~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ 911D41FC67E02602399BDEC1CBF2FD0F__1707843360 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ Social entrepreneurship in Russia - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Социальное предпринимательство в России - Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/Social_entrepreneurship_in_Russia ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/91/0f/911d41fc67e02602399bdec1cbf2fd0f.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/91/0f/911d41fc67e02602399bdec1cbf2fd0f__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 25.06.2024 04:06:03 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 13 February 2024, at 19:56 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

Социальное предпринимательство в России - Википедия Jump to content

Социальное предпринимательство в России

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Социальное предпринимательство в России находится в зачаточном состоянии. [1] [2] Его зарождение как феномена постсоветской истории страны следует отнести к первой половине 2000-х гг. [3] [4] хотя подобные инициативы отдельных энтузиастов изредка имели место уже в 1990-е годы, [5] а прототипы общественной и предпринимательской деятельности можно найти и в более ранние периоды, вплоть до рубежа XIX-XX веков. [6]

Планомерное развитие этого направления деловой активности началось во второй половине 2000-х годов в России. [4] и это было связано, прежде всего, с появлением ряда сильных системных частных игроков, развивающих инфраструктуру, стимулирующих социальных предпринимателей, разрабатывающих и продвигающих теоретическую базу. Их усилиями идеи социального предпринимательства доводятся до органов законодательной и исполнительной власти, бизнес-сообщества, общества в целом и потенциальных социальных предпринимателей, которые постепенно создают, формализуют и структурируют эту сферу. С начала 2010-х годов в России появились Центры социальных инноваций (ЦИЦ), которые проводят обучение методам социального предпринимательства и поддерживают существующие проекты. [7]

По состоянию на конец 2020 года популярность социального предпринимательства в России остается низкой: социальным бизнесом занимается не более 1% российских предпринимателей. [8] [9] страны Их вклад в ВВП в 2015 году составил 0,36%. [10] Более половины российских социальных предпринимателей — женщины в возрасте 30–60 лет. [10]

В России действует ряд устойчивых проектов, в основном в сфере земледелия, переработки некоторых видов бытовых отходов, поддержки инвалидов и пожилых людей, а также выпускников детских домов , возрождения народных промыслов , местного туризма, [11] но они также не могут похвастаться безусловным успехом, масштабом деятельности и тем более тиражируемостью своего опыта. Крупные проблемные области первостепенной важности, такие как наркомания , алкоголизм , безработица , общий низкий уровень жизни, коррупция и бюрократия , остаются за пределами поля деятельности социальных предпринимателей. [12]

Среди причин низкой популярности социального предпринимательства в России следует выделить общую не сформированность класса традиционных предпринимателей, из которых в дальнейшем должны выделиться представители социального бизнеса. [2] недостаточная осведомленность [13] ] и слабая разработанность теоретической базы. Сворачивание работы международных некоммерческих организаций в России с начала 2000-х гг. [14] [15] отсутствие реальной поддержки на федеральном уровне ряда традиционных видов деятельности социальных предпринимателей [16] а нехватка законодательной базы также препятствует прогрессу в этой области. [13]

26 июля 2019 года вступил в силу Закон № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предпринимательство». »» вступило в силу в России. [17]

История [ править ]

Российская Империя [ править ]

В Доме трудолюбия Рукавишниковых , Нижний Новгород.
Обучение набору текста на пишущей машинке в Доме трудолюбия образованных женщин на Знаменской ул. ( Санкт-Петербург ) Около 1900 года, Карла Буллы. фотоателье

Дома трудолюбия, преобразованные из работных домов , считаются одним из исторических примеров социального предпринимательства в России. в конце XIX века [18] [19]

Работные дома, появившиеся в России в XVIII веке, долгое время оставались, прежде всего, частью пенитенциарной системы. Они были направлены на изоляцию и принуждение к работе преступников и других асоциальных элементов. [20] Идея работного дома, заимствованная из опыта европейских стран, не прижилась в России: за более чем сто лет во всей империи было открыто всего несколько работных домов, причем большинство из них вскоре после открытия закрылись. [21] В отличие от типичного работного дома Дом трудолюбия в Кронштадте , основанный настоятелем Андреевского собора в Кронштадте отцом Иоанном и бароном Отто фон Буксгевденом в 1882 году, был создан на идеях милосердия и благотворительности; поиск и работа там были добровольными. [18] [22]

Стараниями барона фон Буксгевдена, а также благодаря покровительству великой княгини Александры Иосифовны опыт устройства Домов трудолюбия быстро распространился по всей империи. [18] [22] Ко времени Октябрьской революции , положившей конец общественному решению проблем бедности, существовали сотни Домов трудолюбия, они были представлены в большинстве крупных городов России. [23] [24]

Советский Союз [ править ]

Молодое советское государство провозгласило монополию на решение социальных проблем. Он также стремился искоренить индивидуальную предпринимательскую деятельность , заменив ее коллективным подходом к управлению экономикой . В таких условиях легальное социальное предпринимательство не могло существовать. [25] В то же время некоторые исследователи указывают на реализацию принципов социального предпринимательства в советский период под контролем государства. В первую очередь это касалось трудоустройства инвалидов. В частности, производством авосьок занимались инвалиды по зрению , доходы от продажи которых направлялись на дополнительное финансирование домов для инвалидов. [26]

Период значительного смягчения принципов советского коллективизма пришелся на 1920-е годы, после того как была принята Новая экономическая политика 14 марта 1921 года 10-м съездом Российской коммунистической партии (большевиков) (НЭП) , пришедшая на смену « Новой экономической политике» (НЭП). « Военный коммунизм », действовавший в годы Гражданской войны . Почувствовав свободу, частные предприниматели очень скоро добились заметных успехов, позволивших им решать собственные социальные вопросы , одновременно наполняя рынок товарами и услугами. [25] Однако период НЭПа был недолгим, и история не сохранила примеров предприятий, которые можно было бы отнести к социальным. [27]

Выполнив задачу укрепления Советской власти , НЭП к концу 1920-х годов был свёрнут. На десятилетия нэпман превратился в культурного антигероя , а любое частное предпринимательство приравнивалось к извлечению « нетрудового дохода ». [25] Такая ситуация сохранялась до конца 1980-х годов, когда в разлагающемся государстве , экономика которого вновь оказалась в глубочайшем кризисе, была разрешена предпринимательская деятельность в форме производственной кооперации . [25]

Российская Федерация [ править ]

В условиях недостаточности информации и отсутствия теоретической базы первые социальные предприниматели в современной России изначально не идентифицировали себя с этой концепцией. Одним из первых примеров социального предприятия следует считать уличную газету «На Дне» (с 2003 года — «Путь дома» ), распространяемую с 1994 года бездомными Санкт-Петербурга . [5]

В 1990-е годы в России возникло микрофинансирование , традиционно называемое социальным предпринимательством. К концу 20 века возникла потребность в организации, представляющей интересы всего микрофинансового движения, и в 2002 году был создан Российский микрофинансовый центр (РМЦ). [28]

Прецедент институционализации социального предпринимательства был создан в 2003 году в Новосибирске был создан Центр социального предпринимательства , где при Институте дополнительного образования НГТУ . Центр занимался платным обучением студентов, а затем поддерживал их в реализации инновационных социальных идей. [29] Поскольку данный проект финансировался международным донором Tempus TACIS, а партнерами выступили три университета Великобритании, Германии и Италии, Центр использовал зарубежный опыт и лучшие международные практики. Сам Центр в первые годы своей работы работал на принципах социального предпринимательства, пользовался поддержкой администрации региона, молодежный бизнес-инкубатор . при нем был создан [29] Однако вскоре, по мере исчерпания грантовых средств, тематика курсов сместилась в сторону традиционного управления бизнесом, и тогда любые работы в сфере поддержки социального предпринимательства были прекращены. [30] [31]

Первый случай интереса к социальному предпринимательству со стороны российского бизнеса, вероятно, также относится к 2003 году – алюминиевая компания РУСАЛ запустила программу «Сто крутых проектов». Проект реализован в виде конкурса для старшеклассников регионов присутствия РУСАЛа. Школьники предложили проекты по решению местных социальных проблем и получили помощь в их реализации на конкурсной основе. Так, реализован ряд проектов помощи ветеранам, пенсионерам, сиротам, бездомным животным, а также проект по сохранению местной природы и культуры. Сами по себе все эти проекты носили не социально-предпринимательский, а благотворительный характер (поскольку они оказывали лишь разовую адресную помощь), но привлечение к их реализации школ, интернатов, детских домов, профильных учебных заведений позволяет говорить о наличии элементов социальной деловой практики в них. [32]

В 2004 году был основан Молодежный банк «Тольяттинский фонд», созданный банком «Лада-Кредит» по североирландскому образцу. Молодые люди получили доступ к управлению банком (под руководством более опытного советника-куратора), финансирующему социальные, в основном также молодежные проекты. [33]

Системное развитие поддержки социального предпринимательства в России начинается во второй половине 2000-х годов. [4]

С начала 2010-х годов в различных регионах страны появляются Центры инноваций в социальной сфере (ЦИС), проводится обучение практикам социального предпринимательства и обеспечивается поддержка социальных и предпринимательских проектов. [7]

В 2019 году в России принят закон о социальном предпринимательстве, призванный оказать финансовую и иную поддержку социальному бизнесу. вносятся сведения о статусе «социальных предпринимателей» Для реализации положений принятого закона в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства . [34]

Последствия пандемии COVID-19 в 2020 году стали тяжелым ударом по социальным предприятиям в России. С 2022 года социальное предпринимательство в России существует в условиях экономической трансформации , вызванной международными санкциями . [35] В апреле 2022 года была анонсирована программа поддержки социальных предпринимателей и НКО в условиях кризиса. Конкурсная грантовая программа финансирования и обучения «Начни по-другому» организована Росбанком и Impact Hub Moscow. [36] [37]

Для решения своих проблем российские социальные предприниматели объединяются в ассоциации. По состоянию на 2022 год в стране действуют более 10 региональных Ассоциаций социальных предпринимателей. [38]

Поддержка социального предпринимательства [ править ]

Поддержка со стороны крупного бизнеса [ править ]

Первым на это направление деловой активности обратил внимание российский крупный бизнес, который занимался проектированием социальной и предпринимательской инфраструктуры в рамках собственной благотворительной деятельности и корпоративной социальной ответственности . На 2017 год таких системообразующих компаний, как «Лукойл» , «Русал» , СУЭК , «Северсталь» , «Металлоинвест» и других. программы поддержки социального предпринимательства действуют у [39]

Акция «Больше, чем покупка!» стенд на церемонии вручения премии «Импульс доброты», 2016 г.

Олега Дерипаски » Компания « Русал уделяет заметное внимание социальной деятельности, рассматривая ее как часть своей стратегии развития. В 2004 году для управления социальными проектами «Русала» был создан Центр социальных программ. [40] В 2010 году компания анонсировала программу «Территория РУСАЛа», в рамках которой реализовано 50 проектов с объемом инвестиций руб . 150 млн [41]

В 2014 году компания «Лукойл» совместно с фондом «Наше будущее» запустила акцию « Больше, чем покупка!». проект по продвижению товаров российских социальных предпринимателей. [42] [43] [44] [45] Проект запущен в форме конкурса, победители которого смогут реализовать свой товар в магазинах сети АЗС «Лукойл» в большинстве регионов России. [46] По данным самого фонда, к концу 2016 года к проекту были подключены 134 АЗС в 14 регионах России. [47]

Классический банковский сектор также уделяет внимание социальному предпринимательству, проводя исследования и предлагая специальные программы в этой области. [48] В некоторых банках, например, в АО «МСП Банк» (Внешэкономбанк), специального продукта для социальных предпринимателей на 2015 год не было, но можно было кредитовать по льготной ставке ряд проектов, в том числе проекты социального предпринимательства[50 ]. Крупнейшая российская угольная компания СУЭК реализует свои социальные программы через фонд социально-экономической поддержки регионов («СУЭК-Регионам»). Фонд работает в 48 населенных пунктах России. Среди программ – конкурс социальных и предпринимательских проектов «Созидание», проводимый в два этапа – региональный и межрегиональный. Победители получают финансовую и организационную поддержку на старте своих проектов. [40] [49]

Металлургический завод «Северсталь» , расположенный в Череповце , совместно с мэрией выступил соучредителем «Агентства градостроительства», на базе которого был организован «Региональный центр социальных инноваций». В этом центре социальные предприниматели получают бесплатную помощь и поддержку: бухгалтерскую, юридическую и финансово-экономическую. В центре действует школа социального предпринимательства. [40]

Собственные программы поддержки социального предпринимательства есть и у других крупных компаний, таких как «Норникель» , «Металлоинвест» , «Объединённая металлургическая компания» (ОМК) и др. [50]

Классический банковский сектор также уделяет внимание социальному предпринимательству, проводя исследования и предлагая специальные программы в этой области. [48] Некоторые банки, например, Внешэкономбанк , не имели специального продукта для социальных предпринимателей на 2015 год, но можно было кредитовать по льготной ставке под ряд проектов, в том числе проектов социального предпринимательства. [51]

поддержка Институциональная

Премия «Импульс доброты» в области социального предпринимательства, 2015 г.

Ряд институтов системной поддержки социального предпринимательства в России также имеют корни в крупном бизнесе. На постоянной основе такую ​​поддержку оказывает частный фонд «Наше будущее» , который, по мнению ряда экспертов, играет ведущую роль в этой сфере. [52] [53] [54] Фонд основал президент нефтяной компании " Лукойл " Вагит Алекперов . Основными видами поддержки, оказываемой фондом, являются финансовая (кредиты, гранты и долевое участие) и консалтинговая (прямые консультации, обучение, помощь в обмене опытом, построении взаимоотношений с другими организациями, формировании сообществ социальных предпринимателей и предприятий). [55] Фонд выдает беспроцентные кредиты как начинающим предпринимателям, так и действующему бизнесу. [55] По состоянию на 2021 год фонд, по собственным данным, поддержал 312 проектов социального предпринимательства, расположенных в 59 регионах России, на их реализацию было направлено 787,97 млн ​​рублей. [56] Среди основных инфраструктурных проектов фонда: Всероссийский конкурс «Социальный предприниматель», Лаборатория социального предпринимательства, программа «Больше, чем покупка!», открытие доступа социальных предпринимателей в торговые сети, «Импульс доброты». награда за вклад в развитие и продвижение социального предпринимательства в России. [57] [58] Фонд также выполняет популяризирующую и просветительскую функцию – издает литературу по социальному бизнесу, поддерживает тематические порталы: «Новый бизнес: социальное предпринимательство» и «Банк социальных идей». [55] проводит исследования, организует научные и общественные дискуссии. [52] При поддержке Фонда «Наше будущее» с 2015 по 2019 год издан справочный каталог «Социальное предпринимательство России». [59] — проект Фонда развития медиапроектов и социальных программ «Гладуэй», распространяемый бесплатно в формате pdf . [60] В 2021 году правопреемником этого проекта стал ежеквартальный двуязычный (русско-английский) журнал «Позитивные перемены». [61] [62]

Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) — автономная некоммерческая организация, созданная Правительством России в 2011 году. [63] Агентство заявляет о поддержке проектов по нескольким направлениям: инновационный бизнес, поиск и привлечение талантливых молодых лидеров, продвижение и тиражирование социально значимых инициатив. АСИ разработало «дорожную карту» «поддержки доступа неправительственных организаций к оказанию услуг в социальной сфере», документ был одобрен правительством в июне 2016 года. [64] [65] [66]

Общественная организация малого и среднего бизнеса «Поддержка России» занимается, в том числе, развитием социального предпринимательства в России. В региональных филиалах организации действуют комитеты социального предпринимательства. Проект «Опора-Созидание» апеллирует к традициям благотворительности и меценатства российского предпринимательства и декларируется как направленный на развитие социально-ответственного предпринимательства, распространение практик и моделей корпоративной, благотворительной и социально-ориентированной деятельности. Особенность проекта – внедрение православной этики в предпринимательскую деятельность (софианность экономики). [67]

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) также систематически продвигает идеи и принципы социального предпринимательства. В РСПП действует Департамент корпоративной ответственности, устойчивого развития и социального предпринимательства. Проводится ежегодный всероссийский конкурс РСПП, доклады и круглые столы на конференциях в рамках Недели российского бизнеса посвящены вопросам социального предпринимательства. [7] В мае 2016 года президент РСПП Александр Шохин награжден премией Фонда «Наше будущее» «Импульс доброты» за поддержку и развитие социального предпринимательства. [68]

Межрегиональная общественная организация «Junior Achievement Russia» реализует ряд специализированных программ обучения предпринимателей, в том числе программу «Социальное предпринимательство» для молодежи 15–18 лет, а также мастер-классы для социальных предпринимателей. [55]

Благотворительный фонд «Reach for Change» на конкурсной основе поддерживает проекты, направленные на улучшение жизни детей и подростков. Принять участие в конкурсе может любой желающий, чьи проекты соответствуют ряду условий: социальная значимость, масштабируемость, финансовая стабильность и возможность долгосрочного развития. Проекты-победители получают финансовую поддержку, включая выплату заработной платы инициатору проекта на период его формирования, а также консультации и обучение от партнеров Фонда. [69]

Поддержка социального предпринимательства также декларируется через микрофинансовые организации, которых, по данным 2015 года, в России было более 600. [28] С 2002 года в России действует Российский микрофинансовый центр (РМЦ), который организует совместные проекты совместно с Творческой лабораторией «Грамин» , «Юнус-центром» и «Юнус-социальным бизнесом» . [41] РМЦ активно занимается благотворительной деятельностью, его представители участвуют в общественном обсуждении концепции государственной поддержки социального предпринимательства в стране. [28]

Среди других государственных институтов, последовательно поддерживающих социальное предпринимательство в России, можно выделить Торгово-промышленную палату России и Общественную палату России .

В июне 2022 года в России сформировалась коалиция участников инфраструктуры поддержки социального предпринимательства. Инициатором создания коалиции выступил Фонд поддержки социальных проектов, созданный Агентством стратегических инициатив . В коалицию вошли 15 организаций: Фонд «Наше будущее» , Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, Фонд социальных инвестиций, Фонд «Нужна помощь» , Центр общеакадемических образовательных инициатив ( РАНХиГС ), «Фабрика позитивных перемен», Агентство социальной информации, Национальное агентство развития квалификаций, Impact Hub. Москва, Центр социального предпринимательства и социальных инноваций ( Высшая школа экономики ), Международная школа бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ и другие. [70] [71]

Ведущий мировой фонд поддержки социальных предпринимателей Ашока (США) не представлен в России из-за ограничений на деятельность иностранных НКО, однако российские социальные предприниматели могут связаться с ним через официальный сайт. Фонд не только оказывает финансовую поддержку и проводит тренинги для социальных предпринимателей, но и продвигает их проекты и поощряет обмен информацией. [48]

Тренинги по социальному предпринимательству [ править ]

В 2011 году Омская региональная общественная организация «Ресурсный центр общественных активных школ» открыла первую в стране «Школу социального предпринимательства». В следующем, 2012 году, по предложению Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ), Ресурсный центр был преобразован в первый в России Центр социальных инноваций (НИЦ). [72] [73] В 2013 году было решено повторить этот опыт при поддержке АСИ. [74] На 2016 год НИЦ представлены более чем в 25 регионах России, и их число увеличивается. В некоторых из них есть школы социального предпринимательства, обучение в которых обычно длится 2–6 месяцев. За 2018 год одна омская школа социального предпринимательства выпустила более 30 выпускных классов, более 800 ее выпускников основали более 500 проектов в сфере социального предпринимательства.

Помимо образовательной, НИЦ оказывают разностороннюю поддержку социальных проектов малого и среднего бизнеса: информационную, консультационную, наставническую, юридическую, логистическую, организационную, популяризаторскую – за исключением финансовой, которую могут оказать региональные фонды, бизнес инкубаторы, ассоциации предпринимателей. [7] В 2013 году РУСАЛ открыл НИЦ в Красноярске , деятельность которого направлена ​​на привлечение лиц, обладающих предпринимательской активностью, а также руководителей малого и среднего бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций к решению социальных проблем регионов посредством реализации социальные и предпринимательские проекты. РУСАЛ стал первым представителем крупного бизнеса, поддержавшим создание СПИК. [75] [41]

предпринимательства . Программа Высшей школы менеджмента и инноваций МГУ включает полный академический курс социального Курс платный, продолжительностью 72 академических часа, ведут преподаватели юридического факультета и факультета государственного управления МГУ. Среди дисциплин курса: бизнес-планирование, финансовый менеджмент, современный опыт развития социального предпринимательства. [76]

Центр социального предпринимательства и социальных инноваций Высшей школы экономики также предлагает лекции и курсы по социальному предпринимательству. [76]

С 2015 года в СПбГУ действует программа подготовки социальных предпринимателей с возможностью прослушивания лекций дистанционно и с последующей обязательной аттестацией. [76]

Государственная поддержка [ править ]

Попытки поддержки социального предпринимательства в России хотя и отмечаются на федеральном и региональном уровнях, но им не хватает последовательности. [77] и, как следствие, эффективность этой деятельности остается под вопросом. [78] В отличие от многих стран, социальное предпринимательство в России не признано особым видом экономической деятельности , социальные предприниматели не получают налоговых льгот. [79] Принятый в 2019 году «Закон о социальном предпринимательстве» выделяет социальное предпринимательство в сферу малого и среднего бизнеса , таким образом, этот вид экономической деятельности получил собственную федеральную законодательную базу. Но и после этого социальные предприниматели, как и прежде, могут рассчитывать только на адресную финансовую, имущественную, информационную и консультационную поддержку со стороны государства. [80] [81]

Фактически задача системной поддержки социальных предпринимателей в России передана региональным властям и Центрам социальных инноваций (ЦИЦ) (созданным Приказом Минэкономразвития России № 220 от 24.04.2013 и финансируемым за счет субсидии из федерального бюджета [80] ) и субсидий Постановлением Правительства РФ от 23.08.11 № 713 «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций». [82] В частности, на 2011–2013 годы Минэкономразвития России выделило бюджетные средства в общем объеме 880 млн рублей на реализацию мер по поддержке социально ориентированных НКО, из них 600 млн - на субсидии региональным бюджетам, 132 млн рублей. - на прямое субсидирование социально ориентированных НКО, 100 млн - на обучение социально ориентированных сотрудников некоммерческих организаций. [81]

По состоянию на август 2014 года при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ) и Минэкономразвития начали работу 12 центров социальных инноваций, однако результаты их деятельности за 2015 год не получили широкого освещения в специализированных изданиях. [83] В бюджете 2015 года на субсидирование проектов по привлечению частного инвестора в сферу социальных услуг выделено 160 млн рублей. [84] К середине 2019 года количество НИЦ достигло 38; к 2024 году планируется увеличить их количество до 70. [85]

В 2017 году по инициативе генерального директора Агентства стратегических инициатив Светланы Чупшевой и с одобрения президента Владимира Путина был создан федеральный Фонд поддержки социальных проектов. В своем заявлении Чупшева назвала регионы страны, лидировавшие на тот момент по этому показателю: Ханты-Мансийский автономный округ , Башкортостан , Пермский край , Мурманская область , Ульяновская область , Санкт-Петербург . [86] [87]

В августе 2021 года в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» было принято решение оказать финансовую поддержку социальным предприятиям в регионах. До конца года социальным предпринимателям было предложено получить безвозмездную грантовую помощь для развития бизнеса на конкурсной основе. Сумма гранта составила до 500 тысяч рублей по России и до 1 миллиона рублей по Арктической зоне. На реализацию этой программы выделено 1,2 миллиарда рублей. [88] При этом социальным предпринимателям предписано найти 50% необходимой суммы в виде софинансирования. В 2022 году были смягчены требования по привлечению софинансирования – до 25% от общей суммы. [89]

Состояние и проблемы социального предпринимательства в России [ править ]

Социальное предпринимательство в России, хотя и имеет исторические корни, не развито, а предпринимателей, действующих по его канонам, очень мало. Обычно оно выражается в индивидуальных инициативах, а не в массовом движении. [90] По данным Агентства стратегических инициатив , в 2017 году социальным предпринимательством в России в той или иной форме занимались лишь около 1% компаний. [41] тогда как в Западной Европе этот показатель достигает 25%. [90] В России действовало всего около 6,8 тыс. предприятий, которые можно отнести к социальным. [78]

Единственным масштабным комплексным исследованием социального предпринимательства в России является проект Российского микрофинансового центра и британской организации Oxfam , реализованный в 2008–2009 годах. Исследователи сделали выводы о «начале пути» российского социального предпринимательства, а также о новизне и отсутствии единого понимания этого термина в российском обществе. В то же время в ходе исследования в России были найдены все необходимые условия для развития социального предпринимательства. [91] По итогам этого проекта А.А. Московская написала монографию «Социальное предпринимательство в России и мире. Практика и исследования», которая остается самой подробной и цитируемой работой по данной теме. [92]

В 2016 и 2019 годах благотворительный фонд Thomson Reuters Foundation опросил около 900 экспертов по социальному предпринимательству из 45 крупнейших экономик мира. В число респондентов вошли исследователи, социальные предприниматели, инвесторы, чиновники и другие компетентные лица. По итогам опроса был составлен рейтинг стран с лучшими условиями для социальных предпринимателей. [93] В 2019 году Россия оказалась в средней или верхней половине списка практически по всем показателям, показав при этом значительный рост, за исключением легкости продажи товаров и услуг. Исследователи пришли к выводу, что в России наблюдается рост социального предпринимательства, но общий уровень предпринимательской активности остается низким. [94]

Рейтинг привлекательности России для социальных предпринимателей среди 45 крупнейших экономик мира [95] [96] [97]
2019 2016
Стартовые условия 28 40
Государственная поддержка 7 17
Наличие грантов 24 31
Доступность инвестиций 25 27
Наличие нефинансовой поддержки 12 17
Легкость продажи товаров и услуг государству 22 16
Легкость продажи товаров и услуг предприятиям. 38 31
Легкость продажи товаров и услуг частному потребителю 23 6
Привлечение специалистов высокого уровня 38 36
Понимание населением сущности социального предпринимательства 23 27
Возможность поддержать себя, занимаясь социальным бизнесом 7 8
Темпы роста социального предпринимательства 23 43
Доля женщин среди социальных предпринимателей 6 (73,77%) 2 (78,1%)
Доля молодежи (до 25 лет) среди социальных предпринимателей 41 (66,93%) -

Вице-президент общественной организации «Опора России» Николай Николаев выделил три кризисных явления, с которыми столкнулось зарождающееся социальное предпринимательство в России: кризис дефиниции, кризис репрезентативности и проблема тиражирования. [83]

Достижения социальных предпринимателей [ править ]

Первый в России проект медицинской сигнализации Life Button — система экстренного вызова пожилых людей и инвалидов — стал победителем Всероссийского предпринимательского конкурса «Инновационные технологии бизнеса 2011», а также конкурса «Телекоммуникационная идея», учрежденного МТС . и вошел в список 10 лучших стартапов 2011 года по версии Forbes . [48]

В 2017 году продукт социального предпринимательства – проект по производству технических средств реабилитации детей-инвалидов «Я Могу!» из Свердловской области стал победителем Всероссийского конкурса « 100 лучших товаров России ». — впервые [98]

Задача теоретической базы [ править ]

Пресс-конференция, организованная фондом «Наше будущее» с участием основателя Grameen Bank , лауреата Нобелевской премии Мухаммада Юнуса , 2 июля 2019 года.

Определенные трудности создают слабая теоретическая база, недостаточная информированность и образованность граждан. В целом в России теория социального предпринимательства недостаточно формализована и пока не получила должного распространения. [99] Эксперты и научное сообщество не приходят к единому мнению относительно отнесения того или иного вида деятельности в России к социальному предпринимательству. [100] С одной стороны, отмечается, что многие «серийные» проекты, уже апробированные за рубежом, пока не реализуются в России – например, в сфере обеспечения жильем и трудоустройством людей без определенного места жительства мало проектов в России. области экологии и ряд других. [101] С другой стороны, ставится под сомнение актуальность традиционных «классических» проектов социального предпринимательства. [102]

Кроме того, эксперты отмечают, что в России социальный бизнес часто путают с благотворительностью. Настоящие российские социальные предприниматели редко характеризуют себя этой модной фразой: [103] а различные подражатели, наоборот, активно используют его для получения доступа к грантам, кредитам, различным преференциям, в целях пиара или в качестве маркетингового хода. [104]

Николай Николаев отмечает, что при всем многообразии определений социального предпринимательства в России существуют два противоположных по смыслу: «предпринимательская деятельность, направленная на решение социальных и экологических проблем и достижение общественно полезных целей», что соответствует классическому пониманию, и «предпринимательство». в социальной сфере», направленный на получение прибыли. По мнению эксперта, второе определение, в отличие от желательного первого, ближе и понятнее российским законодателям и государственным деятелям. [83]

В 2016 году Наталья Зверева , директор фонда «Наше будущее» , заявила, что проблема выявления и оценки социального бизнеса в России «ушла в прошлое» и «можно сказать, что в стране сформировалось экспертное сообщество с профессиональными навыки и компетенции в области оценки социальных и предпринимательских проектов». [105]

Однако экспертное исследование 2020-2021 годов показало, что проблема неоднозначности понятия «социальное предпринимательство» не исчезла. Даже эксперты в области социального бизнеса придерживались разных его трактовок, а один из респондентов оценил степень правовой определенности понятия «социальное предпринимательство» на 2 балла из 10. Около трети экспертов не смогли выбрать определения, близкие к ним из предложенных вариантов, и сформулировали свои. Терминологическая проблема вызвала большой разброс оценок по остальным позициям опроса и в результате была признана базовой для всей сферы социального бизнеса. [106]

Проблема репрезентативности [ править ]

По словам Николаева, в России сложилась ситуация, когда "экспертов больше, чем самих социальных предпринимателей". При этом продолжают создаваться новые инфраструктурные элементы поддержки социального бизнеса, что не приводит к ожидаемому увеличению количества социальных предпринимателей. В целом наблюдается диспропорция: высокая активность экспертов и государства «сверху» при низкой активности граждан «снизу». [83]

Если экспертами и меценатами из крупного бизнеса движет энтузиазм, то государство в лице чиновников видит в «социальном предпринимательстве» универсальное средство решения накопившихся социальных проблем. Однако усилия тех и других иногда срываются из-за пассивности потенциальных социальных предпринимателей. [83] Антон Яремчук (АСИ) видит главную проблему российского социального предпринимателя именно в его «зависимом подходе, ощущении, что государство ему что-то должно». [2]

Что касается усилий государства, то А. Московская, комментируя проект Минэкономразвития по созданию инновационных центров в социальной сфере и прогнозы АСИ по приему к 2020 году 50 тыс. социально-ориентированных предприятий, отметила, что « социальное предпринимательство не создается по плану ни в одной стране» и что подобные инициативы не должны исходить «сверху», а должны «рождаться самим бизнесом». [107]

Проблема репликации [ править ]

Воспроизводимость – одна из основных особенностей бизнеса, претендующего на статус социального. [108] в России тоже дела идут не очень хорошо. Практически каждое относительно успешное социальное предприятие живет за счет энергии, харизмы и других личных качеств своего основателя. Если он покинет созданное им социальное предприятие, оно либо прекратит свое существование, либо вскоре трансформируется в обычный бизнес-проект. [83]

Правовое регулирование [ править ]

Из-за недостаточной разработанности теоретической базы в законодательстве Российской Федерации долгое время не существовало отдельного общеправового раздела о социальном предпринимательстве. [109] Не было правовой базы, которая могла бы регулировать все вопросы социального предпринимательства, упростить создание социальных предприятий и снизить налоги для социальных предпринимателей. [110] [79]

До 2019 года единственным федеральным законодательным актом, содержащим определение социального предпринимательства, был приказ Минэкономразвития России от 24 апреля 2013 г. N 220 «Об организации конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджеты которых в В 2013 году предусмотрены субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства». Данное определение применялось только к получателям поддержки по указанному Министерством направлению. [84] [111] и, по мнению экспертов, был расплывчатым, терминологически несовершенным и фактически не обеспечивал законодательной поддержки социального предпринимательства в классическом понимании, особенно во всем многообразии его форм. [109]

В сентябре 2013 года Комитет Совета Федерации по социальной политике подготовил поправки в законопроект «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», вводящие в федеральное законодательство понятия «социальный предприниматель» и «социальное предпринимательство», но они не были приняты. [84] Следующая попытка была предпринята 16 октября 2014 года: группа парламентариев верхней и нижней палат Федерального Собрания внесла в Госдуму законопроект о социальном предпринимательстве и формах поддержки, но он также не был принят. [84] [112]

В августе 2016 года Минэкономразвития выступило с инициативой внести изменения в действующее законодательство, чтобы закрепить в нем понятие «социальное предпринимательство». Обсуждение проекта федерального закона состоялось на «Федеральном портале проектов нормативных правовых актов». [113] В его основу лег законопроект, внесенный годом ранее Галиной Кареловой , Людмилой Боковой и рядом других сенаторов и депутатов при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей и его президента лично Александра Шохина . Авторы предложили внести соответствующие изменения и дополнения в федеральные законы № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В результате общественного обсуждения и последующей критики законопроект пришлось серьезно переработать. [114] В результате общественного обсуждения и последующей критики законопроект пришлось серьезно переработать. [115]

В январе 2017 года была анонсирована новая редакция законопроекта, подготовленная Минэкономразвития. Предлагалось распространить ее на малый и средний бизнес, 30% сотрудников которого являются инвалидами, одинокими или многодетными родителями, выпускниками детских домов и бывшими заключенными, а их доля в фонде оплаты труда составляет не менее 25%. Также предлагалось считать предприятие социальным, если не менее 70% его доходов приходится на отдельные виды деятельности, связанные с социальной сферой: здравоохранение, физкультурно-массовый спорт, дошкольное образование, социальный туризм, культурно-просветительскую деятельность. Документ направлен на согласование в Федеральную антимонопольную службу , Федеральную налоговую службу , Минфин и Минтруд . [115]

В июле 2017 года президент России Владимир Путин заявил о принятии осенью того же года пакета законов о социальном предпринимательстве. По его словам, Кабмин подготовил два законопроекта: первый определил понятие социального предпринимательства, второй прописал механизмы его реализации. [116] Ожидалось, что Госдума примет федеральный закон «О социальном предпринимательстве» в декабре 2017 года. [117] но этого больше не повторилось.

26 декабря 2018 года на заседании правительства очередная версия законопроекта о социальном предпринимательстве была одобрена для внесения в Госдуму . [118] Премьер-министр Дмитрий Медведев назвал четыре критерия отнесения бизнеса к социальному:

  1. Социальный предприниматель должен работать в сфере оказания общественно полезных услуг, включая природоохранную, образовательную, культурно-просветительскую деятельность. Доля доходов компании от такой деятельности должна составлять не менее 50%.
  2. Социальный предприниматель должен принимать на работу граждан «социально незащищенных категорий»: инвалидов, пенсионеров, людей предпенсионного возраста, многодетных родителей, выпускников детских домов и некоторых других. Таких сотрудников должно быть не менее 50%.
  3. Обеспечение доступа произведенной продукции на рынки сбыта также является обязанностью социального предприятия.
  4. Социальное предприятие должно производить товары или услуги, помогающие в жизни категориям граждан, нуждающимся в поддержке. [119]

5 марта 2019 года прошли парламентские слушания по проекту закона о социальном предпринимательстве в России. В тот же день законопроект был принят Госдумой в первом чтении. [120] [121] [122] Второе чтение состоялось 9 июля 2019 года. [123] а 11 июля закон был принят в окончательном третьем чтении. [124] 23 июля законопроект был одобрен Советом Федерации . [125] а от 26 июля 2019 года – Закон № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предпринимательство». Предприятие "" было подписано президентом Владимиром Путиным и вступило в силу. [17]

Принятые поправки реализуют весьма консервативный подход к понятию «социальное предпринимательство». [126] и связывать ее с трудоустройством представителей социально незащищенных групп, а также с некоторыми видами деятельности: просветительской, культурной, по сохранению языков народов России, с деятельностью по укреплению семьи и поддержке материнства. Однако ряд сфер, важных и традиционных для социального предпринимательства в российской и мировой практике, не охвачен законом, в частности, природоохранная деятельность, проекты по сохранению и развитию деревень, возрождению народного декоративно-прикладного искусства. Закон также не позволяет считать предприятия крупного бизнеса социальными. [16] Принципиальным упущением принятого документа является неписаная связь между «социальным предпринимательством» и «социальным предпринимательством»:

Законопроект не требует от «социального предприятия» заниматься «социальным предпринимательством» в прямом смысле, это не может быть только «деятельность по производству и (или) реализации подакцизных товаров, а также по добыче и (или) реализации подакцизных товаров, а также по добыче и (или) реализации подакцизных товаров». ) продажа полезных ископаемых, за исключением общераспространенных». То есть таким может быть в том числе и гравийный карьер, в штате которого формально трудоустроены в основном дети-сироты - вероятны попытки присвоить региональные дотации через них. - Олег Сапожков и Дмитрий Бутрин для «Коммерсанта» [126]

С другой стороны, закон ориентирован не столько на субсидии, сколько на поддержку инфраструктуры - НИЦ, [126] и у региональных властей еще есть возможность дополнить перечень социальных предприятий по видам деятельности. [127]

Еще до принятия федерального закона понятие «социальное предпринимательство» присутствовало в некоторых региональных законах РФ ( Ханты-Мансийский автономный округ , [128] Kostroma Region [129] ). После принятия федерального закона соответствующие изменения стали более активно вноситься в региональное законодательство: [130] [131] к ноябрю 2020 года таких регионов было уже 35 (из 85). [9]

В 2021 году российские власти приступили к разработке регионального законодательства в сфере социального предпринимательства. Пилотным регионом по реализации закона о социальном бизнесе стал Ханты-Мансийский автономный округ . [132]

В конце 2022 года планируется принять изменения в статью 24-1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», чтобы предоставить инвалидам статус социального предприятия. предпринимателям, не имеющим работников, а также индивидуальным предпринимателям-инвалидам, принявшим на работу хотя бы одного работника из числа социально незащищенных категорий граждан. [133]

Реестр социальных предпринимателей [ править ]

10 января 2020 года приказ Минэкономразвития 773 «Об утверждении Порядка признания малого или среднего предприятия (МСП) социальным предприятием и Порядка формирования перечня малых и средних предприятий малых предприятий со статусом социального предприятия». В тексте приказа Минэкономразвития перечислены документы, необходимые для получения статуса. [134] [135] [136]

Согласно приказу, предприниматели, желающие получить статус «социального предприятия» в «первой волне», должны были до 1 марта 2020 года представить в региональные уполномоченные органы сокращенный пакет документов. Те, в свою очередь, должны были внести решение о присвоении статуса до 1 апреля 2020 года. По итогам «первой волны» статус получили 1197 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 60% — индивидуальные предприниматели и 40% — юридические лица. Примечательно, что 9 из 10 зарегистрированных предприятий являются микропредприятиями. Из 85 субъектов Российской Федерации в 29 не зарегистрировано ни одного социального предприятия. [137]

«Вторая волна» приема документов завершилась 15 июня 2020 года, соискателям статуса пришлось подать полный пакет документов. По результатам рассмотрения поданных заявлений составлен реестр социальных предпринимателей. [138] По данным ФНС РФ, по итогам обеих «волн» регистрации социальные предприятия зарегистрированы в 72 субъектах РФ, общее количество зарегистрированных социальных предприятий составило 2869, ими создано 15 303 рабочих места. . [9] При этом в 22 регионах России зарегистрировано менее 20 социальных предприятий, а в 13 других регионах не зарегистрировано ни одного социального предприятия. [9] Более 100 социальных предприятий зарегистрировано в Московской области (291), Ханты-Мансийском автономном округе (201), Республике Башкортостан (193), городе Москве (190) и Тульской области (161). Минэкономразвития планировало, что до конца 2021 года в реестр будут включены 3,5 тыс. социальных предпринимателей, однако в октябре в реестр добавилось более 6 тыс. социальных предприятий. [139] [140]

По состоянию на август 2022 года количество зарегистрированных социальных предприятий составило 6921. Лидерство по количеству социальных предпринимателей удерживают Московская область (722), Республика Башкортостан (362), Нижегородская область (324), Ханты-Мансийский автономный округ и Приморский край . [89] [141]

В 2022 году Госдума приняла в первом чтении законопроект, позволяющий индивидуальным предпринимателям с ограниченными возможностями и без наемных работников получить статус социального предприятия. [89]

Большинство социальных предпринимателей, включенных в реестр, оказывают услуги по уходу за детьми, осуществляют деятельность в сфере дополнительного образования, спорта, здравоохранения, физкультурно-оздоровительной деятельности. Ряд предпринимателей ведут активную деятельность в сфере культуры, искусства и ремесел. Некоторые социальные предприниматели занимаются уходом за пожилыми людьми, издательской и полиграфической деятельностью, шитьем и ремонтом одежды (в частности, для инвалидов), решением проблем охраны окружающей среды, производством технических средств реабилитации, работой в сфере информационных технологий. [138]

Российские зарегистрированные социальные предприниматели должны ежегодно подтверждать свой статус: с 2021 года документы принимаются один раз в год, до 1 мая. [142]

Ожидается, что принятие поправок о включении людей с ограниченными возможностями в реестр социальных предпринимателей позволит расширить реестр как минимум на 10%. Еще один потенциальный источник расширения реестра эксперты видят в переходе самозанятых инвалидов в статус предпринимателей. [143]

К концу 2022 года число зарегистрированных социальных предпринимателей в России приблизилось к 8 тысячам. [144] (по другим данным, 7000 [145] ). По оценкам экспертов ТПП , потенциально на этот статус в России могут претендовать до 50 тысяч предприятий. [145]

Перспективы [ править ]

По мнению экспертов, перспективы развития социального предпринимательства в России неопределенны. Вероятность роста деловой активности и общественного сознания россиян невысока. Соответственно, значительных инвестиций со стороны российского бизнеса в социальные проекты не предвидится. Россияне в целом не понимают и не близки к слиянию предпринимательской и общественной деятельности; им гораздо привычнее вести традиционный бизнес с последующим направлением части прибыли на благотворительность ( меценатство ) или социальную ответственность . [106]

Российское государство, заметив мировую тенденцию социального бизнеса, увидело в этом возможность переложить бремя социальной поддержки населения на плечи «частников». Таким образом, социальное предпринимательство в России фактически приравнивается к социальной работе вообще, «рассматривается как нечто вроде социального обеспечения бизнеса ». Такая трактовка понятия сознательно ограничивает круг потребителей продукции и услуг социального бизнеса обычной клиентурой центров социальной защиты: это инвалиды, пенсионеры, многодетные и одинокие родители, дети-сироты и выпускники детских домов. [106]

Отсюда, в свою очередь, формируется перечень наиболее перспективных направлений социальной предпринимательской деятельности: социальные, бытовые, медицинские, медицинские услуги, услуги медицинских сестер и патронажных сестер, хосписы, услуги детских садов и яслей, образовательные услуги. [106]

В рамках этой логики нет места основной задаче социального предпринимательства: производству «социальных изменений» посредством производства товаров и услуг в социальной сфере. [106]

Эксперты приходят к выводу, что перспективы социального предпринимательства в России будут зависеть от ответов на два вопроса: [106]

  1. продолжит ли государство самоуходить из социальной сферы, в том числе здравоохранения и социального обеспечения, передавая часть своих функций частному бизнесу и социально ориентированным НКО;
  2. начнет ли крупный бизнес отличать социальное предпринимательство от филантропии и социальной ответственности и войдет ли он в сферу социального бизнеса полноценным игроком с инвестициями и франшизами. [106]

Ответы на эти вопросы появятся только после окончания глобального экономического кризиса, связанного с пандемией Covid-19 и радикально искажающего и «затуманивающего» экономическую картину. [106]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Мамонова, А.В. (2015). "Становление социального предпринимательства в России" (PDF) . Научная перспектива . 2 : 28–30.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Яремчук 2015 .
  3. ^ Сидоров 2015 , p. 45.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Московская 2011 , p. 113.
  5. ^ Перейти обратно: а б Трифонов, А. (2008). "Такой трудный путь домой" (PDF) . Деньги и благотворительность . 3 (68): 58–61.
  6. ^ Гришина 2013 , pp. 51–52.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Пономарёв С.В. 2016 , p. 15.
  8. ^ Михеенко 2020 , с. 29.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д "В Совете Федерации обсудили вопросы развития социального предпринимательства в регионах" . Federal Assembly (Russia) . 2020-11-25 . Retrieved 2020-12-14 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Галина Артеменко (2016-06-20). "Социальное предпринимательство как "чисто маргинальная история" " . Fontanka.ru . Retrieved 2017-08-21 .
  11. ^ Сидоров 2015 , p. 4.
  12. ^ Халеева .
  13. ^ Перейти обратно: а б Сидоров 2015 , p. 59.
  14. ^ Сидоров 2015 , p. 46.
  15. ^ Московская 2011 , p. 111.
  16. ^ Перейти обратно: а б Александра Захваткина (2019-07-31). "Культуре — да, экологии — нет: директор фонда "Наше будущее" комментирует закон о социальном предпринимательстве" . Social Information Agency . Retrieved 2019-08-05 .
  17. ^ Перейти обратно: а б "Федеральный закон от 26.07.2019 № 245-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие"" " . Официальный интернет-портал правовой информации. 2019-07-26 . Retrieved 2019-08-05 .
  18. ^ Перейти обратно: а б с Казакова-Апкаримова 2010 , p. 131.
  19. ^ Нестеренко, Плюхина 2017 , pp. 50–51.
  20. ^ Жуков В. И. и др (2015). История социальной работы . М.: ООО «Квант Медиа». p. 69. {{cite book}}: Неизвестный параметр |agency= игнорируется ( помогите )
  21. ^ Бадя 2008 , стр. 113–117.
  22. ^ Перейти обратно: а б Жохова 2015 , с. 78.
  23. ^ Бадя 2008 , с. 129.
  24. ^ Кристина Петроченкова (2015-01-02). "Дом трудолюбия св.Иоанна: "Учреждение первых христиан времен апостольских" " . Милосердие.ru . Retrieved 2018-09-04 .
  25. ^ Перейти обратно: а б с д Золотухин В.П. (2017-11-13). "Выступление 18.11.10 на конференции "Социальное предпринимательство в Москве. Опыт. Проблемы. Перспективы" " . Благотворительный Народный Фонд социальной поддержки . Retrieved 2018-11-07 .
  26. ^ Ангелина Горбунова (2014-12-14). "Пять мифов о социальном предпринимательстве" . Chastny Korrespondent . Retrieved 2018-11-07 .
  27. ^ Иконникова А.А. "Предпосылки развития социального предпринимательства" . rusnauka.com . Retrieved 2018-11-07 .
  28. ^ Перейти обратно: а б с Сидоров 2015 , pp. 50–51.
  29. ^ Перейти обратно: а б Сафаров 2014 , с. 50–51.
  30. ^ Московская 2011 , p. 114.
  31. ^ Александра Московская (2012-02-09). "В России открылся первый Центр социального предпринимательства и социальных инноваций в вузе" . Новый Бизнес . Retrieved 2018-09-04 .
  32. ^ Сафаров 2014 , стр. 51–53.
  33. ^ "Банк Молодежных инициатив и год молодежи" (PDF) . Старшеклассник . 11 (94): 1. 2009. Archived from the original (PDF) on 2018-08-05.
  34. ^ "Утвержден рекомендуемый формат представления сведений поставщиками для целей ведения Единого реестра МСП в электронной форме" (in Russian). Federal Taxation Service . Retrieved 2020-10-30 .
  35. ^ Федоринин Н. М. (2022). "Трансформации модели российского социального предпринимательства" . Социология (2): 289–293.
  36. ^ Ирина Печёрская (2022-04-26). " "Росбанк» и Impact Hub Moscow объявили старт акселерационной программы «Начни иначе" " . RB.RU. Archived from the original on 2022-04-28 . Retrieved 2022-04-28 .
  37. ^ "Росбанк и Impact Hub Moscow помогут инклюзивным организациям преодолеть кризис" . СИА. 2022-04-26 . Retrieved 2022-04-28 .
  38. ^ "Фонд «Наше будущее» поддерживает ассоциации соцпредпринимателей регионов" . Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». 2022-08-15 . Retrieved 2022-08-31 .
  39. ^ Пономарёв С.В. 2016 , p. 12.
  40. ^ Перейти обратно: а б с Пономарёв С.В. 2016 , p. 13.
  41. ^ Перейти обратно: а б с д "Социальное предпринимательство: всё только начинается". Бизнес России . 5 (147). May 2013.
  42. ^ "Больше чем покупка" . Expert Online . 2014-01-14.
  43. ^ "Товары соцпредпринимателей будут продаваться на АЗС ЛУКОЙЛ" . РИА Новости . 2014-01-30.
  44. ^ Анна Чесова (2014-01-31). "На московских заправках появились товары социальных предпринимателей" . The Village .
  45. ^ Пономарёв С.В. 2016 , p. 12—13.
  46. ^ "Фонд "Наше будущее" объявляет конкурс для соцпредпринимателей "Больше, чем покупка" " . Social Information Agency . 2014-04-29 . Retrieved 2018-09-20 .
  47. ^ "Обзор важнейших событий российского социального бизнеса в 2016 году" . ФРСП «Наше будущее». 2016-12-29 . Retrieved 2018-09-20 .
  48. ^ Перейти обратно: а б с д Исаев и др. 2013 , p. 30.
  49. ^ Юлия Стагниева (2015). "Государственная поддержка развития социального предпринимательства в России" . Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки : 323–325.
  50. ^ Роман Давыдов (2017-04-25). "Наталия Зверева (Фонд "Наше будущее"): В социальном предпринимательстве мы задаем тренд" . Банковское обозрение.
  51. ^ Исаев и др. 2013 , p. 31.
  52. ^ Перейти обратно: а б Сидоров 2015 , pp. 48–49.
  53. ^ Нестеренко, Плюхина 2017 , p. 55.
  54. ^ Козлова, Копылова, Тагирова 2018 , с. 19.
  55. ^ Перейти обратно: а б с д Исаев и др. 2013 , p. 29.
  56. ^ "Фонд "Наше будущее" профинансировал социальный медицинский проект в Астрахани" . Social Information Agency. 2021-10-04 . Retrieved 2021-10-06 .
  57. ^ "Фонду "Наше будущее" — девять лет" . ФРСП «Наше будущее». 2016-06-06 . Retrieved 2018-09-20 .
  58. ^ Наталья Баранова (2017-02-21). "Бесплатная разработка франшизы: конкурс для предпринимателей и НКО" . Retrieved 2018-09-20 .
  59. ^ "В Москве презентовали каталог "Социальное предпринимательство в России" " . Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». 2014-11-19 . Retrieved 2016-04-21 .
  60. ^ "Первый каталог "Социальное предпринимательство России" открыт для бесплатного скачивания" . Агентство стратегических инициатив. 2015-03-03. Archived from the original on 2015-05-19 . Retrieved 2015-05-19 .
  61. ^ "Вышел первый номер журнала об импакт-инвестициях и оценке социального воздействия" . Агентсво социальной информации. 2021-12-21 . Retrieved 2021-12-23 .
  62. ^ Владимир Вайнер (2021). "Новая жизнь издательского проекта "Каталог "Социальное предпринимательство России"" " . Позитивные изменения . 1 (1): 79.
  63. ^ "Распоряжение Правительства РФ от 11 августа 2011 г. №1393-р "Об учреждении автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" " . Government of Russia . Archived from the original on 2011-09-27 . Retrieved 2012-07-21 .
  64. ^ "В Минэкономразвития внесена дорожная карта по поддержке социального бизнеса" . Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. 2014-06-23 . Retrieved 2018-10-03 .
  65. ^ Георгий Иванушкин (2016-06-29). "Артем Шадрин о дорожной карте доступа НКО к рынку социальных услуг" . Social Information Agency . Retrieved 2018-10-03 .
  66. ^ "Об утверждении "дорожной карты" "Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере" " . Government of Russia . 2016-06-21 . Retrieved 2018-10-03 .
  67. ^ Пономарёв С.В. 2016 , pp. 14–15.
  68. ^ "Названы лучшие социальные предприниматели России" . ТАСС. 2016-05-18 . Retrieved 2017-09-03 .
  69. ^ Исаев и др. 2013 , pp. 29–30.
  70. ^ "Коалиция участников инфраструктуры поддержки социального предпринимательства появилась в России" . Агентство социальной информации . 2022-06-29 . Retrieved 2022-06-30 .
  71. ^ Василина Васильева (2022-06-29). "В России создана коалиция участников инфраструктуры поддержки социального предпринимательства" . Агентство стратегических инициатив . Retrieved 2022-06-30 .
  72. ^ Ирина Крейнина (2013-08-27). "Ирина Сербина: "Социального предпринимателя ждет успех, только если он предложит рынку уникальный продукт" " . Новый Бизнес . Retrieved 2018-10-07 .
  73. ^ "Центр инноваций социальной сферы Омской области" . ФРСП «Наше будущее». 2016-02-21 . Retrieved 2017-06-26 .
  74. ^ Омская школа социального предпринимательства on YouTube
  75. ^ "АСИ и Русал откроют в Красноярске первый в России совместный "Центр инноваций социальной сферы" " . НЭП 08. 2013-03-27. Archived from the original on 2015-05-01 . Retrieved 2018-09-20 .
  76. ^ Перейти обратно: а б с "Академия доброты: Где научиться социальному предпринимательству" . The Village . 2015-10-14 . Retrieved 2018-10-07 .
  77. ^ Нестеренко, Плюхина 2017 , p. 11.
  78. ^ Перейти обратно: а б Нестеренко, Плюхина 2017 , p. 8.
  79. ^ Перейти обратно: а б Нестеренко, Плюхина 2017 , p. 10.
  80. ^ Перейти обратно: а б "Приказ Минэкономразвития России № 220 от 24.04.2013 г. "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации" " . Ministry of Economic Development . 2013-04-24 . Retrieved 2018-09-20 .
  81. ^ Перейти обратно: а б Исаев и др. 2013 , p. 27.
  82. ^ Исаев и др. 2013 , p. 26.
  83. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж Николай Николаев (2014-08-19). "Тернистый путь" . Rossiyskaya Gazeta . Retrieved 2018-09-20 .
  84. ^ Перейти обратно: а б с д Дарья Лебедева (2014-12-15). "Бизнес и закон" . Chastny Korrespondent . Retrieved 2015-09-20 .
  85. ^ "Центры инноваций социальной сферы появятся в большинстве регионов России" . ТАСС . 2019-07-02 . Retrieved 2021-01-11 .
  86. ^ "В России появится фонд поддержки социального предпринимательства" . 2017-05-30 . Retrieved 2017-12-21 .
  87. ^ "История" . Фонд поддержки социальных проектов . Retrieved 2021-01-11 .
  88. ^ "Максим Решетников: на поддержку социальных предприятий в регионах выделено 1,2 млрд рублей" . Ministry of Economic Development . 2021-08-13 . Retrieved 2022-02-12 .
  89. ^ Перейти обратно: а б с "Закону о социальном предпринимательстве исполняется три года" . ФРСП «Наше будущее». 2022-07-26 . Retrieved 2022-08-01 .
  90. ^ Перейти обратно: а б Исаев и др. 2013 , p. 23.
  91. ^ Глушков .
  92. ^ Исаев и др. 2013 , p. 4.
  93. ^ «Методология. Лучшие страны для социального предпринимателя 2019» . Фонд Томсон Рейтер . Проверено 6 декабря 2019 г.
  94. ^ Анастасия Миткевич (2019-10-28). "Россия заняла 6 место среди стран с лучшими условиями для женщин в социальном бизнесе" . Forbes Russia . Retrieved 2019-12-06 .
  95. ^ Жураковский 2017 , pp. 4–5.
  96. ^ ТРФ-2019 .
  97. ^ ТРФ-2016 .
  98. ^ "Продукция победителя конкурса Фонда вошла в сотню лучших товаров России" . ФРСП «Наше будущее». 2017-12-01 . Retrieved 2017-12-21 .
  99. ^ Исаев и др. 2013 , p. 15.
  100. ^ Исаев и др. 2013 , pp. 14–15.
  101. ^ Исаев и др. 2013 , p. 19.
  102. ^ Исаев и др. 2013 , p. 21.
  103. ^ Исаев и др. 2013 , pp. 22–23.
  104. ^ Бегимбетова, Прохорова 2016 .
  105. ^ "Наталия Зверева: "Мы двигались на ощупь" " . Kommersant.ru . 2016-04-21 . Retrieved 2018-10-04 .
  106. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г час "Что нужно знать о социальном предпринимательстве и его перспективах в России" . ТАСС . 2021-07-16 . Retrieved 2021-08-16 .
  107. ^ Исаев и др. 2013 , p. 24.
  108. ^ Жохова 2015 , с. 84.
  109. ^ Перейти обратно: а б Исаев и др. 2013 , p. 14.
  110. ^ Сафаров 2014 , с. 56.
  111. ^ "Приказ Министерства экономического развития РФ от 24 апреля 2013 г. N 220 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации" " . Ministry of Economic Development (Russia) . 2013-05-14 . Retrieved 2018-09-20 .
  112. ^ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" " (PDF) . 2014-10-16 . Retrieved 2018-09-20 .
  113. ^ "Текст законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части закрепления понятия "социальное предпринимательство")" " . Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. 2016-08-09 . Retrieved 2016-08-31 .
  114. ^ "Началось обсуждение закона о социальном предпринимательстве" . Новый бизнес. Социальное предпринимательство. 2016-08-10 . Retrieved 2016-08-31 .
  115. ^ Перейти обратно: а б Дарья Николаева (2017-01-12). "Социальных предпринимателей введут в закон" . Kommersant . Retrieved 2017-06-26 .
  116. ^ Андрей Сердечнов (2017-07-26). "Путин: законы о социальном предпринимательстве должны быть приняты осенью" . Известия . Retrieved 2017-07-31 .
  117. ^ "Актуальные вопросы развития социального предпринимательства обсудят в Норильске во вторник" . Таймырский телеграф. 2017-11-20 . Retrieved 2017-11-30 .
  118. ^ Валерий Филоненко (2018-12-26). "В России узаконят социальное предпринимательство" . Парламентская газета . Retrieved 2018-12-29 .
  119. ^ "Заседание Правительства" . Правительство России. 2018-12-26 . Retrieved 2018-12-29 .
  120. ^ "Законопроект о социальном предпринимательстве принят в первом чтении в Государственной Думе РФ" . csrjournal.com. 2019-03-06 . Retrieved 2019-03-30 .
  121. ^ "Справка о результатах голосования по вопросу: (первое чтение) О проекте федерального закона № 620203-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие")" " . State Duma . 2019-03-05 . Retrieved 2019-05-04 .
  122. ^ "Какие поправки будут внесены в закон о социальном предпринимательстве?" . Парламентская газета . 2019-04-11 . Retrieved 2019-05-04 .
  123. ^ "Госдума приняла во втором чтении проект о социальном предпринимательстве" . RIA Novosti . 2019-07-09 . Retrieved 2019-08-05 .
  124. ^ "Закон о социальном предпринимательстве принят в третьем чтении" . Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации. 2019-07-11 . Retrieved 2019-08-05 .
  125. ^ "Законодательно закреплены понятия "социальное предпринимательство" и "социальное предприятие" " . Federation Council (Russia) . 2019-07-23 . Retrieved 2019-08-05 .
  126. ^ Перейти обратно: а б с Олег Сапожков; Дмитрий Бутрин (July 2019). "Промпроизводство добра" . Kommersant (120): 3. 11
  127. ^ Алексей Никишин (2019-11-20). "Социальных предпринимателей посчитают по весне" . Парламентская газета . Retrieved 2019-12-07 .
  128. ^ "О внесении изменения в закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре" " . ТехЭксперт. 2018-02-23 . Retrieved 2018-06-04 .
  129. ^ "О внесении изменений в закон Костромской области "О развитии малого и среднего предпринимательства в Костромской области" " . ТехЭксперт. 2017-07-11 . Retrieved 2018-05-02 .
  130. ^ "В Приморье приняли закон о поддержке социальных предпринимателей" . TASS . 2019-11-13 . Retrieved 2019-12-07 .
  131. ^ Михеенко 2020 , с. 28.
  132. ^ Елена Панова (2021-06-27). "Югра готова стать пилотным регионом по внедрению закона о социальном бизнесе" . Rossiyskaya Gazeta . Retrieved 2021-07-05 .
  133. ^ "Общественные слушания «Поддержка предпринимательских инициатив людей с инвалидностью»" . Агентство социальной информации. 2022-10-18 . Retrieved 2022-10-31 .
  134. ^ "Утвержден порядок присвоения статуса "социальное предприятие" " . ФРСП «Наше будущее». 2020-01-13 . Retrieved 2020-02-12 .
  135. ^ "Приказ Министерства экономического развития РФ от 29 ноября 2019 г. № 773 "Об утверждении Порядка признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядка формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия" " . Российская газета . 2020-01-01 . Retrieved 2020-02-12 .
  136. ^ "Приказ Министерства экономического развития РФ от 29 ноября 2019 г. № 773" . Garant . 2020-01-10 . Retrieved 2020-02-12 .
  137. ^ "Почти 1200 субъектов МСП получили статус "социальное предприятие" " . Our Future Foundation . 2020-04-22 . Retrieved 2020-05-04 .
  138. ^ Перейти обратно: а б "Почти 3000 субъектов МСП вошли в реестр социальных предприятий" . 2020-09-02 . Retrieved 2020-10-30 .
  139. ^ "В России стремительно растет число социальных предпринимателей: Фонд "Наше будущее" подвел итоги" . ФРСП «Наше будущее». 2022-02-08 . Retrieved 2022-02-12 .
  140. ^ "Татьяна Илюшникова: количество соцпредпринимателей уже в 1,5 раза превысило показатель нацпроекта МСП" . Парламентская газета . 2021-09-10 . Retrieved 2022-02-12 .
  141. ^ "За лето количество социальных предпринимателей выросло на 10 %" . ФРСП «Наше будущее». 2022-08-22 . Retrieved 2022-08-30 .
  142. ^ " "Невидимки" для банковского сектора" . Банковское обозрение. 2021-02-18 . Retrieved 2021-03-10 .
  143. ^ "В ОП РФ поддерживают предпринимательские инициативы людей с инвалидностью" . ФРСП «Наше будущее». 2022-10-19 . Retrieved 2022-11-01 .
  144. ^ "Число социальных предпринимателей в России выросло на 27 % за 2022 год" . Ведомости . 2023-01-25 . Retrieved 2023-01-31 .
  145. ^ Перейти обратно: а б Владимир Дорожный (2023-01-25). "Как в Москве совмещают бизнес и благотворительность" . Vedomosti . Retrieved 2023-01-30 .

Источники [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

См. также [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 911D41FC67E02602399BDEC1CBF2FD0F__1707843360
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/Social_entrepreneurship_in_Russia
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Social entrepreneurship in Russia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)