественно полезных услуг, включая природоохранную, образовательную, культурно-просветительскую деятельность. Доля доходов компании от такой деятельности должна составлять не менее 50%.
- Социальный предприниматель должен принимать на работу граждан «социально незащищенных категорий»: инвалидов, пенсионеров, людей предпенсионного возраста, многодетных родителей, выпускников детских домов и некоторых других. Таких сотрудников должно быть не менее 50%.
- Обеспечение доступа произведенной продукции на рынки сбыта также является обязанностью социального предприятия.
- Социальное предприятие должно производить товары или услуги, помогающие в жизни категориям граждан, нуждающимся в поддержке. [119]
5 марта 2019 года прошли парламентские слушания по проекту закона о социальном предпринимательстве в России. В тот же день законопроект был принят Госдумой в первом чтении. [120] [121] [122] Второе чтение состоялось 9 июля 2019 года. [123] а 11 июля закон был принят в окончательном третьем чтении. [124] 23 июля законопроект был одобрен Советом Федерации . [125] а от 26 июля 2019 года – Закон № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предпринимательство». Предприятие "" было подписано президентом Владимиром Путиным и вступило в силу. [17]
Принятые поправки реализуют весьма консервативный подход к понятию «социальное предпринимательство». [126] и связывать ее с трудоустройством представителей социально незащищенных групп, а также с некоторыми видами деятельности: просветительской, культурной, по сохранению языков народов России, с деятельностью по укреплению семьи и поддержке материнства. Однако ряд сфер, важных и традиционных для социального предпринимательства в российской и мировой практике, не охвачен законом, в частности, природоохранная деятельность, проекты по сохранению и развитию деревень, возрождению народного декоративно-прикладного искусства. Закон также не позволяет считать предприятия крупного бизнеса социальными. [16] Принципиальным упущением принятого документа является неписаная связь между «социальным предпринимательством» и «социальным предпринимательством»:
Законопроект не требует от «социального предприятия» заниматься «социальным предпринимательством» в прямом смысле, это не может быть только «деятельность по производству и (или) реализации подакцизных товаров, а также по добыче и (или) реализации подакцизных товаров, а также по добыче и (или) реализации подакцизных товаров». ) продажа полезных ископаемых, за исключением общераспространенных». То есть таким может быть в том числе и гравийный карьер, в штате которого формально трудоустроены в основном дети-сироты - вероятны попытки присвоить региональные дотации через них. - Олег Сапожков и Дмитрий Бутрин для «Коммерсанта» [126]
С другой стороны, закон ориентирован не столько на субсидии, сколько на поддержку инфраструктуры - НИЦ, [126] и у региональных властей еще есть возможность дополнить перечень социальных предприятий по видам деятельности. [127]
Еще до принятия федерального закона понятие «социальное предпринимательство» присутствовало в некоторых региональных законах РФ ( Ханты-Мансийский автономный округ , [128] Kostroma Region [129] ). После принятия федерального закона соответствующие изменения стали более активно вноситься в региональное законодательство: [130] [131] к ноябрю 2020 года таких регионов было уже 35 (из 85). [9]
В 2021 году российские власти приступили к разработке регионального законодательства в сфере социального предпринимательства. Пилотным регионом по реализации закона о социальном бизнесе стал Ханты-Мансийский автономный округ . [132]
В конце 2022 года планируется принять изменения в статью 24-1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», чтобы предоставить инвалидам статус социального предприятия. предпринимателям, не имеющим работников, а также индивидуальным предпринимателям-инвалидам, принявшим на работу хотя бы одного работника из числа социально незащищенных категорий граждан. [133]
Реестр социальных предпринимателей [ править ]
10 января 2020 года приказ Минэкономразвития № 773 «Об утверждении Порядка признания малого или среднего предприятия (МСП) социальным предприятием и Порядка формирования перечня малых и средних предприятий малых предприятий со статусом социального предприятия». В тексте приказа Минэкономразвития перечислены документы, необходимые для получения статуса. [134] [135] [136]
Согласно приказу, предприниматели, желающие получить статус «социального предприятия» в «первой волне», должны были до 1 марта 2020 года представить в региональные уполномоченные органы сокращенный пакет документов. Те, в свою очередь, должны были внести решение о присвоении статуса до 1 апреля 2020 года. По итогам «первой волны» статус получили 1197 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 60% — индивидуальные предприниматели и 40% — юридические лица. Примечательно, что 9 из 10 зарегистрированных предприятий являются микропредприятиями. Из 85 субъектов Российской Федерации в 29 не зарегистрировано ни одного социального предприятия. [137]
«Вторая волна» приема документов завершилась 15 июня 2020 года, соискателям статуса пришлось подать полный пакет документов. По результатам рассмотрения поданных заявлений составлен реестр социальных предпринимателей. [138] По данным ФНС РФ, по итогам обеих «волн» регистрации социальные предприятия зарегистрированы в 72 субъектах РФ, общее количество зарегистрированных социальных предприятий составило 2869, ими создано 15 303 рабочих места. . [9] При этом в 22 регионах России зарегистрировано менее 20 социальных предприятий, а в 13 других регионах не зарегистрировано ни одного социального предприятия. [9] Более 100 социальных предприятий зарегистрировано в Московской области (291), Ханты-Мансийском автономном округе (201), Республике Башкортостан (193), городе Москве (190) и Тульской области (161). Минэкономразвития планировало, что до конца 2021 года в реестр будут включены 3,5 тыс. социальных предпринимателей, однако в октябре в реестр добавилось более 6 тыс. социальных предприятий. [139] [140]
По состоянию на август 2022 года количество зарегистрированных социальных предприятий составило 6921. Лидерство по количеству социальных предпринимателей удерживают Московская область (722), Республика Башкортостан (362), Нижегородская область (324), Ханты-Мансийский автономный округ и Приморский край . [89] [141]
В 2022 году Госдума приняла в первом чтении законопроект, позволяющий индивидуальным предпринимателям с ограниченными возможностями и без наемных работников получить статус социального предприятия. [89]
Большинство социальных предпринимателей, включенных в реестр, оказывают услуги по уходу за детьми, осуществляют деятельность в сфере дополнительного образования, спорта, здравоохранения, физкультурно-оздоровительной деятельности. Ряд предпринимателей ведут активную деятельность в сфере культуры, искусства и ремесел. Некоторые социальные предприниматели занимаются уходом за пожилыми людьми, издательской и полиграфической деятельностью, шитьем и ремонтом одежды (в частности, для инвалидов), решением проблем охраны окружающей среды, производством технических средств реабилитации, работой в сфере информационных технологий. [138]
Российские зарегистрированные социальные предприниматели должны ежегодно подтверждать свой статус: с 2021 года документы принимаются один раз в год, до 1 мая. [142]
Ожидается, что принятие поправок о включении людей с ограниченными возможностями в реестр социальных предпринимателей позволит расширить реестр как минимум на 10%. Еще один потенциальный источник расширения реестра эксперты видят в переходе самозанятых инвалидов в статус предпринимателей. [143]
К концу 2022 года число зарегистрированных социальных предпринимателей в России приблизилось к 8 тысячам. [144] (по другим данным, 7000 [145] ). По оценкам экспертов ТПП , потенциально на этот статус в России могут претендовать до 50 тысяч предприятий. [145]
Перспективы [ править ]
По мнению экспертов, перспективы развития социального предпринимательства в России неопределенны. Вероятность роста деловой активности и общественного сознания россиян невысока. Соответственно, значительных инвестиций со стороны российского бизнеса в социальные проекты не предвидится. Россияне в целом не понимают и не близки к слиянию предпринимательской и общественной деятельности; им гораздо привычнее вести традиционный бизнес с последующим направлением части прибыли на благотворительность ( меценатство ) или социальную ответственность . [106]
Российское государство, заметив мировую тенденцию социального бизнеса, увидело в этом возможность переложить бремя социальной поддержки населения на плечи «частников». Таким образом, социальное предпринимательство в России фактически приравнивается к социальной работе вообще, «рассматривается как нечто вроде социального обеспечения бизнеса ». Такая трактовка понятия сознательно ограничивает круг потребителей продукции и услуг социального бизнеса обычной клиентурой центров социальной защиты: это инвалиды, пенсионеры, многодетные и одинокие родители, дети-сироты и выпускники детских домов. [106]
Отсюда, в свою очередь, формируется перечень наиболее перспективных направлений социальной предпринимательской деятельности: социальные, бытовые, медицинские, медицинские услуги, услуги медицинских сестер и патронажных сестер, хосписы, услуги детских садов и яслей, образовательные услуги. [106]
В рамках этой логики нет места основной задаче социального предпринимательства: производству «социальных изменений» посредством производства товаров и услуг в социальной сфере. [106]
Эксперты приходят к выводу, что перспективы социального предпринимательства в России будут зависеть от ответов на два вопроса: [106]
- продолжит ли государство самоуходить из социальной сферы, в том числе здравоохранения и социального обеспечения, передавая часть своих функций частному бизнесу и социально ориентированным НКО;
- начнет ли крупный бизнес отличать социальное предпринимательство от филантропии и социальной ответственности и войдет ли он в сферу социального бизнеса полноценным игроком с инвестициями и франшизами. [106]
Ответы на эти вопросы появятся только после окончания глобального экономического кризиса, связанного с пандемией Covid-19 и радикально искажающего и «затуманивающего» экономическую картину. [106]
Ссылки [ править ]
- ^ Мамонова, А.В. (2015). "Становление социального предпринимательства в России" (PDF) . Научная перспектива . 2 : 28–30.
- ^ Перейти обратно: а б с Яремчук 2015 .
- ^ Сидоров 2015 , p. 45.
- ^ Перейти обратно: а б с Московская 2011 , p. 113.
- ^ Перейти обратно: а б Трифонов, А. (2008). "Такой трудный путь домой" (PDF) . Деньги и благотворительность . 3 (68): 58–61.
- ^ Гришина 2013 , pp. 51–52.
- ^ Перейти обратно: а б с д Пономарёв С.В. 2016 , p. 15.
- ^ Михеенко 2020 , с. 29.
- ^ Перейти обратно: а б с д "В Совете Федерации обсудили вопросы развития социального предпринимательства в регионах" . Federal Assembly (Russia) . 2020-11-25 . Retrieved 2020-12-14 .
- ^ Перейти обратно: а б Галина Артеменко (2016-06-20). "Социальное предпринимательство как "чисто маргинальная история" " . Fontanka.ru . Retrieved 2017-08-21 .
- ^ Сидоров 2015 , p. 4.
- ^ Халеева .
- ^ Перейти обратно: а б Сидоров 2015 , p. 59.
- ^ Сидоров 2015 , p. 46.
- ^ Московская 2011 , p. 111.
- ^ Перейти обратно: а б Александра Захваткина (2019-07-31). "Культуре — да, экологии — нет: директор фонда "Наше будущее" комментирует закон о социальном предпринимательстве" . Social Information Agency . Retrieved 2019-08-05 .
- ^ Перейти обратно: а б "Федеральный закон от 26.07.2019 № 245-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие"" " . Официальный интернет-портал правовой информации. 2019-07-26 . Retrieved 2019-08-05 .
- ^ Перейти обратно: а б с Казакова-Апкаримова 2010 , p. 131.
- ^ Нестеренко, Плюхина 2017 , pp. 50–51.
- ^ Жуков В. И. и др (2015). История социальной работы . М.: ООО «Квант Медиа». p. 69.
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите ) - ^ Бадя 2008 , стр. 113–117.
- ^ Перейти обратно: а б Жохова 2015 , с. 78.
- ^ Бадя 2008 , с. 129.
- ^ Кристина Петроченкова (2015-01-02). "Дом трудолюбия св.Иоанна: "Учреждение первых христиан времен апостольских" " . Милосердие.ru . Retrieved 2018-09-04 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Золотухин В.П. (2017-11-13). "Выступление 18.11.10 на конференции "Социальное предпринимательство в Москве. Опыт. Проблемы. Перспективы" " . Благотворительный Народный Фонд социальной поддержки . Retrieved 2018-11-07 .
- ^ Ангелина Горбунова (2014-12-14). "Пять мифов о социальном предпринимательстве" . Chastny Korrespondent . Retrieved 2018-11-07 .
- ^ Иконникова А.А. "Предпосылки развития социального предпринимательства" . rusnauka.com . Retrieved 2018-11-07 .
- ^ Перейти обратно: а б с Сидоров 2015 , pp. 50–51.
- ^ Перейти обратно: а б Сафаров 2014 , с. 50–51.
- ^ Московская 2011 , p. 114.
- ^ Александра Московская (2012-02-09). "В России открылся первый Центр социального предпринимательства и социальных инноваций в вузе" . Новый Бизнес . Retrieved 2018-09-04 .
- ^ Сафаров 2014 , стр. 51–53.
- ^ "Банк Молодежных инициатив и год молодежи" (PDF) . Старшеклассник . 11 (94): 1. 2009. Archived from the original (PDF) on 2018-08-05.
- ^ "Утвержден рекомендуемый формат представления сведений поставщиками для целей ведения Единого реестра МСП в электронной форме" (in Russian). Federal Taxation Service . Retrieved 2020-10-30 .
- ^ Федоринин Н. М. (2022). "Трансформации модели российского социального предпринимательства" . Социология (2): 289–293.
- ^ Ирина Печёрская (2022-04-26). " "Росбанк» и Impact Hub Moscow объявили старт акселерационной программы «Начни иначе" " . RB.RU. Archived from the original on 2022-04-28 . Retrieved 2022-04-28 .
- ^ "Росбанк и Impact Hub Moscow помогут инклюзивным организациям преодолеть кризис" . СИА. 2022-04-26 . Retrieved 2022-04-28 .
- ^ "Фонд «Наше будущее» поддерживает ассоциации соцпредпринимателей регионов" . Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». 2022-08-15 . Retrieved 2022-08-31 .
- ^ Пономарёв С.В. 2016 , p. 12.
- ^ Перейти обратно: а б с Пономарёв С.В. 2016 , p. 13.
- ^ Перейти обратно: а б с д "Социальное предпринимательство: всё только начинается". Бизнес России . 5 (147). May 2013.
- ^ "Больше чем покупка" . Expert Online . 2014-01-14.
- ^ "Товары соцпредпринимателей будут продаваться на АЗС ЛУКОЙЛ" . РИА Новости . 2014-01-30.
- ^ Анна Чесова (2014-01-31). "На московских заправках появились товары социальных предпринимателей" . The Village .
- ^ Пономарёв С.В. 2016 , p. 12—13.
- ^ "Фонд "Наше будущее" объявляет конкурс для соцпредпринимателей "Больше, чем покупка" " . Social Information Agency . 2014-04-29 . Retrieved 2018-09-20 .
- ^ "Обзор важнейших событий российского социального бизнеса в 2016 году" . ФРСП «Наше будущее». 2016-12-29 . Retrieved 2018-09-20 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Исаев и др. 2013 , p. 30.
- ^ Юлия Стагниева (2015). "Государственная поддержка развития социального предпринимательства в России" . Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки : 323–325.
- ^ Роман Давыдов (2017-04-25). "Наталия Зверева (Фонд "Наше будущее"): В социальном предпринимательстве мы задаем тренд" . Банковское обозрение.
- ^ Исаев и др. 2013 , p. 31.
- ^ Перейти обратно: а б Сидоров 2015 , pp. 48–49.
- ^ Нестеренко, Плюхина 2017 , p. 55.
- ^ Козлова, Копылова, Тагирова 2018 , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б с д Исаев и др. 2013 , p. 29.
- ^ "Фонд "Наше будущее" профинансировал социальный медицинский проект в Астрахани" . Social Information Agency. 2021-10-04 . Retrieved 2021-10-06 .
- ^ "Фонду "Наше будущее" — девять лет" . ФРСП «Наше будущее». 2016-06-06 . Retrieved 2018-09-20 .
- ^ Наталья Баранова (2017-02-21). "Бесплатная разработка франшизы: конкурс для предпринимателей и НКО" . Retrieved 2018-09-20 .
- ^ "В Москве презентовали каталог "Социальное предпринимательство в России" " . Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». 2014-11-19 . Retrieved 2016-04-21 .
- ^ "Первый каталог "Социальное предпринимательство России" открыт для бесплатного скачивания" . Агентство стратегических инициатив. 2015-03-03. Archived from the original on 2015-05-19 . Retrieved 2015-05-19 .
- ^ "Вышел первый номер журнала об импакт-инвестициях и оценке социального воздействия" . Агентсво социальной информации. 2021-12-21 . Retrieved 2021-12-23 .
- ^ Владимир Вайнер (2021). "Новая жизнь издательского проекта "Каталог "Социальное предпринимательство России"" " . Позитивные изменения . 1 (1): 79.
- ^ "Распоряжение Правительства РФ от 11 августа 2011 г. №1393-р "Об учреждении автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" " . Government of Russia . Archived from the original on 2011-09-27 . Retrieved 2012-07-21 .
- ^ "В Минэкономразвития внесена дорожная карта по поддержке социального бизнеса" . Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. 2014-06-23 . Retrieved 2018-10-03 .
- ^ Георгий Иванушкин (2016-06-29). "Артем Шадрин о дорожной карте доступа НКО к рынку социальных услуг" . Social Information Agency . Retrieved 2018-10-03 .
- ^ "Об утверждении "дорожной карты" "Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере" " . Government of Russia . 2016-06-21 . Retrieved 2018-10-03 .
- ^ Пономарёв С.В. 2016 , pp. 14–15.
- ^ "Названы лучшие социальные предприниматели России" . ТАСС. 2016-05-18 . Retrieved 2017-09-03 .
- ^ Исаев и др. 2013 , pp. 29–30.
- ^ "Коалиция участников инфраструктуры поддержки социального предпринимательства появилась в России" . Агентство социальной информации . 2022-06-29 . Retrieved 2022-06-30 .
- ^ Василина Васильева (2022-06-29). "В России создана коалиция участников инфраструктуры поддержки социального предпринимательства" . Агентство стратегических инициатив . Retrieved 2022-06-30 .
- ^ Ирина Крейнина (2013-08-27). "Ирина Сербина: "Социального предпринимателя ждет успех, только если он предложит рынку уникальный продукт" " . Новый Бизнес . Retrieved 2018-10-07 .
- ^ "Центр инноваций социальной сферы Омской области" . ФРСП «Наше будущее». 2016-02-21 . Retrieved 2017-06-26 .
- ^ Омская школа социального предпринимательства on YouTube
- ^ "АСИ и Русал откроют в Красноярске первый в России совместный "Центр инноваций социальной сферы" " . НЭП 08. 2013-03-27. Archived from the original on 2015-05-01 . Retrieved 2018-09-20 .
- ^ Перейти обратно: а б с "Академия доброты: Где научиться социальному предпринимательству" . The Village . 2015-10-14 . Retrieved 2018-10-07 .
- ^ Нестеренко, Плюхина 2017 , p. 11.
- ^ Перейти обратно: а б Нестеренко, Плюхина 2017 , p. 8.
- ^ Перейти обратно: а б Нестеренко, Плюхина 2017 , p. 10.
- ^ Перейти обратно: а б "Приказ Минэкономразвития России № 220 от 24.04.2013 г. "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации" " . Ministry of Economic Development . 2013-04-24 . Retrieved 2018-09-20 .
- ^ Перейти обратно: а б Исаев и др. 2013 , p. 27.
- ^ Исаев и др. 2013 , p. 26.
- ^ Перейти обратно: а б с д Это ж Николай Николаев (2014-08-19). "Тернистый путь" . Rossiyskaya Gazeta . Retrieved 2018-09-20 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Дарья Лебедева (2014-12-15). "Бизнес и закон" . Chastny Korrespondent . Retrieved 2015-09-20 .
- ^ "Центры инноваций социальной сферы появятся в большинстве регионов России" . ТАСС . 2019-07-02 . Retrieved 2021-01-11 .
- ^ "В России появится фонд поддержки социального предпринимательства" . 2017-05-30 . Retrieved 2017-12-21 .
- ^ "История" . Фонд поддержки социальных проектов . Retrieved 2021-01-11 .
- ^ "Максим Решетников: на поддержку социальных предприятий в регионах выделено 1,2 млрд рублей" . Ministry of Economic Development . 2021-08-13 . Retrieved 2022-02-12 .
- ^ Перейти обратно: а б с "Закону о социальном предпринимательстве исполняется три года" . ФРСП «Наше будущее». 2022-07-26 . Retrieved 2022-08-01 .
- ^ Перейти обратно: а б Исаев и др. 2013 , p. 23.
- ^ Глушков .
- ^ Исаев и др. 2013 , p. 4.
- ^ «Методология. Лучшие страны для социального предпринимателя 2019» . Фонд Томсон Рейтер . Проверено 6 декабря 2019 г.
- ^ Анастасия Миткевич (2019-10-28). "Россия заняла 6 место среди стран с лучшими условиями для женщин в социальном бизнесе" . Forbes Russia . Retrieved 2019-12-06 .
- ^ Жураковский 2017 , pp. 4–5.
- ^ ТРФ-2019 .
- ^ ТРФ-2016 .
- ^ "Продукция победителя конкурса Фонда вошла в сотню лучших товаров России" . ФРСП «Наше будущее». 2017-12-01 . Retrieved 2017-12-21 .
- ^ Исаев и др. 2013 , p. 15.
- ^ Исаев и др. 2013 , pp. 14–15.
- ^ Исаев и др. 2013 , p. 19.
- ^ Исаев и др. 2013 , p. 21.
- ^ Исаев и др. 2013 , pp. 22–23.
- ^ Бегимбетова, Прохорова 2016 .
- ^ "Наталия Зверева: "Мы двигались на ощупь" " . Kommersant.ru . 2016-04-21 . Retrieved 2018-10-04 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г час "Что нужно знать о социальном предпринимательстве и его перспективах в России" . ТАСС . 2021-07-16 . Retrieved 2021-08-16 .
- ^ Исаев и др. 2013 , p. 24.
- ^ Жохова 2015 , с. 84.
- ^ Перейти обратно: а б Исаев и др. 2013 , p. 14.
- ^ Сафаров 2014 , с. 56.
- ^ "Приказ Министерства экономического развития РФ от 24 апреля 2013 г. N 220 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации" " . Ministry of Economic Development (Russia) . 2013-05-14 . Retrieved 2018-09-20 .
- ^ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" " (PDF) . 2014-10-16 . Retrieved 2018-09-20 .
- ^ "Текст законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части закрепления понятия "социальное предпринимательство")" " . Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. 2016-08-09 . Retrieved 2016-08-31 .
- ^ "Началось обсуждение закона о социальном предпринимательстве" . Новый бизнес. Социальное предпринимательство. 2016-08-10 . Retrieved 2016-08-31 .
- ^ Перейти обратно: а б Дарья Николаева (2017-01-12). "Социальных предпринимателей введут в закон" . Kommersant . Retrieved 2017-06-26 .
- ^ Андрей Сердечнов (2017-07-26). "Путин: законы о социальном предпринимательстве должны быть приняты осенью" . Известия . Retrieved 2017-07-31 .
- ^ "Актуальные вопросы развития социального предпринимательства обсудят в Норильске во вторник" . Таймырский телеграф. 2017-11-20 . Retrieved 2017-11-30 .
- ^ Валерий Филоненко (2018-12-26). "В России узаконят социальное предпринимательство" . Парламентская газета . Retrieved 2018-12-29 .
- ^ "Заседание Правительства" . Правительство России. 2018-12-26 . Retrieved 2018-12-29 .
- ^ "Законопроект о социальном предпринимательстве принят в первом чтении в Государственной Думе РФ" . csrjournal.com. 2019-03-06 . Retrieved 2019-03-30 .
- ^ "Справка о результатах голосования по вопросу: (первое чтение) О проекте федерального закона № 620203-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие")" " . State Duma . 2019-03-05 . Retrieved 2019-05-04 .
- ^ "Какие поправки будут внесены в закон о социальном предпринимательстве?" . Парламентская газета . 2019-04-11 . Retrieved 2019-05-04 .
- ^ "Госдума приняла во втором чтении проект о социальном предпринимательстве" . RIA Novosti . 2019-07-09 . Retrieved 2019-08-05 .
- ^ "Закон о социальном предпринимательстве принят в третьем чтении" . Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации. 2019-07-11 . Retrieved 2019-08-05 .
- ^ "Законодательно закреплены понятия "социальное предпринимательство" и "социальное предприятие" " . Federation Council (Russia) . 2019-07-23 . Retrieved 2019-08-05 .
- ^ Перейти обратно: а б с Олег Сапожков; Дмитрий Бутрин (July 2019). "Промпроизводство добра" . Kommersant (120): 3.
11
- ^ Алексей Никишин (2019-11-20). "Социальных предпринимателей посчитают по весне" . Парламентская газета . Retrieved 2019-12-07 .
- ^ "О внесении изменения в закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре" " . ТехЭксперт. 2018-02-23 . Retrieved 2018-06-04 .
- ^ "О внесении изменений в закон Костромской области "О развитии малого и среднего предпринимательства в Костромской области" " . ТехЭксперт. 2017-07-11 . Retrieved 2018-05-02 .
- ^ "В Приморье приняли закон о поддержке социальных предпринимателей" . TASS . 2019-11-13 . Retrieved 2019-12-07 .
- ^ Михеенко 2020 , с. 28.
- ^ Елена Панова (2021-06-27). "Югра готова стать пилотным регионом по внедрению закона о социальном бизнесе" . Rossiyskaya Gazeta . Retrieved 2021-07-05 .
- ^ "Общественные слушания «Поддержка предпринимательских инициатив людей с инвалидностью»" . Агентство социальной информации. 2022-10-18 . Retrieved 2022-10-31 .
- ^ "Утвержден порядок присвоения статуса "социальное предприятие" " . ФРСП «Наше будущее». 2020-01-13 . Retrieved 2020-02-12 .
- ^ "Приказ Министерства экономического развития РФ от 29 ноября 2019 г. № 773 "Об утверждении Порядка признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядка формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия" " . Российская газета . 2020-01-01 . Retrieved 2020-02-12 .
- ^ "Приказ Министерства экономического развития РФ от 29 ноября 2019 г. № 773" . Garant . 2020-01-10 . Retrieved 2020-02-12 .
- ^ "Почти 1200 субъектов МСП получили статус "социальное предприятие" " . Our Future Foundation . 2020-04-22 . Retrieved 2020-05-04 .
- ^ Перейти обратно: а б "Почти 3000 субъектов МСП вошли в реестр социальных предприятий" . 2020-09-02 . Retrieved 2020-10-30 .
- ^ "В России стремительно растет число социальных предпринимателей: Фонд "Наше будущее" подвел итоги" . ФРСП «Наше будущее». 2022-02-08 . Retrieved 2022-02-12 .
- ^ "Татьяна Илюшникова: количество соцпредпринимателей уже в 1,5 раза превысило показатель нацпроекта МСП" . Парламентская газета . 2021-09-10 . Retrieved 2022-02-12 .
- ^ "За лето количество социальных предпринимателей выросло на 10 %" . ФРСП «Наше будущее». 2022-08-22 . Retrieved 2022-08-30 .
- ^ " "Невидимки" для банковского сектора" . Банковское обозрение. 2021-02-18 . Retrieved 2021-03-10 .
- ^ "В ОП РФ поддерживают предпринимательские инициативы людей с инвалидностью" . ФРСП «Наше будущее». 2022-10-19 . Retrieved 2022-11-01 .
- ^ "Число социальных предпринимателей в России выросло на 27 % за 2022 год" . Ведомости . 2023-01-25 . Retrieved 2023-01-31 .
- ^ Перейти обратно: а б Владимир Дорожный (2023-01-25). "Как в Москве совмещают бизнес и благотворительность" . Vedomosti . Retrieved 2023-01-30 .
Источники [ править ]
- Садыртдинов Р. (2020). «Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность в Российской Федерации». Социальное предпринимательство и предприятия в экономическом и социальном развитии . стр. 217–236. ISBN 9780197518311 .
- Арай Ю. Н., Бандалюк О. В., Баркан Д. И., Благов Ю. Е., и др. (2017). Управление проектами в области социального предпринимательства . СПб: Санкт-Петербургский государственный университет . ISBN 978-5-288-05719-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Бадя Л.В. (2008). Отечественный опыт преодоления бедности методами трудовой помощи (XVIII — начало XX вв.) . М.: АНО СПО «СОТИС».
- Баринова В. А. (2018). Зарубежный опыт развития социального предпринимательства и возможность его применения в России . Научные труды. Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара. Moscow: Издательство Института Гайдара.
- Барков А. В. (2012). "Социальное предпринимательство в условиях формирования правовой модели рынка социальных услуг". Предпринимательское право (2).
- Благов Ю. Е., Арай Ю. Н. (2014). "Образовательные программы в области социального предпринимательства: мировой опыт и российские особенности" . Вестник Санкт-Петербургского Университета. Менеджмент (3): 177–197.
- Бегимбетова И., Прохорова Н. (2016). "Социально озабоченные. Как предприниматели захотели приносить пользу людям" . Коммерсантъ. Деньги (21 марта /11): 23.
- Боголюбова Л.Л. (2017). Социальное предпринимательство . Ханты-Мансийск: Печатный мир. ISBN 978-5-9500406-5-8 .
- Гасникова В. (September 2018). "Прибыль в пользу общества" . Коммерсантъ. Санкт-Петербург .
27
- Гришина Я.С. (2013). "Социальное предпринимательство как инновационно-правовая основа обеспечения имущественных потребностей" . Вестник Нижегородского Университета Им. Н. И. Лобачевского . 3 (2): 50–52.
- Гришина Я. С. (2013). Социальное предпринимательство как инновационно-правовая основа обеспечения имущественных потребностей (Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского ed.).
- Грищенко Ю. И. (2013). "Тенденции развития социального предпринимательства в России" . Стратегии Бизнеса (2): 72–74.
- Грищенко Ю. И., Шевелева Э. С. (2016). "Источники финансирования социального предпринимательства в России". Финансовый менеджмент (3): 82–88.
- Жохова В. В. (2015). "Социальное предпринимательство: концепция, сущность и значение" . Современная конкуренция . 9 (4(52)): 77–99.
- Жураковский В.Р. (2017). Правовое регулирование социального предпринимательства в Республике Беларусь и за рубежом (PDF) . Minsk : МПОО «АКТ». Archived from the original (PDF) on February 27, 2018.
- Зверева Н. И. (2019). Атлас практик развития социального предпринимательства (PDF) . М.: ФРСП «Наше будущее».
- Исаев А., Шамрай А., Барабанов Д., Литянская Н. (2013). Социальное предпринимательство в России (PDF) . МСП Банк .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Кадол Н. Ф., Календжян С. О. (2022). Аганбегян А. Г. (ed.). Социальное предпринимательство (2nd ed.). М.: Дело. p. 237. ISBN 978-5-85006-458-7 .
- Казакова-Апкаримова Е.Ю. (2010). "Исторический опыт социального предпринимательства на Урале" . Известия Уральского государственного экономического университета . 6 (32): 130–134.
- Козлова О.А., Копылова Ю.В., Тагирова А.В. (2018). Социальное предпринимательство: потенциал развития инновационной активности в ХМАО-Югра . Ставрополь: Логос. ISBN 978-5-907078-47-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Лескова Ю. Г. (2013). "Саморегулируемая организация как правовая модель внедрения и развития социального предпринимательства". Юрист (11): 13–17.
- Московская А.А. (2011). Социальное предпринимательство в России и в мире (PDF) . М.: Издательский дом Высшей школы экономики. ISBN 978-5-7598-0883-1 .
- Мухин А. В. (2011). "Эволюция понятия социального предпринимательства, основные функции социального предпринимательства" . Новые Технологии (2). Краснодар: 103–106.
- Нестеренко Ю. Н.; Плюхина А. А. (2017). Развитие социального предпринимательства в экономике России . М.: Креативная экономика. ISBN 978-5-91292-169-8 .
- Пономарёв И. (2016-06-29). "Социальное предпринимательство в России состоялось" . ТПП-Информ . Retrieved 2016-10-31 .
- Пономарёв С. В. (2016). "Инфраструктура поддержки социального предпринимательства в России". Российские и американские практики поддержки социального предпринимательства . ПолинаПресс: 6–16.
- Починок Н. Б. (2017). Социальное предпринимательство: от экономики накопления к экономике позитивных преобразований (PDF) . Избранные лекции Университета. Vol. 178. СПб: Saint Petersburg Humanitarian University of Trade Unions . ISBN 978-5-7621-0866-9 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2018 г.
- Романова С. (2015-06-25). "В России начался бум социального предпринимательства" . Ведомости . Retrieved 2016-10-31 .
- Сафаров С.М. (2014). Основы социального предпринимательства . Иваново: Роща. ISBN 978-5-990429-75-8 .
- Сидоров Н. И. (2015). Социальное предпринимательство и предпринимательство в социальной сфере (теория и практика) . М.: Издательский дом State University of Management . ISBN 978-5-215-02767-7 .
- Ситников А. П. (2009). Социальное и политическое предпринимательство: современные формы соединения хозяйственной и общественной деятельности . М.: ИМАДЖ-Контакт. ISBN 978-5-94369-022-8 .
- Юрина Е. А. (2011). "Тенденции развития предпринимательства в России. Социальный аспект" . Социально-экономические явления и процессы . 11 (33): 257–260.
Внешние ссылки [ править ]
- Георгий Иванушкин (2018-09-18). "Социологи исследовали мотивацию современного социального предпринимателя" . Social Information Agency . Retrieved 2018-09-20 .
- Крейг Дирден-Филлипс (21 октября 2013 г.). «Мои три урока из встречи с российским социальным предпринимательством» . Хранитель . Проверено 21 августа 2017 г.
- Юлия Халеева (2014). «Состояние социального предпринимательства в России. Страновой отчет SEFORÏS» (PDF) . ЦЕФИР . Проверено 31 октября 2016 г.
- Глушков В. (Oxfam) (2009-03-02). "Социальное предпринимательство в России. Начало пути" . Российский микрофинансовый центр . Retrieved 2016-10-31 .
- Гайдаровский форум 2015: Панельная дискуссия. Социально ответственное инвестирование: миф или реальность? .
- Деньги и благотворительность , 2008, No.3 (68)— специальный выпуск «Социальное предпринимательство: будущее нового бизнеса в России».
- Антон Малашенко (2016-10-04). "Бизнес как предчувствие. Готово ли российское общество к социальному краудфандингу?" . Независимая газета . Retrieved 2016-11-30 .
- Дмитрий Михеенко (2020-02-14). "От добра прибыли не ищут" . Коммерсантъ (27): 28–30.
14
- Алексей Сиднев (2017-07-28). "Помочь или не мешать. Что государство может сделать для социального бизнеса" . Forbes . Retrieved 2018-02-27 .
- Елена Тимохина (2010-11-22). "Альтернатива благотворительности. Кто и зачем в России занимается социальным предпринимательством" . Forbes . Archived from the original on 2015-05-26 . Retrieved 2018-02-27 .
- Ольга Филатова (2019-05-24). "Доброе дело. Почему в социальном бизнесе больше женщин" . Ведомости . Retrieved 2019-06-06 .
- Мария Черток, Инга Пагава (2007). "Билл Дрейтон: "Я съем этот стол, если в России нет социальных предпринимателей" " . Деньги и благотворительность . 2 (63).
- Антон Яремчук (2015-12-17). "Экосистема социального предпринимательства" . Российская газета . Retrieved 2016-10-31 .
- «Лучшие страны для социального предпринимателя 2019» . Фонд Томсон Рейтер . Проверено 6 декабря 2019 г.
- «Лучшие страны для социального предпринимателя 2016» . Фонд Томсон Рейтер . Проверено 6 декабря 2019 г.