Сет-Перибсен
Сет-Перибсен | |
---|---|
Перибсен, Аш-Перибсен | |
![]() Каменная ваза Сета-Перибсена с надписью «Дань народа Сетроэ», Национальный археологический музей (Франция) . | |
фараон | |
Царствование | продолжительность правления неизвестна |
Предшественник | неопределенный; Вадженес , Сенедж , Сехемиб или Нинетьер |
Преемник | неопределенный; Сенедж , Сехемиб или Хасехемви |
Дети | Шепсет-ипет ? |
Похороны | Гробница «П» в Абидосе |
Династия | 2-я династия ; около 2740 г. до н.э. |
Сет-Перибсен (также известный как Аш-Перибсен , Перибсен и Перабсен ) — серехское имя раннего египетского монарха ( фараона ), правившего во времена Второй династии Египта (ок. 2890 — ок. 2686 до н. э.). [1] Его хронологическое положение в этой династии неизвестно, и ведутся споры о том, кто правил до него и после него. Продолжительность его правления также неизвестна. [2]
Имя Перибсена необычно тем, что его божеством-покровителем был Сет , а не Гор . Это противоречит египетской традиции, согласно которой царь выбирал божество Гора в форме сокола своим царским покровителем.
Могила Перибсена была обнаружена в 1898 году в Абидосе . Он хорошо сохранился и имеет следы реставрации, предпринятой в более поздние династические периоды. [3]
Сертификаты
[ редактировать ]Современные источники
[ редактировать ]
Серех Перибсену находили запрессованным в глиняных кувшинах с печатями из глины и глины и в надписях на сосудах из алебастра , песчаника , порфира и черных сланцев . Эти печати и сосуды были раскопаны в гробнице Перибсена и на месте раскопок в Элефантине . Одна глиняная печать с именем Перибсена была найдена внутри гробницы мастабы К1 в Бейт-Халлафе . [5] [6] [7]
На месте его захоронения были найдены две большие надгробные стелы из гранита. Их форма необычна, они кажутся незавершенными и грубыми. Египтологи подозревают, что это было сделано намеренно, но причины неизвестны. [8] [9] изображено имя Перибсена На цилиндрической печати неизвестного происхождения внутри картуша и указан эпитет Мердж-нетджеру («возлюбленный богов»). Такое расположение приводит египтологов и археологов к выводу, что печать, должно быть, была создана позже, в память, поскольку использование царских картушей началось намного позже правления Перибсена. На другой печати из того же материала имя Перибсена изображено без картуша, но с царским титулом Нисут-Бити («царь Верхнего и Нижнего Египта »). [10] [11]
Исторические источники
[ редактировать ]Существующие скептические взгляды на существование Перибсена основаны на Нового Королевства списках королей Рамессида , таких как Список королей Абидоса , Список королей Саккары и Королевский канон Турина , в которых имя Перибсена отсутствует. Однако известно, что они были созданы почти через 1500 лет после его смерти. [12] и было обнаружено несколько гробниц священников Четвертой династии, исполнявших погребальный культ Перибсена. В этих гробницах правильно указано имя Перибсена, и их существование демонстрирует, что Перибсен считался законным фараоном, не подлежащим Damnatio Memoriae , как Эхнатон позже будет . Поэтому историки и египтологи рассматривают возможность того, что имя Перибсена со временем действительно было забыто или что его имя сохранилось в искаженной, неправильно написанной форме. [13]
Имя
[ редактировать ]
| ||||
pr-jb.sn в иероглифах | ||||
---|---|---|---|---|
Перибсена Царское имя является предметом любопытства египтологов, поскольку оно связано с божеством Сетом , а не с Гором , как это было традиционно для имени фараона . Традиционно имя царя Гора записывалось внутри сереха : изображения фасада царского дворца под соколом, олицетворяющим бога Гора (см. Египетские иероглифы ). Вместо этого Перибсен решил разместить на своем серехе животное Сета , олицетворяющее Сета. Хотя Перибсен — единственный известный фараон, у которого животное Сет единолично возглавляет его серех, он не единственный король, который присоединился к Сету. Примеры включают 13-й династии фараона Сета Мерибре , [14] 19- й династии правители Сети I и Сети II и 20-й династии царь Сетнахте . [15] [16]
Продолжаются споры о том, почему Перибсен выбрал именно это имя. Более ранние теории поддерживали идею о том, что Египет был разделен на два царства во времена Перибсена или что он был еретиком , который стремился основать новую монотеистическую религию с Сетом как единственным богом, которому поклонялись. [12] Однако новые данные и оценки, как правило, показывают, что Египетское царство было единым, но стало свидетелем обширной и глубокой реформы во время Второй династии. Отпечатки печатей из гробниц этой эпохи показывают большие изменения в титулах высших чиновников, указывая на уменьшение их власти. Дальнейшие оттиски печатей показывают, что при Перибсене поклонялись нескольким божествам, что опровергает теорию монотеизма. Другие современные надписи указывают на то, что египетская грамматика была усовершенствована в его время: в частности, самые ранние оттиски печатей с полными предложениями относятся ко времени правления Перибсена. Таким образом, правление Перибсена было фактически временем культурного и религиозного развития. [17] [18]
Выбор Перибсеном покровителя и его правление в темный период середины Второй династии побудили египтологов и историков искать возможные объяснения как его имени, так и смутных времен, в которых он жил. В следующих разделах обсуждаются некоторые теории, которые они выдвинули.
Религиозные теории, объединяющие Перибсена с Сетом
[ редактировать ]
- Старые теории
Теория, которая была популярна до середины 20-го века, поддержанная египтологами Перси Ньюберри , Ярославом Черным , [20] Уолтер Брайан Эмери [21] и Бернхард Грдселофф [12] считал, что Перибсен был еретиком , который стремился ввести в Египте новую монотеистическую государственную религию , в которой Сет был единственным богом, которому поклонялись. Считалось, что действия Перибсена были аналогичны действиям гораздо более позднего 18-й династии фараона Эхнатона , который требовал, чтобы египтяне служили только Атону . Ньюберри предположил, что жрецы Гора и Сета сражались друг с другом «наподобие Войны роз » во второй половине Второй династии. [22]
Теория «еретика Перибсена» основывалась на трех наблюдениях: что имя «Перибсен» было исключено из более поздних списков королей, что гробница короля была разрушена и разграблена в древности и, наконец, что надгробные стелы Перибсена, которые когда-то выставлялись животное Сета, были сильно поцарапаны с явным намерением стереть изображение Сета. Египтологи предположили, что это были действия религиозных противников касты сифианских жрецов. [20] [22] Лауэр и Ферт опирались на теорию «еретика Перибсена», чтобы объяснить огромное количество каменных сосудов с именами королей Первой и Второй династий, найденных под пирамидой Джосера в мешках с печатями Хасехемви и Джосера . Они предположили, что Перибсен разграбил гробницы своих предшественников, последователей Гора, и разбросал их погребальный инвентарь. Эти сосуды были собраны в королевской сокровищнице во время правления Хасехемви после воссоединения Египта и, наконец, помещены Джосером под Ступенчатую пирамиду в знак благочестивой преданности. [23]
- Современные теории
Сегодня эта теория, как и выводы Лауэра и Ферта, подвергаются широко сомнению. Археологические свидетельства Перибсена почти полностью были найдены в Верхнем Египте . В частности, его имя не упоминается в Нижнего Египта сохранившихся с того времени записях . Утверждается, что Перибсен, возможно, не правил всем Египтом и, следовательно, не имел полномочий принуждать к изменению государственной религии. Еще одним свидетельством, опровергающим теорию «еретика Перибсена», является ложная дверь священника Шери в Саккаре. Шери занимал этот пост в начале Четвертой династии . Надпись на ложной двери связывает в одном предложении имя Перибсена с другим призрачным царем Второй династии, Сенеджем . Согласно приложению, Шери был «надзирателем всех ваб-жрецов короля Перибсена в некрополе короля Сенеджа, в его заупокойном храме и во всех других местах» . Это означает, что погребальный культ Перибсена продолжался, по крайней мере, до Четвертой династии, что несовместимо с предположением, что имя Перибсена не разрешалось упоминать. Кроме того, египтологи, такие как Герман те Вельде отмечают, что Шери был не единственным священником Четвертой династии, участвовавшим в погребальном культе Перибсена. Инкеф , возможно, брат или двоюродный брат Шери, также носил титул «надзирателя Ка-жрецов Перибсена». [17]
Отпечатки печатей, найденные в гробнице Перибсена в Абидосе, показывают несколько божеств: Эша , Мина и Бастет , что позволяет предположить, что их почитали во время пребывания Перибсена на троне. Этот вывод свидетельствует против поклонения Перибсену единому богу или пропаганды монотеизма. [24] [25] [26] Еретическая теория Ньюберри, Черного, Грдселова и других была разработана на основе очень ограниченной археологической информации, доступной при их жизни. Большинство найденных оттисков глиняных печатей в свое время оставались нерасшифрованными и непереведенными. [27]

По мнению Сент Фаре Гарно (1956) и те Вельде (1956), имя «Перибсен» имеет религиозное значение еще до ассоциации с божеством. Имя «Перибсен» буквально означает «Тот, кто исходит по их воле» или «Его сердце и воля исходят ради них». [ нужна ссылка ] [ нужны разъяснения ] Египетский слог sn означает «их, их, те», что свидетельствует о явном написании множественного числа. Те Вельде и Гарнот убеждены, что Перибсен использовал геральдическое животное Сет как покровитель сереха, но также связал свое имя с Гором. Если это правда, то это докажет, что Перибсен при жизни поклонялся Гору и Сету на равных. [17] [28] Показное множественное значение с религиозной двусмысленностью не было редкостью для имен фараонов ранних египетских династий. Перибсен мог восприниматься как живое воплощение и Гора, и Сета в равной мере, как и его предшественники на престоле. Таким образом, имя Перибсена на самом деле не указывает на нарушение священной традиции; он добавил силу Сета к Гору. В качестве дополнительных примеров в титулах ранних династических цариц использовались божества-покровители во множественном числе, такие как «та, кому разрешено видеть Гора и Сета» и «та, кто носит Гора и Сета». [17] [28] Точно так же необычный серех царя Хасехемви , последнего правителя Второй династии, показывает божества Гора и Сета вместе на вершине сереха. Гор носит Белую Корону Верхнего Египта, а Сет носит Красную Корону Нижнего Египта. Два бога изображены лицом друг к другу в жесте поцелуя. Это особое имя должно было проиллюстрировать двойное воплощение царя как представителя Гора и Сета, обладающего властью над всем Египтом. Имя Хасехемви можно интерпретировать как расширенную форму серехского имени Перибсена. [17] [28]
Египтологи Людвиг Давид Моренц и Вольфганг Хельк [29] Отметим, что целенаправленное раздолбание животных-Сифов не происходило вплоть до Нового Египетского царства . Стирание химеры Сета на стелах-гробницах Перибсена было приписано действиям вскоре после его смерти согласно «еретической» теории; новые открытия позволяют предположить, что клевета произошла столетия спустя. [30] Историк Дитрих Вильдунг утверждает, что некрополь Абидоса был не единственным, который был разграблен в древности: гробницы в Саккаре и Гизе также были разграблены. Таким образом, он приходит к выводу, что любые целенаправленные действия против одного конкретного фараона могут быть исключены. [31]
Политические теории
[ редактировать ]Ранние теории Ньюберри, Черного и Грдселоффа [12] сказал, что египетское государство при Перибсене пострадало от нескольких гражданских войн , как экономического, так и политического происхождения. Если бы он был признан ответственным за предполагаемые страдания в прошлом, это могло бы объяснить, почему более поздние королевские списки исключили Перибсена. [20] [22]
Напротив, более поздние теории теперь утверждают, что, если египетское царство было разделено, то разделение произошло мирным путем. Египтологи, такие как Майкл Райс , [32] Франческо Тирадритти [33] и Вольфганг Хельк указывают на некогда роскошные и хорошо сохранившиеся гробницы мастабы в Саккаре и Абидосе, принадлежавшие таким высокопоставленным чиновникам, как Руабен и Нефер-Сетех . Все они датируются периодом правления Нинетджера и правлением Хасехемви , последнего правителя Второй династии. Египтологи считают археологические данные о состоянии мастаб и оригинальной архитектуре доказательством того, что на протяжении всей династии успешно действовали погребальные культы королей и дворян по всему штату. Если это правда, то их сохранение несовместимо с теорией гражданских войн и экономических проблем во время правления Перибсена. Райс, Тирадритти и Хельк полагают, что Нинетьер решил покинуть разделенное королевство по частным или политическим причинам и что раскол был формальностью, которую поддерживали короли Второй династии. [32] [33] [34]
Происхождение политического разделения неизвестно. Это могло произойти в начале правления Перибсена или незадолго до этого. выбрал божество Сета в качестве своего нового покровителя трона, египтологи придерживаются мнения, что Перибсен был вождем Тиниса Поскольку Перибсен или принцем царского дома Тинитов. Эта теория основана на том, что Сет является божеством тинитского происхождения, что объясняет выбор Перибсена: смена его имени могла быть не чем иным, как умной политической (и религиозной) пропагандой . [34] [35] Считается, что Перибсен получил трон Тинитов и правил только Верхним Египтом, в то время как другие правители владели троном Мемфиса и правили Нижним Египтом. [27]
Личность
[ редактировать ]
Египтологи Уолтер Брайан Эмери , Кэтрин А. Бард и Флиндерс Петри полагают, что Перибсен был также известен как Сехемиб-Перенмаат , еще один правитель Второй династии, который связал свое имя с богом-соколом Гором. В качестве доказательства эту гипотезу подтверждают глиняные печати Сехемиба, найденные у входа в гробницу Перибсена. Могила Сехемиба до сих пор не найдена. [1] [36] [37] [38]
Эта теория спорна; Герман Александр Шлёгль , Вольфганг Хельк , Петер Каплони [39] и Йохем Каль [40] утверждают, что глиняные печати были найдены только у входа в гробницу Перибсена, и ни на одной из них имена Перибсена и Сехемиба не изображены вместе в одной надписи. Более того, они отмечают, что фараон обычно хоронил своего предшественника и запечатывал его гробницу; наличие печатей Сехемиба указывает на линию династического наследования. Аналогичные выводы можно сделать на основе табличек из слоновой кости короля Хотепсехемви , найденных у входа в гробницу царя Каа , и глиняных печатей Джосера, найденных у входа в гробницу Хасекехемви. Шлёгль, Хельк, Каплони и Каль убеждены, что обнаружение печатей Сехемиба подтверждает мнение о том, что Секемиб немедленно сменил Перибсена и похоронил его. [27] [41]
Ученые Тоби Уилкинсон и Хелк полагают, что Перибсен и Сехемиб могли быть родственниками. Их теория основана на надписях на каменных сосудах и отпечатках печатей, которые демонстрируют сильное сходство в типографии и грамматике . На сосудах Перибсена имеется надпись «ини- сетджет » («дань народа Сетрои »), тогда как в надписях Сехемиба есть запись «ини-хасут» («дань пустынных кочевников»). Еще одним указанием на то, что Перибсен и Сехемиб были родственниками, являются их имена серех; они оба использовали в своих именах слоги «Пер» и «иб». [42] [43]
Ложная надпись Шери на двери могла указывать на то, что Перибсен идентичен королю Сенеджу («Сенедж» означает «устрашающий») и что это имя использовалось в списках королей по доверенности, поскольку имя Сета было запрещено упоминать. [44] Напротив, Дитрих Вильдунг и Вольфганг Хельк отождествляют Перибсена с картушем Рамессида по имени Вадженес . Они полагают, что, возможно, имя Пер-иб-сена было неверно прочитано из небрежной иератической надписи Вадж-сена . [45]
Царствование
[ редактировать ]Поскольку некоторые археологические данные подтверждают мнение о том, что египетское государство было разделено во время правления Перибсена, продолжаются споры о том, почему его предшественники решили разделить царство и правил ли Перибсен частью или всем Египтом.
Сторонники теории разделенного мира
[ редактировать ]Египтологи Вольфганг Хельк, [41] Николя Грималь , Герман Александр Шлёгль [46] и Франческо Тирадритти полагают, что король Нинетьер, третий правитель Второй династии и предшественник Перибсена, правил Египтом, который страдал от слишком сложного государственного управления. Нинеджер решил разделить Египет, чтобы оставить его двум избранным преемникам, которые будут управлять двумя отдельными королевствами, в надежде, что государственное управление сможет улучшиться. Археологические данные, такие как отпечатанные глиняные печати и кувшины с надписями, по-видимому, подтверждают утверждение о том, что Перибсен правил только в Верхнем Египте. Большое их количество было найдено в Абидосе, Накаде и на Элефантине, и только одна глиняная печать с его именем была найдена в Нижнем Египте, в Бейт-Халлафе. Историки полагают, что царство Перибсена простиралось от Накады до острова Элефантина . Таким образом, остальная часть Египта контролировалась бы другим, сосуществующим правителем. [33] [47]
Египтолог Дмитрий Б. Прусаков подкрепляет свою теорию записями на знаменитом камне Палермо, касающимися событий года короля Нюнетьера. Начиная с события двенадцатого года, «Появление царя Верхнего и Нижнего Египта» было изменено на «Появление царя Нижнего Египта». Прусаков видит в этом убедительный признак того, что власть Нинетьера над Египтом уменьшилась. [48] Египтологи сравнивают ситуацию с ситуацией царя Каа, одного из последних правителей Первой династии. Когда Каа умер, появились неизвестные претенденты и сражались за трон Египта. Борьба достигла апогея с разграблением царского кладбища в Абидосе, после чего кладбище было заброшено, а новым местом царского захоронения стала Саккара. Конфликт завершился восхождением на престол короля Хотепсехемви , основателя Второй династии. [49] [50]
Барбара Белл, другой ученый, считает, что на Египет повлияла экономическая катастрофа, такая как голод или длительная засуха. Чтобы лучше решить проблему прокорма египетского населения, Нинетьер разделил царство на две части, а его преемники основали два независимых государства, возможно, с намерением воссоединиться после голода. Белл указывает на надписи на камне Палермо, где, по ее мнению, записи о ежегодных разливах Нила показывают постоянно низкие уровни в этот период. [51] Теория Белла сегодня опровергается такими египтологами, как Стефан Зейдлмайер, который утверждает, что ее расчеты были неверны. Зейдлмайер показал, что ежегодные разливы Нила были на обычном уровне во времена Нюнетьера вплоть до периода Старого царства . Белл упустил из виду, что высоты разливов Нила в каменной надписи в Палермо учитывают измерения в нилометрах вокруг Мемфиса , но не где-либо еще вдоль реки. Засуха в масштабах штата была маловероятна. [52]
- Правители Нижнего и Верхнего Египта
Египетские историки, такие как Хельк, Тирадритти, Шлёгль, Эмери и Грималь, убеждены, что Перибсен был соправителем. Расследование в отношении правителей Нижнего Египта продолжается. Списки королей Раммессайда различаются по порядку королевских имен, начиная с короля Сенеджа. Королевский стол Саккары и королевский канон Турина отражают мемфисские традиции, которые позволяли упоминать только мемфисских правителей. Список царей Абидоса вместо этого отражает традиции Тинитов, и поэтому в этом списке фигурируют только правители Тинитов. До короля Сенеджа все списки королей совпадают. После него в списке Саккара и Туринском списке в качестве преемников упоминаются три короля: Неферкара I , Неферкасокар и Худжефа I. Список царей Абидоса переходит к Хасехемви, называя его «Джаджай». Эти расхождения египтологи считают результатом разделения Египта во времена Второй династии. [27] [33] [47] [53]

Дополнительными противоречивыми находками являются имена царей Гора и Небти, обнаруженные в Большой Южной галерее в некрополе ( Третьей династии ) царя Джосера в Саккаре. Надписи на каменных сосудах упоминают царей Нубнефера , Венег-Небти , Гора Ба , Гора «Птицу» и За ; каждый из них упоминается всего несколько раз, что позволяет предположить, что их правление было недолгим. Король Снеферка мог быть идентичен королю Каа или его эфемерному преемнику. Король Венег-Небти может быть идентичен имени в картуше Рамессида Вадженесу . Но такие короли, как «Нубнефер», «Птица» и «За», остаются загадкой. Они никогда больше нигде не появляются, и количество объектов, сохранившихся со времен их жизни, очень ограничено. Шлёгль, Хельк и Питер Каплони постулируют, что Нубнефер, За и Бёрд были современниками Перибсена и Сехемиба и правили Нижним Египтом, в то время как последние двое правили Верхним Египтом. [27] [33] [47] [53] [55]
Противники теории разделенного мира
[ редактировать ]Такие ученые, как Герман ТеВельде, [17] ИЭС Эдвардс [56] и Тоби Уилкинсон [13] Полагают, что надпись на знаменитом Аннальном камне Пятой династии , черной оливиново-базальтовой плите с очень подробным списком царей, выступает против разделения королевства. На камне цари с 1-й по 7-ю династию перечислены по имени Гора, их золотому имени и имени в картуше, их имена на бандеролях заканчиваются именем их царственной матери. В списках также есть прямоугольные окна, отображающие события года со дня коронации короля до его смерти. Самые известные фрагменты камня Аннала называются Палермский камень и Каирский камень . На каирском камне, в строке IV, сохранились девять последних лет правления короля Нюнетджера (но большая часть годовых окон сейчас неразборчива). [13] За датой смерти Нинетьера следует новый король. Недавние исследования показывают, что серех этого нового царя увенчан четвероногим животным, а не соколом Гора. Поскольку единственным четвероногим геральдическим животным-серехом в раннем Египте была химера бога Сета, несмотря на страстные разногласия, указанным правителем, скорее всего, будет Перибсен. Египтологи, такие как ТеВельде, Барта и Эдвардс, с этим не согласны; Перибсен, возможно, был не единственным королем с именем Сет. События года при Нюнетджере показывают все большее количество упоминаний о Сете, что позволяет предположить, что традиция использования имени Гора как единственного имени царей, возможно, уже сложилась. Таким образом, появление короля, объединившегося с Сетом, не было удивительным. ТеВельде, Барта и Эдвардс полагают, что, помимо Перибсена, правители Вадженес , Нубнефер или Сенед могли быть также королями Сифа; один из них, несомненно, был истинным прямым преемником Нинетьера. Сравнительно большое количество археологических находок времен правления Перибсена противоречит краткой предполагаемой продолжительности правления, всего от 10 до 12 лет, как показано на камне Аннала. [13]
Камень Аннала не дает абсолютно никаких указаний на раздел египетского царства. Барта, ТеВельде, Уилкинсон и Эдвардс утверждают, что теория государственного разделения несостоятельна. Более вероятна административная реорганизация или раскол в сектах жречества. [13]
Политические достижения
[ редактировать ]Во время своего пребывания на престоле Перибсен основал административный центр под названием «Белый дом казны», а также новую королевскую резиденцию, названную «Защита Нубта», расположенную недалеко от Омбоса («Нубт» - древнеегипетское название Накады). ). [57] Административные титулы писцов, носителей печатей и надзирателей были приведены в соответствие с разделенной бюрократической государственной администрацией. Например, такие титулы, как «печать царя», были заменены на «печать царя Верхнего Египта». Эта бюрократическая реформа может указывать на попытку Перибсена ограничить власть этих чиновников, что является еще одним свидетельством раздутой и громоздкой государственной администрации при Нюнетьере. [58]
Система управления при Перибсене и Сехемибе имела четкую и четко определенную иерархию; Например, от высшего ранга к низшему: Казначейский дом (королевский и, следовательно, самый высокий по рангу) → пенсионный офис → собственность → виноградники → частный виноградник (собственность граждан и, следовательно, самый низкий по рангу). Царь Хасехемви, последний правитель Второй династии, смог воссоединить государственное управление Египтом и, следовательно, объединить весь Древний Египет. Он взял два казначейских дома Египта под контроль «Дома царя», объединив их в новый единый административный центр. [58] [59] [60]
Перибсен также основал королевские здания, такие как Пер-нубт («дом Омбоса») и Пер-Меджед («дом собраний»), и создал несколько городов, имеющих экономическое значение. Их имена: Афнут («город изготовителей головных уборов»), Небдж («город защитников»), Абет-дешерет («город красных гранитных кувшинов») и Худж-сетджет («город азиатов») упоминается на многочисленных глиняных печатях рядом с серехом Перибсена, которому часто предшествует фраза «визит короля в ...». [60] [61] В надписях на каменных сосудах также упоминается «ини-сетджет» («дань народа Сетрои»), что может указывать на то, что Перибсен основал культовый центр божества Сета в дельте Нила . Это может свидетельствовать о том, что Перибсен правил всем Египтом или, по крайней мере, что он был признан царем всего Египта. [62]
Один чиновник времен правления Перибсена, Нефер-Сетех («Сиф прекрасен»), «ваб-жрец царя», известен египтологам по своей стеле. Его имя может подчеркнуть внешний вид и популярность Сета как королевского божества. [53]
В гробнице Перибсена в Абидосе были найдены глиняные печати, демонстрирующие первое полное письменное предложение в письменной истории Египта. Надпись гласит: [63]
«Золотой / Он из Омбоса объединил / передал два царства своему сыну, царю Нижнего и Верхнего Египта Перибсену» .
Титул «Золотой» , также читаемый как «Он из Омбоса» , египтологи считают религиозной формой обращения к божеству Сету. [64] [65] [66]
Религиозные изменения
[ редактировать ]Несмотря на его союз с Сетом, при Перибсене население поклонялось многочисленным божествам. Многочисленные оттиски глиняных печатей и надписи на кувшинах упоминают богов Аша , Гора, Нехбета , Мина, Бастет и Херти . За изображениями божеств следует название места или города, где находился их главный культовый центр. На каирском камне Перибсену приписывают статую Ясеня и фетиш Сета, дополняющие отпечатки глиняных печатей. Любопытно, что на нескольких отпечатках печатей изображен солнечный диск над химерой Сета на вершине царского сереха: древнего символа бога Ра . Нет никаких археологических доказательств того, что бог солнца Ра был частью египетского пантеона в это раннее время; появление диска может быть первым свидетельством развития культа Солнца и теистических изменений. Солнечный диск появляется в связи с одним из государственных покровителей (например, при предшественнике Перибсена Ранебе солнце было связано с Гором); при Перибсене оно было связано с Сетом. При царе Хасехемви солнце наконец получило собственное имя ( ra ), и во время смены престола между Хасехемви и его последователем Джосером несколько священников и чиновников также связали свое имя с Ра. [67] [68]
Могила
[ редактировать ]

Перибсен был похоронен в гробнице П королевского кладбища в Умм-эль-Каабе недалеко от Абидоса. Первые раскопки гробницы начались в 1898 году под руководством французского археолога и египтолога Эмиля Амелино . [69] За этим первым набегом последовали раскопки в 1901 и 1902 годах под руководством британского археолога сэра Уильяма Мэтью Флиндерса Петри . [5] [70] [71] Дальнейшее исследование гробницы предпринял в 1928 году швейцарский египтолог Эдуард Навиль . [72]
Конструкция гробницы проста и, по сравнению с размерами других королевских гробниц в том же районе, на удивление мала. Моделью дизайна была гробница короля Джера (третьего фараона Первой династии ), считавшаяся «Гробницей Осириса» из Среднего царства. Архитектура гробницы Перибсена схожа с жилым дворцом. Гробница имеет размеры 16 метров (52 фута) х 13 метров (43 фута) и состоит из трех независимых построек, вложенных друг в друга: в центре находится главная погребальная камера размерами 7,3 метра (24 фута) х 2,9 метра (9,5 фута), и который сделан из сырцовых кирпичей, тростника и дерева. С северной, восточной и западной сторон погребальную камеру окружают девять небольших кладовых, переходящих друг в друга; на южной стороне находится длинная прихожая. Между внутренними конструкциями и внешней стеной проходит проход. [5] [70] [71]
Раскопки, проведенные под руководством Немецкого археологического института Кайро (DAIK) в 2001 и 2004 годах, показали, что гробница была возведена и завершена в большой спешке. Строительные работы проходили в один этап; стены были грубо оштукатурены; и памятник несколько раз разрушался на протяжении веков. Во времена Среднего царства гробница Перибсена реставрировалась как минимум дважды вместе с гробницей Джера , которая, как считалось, принадлежала Осирису. [70] [73]
Выводы
[ редактировать ]В древности гробница была тщательно разграблена грабителями , но сохранилось множество каменных сосудов и глиняных кувшинов. Некоторые каменные сосуды имели медные ободки и подобны более известным находкам из гробницы Хасехемви . Также были найдены сосуды предыдущих правителей, таких как Нюнетьер и Ранеб . Были раскопаны бусы и браслеты из фаянса и сердолика , инструменты из меди. Особые находки включают серебряную иглу с выгравированным именем короля Хор Аха и фрагменты глиняной печати с именем короля Сехемиба. Две каменные стелы у входа, обычные для погребальных камер Первой и Второй династий, сейчас выставлены в двух разных музеях. [5] [70] [71]
Королевская погребальная ограда
[ редактировать ]Рядом с могилой Перибсена была найдена королевская погребальная ограда из сырцовых кирпичей. Глиняные печати с серехским именем Перибсена находились возле восточного входа и внутри разрушенного святилища для жертвоприношений. Результаты подтверждают мнение о том, что здание было частью места захоронения Перибсена. Погребальная ограда широко известна как «Средний форт». Впервые это было обнаружено в 1904 году под наблюдением канадского археолога Чарльза Трика Каррелли и британского египтолога Эдварда Рассела Айртона . Стена ограждения располагалась на северо-западной стороне погребальной ограды Хасехемви « Шунет Эль Зебиб » («амбар для изюма»). Размеры Перибсена составляли 108 метров (354 фута) на 55 метров (180 футов), и в нем было всего несколько культовых зданий. В ограждении есть три входа: один на восток, один на юг и один на север. Небольшая святыня размером 12,3 метра (40 футов) на 9,75 метра (32,0 фута) располагалась в юго-восточном углу погребальной ограды. Когда-то он состоял из трех небольших часовен . Дополнительных гробниц обнаружено не было. [70] [71] [74]
Традиция хоронить семью и двор короля после его смерти была оставлена во времена Каа, одного из последних правителей Первой династии . [75]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кэтрин А. Бард: Возникновение египетского государства , стр. 86, в: Ян Шоу (редактор): Оксфордская история Древнего Египта , Oxford University Press (2000), ISBN 0-19-815034-2 .
- ^ Томас Шнайдер: Лексикон фараонов . Альбатрос, Дюссельдорф 2002, ISBN 3-491-96053-3 , с. 195.
- ^ Лорел Бесток: Ранние династические погребальные ограды Абидоса . В: Архео-Нил . Том. 18, 2008, ISSN 1161-0492 , с. 42–59.
- ^ Веб-сайт Британского музея. Архивировано 18 октября 2015 г. на Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уильям Мэтью Флиндерс Петри , Фрэнсис Ллевеллин Гриффит : Королевские гробницы самых ранних династий / 1901: Часть II. (= Мемуары Египетского исследовательского фонда. Том 21, ZDB-ID 988141-4 ). Офисы Фонда исследования Египта, Лондон, 1901 г., Тафель XXII, абб. 178–179 , ( Полное эссе в формате PDF ).
- ^ Джеффри А. Спенсер: Ранний Египет: Расцвет цивилизации в долине Нила . Издательство Британского музея, Лондон, 1993 г., ISBN 0-7141-0974-6 , с. 67–72 и 84.
- ^ [1] Катранджиев, Христо Иванов, «Генезис брендинга: методологическая основа для изучения древнеегипетских цилиндрических печатей (3000 г. до н.э. – 2150 г. до н.э.)», Economic Alternatives 2, стр. 235-255, 2023 г.
- ^ WM Флиндерс Петри: Королевские гробницы самых ранних династий , Часть II. Лондон, 1901 г., Тафель XXII, стр. 178–179.
- ^ Джеффри А. Спенсер: Ранний Египет: подъем цивилизации в долине Нила . British Museum Press, Лондон, 1993, стр. 67–72 и 84.
- ^ Франческо Тирадритти и Анна Мария Донадони Ровери: Кемет: У истоков времени . Электа, Милан 1998 г., ISBN 88-435-6042-5 , страницы 84–85.
- ^ Питер Каплони: Цилиндрические печати Старого Королевства II: Каталог цилиндрических печатей , Часть II Fondation égyptologique Reine Elisabeth, Брюссель, 1981, стр. 13; тав. 1
- ^ Перейти обратно: а б с д Бернхард Грдзелофф: Заметки об архаической эпиграфике. В: Анналы Службы древностей Египта . Полет. 44, 1944, ISSN 1687-1510 , с. 279–306.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Тоби А.Х. Уилкинсон: Королевские анналы древнего Египта - Камень Палермо и связанные с ним фрагменты. Рутледж, Лондон, 2012 г., ISBN 113660247X , с. 200–206.
- ^ Цифровой Египет для университетов, правители 13-й династии. Архивировано 3 мая 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Томас Шнайдер: Лексикон фараонов. Альбатрос Верлаг, Дюссельдорф, 2002 г., ISBN 3-491-96053-3 , страницы 219, 228 и 231.
- ^ Уолтер Брайан Эмери: Египет - ранняя история и культура. страницы 105 и 106.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Герман те Вельде: Сет, Бог Замешательства. Исследование его роли в египетской мифологии и религии (= Issuee der Ägyptologie. Bd. 6). Перепечатка с внесенными исправлениями. Брилл, Лейден, 1977 г., ISBN 90-04-05402-2 , стр. 109-111.
- ^ Томас Шнайдер: Лексикон фараонов . Альбатрос, Дюссельдорф 2002, ISBN 3-491-96053-3 , с. 219, 228 и 231.
- ^ По мотивам Германа Александра Шлёгля: Древний Египет . стр.77 и далее.
- ^ Перейти обратно: а б с Ярослав Черный: Религия Древнего Египта. Университетская библиотека Хатчинсона, Лондон, США. 1952, с. 32–48, Интернет-статья. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine .
- ^ Уолтер Б. Эмери: Египет. Фурье, Висбаден, 1964 г., ISBN 3-921695-39-2 , с. 105–108.
- ^ Перейти обратно: а б с Ч. П. Ньюберри: Восстание Сета во 2-й династии , в: Древний Египет. , нет. 7, 1922, стр. 40–46.
- ^ Филипп Фландрен: Жан-Филипп Лауэр: Саккара, Une vie, Интервью с Филиппом Фландреном , Petite Bibliotheque Payot 107, 1988
- ^ Огюст Мариетт: Мастабы Старой Империи . Париж, 1885 г., стр. 92–94.
- ^ Николя Грималь: История Древнего Египта . Уайли-Блэквелл, Вайнхайм, 1994 г., ISBN 978-0-631-19396-8 , страницы 55–56.
- ^ Вернер Кайзер: Об именах Сенеда и Перибсена в Саккаре B3. В: Геттингенские сборники: Вклад в египтологическую дискуссию , No. 122-й египтологический семинар Геттингенского университета, Геттинген, 1991 г., ISSN 0344-385X , стр. 49–55.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Герман А. Шлёгль: Древний Египет. История и культура от древнейших времен до Клеопатры. Издательство CH Beck, Мюнхен, 2006 г., ISBN 3-406-54988-8 , стр. 78.
- ^ Перейти обратно: а б с Жан Сент Фаре Гарно: О некоторых царских именах второй и третьей египетских династий . В: Бюллетень Института Египта. полет. 37, 1, 1956, ISSN 0366-4228 , с. 317–328.
- ^ Вольфганг Хельк: Исследования тонкого периода (= Египтологические трактаты , Том 45). Харрасовиц, Висбаден, 1987 г., ISBN 3-447-02677-4 , с. 103-111.
- ^ Людвиг Д. Моренц: Синкретизм или пропитанная идеологией игра слов и письма? Связь бога Сета с солнечным иероглифом в Пер-иб-сене . В: Журнал египетского языка и древности. том. 134, 2007, ISSN 0044-216X , с. 151–156.
- ^ Дитрих Вильдунг: Роль египетских царей в сознании их потомков. Том 1: Посмертные источники о царях первых четырех династий (= Мюнхенские египтологические исследования . т. 17, ZDB-ID 500317-9 ). Б. Хесслинг, Берлин, 1969, с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б Майкл Райс: Кто есть кто в Древнем Египте . Рутледж, Лондон/Нью-Йорк, 2001 г., ISBN 0-415-15449-9 , страницы 72, 134 и 172.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Франческо Тирадритти и Анна Мария Донадони Ровери: Кемет: У истоков времени . Электа, Милан 1998 г., ISBN 88-435-6042-5 , страницы 80–85.
- ^ Перейти обратно: а б В. Хелк: Журнал египетского языка и древности , No. 106. Академия Верлаг, Берлин, 1979 г., ISSN 0044-216X , стр. 132
- ^ Франческо Раффаэле: Имена, титулы, личности и теория «сетианского периода». Архивировано 3 января 2017 г. в Wayback Machine.
- ^ Уолтер Брайан Эмери: Египет - ранняя история и культура . Фурье, Мюнхен, 1964, стр. 106.
- ^ JP Pätznik в: Сообщения Каирского отделения Немецкого археологического института (MDAIK) , 1999. стр. 54.
- ^ Уильям Мэтью Флиндерс Петри и Фрэнсис Ллевеллин Гриффит: Королевские гробницы первой династии. Группа 2. стр. 7, 14, 19, 20 и 48.
- ^ Питер Каплони: Надписи раннего египетского периода (= Египтологические трактаты . Том 8, ISSN 1614-6379 ), Том. 3. Харрассовиц, Висбаден, 1963, с. 406-411.
- ^ Йохен Каль: письменные свидетельства относительной хронологии Динса. 0–2 . В: Эрик Хорнунг, Рольф Краусс, Дэвид А. Уорбертон (Hrsg.): Древнеегипетская хронология (= Справочник по востоковедению. Раздел 1: Ближний и Средний Восток ; Том 83). Брилл, Лейден, 2006 г., ISBN 90-04-11385-1 , стр. 94–115.
- ^ Перейти обратно: а б Вольфганг Хельк: Исследования периода Тинтена. (Египтологические трактаты, том 45) , Отто Харрасовиц, Висбаден, 1987, ISBN 3-447-02677-4 , страницы 103–111.
- ^ Зигфрид Шотт: Даты древнеегипетских фестивалей. Издательство Академии наук и литературы, Майнц/Висбаден, 1950, стр. 55.
- ^ Тоби Уилкинсон: Ранний династический Египет. страницы 90-91; см. также: Уолтер Брайан Эмери: Египет – ранняя история и культура. стр. 106.
- ^ Кухня Кеннета Андерсона: Надписи Рамессайда . страницы 234–235; см. также: Юрген фон Бекерат: Справочник египетских королевских имен. . Немецкое художественное издательство , Мюнхен/Берлин, 1984 г. ISBN 3-422-00832-2 , стр. 171.
- ^ Дитрих Вильдунг: Роль египетских царей в сознании их потомков. Том 1: Посмертные источники о царях первых четырех династий (= Мюнхенские египтологические исследования . т. 17, ZDB-ID 500317-9 ). Б. Хесслинг, Берлин, 1969, стр. 45–47.
- ^ Герман А. Шлёгль: Древний Египет. История и культура от древнейших времен до Клеопатры . Бек, Мюнхен, 2006 г., ISBN 3-406-54988-8 , с. 77.
- ^ Перейти обратно: а б с Николя Грималь: История Древнего Египта . Уайли-Блэквелл, Вайнхайм, 1994 г., ISBN 978-0-631-19396-8 , стр. 55.
- ^ Дмитрий Б. Прусаков: Ранний династический Египет: социально-экологическая/антропологическая гипотеза «Объединения». В: Гринин Леонид Евгеньевич (ГРСГ): Раннее государство, его альтернативы и аналоги . Издательство «Учитель», Волгоград 2004, ISBN 5-7057-0547-6 , с. 139–180.
- ^ Уолтер Брайан Эмери: Великие гробницы Первой династии ( Раскопки в Саккаре , том 3). Gouvernment Press, Лондон, 1958, с. 28–31.
- ^ Питер Каплони: «Он любимец женщин» - «Новый» король и новая теория о наследных принцах и государственных богинях (богинях-коронах) I/II веков. Династия . В: Египет и Левант. том. 13, 2006, ISSN 1015-5104 , С. 107–126.
- ^ Барбара Белл: Старейшие записи о разливах Нила , В: Geographical Journal , № 136. 1970, стр. 569–573; М. Гедике: Журнал археологии Египта , № 42. 1998 г., стр. 50.
- ^ Стефан Зайдлмайер: Исторические и современные уровни Нила: Исторические и современные уровни Нила: Исследования показаний уровня Нила с ранних времен до наших дней . Ачет, Берлин, 2001 г., ISBN 3-9803730-8-8 , страницы 87–89.
- ^ Перейти обратно: а б с Тоби Уилкинсон: Ранний династический Египет . Рутледж, Лондон/Нью-Йорк, 1999 г., ISBN 0-415-18633-1 , стр. 295.
- ^ см.: П. Лакау, Дж. П. Лауэр: Пирамида в градусах IV. Гравированные надписи на вазах . Каир, 1959 год; объект 104
- ^ Питер Каплони: Здание под названием «Менти-Анк». В: Сообщения Немецкого археологического института в Каире (MDAIK) , том 20. де Грюйтер, Берлин, 1965, страницы 1–46.
- ^ IES Эдвардс (Hrsg.): Ранняя история Ближнего Востока (= Кембриджская древняя история . Том 1–2), 3-е издание. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, 1970 г., ISBN 0-521-07791-5 , стр.31-32.
- ^ Жан-Пьер Петцник: Рулоны печатей и цилиндрические печати города Элефантина в 3-м тысячелетии до нашей эры. Обеспечение доказательств археологического артефакта (= BAR, International Series. Vol. 1339). Археопресс, Оксфорд, 2005 г., ISBN 1-84171-685-5 , с. 62–66.
- ^ Перейти обратно: а б Кристиан Э. Шульц: Письменные принадлежности и писцы в период от 0-й до 3-й династий . Грин, Мюнхен 2007, ISBN 978-3-638-63909-5 , с. 9–15.
- ^ Питер Каплони: Надписи раннего египетского периода (= Египтологические трактаты . Том 8, 3, ISSN 1614-6379 ). Том 3, Харрасовиц, Висбаден, 1963, с. 406–411.
- ^ Перейти обратно: а б Ева-Мария Энгель: Новые находки из старых раскопок - закрытия сосудов из могилы П в Умм-эль-Каабе в Египетском музее в Каире. В: Джеральд Моерс и др. (ред.): Jn.t dr.w. Фестиваль Фридриха Юнге . Том 1. Семинар по египтологии и коптологии, Геттинген, 2006 г., ISBN 3-00-018329-9 , с. 179–188, особенно с. 181, 183–184.
- ^ Жан-Пьер Петцник: Рулоны печатей и цилиндрические печати города Элефантина в 3-м тысячелетии до нашей эры . 2005, с. 64-66.
- ^ Тоби Уилкинсон: Ранний династический Египет . Рутледж, Лондон/Нью-Йорк, 1999 г., ISBN 0-415-18633-1 , страницы 89–91.
- ^ Йохем Каль: «Ра — мой Господь»: в поисках восхода Бога Солнца на заре египетской истории , Висбаден: Харрассовиц, 2007, ISBN 978-3-44-705540-6 , см. стр. 3
- ^ Сюзанна Бикель: Связь между мировоззрением и государственным образом: Связь между мировоззрением и государственным образом Аспекты политики и религии в Египте , В: Герман Шпикерманн: Образы богов, образы Бога, образы мира . Мор Зибек, Ульмен, 2006 г., ISBN 3-16-148673-0 , стр. 89.
- ^ Йохем Каль, Николь Клот, Урсула Циммерманн: Надписи раннего Египта: Опись , Том III. Харрасовиц Верлаг, Висбаден, 1963 г., ISBN 3-447-00052-X , стр. 368.
- ^ IES Эдвардс: Древняя история Кембриджа , Том 1-3. Издательство Кембриджского университета, 1970, ISBN 0-521-07791-5 , страницы 31 и 32.
- ^ Йохем Каль: «Ра — мой Господь»: В поисках восхода Бога Солнца на заре египетской истории . Харрасовиц, Висбаден, 2007 г., ISBN 3-447-05540-5 , с. 2–7 и 14.
- ^ Гюнтер Драйер, Вернер Кайзер и другие: Город и храм Элефантины - 25/26/27 отчет о раскопках. В: Объявления Немецкого археологического института, Каирское отделение (MDAIK). Том 55, 1999 г., ISSN 0342-1279 , с. 172–174.
- ^ Эмиль Амелино: Миссия Амелино. Том 4: Новые раскопки Абидоса 1897–1898 гг. Полный отчет о раскопках, описание обнаруженных памятников и предметов . Часть 2. Леру, Париж, 1905 г., стр. 676–679.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Лорел Бесток: Раннединастические погребальные ограды Абидоса. В: Архео-Нил . Бд. 18, 2008, ISSN 1161-0492 , страницы 42–59, особенно страницы 56–57.
- ^ Перейти обратно: а б с д Лорел Бесток: Развитие королевского погребального культа в Абидосе . Отто Харрасовиц, Висбаден, 2009 г., ISBN 3-447-05838-2 , страницы 47 и 48.
- ^ Эдуард Навиль: Кладбища Абидоса. Часть 1: 1909–1910 гг. Смешанное кладбище и Умм Эль-Гааб (= Мемуары Фонда исследования Египта . Том 33, ISSN 0307-5109 ). Egypt Exploration Fund ua, Лондон, 1914 г., стр. 21–25 и 35–39.
- ^ Гюнтер Дрейер и другие: Умм эль-Кааб - последующие расследования на раннем королевском кладбище (16/17/18 предварительный отчет). В: Объявления Немецкого археологического института, Каирское отделение. (МДАИК) . том. 62, 2006 г., ISSN 0342-1279 , страницы 75–77 и 106–110.
- ^ WM Флиндерс Петри: Королевские гробницы самых ранних династий . Том II., Лондон, 1901 г., страницы 11–12.
- ^ Тоби А. Уилкинсон: Ранний династический Египет . Рутледж, Лондон, 2001 г., ISBN 0-415-26011-6 , стр. 281.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Перибсеном, на Викискладе?
- Франческо Раффаэле — Сет-Перибсен
- Гробница П (Перибсен) в Абидосе на digitalegypt