Деций
Деций | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
римский император | |||||||||
Царствование | 249 сентября – 251 июня | ||||||||
Предшественник | Филипп Араб | ||||||||
Преемник | Требониан Галл | ||||||||
Соправитель | Геренний Этрусский | ||||||||
Рожденный | в. 201 Будалия , Иллирик, современная Сербия. | ||||||||
Умер | 251 (49–50 лет) Абриттус , Нижняя Мезия | ||||||||
Супруг | Херенния Этрусцилла | ||||||||
Проблема | |||||||||
| |||||||||
Религия | Древнеримская религия |
Гай Мессий Квинт Траян Деций ( ок. 201 — июнь 251), известный как Траян Деций или просто Деций , был римским императором с 249 по 251 год.
Выдающийся политик во времена правления Филиппа Араба , Деций был провозглашен императором своими войсками после подавления восстания в Мезии . В 249 году он победил и убил Филиппа возле Вероны императором и впоследствии был признан сенатом . Во время своего правления он пытался укрепить римское государство и его религию, что привело к преследованию Децианов , в ходе которого ряд выдающихся христиан (включая папу Фабиана ) были казнены. В последний год своего правления Деций правил совместно со своим сыном Гереннием Этруском , пока они оба не были убиты готами в битве при Абрите .
Ранняя жизнь и приход к власти
[ редактировать ]Траян Деций родился Гай Мессий Квинт Деций Валерин в Будалии , Иллирик , недалеко от Сирмиума в Нижней Паннонии . [2] Деций был одним из первых среди длинной череды римских императоров ( иллирийских императоров ), происходящих из дунайских провинций, часто называемых Иллириком. В отличие от некоторых своих непосредственных имперских предшественников, таких как Филипп Араб или Максимин Фракс , которые не имели обширного административного опыта до вступления на престол, Деций был выдающимся сенатором , который занимал пост консула стал губернатором Мезии и Нижней Германии. в 232 году, а вскоре впоследствии служил губернатором Тарраконской Испании между 235 и 238 годами и был городским префектом Рима во время раннего правления императора Филиппа Араба. [3]
Около 245 г. Филипп поручил Децию важное командование на Дунае. [4] К концу 248 или 249 года Деция послали подавить восстание Пакатиана и его войск в Мезии и Паннонии; некоторые современные историки рассматривают это восстание как отражение зарождающегося балканского сепаратизма. [5] После краха восстания Деций позволил войскам провозгласить себя императором. Филипп выступил против него и был убит в Вероне , Италия , в сентябре 249 года. [6] Затем Сенат признал Деция императором, присвоив ему атрибут Траян в отношении императора Траяна . По словам византийского историка Зосимы , Деций был облачён в пурпур и вынужден взять на себя [бремя] правления, несмотря на своё нежелание и нежелание. [7]
Политические и монументальные инициативы
[ редактировать ]Политическая программа Деция была сосредоточена на восстановлении силы государства, как в военном противодействии внешним угрозам, так и в восстановлении общественного благочестия с помощью программы обновления государственной религии .
Возрождение цензуры
[ редактировать ]Либо в качестве уступки Сенату, либо, возможно, с идеей улучшения общественной морали, Деций попытался возродить отдельную должность и власть цензора . Выбор был оставлен за Сенатом, который единогласно избрал Валериана (будущего императора). Но Валериан, хорошо осознавая опасности и трудности, связанные с этой должностью в то время, отказался от ответственности. Вторжение готов и смерть Деция положили конец неудачной попытке. [8]
Термы Деция
[ редактировать ]Во время своего правления он приступил к реализации нескольких строительных проектов в Риме, в том числе Термы Деция (Термы Деция на Авентине), которые были завершены в 252 году и сохранились до 16 века; Деций также отремонтировал Колизей, поврежденный ударами молнии. [3]
Преследование христиан
[ редактировать ]В конце 249 года Деций издал один из самых замечательных указов римской империи. Из многочисленных сохранившихся египетских текстов, описывающих акт жертвоприношения, следует, что сам указ был довольно ясен: [10]
Все жители империи должны были принести жертву перед магистратами своей общины «ради безопасности империи» к определенному дню (дата могла меняться от места к месту, и приказ мог заключаться в том, что жертвоприношение должно было быть завершено). в течение определенного периода после получения общиной указа). Принося жертву, они получали сертификат ( libellus ), подтверждающий тот факт, что они выполнили приказ. То есть сертификат должен был свидетельствовать о верности жертвователя богам предков и потреблению жертвенной еды и питья, а также имена должностных лиц, наблюдавших за жертвоприношением. [10]
- Д.С. Поттер, Римская империя в заливе, 180–395 гг. н.э.
По мнению Д.С. Поттера, Деций не пытался навязать превосходство римского пантеона над какими-либо другими богами. Весьма вероятно, что этот указ был попыткой узаконить его позицию и отреагировать на общее беспокойство, вызванное окончанием римского тысячелетия. [11] Хотя сам Деций, возможно, задумал этот указ как способ подтвердить свое консервативное видение Pax Romana и убедить граждан Рима в том, что империя по-прежнему в безопасности, он, тем не менее, вызвал «ужасный кризис власти, поскольку различные христианские епископы и их паства отреагировали на это по-разному». [12] Сначала были приняты меры, требующие от епископов и служителей церкви принести жертву императору. Жертвоприношение совершалось «от имени» (лат. pro ) императора, а не императору , поскольку живой император не считался божественным . Грамоты выдавались тем, кто удовлетворил комиссаров во время гонений на христиан при Деции. Было опубликовано сорок шесть таких свидетельств , все датированные 250, четыре из них — от Оксиринха . [13] Любой, включая христианских последователей, отказывавшийся принести жертву за императора и благополучие Империи к указанной дате, рисковал подвергнуться пыткам и казни. [14] Фактически, ряд выдающихся христиан отказались принести жертву и были убиты при этом, в том числе сам Папа Фабиан в 250 году, а «антихристианские чувства привели к убийствам в Карфагене и Александрии». [14] Однако к концу второго года правления Деция «жестокость [антихристианских] преследований утихла, и прежняя традиция терпимости начала вновь утверждаться». [14] Христиане вынесли на себе всю тяжесть преследований и никогда не забывали правление Деция, которого они помнили как «того свирепого тирана». [14] В июне 251 года Деций погиб вместе со своим соправителем Гереннием Этруском в битве Абритта против готов; их преемники Требониан Галл и Гостилиан отменили указ Деция, положив конец преследованию примерно через восемнадцать месяцев.
В это время произошла вторая вспышка Антонинова чумы , которая в разгаре с 251 по 266 год уносила жизни 5000 человек ежедневно в Риме. Эту вспышку называют « Чумой Киприана » ( Киприан был епископом Карфагена , где и чума, и гонения на христиан были особенно жестокими). Биограф Киприана Понтий дал яркую картину деморализующего воздействия чумы, а Киприан морализаторствовал это событие в своем эссе De Morlitate . В Карфагене «децианское преследование», развязанное с началом чумы, искало христианских козлов отпущения. Указы Деция были продлены при Валериане в 253 году и отменены при его сыне Галлиене в 260–261 годах.
Борьба с готами и смерть
[ редактировать ]Готы приходят на Балканы
[ редактировать ]Вторжения варваров в Империю становились все более смелыми и частыми , в то время как во времена Деция Империя переживала серьезный экономический кризис. Во время своего недолгого правления Деций участвовал в важных операциях против готов , которые пересекли Дунай и совершили набег на районы Мезии и Фракии . [8] Это первый значительный случай, когда готы, которые впоследствии сыграли столь важную роль, появляются в исторических записях. Готы под предводительством короля Книвы были застигнуты врасплох императором при осаде Никополя на Дунае; готы бежали через труднопроходимую местность Балкан , но затем вернулись и застали врасплох римлян возле Берое (современная Стара-Загора ), разграбив их лагерь и рассеяв римские войска ( Битва при Берое ). Затем готы двинулись в атаку на Филиппополь (современный Пловдив ), который попал в их руки. [4] Губернатор Фракии Тит Юлий Приск объявил себя императором под защитой готов в противовес Децию, но вызов Приска был признан спорным, когда он был убит вскоре после этого. [3] Тогда захватчики стали возвращаться на родину, нагруженные добычей и пленными, среди них немало сенаторских чинов. [15]
Битва при Абритусе
[ редактировать ]Тем временем Деций вернулся со своей реорганизованной армией в сопровождении своего сына Геренния Этруска и полководца Требониана Галла , намереваясь разбить захватчиков и вернуть добычу. Последнее сражение, битва при Абритусе , в которой готы сражались с отвагой отчаяния под командованием Книвы, произошло во вторую неделю июня 251 года на болотистой местности в Лудогорье (область на северо-востоке Болгарии, которая сливается с Добруджей). плато и Дунайской равнине на севере) возле небольшого поселения Абритус. [2] или Форум Теребронии (современный Разград ). [4] Иордан записывает, что сын Деция Геренний Этруск был убит стрелой в начале битвы, и, чтобы подбодрить своих людей, Деций воскликнул: «Пусть никто не скорбит; смерть одного солдата не является большой потерей для республики». Тем не менее армия Деция запуталась в болоте и была уничтожена в этом сражении, а сам он погиб на поле боя. [12] Как рассказывает историк Аврелий Виктор :
Деции (т. е. Деций и его сын), преследуя варваров через Дунай, погибли из-за предательства в Абрите после двухлетнего правления. ... Очень многие сообщают, что сын пал в бою, слишком смело предпринимая атаку; однако отец настойчиво утверждал, что потеря одного солдата казалась ему слишком незначительной, чтобы иметь значение. И поэтому он возобновил войну и погиб таким же образом, энергично сражаясь. [16]
Одна литературная традиция утверждает, что Деция предал его преемник Требониан Галл, который был вовлечен в тайный союз с готами, но это не может быть подтверждено и, скорее всего, было более поздним изобретением, поскольку Галл чувствовал себя вынужденным усыновить младшего сына Деция, Гая. Валент Гостилиан как совместный император, хотя последний был слишком молод, чтобы править самостоятельно. [17] [18] Маловероятно также, что разбитые римские легионы провозгласят императором предателя, ответственного за потерю столь большого количества солдат из их рядов. [19] Деций был первым римским императором, погибшим в битве с иностранным врагом. [14]
Наследие
[ редактировать ]Гонения Дециана были первым организованным преследованием христиан в Римской империи и послужили основой для гонений Диоклетиана , последнего крупного гонения на христиан в Империи. [20] [21]
Позднее появилось повествование о семи спящих , о семи юношах-христианах из Эфеса , которые бежали от преследований Дециана, спрятавшись в пещере (замурованной Децием) и проспав почти 200 лет. Коранический отчет, запечатленный в Аль-Кахф («Пещера») суре (главе) [22] [23] привело к появлению персидской поговорки ahd-e daqyānus («эпоха Деция») или daqyānus, относящейся к древним временам или человеку с устаревшими взглядами. Когда что-то старое и устаревшее, люди говорят: «Это принадлежит эпохе Деция». [24]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кули , с. 498.
- ^ Jump up to: а б Лесли Адкинс, Рот А. Адкинс (2004). Руководство к жизни в Древнем Риме . Информационная база. п. 28
- ^ Jump up to: а б с Скарр 1995, с. 169
- ^ Jump up to: а б с Чисхолм 1911 года .
- ^ Поттер 2004, стр. 634–35, н. 106
- ^ Поттер 2004, стр. 240–41.
- ^ Зосима, Новая история I.22
- ^ Jump up to: а б свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Деций, Гай Мессий Квинт Траян ». энциклопедия Британская Том. 7 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 913 Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ↑ Статуя убитого римского императора в костюме Геркулеса найдена возле канализации в Риме.
- ^ Jump up to: а б Поттер 2004, с. 241
- ^ Поттер 2004, с. 243
- ^ Jump up to: а б Деций: 249–251 гг. н.э. Мичиганский университет. Проверено 30 марта 2011 г.
- ^ «Справочник по древней истории» . Архивировано из оригинала 16 ноября 2014 года . Проверено 26 сентября 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Скарр 1995, с. 170
- ^ Вольфрам 1988, с. 46
- ^ Аврелий Виктор, Книга Цезарей 29
- ^ Скарр 1995, стр. 168–69.
- ^ Южный 2001, с. 308
- ^ Поттер 2004, с. 247
- ^ Деций в Британской энциклопедии
- ^ «Диоклетиан» . Бесплатный словарь .
- ^ Аллюзии – культурные, литературные, библейские и исторические: тематический словарь . Группа Гейл . 2008.
- ^ «Семь спящих» . CollinsDictionary.com . ХарперКоллинз .
- ^ «Путешествие в эпоху Деция» . Хамшахри Онлайн (на персидском языке). 13 февраля 2007 года . Проверено 8 августа 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Кули, Элисон Э. (2012). Кембриджское руководство по латинской эпиграфике . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-84026-2 .
- Поттер, Дэвид С. Римская империя в заливе, 180–395 гг. Нашей эры , Рутледж, 2004 г. ISBN 0-415-10058-5
- Скарр, Крис, Хроники римских императоров: отчет о правлении правителей Имперского Рима , Темза и Гудзон, 1995. ISBN 0-500-05077-5
- Южный, Пэт. Римская империя от Севера до Константина , Рутледж, 2001. ISBN 0-415-23943-5
- Вольфрам, Хервиг. История готов (перевод Томаса Дж. Данлэпа), University of California Press, 1988, ISBN 0-520-06983-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 201 рождение
- 251 смерть
- Римские императоры III века
- Династия Децианов
- Десятки
- Обожествленные римские императоры
- Римские консулы III века
- Messii
- Римские императоры, убитые в бою
- Римляне из Мезии
- Римляне из Паннонии
- Римские правители Нижней Германии
- Римские фараоны
- Иллирийские императоры
- Осуждение памяти