Католикос
Католикос католикос (множественное число: в ) — глава некоторых церквей некоторых восточно-христианских традициях. Этот титул подразумевает автокефалию и в некоторых случаях является титулом главы автономной церкви. Слово происходит от древнегреческого καθολικός ( мн. καθολικοί ), происходящего от καθ' ὅλου ( кат'олоу , «вообще») от κατά ( ката , «вниз») и ὅλος ( холос , «целый»), что означает «относительно целое, всеобщее, общее»; первоначально он обозначал финансовый или гражданский офис в Римской империи . [1]
Церковь Востока , некоторые восточно-православные , восточно-православные и восточно-католические церкви исторически используют этот титул; [2] например, Армянская Апостольская Церковь и Грузинская Православная Церковь . В Церкви Востока титул давался главе церкви, патриарху Церкви Востока ; он до сих пор используется в двух церквях-преемниках, Ассирийской церкви Востока и Древней церкви Востока, главы которых известны как католикосы-патриархи . В Армянской церкви есть два католикоса: верховный католикос Эчмиадзина и католикос Киликии. Титул католикос-патриархов используется также предстоятелем Армянской католической церкви. [3] В Индии автокефальная Восточная православная церковь и региональный глава якобитской Сирийской православной церкви ( автономная церковь в составе Сирийской православной церкви этот титул используют ). Первый — католикос Востока и Маланкарский митрополит , а второй — католикос Индии , но неодинаково по конституции Сирийской Православной Церкви и Якобитской Сирийской Христианской Церкви .
Происхождение названия
[ редактировать ]Самое раннее церковное использование титула католикос было епископом Эчмиадзина , главой Армянской Апостольской церкви , в IV веке. [1] еще находясь под властью Антиохийского Патриархата. [4] У армян католикос изначально был простым титулом главного епископа страны; он подчинялся кафедре Кесарии в Каппадокии. [4]
Некоторое время спустя оно было принято великими митрополитами Селевкии-Ктесифона в Персии , которые стали назначенными главами Церкви Востока . Первое заявление о том, что епископ Селукии-Ктесифона превосходит другие епископства и обладает (используя более поздний термин) патриархальными правами, было сделано Патриархом Папой бар Аггаем (ок. 317 – ок. 329). В V веке это притязание усилилось, и Исаак (или Исхак , 399 – ок. 410), организовавший Селевкийско-Ктесифонский собор , использовал титул епископа Селукии-Ктесифона, католикоса и главы епископов всего Востока. . [5] Эта линия католикосов положила начало Церкви Востока и развитию Восточно-сирийского обряда .
В начале IV века Албания и Грузия ( Иберия ) были обращены в христианство, и главный епископ каждой из этих стран носил титул католикоса, хотя ни одна из них не была автокефальной. Они последовали примеру армян, отвергших Халкидонский собор . В конце шестого или начале седьмого века грузинский католикос утвердил свою независимость и принял восточное православие. С тех пор Грузинская Церковь претерпела ту же эволюцию, что и Греческая. В 1783 году Грузия была вынуждена упразднить должность своего католикоса и подчиниться Святейшему Синоду России, к которой она политически присоединилась в 1801 году. Албанский католикос оставался верным Армянской церкви, за исключением краткого раскол в конце VI в. Вскоре после этого Албания была ассимилирована частично с Арменией, частично с Грузией. Нет никаких упоминаний о католикосах в Албании после седьмого века. Некоторые утверждают, что глава Абиссинской церкви, Абуна , также носит титул католикоса, но, хотя это имя и могло быть применено к нему по аналогии, существует, к нашему [ ВОЗ? ] знаний, нет полномочий утверждать, что этот титул используется самой Абиссинской Церковью. [4]
Католики в различных церквях
[ редактировать ]Автокефальные церкви Востока
[ редактировать ]Ниже приведены автокефальные церкви Восточно-сирийского обряда , которые заявляют о преемственности католикоса Востока Селуции-Ктесифона от Церкви Востока . 1976 в году Динкхой Термин «несторианство», называемый в западных текстах «несторианством», был официально отвергнут IV . [ нужна ссылка ]
Ассирийская церковь Востока
[ редактировать ]По состоянию на 13 сентября 2021 г. [update] . Мар Ава III — Патриарх Ассирийской Церкви Востока Одна из старейших христианских церквей, современная преемница исторической Церкви Востока . Он берет свое начало от престола Селевкии-Ктесифона в центральной Месопотамии, который, согласно традиции, был основан апостолом Фомой (Тома Шлиха), а также святыми Марией и святым Аддаем в 33 году нашей эры, как утверждается в доктрине Аддаи.
Это одна из трех церквей Востока, которые отличаются от восточного и восточного православия . Ассирийская Церковь Востока не использует слово «ортодоксальный» ни в одном из своих богослужебных книг или официальной переписки, а также не использует никакого слова, которое можно перевести как «правильная вера» или «правильное учение», приблизительный перевод «правильной веры» или «правильного учения». православный». Прилагательные «святой», «кафолический» и «апостольский» были официально добавлены к названию Ассирийской Церкви Востока в соответствии с Никео-Константинопольским Символом веры , который гласит: «Мы веруем в одну святую, соборную и апостольскую церковь». ." В этом контексте слово «святой» означает отделение для чисто священной цели; «апостольский» означает основанный одним из апостолов Иисуса; а «католический» — это греческое слово, означающее «универсальный», обозначающее всемирную церковь. В Индии ее чаще называют Халдейско-Сирийской Церковью . На Западе ее часто называют несторианской церковью из-за ее исторических ассоциаций с несторианством , хотя сама церковь считает этот термин уничижительным и утверждает, что эта ассоциация неверна. Церковь заявляет, что ни одна другая церковь не претерпела столько мучений, как Ассирийская Церковь Востока. [ нужна ссылка ]
Основоположниками ассирийского богословия были Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуестийский , преподававшие в Антиохии. Нормативная христология Ассирийской церкви была написана Бабаем Великим (551–628) и явно отличается от обвинений, направленных против Нестория : его главный христологический труд называется «Книгой Союза», и в ней Бабай учит, что два нома (сущности или ипостаси) несмешаны, но навечно соединены в одной парсопе (личности) Христа. [ нужна ссылка ]
Древняя церковь Востока
[ редактировать ]По состоянию на 20 февраля 1972 г. [update] Древней Аддай II — католикос Церкви Востока , которая отделилась от Ассирийской Церкви Востока в 1960-х годах.
Восточная Православная Церковь
[ редактировать ]Грузинская Православная Церковь
[ редактировать ]Титул католикоса используется и в Грузинской Церкви, глава которой носит титул Католикоса-Патриарха всея Грузии .
- Католикос Грузинской Православной Церкви
- Илия II является действующим (по состоянию на 22 февраля 2012 г.) Католикосом Грузинской Православной Церкви.
Восточные православные церкви
[ редактировать ]Часть серии о |
Восточное православие |
---|
![]() |
Восточные православные церкви |
![]() |
Армянская Апостольская Церковь
[ редактировать ]В Армянской Церкви есть два католикоса: верховный католикос Эчмиадзина и католикос Киликии. Католикос Эчмиадзина возглавляет Высший Духовный Совет Армянской Апостольской Церкви и является главой семи миллионов Армянских Апостольских Христиан мира. Первенство чести Католикосата Эчмиадзина всегда признавалось Католикосатом Киликии.
- Католикос Эчмиадзина (Католикос всех армян) [6] Армянской Апостольской Церкви
- Гарегин II — нынешняя католическая церковь Армении.
- Католикосат Великого Дома Киликии , проживающий в Антелиасе , Ливан (исторически базируется в Сис в Киликии )
- Арам I — нынешний католикос Великого Дома Киликии.
До XIX века существовало также два других высокопоставленных армянских священнослужителя, носивших титул католикоса: Католикос Албании (также известный как Католикос Гандзасара ) и Католикос Ахтамара . [7]
Сирийская Православная Церковь
[ редактировать ]В седьмом веке сирийские православные христиане, жившие в Персии, начали использовать этот титул для своего католикоса / мафриана , который первоначально был главой сирийской православной христианской общины в Персии. Эта должность занимала второе место в иерархии сирийской православной церкви после сирийского православного патриарха Антиохии, пока она не была упразднена в 1860 году и восстановлена в Индии Восточной в 1964 году.
Сегодня этот титул известен как Католикос / Мафриан Индии или Католикос Индии. Якобитская Сирийская Христианская Церковь со штаб-квартирой в Путенкрусе недалеко от Кочи в Керале является неотъемлемой ветвью Сирийской Православной Церкви Антиохии, возглавляемой Игнатием Афремом II, Патриархом Антиохии. Нынешним католикосом церкви является Базелиос Томас I.
Маланкарская Православная Сирийская Церковь
[ редактировать ]Согласно конституции Маланкарской Православной Сирийской Церкви (Индийской Православной Церкви) глава или Предстоятель носит титул Католикоса Востока и Маланкарского Митрополита . Церковь находится в Девалокаме недалеко от Коттаяма в Керале. По состоянию на 2021 год нынешним главой является Базелиос Мартома Мэтьюз III . В настоящее время он является 9-м католикосом Востока с момента его переселения в Индию и 92-м Предстоятелем на Апостольском престоле Святого Фомы. [8]
Эфиопская православная церковь Тевахедо
[ редактировать ]В 1959 году Коптская православная церковь Александрии предоставила автокефалию Эфиопской православной церкви Тевахедо . Абуна Базилиос был рукоположен в сан первого Патриарха Эфиопской Церкви Папой Кириллом VI в базилике Святого Петра . Св. Текле Хайманот, архиепископ Аксумский, Каир, 28 июня 1959 года, в соборе Святого Марка в Каире.
Католическая церковь
[ редактировать ]Некоторые восточно-католические церкви используют титул «Католикос».
Армянская Католическая Церковь
[ редактировать ]Лидер Армянской католической церкви ( армянского обряда ), находящийся в полном общении с Папой , использует титул «Католикос». [9]
По состоянию на 14 марта 2022 года Рафаэль Бедрос XXI Минасян является католикосом-патриархом Армянской Католической Церкви. Его полный титул официально — « Католикос-Патриарх Дома Киликийского ». [10]
Халдейская католическая церковь
[ редактировать ]Халдейская католическая церковь ( Восточно-сирийского обряда ) находится в полном общении с Папой. Хотя она произошла от исторической Церкви Востока , лидер которой первоначально назывался Главным Митрополитом и Католикосом, а затем Патриархом (см. Церковь Востока#Организация и структура ), она, похоже, использует только титул «Патриарх». [10]
По состоянию на 1 февраля 2013 г. [update]Луи Рафаэль I Сако — патриарх Вавилона Халдейского. [11] [12]
Сиро-Маланкарская католическая церковь
[ редактировать ]Сиро -Маланкарская католическая церковь западно -сирийского обряда, находящаяся в полном общении с Папой, является крупной архиепископской церковью , ранг, присвоенный Восточной католической церкви Папой Иоанном Павлом II 10 февраля 2005 года. [13] Соответственно, с 2007 года его возглавляет майор архиепископ Моран Мор Кардинал Базелиос Клемис Католика Бава. [14] [15]
Его называют католикосом Сиро Маланкарской католической церкви. [16] [17] В этом контексте использование титула «Католикос» указывает на паритет между ним и его сверстниками в автокефальной Маланкарской Православной Сирийской Церкви и в Якобитской Сирийской Христианской Церкви , которая остается частью Сирийской Православной Церкви . [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Виграм, с. 91.
- ^ Motu Proprio 335 святости духовенства Канон
- ^ «Католикос | Греческий религиозный титул» .
- ^ Jump up to: а б с
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Католикос ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Яр-Шатер, Эхсан; Фишер, ВБ (1983). Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды . Издательство Кембриджского университета. п. 931. ИСБН 978-0-521-24693-4 . Проверено 22 февраля 2009 г.
- ↑ Официальный сайт Армянской церкви. Архивировано 5 июля 2011 г., в Wayback Machine.
- ^ Асланян, Себух (2004). «История рассеяния и полицентрическая нация. Роль гирка или партавчара Кочи Симеона Ереванци в возрождении нации XVIII века» . Базмавеп . 39:44 . OCLC 79389306 .
- ^ «Его Святейшество Базелиос Мартома Мэтьюз III, Девятый Католикос Востока в Маланкаре » mosc.in Получено 0 марта 2022 г.
- ^ «Блаженнейший Нерсес Бедрос XIX Католикос-Патриарх Киликийский армян-католиков» . www.armeniancatholic.org
- ^ Jump up to: а б «Список патриархов и других христианских лидеров, собравшихся с Папой Франциском в Бари | Заголовки новостей» . www.catholiccultural.org .
- ^ «Карта САКО. Луи Рафаэль» . press.vatican.va .
- ^ «Главный архиепископ Аленчерил Мар Гиваргис II Бава - Патриарх Сиро-Малабарской церкви и Ворот всей Индии - Дискуссия об историческом иерархическом статусе христианской церкви Святого Фомы» . 8 июня 2011 г.
- ^ Паллат, профессор Пауль (1 января 2019 г.). «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ИНДИИ (четвертое издание)» . Публикации HIRS, Чанганачерри – через www.academia.edu.
- ^ «Карта ТОТТУНКАЛ. Базелиос Клемис» . press.vatican.va .
- ^ «Совет католических епископов Кералы: Церковь Сиро-Маланкара» .
- ^ Jump up to: а б Джордж Томас Куриан; Марк А. Лэмпорт (10 ноября 2016 г.). Энциклопедия христианства в Соединенных Штатах . Издательство Rowman & Littlefield. п. 2245. ИСБН 978-1-4422-4432-0 .
- ^ Винфрид Айманс (2015). Выступают одиннадцать кардиналов: очерки с пастырской точки зрения . Игнатиус Пресс. п. ISBN против 978-1-62164-087-5 .
Источники
[ редактировать ]- Баум, Вильгельм ; Винклер, Дитмар В. (2003). Церковь Востока: Краткая история . Лондон-Нью-Йорк: Рутледж-Керзон. ISBN 9781134430192 .
- Шабо, Жан-Батист (1902). Восточный синодик или собрание несторианских соборов (PDF) . Париж: Национальная империя.
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450-680 гг. н.э. Церковь в истории. Том. 2. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 9780881410563 .
- Виграм, Уильям Эйнгер (1910). Введение в историю Ассирийской церкви или церкви Сасанидской Персидской империи 100–640 гг. н.э. Лондон: Общество распространения христианских знаний. ISBN 9780837080789 .