Высшее образование
![]() | Было предложено объединить эту статью со статьей «Высшее образование» . ( Обсудить ) Предлагается с октября 2023 г. |

Высшее образование – это высшее образование, ведущее к присуждению ученой степени . Высшее образование, составляющее компонент послесреднего, третьего уровня или высшего образования, является факультативным заключительным этапом формального обучения , который происходит после завершения среднего образования . Он представляет уровни 5, 6, 7 и 8 версии 2011 года структуры Международной стандартной классификации образования . Высшее образование на уровне без степени иногда называют дальнейшим образованием или непрерывным образованием в отличие от высшего образования.
Право на доступ к высшему образованию [ править ]
Право на доступ к высшему образованию упоминается в ряде международных документов по правам человека . Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах 1966 года провозглашает в статье 13, что «высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех, в зависимости от способностей, всеми соответствующими средствами, и, в частности, путем постепенного введения бесплатное образование". [1] В Европе статья 2 Первого протокола к Европейской конвенции по правам человека , принятого в 1950 году, обязывает все подписавшие стороны гарантировать право на образование . [2]
Определение [ править ]

Высшее образование, также называемое послесредним образованием, третьим уровнем или третичным образованием , является факультативным заключительным этапом формального обучения , который происходит после завершения среднего образования . Сюда входят университеты , колледжи и политехнические институты , которые предлагают официальные степени, выходящие за рамки среднего или среднего образования.
Международная стандартная классификация образования 1997 года первоначально классифицировала все высшее образование вместе в 1997 года версии своей схемы . Они назывались уровнем 5, а докторантура - уровнем 6. В 2011 году это было уточнено и расширено в 2011 года версии структуры . Высшее образование на уровне бакалавриата, магистратуры и докторантуры стало уровнями 6, 7 и 8. Высшее образование без степени , иногда называемое дальнейшим образованием или непрерывным образованием, было переименовано в уровень 4, а для некоторых высших курсов - уровень 5. [3]
В те времена, когда лишь немногие ученики выходили за рамки начального или базового образования , термин «высшее образование» часто использовался для обозначения среднего образования, что могло создавать некоторую путаницу. [примечание 1] Отсюда и произошел термин « средняя школа», обозначающий различные школы для детей в возрасте от 14 до 18 лет (США) или от 11 до 18 лет (Великобритания и Австралия). [4]
Провайдеры [ править ]

В США высшее образование предоставляется университетами , академиями , колледжами , семинариями , консерваториями и технологическими институтами , а также некоторыми учреждениями уровня колледжей, в том числе профессиональными училищами , университетами прикладных наук, профессиональными училищами и другими профессиональными колледжами, которые присуждать степени. Высшее образование на уровне без степени иногда называют дальнейшим образованием или непрерывным образованием в отличие от высшего образования. [5] [6]
Высшее образование включает преподавание, исследования, сложную прикладную работу, как это происходит в медицинских школах и стоматологических школах , а также деятельность университетов по социальному обслуживанию. [7]
В сфере преподавания он включает как уровень бакалавриата , так и уровень магистратуры (или аспирантуры ). Последний уровень образования часто называют аспирантурой , особенно в Северной Америке. В дополнение к навыкам, которые в той или иной степени специфичны, потенциальные работодатели любой профессии ищут доказательства навыков критического и аналитического мышления, работы в команде навыков , информационной грамотности , этических суждений, навыков принятия решений , свободного разговорного и письменного общения, навыки решения проблем и широкие знания в области гуманитарных и естественных наук. [8]
История [ править ]
| ||||
Дом Жизни "библиотека" в иероглифах | ||||
---|---|---|---|---|


Древнейшие известные высшие учебные заведения относятся к династическому Египту: Пр-Анкс (дома жизни) были построены как библиотеки и скриптории, содержали труды по праву, архитектуре, математике и медицине и участвовали в обучении «swnw» и мужчины и женщины «swnwt» ( врачи ); дошедшие до нас египетские папирусы III тысячелетия до нашей эры находятся в нескольких коллекциях. [11]
В греческом мире Академия Платона ( ок. 387–86 до н. э.), Лицей Аристотеля ( ок. 334–86 до н. э.) и другие философско-математические школы стали моделями для других учреждений, особенно в Александрии Египетской при Птолемеях .
В Южной Азии город Таксила [ когда? ] , позже великий буддийский монастырь Наланда ( ок. 427–1197 гг. н.э.), привлекал студентов и профессоров даже из отдаленных регионов. [12]
В Китае династия Хань открыла кафедры для преподавания пяти классических произведений Конфуция в Великой школе Тайсюэ ( ок. 3–1905 г. н.э. ) для подготовки кадров для имперской администрации. [13] [14] Все эти высшие учебные заведения стали моделями для других школ в сфере своего культурного влияния. [15]
В 425 году византийский император Феодосий II внес новшества, основав Пандидактерион с факультетом из 31 профессора для подготовки государственных служащих. В VII и VIII веках в Западной Европе создавались «соборные школы». Тем временем в мусульманской империи были основаны первые медресе – первоначально это были просто начальные школы в помещениях крупных мечетей, которые постепенно превратились в среднее, а затем и в высшее образование. Каким бы высоким ни был интеллектуальный уровень этих школ, называть их «университетами» было бы анахронизмом. Их организация и цели заметно отличались от корпораций студентов и преподавателей, независимых как от Церкви, так и от государства, утвердившихся с XII века в Западной Европе как Universitas Studiorum . [ нужна ссылка ]
Согласно данным ЮНЕСКО и Книги рекордов Гиннеса , Университет Аль-Каравийин в Фесе (Марокко) является старейшим из существующих постоянно действующих высших учебных заведений в мире. [16] [17] и иногда ученые называют его старейшим университетом. [18] Несомненно, существуют и более старые высшие учебные заведения, например, Университет Эз-Зитуна в Монфлери, Тунис , был впервые основан в 737 году. Болонский университет , Италия, основанный в 1088 году, является старейшим в мире непрерывно действующим университетом, [19] [20] [21] [22] [23] и первый университет в смысле института высшего образования и присуждения ученых степеней, поскольку слово universitas было придумано при его основании. [22] [19] [20] [21]
20 век [ править ]
После Второй мировой войны развитые и многие развивающиеся страны увеличили участие возрастной группы, которая в основном получает высшее образование, с элитного уровня (до 15 процентов) до массового уровня (от 16 до 50 процентов). [24] [25] Во многих развитых странах участие в высшем образовании продолжает расширяться в сторону всеобщего или, как позже назвал Троу, открытого доступа, где более половины соответствующей возрастной группы получают высшее образование. [26] Высшее образование важно для национальной экономики , как как отрасль сама по себе, так и как источник обученных и образованных кадров для остальной части экономики. Работники с высшим образованием получают измеримую надбавку к заработной плате и имеют гораздо меньше шансов стать безработными, чем менее образованные работники. [27] [28]
21 век [ править ]
В последние годы университеты подвергались критике за то, что они допускают или активно поощряют повышение оценок . [29] [30] Кроме того, предложение выпускников во многих областях обучения превышает спрос на их навыки, что усугубляет безработицу среди выпускников , неполную занятость , сверхквалификацию и образовательную инфляцию . [31] [32] Некоторые комментаторы предполагают, что влияние пандемии COVID-19 на образование быстро делает некоторые аспекты традиционной системы высшего образования устаревшими. [33] Участие и финансирование иностранными режимами высшего образования в США и Европе вызвало обеспокоенность по поводу эрозии демократических норм и разжигания ненависти в кампусах. [34] [ нужен лучший источник ] [35]
Статистика [ править ]
В докладе Организации экономического сотрудничества и развития за 2014 год говорится, что к 2014 году 84 процента молодых людей в странах с высоким уровнем дохода заканчивали старшую среднюю школу на протяжении всей своей жизни. Лица с высшим образованием зарабатывали в два раза больше, чем средние работники. В отличие от исторических тенденций в образовании, молодые женщины имели больше шансов получить полное среднее образование, чем молодые мужчины. Кроме того, доступ к образованию расширялся, и резко увеличивалось число людей, получающих университетское образование. К 2014 году около 40 процентов людей в возрасте 25–34 лет (и около 25 процентов людей в возрасте 55–64 лет) получали высшее образование. [36]
Признание учебы [ править ]
Лиссабонская конвенция о признании предусматривает, что степени и периоды обучения должны признаваться во всех странах, подписавших конвенцию. [37]
См. также [ править ]
- Категория:Высшее образование по странам
- Список ассоциаций и альянсов высшего образования
- Рейтинги колледжей и университетов
- Управление в высшем образовании
- выпускной
- Аккредитация высшего образования
- Пузырь высшего образования
- Политика высшего образования
- Индекс цен на высшее образование
- институт
- Унколледж
- колледж
- Лига европейских исследовательских университетов
- Техническое и дополнительное образование (TAFE)
Высшее образование по странам [ править ]
- Высшее образование в Австралии
- Высшее образование в Канаде
- Высшее образование в Украине
- Университеты Соединенного Королевства
- Высшее образование в США
- Высшее образование на Филиппинах
- Высшее образование в Португалии
Примечания [ править ]
- ^ Например, «Высшее образование: общее и техническое» , брошюра Национального союза учителей 1933 года , написанная лордом Юстасом Перси , которая на самом деле посвящена среднему образованию и использует эти два термина как синонимы.
Ссылки [ править ]
- ^ Wikisource . . 1966 — через
- ^ «Протокол №1 к Конвенции – Инструментарий» . Совет Европы . Архивировано из оригинала 27 марта 2023 г. Проверено 27 марта 2023 г.
- ↑ Пересмотр Международной стандартной классификации образования (МСКО). Архивировано 25 мая 2017 г. в Wayback Machine , проверено 5 апреля 2012 г.
- ^ "средняя школа" . Кембриджский словарь . Архивировано из оригинала 27 февраля 2021 г. Проверено 24 июня 2021 г.
- ^ «Разница между непрерывным образованием и профессиональным развитием» . Колумбийский Южный университет . 1 апреля 2021 года. Архивировано из оригинала 17 октября 2021 года . Проверено 17 октября 2021 г.
- ^ «6 причин, почему непрерывное образование важно» . Западный губернаторский университет . 26 апреля 2019 года. Архивировано из оригинала 17 октября 2021 года . Проверено 17 октября 2021 г.
- ^ Пуччарелли Ф., Каплан Андреас М. (2016) Конкуренция и стратегия в высшем образовании: управление сложностью и неопределенностью. Архивировано 10 января 2019 г. в Wayback Machine , Business Horizons, Том 59.
- ^ Дженкинс, Энн (20 января 2015 г.). «Работодатели считают недавних выпускников плохо подготовленными к сегодняшнему рабочему месту, одобряют широкое и проектное обучение как лучшую подготовку к возможностям карьерного роста и долгосрочному успеху» (пресс-релиз). Вашингтон, округ Колумбия: Ассоциация американских колледжей и университетов . Архивировано из оригинала 12 апреля 2017 года . Проверено 11 апреля 2017 г.
- ^ История Италии . Том 4. Турин: UTET. 7 августа 1981 г. с. 122. ИСБН 88-02-03568-7 .
- ^ Делле Донн, Фульвио (2010). История Неаполитанской студии в швабский период (на итальянском языке). Издательство Марио Адда. стр. 9–10. ISBN 978-8880828419 .
- ^ Гордан, Эндрю Х.; Швабе, Кэлвин В. (2004). Быстрый и мертвый: биомедицинская теория в Древнем Египте . Египтологические мемуары. Лейден : Издательство Brill Academic . п. 154. ИСБН 978-90-04-12391-5 .
- ^ Мукерджи, Радха Кумуд (1989) [1947]. Древнеиндийское образование: брахманское и буддийское . Серия «История и культура» (2-е изд.). Дели: Мотилал Банарсидасс . ISBN 978-81-208-0423-4 .
- ^ Балаш, Этьен (1968). Небесная бюрократия: исследование экономики и общества традиционного Китая . Гуманитарная библиотека (на французском языке). Париж: Галлимар.
- ^ Питер Цзе Минг Нг (2001), «Смена парадигмы и состояние области изучения христианского высшего образования в Китае», Cahiers d'Extreme-Asie , no. 12, стр. 127–140.
- ^ Ян, Руй (02 сентября 2019 г.). «Эмуляция или интеграция? Современные трансформации китайского высшего образования» . Журнал азиатской государственной политики . 12 (3): 294–311. дои : 10.1080/17516234.2018.1448213 . ISSN 1751-6234 .
- ^ «Старейший вуз, старейший университет» . Книги рекордов Гиннесса . Архивировано из оригинала 7 октября 2014 г. Проверено 24 июня 2021 г.
- ^ «Медина Феса» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 19 сентября 2017 года . Проверено 7 апреля 2016 г.
- ^ Верже, Жак: «Узоры», в: Риддер-Симоенс, Хильда де (ред.): История университета в Европе. Том. I: Университеты в средние века , Издательство Кембриджского университета, 2003, ISBN 978-0-521-54113-8 , стр. 35–76 (35)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Times Higher Education — Мировой рейтинг университетов QS 2007 — Старейшие университеты мира» . Лучшие университеты QS . Архивировано из оригинала 17 января 2009 года . Проверено 6 января 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гастон, Пол Л. (2010). Вызов Болоньи: чему высшее образование США должно научиться у Европы и почему важно, чтобы мы этому научились . Стерлинг, Вирджиния: Stylus Publishing. п. 18. ISBN 978-1-57922-366-3 . OCLC 320189904 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джанин, Хант (2008). Университет в средневековой жизни, 1179-1499 гг . Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд. стр. 55ф. ISBN 978-0-7864-3462-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б де Риддер-Симоенс, Хильда: История университета в Европе: Том 1, Университеты в средние века. Архивировано 24 ноября 2022 г. в Wayback Machine , Cambridge University Press, 1992, ISBN 0-521-36105-2 , стр. 47–55.
- ^ «Портики Болоньи» . Центр ЮНЕСКО мирового наследия (на французском языке). Архивировано из оригинала 15 августа 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г. .
- ^ Троу, Мартин (1973). Проблемы перехода от элитного высшего образования к массовому (PDF) (Отчет). Беркли: Комиссия Карнеги по высшему образованию . Проверено 1 августа 2013 г.
- ^ Бреннан, Джон (2002). «Социальная роль современного университета: противоречия, границы и изменения» (PDF) . Десять лет спустя: Изменение высшего образования в меняющемся мире . Букингем: Центр исследований и информации в области высшего образования, Открытый университет. стр. 22–26. Архивировано из оригинала (PDF) 25 мая 2017 года . Проверено 9 февраля 2014 г.
- ^ Троу, Мартин (05 августа 2005 г.), Размышления о переходе от элиты к массовости и всеобщему доступу: формы и этапы высшего образования в современных обществах после Второй мировой войны. Опубликовано в Форест, Джеймс Дж. Ф.; Альтбах, Филип Г., ред. (20 апреля 2006 г.). Международный справочник по высшему образованию: Часть первая: Глобальные темы и современные вызовы . Международные справочники Springer по образованию. Том. 18. Дордрехт, Нидерланды: Спрингер. стр. 243–280. ISBN 978-1-4020-4011-5 . OCLC 65166668 .
- ^ Симкович, Майкл (5 сентября 2011 г.). «Студенческие кредиты с учетом риска». Обзор закона Вашингтона и Ли . ССРН 1941070 .
- ^ ОЭСР (2011), Краткий обзор образования
- ^ Ганн, Эндрю; Кападе, Прия (25 мая 2018 г.), «Дебаты об инфляции университетских оценок становятся глобальными» , University World News , заархивировано из оригинала 26 мая 2018 г. , получено 23 июня 2019 г. ,
Процесс выставления оценок оказался под угрозой, поскольку университеты заинтересованы в том, чтобы соответствовать потребности своих клиентов и выпускать больше студентов с высшими оценками, чтобы повысить свой институциональный рейтинг.
- ^ Бейкер, Саймон (28 июня 2018 г.), «Является ли повышение оценок мировой тенденцией?» , Мировой рейтинг университетов , Times Higher Education, заархивировано из оригинала 25 октября 2019 г. , получено 23 июня 2019 г. Факультеты
, на которых набор учащихся падал, чувствовали необходимость ослабить практику выставления оценок, чтобы сделать свои курсы более привлекательными, что привело к «гонке вооружений» "в уровне инфляции.
- ^ Коутс, Кен; Моррисон, Билл (2016), «Фабрики грез: почему университеты не решат кризис занятости среди молодежи» , Торонто: Dundurn Books, стр. 232, ISBN 9781459733770 , заархивировано из оригинала 21 сентября 2021 г. , получено 21 сентября 2021 г.
- ^ Браун, Филипп; Лаудер, Хью; Эштон, Дэвид (2012), Глобальный аукцион: нарушенные обещания в области образования, рабочих мест и доходов , Oxford University Press, стр. 208, ISBN 9780199926442 , заархивировано из оригинала 10 марта 2021 г. , получено 11 декабря 2020 г.
- ^ Каплан, Андреас (06 апреля 2021 г.). Высшее образование на перепутье перемен: университет 21 века . Изумруд. дои : 10.1108/9781800715011 . ISBN 978-1-80071-504-2 . S2CID 233594353 .
- ^ «Следуйте за деньгами: Катарское финансирование высшего образования» . Институт изучения глобального антисемитизма и политики . Проверено 24 декабря 2023 г.
- ^ Шульман, Софи (30 октября 2023 г.). «Террористическая плата за обучение: катарские деньги текли в университеты США, а теперь они разжигают насилие» . CTech . Ришон-ле-Цион, Израиль: Группа «Едиот Ахронот» . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ Организация экономического сотрудничества и развития (сентябрь 2014 г.). «Высший уровень образования приносит пользу молодежи, - говорит ОЭСР» . Архивировано из оригинала 28 июня 2013 года . Проверено 11 сентября 2014 г.
- ^ «Лиссабонская конвенция о признании» . coe.int . Архивировано из оригинала 28 мая 2019 года . Проверено 28 мая 2019 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Алкамель, Мохаммед Адулкарим А.; Чутайвале, Сантош С.; Ясин, Амр Абдуллатиф; Аль-Аджми, Касим; Албаадани, Ханан Яхия (март 2021 г.). «Онлайн-тестирование в вузах в условиях вспышки COVID-19: вызовы и возможности». В Арпачи, Ибрагим; Аль-Эмран, Мостафа; Аль-Шарафи, Мохаммед А.; Маркес, Гонсало (ред.). Новые технологии в эпоху пандемии COVID-19 . Исследования в области систем, решений и контроля. Том. 348. Чам, Швейцария : Springer Nature . стр. 349–363. дои : 10.1007/978-3-030-67716-9_22 . ISBN 978-3-030-67715-2 . ПМЦ 7980164 . S2CID 232322223 .
- Серия Совета Европы по высшему образованию
Внешние ссылки [ править ]

