Селевкия
ܣܠܝܩ ( Salīq ) Паразиты | |
Альтернативное название | Селевкия, Салик, Селевкия-на-Тигре, Селевкия на Тигре |
---|---|
Расположение | Провинция Багдад , Ирак |
Область | Месопотамия |
Координаты | 33 ° 5'40 "N 44 ° 31'20" E / 33,09444 ° N 44,52222 ° E |
Тип | Урегулирование |
Область | 5,5 км 2 (2,1 квадратных миль) |
История | |
Строитель | Селевк I Никатор |
Основан | в. 305 г. до н.э. |
Заброшенный | 165 г. н.э. |
Периоды | От эллинистического до римского имперского |
Культуры | греческий , парфянский , сасанидский |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1927–1932, 1936–1937, 1964–1968, 1985–1989 |
Археологи | Лерой Уотерман, Кларк Хопкинс, Антонио Инверницци, Джорджио Гуллини |
Селевкия ( / s ɪ ˈ lj uː ʃ ə / ; греческий : Σελεύκεια ), также известная как Селевкия-на-Тигре или Селевкия на Тигре или Селевкия-ад-Тигрим , была крупным месопотамским городом, расположенным на западном берегу реки Тигр. на территории современной провинции Багдад в Ираке . Он был основан около 305 г. до н.э. Селевком I Никатором как первая столица империи Селевкидов и оставался важным центром торговли и эллинистической культуры после того, как имперская столица переехала в Антиохию . Город продолжал процветать под властью парфян , начиная с 141 г. до н. э.; древние тексты утверждают, что его население достигло 600 000 человек. Селевкия была разрушена в 165 году нашей эры римским полководцем Авидием Кассием и в последующие столетия постепенно канула в безвестность. Это место было заново открыто археологами в 1920-х годах.
Имена
[ редактировать ]Селевкия ( греч . Σελεύκεια , Селевкея ) названа в честь Селевка I Никатора , который расширил более раннее поселение и сделал его столицей своей империи около 305 г. до н.э. Это был самый большой и важный из многих городов, носивших его имя , но иногда его называют Селевкией-на-Тигре или Селевкией на Тигре ( лат . Seleucia ad Tigridem ) по названию реки .
В текстах синодов Церкви Востока город упоминается как Салик ( сирийский : . ������������) [1] или иногда Māḥôzē ( сирийский : ��������������������) , когда речь идет о метрополии Селевкия-Ктесифон .
Сасаниды Вех назвали восточный город -Ардаширом ( персидский : ویهاردشیر ), арабы называли его Бахурасиром.
История
[ редактировать ]Империя Селевкидов
[ редактировать ]Селевкия, как таковая, была основана как первая столица Империи Селевкидов Селевком I Никатором . Дату основания 300 г. до н.э. предложил Огюст Буш-Леклер в 1914 году. [2] Другие ученые предложили 306 г. до н.э. и 312 г. до н.э. [3] [4] Селевк был одним из диадохов- преемников Александра Великого , которые после смерти Александра разделили между собой его империю. Хотя Селевк вскоре перенес свою главную столицу в Антиохию , на севере Сирии Селевкия стала важным центром торговли, эллинистической культуры и регионального управления при Селевкидах.
Чтобы превратить свою столицу в мегаполис, Селевк заставил почти всех жителей Вавилона, за исключением местных храмовых священников/вспомогательных рабочих, покинуть город и переселиться в Селевкию. Табличка, датированная 275 г. до н.э., гласит, что жители Вавилона были перевезены в Селевкию, где были построены дворец и храм (Эсагила). Находясь в месте слияния реки Тигр с крупным каналом, идущим от Евфрата , Селевкия была приспособлена для движения транспорта по обоим великим водным путям.
В III и II веках до нашей эры это был один из великих эллинистических городов, сравнимый с Александрией в Египте и превосходивший сирийскую Антиохию . Раскопки показывают, что стены города охватывали территорию площадью не менее 550 гектаров (1400 акров), что эквивалентно квадрату со стороной примерно 1,5 мили (2,5 километра). Исходя из этого размера, первоначально численность населения оценивалась в более 100 000 человек, а позже, возможно, и больше. Окружающий его регион мог бы прокормить полмиллиона человек. [5]
Полибий (5,52 и далее) использует македонские пелиганы для обозначения совета Селевкии, что подразумевает македонскую колонию, что соответствует ее возвышению при Селевке I; Павсаний ( 1,16 ) сообщает, что Селевк поселил здесь и вавилонян . Археологические находки подтверждают наличие большого количества населения негреческой культуры.
В 141 г. до н.э. парфяне под предводительством Митридата I завоевали город, и Селевкия стала западной столицей Парфянской империи . Тацит описал его стены и упомянул, что даже при парфянском правлении это был полностью эллинистический город. Древние тексты утверждают, что в городе проживало 600 000 жителей, и им управлял сенат из 300 человек. Это был явно один из крупнейших городов западного мира; только Рим, Александрия и, возможно, Антиохия были более густонаселенными.
В 55 г. до н.э. битва возле Селевкии сыграла решающую роль в установлении династической преемственности царей Аршакидов . В этой битве между правящим Митридатом III (поддерживаемым римской армией Авла Габиния , губернатора Сирии) и ранее свергнутым Ородом II , правящий монарх потерпел поражение, что позволило Ороду восстановить себя в качестве царя. В 41 г. до н.э. Селевкия стала местом резни около 5000 вавилонских еврейских беженцев ( Флавий Флавий , Ант. XVIII. 9, § 9). [3]
В 117 году нашей эры Селевкия была сожжена римским императором Траяном во время его завоевания Месопотамии, но в следующем году она была возвращена парфянам преемником Траяна Адрианом , а затем перестроена в парфянском стиле . Он был полностью разрушен римским полководцем Авидием Кассием в 165 году. [6]
Сасанидское правление
[ редактировать ]новый город Вех-Ардашир построил за рекой Более шестидесяти лет спустя персидский император Ардашир I . Долгое время считалось, что этот новый город расположен в Селевкии, но итальянские раскопки показали, что это новая постройка, отдельная от Селевкии и Ктесифона. действовали христианские Начиная с I века в Месопотамии церкви, а в III или IV веках Селевкия стала важным центром.
После указа о веротерпимости персидского сасанидского царя Йездигерда I , положившего на время конец продолжавшимся в течение 70 лет гонениям на христиан , оставшиеся христиане приступили к реорганизации и укреплению церкви.
Совет Селевкии-Ктесифона (Синод Мара Исаака) собрался в 410 году нашей эры под председательством Мара Исаака , епископа Селевкии-Ктесифона . Важнейшим решением Синода, имевшим далеко идущее влияние на жизнь Церкви, было объявление епископа Селевкии-Ктесифона Предстоятелем весьма Церкви Востока ; и в знак признания этого превосходства ему был присвоен титул « Католикоса ». Синод утвердил Мара Исаака Католикосом и Архиепископом всего Востока. Синод также заявил о своей приверженности решению Никейского Собора и подписал Никейский Символ веры . Каноны Синода не оставляют сомнений в авторитете великого митрополита, католикоса Селевкии-Ктесифонтского. Без его одобрения никакие выборы епископа не были бы действительны.
К концу правления Йездигерда I христиане снова подверглись гонениям в 420 году. Дадешу был избран католикосом в 421 году, а сам пострадал во время гонений и был заключен в тюрьму. Когда он был освобожден, он подал в отставку и покинул Селевкию, но церковь отказалась принять отставку, и последовал Синод Дадьешу , который собрался в 424 году в Маркабате арабов под председательством Мар Дадьешу. Это оказался один из самых значительных из всех персидских синодов. Первый синод Исаака в 410 г. постановил, что католикос Селевкии Ктесифон будет верховным среди епископов Востока. Синод Дадешу постановил, что Католикос должен быть единственным главой Церкви Востока и что над ним не должна признаваться никакая церковная власть. Впервые этот синод назвал католикоса патриархом и что их католикос несет ответственность только перед Богом. Это имело некоторый эффект и убедило Сасанидскую монархию в том, что персидские христиане не находились под влиянием римского врага.
В конце концов город канул в безвестность и был поглощен песками пустыни, вероятно, заброшенный после того, как Тигр изменил свое русло.
Археология
[ редактировать ]Место Селевкии было вновь открыто в 1920-х годах археологами, искавшими Опис . [7]
Начиная с 1927 года профессора Мичиганского университета Лерой Уотерман (1927–1932) и Кларк Хопкинс (1936–1937) руководили раскопками Археологического музея Келси от имени Американской школы восточных исследований в Багдаде на средства, предоставленные Толедским музеем археологии. Искусство и Художественный музей Кливленда . [8] [9] [10] Находки включали множество монет, в основном бронзовых, соляные чеки с именем Селевкии, курильницу с синей глазурью, которая сейчас находится в Багдадском музее, стелу с греческими надписями, многочисленные бусы, металлические предметы, включая гири и хирургические инструменты, и одну досаргоническую кирпич. [11] С 1964 по 1968 год, а затем с 1985 по 1989 год итальянская миссия Туринского университета под руководством Антонио Инверницци и Джорджио Гуллини проводила раскопки на этом месте. Они нашли здание архива Селевкидов, в котором хранится около 30 000 оттисков печатей, все в полностью греческом стиле. [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20]
На внешней стене парфянского периода повторно использованный кирпич, датированный по штампу 821 г. до н. э., в неоассирийский период. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томас А. Карлсон и др., «Селевкия-Ктесифон — Селевкия-Ктесифон», в «Сирийском географическом справочнике», последнее изменение от 25 мая 2016 г., http://syriaca.org/place/2615 .
- ^ Огюст Буш-Леклер, «История Селевкидов II», Париж, 1914 г.
- ^ Карл Юлиус Белох, «История Греции IV i», Берлин, 1923 г.
- ^ Хэдли, Роберт А., «Дата основания Селевкии-на-Тигре», Historia: Journal of Ancient History, vol. 27, № 1, стр. 228–30, 1978.
- ^ Апергис, Г.Г. (2004). Королевская экономика Селевкидов: финансы и финансовое управление империи Селевкидов . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 37–38. ISBN 9781139456135 .
- ^ История упадка и падения Римской империи , Эдвард Гиббон
- ^ «Мичиганский университет.edu» . Архивировано из оригинала 4 января 2012 г. Проверено 10 декабря 2005 г.
- ^ Л. Уотерманн, «Предварительный отчет о раскопках в Тель-Умаре, Ирак», University of Michigan Press, 1931 (можно взять на сайте archive.org [1] )
- ^ Л. Уотерманн, «Второй предварительный отчет о раскопках в Тель-Умаре, Ирак», University of Michigan Press, 1933 (можно взять на сайте archive.org [2] )
- ^ Говард К. Холлис, Материал из Селевкии, Бюллетень Художественного музея Кливленда, том. 20, нет. 8, стр. 129-131, 1933 г.
- ^ Л. Уотерман, «Работа профессора Уотермана в Селевкии», Бюллетень американских школ восточных исследований, вып. 35, стр. 25–27, 1929 г.
- ^ Г. Гуллини, Первый отчет о результатах первой кампании раскопок в Селевкии и Ктесифоне: 1 октября. – 17 дек. 1964, Шумер, вып. 20, стр. 63-65, 1964 г.
- ^ Г. Гуллини и А. Инверницци, Первый предварительный отчет о раскопках в Селевкии и Ктесифоне. Сезон 1964 г., Месопотамия, вып. Я, стр. 1-88, 1966 г.
- ^ Г. Гуллини и А. Инверницци, Второй предварительный отчет о раскопках в Селевкии и Ктесифоне. Сезон 1965 г., Месопотамия, вып. 2, стр. 1–133, 1967 г.
- ^ Г. Гуллини и А. Инверницци, Третий предварительный отчет о раскопках в Селевкии и Ктесифоне. Сезон 1966 г., Месопотамия, вып. 3–4, 1968–69
- ^ Г. Гуллини и А. Инверницци, Пятый предварительный отчет о раскопках в Селевкии и Ктесифоне. Сезон 1969 г., Месопотамия, вып. 5–6, 1960–71
- ^ Г. Гуллини и А. Инверницци, Шестой предварительный отчет о раскопках в Селевкии и Ктесифоне. Времена года 1972/74, Месопотамия, вып. 5–6, 1973–74
- ^ Г. Гуллини и А. Инверницци, Седьмой предварительный отчет о раскопках в Селевкии и Ктесифоне. Времена года 1975/76, Месопотамия, вып. 7, 1977 г.
- ^ А. Инверницци, Раскопки в здании архива, Месопотамия, том. VII, стр. 13-16, 1972 г.
- ^ А. Инверницци, Раскопки в здании архива, Месопотамия, том. VIII, стр. 9–14, 1973–74 гг.
Источники
[ редактировать ]- ГРФ Ассар., «Парфянские календари в Вавилоне и Селевкии на Тигре», Иран, том. 41, стр. 171–91, 2003 г.
- Мессина, Вито, «ДАЛЕЕ БУЛЛ ОТ СЕЛЕВКИИ НА ТИГРЕ», Ирак, том. 76, стр. 123–40, 2014 г.
- ИНВЕРНИЦЦИ, АНТОНИО, «Портреты царей Селевкидов на печатях из Селевкии-на-Тигре: переоценка», Бюллетень Азиатского института, том. 12, стр. 105–12, 1998 г.
- LT Doty, Клинописная табличка из Телля-Умара, Месопотамия, том. XIII–XIV, стр. 13–14 и 91–98, 1978–79.
- МОРКХОЛЬМ, ОТТО, «Парфянская чеканка Селевкии на Тигре, ок. 90–55 до н.э.», Нумизматическая хроника (1966-), том. 20 (140), стр. 33–47, 1980 г.
- Г. Петтинато, Клинописные надписи, обнаруженные в Селевкии на Тигре», Месопотамия, том. В-VI, стр. 49–66, 1970–71.
- А. Инверницци, Десять лет исследований в районе аль-Мадаин. Селевкия и Ктесифон, Шумер, т. 32, стр. 167–175, 1976 г.
- Ваггонер, Нэнси М., «РАННЯЯ АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ЧЕКОВКА В СЕЛЕВКИИ НА ТИГРЕ», Музейные заметки (Американское нумизматическое общество), том. 15, стр. 21–30, 1969 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайт раскопок Туринского университета
- Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Селевкия» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- История провинции Багдад
- Археологические памятники в Ираке
- Эллинистические сайты
- Селевкидские колонии
- Города-побратимы
- парфянские города
- Сасанидские города
- Бывшие населенные пункты Ирака
- Населенные пункты вдоль Шелкового пути
- Населенные пункты, основанные в IV веке до нашей эры.
- заведения 300-х годов до нашей эры
- Кварталы и пригороды Ктесифона
- Селевк I Никатор