Птолемей VIII Фискон
Птолемей VIII Эвергет II | |
---|---|
фараон | |
Царствование | 170–164 гг. До н.э. с Птолемеем VI и Клеопатрой II. 145–132 / 1 г. до н.э. с Клеопатрой II и Клеопатрой III. 127/6–116 до н. э. с Клеопатрой III и (с 124 г. до н. э.) с Клеопатрой II. |
Предшественник | Птолемей VI и Клеопатра II |
Преемник | Птолемей IX и Клеопатра II и Клеопатра III |
Супруги | Клеопатра II Египетская ( м. 145 г. до н. э.) Клеопатра III Египетская ( м. 142 или 141 г. до н. э.) |
Дети | |
Отец | Птолемей V Египетский |
Мать | Клеопатра I Египетская |
Рожденный | в. 184 г. до н.э. [1] |
Умер | 28 июня 116 г. до н. э. (около 68 лет) [1] [2] |
Династия | Птолемеев |
Птолемей VIII Эвергет II Трифон [примечание 1] ( греческий : Πτολεμαῖος Εὐεργέτης Τρύφων , Ptolemaĩos Euergétēs Tryphon , «Птолемей Благодетель, Богатый»; ок. 184 г. до н. э. – 28 июня 116 г. до н. э.), по прозвищу Фискон ( Φύσκων , Он , «Толстяк»), был царем династии Птолемеев. в Египте . [3] Он был младшим сыном царя Птолемея V и царицы Клеопатры I. Его правление характеризовалось ожесточенным политическим и военным конфликтом с его старшими братьями и сестрами, Птолемеем VI и Клеопатрой II .
Птолемей VIII первоначально стал соправителем вместе со своими братьями и сестрами в преддверии Шестой сирийской войны в 170 г. до н. э. В ходе этой войны Птолемей VI был взят в плен, и Птолемей VIII, возможно, стал единственным царем Египта. Когда война закончилась и Птолемей VI был восстановлен на престоле в 168 г. до н.э., два брата продолжали ссориться. В 164 г. до н.э. Птолемей VIII изгнал своего брата и стал единоличным царем империи Птолемеев, но в свою очередь был изгнан в 163 г. до н.э. В результате римского вмешательства Птолемей VIII получил контроль над Киреной . Оттуда он неоднократно пытался отобрать у брата Кипр , также обещанный ему римлянами.
После смерти Птолемея VI в 145 г. до н. э. Птолемей VIII вернулся в Египет в качестве соправителя и супруга своей сестры Клеопатры II. Его жестокое обращение с оппозицией и его решение жениться на своей племяннице Клеопатре III и повысить ее до статуса соправителя привели к гражданской войне с 132/1 по 127/6 до н.э., в которой Клеопатра II контролировала Александрию и пользовалась поддержкой греческого населения страны, в то время как Птолемей VIII и Клеопатра III контролировали большую часть остального Египта и пользовались поддержкой коренных египтян. Во время этой войны коренные египтяне впервые были выдвинуты в высшие эшелоны правительства Птолемеев. Птолемей VIII одержал победу и правил вместе с Клеопатрой II и Клеопатрой III до своей смерти в 116 г. до н. э.
Древнегреческие источники о Птолемее VIII крайне враждебны, характеризуют его как жестокого и высмеивают его как толстого и выродившегося, что является частью контраста с Птолемеем VI, которого они представляют крайне положительно. Историк Гюнтер Хельбль называет его «одним из самых жестоких и в то же время одним из самых проницательных политиков эллинистической эпохи ». [2]
Предыстория и молодость
[ редактировать ]Птолемей VIII был младшим сыном Птолемея V , правившего с 204 по 180 год до нашей эры. Во время правления Птолемея V доминировала Пятая сирийская война (204–198 до н.э.), в которой царство Птолемеев сражалось против Селевкидов царя Антиоха III , который правил Ближним Востоком и Малой Азией . В этой войне Антиох III полностью разгромил силы Птолемеев, присоединил к своей империи Келе-Сирию и Иудею и поставил Египет в подчиненное положение. [4] Новая ситуация была закреплена мирным договором, по которому Птолемей V женился на дочери Антиоха III Клеопатре I в 194 г. до н.э. [5] Птолемей VI был старшим сыном пары, родившимся в 186 г. до н.э., и наследником престола с рождения. [1] У них также была дочь Клеопатра II . [6] Их младший ребенок, Птолемей VIII, вероятно, родился около 184 г. до н.э. [1]
Поражение в Пятой сирийской войне бросило тень на остальную часть правления Птолемея V. Одна видная фракция при дворе Птолемеев агитировала за возобновление войны, чтобы восстановить престиж Египта, в то время как другая фракция сопротивлялась расходам, связанным с восстановлением и ремилитаризацией государства. [4] Когда Птолемей V неожиданно умер в сентябре 180 г. до н. э., в возрасте всего 30 лет, ему наследовал Птолемей VI. Поскольку новому царю было всего шесть лет, фактическая власть принадлежала регентам - сначала Клеопатре I (180–178/7 до н. э.), а затем Евлаю и Ленею (178/7–170 до н. э.). Эти регенты были более тесно связаны с мирной фракцией, и в результате члены фракции боевых ястребов, похоже, начали смотреть на молодого Птолемея VIII как на потенциального номинального главу своего движения. [7]
Первое правление (170–163 до н.э.)
[ редактировать ]Присоединение и Шестая сирийская война (170–168 до н.э.)
[ редактировать ]Селевкидский царь Селевк IV , проводивший в целом мирную политику, был убит в 175 г. до н.э., и после двух месяцев конфликта его брат Антиох IV занял трон. [8] Неурегулированная ситуация придала силы воинам-ястребам при дворе Птолемеев, и Евлей и Леней предприняли усилия, чтобы их примирить. К 172 г. до н. э. они, похоже, приняли позицию «боевых ястребов». [9]
В октябре 170 г. до н.э. Птолемей VIII, которому сейчас около шестнадцати, был повышен до статуса соправителя и включен в династический культ Птолемеев как один из Теоев Филометоров (богов, любящих мать) вместе со своими братом и сестрой, которые теперь были женаты друг на друге. Текущий год был объявлен первым годом новой эры. [1] [10] [11] Джон Грейнджер утверждает, что эти церемонии были призваны сгладить фракционные разногласия, возникшие при дворе, и способствовать единству в преддверии войны. [7] Птолемей VI оставался старшим царем, о чем свидетельствует позже, в 170 г. до н. э., объявление о совершеннолетии Птолемея VI и празднование церемонии его совершеннолетия ( анаклетерия ), что ознаменовало формальный конец регентского правительства. Однако на практике во главе правительства оставались регенты Евлей и Леней. [12] [13] [1]
Шестая сирийская война . Вскоре после этого, вероятно, в начале 169 г. до н. э., разразилась [13] Птолемей VIII, вероятно, остался в Александрии , в то время как армия Птолемеев выступила из пограничного форта Пелусий, чтобы вторгнуться в Палестину. Армия Птолемеев была перехвачена и уничтожена армией Антиоха IV на Синае . [14] Разгромленная армия отошла к дельте Нила , а Антиох захватил Пелусий и затем двинулся на дельту. [15]
В результате этого поражения Евлей и Леней были свергнуты в результате военного переворота и заменены двумя выдающимися полководцами Птолемея, Команом и Кинеем. [16] Когда Антиох IV продвигался к Александрии , Птолемей VI вышел ему навстречу. Они заключили соглашение о дружбе, которое фактически превратило Египет в государство-сателлит Селевкидов. [17] [18] Когда новости о соглашении достигли Александрии, жители города взбунтовались. Коман и Киний отвергли соглашение, отвергли власть Птолемея VI и объявили Птолемея VIII единственным царем (позиция Клеопатры II осталась неизменной). [19] [20] Антиох IV ответил осадой Александрии, но он не смог взять город и ушел из Египта в сентябре 169 г. до н. э., с приближением зимы, оставив Птолемея VI своим марионеточным королем в Мемфисе и сохранив гарнизон в Пелусии. [21] [22]
В течение двух месяцев Птолемей VIII и Клеопатра II примирились с Птолемеем VI, и он вернулся в Александрию в качестве их соправителя. Восстановленное правительство отказалось от соглашения, заключенного Птолемеем VI с Антиохом IV, и начало набор новых войск из Греции. [23] [24] В ответ весной 168 г. до н. э. Антиох IV во второй раз вторгся в Египет. Официально это вторжение было оправдано утверждением, что Птолемей VIII несправедливо присвоил власть своего старшего брата. [25] Антиох IV быстро занял Мемфис, был коронован царем Египта и двинулся на Александрию. [26] Однако зимой Птолемеи обратились в Рим за помощью, и римское посольство во главе с Гаем Попиллием Лаэном противостояло Антиоху в городе Элевсин и вынудило его согласиться на мировое соглашение, положив конец войне. [27] [28] [29] [30]
От совместного правления к единоличному правлению (168–163 до н.э.)
[ редактировать ]Первоначально продолжалось установленное во время войны совместное правление двух братьев и Клеопатры II. Однако полный провал египетских войск в Шестой сирийской войне серьезно подорвал престиж монархии Птолемеев и вызвал постоянный раскол между Птолемеем VI и Птолемеем VIII. [31]
В 165 г. до н.э. Дионисий Петосарапис , видный придворный, судя по всему, выходец из Египта, попытался воспользоваться конфликтом между братьями, чтобы взять под свой контроль правительство. Он объявил жителям Александрии, что Птолемей VI пытался заставить его убить Птолемея VIII, и пытался собрать толпу, чтобы поддержать его. Птолемею VI удалось убедить Птолемея VIII в том, что обвинения не соответствуют действительности, и два брата публично появились вместе на стадионе , разрядив кризис. Дионисий бежал из города и убедил некоторые воинские контингенты к мятежу. развернулись тяжелые бои . в Файюме В следующем году [32] [33] [31] Это и еще одно восстание в Фиваиде – последнее в серии восстаний, целью которых было свергнуть Птолемеев и восстановить коренное египетское правление. Птолемей VI успешно подавил восстание после ожесточенной осады Панополиса . [34] [33] [31]
В конце 164 г. до н.э. [1] вероятно, вскоре после того, как Птолемей VI вернулся с юга, Птолемей VIII, которому тогда было около двадцати лет, каким-то образом отстранил от власти Птолемея VI и Клеопатру II. Птолемей VI бежал в Рим, а затем на Кипр . [35] Точный ход событий неизвестен, но Диодор Сицилийский сообщает, что зачинщиком изгнания был человек по имени Тимофей, который затем стал доминирующим министром. Птолемей VIII теперь принял эпитет Эвергетес («благодетель»), который напоминал о его предке Птолемее III и отличал его от Птолемея VI и Клеопатры II, которые оба носили эпитет Филометор . Говорят, что Птолемей VIII вел себя тиранически, а его министр Тимофей использовал пытки и произвольные казни, чтобы уничтожить своих врагов. Летом 163 г. до н.э. жители Александрии восстали против Птолемея VIII, изгнав его, в свою очередь, и отозвав Птолемея VI. [36] [37] [38] [39]
Царствование в Киренаике (163–145 до н. э.)
[ редактировать ]По возвращении к власти пара римских агентов убедила Птолемея VI предоставить Птолемею VIII контроль над Киренаикой . Птолемей VIII отбыл в Кирену , но не был удовлетворен. В конце 163 или начале 162 г. до н. э. он отправился в Рим просить помощи. Сенат был убежден, что разделение было несправедливым, заявив, что Птолемей VIII должен получить и Кипр. Античный историк Полибий считал, что Сенат принял это решение с сознательной целью ослабить власть Птолемеев. Тит Манлий Торкват и Гней Корнелий Мерула были отправлены в качестве послов, чтобы заставить Птолемея VI признать это. Из Рима Птолемей VIII отправился в Грецию, где набрал солдат для подготовки к экспедиции по силовому захвату Кипра. Он отплыл с этим флотом на Родос , когда встретил Торквата и Мерулу, которые убедили его распустить свои войска и вернуться в Кирену. Он отправился на границу между Египтом и Киреной, ожидая с отрядом в 1000 критских наемников в небольшом городке к западу от Параэтония результатов римских переговоров с Птолемеем VI. Птолемей VIII ждал там сорок дней, когда Птолемей Семпетис, губернатор, которого Птолемей VIII оставил управлять Киреной в свое отсутствие, внезапно поднял восстание. Птолемей VIII выступил на подавление восстания и потерпел поражение в бою. Он восстановил контроль над Киреной к концу 162 г. до н.э., но неизвестно, добился ли он этого путем переговоров или военных действий. [40] [41] [42]
Однако, когда Торкват и Мерула прибыли в Александрию, Птолемей VI успешно откладывал их, пока не услышал о восстании, после чего отказался от их требований. Им пришлось вернуться в Рим, так и не добившись своей цели. Зимой 162/61 г. до н.э. римский сенат отреагировал на это разрывом отношений с Птолемеем VI и предоставлением Птолемею VIII разрешения применить силу для взятия под контроль Кипра, но ощутимой поддержки ему не оказали. Он начал военную экспедицию на Кипр в 161 г. до н.э. [43] Эта экспедиция длилась около года, прежде чем ожесточенное сопротивление киприотов вынудило его отказаться от предприятия. [44] [41] [42]
В 156 или 155 году до нашей эры Птолемей VIII столкнулся с неудавшейся попыткой убийства, которую он приписал своему старшему брату. [45] Птолемей VIII отправился в Рим и продемонстрировал шрамы, полученные им при попытке попасть в сенат. В результате посольства римский сенат согласился отправить второе посольство в 154 г. до н.э. во главе с Гнеем Корнелием Мерулой и Луцием Минуцием Термом с почетным караулом войск, чтобы обеспечить передачу Кипра под контроль Птолемея VIII. [46] Птолемей VIII был осаждён своим старшим братом при Лапете и попал в плен. Птолемея VIII убедили уйти с Кипра в обмен на продолжение владения Киренаикой, ежегодную выплату зерна и обещание выйти замуж за одну из маленьких дочерей Птолемея VI (вероятно, Клеопатру Тею ), когда она достигнет совершеннолетия. [47] [48] [49]
- Отношения с Римом
На протяжении всего своего пребывания на посту царя Кирены Птолемей VIII поддерживал чрезвычайно тесные отношения с Римом. С 162 г. до н. э. он был официальным amicus et socius (другом и союзником) Римской республики. Говорят, что во время своего пребывания в Риме он встретил Корнелию . В 152 г. до н.э., после смерти ее мужа, Тиберия Семпрония Гракха , Птолемей VIII якобы просил ее руки и сердца, но она отказалась. [50] Эта встреча была популярна в неоклассическом искусстве, но маловероятно, что она когда-либо имела место. [51] Даже если эта история не соответствует действительности, она может отражать тесные связи между Птолемеем VIII и родами Корнелия и Семпрония. Напротив, Птолемей VI, похоже, поддерживал связи с Катоном Старшим . [48]
Надпись 155 г. до н.э., созданная после покушения, записывает завещание Птолемея VIII, в котором он завещает Киренаику Риму, если умрет бездетным. [45] Этот акт не упоминается ни в одном литературном источнике, но он соответствует очень близкому родству между Птолемеем VIII и римлянами, о котором свидетельствуют литературные источники. Подобные завещания известны и от других современных монархов, в частности Аттала III Пергамского от . Они часто использовались монархами как попытка защитить себя от убийств или переворота. Завещание Птолемея VIII было бы самым ранним примером такой практики. [48] Л. Крискуоло утверждал, что надпись завещания Птолемея на самом деле является подделкой, произведенной римлянами после того, как они получили контроль над Киренаикой в 96 г. до н.э. [52] [53] Однако вполне возможно, что сам текст завещания является подлинным, но был публично распространен в надписях римлянами лишь после того, как они захватили страну. [54]
- Зрелище и строительство
Будучи царем Кирены, Птолемей VIII пытался продемонстрировать эллинистическую царскую добродетель трифа (роскоши). Главным священством в Кирене была должность жреца Аполлона . Птолемей VIII занял эту должность и исполнял свои обязанности, особенно по организации пиров, чрезвычайно роскошно. Он также участвовал в широкомасштабном строительном проекте в городе. Большая гробница к западу от Птолемаиды, похоже, была задумана как место его последнего упокоения. [48]
Второе правление (145–132/1 до н. э.)
[ редактировать ]Птолемей VI погиб во время кампании в Сирии в 145 г. до н.э. Птолемей VI, возможно, намеревался, чтобы его семилетний сын, которого также звали Птолемей, стал его преемником, но александрийцы призвали Птолемея VIII вернуться из Кирены, принять на себя царство и жениться на своей старшей сестре Клеопатре II. Царская чета была включена в династический культ как Теои Эуэргетай («боги-благодетели») - Клеопатра II ранее была одной из Теоев Филометоров вместе с Птолемеем VI. Птолемей VIII был провозглашен фараоном в Мемфисе в 144 или 143 году до нашей эры, во время которого у пары родился единственный ребенок, Птолемей Мемфис. [55] [56] [57]
Сообщается, что по возвращении в Александрию в 145 г. до н. э. Птолемей VIII начал чистку тех, кто выступал против него и поддерживал Птолемея VI. [58] Эта чистка мрачно описана в литературных источниках, хотя иногда трудно определить, относятся ли конкретные анекдоты к этому событию или к его более позднему завоеванию Александрии в 126 г. до н. э. Юстин сообщает, что Птолемей VIII позволил своим солдатам неистовствовать по улицам Александрии, убивая без разбора, пока он «не остался один со своими солдатами в таком большом городе и не обнаружил себя царем не людей, а пустых домов». [58] Валерий Максим рассказывает, что, когда александрийские юноши укрылись в гимнасии , Птолемей VIII поджег здание. [59] Вероятно, именно в этот период Птолемей VIII получил ряд уничижительных прозвищ, в том числе Фискон («толстый»). [60] и Какергетес («Злоумышленник») - игра слов на его официальном эпитете Эуэргетес («Благотворитель»). [61] Его воцарение также ознаменовало конец присутствия Птолемеев в Эгейском море . Через несколько месяцев после своего вступления на престол он вывел все войска из Итаноса , Теры и Метаны , последних оставшихся птолемеевских баз в Эгейском море. Империя Птолемеев теперь ограничивалась Египтом, Кипром и Киреной. [57]
Птолемей VIII, вероятно, приказал убить своего молодого племянника Птолемея. По словам Юстина, Птолемей VIII совершил это дело лично в ночь своей свадьбы с Клеопатрой II в 145 г. до н.э., и мальчик умер на руках матери. [58] Документальные свидетельства папирусов указывают на то, что на самом деле мальчик изначально сохранялся как наследник и был отстранен только через некоторое время после рождения Птолемея Мемфита. [56] поскольку в ц. 143 г. до н. э. Птолемей, сын Птолемея VI, служил одноименным жрецом Александра Великого . [62] К концу 140-х годов до нашей эры наследником был объявлен Птолемей Мемфитянин. [57] и был изображен королем на рельефах храма Эдфу , хотя нет никаких свидетельств какого-либо совместного регентства между ним и его отцом. [63]
Между 142 и 139 годами до нашей эры Птолемей VIII женился на Клеопатре III , дочери Птолемея VI и Клеопатры II, и сделал ее соправителем, не разводясь с Клеопатрой II. По словам Ливия , Птолемей VIII начал отношения со своей племянницей вскоре после своего воцарения, которые теперь он официально узаконил. [64] Дэниел Огден утверждал, что брак Клеопатры III, возможно, не планировался с самого начала, а была принята мера, чтобы помешать ей выйти замуж за кого-то другого, кто мог бы использовать этот брак, чтобы претендовать на трон. [65] Однако новая договоренность привела к конфликту с Клеопатрой II.
Видимо, в ответ на этот новый брак и при поддержке Клеопатры II афаманский капитан-наемник, ранее служивший на службе у Птолемеев, Галестес поднял восстание. Галест был доверенным лицом при Птолемее VI, но был вынужден покинуть страну в 145 г. до н.э. В Греции он собрал армию из других изгнанников-Птолемеев, затем объявил, что на его попечении находится малолетний сын Птолемея VI, и короновал этого мальчика царем. Галест напал на Птолемея VIII, намереваясь посадить этого ребенка на трон. Наемники Птолемея VIII, у которых была задолженность по зарплате, почти перешли на сторону претендента, но их командир Гиеракс предотвратил это, выплатив им зарплату из своих собственных денег. К февралю 139 г. до н.э. Галест был побежден, и Птолемей VIII издал указ, подтверждающий права и привилегии египетского жречества, в котором он представлял себя, Клеопатру II и Клеопатру III гармонично правящими вместе. [66]
В том же году Птолемей VIII принял римское посольство во главе со Сципионом Эмилианом , которое должно было осуществить мирное урегулирование всех дел в Восточном Средиземноморье. Древние источники подчеркивают роскошное приветствие, которое получили римляне, главным образом для того, чтобы противопоставить его строгому поведению римлян. К этому моменту он, по-видимому, сильно располнел, и его везде возили на носилках. [67] [66] [68]
Гражданская война (132–126 до н.э.)
[ редактировать ]В конце 132 г. до н.э. конфликт между королевскими братьями и сестрами наконец перерос в открытую войну, в которой Птолемей VIII и Клеопатра III с одной стороны противостояли Клеопатре II с другой. Поначалу Птолемей сохранял контроль над Александрией, но в конце 131 г. до н.э. жители Александрии восстали в пользу Клеопатры II и подожгли царский дворец. [69] Птолемей VIII, Клеопатра III и их дети бежали на Кипр. Тем временем Клеопатра II была коронована как единственная царица - впервые это сделала женщина Птолемея - и приняла титул Тея Филометор Сотейра («Материнская богиня-спасительница»), что связывало ее с ее умершим мужем Птолемеем. VI и основателю династии Птолемею I. [58] [59] [70] [71]
Хотя Александрия встала на сторону Клеопатры II и ее, как правило, поддерживали греки и евреи по всей стране, Птолемей VIII и Клеопатра III были более популярны среди коренного египетского населения. Большая часть Египта продолжала признавать Птолемея VIII царем. Однако на юге страны человек по имени Харсиеси воспользовался хаосом, чтобы восстать - следуя по стопам восстания Хугронафора и Анхмакиса (206-185 гг. до н.э.). Харсиеси, вероятно, объявил себя фараоном и сумел захватить контроль над Фивами в августе или сентябре 131 г. до н.э. Он был изгнан в ноябре и преследовался Паосом , стратегом Фиваиды, который также был египтянином. [72] [71]
Птолемей VIII и Клеопатра III вернулись с Кипра в Египет к началу 130 г. до н. э. К весне они уже контролировали Мемфис. Впечатленные успехом Паоса в борьбе с Харсиеси, они назначили его командовать всем Верхним Египтом и поставили во главе всего военного аппарата - впервые коренной египтянин занимал столь видное положение. Наконец Харсиеси был схвачен и казнен в сентябре 130 г. до н. э. [72] Александрия была осаждена, но Птолемей VIII и Клеопатра III не смогли ее захватить. Клеопатра II также сохраняла крепости по всей стране: в октябре 130 г. до н.э. под ее контролем все еще находился Хармонтис в Фиваиде. В контексте борьбы между Клеопатрой II и Птолемеем VIII последний устранил двух своих старших сыновей: один был вызван из Кирены (возможно, это был сын Клеопатры II от Птолемея VI) и убит по подозрению, что александрийцы сделают его король; другому, Птолемею Мемфиту, сыну Клеопатры II от Птолемея VIII, было около двенадцати лет, когда отец убил его и отправил расчлененные куски обратно Клеопатре II в день ее рождения. [73] Обе стороны обратились в Рим, но Сенат не вмешался в конфликт. [74] [71]
В отчаянии в 129 г. до н. э. Клеопатра II предложила трон Египта своему зятю, царю Селевкидов Деметрию II , который только что вернулся к власти после многих лет парфянского плена. Деметрий II начал вторжение в Египет в 128 г. до н. э., но его войска все еще находились в восточной пустыне, осаждая пограничную крепость Пелусий, когда пришло известие о том, что его жена, дочь Клеопатры II Клеопатра Тея, поставила их сына Антиоха VIII царем Египта. Сирия. Войска Селевкидов взбунтовались, и Деметрию II пришлось вернуться в Сирию. [75] [76] [71] Чтобы помешать Деметрию II вернуться после того, как он разобрался с этими восстаниями, Птолемей VIII согласился на просьбу, которую он получил от группы повстанцев в Сирии, которые просили его прислать им царского претендента, чтобы возглавить их. Птолемей VIII выбрал Александра II , которого он представил как сына более раннего царя Селевкидов, Александра I ( годы правления 152–145 до н.э.). [77] Возникший в результате конфликт в царстве Селевкидов продолжался годами и означал, что вмешательство Селевкидов в противостояние Птолемею VIII стало невозможным. [78] [71]
В 127 г. до н.э. Клеопатра II забрала свою казну и бежала из Александрии ко двору Деметрия II. [79] [80] В ее отсутствие Птолемей VIII окончательно отвоевал Александрию к августу 126 г. до н.э. [81] Это завоевание сопровождалось кровавой чисткой сторонников Клеопатры II. Трудно сказать, относятся ли различные анекдоты, описывающие кровавую бойню, которой руководил Птолемей VIII, к этому событию или к более ранней чистке 145 г. до н.э. [71] [82]
Третье правление (127/6–116 до н. э.)
[ редактировать ]После этого Птолемей VIII начал переговоры о примирении с Клеопатрой II и двором Селевкидов. В 124 г. до н. э. Птолемей VIII отказался от поддержки Александра II и вместо этого согласился поддержать сына Деметрия II Антиоха VIII. Он скрепил соглашение, отправив свою вторую дочь от Клеопатры III, Трифену , замуж за Антиоха VIII. [83] Клеопатра II вернулась в Египет из двора Селевкидов и снова была признана соправителем Птолемея VIII и Клеопатры III. Она появляется вместе с ними в папирусных документах, начиная с июля 124 г. до н.э. [80] [84] [85]
Тем не менее примирение Птолемея VIII и Клеопатры III с Клеопатрой II было долгим процессом. Чтобы закрепить примирение и восстановить мир и процветание Египта, королевское трио издало в апреле 118 г. до н.э. Указ об амнистии, который сохранился в нескольких копиях папируса . [86] Этот указ прощал все преступления, кроме убийств и ограблений храмов, совершенные до 118 г. до н.э., поощрял беженцев возвращаться домой и требовать свою собственность, отменил все неуплаченные налоги, подтвердил предоставление земли солдатам во время гражданской войны, подтвердил владение храмовыми землями и налоговые привилегии. и под страхом смерти приказал налоговым чиновникам использовать стандартизированные меры и веса. Кроме того, указ установил юрисдикцию судов в юридических спорах между египтянами и греками. Отныне это будет определяться языком, на котором были написаны документы, лежащие в основе юридического спора: хрематисты ( судьи по деньгам) будут решать споры по поводу греческих документов, а лаокриты (народные судьи) будут разрешать споры по поводу египетских документов. документы. Хрематистаям больше не разрешалось тащить египтян в свои дворы, как , по-видимому, происходило раньше. [85]
Птолемей VIII умер 28 июня 116 г. до н. э. Ему наследовал его старший выживший сын Птолемей IX , наряду с Клеопатрой II и Клеопатрой III. Юстин сообщает, что оставил трон Клеопатре III и тому из своих сыновей, которого она предпочла. Хотя она предпочитала своего младшего сына Птолемея X , жители Александрии вынудили ее выбрать Птолемея IX. Эта версия, вероятно, ложная, выдуманная после того, как Птолемей IX был свергнут Птолемеем X. [87] [88]
Режим
[ редактировать ]Династический культ Птолемеев
[ редактировать ]В Птолемеевском Египте существовал династический культ, в центре которого был праздник Птолемеи и ежегодный священник Александра Великого , полный титул которого включал имена всех правящих пар Птолемеев и появлялся в официальных документах как часть формулы даты. В октябре 170 г. до н.э., когда Птолемей VIII впервые стал соправителем своих брата и сестры, которым уже поклонялись как Теои Филометорес («Боги, любящие мать»), он был просто добавлен в их культ как третий «Бог, любящий мать». ". [1] [10] Когда он захватил единоличную власть в 164 г. до н. э., он, похоже, принял новый эпитет Эвергетес («Бог-благодетель»), но неясно, как это повлекло за собой династический культ. После его изгнания из Александрии в 163 г. до н.э. Теои Филометоры снова засвидетельствованы. [38]
В начале своего второго правления в 145 г. до н. э. Птолемей VIII окончательно был включен в династический культ, и он и Клеопатра II стали Теоями Эвергетай («Богами-благодетелями»). [57] [80] Клеопатра III была добавлена в качестве третьего бога-благодетеля в 142 или 141 году до нашей эры, за некоторое время до того, как она вышла замуж за Птолемея VIII и получила статус соправителя. [89] В период гражданской войны Клеопатра II исключила Теоев Эвергетай из династического культа в Александрии, но Птолемей VIII и Клеопатра III сохранили своего конкурирующего жреца Александра с 130 г. до н.э., пока не вернули Александрию в 127 г. до н.э. В документах он указан как «Жрец Александра... в царском стане». [71] Ситуация до гражданской войны восстановилась в 124 г. до н.э. после примирения Птолемея VIII со своей сестрой и продолжалась до смерти Птолемея VIII.
С мая 118 г. до н. э., вскоре после окончательного примирения королевской троицы, в династический культ был включен новый король, Теос Неос Филопатор («Новый Отец, любящий Бога»). Это был посмертный культ одного из князей, убитых Птолемеем VIII, либо Птолемея, сына Птолемея VI и Клеопатры II, либо Птолемея Мемфита, сына Птолемея VIII и Клеопатры II. В недавних исследованиях Птолемей Мемфис обычно является предпочтительным кандидатом, а его обожествление служит показателем того, что принц посмертно примирился со своим отцом и убийцей. [85] [90]
После смерти Арсинои II умершие царицы Птолемеев были удостоены отдельного собственного династического культа, включая отдельную жрицу, которая маршировала в религиозных процессиях в Александрии позади священника Александра Великого и чьи имена также фигурировали в формулах датировки. В 131 или 130 г. до н.э. Птолемей VIII и Клеопатра III воспользовались этой традицией в своем конфликте с Клеопатрой II, учредив новое священство в честь Клеопатры III. Эта новая должность называлась «Иерос Полос (священный жеребенок) Исиды, Великой Матери Богов» и располагалась сразу после жреца Александра и перед всеми жрицами предыдущих цариц в порядке старшинства. Эта должность отличалась от предыдущих священств тем, что она предназначалась для живой королевы, а не для умершей, и потому, что ее обладателем был священник, а не жрица. Это положение не засвидетельствовано после 105 г. до н.э. [71] [89]
Идеология фараонов и традиционная египетская религия
[ редактировать ]С самого начала династии Птолемеев Птолемеи взяли на себя традиционную роль египетского фараона и заключили симбиотический союз с египетской жреческой элитой. Степень вклада Птолемеев в этот аспект своего правления неуклонно возрастала на протяжении третьего и второго веков до нашей эры. Птолемей VIII, тем не менее, представляет собой новый этап в этом процессе, поскольку в конфликте с Клеопатрой II он оказался более популярен среди своих египетских подданных, чем среди своих греческих.
В указе об амнистии, объявлявшем о примирении Птолемея VIII, Клеопатры III и Клеопатры II в 118 г. до н.э., царское трио обязалось поддержать работы по реконструкции и ремонту храмов по всему Египту. Они также пообещали оплатить мумификацию и захоронение быков Аписа и Мневиса . [85]
Александрийская стипендия
[ редактировать ]Птолемей VIII был активным участником греческой науки, особенно филологии . он написал исследование Гомера Сообщается, что где-то до 145 г. до н. э. и двадцать четыре книги «Гипомнематы» («Записки»), разнообразный сборник парадоксографии , включающий рассказы об исторических и современных монархах, а также об экзотической дикой природе и другие темы. Сохранившиеся фрагменты собраны в Феликса Якоби книге « Fragmente der griechischen Historiker». [91]
Несмотря на этот интерес, во время правления Птолемея VIII значение Александрии как интеллектуального центра серьезно снизилось, отчасти из-за резни, которую он устроил при взятии под свой контроль города в 145 г. до н.э. и снова в 126 г. до н.э. Среди его жертв в первый раз был ряд выдающихся интеллектуалов, в том числе Аристарх Самофракийский и Аполлодор Афинский . [61] Остальные александрийские интеллектуалы, похоже, были отправлены в изгнание, в основном переехав в Афины или на Родос . [92]
Торговля в Индийском океане
[ редактировать ]Птолемеи долгое время сохраняли сеть торговых факторий по всему Красному морю , что позволяло им приобретать золото, слоновую кость и слонов с Африканского Рога . В самые последние годы правления Птолемея VIII эти моряки обнаружили, что ежегодное изменение направления Индийского муссонного течения позволяет летом пересекать Индийский океан морем, а затем возвращаться зимой. Первым греком, совершившим это путешествие, был Евдокс из Кизика , который, как сообщается, путешествовал в Индию в 118 г. до н.э., а затем снова в 116 г. до н.э. [93] Это открытие открыло возможность прямой морской торговли с Индией . Раньше торговля Средиземноморья с Индией опиралась на посредников — моряков из арабских центров в Аденском и Персидском заливах , а затем пустынных караванов под предводительством набатейцев, которые везли товары через Аравийскую пустыню к побережью Средиземного моря. Отныне моряки из Птолемеевского Египта стали самостоятельно совершать полный путь. Это знаменует собой начало торговли в Индийском океане , которая станет важной частью евразийской экономической мировой системы, действовавшей с первого века до нашей эры до четвертого века нашей эры. [2]
Браки и проблемы
[ редактировать ]Птолемей VIII женился на своей старшей сестре Клеопатре II после своего вступления на престол в 145 г. до н. э. У них был один сын:
Имя | Изображение | Рождение | Смерть | Примечания |
---|---|---|---|---|
Птолемей Мемфис | 144–142 гг. до н.э. | 130 г. до н.э. | Убит своим отцом в ок. 130 г. до н.э.; представлен как король в храме Эдфу, но нет никаких свидетельств функционального совместного регентства ни с одним из его родителей. |
В 142 или 141 году до нашей эры Птолемей VIII также женился на своей племяннице Клеопатре III, дочери Птолемея VI и Клеопатры II. У них было несколько детей:
Имя | Изображение | Рождение | Смерть | Примечания |
---|---|---|---|---|
Птолемей IX | 142 г. до н.э. | Декабрь 81 г. до н. э. | Соправитель Египта вместе со своей матерью и бабушкой с 116 по 107 год до нашей эры, когда он был сослан на Кипр. Он снова правил Египтом с 88 по 81 год до нашей эры. | |
Птолемей X | 140 г. до н.э.? | 88-87 гг. до н. э. | Царь Кипра с 114 по 107 г. до н.э., когда он стал соправителем Египта вместе со своей матерью, пока не был изгнан в 88 г. до н.э. | |
Трифена | в. 140 г. до н.э. | 110/09 г. до н.э. | Вышла замуж за царя Селевкидов Антиоха VIII. | |
Клеопатра IV | 138–135 гг. до н. э.? | 112 г. до н.э. | Была замужем за своим братом Птолемеем IX и была соправительницей с ним с 116 по 115 год до нашей эры, когда развелась с ним и снова вышла замуж за селевкидского царя Антиоха IX. | |
Клеопатра Селена | 135–130 гг. до н.э.? | 69 г. до н.э. | Замужем за Птолемеем IX с 115 г. до н. э., вероятно, до 107 г. до н. э., когда она, возможно, снова вышла замуж за Птолемея X. Затем она вышла замуж последовательно за тремя царями Селевкидов: вдовцами своих сестер, Антиохом VIII и Антиохом IX, а затем, наконец, за своего пасынка (Антиоха). сын IX), Антиох X. Клеопатра Селена в конечном итоге станет царицей Сирии самостоятельной . |
От наложницы, возможно, Эйрины, у Птолемея VIII были дальнейшие проблемы:
Имя | Изображение | Рождение | Смерть | Примечания |
---|---|---|---|---|
Птолемей Апион | 96 г. до н.э. | Король Киренаики с неопределенной даты до 96 г. до н.э. |
Нумерация
[ редактировать ]Нумерация царей Птолемеев, как и любых эллинистических монархов, является современной научной условностью; в лучшем случае древние источники неофициально различали царей с одинаковыми именами по их эпитетам или прозвищам, а иногда и нумеровали их, если они повторялись: так, наш Птолемей VIII Эвергет — это «[Птолемей] Эвергет II» в Каноне Птолемея . [94] Пытаясь синхронизировать показания повествовательных источников и эпиграфических свидетельств, а также вводясь в заблуждение появлением дополнительных царских имен в списках обожествленных Птолемеев, современная наука в свое время причислила Птолемея Евпатора к предшественнику Птолемея VI Филометора (сделав последнего «Птолемеем VII Филометор») и Птолемей Неос Филопатор как предшественник Птолемея VIII Эвергета (что делает последнего «Птолемеем IX Эвергетом»). [95] ). Как только было установлено, что внесение в династический культ отражает порядок смерти и обожествления, а не правления, и что Птолемей Евпатор был сыном и соправителем Птолемея VI Филометора, который так и не стал единоличным или старшим монархом, его перестали числить , оставив своего отца как «Птолемей VI Филометор» (сделав своего дядю «Птолемеем VIII Эвергетом»). Однако лишь недавно было установлено, что Птолемей Неос Филопатор никогда не был единственным или старшим монархом (и, вероятно, даже никогда не был соправителем); даже если его отождествлять с выжившим сыном Птолемея VI Филометора (текущие исследования отдают предпочтение Птолемею Мемфиту, сыну Птолемея VIII Эвергета), и даже если он правил в 145 г. до н.э. (чего он не сделал), поскольку Птолемей VIII Эвергет стал царем как соправителем (в 170 г. до н. э.) и единственным монархом (в 164 г. до н. э.) задолго до появления любого из своих племянников и сыновей, он будет «Птолемеем VII Эвергетом». Однако, чтобы не вызвать путаницы с большим объемом накопленной литературы, уже называющей его «Птолемей VIII Эвергет», большинство ученых продолжают называть его под этим номером. [96] Тем не менее, Птолемей VIII Эвергет иногда правильно, но потенциально сбивает с толку, появляется как «Птолемей VII Эвергет». Во избежание возможной путаницы к их именам в дополнение к нумерации рекомендуется добавлять эпитет и/или прозвище царей Птолемеев.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Нумерация Птолемеев - современное соглашение. В более старых источниках число может быть на единицу выше или ниже. Самый надежный способ определить, о каком Птолемее идет речь в каждом конкретном случае, - это использовать эпитет (например, «Филопатор»).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Крис Беннетт. «Птолемей VIII» . Египетская царская генеалогия . Дом Тиндейла . Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Хельбл 2001 , с. 204
- ^ Имена и эпитеты см. Hölbl 2008: 92, 183, 195; о титуле фараонов Beckerath 1999: 240–241.
- ^ Jump up to: а б Грейнджер 2010 , с. 274
- ^ Крис Беннетт. «Клеопатра I» . Дом Тиндейла . Проверено 28 сентября 2019 г.
- ^ Эйдан Додсон, Дайан Хилтон, Полное собрание королевских семей Древнего Египта , 2004 г.
- ^ Jump up to: а б Grainger 2010 , стр. 294–5.
- ^ II Маккавеи 3.
- ^ Grainger 2010 , стр. 284–8.
- ^ Jump up to: а б Скит, TC (1961). «Двенадцатый год, который также является первым»: вторжение в Египет Антиоха Эпифана». Журнал египетской археологии . 47 : 107–113.
- ^ Хёлбль 2001 , с. 172
- ^ Полибий 28.12.8
- ^ Jump up to: а б Уолбанк, ФРВ (1979). Комментарий к Полибию III: Комментарий к книгам XIX–XL . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 321 и далее.
- ^ Порфир, FGrH 260 F 49a
- ^ Grainger 2010 , стр. 296–7.
- ^ Полибий 28.19
- ^ Полибий 20.23
- ^ Grainger 2010 , стр. 297–300.
- ^ Полибий 29.23.4; Порфир ФГрХ 260 F 2,7
- ^ Grainger 2010 , стр. 300–1.
- ^ Хельбл 2001 , стр. 144–6
- ^ Grainger 2010 , стр. 301–2.
- ^ Полибий 29.23.4; Ливий 45.11.2-7
- ^ Grainger 2010 , стр. 303–4.
- ^ Диодор 31.1
- ^ Мурен, Л. (1978–1979). «Антиох IV Эпифан и царство Птолемеев». Акты XV Международного конгресса папирологии . Брюссель. стр. IV.78–84.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Полибий 9.27; Диодор 31.2-3.
- ^ Хельбл 2001 , стр. 146–8
- ^ Grainger 2010 , стр. 305–8.
- ^ Эррингтон 2008: 258-260.
- ^ Jump up to: а б с Grainger 2010 , стр. 310–1.
- ^ Диодор 31.15а
- ^ Jump up to: а б МакГинг, Британская Колумбия (1997). «Восстание в египетском стиле: внутренняя оппозиция правлению Птолемеев». Архив исследований папируса . 43 (2): 289–90.
- ^ Диодор 31.17б
- ^ Диодор 31.18
- ^ Диодор 31.20 и 31.17c; Полибий 18.31.14
- ^ Grainger 2010 , стр. 312 и 319–320.
- ^ Jump up to: а б Хельбл 2001 , стр. 183–4
- ^ Эррингтон 2008: 292-293.
- ^ Полибий 31.10, 17-18.
- ^ Jump up to: а б Грейнджер 2010 , с. Ошибка 325 и 327
- ^ Jump up to: а б Хельбл 2001 , стр. 185–186
- ^ Полибий 31.19-20
- ^ Полибий 33.11.4-7
- ^ Jump up to: а б ИГ Сир. 011200: текст и перевод на Добиас-Лалу, Кэтрин. «Завещание Птолемея VIII Эвергета II» . Надписи греческой Киренаики . CRR-MM, Alma Mater Studiorum Università di Bologna . Проверено 4 октября 2019 г.
- ^ Полибий 33.11
- ^ Полибий 39.7; Диодор 31.33
- ^ Jump up to: а б с д Хельбл 2001 , стр. 187–189
- ^ Grainger 2010 , стр. 327–328.
- ^ Плутарх Жизнь Тиберия Гракха 1.
- ^ Гюнтер, Л.-М. (1990). «Корнелия и Птолемей VIII. Об историчности предложения руки и сердца (Плут. ТГ 1, 3)». История . 39 : 124–128.
- ^ Крискуоло, Л. (2011). «Я завещаю Толемео VIII Эвергете II». В Йорденсе, А.; Шарлатан, Дж.Фр. (ред.). Египет между внутренними раздорами и внешним давлением: времена Птолемея VI. по VIII: международный симпозиум в Гейдельберге 16-19 сентября 2007 г. Висбаден. стр. 132–150.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Эррингтон 2008: 293-295.
- ^ См. краткое содержание обсуждения в: Пфайффер, Стефан (2015). Греческие и латинские надписи об империи Птолемеев и римской провинции Египет . Введения и исходные тексты по египтологии (на немецком языке). Том 9. Мюнстер: Лит. стр. 131–132.
- ^ Джастин 38.8.2-3; Диодор 33.13.
- ^ Jump up to: а б Крис Беннетт. «Птолемей» . Дом Тиндейла . Проверено 4 октября 2019 г. ; Крис Беннетт. «Птолемей» . Дом Тиндейла . Проверено 4 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хельбл 2001 , стр. 194–195
- ^ Jump up to: а б с д Юстин Воплощение Помпея Трога 38.8
- ^ Jump up to: а б Валерий Максим Памятные дела и высказывания IX.ext.5
- ^ Страбон , География 17.1.11; Плутарх Жизнь Кориолана 11.2
- ^ Jump up to: а б Менеклес из Барсы FGrH 270 F9
- ^ Шово 2000: 257-258.
- ^ Ковилль и Девошель 1984: 51-52; Шово 2000.
- ^ Ливий Периохии 59; Юстин, воплощение Помпея Трога 38,8
- ^ Огден, Дэниел (1999). Полигамия, проститутки и смерть: эллинистические династии . Лондон: Дакворт. стр. 96–98.
- ^ Jump up to: а б Хельбл 2001 , с. 196
- ^ Диодора Библиотека 33.28b; Посейдоний FGrH 87 F7; Юстин, воплощение Помпея Трога 38.8.8-11
- ^ Эррингтон 2008: 295-297.
- ^ Юстин, Воплощение Помпея Трога 38.8.11-15; Ливий , Периохи 59.
- ^ Крис Беннетт. «Птолемей» . Дом Тиндейла . Проверено 4 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хельбл 2001 , стр. 197–200
- ^ Jump up to: а б Крис Беннетт. «Харсиеси» . Дом Тиндейла . Проверено 10 ноября 2019 г. .
- ^ Диодора Библиотека 34/35.14; Юстин, Воплощение Помпея Трога 38.8.13-15; о «старшем сыне» как сыне Птолемея VI и Клеопатры II см., например, Bielman 2017: 86, 95–98; в большей части научных исследований его отождествляют с Птолемеем Мемфитом.
- ^ Ливий , Периохии 59
- ^ Юстин, Воплощение Помпея Трога 38.9 и 39.1; Евсевий 1.257
- ^ Хоутон, Артур; Наездник, Жорж (1988). «Первое правление Антиоха VIII в Антиохии в 128 году». Бюллетень греческой корреспонденции . 112 : 401–411. дои : 10.3406/бч.1988.1752 . ; Чрубасик 2016 , с. 143
- ^ Евсевий, Хронография I.257; Юстин Воплощение Помпея Трога 39.1
- ^ Grainger 2011 , стр. 375–82.
- ^ Джастин Воплощение Помпея Трога XXXIX.1
- ^ Jump up to: а б с Крис Беннетт. «Клеопатра II» . Дом Тиндейла . Проверено 4 октября 2019 г.
- ^ Grainger 2011 , стр. 382–3.
- ^ Эррингтон 2008: 297-298.
- ^ Джастин Воплощение Помпея Трога 39.2
- ^ Grainger 2011 , стр. 383–4.
- ^ Jump up to: а б с д Хельбл 2001 , стр. 201–203
- ^ П. Тебт . I 5 (с текстом и переводом в [1] .
- ^ Крис Беннетт. «Птолемей IX» . Дом Тиндейла . Проверено 4 октября 2019 г.
- ^ Эррингтон 2008: 298-299.
- ^ Jump up to: а б Крис Беннетт. «Клеопатра III» . Дом Тиндейла . Проверено 10 ноября 2019 г. .
- ^ Шово 2000: 259-261.
- ^ Птолемей VIII, FGrH 234
- ^ Хёлбль 2001 , с. 203
- ^ Страбона География 2.3 ( Текст о LacusCurtius ).
- ^ Бикерман 1980: 111; Тумер 1998: 11.
- ^ Например, в Chassinat 1929: 92, 299.
- ^ Такова была рекомендация Chauveau 2000: 165 n. 111; сравните Эррингтон 2008: 258.
Библиография
[ редактировать ]- Бекерат, Дж. фон, Справочник египетских королевских имен , Майнц, 1999.
- Бикерман, Э.Дж., Хронология древнего мира , 2-е изд. изд., Лондон, 1980.
- Бильман А., «Стереотипы и реалии женской политической власти: гражданская война в Египте между 132 и 124 годами до нашей эры», EuGeStA 7 (2017) 84–114.
- Ковилль С. и Д. Девошель, «Храм Эдфу: этапы строительства, новые исторические данные», Revue d'Egyptologie 35 (1984) 31–55.
- Шассинат, Э., Храм Эдфу 4, Каир, 1929 г.
- Шово, М., «Снова Птолемей «VII» и бог Неос Филопатор!», Revue d’Egyptologie 51 (2000) 257–261.
- Хрубасик, Борис (2016). Короли и узурпаторы в империи Селевкидов: люди, которые будут королем . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198786924 .
- Эррингтон, Р.М., История эллинистического мира 323–30 гг. до н.э. , Молден, Массачусетс, 2008.
- Питер Грин , Александр Акциуму ( Калифорнийский университет Press , 1990) ISBN 0-520-05611-6
- Хёльбл, Гюнтер (2001). История империи Птолемеев . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 143–152 и 181–194. ISBN 0415201454 .
- Питер Надиг, Между королем и карикатурой: образ Птолемея VIII в напряженном поле традиций (CH Beck, 2007) ISBN 978-3-406-55949-5
- Тумер, Г.Дж., Альмагест Птолемея , Принстон, Нью-Джерси, 1998.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Птолемей Эвергет II в Лакус-Куртиусе - (Глава X « Дома Птолемея» Э. Р. Бевана , 1923 г.)
- Завещание Птолемея VIII. Архивировано 24 декабря 2014 года в Wayback Machine.
- Запись о Птолемее VIII в онлайн-генеалогии Птолемеев Криса Беннета.