Управление отходами в России
Управление отходами в России – это законодательство, действия и процессы, относящиеся к управлению различными типами отходов, встречающимися на всей территории Российской Федерации . Основу правового регулирования обращения с отходами в России на федеральном уровне определяет Федеральный закон № 89-ФЗ, который определяет отходы как «остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продукции, которые были образовавшиеся в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства». [1]
На протяжении всего своего существования правительство Советского Союза вводило общегосударственные законодательные рамки и программы переработки для эффективного управления отходами в целях создания безотходной экономики для сокращения производства новых материалов. [2] Однако распад Советского Союза впоследствии свел на нет эти инициативы, что привело к возникновению постсоветской России, в значительной степени зависящей от свалок для управления отходами. [3]
В 2019 году в России было произведено почти 70 млн тонн твердых бытовых отходов , более 90% из которых вывезено на свалки. [4] В том же году Федеральная служба по надзору в сфере природопользования заявила, что свалки в России занимают площадь, примерно равную площади Нидерландов . [4]
В соответствии с растущим политическим и социальным давлением, вызванным, главным образом, неадекватным управлением твердыми бытовыми отходами по всей стране за последние два десятилетия, [5] В 2018 году правительство России провело широкомасштабную реформу в сфере мусора в рамках Национального проекта «Экология», который содержит дорожную карту страны по достижению уровня переработки твердых бытовых отходов на уровне 36% к 2024 году. [6] [7]
История [ править ]
Советский Союз (1922–1991) [ править ]

Введение крупномасштабного промышленного производства было в центре внимания правительства Советского Союза. [8] Чтобы максимально сохранить запасы сырья, большое внимание уделялось повторному использованию новых продуктов путем создания государственных организаций, предоставляющих услуги по сбору сырья. [3] Широкомасштабные программы переработки были введены советским правительством в 1970-х годах, в соответствии с которыми перерабатываемые материалы были разделены на пять отдельных категорий: «макулатура, полимерные материалы, шины, текстиль и битое стекло». [3] Следовательно, по оценкам, почти 30% всей бумаги и 45% всех произведенных стеклянных бутылок были переработаны на протяжении 1980-х годов. [3] На протяжении большей части существования Советского Союза в потребительских товарах не использовались такие материалы, как пластик, алюминий и олово, хотя они были обычным явлением на других мировых рынках. [9]
В 1986 году правительство Советского Союза ввело концепцию расширенной ответственности производителей внутри государства, чтобы привлечь организации к ответственности за производство отходов через законодательную базу. [3] Законодательная база предписывала организациям предоставлять адекватные перерабатывающие мощности и операции по переработке, чтобы обеспечить выпуск любых новых материалов или продуктов. [3]
Из-за широко распространенной философии повторного использования отходов и строгой законодательной базы, существующей по всему штату, управление бытовыми отходами, как правило, не рассматривалось как серьезная проблема на протяжении всего существования Советского Союза. [10] Распад Советского Союза привел к краху различных систем управления отходами, которые способствовали усилиям государства по развитию экономики замкнутого цикла. [3]
Российская Федерация (1991 – настоящее время) [ править ]

Недавно образованная Российская Федерация стремилась инициировать массовую реформу в секторе управления отходами, чтобы возродить успех, достигнутый при советском правительстве. [2] В 1996 году российское правительство запустило федеральную программу реформирования отходов под названием «Отходы», целью которой было «создание нормативно-правовой и технологической базы для проведения единой государственной политики в области управления отходами на всех административных уровнях». [3] [11] Дополнительные цели программы включали структурированную национальную инициативу по переработке отходов и пилотное тестирование новых технологий для повышения эффективности переработки и обеззараживания как городских, так и промышленных отходов . [12] Планировалось, что 80% необходимого финансирования будет обеспечено из бюджетных средств, а реализация вторичного сырья обеспечит оставшиеся 20%. [12] Цели программы не были реализованы, прежде всего, из-за отсутствия финансовой и политической поддержки. [3] [12]
Впоследствии, в июне 1998 года, был принят новый закон, находящийся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии, известный как Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». [7] В законе под отходами понимаются «остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий или продукции, образовавшиеся в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства». [1] Кроме того, закон содержит следующие общие рекомендации по управлению обращением с отходами на различных уровнях правительства:
- Федеральный: разработка и введение единой политики управления отходами по всей стране. Министерство природных ресурсов и экологии несет прямую ответственность за реализацию этой политики.
- Региональный: экологическая отчетность, призванная помочь федеральному правительству в эффективной реализации политики управления отходами, а также в разработке и принятии отдельных региональных политик управления отходами в соответствии с федеральной политикой.
- Местный: разработка и внедрение услуг по сбору и вывозу мусора на уровне сообщества. [7]
В настоящее время в Федеральный закон № 89-ФЗ периодически вносятся поправки в соответствии с меняющимися требованиями страны в области обращения с отходами, которые рассматриваются и оцениваются Советом Федерации . [12]
Классификация отходов [ править ]
Отходы классифицируются в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии № 786, в котором подробно описан Федеральный классификационный каталог отходов 2002 года, обеспечивающий нормативную базу для систематической классификации отходов в России. [13] Отходы оцениваются по «происхождению, физическому и агрегатному состоянию, опасным свойствам и экологическому риску», присущим данному виду отходов. [13] Операторам и персоналу, работающим с классами опасности от 1 до 4, необходимы лицензии на обращение с отходами, выдаваемые Министерством природных ресурсов и экологии. [13]
Класс опасности | Описание опасности | Примеры проектов по управлению потоками отходов | Международное определение |
---|---|---|---|
0 | Опасность не классифицирована | Н/Д | Н/Д |
1 | Чрезвычайно опасен | Ртутьсодержащие люминесцентные лампы, активированный уголь, загрязненный сульфидом ртути | Опасный |
2 | Высокая опасность | Концентрированные кислоты, щелочи, галогенированные растворители, свинцово-кислотные аккумуляторы, сухие аккумуляторы и т. д. | Опасный |
3 | Умеренная опасность | Отработанное смазочное масло, нефтешлам, промасленная ветошь, отработанные масляные фильтры, негалогенированные растворители, отходы краски и т. д. | Опасный/неопасный |
4 | Низкая опасность | Бытовой мусор, лом цветных металлов, некоторые химикаты, некоторые строительные отходы, очищенные осадки сточных вод, очищенные медицинские отходы, буровой раствор на водной основе и т. д. | неопасный |
5 | Практически неопасно | Инертные отходы: пластик, лом черных металлов, инертные строительные отходы, пищевые отходы, хворост, необработанные древесные отходы. | неопасный |
Отходы производства [ править ]
В 2019 году в России образовалось около 7,3 млрд тонн отходов. [4] Промышленные и твердые бытовые отходы являются основными составляющими этого показателя, годовая стоимость производства которых превышает 6,6 млрд. [4] и 65 млн тонн [14] соответственно в 2019 году.
Промышленные отходы [ править ]

Промышленная деятельность является причиной подавляющего большинства всех выбросов отходов в России. [3] [15] страны Более 94% общего объема отходов в 2018 году пришлось на долю только горнодобывающего сектора . [15] Основные загрязняющие вещества образовались в результате добычи топлива и сырья, используемого для производства энергии, например угля. [3] Кроме того, 1,9% от общего объема отходов страны приходится на цветную металлургию и 0,6% на химическую промышленность. [3]
Твердые бытовые отходы [ править ]
Твердые бытовые отходы составляют примерно 1-2% от всех образующихся отходов. [12] что эквивалентно 65 млн тонн в 2019 году для России. [14] Более 90% всех твердых бытовых отходов вывозится на свалки, и только 5-7% перерабатываются. [7] Продукты питания являются основным источником состава отходов на свалках, составляя более 34%. [16]
Другие источники твердых бытовых отходов включают:
- Бумага
- Полимеры
- Стекло
- Древесина
- Уличные отходы
- Металл
- Текстиль. [3]
отходы Ядерные

По оценкам, в 2020 году по всей России накопилось в общей сложности 500 миллионов тонн ядерных отходов. [17] В июне 2011 года Государственная Дума Федерального Собрания России приняла Федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами», который был ратифицирован Госсоветом . в следующем месяце [18] Закон заложил правовую основу для обращения с ядерными отходами на всей территории России и с тех пор был подкреплен федеральной целевой программой «Обеспечение ядерно-радиационной безопасности», которая направлена на нейтрализацию образования ядерных отходов с равным уровнем захоронения к 2025 году. [17]
Атомная энергетика
В 2021 году по всей России действовало 38 ядерных реакторов , которые в совокупности производили около 20,7% электроэнергии страны. [19] В советское время производство атомной энергии развивалось с учетом требований закрытого ядерного топливного цикла, которых хотело правительство. [20] Эта философия была сосредоточена вокруг цели повторного использования отработавших топливных продуктов и переработки урана и плутония, которые были извлечены из топливных продуктов, что в конечном итоге привело к сокращению ядерных отходов и максимальному увеличению количества повторно используемого расщепляющегося материала . [20] В 2016 году российская государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» разработала БН-800 реактор на быстрых нейтронах , который, по прогнозам, в 2022 году перейдет на использование исключительно смешанного уран-плутониевого топлива в рамках продолжающихся усилий по замыканию ядерного топливного цикла. [21]
отходами Инициативы по управлению
отходами Ранняя управления реформа
В дополнение к федеральной целевой программе «Отходы», запущенной правительством России в 1996 году, ответственность за управление твердыми отходами была передана муниципальным властям в 2004 году в рамках более широкой стратегии реформирования отходов. [3] Этот сдвиг побудил местные сообщества разработать решения для эффективного сбора и удаления твердых бытовых отходов, однако в конечном итоге это не удалось из-за недостаточности финансовых ресурсов, отсутствия поддерживающей инфраструктуры управления отходами и недостаточного опыта на уровне сообщества. [3] [22]
Аналогичным образом, в 2011 году федеральное правительство издало официальный указ, предписывающий региональным и местным властям разработать и реализовать программы устойчивого управления отходами. [22] Запланированные программы не были реализованы, главным образом, из-за отсутствия частных инвестиций в сектор утилизации твердых отходов. [22]
Национальный проект по экологии [ править ]

В 2018 году Национальный проект по экологии был одобрен президентом России Владимиром Путиным . [7] Федеральный проект, которым руководит Министерство природных ресурсов и экологии, подкреплен десятью ключевыми результатами, направленными на максимальную защиту и омоложение окружающей среды в России:
- Чистая страна
- Комплексная система управления бытовыми отходами
- Инфраструктура для обращения с особо опасными отходами
- Свежий воздух
- Чистая вода
- Улучшение реки Волги
- Сохранение озера Байкал
- Сохранение уникальных водных объектов
- Сохранение биологического разнообразия и экологического туризма развитие
- Сохранение лесов. [23]
Дорожная карта страны по достижению уровня переработки твердых бытовых отходов на уровне 36% к 2024 году изложена в результате № 2 проекта. [6] [7] 14 января 2019 года Президент России Владимир Путин подписал указ о создании государственной некоммерческой организации «Российский экологический оператор». [24] Основной целью компании является усиление законодательства по обращению с твердыми муниципальными отходами путем приобретения земли, заводов и других активов, которые считаются необходимыми для обработки и переработки отходов для переработки и/или утилизации. [7]
Целевой показатель переработки твердых бытовых отходов в 36% подвергся критике со стороны Гринпис России в декабре 2019 года, когда были опубликованы официальные документы правительства Москвы (а затем и федерального правительства), в которых подробно уточнялось, что сжигание отходов будет рассматриваться как форма переработки. [25] [26]
Последствия неправильного обращения с отходами
Свалки [ править ]

В 2019 году в России было произведено почти 70 млн тонн твердых бытовых отходов , более 90% из которых вывезено на свалки. [4] В 2019 году Федеральная служба по надзору в сфере природопользования заявила, что свалки в России занимают площадь, примерно эквивалентную площади Нидерландов . [4]
Результат № 1 Национального проекта по экологии — «Чистая страна», который представляет собой задачу ликвидации всей 191 незаконной свалки, выявленной правительством России в 2018 году. [27] В нескольких областях России , что фильтраты было замечено со свалок загрязняют грунтовые воды опасными компонентами, такими как тяжелые металлы и токсичные химические вещества, что снижает биоразнообразие и плодородие почв. [12]
Сектор утилизации твердых отходов представляет собой второй по величине источник выбросов метана в России, преимущественно в виде свалочного газа . [28] В дополнение к другим технологиям переработки отходов в энергию , утилизация свалочного газа не распространена в России. [28]
Массовые протесты вспыхнули в России в 2018 году, когда более 200 школьников были госпитализированы из-за отравления ядовитыми газами, образующимися на свалке в городе Волоколамске Московской области. [29] В 2019 году протесты распространились и на другие населенные пункты, включая Красноярск , Омск , Архангельск и Нижний Новгород , где протестующие требовали закрытия мусоросжигательных заводов, прекращения строительства свалок и проведения общей реформы в секторе твердых бытовых отходов в России. [7]
отходы Ядерные

В заключительные месяцы Второй мировой войны советское правительство назначило острова Новой Земли полигонами для разработки и испытаний ядерного оружия . [30] В период с 21 сентября 1955 года по 24 октября 1990 года на архипелаге было испытано более 130 ядерных взрывов, в том числе взрыв « Царь-бомбы» в октябре 1961 года над островом Северный . [31] Однако советское правительство начало проводить исключительно подземные ядерные испытания после Андреем Громыко подписания Договора о частичном запрещении ядерных испытаний 5 августа 1963 года в Москве.
В результате прилегающие Баренцево и Карское моря в течение этого периода часто загрязнялись ядерными отходами и отработанным ядерным топливом , что способствовало созданию радиоактивной среды, которая угрожала российской и норвежской рыбной промышленности (которая в значительной степени зависит от Баренцева моря) и источникам средств к существованию окружающее коренное население . [32] Сообщается, что на дне Карского моря содержится больше ядерных отходов, чем в любом другом месте мирового океана. [33] [34] По состоянию на 2020 год долгосрочные последствия ядерных осадков в этом регионе не подвергались эпидемиологическим испытаниям. [17]
См. также [ править ]
Известные свалки мусора в России [ править ]
Статьи в русской Википедии [ править ]
- Напрасно тратить
- Мусор в России
- Мусорный кризис в России.
- Реформа обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации
[ править ]
- Экологический расизм в России
- Экологические проблемы в России
- Окружающая среда России
- Изменение климата в России
- Выбросы парниковых газов в России
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Федеральный закон № 89-ФЗ об отходах производства и потребления» . www.ecolex.org . Проверено 7 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ермолаева, Ю. (2018). Проблемы институционализации управления отходами в России. Амазония Расследование . Том 7, № 12 (2018). 7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Федоткина О., Горбашко Е. и Ватолкина Н. (2019). Циклическая экономика в России: драйверы и барьеры развития управления отходами. Устойчивое развитие , 11(20), 5837. дои : 10.3390/su11205837
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Семенова, Г. (2021а). «Мусорная реформа» в России и введение новой налоговой выплаты. Сеть конференций E3S , 244, 10031. два : 10.1051/e3sconf/202124410031
- ^ Сингх П., Милшина Ю., Тиан К., Бортакур А., Верма П. и Кумар А. (2021). Политика и практика управления отходами в странах БРИКС. ЦРК Пресс . дои : 10.1201/9781003007579
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Нет времени терять? Москва начинает перерабатывать мусор» . Евроньюс . 2020-01-02 . Проверено 7 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Мартус, Э. (2020). Управление твердыми коммунальными отходами в России: протест, политика и политика. Русский аналитический дайджест , 23(261), 2–6. doi : 10.3929/ethz-b-000458206
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Зиглер, К. (2004). Советские исследования: Окружающая среда. Международная энциклопедия социальных и поведенческих наук , 22, 14723–14728.
- ^ Сим, Нью-Мексико, Уилсон, округ Колумбия, Велис, Калифорния, и Смит, С.Р. (2013). Управление отходами и их переработка в бывшем Советском Союзе: город Бишкек, Кыргызская Республика (Кыргызстан). Управление отходами и исследования , 31(10_suppl), 106–125. дои : 10.1177/0734242X13499813
- ^ Сим, Нью-Мексико, Уилсон, округ Колумбия, Велис, Калифорния, и Смит, С.Р. (2013). Управление отходами и их переработка в бывшем Советском Союзе: город Бишкек, Кыргызская Республика (Кыргызстан). Управление отходами и исследования , 31 (10_suppl), 106–125. дои : 10.1177/0734242X13499813
- ^ «Международная финансовая корпорация (IFC)» . МФК . Проверено 7 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Группа Всемирного банка. (2013). Отходы в России: мусор или ценный ресурс? (1 из 1; стр. 93). Международная финансовая корпорация. https://www.ifc.org/wps/wcm/connect/Topics_Ext_Content/IFC_External_Corporate_Site/Sustainability-At-IFC/Publications/Publications_Report_Waste_in_Россия
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Приказ Минприроды № 786 об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» . www.ecolex.org . Проверено 7 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Агентство предпринимательства Нидерландов. (2020). Управление отходами в России. Посольство Нидерландов в Москве. https://www.netherlandsworldwide.nl/binaries/en-nederlandwereldwijd/documents/publications/2020/08/26/factsheet-on-waste-management-in-russia/200824+Waste+management+in+russia.pdf
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Захаренко И.К., Пухова М.М., Харчилава КП (2021). Особенности обращения с отходами производства и потребления в России. Серия конференций IOP. Наука о Земле и окружающей среде , 666 (3). дои : 10.1088/1755-1315/666/3/032001
- ^ Филимонов В. и Ермолаев В.А. (2021). Спящий великан? Пищевые отходы в сфере общественного питания России. Журнал чистого производства , 297, 126705. дои : 10.1016/j.jclepro.2021.126705
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Герден Э. (18 июня 2020 г.). Россия намерена улучшить обращение с ядерными отходами . https://www.tunneltalk.com/russia-17Jun2019-russia-to-improve-national-system-of-nuclear-waste-management.php
- ^ «Ядерный топливный цикл России | Ядерный топливный цикл России - Всемирная ядерная ассоциация» . www.world-nuclear.org . Проверено 7 июля 2023 г.
- ^ «Россия 2021» . cnpp.iaea.org . Проверено 7 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бибилашвили Ю.К.; Решетников, ФГ (1 сентября 1993 г.). «Ядерный топливный цикл России: промышленная перспектива» . Бюллетень Международного агентства по атомной энергии; (Австрия) . 34:3 .
- ^ «Белоярск-4 / Россия «на шаг ближе» к цели замыкания ядерного топливного цикла :: NucNet | Независимое агентство ядерных новостей» . Независимое глобальное агентство ядерных новостей . 23 июля 2020 г. Проверено 7 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Переработка и утилизация отходов в России: политические и инфраструктурные проблемы» . 13 июня 2018 г. Проверено 7 июля 2023 г.
- ^ Бакунович, Полина (14 сентября 2018 г.). «Россия представляет проект «Экология» . Климатическая оценочная карта . Проверено 7 июля 2023 г.
- ^ Российская Федерация. (2019, 14 января). Указ о создании российского экологического оператора . Президент России. http://en.kremlin.ru/acts/news/59673{{мертвая ссылка}}
- ^ «Мусор и управление при Путине» . www.eurozine.com . 8 марта 2021 г. Проверено 11 января 2022 г.
- ^ «Мусорная реформа в Москве приравнивает сжигание отходов к вторичной переработке» . «Москва Таймс» . 17 декабря 2019 г. Проверено 11 января 2022 г.
- ^ Семенова, Г. (2021б). Инвестиции в экологию для сохранения окружающей среды. Сеть конференций E3S , 284, 11010. два : 10.1051/e3sconf/202128411010
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вюнш К. и Цыбина А. (2022). Управление твердыми бытовыми отходами в России: потенциал смягчения последствий изменения климата. Международный журнал экологической науки и технологий , 19 (1), 27–42. дои : 10.1007/s13762-021-03542-5
- ^ Фликке, Г. (2021). Дисфункциональные порядки: мусорные протесты в России и путинский порядок ограниченного доступа. Постсоветские дела , 37 (5), 470–488. дои : 10.1080/1060586X.2021.1968219
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гижевски, П. (2019). Военная деятельность и экологическая безопасность: случай радиоактивности в Арктике. В книге Дж. ДеБарделебен и Дж. Ханниган (ред.), Экологическая безопасность и качество после коммунизма (1-е изд., стр. 25–41). Рутледж. дои : 10.4324/9780429034534-3
- ^ Халтурин, В. (2005). Обзор ядерных испытаний Советского Союза на Новой Земле, 1955–1990 гг. Наука и глобальная безопасность , 13 , 1–42.
- ^ Бёмер и др. Арктический ядерный вызов. Отчет Беллоны. Том 3, 2001 г. http://bellona.org/assets/sites/6/The_Arctic_Nuclear_Challenge.pdf.
- ^ «Проблема захоронения ядерных отходов является приоритетом для руководства Арктического совета России» . Независимый Barents Observer . Проверено 7 июля 2023 г.
- ^ «Радиологическая обстановка западной части Карского моря» . Международное агентство по атомной энергии. 1999: 1–124.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )