Ороферн Каппадокийский

Ороферн Никифор (по -гречески : Oρoφέρνης Nικηφόρoς, также известный как Олоферн ) был одним из двух сыновей Антиохиды (дочери Антиоха III Великого ), которых якобы имел от Ариарата IV , царя Каппадокии , потому что у нее не было детей ( имя другого было Ариарат). Однако затем она родила ребенка Митридата и рассказала мужу о ложных сыновьях. Они были отправлены в Рим и Ионию соответственно, чтобы избежать спора о престолонаследии с законным сыном, имя которого было изменено на Ариарат и который сменил своего отца на посту Ариарата V в 163 г. до н.э. Несколько лет спустя Ороферн сверг его с помощью Деметрия I Сотера , который стал царем основанной в Сирии империи Селевкидов в 161 г. до н.э., когда он сверг Антиоха V , несовершеннолетнего царя, и его регента Лисия . Царствование Ороферна было недолгим. Римляне восстановили Ариарата V.
Сведения об Ороферне, которыми мы располагаем, исходят от Юстина , Диодора Сицилийского и Полибия , чьи труды сохранились фрагментарно. Поэтому эта информация неполная. У нас также есть очень краткие упоминания об Ороферне у Аппиана и Зонары .
По словам Юстина, когда Ариарат V отказался жениться на сестре Деметрия I, последний приветствовал пришедшего к нему в качестве просителя Ороферна и поддержал его притязания на трон Каппадокии. Для Деметрия это было предлогом для войны, поскольку он хотел расширить свое царство и увеличить свою власть, ведя войну со своими соседями. Однако Ороферн вступил в заговор с недовольным народом Антиохии с целью его изгнания. Заговор был раскрыт. Деметрий сохранил ему жизнь, чтобы он мог продолжать войну против Ариарата V. Он схватил его и заключил в тюрьму в Селевкии , в своем царстве. Народ Антиохии упорствовал в своем восстании. На них напал Деметрий, но их поддержали Птолемей VI , царь Птолемеевского царства Египта , , Аттал II , царь Пергама и Ариарат V. Они послали Баласа, молодого человека, притвориться, что он брат Антиоха V и силой претендовать на трон. Звали его Александр (см. Александр Балас ). Люди поверили ему. Он победил Деметрия, который погиб в бою. [1]
В кратком отчете Юстина не упоминается низложение Ариарата V. Это зафиксировано в « Периохах» , Ливия где в записи 47-й книги говорится, что «царь Ариарат Каппадокийский, изгнанный из своего царства по инициативе и с войсками царя Деметрия ..." [2]
Аппиан писал, что Деметрий сверг Ариарата V и отдал трон Каппадокии Олоферну, который дал за это Деметрию 1000 талантов. [3]
Диодор Сицилийский писал, что Ороферн сверг Ариарата V и не пытался заручиться поддержкой народа. Он собрал деньги за счет принудительных пожертвований. Он казнил многих людей. Он подарил Тимофею 50 талантов, а Деметрию - 70 талантов, в дополнение к тому, что заплатил ему 600 талантов и все еще был должен ему 400 талантов (вероятно, это деньги, которые, по словам Аппиана, он заплатил Деметрию за свержение Ариарата). Он начал облагать поборами всех своих подданных и конфисковывать имущество людей «самого высокого достоинства». Именно в этот момент Балас (Диодор не назвал своего имени и говорит лишь, что он был юношей, похожим на Антиоха V) был послан бросить вызов Деметрию. Согласно этому рассказу, он был из Смирны и был послан Атталом II, который был огорчен изгнанием Ариарата V и также имел причины желать держать Деметрия под контролем. Он дал ему королевские знаки отличия и отправил к Зенофану, киликийцу , у которого был спор с Деметрием, и которому помог Евмен II , отец Аттала. Этот человек распространил информацию о том, что юноша хочет вернуть себе трон своего отца. [4]
По словам Полибия , Ариарат V прибыл в Рим летом 158 г. до н.э. После того, как консулы 157 г. до н. э. Секст Юлий Цезарь и Луций Аврелий Орест вступили в должность, он начал лоббировать. Он и его свита оделись скромно, чтобы подчеркнуть свое тяжелое положение. Мильтиад прибыл в качестве посланника Деметрия, чтобы защитить Деметрия и выступить против Ариарата. Ороферн послал делегацию во главе с Тимофеем и Диогеном, чтобы защитить дело Ороферна и обвинить Ариарата V. Они принесли корону, посвященную Риму, что было способом присяги на верность Риму, и попросили возобновить союз Каппадокии с Римом. Лоббирование этой делегации произвело большее впечатление, потому что она превосходила численностью Ариарата, выглядела более процветающей и игнорировала истину. Поскольку некому было опровергнуть ложь, она одержала верх. [5] Однако в другом отрывке Полибий пишет, что Ариобарзан восстановился и покинул Италию. Ороферн и Теотим обвиняли в этом друг друга. [6] [7] В другом отрывке он резюмировал, что Ариарат был изгнан Ороферном «при посредничестве царя Деметрия» и вернул себе трон «с помощью Аттала». [8] Он также отметил, что после того, как Аттал стал преемником своего брата Евмена, его политика заключалась в том, чтобы вернуть Ариарату его царство. [9]
Тот факт, что Ариарат V был восстановлен в качестве единоличного правителя Каппадокии вместо того, чтобы быть соправителем своего предполагаемого брата, записан в Периохах: «Царь Ариарат Каппадокийский... был восстановлен сенатом. [2]
Диодор Сицилийский писал, что послы Ороферна составили заговор против Ариарата V, но последний схватил их и предал смерти на Корфу , острове у западной Греции. Приспешники Ороферна строили планы против Ариарата в Коринфе , в Греции. Однако Ариарат ускользнул от них и благополучно добрался до Аттала в Пергаме . [10]
В отличие от Полибия и Диодора Сицилийского, Аппиан писал, что римляне «решили, что как братья Ариарат и Ороферн должны править вместе». [3]
Зонара тоже писал, что римляне постановили, что Ариарат VI и Ороферн должны быть соправителями. В его рассказе Ороферн также упоминается как единственный ребенок Антиохида и Ариарата IV до рождения Ариарата V. Антиохид усыновил Ороферна. О еще одном приемном сыне не упоминается. Когда родился Ариобарзан V, положение Ороферна было «обнаружено, и он был изгнан». В своем кратком упоминании об Ариарате VI и Ороферне Зонара далее написал, что Ороферн сверг Ариарата V, возглавив восстание и победив его. Аттал II был союзником Ариарата, а Деметрий был союзником Ороферна. Римляне решили, что два брата должны разделить королевство. Впоследствии тот факт, что Ариарат V был объявлен союзником Рима, позволил ему свергнуть Ороферна и стать единоличным правителем. Когда Аттал II сменил Евмена II после его смерти, он изгнал Ороферна и Деметрия из Каппадокии. [11] Полибий сообщил, что вскоре после своего восшествия на престол в 163 г. до н. э. Ариарат отправил послов в Рим, чтобы возобновить «ранее существовавший союз». [12] Это зафиксировано и в периохах. [13]
Полибий писал, что Ороферн недолго удерживал царство. Он думал, что Ороферн презирал традиционные каппадокийские обычаи и «ввел изысканный разврат Ионии ». Он потерял свое королевство и жизнь, потому что пал жертвой страсти к деньгам и пожертвовал ради этого своей жизнью. [14] Эту точку зрения разделял Афиней , который считал ионическую роскошь, введенную Ороферном, искусственной. [15]
Полибий писал, что Ороферн, накопивший большую сумму, положил в городе Приене на черный день 400 талантов. Позже город вернул деньги. [16] В другом отрывке он пишет, что после того, как он был восстановлен, Ариарат V, который думал, что деньги принадлежат королевству, попросил Приену вернуть ему деньги. Город отказался отдать его кому-либо еще, пока был жив Ороферн. Ариарат послал войска опустошить его территорию. Приена, отправившая послов на Родос , теперь обратилась к римлянам, которые проигнорировали это. Полибий прокомментировал, что «приенцы возлагали большие надежды на то, что владеют такой большой суммой, но результат был прямо противоположным. Ибо они вернули залог Ороферну и несправедливо понесли значительный ущерб от рук царя Ариарата из-за на этот же депозит». [17]
По словам Диодора Сицилийского, когда положение Ороферна ухудшилось, он беспокоился о плате своим солдатам и опасался возможного мятежа. Поскольку он был без средств, он ограбил храм Зевса , считавшийся неприкосновенным, чтобы выплатить задолженность по заработной плате. [18]
Сегодня Ороферн в основном известен благодаря стихотворению, написанному знаменитым современным греческим поэтом Константином П. Кавафисом в 1915 году. Размышляя над тетрадрахмой , найденной в Приене, поэт написал «Ороферн», о жизни самозванца и его приключениях.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Юстин, Краткое изложение филиппических историй Помпея Трога, 35.1
- ^ Jump up to: а б Ливий, Периохии, 47
- ^ Jump up to: а б Аппиан, Митридатовы войны, 47.
- ^ Диодор Сицилийский, Историческая библиотека, 31.32, 32a.
- ^ Полибий, Истории, 32.10.
- ↑ В двух отрывках мы находим Тимофея и Феотима. Это мог быть один и тот же человек, и его имя могло быть написано с ошибкой в одном из случаев, когда текст переписывался с оригинала.
- ^ Полибий, Истории, 32.11.2-3, 32.11.9.
- ^ Полибий, Истории, 3.5.2
- ^ Полибий, Истории, 32.12.
- ^ Диодор Сицилийский, Историческая библиотека, 31.32b.
- ^ Зонара, римская история, 9.24.
- ^ Полибий, Истории, 31.3.
- ^ Ливий, Периохии, 43
- ^ Полибий, Истории, 32.11.10-11.
- ^ Афиней, Дейпнософисты , книга 10 (отрывки), 10.440b [1]
- ^ Полибий, Истории, 31.32.
- ^ Полибий, Истории, 33.6.
- ^ Диодор Сицилийский, Историческая библиотека, 31.34.
Ссылки
[ редактировать ]- Первоисточники
- Аппиан: Римская история: (Иностранные войны и Гражданские войны), независимое издание, 2017 г.; ISBN 978-1520368993
- Диодор Сицилийский, Историческая библиотека в сорока книгах, Том. 2, Софрон, 1 издание, 2014; ISBN 978-0989783637
- Джастин, Воплощение филиппических историй Помпея Трога (Серия классических ресурсов, № 3), Классические ресурсы Общества классических исследований, Oxford University Press, США, 1994; ISBN 978-1555409517
- Полибий, Истории (мировая классика Оксфорда), Oxford University Press, 2010; ISBN 978-0199534708
- Зонарас, История Зонары (классические переводы Routledge), Routledge, 2011; ISBN 978-0415694322
- Вторичные источники
- Кавафис, Константин; Поэмата , «Ороферн» (1935)
- Руководитель, Барклай; История чисел , «Каппадокия» , (1911)
- Смит, Уильям (редактор); Словарь греческой и римской биографии и мифологии , «Олоферн» , Бостон , (1867 г.)
- Де Манзини О., Росси С.: Нумизматические ссылки в двух стихотворениях Константино Кавафиса http://www.roth37.it/COINS/Kavafis/index.html