Католик (термин)
Часть серии о |
христианство |
---|
Слово «католический» (происходит от позднелатинского «catholicus» , от древнегреческого прилагательного καθολικός ( katholikos ) « универсальный » ) [3] [4] происходит от греческого словосочетания καθόλου ( katholou ) ' в целом, согласно целому, вообще ' , и представляет собой сочетание греческих слов κατά ( kata ) ' около ' и ὅλος ( holos ) ' целый ' . [5] [6] Первое известное использование слова «католик» было сделано отцом церкви святым Игнатием Антиохийским в его «Письме к смирнянам» (около 110 г. н. э.). [7] В контексте христианской экклезиологии оно имеет богатую историю и несколько применений.
Это слово на английском языке может означать либо «католического вероучения », либо «относящегося к исторической доктрине и практике Западной церкви ». [примечание 1] [8] « Католикос », титул, используемый для главы некоторых церквей в восточно-христианских традициях, имеет то же лингвистическое происхождение.
В нецерковном использовании оно получает свое английское значение непосредственно от корня и в настоящее время используется для обозначения следующего: [9]
- включающий в себя большое разнообразие вещей или всеобъемлющий;
- универсальный или представляющий общий интерес;
- наличие широких интересов или широких симпатий;
- инклюзивный, привлекательный.
Этот термин был включен в название крупнейшей христианской общины — Римско-католической церкви . Все три основные ветви христианства на Востоке – Восточная Православная Церковь , Восточная Православная Церковь и Церковь Востока – всегда идентифицировали себя как католики в соответствии с апостольскими традициями и Никейским Символом веры . Лютеране , реформаты , англиканцы и методисты также верят, что их церкви являются «католическими» в том смысле, что они также являются продолжением первоначальной универсальной церкви, основанной апостолами. [10] [11] [12] [13] [14] Однако каждая церковь по-своему определяет сферу действия «католической церкви». Например, Римско-католическая, Восточно-православная, Восточно-православная церкви и Церковь Востока утверждают, что их собственная деноминация идентична первоначальной универсальной церкви, от которой откололись все другие деноминации.
Раннее определение того, что является «католическим», было резюмировано в так называемом Винсентианском каноне в Общине V века : «то, во что верили везде, всегда и всеми». [15] [16] Отличительные убеждения католицизма , убеждения большинства христиан, называющих себя «католиками», включают епископское устройство правления , согласно которому епископы считаются высшим чином служителей христианской религии, [17] [14] а также Никейский Символ веры 381 года нашей эры. В частности, наряду с единством, святостью и апостольством , соборность считается одним из Четырех признаков Церкви , [18] находится в строке Никейского Символа веры: «Верую в одну святую Соборную и Апостольскую Церковь». [19]
В средние века и в наше время возникли дополнительные различия в использовании терминов «западный католик» и «восточный католик» . До раскола между Востоком и Западом 1054 года эти термины имели только основные географические значения, поскольку существовала только одна неделимая католичество, объединяющая латиноязычных христиан Запада и грекоязычных христиан Востока. После раскола терминология значительно усложнилась, что привело к созданию параллельных и противоречивых терминологических систем. [20]
Этимология
Греческое прилагательное katholikos , происхождение термина католик , означает «универсальный». Непосредственно из греческого, или через позднелатинский catholicus , термин католик вошел во многие другие языки, став основой для создания различных богословских терминов, таких как католицизм и католицизм ( позднелатинский католицизм , catholicitas ).
Термин «католицизм» — английская форма позднелатинского «католицизма» , абстрактного существительного, основанного на прилагательном «католик» . Новогреческий эквивалент καθολικισμός katholikismos имеет обратную форму и обычно относится к католической церкви . Термины «католик» , «католицизм» и «кафоличность» тесно связаны с использованием термина «католическая церковь» . (См. Католическую церковь (значения), чтобы узнать больше.)
Самым ранним свидетельством использования этого термина является « Письмо к смирнянам» , которое Игнатий Антиохийский написал около 107 г. христианам в Смирне . Призывая христиан оставаться в тесном союзе со своим епископом , он писал: «Где появится епископ, там пусть будет и множество [народа], подобно тому, как где Иисус Христос , там католическая церковь». [21] [22]
Со второй половины второго века слово «католик» стало употребляться в значении «ортодоксальный» (нееретический), «поскольку католики утверждали, что учат всей истине и представляют всю Церковь, в то время как ересь возникла преувеличения какой-то одной истины и было по существу частичным и локальным». [23] В 380 году император Феодосий I ограничил использование термина «христианин-католик» исключительно теми, кто следовал той же вере, что и Дамасий I Папа Римский и Папа Александрийский Петр . [24] Многие другие ранние писатели, в том числе Кирилл Иерусалимский (ок. 315–386), Августин Гиппонский (354–430), далее развили использование термина «католик» по отношению к христианству. В Винсентианском каноне V века, опубликованном в журнале Commonitory , «католическое» определялось как «то, во что верили везде, всегда и всеми». [15] [16]
Историческое использование
Игнатий Антиохийский
Самым ранним зарегистрированным свидетельством использования термина «католическая церковь» является « Письмо к смирнянам » , которое Игнатий Антиохийский написал примерно в 107 году нашей эры христианам в Смирне. Призывая христиан оставаться в тесном союзе со своим епископом , он писал:
Где бы ни появился епископ, там да будет и множество [народа]; точно так же, как где бы ни был Иисус Христос , там есть Католическая Церковь. [21] [25] [26]
О значении для Игнатия этой фразы Дж. Х. Сроули писал:
Это самое раннее появление в христианской литературе словосочетания «католическая церковь» (ἡ καθολικὴ ἐκκλησία). Исходный смысл этого слова – «универсальный». Так, Иустин Мученик ( Диал . 82) говорит о «всеобщем или всеобщем воскресении », употребляя слова ἡ καθολικὴ ἀνάστασις. Точно так же и здесь универсальная Церковь противопоставляется частной Церкви в Смирне. Игнатий подразумевает под католической церковью «совокупность всех христианских общин» (Swete, Apostles Creed , стр. 76). Так и письмо Смирнской церкви адресовано всем общинам Святой Католической Церкви во всех местах. И этот первоначальный смысл «универсального» слово никогда не утрачивало, хотя во второй половине второго века оно начало приобретать вторичное значение « ортодоксального », в отличие от « еретического ». Таким образом, оно используется в раннем каноне Священного Писания , Мураторианском фрагменте ( около 170 г. н. э.), в котором некоторые еретические сочинения называются «не принятыми в Католической Церкви». Так же и Кирилл Иерусалимский. В четвертом веке он говорит, что Церковь называется католической не только «потому, что она распространена по всему миру», но и «потому, что она учит полностью и без изъянов всем учениям, которые должны дойти до познания людей». Этот вторичный смысл возник из первоначального значения, поскольку католики утверждали, что учат всей истине и представляют всю Церковь, тогда как ересь возникла из преувеличения какой-то одной истины и была по существу частичной и локальной. [27] [28]
Католической церковью Игнатий обозначил вселенскую церковь. Игнатий считал, что некоторые еретики его времени, которые отрицали, что Иисус был материальным существом, которое действительно страдало и умерло, говоря вместо этого, что «он только казался страдающим» (Смирняне, 2), не были настоящими христианами. [29]
Мученичество Поликарпа
Этот термин также используется в Мученической смерти Поликарпа (156 г. н.э.):
Церкви Божией, живущей в Смирне, Церкви Божией, живущей в Филомелии, и всем собраниям Святой и Соборной Церкви во всяком месте: милость, мир и любовь от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, быть умножены.
Ибо, [Поликарп] терпением победив неправедного правителя, и таким образом стяжав венец бессмертия, он ныне с апостолами и всеми праведниками [на небесах] с радостью прославляет Бога и Отца и благословляет Господа нашего Иисуса Христа , Спаситель наших душ, Управитель наших тел и Пастырь Католической Церкви во всем мире. [30]
Мураторианский фрагмент
В Мураторианском фрагменте (177 г. н. э.) упоминается:
[Павел] написал, кроме них, одно Филимону, одно Титу и два Тимофею, действительно из простой личной привязанности и любви; но, тем не менее, они почитаются католической церковью и регулируются церковной дисциплиной. В обращении также находятся одно к лаодикийцам, другое к александрийцам, составленное под именем Павла и обращенное против ереси Маркиона; и есть также некоторые другие, которые не могут быть приняты в католическую церковь, потому что не годится желчь смешиваться с медом. [31]
Тертуллиан
Этот термин используется Тертуллианом (200 г. н.э.):
Где же был тогда Маркион , понтийский корабельщик, ревностный ученик стоицизма? Где же тогда был Валентин , ученик платонизма? Ибо очевидно, что эти люди жили не так давно — большей частью в царствование Антонина — и что они сначала были верующими в учение Католической Церкви, в Римской церкви под епископатом блаженного Елевфера , пока из-за своего всегда беспокойного любопытства, которым они заразили даже братию, не раз были изгнаны. [32]
Климент Александрийский
Климент Александрийский (202 г. н. э.) цитирует:
Поэтому по существу и по идее, по происхождению и по преимуществу мы говорим, что древняя и католическая Церковь одна, собираясь в единство одной веры. [33]
Киприан Карфагенский
Киприан Карфагенский (254 г. н.э.) написал большое количество посланий, в которых использует этот термин:
Марциан, пребывающий в Овне, присоединился к Новациану и отошел от единства Католической Церкви. [...] А епископ Корнилий был рукоположен в католической церкви судом Божьим и голосованием духовенства и народа. [34]
Когда мы были вместе на совете, дорогие братья, мы прочитали ваше письмо, которое вы написали нам о тех, которые кажутся крещеными еретиками и раскольниками, (спрашивая), когда они приходят в католическую церковь, которая едина, они надо креститься. [35]
Они стремятся превзойти и предпочитают грязное и нечестивое омовение еретиков истинному, единственному и законному крещению Католической Церкви. [...] Мы должны всеми силами сохранять единство Католической Церкви и ни в каком отношении не уступать врагам веры и истины. [...] Чьему мнению, как религиозному, законному и полезному, а также находящемуся в гармонии с католической верой и церковью, мы также последовали. [36]
Помимо посланий 66, 69 и 70, этот термин встречается также в посланиях 19, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 50, 51, 54, 63, 68, 71, 72, 74, 75. [37]
Кирилл Иерусалимский
Как упоминалось в приведенной выше цитате из Дж. Х. Сроули, Кирилл Иерусалимский (ок. 315–386), которого почитают как святого Римско -католическая церковь , Восточная православная церковь и Англиканская община , отличал то, что он называл «католической церковью». Церковь» от других групп, которые также могли называть себя ἐκκλησία (собрание или церковь):
Поскольку слово Экклесия применяется к разным вещам (как и написано о толпе в Ефесском театре: « И, сказав это, он распустил собрание» (Деян. 19:41), и поскольку можно было правильно и истинно скажите, что есть Церковь злодеев , я имею в виду собрания еретиков, маркионистов и манихеев и прочих, ибо по этой причине Вера надежно доставила вам теперь Статью: «И в одной Святой Католической Церкви»; чтобы вы могли избегать их жалких собраний и всегда оставаться со Святой Католической Церковью, в которой вы были возрождены. И если вы когда-либо будете странствовать в городах, не спрашивайте просто, где находится Дом Господень (ибо другие секты мирян также пытаются это сделать). называют свои вертепы домами Господними), не только там, где Церковь, но где Церковь Католическая, ибо это особое имя сей Святой Церкви, матери всех нас, супруги Господа нашего Иисуса Христа. , Единородный Сын Божий (Окатехизические лекции, XVIII, 26). [38]
Феодосий I
Феодосий I , император с 379 по 395 год, объявил «католическое» христианство официальной религией Римской империи, заявив в Фессалоникском эдикте от 27 февраля 380 года:
Мы желаем, чтобы все различные народы, подчиняющиеся нашему милосердию и умеренности, продолжали исповедовать ту религию, которую передал римлянам божественный апостол Петр, в том виде, в котором она сохранена верной традицией и которую исповедуют ныне. понтификом Дамасием и Петром, епископом Александрийским , человеком апостольской святости. По апостольскому учению и учению Евангелия, будем веровать в единое Божество Отца, Сына и Святого Духа, в равное величие и в святую Троицу . Мы уполномочиваем последователей этого закона принять титул христиан -католиков ; а что касается остальных, так как они, по нашему мнению, являются глупыми безумцами, мы постановляем, чтобы они были заклеймены позорным именем еретиков и не осмелились давать своим монастырям название церквей. Они потерпят, во-первых, наказание божественного осуждения, а во-вторых, наказание, которое наша власть, по воле небесной, решит наложить. [39] Кодекс Феодосия XVI.i.2
Джером
Иероним писал Августину Гиппонскому в 418 году: «Вы известны во всем мире; католики чтят и почитают вас как того, кто заново утвердил древнюю Веру». [40]
Августин Гиппопотамский
Лишь немного позже святой Августин Гиппопотам (354–430) также использовал термин «католик», чтобы отличить «истинную» церковь от еретических групп:
В католической церкви есть много других вещей, которые вполне справедливо держат меня в ее лоне. Согласие народов и наций удерживает меня в Церкви; так же как и ее авторитет, основанный чудесами, питаемый надеждой, увеличенный любовью, установленный с возрастом. Меня сохраняет преемственность священников, начиная с самого престола апостола Петра , которому Господь по воскресении Своем поручил пасти Своих овец (Ин 21:15–19), вплоть до нынешнего епископата .
И так же, наконец, само имя католик, которое не без причины среди стольких ересей сохранила Церковь; так что, хотя все еретики желают называться католиками, однако, когда незнакомец спрашивает, где собирается католическая церковь, ни один еретик не осмелится указать на свою часовню или дом.
Таковы по количеству и важности драгоценные узы, принадлежащие христианскому имени, которые удерживают верующего в Католической Церкви, как и должно быть... С вами, где нет ничего из этого, что могло бы привлечь или удержать меня... ... Никто не сможет отвратить меня от веры, которая связывает мой разум такими сильными узами с христианской религией ... Что касается меня, я не должен верить Евангелию, кроме как под влиянием авторитета Католической церкви. —Св. Августин (354–430): Против Послания Манихея, названного «Основным» , глава 4: Доказательства католической веры.
- - Св. Августин (354–430): Против Послания Манихея, называемого «Фундаментальным» , глава 4: Доказательства католической веры. [41]
Святой Винсент Леринский
Современник Августина, святой Винсент Леринский , написал в 434 году (под псевдонимом Перегринус) труд, известный как Commonitoria («Меморандум»). Настаивая на том, что, как и человеческое тело, церковное учение развивается, действительно сохраняя свою идентичность (разделы 54–59, глава XXIII), [42] он заявил:
В самой католической церкви необходимо позаботиться о том, чтобы мы держались той веры, в которую верили везде, всегда и всеми. Ибо это истинно и в самом строгом смысле слова «кафолическое», которое, как следует из самого названия и смысла вещи, охватывает все универсально. Это правило мы будем соблюдать, если будем следовать всеобщности, древности, согласию. Мы последуем универсальности, если исповедуем истинную ту единую веру, которую исповедует вся церковь во всем мире; древность, если мы никоим образом не отступим от тех толкований, которых, очевидно, общеизвестно придерживались наши святые предки и отцы; согласия, точно так же, если и в самой древности мы придерживаемся согласных определений и определений всех или, по крайней мере, почти всех священников и врачей.
- Общность древности и универсальности католической веры против светских новшеств всех ересей , раздел 6, конец главы II [43]
Католическая церковь и Восточная православная церковь
В первые века христианской истории большинство христиан, следовавших доктринам, представленным в Никейском символе веры, были связаны одной общей и неделимой католичеством , объединявшим латиноязычных христиан Запада и грекоязычных христиан Востока. В те дни термины «восточно-католический» и «западно-католический» имели географические значения, обычно соответствующие существующим лингвистическим различиям между греческим востоком и латинским западом. Несмотря на различные богословские и церковные разногласия между христианскими кафедрами, общее католичество сохранялось . Большой спор возник между 9 и 11 веками. После раскола между Востоком и Западом понятие общей католичества было нарушено, и каждая сторона начала развивать свою собственную терминологическую практику. [20]
Все крупные богословские и церковные споры на христианском Востоке или Западе обычно сопровождались попытками спорящих сторон отказать друг другу в праве использовать слово «католик» в качестве термина для самоназвания. После принятия пункта о филиокве в Никейском Символе веры православные христиане на Востоке стали называть приверженцев филиоквизма на Западе просто «латинянами», считая их уже не «католиками». Римом [20]
Доминирующая в Восточной Православной Церкви точка зрения, согласно которой все западные христиане, принявшие интерполяцию Filioque и неортодоксальную пневматологию, переставали быть католиками, поддерживалась и продвигалась известным восточно-православным канонистом Теодором Вальсамоном , который был патриархом Антиохии . Он писал в 1190 году:
В течение многих лет некогда прославленная конгрегация Западной Церкви, то есть Римская Церковь, была разделена в духовном общении с другими четырьмя Патриархатами и отделилась, приняв обычаи и догматы, чуждые Католической Церкви и православные... Таким образом, ни один латинянин не должен быть освящен руками священников посредством божественных и незапятнанных Тайн, если он сначала не заявит, что он будет воздерживаться от латинских догм и обычаев и что он будет соответствовать практике православных. [44]
По другую сторону расширяющегося раскола западные богословы считали восточных православных раскольниками . Отношения между Востоком и Западом еще больше обострились из-за трагических событий резни латинян в 1182 году и разграбления Константинополя в 1204 году. За этими кровавыми событиями последовало несколько неудачных попыток достичь примирения (см.: Второй Лионский собор , Флорентийский собор). , Союз Брестский , Союз Ужгородский ). В период позднего средневековья и раннего Нового времени терминология значительно усложнилась, что привело к созданию параллельных и противостоящих друг другу терминологических систем, которые существуют сегодня во всей своей сложности.
В период раннего Нового времени на Западе широко использовался специальный термин «акатолик» для обозначения всех тех, кто, как считалось, придерживался еретических богословских взглядов и неправильных церковных практик. Во времена Контрреформации термин «акатолик» использовался ревностными членами католической церкви для обозначения протестантов , а также восточных православных христиан. Этот термин считался настолько оскорбительным, что Собор Сербской Православной Церкви , состоявшийся в Темешваре в 1790 году, решил направить официальное обращение к императору Леопольду II с просьбой запретить использование термина «акатолик». [45]
лютеранство
Аугсбургское исповедание, находящееся в « Книге согласия» , сборнике верований лютеранства , учит, что «вера, исповедуемая Лютером и его последователями, не является чем-то новым, а является истинной католической верой, и что их церкви представляют собой истинную католическую или универсальную веру». церковь". [10] Когда лютеране представили Аугсбургское исповедание Карлу V, императору Священной Римской империи , в 1530 году, они полагали, что «показали, что каждый предмет веры и практики соответствует прежде всего Священному Писанию, а затем также учению отцов церкви и советы». [10]
См. также
Примечания и ссылки
Примечания
- ^ Западное христианство включает в себя как (римско-католическую церковь), протестантские церкви, имеющие исторические связи с католической церковью, так и независимые католические церкви , которые позже раскололись.
Ссылки
- ^ Jump up to: а б Джон Мейендорф, Кафоличность и Церковь , Издательство Свято-Владимирской семинарии, 1997, ISBN 0-88141-006-3 , с. 7
- ^ Элвелл, Уолтер; Комфорт, Филип Уэсли (2001). Библейский словарь Тиндейла . Издательство Tyndale House. стр. 266, 828. ISBN. 0-8423-7089-7 .
- ^ «Католик» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ (ср. Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон )
- ^ «Онлайн-этимологический словарь» . Этимонлайн.com . Проверено 16 сентября 2011 г.
- ^ « О том, чтобы быть католиком. Архивировано 22 февраля 2011 года в Wayback Machine », Клэр Андерсон, M.Div.
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 5 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 532.
- ^ «католик» . Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 25 декабря 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
- ^ Словарь американского наследия (4-е изд.).
- ^ Jump up to: а б с Людвиг, Алан (12 сентября 2016 г.). «Католическая реформация Лютера» . Лютеранский Свидетель . Архивировано из оригинала 14 августа 2019 года . Проверено 14 августа 2019 г.
Когда лютеране представили Аугсбургское исповедание императору Карлу V в 1530 году, они тщательно показали, что каждый пункт веры и практики соответствует прежде всего Священному Писанию, а затем также учению отцов церкви, соборов и даже канону. право Римской церкви. Они смело заявляют: «Речь идет о сумме нашего учения, в котором, как можно видеть, нет ничего, что отличалось бы от Священного Писания, или от католической церкви, или от Римской церкви, как известно ее авторам» ( AC XXI Заключение 1). Основной тезис Аугсбургского исповедания заключается в том, что вера, исповедуемая Лютером и его последователями, не является чем-то новым, а является истинной католической верой, и что их церкви представляют истинную католическую или вселенскую церковь. Фактически именно Римская Церковь отошла от древней веры и практики католической церкви (см. AC XXIII 13, XXVIII 72 и другие места).
- ^ Буш, Джон К.; Куни, Патрик Р. (1 января 2002 г.). Межцерковные семьи: ресурсы экуменической надежды: католический и реформатский диалог в Соединенных Штатах . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 38. ISBN 978-0-664-22562-9 .
Вместе с другими христианами реформатские церкви исповедуют веру в «единую, святую, кафолическую и апостольскую Церковь». Где можно найти признак апостольства среди реформатских христиан? ...Знак апостольства проявляется в верности апостольскому свидетельству о «вере, однажды преданной святым».
- ^ Иригойен, Чарльз Иригойен (25 сентября 2014 г.). T&T Кларк, компаньон методизма . А&С Черный. п. 346. ИСБН 978-0-567-29077-9 .
С другой стороны, о методистах говорят, что они «образуют семью церквей», которые «заявляют и дорожат [своим] истинным местом в единой святой, католической и апостольской церкви».
- ^ Природа Церкви . 1952. с. 206.
В Акте унии подтверждается преемственность методизма с Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью. Во-первых, это подразумевается, поскольку Методистская церковь претендует и дорожит своим местом в Святой Католической Церкви, которая...
- ^ Jump up to: а б Пуглиси, Дж. Ф. (1999). Петровское служение и единство Церкви: «к терпеливому и братскому диалогу» . Литургическая пресса. п. 81. ИСБН 978-0-8146-5936-6 .
Методистские церкви видят преемственность апостольской традиции, сохраняемую верностью апостольскому учению. Учительская должность, решающая, что верно, а что нет, находится в руках соборных органов — конференций. Все методистские церкви признают необходимость служения episkopē , «надзора», и во многих методистских церквях это выражается в должности епископа.
- ^ Jump up to: а б Беттенсон, Генри (1963). Документы христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. п. 83-84. ISBN 978-0-19-501293-4 .
- ^ Jump up to: а б Арментраут, Дон С.; Слокам, Роберт Боак (2000). Епископальный словарь Церкви . Церковное издательство.
- ^ FL Cross, Оксфордский словарь христианской церкви , 1977:175.
- ^ Христианская религия, Оскар Зиммель Рудольф Штелин, 1960, 150.
- ^ Шарпер, Филип Дж. (1969). Знакомьтесь, американский католик . Бродман Пресс . п. 34.
Однако интересно отметить, что Никейский символ веры, читаемый католиками во время богослужений, также принимается миллионами других христиан как свидетельство их веры – членами епископальной церкви, пресвитерианами, методистами, лютеранами и членами многих других христиан. реформатских церквей.
- ^ Jump up to: а б с Изобретение латинских еретиков: византийцы и филиокве в девятом веке в Google Книгах, стр.
- ^ Jump up to: а б «Глава VIII. — Без епископа ничего не делайте» . Эфирная библиотека христианской классики. Архивировано из оригинала 11 мая 2003 года . Проверено 21 ноября 2008 г.
- ^ Угол, Пол Т. (2007). Таинственное происхождение христианства . Уитмарк, Инк. ISBN 978-1-58736-821-9 .
- ^ «Послание Игнатия к Смирнеянам» .
- ^ «Средневековый справочник: Кодекс Феодосия XVI» . Архивировано из оригинала 27 февраля 2007 года . Проверено 9 апреля 2007 г.
- ^ Угол, Пол Т. (2007). Таинственное происхождение христианства . Уитмарк, Инк. ISBN 9781587368219 .
- ^ Дж. Х. Сроули (1900). «Послание Игнатия к Смирнеянам» .
- ^ [Дж. Х. Сроули, Послания святого Игнатия, епископа Антиохийского, том. II,] стр. 41–42.
- ^ другое издание , стр.97
- ^ «Как утверждают некоторые неверующие, Он только казался страдающим, поскольку они сами только кажутся христианами». Игнатий сказал, что эти еретики не верили в реальность плоти Христовой, которая пострадала и воскресла: «Они не исповедуют Евхаристию плотью Спасителя нашего Иисуса Христа, пострадавшего за грехи наши и которого Отец, по благости Своей воскресшей» (Смирняне, 7) и называла их «зверями по человеческому образу, которых вам не только не следует принимать, но, если возможно, и не встречаться» (Смирняне, 4).
- ^ ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Мученичество Поликарпа 8:1 и 16:2 . Проверено 15 января 2021 г.
- ^ Мураторианский канон (перевод Робертса-Дональдсона) . Проверено 15 января 2021 г.
- ^ Тертуллиан. ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Рецепт против еретиков XXX (Тертуллиан) . Проверено 15 января 2021 г.
- ^ Александрийский, Климент. ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Строматы 7:17 (Климент Александрийский) . Проверено 15 января 2021 г.
- ^ ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Послание 66 (Киприан Карфагенский) . Новый Адвент . Проверено 1 сентября 2022 г.
- ^ ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Послание 69 (Киприан Карфагенский) . Новый Адвент . Проверено 1 сентября 2022 г.
- ^ ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Послание 70 (Киприан Карфагенский) . Новый Адвент . Проверено 1 сентября 2022 г.
- ^ ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Послания (Киприан Карфагенский) . Новый Адвент . Проверено 1 сентября 2022 г.
- ^ «Окатехизическая лекция 18 (Иезекииль xxxvii)» . newadvent.org . Проверено 31 марта 2012 г.
- ^ Беттенсон, Генри (1967). Документы христианской церкви . Издательство Оксфордского университета, США. п. 22 . ISBN 9780195012934 .
- ^ ТеСелле, Юджин (1970). Августин Богослов . Лондон. п. 343 . ISBN 978-0-223-97728-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: location missing publisher (link) March 2002 edition: ISBN 1-57910-918-7 . - ^ «Глава 5. — Против названия послания Манихея» . Эфирная библиотека христианской классики . Проверено 21 ноября 2008 г.
- ^ Винсент Леринский . «Общество древности и универсальности католической веры против светских новинок всех ересей» . Эфирная библиотека христианской классики . Проверено 5 марта 2012 г.
- ^ Винсент Леринский . «Общество древности и универсальности католической веры против светских новинок всех ересей» . Эфирная библиотека христианской классики . Проверено 5 марта 2012 г.
- ^ Ересь и создание европейской культуры: средневековые и современные перспективы в Google Книгах с. 42
- ^ Действие Благовещенского собрания сербского народа в Сремских Карловцах в Google Книгах, стр. 210