Jump to content

Образование в России

Образование в России
Министерство образования и Министерство науки и высшего образования
Министр образования и министр науки и высшего образования Sergey Kravtsov [1] и Валерий Фальков
Национальный бюджет образования (2014 г.) [3] )
Бюджет 499,5 млрд руб. [2]
Общие сведения
Основные языки Русский
Тип системы Национальный
Грамотность
Мужской 99.7% [4]
Женский 99.6% [4]

В России государство предоставляет большую часть образовательных услуг, регулирующих образование, через Министерство образования и Министерство науки и высшего образования . Региональные власти регулируют образование в пределах своей юрисдикции в рамках действующих федеральных законов. Расходы России на образование выросли с 2,7% ВВП в 2005 году до 4,7% в 2018 году, но остаются ниже среднего показателя по ОЭСР (4,9%). [5] [6]

До 1990 года курс школьного обучения в Советском Союзе длился 10 лет, но в конце 1990 года официально вступил в силу 11-летний курс. Образование в государственных средних школах бесплатное; Первое высшее (университетское) образование бесплатное с оговорками: значительное количество студентов поступает на полную оплату. Студенты мужского и женского пола имеют равные доли на всех этапах образования. [7] за исключением высшего образования , где женщины лидируют с 57%. [8]

США за 2015 год, По оценкам Центрального разведывательного управления составляет уровень грамотности в России 99,7% (99,7% среди мужчин, 99,6% среди женщин). [9] По оценкам ОЭСР за 2016 год , 54% взрослого населения России (от 25 до 64 лет) получили высшее образование, что дает России второе место по уровню высшего образования среди 35 стран-членов ОЭСР. [10] 47,7% имеют законченное среднее образование (полный 11-летний курс); 26,5% закончили среднюю школу (9 лет) и 8,1% имеют начальное образование (не менее 4 лет). Самые высокие показатели высшего образования (24,7%) зафиксированы среди женщин в возрасте от 35 до 39 лет (по сравнению с 19,5% для мужчин той же возрастной группы). [11]

По сравнению с другими странами ОЭСР, в России численность классов близка к средней. [12] и одни из самых коротких часов обучения в году. [13]

В 2014 году аналитическое подразделение Pearson/ Economist оценило российское образование как 8-е место в Европе и 13-е место в мире; [14] Уровень образования в России занял 21-е место в мире, а когнитивные навыки учащихся - 9-е место. [15] [ важность? ]

В 2015 году ОЭСР поставила российские школьники по математическим и естественным навыкам на 34-е место в мире, между Швецией и Исландией . [16] [ важность? ]

В 2016 году американская компания Bloomberg оценила российское высшее образование как третье место в мире, измеряя процент выпускников средних школ, которые продолжают учиться в колледжах, ежегодное количество выпускников естественных и инженерных наук как процент от всех выпускников колледжей, а также количество выпускников естественных наук и инженерных наук в процентах от всех выпускников колледжей. и выпускники инженерных специальностей в процентах от рабочей силы. [17] [ важность? ]

В 2014 году Россия заняла 6-е место по популярности среди иностранных студентов. [18] [ важность? ]

Инициатива по измерению прав человека [19] считает, что Россия выполняет 86,8% того, что она должна выполнять в отношении права на образование, исходя из уровня ее дохода. [20]

Уровни образования [ править ]

Согласно закону, [21] Система образования России включает 2 вида образования : общее и профессиональное.

Общее образование имеет следующие уровни:

Кроме того, существует и дополнительное общее образование (пришкольные кружки и клубы).

Профессиональное образование имеет следующие уровни:

Кроме того, имеется и дополнительное профессиональное образование. Доступен для выпускников учреждений профессионального высшего или образования .

Дошкольное и начальное образование [ править ]

Обучение профессии врача, танцора и художника в Кидбурге, городе детей. Санкт-Петербург , 2018.
Обучение профессии архитектора, пожарного и цветочного дизайнера в Кидбурге, 2018г.

По данным переписи 2002 года, 68% детей (78% городских и 47% сельских) в возрасте 5 лет посещали детские сады . [22] По данным ЮНЕСКО, охват всеми видами дошкольных программ увеличился с 67% в 1999 году до 84% в 2005 году. [23]

Детские сады, в отличие от школ, регулируются региональными и местными властями. Министерство образования и науки регламентирует лишь краткую программу дошкольной подготовки детей 5–6 лет. В 2004 году правительство попыталось взыскать с родителей полную стоимость детских садов; широкая общественная оппозиция привела к изменению политики. В настоящее время местные власти по закону могут взимать с родителей не более 20% расходов. [24] Право на бесплатное обслуживание имеют близнецы, дети студентов вузов, беженцы, ветераны Чернобыля и другие защищенные социальные группы. [25]

В 2019 году дошкольное учреждение (или детский сад) начинается в возрасте от двух месяцев до шести лет.

Советская система предусматривала почти всеобщее начальное (ясли для детей в возрасте от 1 до 3 лет) и детские сады (в возрасте от 3 до 7 лет) в городских районах, освобождая работающих матерей от необходимости присматривать за детьми в дневное время. К 1980-м годам насчитывалось 88 тысяч дошкольных учреждений; по мере того как учебная нагрузка в средней школе увеличивалась и переходила от десятилетнего к одиннадцатилетнему стандарту, программы детских садов сместились с обучения базовым социальным навыкам или физическим способностям к подготовке к поступлению в школу. После распада Советского Союза их число уменьшилось до 46 000; Здания детских садов были проданы как недвижимость, безвозвратно перестроены и переоборудованы под офисы. [26] В то же время на протяжении 1990-х годов процветала меньшая доля успешных государственных детских садов, которые считались вертикальным лифтом к качественному школьному образованию. [24] Частные детские сады, хотя и пользовались большим спросом, не получили значительной доли из-за административного давления; доля детей, посещающих частные детские сады, снизилась с 7% в 1999 году до 1% в 2005 году. [27]

Улучшение экономики после кризиса 1998 года в сочетании с историческим демографическим пиком привело к росту рождаемости, впервые зафиксированному в 2005 году. [26] Крупные города столкнулись с нехваткой мест в детских садах еще в 2002 году. В очереди на детский сад в Москве стояло 15 тысяч детей; в гораздо меньшем городе Томске (население 488 000 человек) оно достигло 12 000 человек. [24] В городе Москве созданы специализированные детсадовские комиссии , задачей которых является поиск свободных мест для детей; родители записывают своих детей в список ожидания сразу после их рождения. Степень проблемы варьируется в зависимости от района, например, московский район Фили-Давыдково (население 78 000 человек) потерял все свои детские сады (жителям приходится конкурировать за места в детских садах в других местах), а Зеленоград утверждает, что там короткая очередь. [25] Независимые авторы утверждают, что взятки или «пожертвования» за поступление в детские сады конкурируют по сумме с поступлением в университеты. [24] в то время как власти опровергают обвинения. [25]

Число российских детей, посещающих дошкольные учреждения, в 2020 году достигло 7,44 миллиона человек, что меньше, чем в предыдущем году. Уровень рождаемости снизился по сравнению с 2020 годом [1] после роста в конце 2000-х и начале 2010-х годов.

Средняя школа [ править ]

1 сентября, День знаний в России.

Общая структура [ править ]

В 2007–2008 учебном году насчитывалось 59 260 общеобразовательных школ, что больше по сравнению с 58 503 в предыдущем году. Однако до 2005–2006 годов количество школ неуклонно сокращалось с 65 899 в 2000–2001 годах. [28] В число 2007–2008 гг. вошли 4965 школ повышения квалификации по иностранным языкам, математике и т. д.; 2347 продвинутых общеобразовательных школ, [29] и 1884 школы для всех категорий детей-инвалидов; [28] в него не входят профессионально-технические училища и техникумы . На частные школы приходилось 0,3% учащихся начальной школы в 2005 году и 0,5% в 2005 году. [30]

Согласно отчету ЮНЕСКО за 2005 год , 96% взрослого населения окончили начальную среднюю школу, и большинство из них также имеют высшее среднее образование. [31]

Девятилетнее среднее образование в России является обязательным с 1 сентября 2007 года. [32] До 2007 года он был ограничен девятью годами с необязательными 10–11 классами; Субъекты России могли бы обеспечить введение более высоких обязательных стандартов через местное законодательство в рамках одиннадцатилетней федеральной программы. В 2005 году Москва ввела обязательное одиннадцатилетнее образование. [33] аналогичное законодательство существовало в Алтайском крае , Саха и Тюменской области . Учащийся в возрасте от 15 до 18 лет может бросить школу с согласия родителей и местных властей. [34] и без их согласия по достижении 18-летнего возраста. [35] Отчисление из школы за многочисленные нарушения, нарушающие школьную жизнь, возможно начиная с 15-летнего возраста. [36]

Одиннадцатилетний семестр разделен на начальные (1–4 классы), средние (5–9 классы) и старшие (10–11 классы) классы. Абсолютное большинство детей посещают школы полного цикла с одиннадцатилетним обучением; школы, ограниченные начальными или начальными и средними классами, обычно существуют в сельской местности. Из всех 59 260 школ в России 36 248 предоставляют полную одиннадцатилетнюю программу, 10 833 предлагают девятилетнее «базовое» (начальное и среднее) образование, а 10 198 предлагают только начальное образование. [28] Их число непропорционально велико по сравнению с долей учащихся из-за меньших размеров классов в сельских школах. В районах, где возможностей школ недостаточно для обучения всех учащихся по обычному графику с утра до обеда, власти прибегают к школам с двухсменной работой , где два потока учащихся ( утренняя смена и вечерняя смена ) посещают одно и то же помещение. В 2007–2008 годах насчитывалось 13 100 двухсменных и 75 трехсменных школ по сравнению с 19 201 и 235 в 2000–2001 годах. [28]

Начальная школа в Электростали.

На первый год детей принимают в возрасте 6 или 7 лет, в зависимости от индивидуального развития каждого ребенка. До 1990 года начальный возраст был установлен на уровне семи лет, а обучение длилось десять лет для студентов, которые планировали продолжить высшее образование в университетах. Студенты, планировавшие поступать в техникумы, делали это, как правило, после 8-го курса. Переход с десятилетнего срока на одиннадцатилетний был мотивирован постоянным увеличением нагрузки в средних и старших классах. В 1960-х годах это привело к «преобразованию» четвертого класса начальной школы в среднюю. Сокращение количества начальных школ привело к увеличению неравенства между детьми, поступающими в среднюю школу; Чтобы компенсировать «отсутствующий» четвертый год обучения, начальное образование было продлено до «нулевого года» для шестилетних детей. Этот шаг остается предметом споров. [37]

Дети начальных классов обычно отделены от других классов на своем этаже школьного здания. В идеале их преподает один учитель на протяжении всех четырех начальных классов (кроме физического воспитания и, если возможно, иностранных языков); 98,5% учителей начальной школы — женщины. [38] Их число сократилось с 349 000 в 1999 году до 317 000 в 2005 году. [39] Начиная с пятого курса, каждый учебный предмет преподается специальным учителем-предметником (80,4% женщин в 2004 году, по сравнению с 75,4% в 1991 году). [40] Соотношение учеников и учителей (11:1) находится на уровне развитых европейских стран. [41] Среднемесячная зарплата учителей в 2008 году в Мордовии колеблется от 6200 рублей (200 долларов США). [42] до 21 000 рублей (700 долларов США) в Москве. [43]

Школьник готовится представить свой проект

Учебный год длится с 1 сентября до конца мая и делится на четыре триместра. Программа обучения в школах фиксированная; в отличие от некоторых западных стран, у школьников или их родителей нет выбора учебных предметов. Классная нагрузка на одного ученика (638 часов в год для девятилетних, 893 для тринадцатилетних) ниже, чем в Чили , Перу или Таиланде , [44] и немного ниже, чем в большинстве штатов США, [45] хотя к официальным часам часто добавляются дополнительные классные занятия. Студенты оцениваются по пятибалльной шкале: на практике от 2 («неприемлемо») до 5 («отлично»); 1 — редко используемый признак крайнего отказа. Учителя регулярно подразделяют эти оценки (т.е. 4+, 5-) в повседневном использовании, но результаты семестра и года оцениваются строго 2, 3, 4 или 5.

В некоторых средних школах помимо стандартной программы проводится углубленное изучение некоторых предметов (школы с упором на математику, иностранные языки, искусство, предметы, связанные с военным делом и т. д.). Эти школы считаются более престижными, чем обычные средние школы.

Вариант профессионального обучения [ править ]

По завершении девятилетней программы учащийся имеет выбор: завершить оставшиеся два года в обычной школе или перевестись в специализированное профессиональное училище . Исторически они были разделены на малопрестижные ПТУ и более уважаемые техникумы и медицинские (медсестринские) школы; в 2000-х годах многие такие учреждения, если они функционировали, были переименованы в колледжи . Они предоставляют учащимся квалификацию профессиональных навыков и аттестат о среднем образовании, эквивалентный 11-летнему образованию в обычной школе; Программа, включающая в себя компонент профессиональной подготовки, рассчитана на 3 года. В 2007–2008 годах таких учреждений было 2800, в них обучалось 2280000 студентов. [46] Российские профессиональные училища, как и школы Tech Prep в США, выпадают из МСКО . классификации [47] таким образом, число учащихся, по данным ЮНЕСКО , ниже и составляет 1,41 миллиона человек; [48] разница приходится на старшие классы техникумов, превышающие стандарт среднего образования. [47]

Все аттестаты о среднем образовании (аттестат зрелости независимо ) , от учреждения, выдавшего их, соответствуют одному и тому же национальному стандарту и считаются, по крайней мере по закону, полностью эквивалентными. [49] Государство предписывает минимальный (и почти исчерпывающий) набор учебных предметов, которые должны быть указаны в каждом сертификате. На практике продление срока обучения до трех лет несколько ставит в невыгодное положение студентов мужского пола профессионально-технических училищ, которые намерены продолжать учебу: они достигают призывного возраста до окончания учебы или сразу после него и обычно должны пройти службу в армии, прежде чем поступить в вузы.

Хотя все ученики мужского пола имеют право отложить призыв на военную службу для получения высшего образования, они должны как минимум зарегистрироваться на вступительные испытания в университет в момент получения уведомления о призыве в армию. Большинство чиновников военкоматов достаточно внимательно относятся к потенциальным призывникам в этом вопросе и обычно предоставляют выпускникам достаточно времени для выбора вуза и записи на поступление или зачисления туда на платной основе, несмотря на то, что весенний призывной период еще не завершился время, когда большинство студентов заканчивают обучение. Всем этим людям по закону может быть приказано явиться в призывные пункты на следующий день после окончания учебы.

Мужчины призывного возраста, решившие не продолжать свое образование на каком-либо этапе, обычно получают уведомление из армии в течение полугода после окончания обучения из-за периодического характера периодов призыва в российскую армию.

Единые государственные экзамены [ править ]

Традиционно университеты и институты проводили собственные вступительные испытания независимо от успеваемости абитуриентов. Не существовало единой меры способностей выпускников; оценки, выставленные средними школами, воспринимались как несовместимые из-за различий в оценках между школами и регионами. В 2003 году Министерство образования запустило программу Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Набор стандартизированных тестов для выпускников средних школ, выпускаемых единообразно по всей стране и оцениваемых независимо от школьных учителей, аналогичный североамериканскому SAT , должен был заменить вступительные экзамены в государственные университеты. Таким образом, рассуждали реформаторы, ЕГЭ даст талантливым выпускникам из отдаленных мест возможность побороться за поступление в вузы по своему выбору. [ нужна ссылка ] в то же время устраняя взяточничество, связанное с поступлением, которое тогда оценивалось в 1 миллиард долларов США в год. В 2003 году 858 работникам университетов и колледжей были обвинены во взяточничестве; «Вступительный взнос» в МГИМО якобы достигал 30 000 долларов США. [50]

Руководители университетов, в частности МГУ ректор Виктор Садовничий , сопротивлялись этим изменениям, утверждая, что их школы не смогут выжить, не взимая с абитуриентов плату за собственные входные препятствия. Тем не менее, законодатели в феврале 2007 года ввели ЕГЭ. В 2008 году он был обязательным для студентов и необязательным для университетов; это полностью обязательно с 2009 года. [ нужна ссылка ] Некоторым вузам по-прежнему разрешено вводить собственные вступительные испытания в дополнение к баллам ЕГЭ; такие тесты должны быть опубликованы заранее.

Выставление оценок ЕГЭ предполагает два этапа. В этой системе «начальная оценка» представляет собой сумму баллов за выполненные задания, причем каждому из заданий присвоено максимальное количество баллов. Максимальная общая начальная оценка варьируется в зависимости от предмета, так что можно получить, например, начальную оценку 23 из 37 по математике и начальную оценку 43 из 80 по французскому языку. Затем начальные оценки преобразуются в итоговые или «тестовые оценки» посредством сложного статистического расчета, который учитывает распределение начальных оценок среди испытуемых. Эту систему критиковали за отсутствие прозрачности.

Первый общероссийский ЕГЭ, охвативший все регионы России, прошел летом 2008 года. С литературой не справились 25,3% школьников, по математике - 23,5%; самые высокие оценки были зафиксированы по французскому, английскому языку и обществознанию. Двадцать тысяч студентов подали возражения против своих оценок; треть возражений была решена в пользу студента. [ нужна ссылка ]

Образование для инвалидов [ править ]

Физическая инвалидность

Дети с физическими недостатками , в зависимости от характера и степени инвалидности, а также наличия местных специализированных учреждений, посещают либо такие учреждения, либо специальные классы в обычных школах. По состоянию на 2007 год здесь действовало 80 школ для слепых и детей со слабым зрением; [51] срок их обучения увеличен до 12 лет, а классы ограничены 9–12 учениками на одного учителя. Образование для глухих обеспечивают 99 специализированных детских садов и 207 средних школ-интернатов; детей, родившихся глухими, принимают в специализированные детские сады как можно раньше, в идеале с 18-месячного возраста; они обучаются отдельно от детей, потерявших слух после приобретения основных речевых навыков. [52] Лишь в пяти городах существуют профессиональные училища для работающих глухих, не имеющих среднего образования. [53] Другая широкая сеть специализированных учреждений заботится о детях с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 60–70% всех детей с церебральным параличом . По этому каналу обучаются [54] В специализированные детские сады детей принимают с трех-четырех лет и распределяют по узким специализированным группам; специализация продолжается на протяжении всего школьного семестра и может продлиться до тринадцати лет. Однако система не готова принять детей, которые также имеют явные отклонения в развитии ; у них нет другого выбора, кроме домашнего обучения . [55] Все выпускники школ для инвалидов имеют право на получение аттестата о среднем образовании того же уровня, что и обычные выпускники.

Имеется 42 специализированных профессионально-технических (бездипломных) колледжа для инвалидов; наиболее заметными являются Музыкальная школа для слепых в Курске и Медицинская школа для слепых в Кисловодске . Полностью раздельное высшее образование обеспечивают два колледжа: Институт искусств для инвалидов (набор 158 студентов в 2007 году) и Социально-гуманитарный институт (набор 250 студентов), оба в Москве . [56] Другие учебные заведения предоставляют полураздельное обучение (специализированные группы в рамках обычного колледжа) или заявляют о полной доступности своих обычных занятий для людей с ограниченными возможностями. МГТУ им. Баумана и Челябинский государственный университет Наибольшее количество студентов-инвалидов (по 170 человек, 2007 г.) имеют . Университет Баумана специализируется на образовании глухих; В пединституте имени Герцена принимаются разные группы инвалидности. Однако независимые исследования утверждают, что университетам не удается интегрировать людей с ограниченными возможностями в свою академическую и общественную жизнь. [57]

Психическая инвалидность

По оценкам, 20% детей, покидающих детский сад, не могут приспособиться к требованиям начальной школы и нуждаются в специальном обучении. [58] Дети с задержкой развития, которые могут вернуться в обычные школы и учиться наравне с нормальными детьми, обучаются в компенсационных классах в обычных школах. Система призвана подготовить этих детей к нормальной школе в самом раннем возрасте, сокращая (компенсируя) разрыв между ними и обычными учениками. Это относительно новая разработка, которая началась в 1970-х годах и получила национальное одобрение в 1990-х годах. [59]

Стойкие, но легкие умственные нарушения , которые исключают совместное обучение с нормальными детьми в обозримом будущем, но не квалифицируются как умеренная, тяжелая или тяжелая умственная отсталость. [60] требуются специализированные школы коррекционные интернаты для детей от 8–9 - до 18–21 года. Их задача – адаптировать человека к жизни в современном обществе, а не к последующему образованию. [61]

Дети с более тяжелыми формами умственной отсталости по состоянию на 2008 год в основном исключены из системы образования. Некоторые проходят обучение в группах тяжелой инвалидности в коррекционных школах-интернатах и ​​детских домах, другим оказывается помощь только путем консультирования. [62]

Высшее (университетское) образование [ править ]

Главное здание Московского государственного университета в Москве , Россия
Петрозаводский государственный университет в г. Петрозаводске , Республика Карелия

Согласно отчету ЮНЕСКО за 2005 год , более половины взрослого населения России имеет высшее образование, что в два раза выше, чем в среднем по ОЭСР . [31]

По состоянию на 2007–2008 учебный год в России во всех формах высшего образования (включая военные и полицейские институты и аспирантуру) обучалось 8,1 миллиона студентов. [63] Иностранные студенты составили 5,2% набора, половина из которых были из других стран СНГ . [64] 6,2 миллиона студентов были зачислены в 658 государственных и 450 частных гражданских высших учебных заведений, имеющих лицензию Министерства образования; общее количество преподавателей достигло 625 тысяч в 2005 году. [65]

Число государственных учреждений неуклонно росло с 514 в 1990 году до 655 в 2002 году и остается почти постоянным с 2002 года. Число частных учреждений, о которых впервые сообщалось как о 193 в 1995 году, продолжает расти. [66] Тенденция к консолидации началась в 2006 году, когда государственные университеты и колледжи Ростова-на-Дону , Таганрога и других южных городов были объединены в Южный федеральный университет , расположенный в Ростове-на-Дону; аналогичный конгломерат образовался в Красноярске Сибирский федеральный университет ; третий появился во Владивостоке как Дальневосточный федеральный университет . [67] МГУ и СПбГУ получили Статус федерального университета в 2007 году без дальнейших организационных изменений.

Андрей Фурсенко Министр образования выступает за сокращение количества учебных заведений, чтобы отсеять фабрики дипломов и некачественные колледжи; в апреле 2008 года его позицию одобрил президент Дмитрий Медведев : «Такой суммы, около тысячи университетов и двух тысяч дочерних компаний, не существует больше нигде в мире; она может быть непомерной даже для Китая ... последствия очевидны: Девальвация уровня образования». [67] Даже сторонники сокращения, такие как Евгений Ясин, признают, что этот шаг усилит консолидацию научных кругов в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске и опустошит провинции, оставив субъекты России без колледжей для подготовки местных школьных учителей. [68] Для сравнения, в Соединенных Штатах всего 4495 учреждений, имеющих право на получение степени IV , присуждающих степени: 2774 учреждения со степенью бакалавра/бакалавра и 1721 учреждение со степенью AA/ASc. [69]

Финансовые и визовые трудности исторически затрудняли получение высшего образования за рубежом для молодых людей в постсоветскую эпоху. [70]

Традиционная модель [ править ]

Выпускники Высшей школы бизнеса Московского университета

В отличие от модели США или Болонского процесса , российское высшее образование традиционно не делилось на бакалавриат (бакалавриат) и магистратуру (магистратуру). Вместо этого высшее образование осуществлялось в один этап, обычно продолжительностью пять или шесть лет, в результате которого выдавался специалиста диплом . [71] Дипломы специалиста воспринимались как эквивалентные западной квалификации магистра/магистра наук. [72] [73] Выпускнику-специалисту не нужна дополнительная академическая квалификация для продолжения профессиональной карьеры, за исключением некоторых (но не всех) отраслей медицинских профессий, которые требуют стадии последипломного образования . Обучение в военном училище продолжалось четыре года и приравнивалось к степени специалиста .

Исторически гражданское высшее образование было разделено между меньшинством университетов с традиционной широкой учебной программой и большим количеством институтов узкой специализации (включая художественные школы). Многие из этих институтов, такие как Московский инженерно-физический институт и Институт кинематографии Герасимова , сосредоточены в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Вузы, выпускники которых широко востребованы по всей России, например медицинские и педагогические институты, распределены по стране более равномерно. Институты в географически специфических областях, как правило, располагаются в районах, специализирующихся на их специализации. Горно-металлургические институты расположены на богатых рудой территориях, а морские и рыболовные институты — в портовых поселках.

Юридическое образование в России существует как в университетах, так и в виде отдельных юридических институтов, таких как Академический юридический университет (АПУ), основанный под эгидой Института государства и права . В 1990-е годы во многих технических институтах и ​​новых частных школах были созданы собственные юридические факультеты; По состоянию на 2008 год на юридических факультетах обучалось около 750 тысяч студентов. [67]

Студенты Московского государственного университета технологий и управления

В 1990-е годы институты, как правило, переименовывались в университеты , сохраняя при этом свою историческую узкую специализацию. Совсем недавно ряд этих новых частных «университетов» были снова переименованы в «институты», чтобы отразить их более узкую специализацию. В этих институтах специализация студента на выбранном факультете фиксировалась при поступлении, и переход между разными направлениями внутри одного факультета был затруднен. Программы обучения были (и остаются) жестко фиксированными на весь срок обучения; у студентов нет особого выбора при планировании своего академического прогресса. Мобильность между учреждениями с совместимыми учебными программами разрешалась нечасто, обычно из-за переезда семьи из города в город.

к процессу Двигайтесь Болонскому

Россия находится в процессе перехода от традиционной модели высшего образования, несовместимой с существующими западными учеными степенями , к структуре степеней, соответствующей модели Болонского процесса . (Россия подписала Болонскую декларацию в 2003 году.) [74] В октябре 2007 года Россия приняла закон, который заменяет традиционную пятилетнюю модель образования двухуровневым подходом: четырехлетняя степень бакалавра ( русский : бакалавр ), за которой следует двухлетняя степень магистра ( русский : магистр , магистр ). . [75]

Этот шаг подвергся критике за его чисто формальный подход: вместо того, чтобы изменить свою учебную программу, университеты просто введут аккредитацию бакалавра/бакалавра в середине своих стандартных пяти- или шестилетних программ. Рынок труда, как правило, не осознает этих изменений, и критики предсказывают, что отдельные дипломы бакалавра/бакалавра не будут признаваться «настоящим» университетским образованием в обозримом будущем, что делает эту степень ненужной и нежелательной без дальнейшей специализации. Такие учреждения, как MFTI или MIFI, десятилетиями практиковали двухуровневую разбивку своих специализированных программ и перешли на Болонский процесс задолго до принятия закона 2007 года, но абсолютное большинство их студентов заканчивают все шесть лет учебной программы магистратуры/магистратуры, что касается Стадия бакалавра/бакалавра бесполезна в реальной жизни. [76]

Студенческая мобильность между университетами традиционно не поощрялась и поэтому сохранялась на очень низком уровне; нет никаких признаков того, что формальное принятие Болонского процесса поможет студентам, желающим получить лучшее образование. Наконец, если ранее пятилетняя подготовка специалистов была бесплатной для всех студентов, то новая ступень магистратуры/магистратуры таковой не является. Смена вынуждает студентов платить за то, что в предыдущем классе было бесплатно; затраты неизбежны, поскольку сама по себе степень бакалавра/бакалавра считается бесполезной. [76] Защитники Болонского процесса утверждают, что последние годы специализированной программы были формальными и бесполезными: академический график был расслабленным и нетребовательным, что позволяло студентам работать в другом месте. Сокращение пятилетней программы специалитета до четырехлетней программы бакалавриата/бакалавра не уменьшит фактическое академическое содержание большинства этих программ. [76]

Уровни последипломного образования [ править ]

Структура дипломов последипломного образования до сих пор сохраняет свой уникальный советский образец, установленный в 1934 году. Система проводит различие между учеными степенями , подтверждающими личные достижения последипломного образования в научных исследованиях, и связанными, но отдельными учеными званиями , свидетельствующими о личных достижениях в университетском образовании.

Существует две последовательные степени аспирантуры : кандидат наук ( кандидат наук ) и доктор наук ( доктор наук ). Оба являются свидетельством научных, а не академических достижений и должны быть подкреплены оригинальной/новой научной работой, подтвержденной публикациями в рецензируемых журналах и диссертацией, защищенной перед высшим ученым советом. Звания выдаются Высшей аттестационной комиссией Министерства образования. Степень всегда присуждается в одной из 23 заранее определенных областей науки, даже если основное достижение принадлежит разным областям. При этом можно защитить две степени кандидата независимо, но не одновременно; Доктор кандидатом одной области может быть также другой области.

Кандидат наук может быть получен в университетской среде (когда университет занимается активными исследованиями в выбранной области), в специализированных исследовательских учреждениях или в научно-исследовательских подразделениях в промышленности. Типичный путь кандидата наук от поступления до диплома занимает 2–4 года. Диссертационная работа должна содержать решение существующей научной проблемы или практическое предложение, обладающее значительным экономическим или военным потенциалом. [77] Звание часто воспринимается как эквивалент западного доктора философии, хотя оно может варьироваться в зависимости от области исследования и может рассматриваться не как таковое за пределами России, а как более значительная степень.

Доктор наук , следующий этап, предполагает достижение значительных научных результатов. Это звание часто приравнивают к немецкой или скандинавской хабилитации . Диссертационная статья должна обобщить исследования автора, результатом которых являются теоретические положения, которые квалифицируются как новое открытие, решение существующей проблемы или практическое предложение, обладающее значительным экономическим или военным потенциалом. [77] Путь от кандидата до доктора обычно занимает 10 лет самоотверженной исследовательской деятельности; каждый четвертый кандидат достигает этой стадии. Система подразумевает, что соискатели должны работать в своей области исследований полный рабочий день; однако степени в области социальных наук обычно присуждаются активным политикам. [78]

Ученые звания доцента степень и профессора присваиваются действующим сотрудникам университета, имеющим ученую кандидата или доктора ; правила предписывают минимальный срок проживания, создание учебных учебников по выбранной ими области и наставничество успешных аспирантов; К профессорам искусств применяются особые, менее формальные правила. [79]

Последипломное военное образование радикально выпадает из стандартной схемы. Он включает курсы и адъюнктуру военной академии себя в . В отличие от своих западных однофамильцев, российские военные академии представляют собой учреждения последипломного образования , реализующие программы повышения квалификации офицеров. Прохождение курса академии не приводит к получению явно указанной степени и позволяет выпускнику перейти к определенному командному уровню (эквивалент командира батальона и выше). Адъюнктура - военный аналог гражданской аспирантуры , позволяющей офицерам получить ученую степень кандидата военных наук и назначаться на преподавательские и научные должности в военно-учебных и научно-исследовательских учреждениях . [80]

Научная деятельность [ править ]

1 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2021 года №85-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»». [81] вступил в силу. [82] Этот закон устанавливает понятие информационно-просветительской деятельности : это деятельность по осуществлению внешних образовательных программ, направленная на распространение знаний и опыта, на формирование навыков, ценностей и компетентности в целях интеллектуального, духовно-нравственное, творческое, физическое и (или) профессиональное развитие личности, а также удовлетворение образовательных потребностей личности. Порядок, условия и способы осуществления информационно-просветительской деятельности, а также порядок контроля за такой деятельностью регулируются Правительством России . Просветительскую деятельность могут осуществлять органы государственной власти и местного самоуправления, а также физические и юридические лица, заключившие договоры с образовательными учреждениями в порядке, определяемом Правительством России . Хотя Российская академия наук и многочисленные культурно-просветительские общества выступили против законопроекта, [83] [84] [85] он был принят Государственной Думой , одобрен Советом Федерации и подписан Президентом России Владимиром Путиным . [86]

По мнению ученых, популяризаторов науки, педагогов, юристов, этот закон фактически устанавливает предварительную цензуру практически всех способов распространения знаний и убеждений, что противоречит статьям 19 и 29 Конституции России . [87] [88] [89] По мнению авторов, закон призван оградить российских граждан от антироссийской пропаганды. [90] [91]

Правительственная пропаганда [ править ]

21 мая 2020 года газета The Moscow Times сообщила, что президент России Владимир Путин предпринял еще одну попытку ввести «уроки патриотизма» для российских студентов. [92] После вторжения России в Украину российское правительство активизировало усилия по внедрению «патриотического воспитания» в школах. [93] Министр образования Сергей Кравцов является одним из создателей уроков « Важные разговоры» , которые охватывают различные темы с точки зрения российского правительства, такие как национальная идентичность, патриотизм, традиционные ценности и мировые события. Агентство Associated Press сообщило, что некоторые родители были шокированы милитаристским характером уроков «Важные беседы» , а некоторые сравнивали их с «патриотическим воспитанием» бывшего Советского Союза . [94] Некоторые российские студенты и их родители подверглись расследованию со стороны полиции или им угрожали отчислением за отказ посещать уроки «Важные разговоры» . [95] [96] Путин провел первый урок с избранными студентами в российском эксклаве Калининграде . 1 сентября 2022 года [97]

Образование на языках России [ править ]

Язык [98] [99] [100] Количество школ с языковым обучением Количество школ, в которых преподается язык как предмет Население
1995/96 1997/98 2000/01 2001/02 2002/03 2013/14 1995/96 1997/98 2000/01 2001/02 2002 / 03 2002 г. (перепись)
Он спрашивает 1 1 0 0 0 32 31 32 35 37,942
Агул 0 0 0 0 0 24 0 0 0 28,297
Просторный 584 592 497 589 537 502 514 586 549 814,473
Адыгейский 31 36 35 37 20 106 123 131 129 128,528
азербайджанский 5 7 6 6 6 69 73 65 72 621,840
Алтай 63 64 62 65 64 106 115 121 128 67,239
Армянский 2 6 7 3 7 34 17 19 16 1,130,491
Балкарский 23 17 10 8 5 68 78 88 89 108,426
Башкирский 892 906 884 886 911 838 1222 1424 1426 1,673,389
Buryat 144 138 146 143 140 298 347 338 344 445,175
вепсский 0 0 0 0 0 3 4 5 5 8,240
грузинский 1 1 1 1 1 2 2 3 4 197,934
Даргинский 233 233 186 188 187 281 219 290 289 510,156
Долгань 0 0 0 0 0 12 13 13 13 801
иврит 0 0 0 0 0 1 0 0 0 229,938
идиш 0 0 0 0 0 2 3 3 3 229,938
Ингушский - - - - 0 92 103 104 111 413,016
итальянский 0 0 0 0 0 2 3 2 2 3,180
кабардинец 106 92 86 74 74 179 188 208 219 519,958
казахский 1 1 1 1 1 107 70 89 92 653,962
калмыцкий 42 56 64 66 71 220 204 196 200 173,996
Карачаевский 0 0 0 0 0 105 110 107 111 192,182
карельский 0 0 0 0 0 29 32 43 40 93,344
Является 0 0 0 0 0 6 6 8 5 1,494
Ну давай же 0 0 0 0 0 276 366 372 371 293,406
Коми-Пермяцкий 0 0 0 0 0 82 81 77 67 125,235
корейский 0 0 0 0 0 4 7 6 8 148,556
Коряк 0 0 0 0 0 20 25 21 15 8,743
Кумык 72 91 75 73 71 175 184 177 176 422,409
Лак 70 74 75 71 79 105 107 102 106 156,545
латышский 0 0 0 0 0 2 2 3 28,520
Торопиться 148 122 149 137 148 199 215 214 210 411,535
литовский 2 0 0 0 0 1 7 6 2 45,569
Манси 0 0 0 0 0 6 13 12 12 11,432
Мари ( Гора ) 41 43 39 33 20 34 47 40 38
Мари ( Луг ) 298 283 276 259 258 374 433 433 410
Мордовия ( Мокша ) 137 134 110 113 117 137 118 127 121
Мордовия ( Эрзя ) 101 95 96 97 83 134 142 144 154
Нана 0 0 0 0 0 7 13 13 12 12,160
Нганасан 0 0 0 0 0 3 0 0 0 834
немецкий 1 - 4 4 0 63 36 40 31 597,212
Ненецкий 0 0 0 0 0 34 36 39 35 41,302
Нивх 0 0 0 0 0 5 4 3 5 5,162
Современный греческий 0 1 0 0 0 5 4 2 2 97,827
Ногай 2 0 0 0 0 57 61 63 65 90,666
Осетия 64 57 58 53 45 202 160 199 197 514,875
Польский 0 0 0 0 0 1 3 3 3 73,001
Рутульский 0 0 0 0 0 17 20 18 17 29,929
Сами 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1,991
Селькупский 0 0 0 0 0 5 5 6 5 4,249
Табасаран 71 69 70 57 71 103 118 123 125 131,785
татарский 2374 2406 2280 2207 2166 757 [101] 2185 2400 2524 2469 5,554,601
Гат 0 0 0 0 0 5 2 3 1 2,303
Тофалар 0 0 0 0 0 3 2 2 3 837
Закрывать 150 151 152 151 153 129 140 142 147 243,442
турецкий 3 0 0 0 0 2 4 10 3 92,415
туркменский 0 0 0 0 0 8 8 7 5 33,053
удмуртский 56 55 48 44 44 469 431 464 452 636,906
Украинский 0 0 0 0 0 5 8 4 5 2,942,961
финский 0 0 0 0 0 63 69 62 66 34,050
Хакасия 17 18 10 10 12 96 96 88 93 75,622
Khanty 0 0 0 0 0 18 33 33 34 28,678
Цахур 0 0 0 0 0 12 0 0 0 10,366
черкесский 8 7 7 8 7 41 43 41 43 60,517
Чеченский 20 23 21 18 19 52 53 472 482 1,360,253
чувашский 628 602 592 593 571 404 439 429 451 1,637,094
Чукотка 0 0 0 0 0 34 39 35 35 15,767
Шор 0 0 0 0 0 5 0 0 0 13,975
Эвенкийский 1 - 6 - 0 40 43 44 31 35,527
Вечерний 3 2 2 2 0 21 18 26 38 19,071
эскимосский 0 0 0 0 0 4 4 3 4 1,750
эстонский 1 1 1 1 1 - 1 1 1 28,113
Юкагирский 0 0 0 0 0 2 2 2 2 1,509
Руби 430 419 426 441 445 75 99 98 94 443,852
Все 6826 6803 6482 6439 6334 8841 9619 10,608 10,532 24,809,544

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

  • «Коммунизм, посткоммунизм и моральное воспитание», специальный выпуск, Журнал морального воспитания, Vol. 34, № 4, декабрь 2005 г., ISSN   0305-7240 (печать) ISSN   1465-3877 (онлайн). Приглашенный редактор, У. Джон Морган.
  • Андреева Л.В.; и др. (2007). Образование людей с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО ОДВ: опыт России . Санкт-Петербург: Издательство Университета имени Герцена. ISBN  978-5-8064-1149-6 . см. также: русская версия
  • Джонсон, Дэвид, редактор, Политика, модернизация и реформа образования в России: от прошлого к настоящему (2010).
  • «Российское высшее образование и постсоветский переход», специальный выпуск, Европейский журнал образования , Vol. 47, № 1, март 2012 г., ISSN 0141-8211, приглашенные редакторы: У. Джон Морган и Григорий А. Ключарев.
  • Морган, В. Джон, Трофимова, Ирина, и Ключарев, Григорий А., Гражданское общество, социальные изменения и новое народное образование в России , Рутледж, Лондон и Нью-Йорк, 2019, xiv и 188 стр. ISBN   978-0-415-70913-2 .

Внешние ссылки [ править ]

Сноски [ править ]

  1. ^ «Министерство образования» (на шведском языке). Правительство Швеции . 2019 . Проверено 25 февраля 2019 г.
  2. ^ «Statens Budget i siffror» (на шведском языке). Правительство Швеции . 2017 . Проверено 21 февраля 2019 г.
  3. ^ "Счетная палата Российской Федерации" .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «ЦРУ — Всемирная книга фактов — Список полей — Грамотность» . www.cia.gov . Архивировано из оригинала 13 июня 2007 года . Проверено 11 января 2022 г.
  5. ^ «Краткий обзор образования 2021: показатели ОЭСР» . Библиотека ОЭСР . 17 июня 2021 г. Проверено 15 апреля 2023 г.
  6. ^ «Государственные расходы на образование, всего (% ВВП) – Российская Федерация» . Открытые данные Всемирного банка . 24 октября 2022 г. Проверено 15 апреля 2023 г.
  7. ^ Образование для всех к 2015 году, с. 82 и лежащие в его основе таблицы данных
  8. ^ Образование для всех к 2015 году, с. 316
  9. ^ «Сравнение стран с мировым уровнем грамотности»
  10. ^ «Образование в 2016 году: Российская Федерация»
  11. ^ «Таблицы данных переписи 2002 года: по уровням образования» (на русском языке). Архивировано из оригинала 18 декабря 2007 года . Проверено 6 октября 2008 г.
  12. ^ Индикатор D2. Каково соотношение учеников и учителей и насколько велики классы?
  13. ^ Краткий обзор образования, 2013 г.
  14. ^ 20 лучших систем образования BBC. Источник: Pearson/Economist Intelligence Unit.
  15. ^ Индекс - В каких странах лучшие школы? Источник: Пирсон
  16. ^ Азия возглавляет крупнейший мировой рейтинг школ BBC. Источник: ОЭСР .
  17. ^ Это самые инновационные экономики мира. Источник: Bloomberg Business.
  18. ^ «20 лучших стран для иностранных студентов» . Хранитель . 17 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 8 мая 2022 г.
  19. ^ «Инициатива по измерению прав человека – первая глобальная инициатива по отслеживанию соблюдения прав человека в странах» . Humanrightsmeasurement.org . Проверено 4 марта 2022 г.
  20. ^ «Российская Федерация — HRMI Rights Tracker» . www.righttracker.org . Проверено 4 марта 2022 г.
  21. ^ Об образовании в Российской Федерации [About education in Russian Federation] (Federal Law 273-FZ) (in Russian). State Duma . 29 December 2012.
  22. ^ «Таблицы данных переписи населения 2002 года: доли детей 3-9 лет, посещающих школы и дошкольные учреждения» (на русском языке). Архивировано из оригинала 16 декабря 2007 года . Проверено 6 октября 2008 г.
  23. ^ Образование для всех к 2015 году, стр. 39, 268-269.
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Aronstam, Marina (8 March 2008). "Demograficheskaya sityatsiya i ocheredi v detskie sady ( Демографическая статистика и очереди в детские сады )" . Russky Journal (in Russian). Archived from the original on 27 March 2008 . Retrieved 7 October 2008 .
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Масюкевич, Ольга (13 апреля 2007 г.). «Как устроить ребенка в детском саду ( Как устроить ребенка в детском саду . Российская газета (на русском языке) . Проверено 7 октября 2008 г.
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кучер, Наталья (2007). «Стране низень детский сад » . Парламентская газета7 (на русском языке). Архивировано из оригинала 4 мая 2013 года . Проверено 7 октября 2008 г.
  27. ^ Образование для всех к 2015 году, с. 269
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Статистика: количество школ по типам и годам» (на русском языке). Министерство образования и науки. 6 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 1 ноября 2008 г.
  29. ^ Those identified as Russian : Гимназии и лицеи , gymnasiums and lycaeums .
  30. ^ Образование для всех к 2015 году, с. 284
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ТЕНДЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ В ПЕРСПЕКТИВНОМ АНАЛИЗЕ МИРОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ. Издание 2005 г.. ЮНЕСКО Проверено 2 июля 2009 г.
  32. ^ «Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 194-ФЗ» . Российская газета (на русском языке) . Проверено 6 октября 2008 г.
  33. ^ «Закон города Москвы о среднем образовании в Москве» . Администрация Москвы, Департамент образования. Архивировано из оригинала 23 сентября 2008 года . Проверено 6 октября 2008 г.
  34. ^ Федеральный закон России «Об образовании», статья 19.6.
  35. ^ Федеральный закон России «Об образовании», статья 19.4.
  36. ^ Федеральный закон России «Об образовании», статья 19.7.
  37. ^ Nina Gutkina. "Vspomnim zabytoye staroye ( Вспомним забытое старое )" (in Russian). 1 sentyabrya . Retrieved 6 October 2008 .
  38. ^ Учителя и качество образования, с. 143
  39. ^ Образование для всех к 2015 году, с. 332-333
  40. ^ Учителя и качество образования, с. 153
  41. ^ Образование имеет значение..., с. 136
  42. ^ "V Mordovii pozdravlyaut uchiteley s professionalnym prazdnikom ( В Мордовии поздравляют учителей с профессиональным праздником )" (in Russian). Saransk online. Archived from the original on 14 March 2012 . Retrieved 6 October 2008 .
  43. ^ Nesterova, Olga (2008). "Uravnenie uchitelya. Srednaya zarplata shkolnykh pedagogov vyrosla do 21 tysyachi rubley ( Уравнение учителя. Средняя зарплата школьных педагогов выросла до 21 тысячи рублей )" (in Russian). Rossiyskaya gazeta, 6 February 2008 . Retrieved 6 October 2008 .
  44. ^ Образование имеет значение..., с. 140
  45. ^ Мелоди Буш, Молли Райан и Стефани Роуз (2011). «Количество учебных дней/часов в учебном году» (PDF) . Комиссия по образованию штатов . Проверено 30 марта 2017 г.
  46. ^ «Статистика: количество профессиональных училищ по типам и годам» (на русском языке). Министерство образования. Архивировано из оригинала 4 июня 2008 года . Проверено 6 октября 2008 г.
  47. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Участие в формальном техническом и профессиональном обучении, с. 10
  48. ^ Участие в формальном техническом и профессиональном обучении, с. 79
  49. ^ «ТПОП в Российской Федерации» . ЮНЕСКО-ЮНЕВОК. 2012 . Проверено 6 августа 2014 г.
  50. ^ Карташова, Лариса; и др. (18 августа 2004 г.). «Приемная комиссия - 30,00 долларов США ( Приемная комиссия - 30,000 долларов США (на русском языке). Российская газета, 18 августа 2004 года . Проверено 8 октября 2008 г.
  51. ^ Андреева, с. 16
  52. ^ Андреева, с. 27–29
  53. ^ Андреева, с. 30
  54. ^ Андреева, с. 43
  55. ^ Андреева, с. 42, 46
  56. ^ Андреева, с. 61–62
  57. ^ Андреева, стр.63–64.
  58. ^ Андреева, стр.34
  59. ^ Андреева, стр.36
  60. ^ Андреева, с. 37
  61. ^ Андреева, с. 35
  62. ^ Андреева, стр.37–38.
  63. ^ Участие в формальном техническом и профессиональном обучении, с. 91
  64. Статистика Росстата по образованию. Получено 2 июля 2009 г.
  65. ^ Образование для всех к 2015 году, с. 341
  66. ^ «Статистика: высшее профессиональное образование» . Министерство образования. Архивировано из оригинала 31 мая 2008 года . Проверено 6 октября 2008 г.
  67. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с "V Rossii tak neopravdanno mnogo vuzov ... ( В России так неоправданно много вузов, что их бы хватило на весь Китай, уверен Медведев )" (in Russian). Inferfax, April 24, 2008. 2008 . Retrieved 8 October 2008 .
  68. ^ «Интервью с Евгением Ясиным (на русском языке)» (на русском языке). Радио России, 28 августа 2008 года. Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 8 октября 2008 г.
  69. ^ «Сборник статистики образования, 2010» .
  70. ^ Вандегрифт, Дарси (24 июля 2015 г.). « У нас нет никаких ограничений»: рассказы о жизни российской молодежи через призму социальных поколений». Журнал молодежных исследований . 19 (2): 221–236. дои : 10.1080/13676261.2015.1059930 . S2CID   143314298 .
  71. ^ «EuroEducation.Net – Справочник европейского образования – Россия» . Еврообразование . Проверено 21 января 2023 г.
  72. ^ Министерство образования и науки Российской Федерации. «Руководство по признанию российских квалификаций в других странах Европы» . Архивировано из оригинала 20 декабря 2019 года . Проверено 19 июля 2013 г.
  73. ^ Купцов Олег. «Взаимное признание квалификаций: Российская Федерация и другие европейские страны» . Сотрудники приемной комиссии и аттестаторы. EAIE – Профессиональная секция Европейской ассоциации международного образования . Проверено 19 июля 2013 г.
  74. ^ "18.09.2003 Россия присоединилась к Болонской конвенции" . RIA Novosti . 18 September 2003.
  75. ^ "25.10.2007 В РФ вводится двухуровневая система высшего образования" . RBK . 25 October 2007.
  76. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Guriyev, Sergey (2007). "Bolonsky prozess: katastrofa ili panacea( Болонский процесс: Катастрофа или панацея )" (in Russian). Vedomosti, October 20, 2007 . Retrieved 8 October 2008 .
  77. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Правила присуждения ученых степеней» (на русском языке). Министерство образования. 2002. Архивировано из оригинала 24 октября 2008 года . Проверено 8 октября 2008 г.
  78. ^ Клуссманн, Уве (2007). «Интеллектуальные гиганты российского парламента» . Шпигель онлайн . Дер Шпигель, 21 ноября 2007 г. Проверено 8 октября 2008 г.
  79. ^ «Правила присвоения научных званий» (на русском языке). Министерство образования. 2002. Архивировано из оригинала 24 октября 2008 года . Проверено 8 октября 2008 г.
  80. ^ "Адъюнктура : Министерство обороны Российской Федерации" (in Russian). Archived from the original on 2 March 2021 . Retrieved 8 March 2020 .
  81. ^ О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" [On Amendments to the Federal Law "About education in Russian Federation"] (Federal Law 85-FZ) (in Russian). State Duma . 5 April 2021.
  82. ^ Gordeev, Vladislav (1 June 2021). "Закон о просветительской деятельности вступил в силу" . RBK (in Russian).
  83. ^ "В РАН призвали отозвать законопроект о контроле властей за просветительской деятельностью" . Vedomosti (in Russian). 13 January 2021.
  84. ^ "Российские просветители выступили против закона о просветительской деятельности" . Colta.ru (in Russian). 19 January 2021.
  85. ^ Ширмайер, Квирин (12 февраля 2021 г.). «Российские учёные осуждают изменение закона, которое угрожает научному развитию» . Природа . дои : 10.1038/d41586-021-00385-5 . ПМИД   33580221 . S2CID   231909475 .
  86. ^ Bondarenko, Maria (5 April 2021). "Путин подписал закон о просветительской деятельности" . RBK (in Russian).
  87. ^ Borisova, Alexandra (28 January 2021). " "Это форма предварительной цензуры": как поправки о просветительской деятельности отразятся на науке, бизнесе и обществе" . Forbes (in Russian).
  88. ^ Bobenko, Mayya; Anisimova, Natalia; Poryvaeva, Lyubov (16 March 2021). "Какие претензии у ученых к новому закону о просветительской деятельности" . RBK (in Russian).
  89. ^ Pikhovkin, Alexander (27 April 2021). "Запретительный порядок: как правительство собирается исполнять закон о просветительской деятельности" . Forbes (in Russian).
  90. ^ "Каким будет новый закон о просветительской деятельности?" (in Russian). State Duma . 16 March 2021.
  91. ^ «Россия запрещает несанкционированную образовательную деятельность под «иностранным влиянием»» . «Москва Таймс» . 1 июня 2021 г.
  92. ^ «Путин добавляет патриотизм и военную историю в школьную программу» . «Москва Таймс» . Амстердам: Александр Губский. 22 мая 2020 г. Архивировано из оригинала 24 мая 2020 г. . Проверено 14 октября 2023 г.
  93. ^ Илюшина, Мария (20 марта 2022 г.). «Путинская военная пропаганда становится «патриотическим» уроком в российских школах» . Вашингтон Пост . Вашингтон, округ Колумбия: Фред Райан. Архивировано из оригинала 27 марта 2022 года . Проверено 14 октября 2023 г.
  94. ^ Литвинова, Даша (1 сентября 2023 г.). «Российские школьники возвращаются в школу, где их ждут новые уроки, повышающие их патриотизм» . АП Новости . Нью-Йорк: Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала 2 сентября 2023 года.
  95. ^ Сатановский, Сергей (9 ноября 2022 г.). «Обязательные занятия по патриотизму в российских школах» . Новости Д.В. Бонн: Немецкая волна. Архивировано из оригинала 10 ноября 2022 года.
  96. ^ «Российское телевидение показывает уроки «патриотизма» военного времени для школьников» . «Москва Таймс» . Амстердам: Александр Губский. 17 февраля 2023 года. Архивировано из оригинала 14 марта 2023 года.
  97. ^ Котляр Евгения; Коулсон, Роберт (2 сентября 2022 г.). « Не страшно умереть за Родину»: Пока бушует война на Украине, российские дети нацелены на «патриотическое» воспитание» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Прага: Радио Свободная Европа/Радио Свобода. Архивировано из оригинала 30 сентября 2022 года.
  98. ^ 4.17. Число общеобразовательных учреждений с обучением на языках народов и народностей России (In Russian)
  99. ^ 4.18. Число общеобразовательных учреждений, в которых родной (нерусский) язык изучается как предмет (In Russian)
  100. ^ Количество школ с обучением на языках народов и народностей России(на начало 1997/1998 учебного года) Archived 2011-08-06 at the Wayback Machine (In Russian)
  101. ^ в Татарстане Моя родина Татарстан №216 от 18.12.2013 (на татарском языке)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5399f3d212953bc14d362071b6fc0c8a__1718024640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/53/8a/5399f3d212953bc14d362071b6fc0c8a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Education in Russia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)