Феодосий II
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2017 г. ) |
Феодосий II | |||||
---|---|---|---|---|---|
римский император | |||||
Царствование | 10 января 402 г. - 28 июля 450 г. (старший с 1 мая 408 г.) | ||||
Предшественник | Аркадий | ||||
Преемник | Маркиан | ||||
западный императоры | Гонорий (402–423) Валентиниан III (425–455) | ||||
Рожденный | 10 апреля 401 г. | ||||
Умер | 28 июля 450 г. (49 лет) | ||||
Похороны | |||||
Супруг | Элия Евдокия | ||||
Проблема |
| ||||
| |||||
Династия | Феодосийский | ||||
Отец | Аркадий | ||||
Мать | Элия Евдокия | ||||
Религия | Никейское христианство |
Феодосий II | |
---|---|
Правоверный , император Римской империи | |
Почитается в | Восточная Православная Церковь |
Праздник | 29 июля |
Феодосий II ( греч . Θεοδόσιος Theodosios ; 10 апреля 401 — 28 июля 450) был римским императором с 402 по 450 год. Он был провозглашен августом в младенчестве и правил единственным императором Восточной империи после смерти своего отца Аркадия . Его правление ознаменовалось обнародованием Феодосийского свода законов и строительством Феодосийских стен Константинополя в 408 году . . Он также руководил началом двух великих христологических споров: несторианства и евтихианства .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Феодосий родился 10 апреля 401 года и был единственным сыном императора Аркадия и его жены Элии Евдоксии . [4] 10 января 402 г., в возрасте 9 месяцев, он был провозглашен августом . своим отцом [5] таким образом став самым молодым носителем императорского титула на тот момент . 1 мая 408 года умер его отец, и семилетний мальчик стал императором восточной половины Римской империи.
Царствование
[ редактировать ]Раннее правление
[ редактировать ]Правительством сначала управлял преторианский префект Анфемий , под руководством которого были построены Феодосиевы стены Константинополя.
По сообщениям Феофана Исповедника и Прокопия , сасанидский царь Йездигерд I (399–420) был назначен Аркадием опекуном Феодосия, к которому Йездигерд относился как к своему собственному ребенку, послав воспитателя для его воспитания и предупредив, что вражда к нему будет пресекаться. воспринималось как вражда к Персии. [6] Хотя эта история считается неубедительной, Антиох , евнух персидского происхождения, стал наставником и оказал влияние на Феодосия. Позже он также стал praepositus Sari Cubuli , но Феодосий уволил его, когда он достиг совершеннолетия.
В 414 году старшая сестра Феодосия Пульхерия вместе со своими сестрами поклялась в вечной девственности. Она была провозглашена августой и выступала в качестве опекуна своего брата. Опека закончилась, когда он достиг совершеннолетия, но предполагается, что сестра продолжала оказывать на него влияние вплоть до его женитьбы. В июне 421 года Феодосий женился на Элии Евдокии , женщине афинского происхождения. [7] [8] [9] [10] [11] У них была дочь по имени Лициния Евдоксия , еще одна по имени Флацилла и, возможно, сын по имени Аркадий.
В 423 году умер западный император Гонорий , дядя Феодосия, и императором был провозглашен primicerius notariorum Иоанн . Сестра Гонория Галла Плацидия и ее маленький сын Валентиниан , которые ранее бежали в Константинополь, чтобы избежать враждебности Гонория, обратились за помощью к Востоку, чтобы претендовать на трон Валентиниана, и после некоторых раздумий в 424 году Феодосий начал войну против Иоанна. 23 октября 425 года Валентиниан III был провозглашен императором Запада при содействии официального магистра Гелиона , при этом его мать взяла на себя влиятельную роль. Чтобы укрепить связи между двумя частями империи, дочь Феодосия Лициния Евдоксия с Валентинианом была обручена . Позже, 29 октября 437 года, она вышла замуж за Валентиниана III и стала императрицей западной части империи.
Как древние, так и современные историки часто считают, что Феодосий постоянно помыкает своей сестрой, женой и евнухами, особенно Хрисафием среди них. [12] В последние десятилетия своей жизни Хрисафий приобрел известность как один из фаворитов императора. Он поддерживал промонофизитскую политику, влиял на внешнюю политику по отношению к гуннам и вызывал недовольство Пульхерии, генерала Зенона и древних писателей. [13] По словам Теодора Лектора , Феодосий настолько не обращал внимания на свое окружение, что случайно подписал записку своей сестры о продаже своей жены Евдокии в рабство.
Однако некоторые ученые утверждают, что, вопреки враждебным древним источникам, Феодосий больше контролировал свое правительство. [14] Другие считают, что правительство контролировалось в основном гражданскими чиновниками, а не каким-то конкретным человеком. [15] Среди античных и средневековых писателей благосклонного мнения о Феодосии были монофизиты. [16]
Университет и Юридический кодекс
[ редактировать ]В 425 году Феодосий основал Константинопольский университет с 31 кафедрой (15 латинских и 16 греческих). Среди предметов были право, философия, медицина, арифметика, геометрия, астрономия, музыка и риторика. Вероятно, его жена Евдокия поощряла его в этом деле и стояла за учреждением университета; она родилась в Афинах, где Афинская неоплатоническая школа была последним крупным центром языческого классического обучения. Евдокия была известна своим большим интеллектом.
В 429 году Феодосий назначил комиссию для сбора всех законов со времен правления Константина I и создания полностью формализованной системы права. Этот план остался незавершенным, но работа второй комиссии, заседавшей в Константинополе, которой было поручено собрать все общие законы и привести их в соответствие, была завершена; их сборник был опубликован как Кодекс Феодосиана в 438 году. Кодекс законов Феодосия II, обобщающий указы, обнародованные со времен Константина, лег в основу кодекса законов императора Юстиниана I , Corpus Juris Civilis , в следующем столетии.
Знаменитый «яблочный инцидент»
[ редактировать ]Евдокия достигла пика своего влияния на императора с 439 по 441 год, в период, когда сестра императора Пульхерия была отодвинута на второй план в пользу его жены. Власть Евдокии была уничтожена неким фригийским яблоком в истории, рассказанной историком VI века Иоанном Малалой Антиохийским. Малалас писал, что однажды император направлялся в церковь, когда мужчина подарил императору «огромное, без всякого преувеличения, яблоко». Император поблагодарил мужчину 150 солидами и тут же отправил яблоко в подарок жене. Евдокия решила отдать яблоко Паулину, другу ее и императора. Паулин, не зная, откуда Евдокия взяла яблоко, решил, что оно подходит только императору, и отдал ему. Феодосий заподозрил подозрение и спросил Евдокию, что она сделала с яблоком. «Я съела это», — ответила она, и тогда Феодосий попросил ее подтвердить свой ответ клятвой, что она и сделала. Затем Феодосий подарил ей огромное яблоко. Император был в ярости и заподозрил связь между Евдокией и Паулином; он казнил своего давнего друга Павлина, а Евдокия попросила сослать ее в Иерусалим. В конечном итоге разделение произошло между императорской четой около 443 года, когда Евдокия поселилась в Иерусалиме, где она предпочитала монашество. Монофизитство .
Войны с гуннами, вандалами и персами
[ редактировать ]Положение между римлянами и Сасанидами ухудшилось в 420 г. из-за персидских гонений на христиан, и Восточная империя объявила Сасанидам войну (421–422); Война закончилась нерешительной тупиковой ситуацией, когда римляне были вынуждены принять мир, поскольку гунны угрожали Константинополю . [17] [18] Мир был заключен в 422 году без изменения статус-кво . Поздние войны Феодосия в целом были менее успешными.
Восточная империя подвергалась набегам гуннов . В начале правления Феодосия II римляне использовали внутренние разногласия гуннов, чтобы отразить вторжение Ульдина на Балканы. Римляне укрепили свои укрепления и в 424 году согласились заплатить 350 фунтов золота, чтобы побудить гуннов оставаться в мире с римлянами. В 433 году, с приходом Аттилы и Бледы к объединению гуннов, выплата была увеличена вдвое до 700 фунтов.
Феодосий занялся делами Запада после того, как назначил Валентиниана III своим западным коллегой. Когда в 439 году Римская Африка пала перед вандалами , и восточные, и западные императоры направили войска на Сицилию , намереваясь атаковать вандалов в Карфагене, но этот проект провалился. Увидев на границах отсутствие значительных сил, гунны и Сасанидская Персия атаковали, и экспедиционный корпус пришлось отозвать. В 443 году две римские армии были разбиты и уничтожены гуннами. Анатолий заключил мирное соглашение; гунны отступили в обмен на унизительные уступки, включая ежегодную дань в размере 2100 римских фунтов (около 687 кг) золота. [19] В 447 году гунны прошли через Балканы, разрушив среди других город Сердика ( София ) и достигнув Атиры ( Бююкчекмедже ) на окраине Константинополя. В 449 году попытка убийства Аттилы в Восточной Римской империи провалилась, однако отношения между ними не ухудшились дальше.
Богословские споры
[ редактировать ]Феодосий часто пытался разрешить доктринальные споры относительно природы Христа . Во время визита в Сирию Феодосий познакомился с монахом Несторием , известным проповедником. Несторий был назначен архиепископом Константинополя в 428 году и оказался вовлеченным в спор по христологии между двумя группами. Одна группа называла Деву Марию Богородицу («Родительница Бога»), основываясь на том, что Бог родился человеком во Христе, а другая отвергла этот титул, основываясь на том, что Бог вечен и, следовательно, не может родиться. Компромисс Нестория - титул Христотокос («родивший Христа») - был отвергнут; его обвинили в разделении божественной и человеческой природы Христа, в результате чего появились «два Христа» в доктрине, позже названной несторианством . Несторию решительно противостоял архиепископ Александрийский Кирилл , и в конечном итоге он потерял поддержку Феодосия. По просьбе Нестория император созвал Первый Эфесский собор в 431 году, чтобы позволить Несторию оспорить обвинения Кирилла в ереси. Совет был разделен между кириллианами и несторианами, причем Феодосий в конечном итоге отдал предпочтение кириллианам. Совет подтвердил титул Богородицы и осудил Нестория, который вернулся в свой монастырь в Сирии и в конце концов был сослан в отдаленный монастырь в Египте.
Константинопольский аббат Евтихий возобновил богословский спор почти двадцать лет спустя, утверждая монофизитскую точку зрения о том, что божественная и человеческая природа Христа были едины. Евтихий был осужден архиепископом Константинопольским Флавианом , но поддержан могущественным Диоскуром Александрийским , преемником Кирилла. Второй Эфесский собор в 449 г. восстановил Евтихия и свергнул Флавиана. Халкидонцы выступили против этого решения, а Папа Лев I назвал собор «синодом разбойников». Феодосий поддержал этот результат, но он был отменен Халкидонским собором после его смерти в 450 году.
Смерть
[ редактировать ]Феодосий умер 28 июля 450 г. [20] в результате падения с лошади. 25 ноября его сестра Пульхерия вышла замуж за новоизбранного императора Маркиана , домоседа влиятельного генерала Аспара . Вскоре после этого евнух Хрисафий был казнен новой императорской четой. [21]
Как Константин I и несколько его преемников, он был похоронен в церкви Святых Апостолов , в порфировом саркофаге , описанном в X веке Константином VII в « De Ceremoniis» . [22]
Память святого благоверного Феодосия II Младшего совершается в Восточной Православной Церкви 29 июля. [23]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Вайцманн, Курт (1977). Эпоха духовности: поздняя античная и раннехристианская ар . Метрополитен-музей . стр. 28–29. ISBN 978-0-87099-179-0 .
- ^ Ленаган, Дж. (2012). "Портрет головы императора Феодосия II (?). Происхождение неизвестно. Пятый век" . Последние статуи древности . ЛСА-453.
- ^ Рёш 1978 , стр. 163–164.
- ^ PLRE 2, с. 1100
- ^ Пасхальный хроникон 402 .
- ^ Алиреза Шапур Шахбази , «Византийско-иранские отношения» , Энциклопедия Ираника , 15 декабря 1990 г.
- ^ Дункан, Алистер (1974). Благородное наследие: Иерусалим и христианство, портрет церкви Воскресения . Лонгман. п. 28. ISBN 0-582-78039-Х .
В 438 году Иерусалим посетила императрица Евдокия, жена Феодосия II. По возвращении в Константинополь, после пожертвований на строительство новых церквей, она была вытеснена в придворных кругах невесткой из-за ее греческого происхождения. Осталась только одна часть ее церквей.
- ^ Морган, Робин (1996). Сестричество глобально: антология международного женского движения . Феминистская пресса. п. 270 . ISBN 1-55861-160-6 .
Греческие женщины также были замечены в византийский период. В 421 году император Феодосий II женился на афинской язычнице Афинаиде; после крещения она стала Евдокией.
- ^ Малер, Хелен А. (1952). Императрица Византии . Кауард-Макканн. п. 106. ОСЛК 331435 .
Афинаида, дочь афинского ученого Леонтия. Перед свадьбой она должна была получить в святом крещении имя своей матери, возвышенной царицы Евдокии, но из-за греческого происхождения Афинаиды имя должно было произноситься как Евдокия.
- ^ Читам, Николас (1981). Средневековая Греция . Издательство Йельского университета. п. 12 . ISBN 0-300-10539-8 .
Безмерно гордясь своим эллинским происхождением и культурой, Евдокия доминировала над ней…
- ^ Каминг, Дж.Дж. ; Бейкер, Дерек; Общество церковной истории (1972). Популярные убеждения и практика: Том 8 исследований по истории церкви . Архив Кубка. п. 13 . ISBN 0-521-08220-Х .
Сама Евдокия, дочь языческого афинского философа, приняла новую веру с настроением полного принятия. Очень сознавая свое эллинское происхождение, как показало ее знаменитое обращение к гражданам Антиохии,
- ^ Келли, «Глава 1, переосмысливая Феодосия», в книге Келли (ред.) Феодосий II: Переосмысление Римской империи в поздней античности, стр. 2–6.
- ^ Ли, AD (2013). От Рима до Византии с 363 по 565 год нашей эры: трансформация Древнего Рима Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, стр. 97–98.
- ^ Элтон, Х., «Имперская политика при дворе Феодосия II», в книге «Каин» (редактор), « Сила религии в поздней античности: Сила религии в поздней античности» (Олдершот, Эшгейт, 2009), 133–142.
- ^ Харрис, Дж. (2013) «Глава 2 Мужчины без женщин: Консистория Феодосия и дела правительства», в Келли (ред.) Феодосий II: Переосмысление Римской империи в поздней античности, стр. 67–89
- ^ Уоттс, Э. (2013) «Глава 11 Феодосий II и его наследие в антихалкидонской общественной памяти», в Келли (ред.) Феодосий II: Переосмысление Римской империи в поздней античности, стр. 269–283.
- ^ Уоррен Т. Тредголд, История византийского государства и общества , Stanford University Press, 1997, ISBN 0-8047-2630-2 , с. 90.
- ^ Г. Грейтрекс, Римская восточная граница и персидские войны, часть II, 363–630 гг. Н. Э.: Справочник по повествованию , Routledge, 2002, стр. 36
- ^ Бери, Дж. Б., История Поздней Римской империи, том. 1, Дувр, Нью-Йорк, 1958, стр. 271f.
- ^ Теодор Лектор II, 64.
- ^ Пасхальный хроникон 450.
- ^ А. А. Васильев (1848). «Императорские порфировые саркофаги в Константинополе» (PDF) . Документы Думбартон-Окса . 4 :1, 3–26. дои : 10.2307/1291047 . JSTOR 1291047 .
- ^ "ФЕОДОСИЙ II, ИМПЕРАТОР - Древо" . drevo-info.ru (in Russian) . Retrieved 15 July 2022 .
Источники
[ редактировать ]- Келли, Кристофер (2013). Феодосий II: Переосмысление Римской империи в поздней античности . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Миллер, Фергюс (2006). Греческая Римская империя: власть и вера при Феодосии II . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Элтон, Хью (2009). «Имперская политика при дворе Феодосия II», в книге Эндрю Кейна (редактор), « Сила религии в поздней античности: Сила религии в поздней античности» (Олдершот, Эшгейт, 2009), 133–142.
- Острогорский, Георгий (1956). История Византийского государства . Оксфорд, Англия: Бэзил Блэквелл.
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450–680 гг. н.э. Церковь в истории. Том. 2. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 978-0-88-141056-3 .
- С. Крожи-Петрекен, П. Жайетт, Ж.-М. Пуансотт (ред.), Codex Theodosianus V. Латинский текст по изданию Моммзена. Перевод, введение и примечания , Brepols Publishers, 2009, ISBN 978-2-503-51722-3
- Василики Лимберис, Божественная наследница: Дева Мария и создание христианского Константинополя (Лондон: Routledge, 1994) содержит значительный раздел о Феодосии II и его сестре Пульхерии.
- Каспари, Максимилиан Отто Бисмарк (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. . В
- Стоукс, Джордж Томас (1911). . Ин Уэйс, Генри ; Пирси, Уильям К. (ред.). Словарь христианской биографии и литературы до конца шестого века (3-е изд.). Лондон: Джон Мюррей.
- «Феодосий II» в Оксфордском византийском словаре , Oxford University Press , Нью-Йорк и Оксфорд, 1991, стр. 2051. ISBN 0195046528
- Рёш, Герхард (1978). Onoma Basileias: Исследования официального использования императорских титулов в позднеантичные и ранневизантийские времена . Byzantina et Neograeca Vindobonensia (на немецком языке). Издательство Австрийской академии наук. ISBN 978-3-7001-0260-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Царствование Феодосия II (глава Дж. Б. Бери ) «Истории Поздней Римской империи»
- Кодекс Феодосия: разделы, касающиеся религиозных обрядов (на английском языке)
- Джордж Лонг, «Кодекс Феодосиана».
- Натан, Джеффри, «Феодосий II (408–450 гг. н.э.)» ( Архив ). О римских императорах .
- Феодосий II
- Династия Феодосиев
- Смерти в результате несчастного случая, связанного с верховой ездой
- 401 рождение
- 450 смертей
- Древние дети-монархи
- Древние законодатели
- Христиане V века
- Римские императоры V века
- Византийские императоры V века
- Консулы Восточной Римской империи V века
- Сыновья византийских императоров
- Восточно-православные королевские святые
- Восточно-православные святые
- Христианские монархи
- Военные святые
- Христианские королевские святые
- Христианские святые V века