Jump to content

Управление отходами в России

Управление отходами в России – это законодательство, действия и процессы, относящиеся к управлению различными типами отходов, встречающимися на всей территории Российской Федерации . Основу правового регулирования обращения с отходами в России на федеральном уровне определяет Федеральный закон № 89-ФЗ, который определяет отходы как «остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продукции, которые были образовавшиеся в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства». [1]

На протяжении всего своего существования правительство Советского Союза вводило общегосударственные законодательные рамки и программы переработки для эффективного управления отходами в целях создания безотходной экономики для сокращения производства новых материалов. [2] Однако распад Советского Союза впоследствии свел на нет эти инициативы, что привело к возникновению постсоветской России, в значительной степени зависящей от свалок для управления отходами. [3]

В 2019 году в России было произведено почти 70 млн тонн твердых бытовых отходов , более 90% из которых вывезено на свалки. [4] В том же году Федеральная служба по надзору в сфере природопользования заявила, что свалки в России занимают площадь, примерно равную площади Нидерландов . [4]

В соответствии с растущим политическим и социальным давлением, вызванным, главным образом, неадекватным управлением твердыми бытовыми отходами по всей стране за последние два десятилетия, [5] В 2018 году правительство России провело широкомасштабную реформу в сфере мусора в рамках Национального проекта «Экология», который содержит дорожную карту страны по достижению уровня переработки твердых бытовых отходов на уровне 36% к 2024 году. [6] [7]

История [ править ]

Советский Союз (1922–1991) [ править ]

Челябинский тракторный завод, работавший в 1930-е годы. Промышленное производство и масштабирование были в центре внимания Советского Союза. [8]

Введение крупномасштабного промышленного производства было в центре внимания правительства Советского Союза. [8] Чтобы максимально сохранить запасы сырья, большое внимание уделялось повторному использованию новых продуктов путем создания государственных организаций, предоставляющих услуги по сбору сырья. [3] Широкомасштабные программы переработки были введены советским правительством в 1970-х годах, в соответствии с которыми перерабатываемые материалы были разделены на пять отдельных категорий: «макулатура, полимерные материалы, шины, текстиль и битое стекло». [3] Следовательно, по оценкам, почти 30% всей бумаги и 45% всех произведенных стеклянных бутылок были переработаны на протяжении 1980-х годов. [3] На протяжении большей части существования Советского Союза в потребительских товарах не использовались такие материалы, как пластик, алюминий и олово, хотя они были обычным явлением на других мировых рынках. [9]

В 1986 году правительство Советского Союза ввело концепцию расширенной ответственности производителей внутри государства, чтобы привлечь организации к ответственности за производство отходов через законодательную базу. [3] Законодательная база предписывала организациям предоставлять адекватные перерабатывающие мощности и операции по переработке, чтобы обеспечить выпуск любых новых материалов или продуктов. [3]

Из-за широко распространенной философии повторного использования отходов и строгой законодательной базы, существующей по всему штату, управление бытовыми отходами, как правило, не рассматривалось как серьезная проблема на протяжении всего существования Советского Союза. [10] Распад Советского Союза привел к краху различных систем управления отходами, которые способствовали усилиям государства по развитию экономики замкнутого цикла. [3]

Российская Федерация (1991 – настоящее время) [ править ]

Белый дом России , официальная штаб-квартира правительства России. Здание расположено в столице Москве .

Недавно образованная Российская Федерация стремилась инициировать массовую реформу в секторе управления отходами, чтобы возродить успех, достигнутый при советском правительстве. [2] В 1996 году российское правительство запустило федеральную программу реформирования отходов под названием «Отходы», целью которой было «создание нормативно-правовой и технологической базы для проведения единой государственной политики в области управления отходами на всех административных уровнях». [3] [11] Дополнительные цели программы включали структурированную национальную инициативу по переработке отходов и пилотное тестирование новых технологий для повышения эффективности переработки и обеззараживания как городских, так и промышленных отходов . [12] Планировалось, что 80% необходимого финансирования будет обеспечено из бюджетных средств, а реализация вторичного сырья обеспечит оставшиеся 20%. [12] Цели программы не были реализованы, прежде всего, из-за отсутствия финансовой и политической поддержки. [3] [12]  

Впоследствии, в июне 1998 года, был принят новый закон, находящийся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии, известный как Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». [7] В законе под отходами понимаются «остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий или продукции, образовавшиеся в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства». [1] Кроме того, закон содержит следующие общие рекомендации по управлению обращением с отходами на различных уровнях правительства:

  • Федеральный: разработка и введение единой политики управления отходами по всей стране. Министерство природных ресурсов и экологии несет прямую ответственность за реализацию этой политики.
  • Региональный: экологическая отчетность, призванная помочь федеральному правительству в эффективной реализации политики управления отходами, а также в разработке и принятии отдельных региональных политик управления отходами в соответствии с федеральной политикой.
  • Местный: разработка и внедрение услуг по сбору и вывозу мусора на уровне сообщества. [7]

В настоящее время в Федеральный закон № 89-ФЗ периодически вносятся поправки в соответствии с меняющимися требованиями страны в области обращения с отходами, которые рассматриваются и оцениваются Советом Федерации . [12]

Классификация отходов [ править ]

Отходы классифицируются в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии № 786, в котором подробно описан Федеральный классификационный каталог отходов 2002 года, обеспечивающий нормативную базу для систематической классификации отходов в России. [13] Отходы оцениваются по «происхождению, физическому и агрегатному состоянию, опасным свойствам и экологическому риску», присущим данному виду отходов. [13] Операторам и персоналу, работающим с классами опасности от 1 до 4, необходимы лицензии на обращение с отходами, выдаваемые Министерством природных ресурсов и экологии. [13]

Российская система классификации опасности отходов [3] [13]
Класс опасности Описание опасности Примеры проектов по управлению потоками отходов Международное определение
0 Опасность не классифицирована Н/Д Н/Д
1 Чрезвычайно опасен Ртутьсодержащие люминесцентные лампы, активированный уголь, загрязненный сульфидом ртути Опасный
2 Высокая опасность Концентрированные кислоты, щелочи, галогенированные растворители, свинцово-кислотные аккумуляторы, сухие аккумуляторы и т. д. Опасный
3 Умеренная опасность Отработанное смазочное масло, нефтешлам, промасленная ветошь, отработанные масляные фильтры, негалогенированные растворители, отходы краски и т. д. Опасный/неопасный
4 Низкая опасность Бытовой мусор, лом цветных металлов, некоторые химикаты, некоторые строительные отходы, очищенные осадки сточных вод, очищенные медицинские отходы, буровой раствор на водной основе и т. д. неопасный
5 Практически неопасно Инертные отходы: пластик, лом черных металлов, инертные строительные отходы, пищевые отходы, хворост, необработанные древесные отходы. неопасный

Отходы производства [ править ]

В 2019 году в России образовалось около 7,3 млрд тонн отходов. [4] Промышленные и твердые бытовые отходы являются основными составляющими этого показателя, годовая стоимость производства которых превышает 6,6 млрд. [4] и 65 млн тонн [14] соответственно в 2019 году.

Промышленные отходы [ править ]

Горное дело недалеко от города Томска в России. По состоянию на 2018 год горнодобывающий сектор представлял собой крупнейший источник отходов в России. [15]

Промышленная деятельность является причиной подавляющего большинства всех выбросов отходов в России. [3] [15] страны Более 94% общего объема отходов в 2018 году пришлось на долю только горнодобывающего сектора . [15] Основные загрязняющие вещества образовались в результате добычи топлива и сырья, используемого для производства энергии, например угля. [3] Кроме того, 1,9% от общего объема отходов страны приходится на цветную металлургию и 0,6% на химическую промышленность. [3]

Твердые бытовые отходы [ править ]

Твердые бытовые отходы составляют примерно 1-2% от всех образующихся отходов. [12] что эквивалентно 65 млн тонн в 2019 году для России. [14] Более 90% всех твердых бытовых отходов вывозится на свалки, и только 5-7% перерабатываются. [7] Продукты питания являются основным источником состава отходов на свалках, составляя более 34%. [16]

Другие источники твердых бытовых отходов включают:

  • Бумага
  • Полимеры
  • Стекло
  • Древесина
  • Уличные отходы
  • Металл
  • Текстиль. [3]

отходы Ядерные

Быстрый реактор-размножитель БН-800 Росатома

По оценкам, в 2020 году по всей России накопилось в общей сложности 500 миллионов тонн ядерных отходов. [17] В июне 2011 года Государственная Дума Федерального Собрания России приняла Федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами», который был ратифицирован Госсоветом . в следующем месяце [18] Закон заложил правовую основу для обращения с ядерными отходами на всей территории России и с тех пор был подкреплен федеральной целевой программой «Обеспечение ядерно-радиационной безопасности», которая направлена ​​на нейтрализацию образования ядерных отходов с равным уровнем захоронения к 2025 году. [17]

Атомная энергетика

В 2021 году по всей России действовало 38 ядерных реакторов , которые в совокупности производили около 20,7% электроэнергии страны. [19] В советское время производство атомной энергии развивалось с учетом требований закрытого ядерного топливного цикла, которых хотело правительство. [20] Эта философия была сосредоточена вокруг цели повторного использования отработавших топливных продуктов и переработки урана и плутония, которые были извлечены из топливных продуктов, что в конечном итоге привело к сокращению ядерных отходов и максимальному увеличению количества повторно используемого расщепляющегося материала . [20] В 2016 году российская государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» разработала БН-800 реактор на быстрых нейтронах , который, по прогнозам, в 2022 году перейдет на использование исключительно смешанного уран-плутониевого топлива в рамках продолжающихся усилий по замыканию ядерного топливного цикла. [21]

отходами Инициативы по управлению

отходами Ранняя управления реформа

В дополнение к федеральной целевой программе «Отходы», запущенной правительством России в 1996 году, ответственность за управление твердыми отходами была передана муниципальным властям в 2004 году в рамках более широкой стратегии реформирования отходов. [3] Этот сдвиг побудил местные сообщества разработать решения для эффективного сбора и удаления твердых бытовых отходов, однако в конечном итоге это не удалось из-за недостаточности финансовых ресурсов, отсутствия поддерживающей инфраструктуры управления отходами и недостаточного опыта на уровне сообщества. [3] [22]

Аналогичным образом, в 2011 году федеральное правительство издало официальный указ, предписывающий региональным и местным властям разработать и реализовать программы устойчивого управления отходами. [22] Запланированные программы не были реализованы, главным образом, из-за отсутствия частных инвестиций в сектор утилизации твердых отходов. [22]

Национальный проект по экологии [ править ]

Река Волга в России — центральная экологическая проблема, решаемая в Национальном проекте по экологии

В 2018 году Национальный проект по экологии был одобрен президентом России Владимиром Путиным . [7] Федеральный проект, которым руководит Министерство природных ресурсов и экологии, подкреплен десятью ключевыми результатами, направленными на максимальную защиту и омоложение окружающей среды в России:

  1. Чистая страна
  2. Комплексная система управления бытовыми отходами
  3. Инфраструктура для обращения с особо опасными отходами
  4. Свежий воздух
  5. Чистая вода
  6. Улучшение реки Волги
  7. Сохранение озера Байкал
  8. Сохранение уникальных водных объектов
  9. Сохранение биологического разнообразия и экологического туризма развитие
  10. Сохранение лесов. [23]

Дорожная карта страны по достижению уровня переработки твердых бытовых отходов на уровне 36% к 2024 году изложена в результате № 2 проекта. [6] [7] 14 января 2019 года Президент России Владимир Путин подписал указ о создании государственной некоммерческой организации «Российский экологический оператор». [24] Основной целью компании является усиление законодательства по обращению с твердыми муниципальными отходами путем приобретения земли, заводов и других активов, которые считаются необходимыми для обработки и переработки отходов для переработки и/или утилизации. [7]

Целевой показатель переработки твердых бытовых отходов в 36% подвергся критике со стороны Гринпис России в декабре 2019 года, когда были опубликованы официальные документы правительства Москвы (а затем и федерального правительства), в которых подробно уточнялось, что сжигание отходов будет рассматриваться как форма переработки. [25] [26]

Последствия неправильного обращения с отходами

Свалки [ править ]

Полигон расположен в Шатура городе Шатурского района области Московской .

В 2019 году в России было произведено почти 70 млн тонн твердых бытовых отходов , более 90% из которых вывезено на свалки. [4] В 2019 году Федеральная служба по надзору в сфере природопользования заявила, что свалки в России занимают площадь, примерно эквивалентную площади Нидерландов . [4]

Результат № 1 Национального проекта по экологии — «Чистая страна», который представляет собой задачу ликвидации всей 191 незаконной свалки, выявленной правительством России в 2018 году. [27] В нескольких областях России , что фильтраты было замечено со свалок загрязняют грунтовые воды опасными компонентами, такими как тяжелые металлы и токсичные химические вещества, что снижает биоразнообразие и плодородие почв. [12]

Сектор утилизации твердых отходов представляет собой второй по величине источник выбросов метана в России, преимущественно в виде свалочного газа . [28] В дополнение к другим технологиям переработки отходов в энергию , утилизация свалочного газа не распространена в России. [28]

Массовые протесты вспыхнули в России в 2018 году, когда более 200 школьников были госпитализированы из-за отравления ядовитыми газами, образующимися на свалке в городе Волоколамске Московской области. [29] В 2019 году протесты распространились и на другие населенные пункты, включая Красноярск , Омск , Архангельск и Нижний Новгород , где протестующие требовали закрытия мусоросжигательных заводов, прекращения строительства свалок и проведения общей реформы в секторе твердых бытовых отходов в России. [7]

отходы Ядерные

Специализированные перевозки ядерных отходов железнодорожным транспортом по России

В заключительные месяцы Второй мировой войны советское правительство назначило острова Новой Земли полигонами для разработки и испытаний ядерного оружия . [30] В период с 21 сентября 1955 года по 24 октября 1990 года на архипелаге было испытано более 130 ядерных взрывов, в том числе взрыв « Царь-бомбы» в октябре 1961 года над островом Северный . [31] Однако советское правительство начало проводить исключительно подземные ядерные испытания после Андреем Громыко подписания Договора о частичном запрещении ядерных испытаний 5 августа 1963 года в Москве.

[30]

В результате прилегающие Баренцево и Карское моря в течение этого периода часто загрязнялись ядерными отходами и отработанным ядерным топливом , что способствовало созданию радиоактивной среды, которая угрожала российской и норвежской рыбной промышленности (которая в значительной степени зависит от Баренцева моря) и источникам средств к существованию окружающее коренное население . [32] Сообщается, что на дне Карского моря содержится больше ядерных отходов, чем в любом другом месте мирового океана. [33] [34] По состоянию на 2020 год долгосрочные последствия ядерных осадков в этом регионе не подвергались эпидемиологическим испытаниям. [17]

См. также [ править ]

Известные свалки мусора в России [ править ]

Статьи в русской Википедии [ править ]

Другие статьи по теме [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Федеральный закон № 89-ФЗ об отходах производства и потребления» . www.ecolex.org . Проверено 7 июля 2023 г.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ермолаева, Ю. (2018). Проблемы институционализации управления отходами в России. Амазония Расследование . Том 7, № 12 (2018). 7.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Федоткина О., Горбашко Е. и Ватолкина Н. (2019). Циклическая экономика в России: драйверы и барьеры развития управления отходами. Устойчивое развитие , 11(20), 5837. дои : 10.3390/su11205837
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Семенова, Г. (2021а). «Мусорная реформа» в России и введение новой налоговой выплаты. Сеть конференций E3S , 244, 10031. два : 10.1051/e3sconf/202124410031
  5. ^ Сингх П., Милшина Ю., Тиан К., Бортакур А., Верма П. и Кумар А. (2021). Политика и практика управления отходами в странах БРИКС. ЦРК Пресс . дои : 10.1201/9781003007579
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Нет времени терять? Москва начинает перерабатывать мусор» . Евроньюс . 2020-01-02 . Проверено 7 июля 2023 г.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Мартус, Э. (2020). Управление твердыми коммунальными отходами в России: протест, политика и политика. Русский аналитический дайджест , 23(261), 2–6. doi : 10.3929/ethz-b-000458206
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Зиглер, К. (2004). Советские исследования: Окружающая среда. Международная энциклопедия социальных и поведенческих наук , 22, 14723–14728.
  9. ^ Сим, Нью-Мексико, Уилсон, округ Колумбия, Велис, Калифорния, и Смит, С.Р. (2013). Управление отходами и их переработка в бывшем Советском Союзе: город Бишкек, Кыргызская Республика (Кыргызстан). Управление отходами и исследования , 31(10_suppl), 106–125. дои : 10.1177/0734242X13499813
  10. ^ Сим, Нью-Мексико, Уилсон, округ Колумбия, Велис, Калифорния, и Смит, С.Р. (2013). Управление отходами и их переработка в бывшем Советском Союзе: город Бишкек, Кыргызская Республика (Кыргызстан). Управление отходами и исследования , 31 (10_suppl), 106–125. дои : 10.1177/0734242X13499813
  11. ^ «Международная финансовая корпорация (IFC)» . МФК . Проверено 7 июля 2023 г.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Группа Всемирного банка. (2013). Отходы в России: мусор или ценный ресурс? (1 из 1; стр. 93). Международная финансовая корпорация. https://www.ifc.org/wps/wcm/connect/Topics_Ext_Content/IFC_External_Corporate_Site/Sustainability-At-IFC/Publications/Publications_Report_Waste_in_Россия
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Приказ Минприроды № 786 об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» . www.ecolex.org . Проверено 7 июля 2023 г.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Агентство предпринимательства Нидерландов. (2020). Управление отходами в России. Посольство Нидерландов в Москве. https://www.netherlandsworldwide.nl/binaries/en-nederlandwereldwijd/documents/publications/2020/08/26/factsheet-on-waste-management-in-russia/200824+Waste+management+in+russia.pdf
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Захаренко И.К., Пухова М.М., Харчилава КП (2021). Особенности обращения с отходами производства и потребления в России. Серия конференций IOP. Наука о Земле и окружающей среде , 666 (3). дои : 10.1088/1755-1315/666/3/032001
  16. ^ Филимонов В. и Ермолаев В.А. (2021). Спящий великан? Пищевые отходы в сфере общественного питания России. Журнал чистого производства , 297, 126705. дои : 10.1016/j.jclepro.2021.126705
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Герден Э. (18 июня 2020 г.). Россия намерена улучшить обращение с ядерными отходами . https://www.tunneltalk.com/russia-17Jun2019-russia-to-improve-national-system-of-nuclear-waste-management.php
  18. ^ «Ядерный топливный цикл России | Ядерный топливный цикл России - Всемирная ядерная ассоциация» . www.world-nuclear.org . Проверено 7 июля 2023 г.
  19. ^ «Россия 2021» . cnpp.iaea.org . Проверено 7 июля 2023 г.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бибилашвили Ю.К.; Решетников, ФГ (1 сентября 1993 г.). «Ядерный топливный цикл России: промышленная перспектива» . Бюллетень Международного агентства по атомной энергии; (Австрия) . 34:3 .
  21. ^ «Белоярск-4 / Россия «на шаг ближе» к цели замыкания ядерного топливного цикла :: NucNet | Независимое агентство ядерных новостей» . Независимое глобальное агентство ядерных новостей . 23 июля 2020 г. Проверено 7 июля 2023 г.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Переработка и утилизация отходов в России: политические и инфраструктурные проблемы» . 13 июня 2018 г. Проверено 7 июля 2023 г.
  23. ^ Бакунович, Полина (14 сентября 2018 г.). «Россия представляет проект «Экология» . Климатическая оценочная карта . Проверено 7 июля 2023 г.
  24. ^ Российская Федерация. (2019, 14 января). Указ о создании российского экологического оператора . Президент России. http://en.kremlin.ru/acts/news/59673{{мертвая ссылка}}
  25. ^ «Мусор и управление при Путине» . www.eurozine.com . 8 марта 2021 г. Проверено 11 января 2022 г.
  26. ^ «Мусорная реформа в Москве приравнивает сжигание отходов к вторичной переработке» . «Москва Таймс» . 17 декабря 2019 г. Проверено 11 января 2022 г.
  27. ^ Семенова, Г. (2021б). Инвестиции в экологию для сохранения окружающей среды. Сеть конференций E3S , 284, 11010. два : 10.1051/e3sconf/202128411010
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вюнш К. и Цыбина А. (2022). Управление твердыми бытовыми отходами в России: потенциал смягчения последствий изменения климата. Международный журнал экологической науки и технологий , 19 (1), 27–42. дои : 10.1007/s13762-021-03542-5
  29. ^ Фликке, Г. (2021). Дисфункциональные порядки: мусорные протесты в России и путинский порядок ограниченного доступа. Постсоветские дела , 37 (5), 470–488. дои : 10.1080/1060586X.2021.1968219
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гижевски, П. (2019). Военная деятельность и экологическая безопасность: случай радиоактивности в Арктике. В книге Дж. ДеБарделебен и Дж. Ханниган (ред.), Экологическая безопасность и качество после коммунизма (1-е изд., стр. 25–41). Рутледж. дои : 10.4324/9780429034534-3
  31. ^ Халтурин, В. (2005). Обзор ядерных испытаний Советского Союза на Новой Земле, 1955–1990 гг. Наука и глобальная безопасность , 13 , 1–42.
  32. ^ Бёмер и др. Арктический ядерный вызов. Отчет Беллоны. Том 3, 2001 г. http://bellona.org/assets/sites/6/The_Arctic_Nuclear_Challenge.pdf.
  33. ^ «Проблема захоронения ядерных отходов является приоритетом для руководства Арктического совета России» . Независимый Barents Observer . Проверено 7 июля 2023 г.
  34. ^ «Радиологическая обстановка западной части Карского моря» . Международное агентство по атомной энергии. 1999: 1–124. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f2fe6b23a4599a275ed2d3e89eaa0424__1704419880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/24/f2fe6b23a4599a275ed2d3e89eaa0424.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Waste management in Russia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)