Маркион Синопский
Маркион Синопский | |
---|---|
![]() Апостол Иоанн (слева) и (по словам Эйслера ) Маркион Синопский (справа), из библиотеки Моргана, MS 748, 11 век. [1] | |
Рожденный | 85 год нашей эры |
Умер | 160 г. н.э. Римская Анатолия , Римская империя |
Заметная работа | Евангелие от Маркиона |
Богословская работа | |
Эра | Святоотеческий возраст |
Традиция или движение | Маркионизм |
Основные интересы | Дуализм , Нетринитаризм |
Синопский ( / ˈ m ɑːr k i ə n , -s i ə n Μαρκίων / ; древнегреческий : Маркион [2] [примечание 1] Синопа ; в. 85 – ок. 160 ) был богословом [3] в раннем христианстве . [3] [4] Маркион проповедовал, что Бог послал Иисуса Христа , который отличался от «мстительного» Бога ( Демиурга ), создавшего мир. [3] [4] [5] Он считал себя последователем апостола Павла , которого он считал единственным истинным апостолом Иисуса Христа; его учение называется маркионизмом . [3] [4] [6] Маркион опубликовал самую раннюю запись канона книг Нового Завета. [3] [7]
Отцы ранней церкви, такие как Иустин Мученик , Ириней и Тертуллиан, объявили Маркиона еретиком или антихристом. [8] и он был отлучен от церкви Рима около 144 года. [9] Он опубликовал собственный канон христианских священных писаний . [3] [10] [11] который содержал десять посланий Павла ( пастырские послания не были включены) и Евангелие от Маркиона , которое исторически считается отредактированной версией Евангелия от Луки . [3] [12] Некоторые современные учёные [ ВОЗ? ] выдвинули теорию, что Евангелие Маркиона было самым древним , хотя это оспаривается .
Это сделало маркионизм катализатором процесса развития новозаветного канона , заставив протоправославную церковь откликнуться на его канон. [3] [13]
Жизнь
[ редактировать ]![]() |
Епифаний записывает в своем Панарионе , что Маркион родился в семье епископа Понта (современная Турция), вероятно, Филолога Синопского . [14] Родо и Тертуллиан , молодые люди в преклонном возрасте Маркиона, описали его как «мореплавателя» и «корабельного капитана» соответственно. Где-то в конце 130-х годов Маркион отправился в Рим, присоединился к римской церкви и сделал большое пожертвование в размере 200 000 сестерциев . там [9] [15] Возникли конфликты с Римской церковью, и в конце концов в 144 году он был отлучен от церкви , а его пожертвование было возвращено ему. [16]
Согласно христианским источникам, учителем Маркиона был Симониан Сердо . Ириней пишет, что «некий Сердон, происходивший из симонианцев, пришел в Рим при Гигине [...] и учил, что тот, кого Закон и пророки провозгласили Богом, не есть Отец Господа нашего Иисуса Христа» ( Против ересей , 1, 27, 1). Также, по их мнению, Маркион и гностик Валентин были товарищами в Риме. [17]
В 394 году Епифаний утверждал, что, начав аскетом , Маркион соблазнил девственницу и, соответственно, был отлучен от церкви своим отцом, что побудило его покинуть родной город. [18] Некоторые ученые восприняли это «обольщение девственницы» как метафору развращения Маркионом христианской церкви, когда Церковь изображалась как непорочная дева. [19] и что Маркион, очевидно, стал «жертвой историзации такой метафоры, хотя она противоречит прочной традиции его строгой сексуальной честности». [20] : 102 Сомнительно утверждение Тертуллиана в «Рецепте против еретиков» (написанном около 200 г. ), что Маркион исповедовал покаяние и согласился на предоставленные ему условия — что он должен получить примирение, если он вернет Церкви тех, кого он сбил с пути, — но что он сделать это ему помешала его смерть. [21]
Маркионитская церковь
[ редактировать ]Маркионитская церковь значительно расширилась при жизни Маркиона, став главным конкурентом другой новой церкви . После его смерти он сохранил своих последователей и на протяжении нескольких столетий пережил христианские споры и неодобрение империи. [22] Некоторые богословы считали его протопротестантом. [23]
Учения
[ редактировать ]Изучение еврейской Библии , а также полученных сочинений, циркулировавших в зарождающейся Церкви, привело Маркиона к выводу, что многие учения Иисуса были несовместимы с действиями Яхве , которого характеризуют как воинственного бога еврейской Библии . Маркион ответил разработкой дитеистической системы верований примерно в 144 году. [примечание 2] Это представление о двух богах — высшем, трансцендентном и низшем, создателе и правителе мира — позволило Маркиону примирить очевидные противоречия между теологией христианского Завета и Евангелием , провозглашенным Новым Заветом .
Однако, в отличие от других лидеров зарождающейся христианской церкви, Маркион заявил, что христианство находится в полном отрыве от иудаизма и полностью противоречит писаниям иудаизма. Маркион не утверждал, что это ложь. Вместо этого он утверждал, что они полностью правдивы, но их следует читать абсолютно буквально, что привело его к пониманию того, что Яхве не был тем же Богом, о котором говорил Иисус. Например, Маркион утверждал, что рассказ в книге Бытия о том, как Яхве шел по Эдемскому саду и спрашивал, где находится Адам, доказывал, что Яхве обитал в физическом теле и не обладал универсальными знаниями , а это атрибуты, совершенно несовместимые с Небесным Отцом, исповедуемым Иисусом.
Согласно Маркиону, бог Ветхого Завета , которого он называл Демиургом , создателем материальной вселенной , является ревнивым племенным божеством , евреев чей закон представляет собой законное взаимное правосудие и которое наказывает человечество за его грехи через страдания и смерть. . Напротив, Бог, которого исповедовал Иисус, — это совершенно другое существо, универсальный Бог сострадания и любви, который смотрит на человечество с доброжелательностью и милосердием. Маркион также выпустил книгу под названием «Антезы» , которая уже не сохранилась. [24] противопоставление Демиурга Ветхого Завета Небесному Отцу Нового Завета.
Маркион считал Иисуса сыном Небесного Отца, но понимал воплощение в докетической манере, т. е. что тело Иисуса было лишь имитацией материального тела, и, следовательно, отрицал физическое и телесное рождение, смерть и воскресение Иисуса.
Маркион был первым, кто систематизировал христианский канон . Его канон состоял всего из одиннадцати книг, сгруппированных в два раздела: Евангеликон , сокращенный вариант Евангелия от Луки, и Апостоликон , подборка из десяти посланий апостола Павла, которые также были немного короче канонического текста. Ранние христиане, такие как Ириней, Тертуллиан и Епифаний, утверждали, что издания Маркиона Луки и посланий Павла были намеренно отредактированы Маркионом, чтобы соответствовать его богословским взглядам, и многие современные ученые с этим согласны. [25] Однако некоторые ученые утверждают, что тексты Маркиона существенно им не редактировались и могут в некотором отношении представлять собой более раннюю версию этих текстов, чем канонические версии. [5] [26] [27] [28] Как и Евангелие от Марка , Евангелие, использованное Маркионом, не содержало элементов, касающихся его рождения и детства. Интересно, что в нем действительно содержались некоторые еврейские элементы и материалы, бросающие вызов дитеизму Маркиона — факт, который использовали ранние христиане в своей полемике против Маркиона. [29]
Центральное место посланий Павла в каноне Маркиона отражает тот факт, что Маркион считал Павла правильным истолкователем и передатчиком учения Иисуса, в отличие от Двенадцати учеников и ранней иерусалимской церкви. [6] По мнению Маркиона, остальные апостолы находились под покровительством Демиурга. [24]
Гностицизм
[ редактировать ]Маркиона иногда называют философом -гностиком . В некоторых существенных отношениях Маркион предложил идеи, которые хорошо соответствовали гностической мысли. Как и гностики, он верил, что Иисус был по сути божественным духом, который являлся людям в человеческом обличии, но на самом деле не принимал плотского человеческого тела. [6]
Однако маркионизм концептуализирует Бога таким образом, который не может быть согласован с более широкой гностической мыслью. По мнению гностиков, некоторые люди рождаются с маленькой частицей души Бога, поселившейся в их духе (сродни понятию Божественной Искры ). [30] Таким образом, Бог тесно связан со своим творением и является его частью. Спасение заключается в том, чтобы отвернуться от физического мира (который гностики считают иллюзией) и принять в себе богоподобные качества. Маркион, напротив, считал, что Небесный Отец (отец Иисуса Христа) был совершенно чуждым Богом; он не участвовал ни в создании мира, ни в какой-либо связи с ним. [30] По словам Барта Эрмана : «Самого Маркиона не следует считать гностиком; он считал, что существует только два бога , а не много; он думал об этом мире не как о космической катастрофе, а как о творении ветхозаветного Бога». и он не думал, что в человеческих телах обитают божественные искры, которые можно освободить, поняв истинный «гнозис». Более того, его докетический взгляд, похоже, не был типичным взглядом гностиков». [31]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Родительный падеж : Маркион
- ^ 115 лет и шесть месяцев от Распятия , согласно Adversus расчетам Тертуллиана в Marcionem , xv.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эйслер, Роберт (1938). Загадка Четвертого Апостола, Метуэн и компания, стр. 158, табл. XIII).
- ^ Первое извинение Иустина Мученика , XXVI.5
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Эрман, Барт Д. (2005) [2003]. «На полярных концах спектра: раннехристианские эбиониты и маркиониты» . Утраченные христианства: битвы за Писание и веры, которых мы никогда не знали . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . стр. 95–112. дои : 10.1017/s0009640700110273 . ISBN 978-0-19-518249-1 . LCCN 2003053097 . S2CID 152458823 .
- ^ Перейти обратно: а б с Данн, Джеймс Д.Г. (2016). « Апостол еретиков»: Павел, Валентин и Маркион» . В Портере, Стэнли Э .; Юн, Дэвид (ред.). Павел и Гносис . Политические исследования. Том. 9. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 105–118. дои : 10.1163/9789004316690_008 . ISBN 978-90-04-31668-3 . LCCN 2016009435 . S2CID 171394481 .
- ^ Перейти обратно: а б БеДун 2015 , с. 165.
- ^ Перейти обратно: а б с Нокс 1942 , с. 7.
- ^ Уэсткотт, Брук Фосс (1870). Общий обзор истории Канона Нового Завета за первые четыре столетия .
- ^ Каатц, К.В. (2012). Ранние споры и рост христианства . Серия Praeger о Древнем мире. АВС-КЛИО. п. 44. ИСБН 978-0-313-38360-1 . Проверено 12 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гарнак 1921 , с. 17.
- ^ Брюс 1988, с. 134.
- ^ Нокс 1942 , с. 19.
- ^ БеДун 2015 , с. 166.
- ^ Нокс 1942 , с. 3.
- ^ «Евангелие от Маркиона» . gnosis.org . Проверено 15 августа 2021 г.
- ^ Нокс 1942 , с. 5.
- ^ Гарнак 1921 , с. 18.
- ^ Бернард Грин, Христианство в Древнем Риме: первые три века
- ^ Опровержение всех ересей , XLII, ii.
- ^ Барт Д. Эрман , утраченного христианства Конференция . Бейшлаг, Карлманн. «Происхождение и характеристики фрагментов Папия». Страницы 268–80 в Studia Patristica 4: Доклады, представленные на 3-й Международной конференции по патристическим исследованиям в Крайст-Черч, Оксфорд, 21–26 сентября 1959 г. Под редакцией Фрэнка Л. Кросса. ТУ 79. Берлин: Akademie-Verlag, 1961, с. 276
- ^ Лью, Джудит М (2015). Маркион и создание еретика. Бог и Священное Писание во втором веке . Кембридж.
- ^ Рецепт против еретиков 30:3. Тертуллиан.орг.
- ^ Эванс 1972 с. ix
- ^ Уэлчман, А. (2014). Политика религии/Религии политики . Софиоведение в кросс-культурной философии традиций и культур. Спрингер Нидерланды. п. 21. ISBN 978-94-017-9448-0 . Проверено 11 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бадью, Ален (2003). Святой Павел: основа универсализма . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . п. 35. ISBN 0-8047-4470-Х . OCLC 51093150 .
- ^ Роберт Дж. Уилкинсон (5 февраля 2015 г.). Тетраграмматон: западные христиане и еврейское имя Бога: от начала до семнадцатого века . БРИЛЛ. стр. 120–. ISBN 978-90-04-28817-1 .
- ^ Клингхардт 2008 , с. 6-10.
- ^ Нокс 1942 , с. 164 и далее.
- ^ Хоффманн 1984 .
- ^ Клингхардт 2008 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Гарнак 1900 , стр. Том. I, 267–313, т. 1, с. II, 1–19.
- ^ Эрман, Барт Д. (25 марта 2014 г.). «Глава 8. После Нового Завета: христологические тупики второго и третьего веков». Как Иисус стал Богом: Возвышение еврейского проповедника из Галилеи . Харпер Коллинз. ISBN 978-0-06-225219-7 .
Источники
[ редактировать ]- БеДун, Джейсон (2015). «Новый Маркион» (PDF) . Форум . 3 (осень 2015 г.): 163–179. Архивировано из оригинала (PDF) 25 мая 2019 г. Проверено 21 июня 2019 г.
- Блэкман, EC Маркион и его влияние [1948] 2004. ISBN 978-1-59244-731-2 .
- Брюс, Ф.Ф. (1988). Канон Священного Писания . Межвузовская пресса. ISBN 978-0-8308-1258-5 .
- Клабо, Джон Джеймс. Утерянное издание Посланий Павла: переоценка текста Корпуса Павла, засвидетельствованная Маркионом (серия католических библейских ежеквартальных монографий № 21) 1 989 ISBN 0-915170-20-5 .
- Даль, Нильс Альструп. «Происхождение древнейших прологов к посланиям Павла», Семья 12 (1978), стр. 233–277.
- Епифаний Саламинский . Панарий Епифания Саламинского, Книга 1 (разделы 1–46), переводчик Фрэнка Уильямса, 1987. ISBN 90-04-07926-2 .
- Эванс, Эрнест (комментарии и перевод): Тертуллиан , Против Маркиона (Oxford University Press, 1972). Электронный текст введения Adversus Marcionem и Эвана «Марцион: его доктрина и влияние»
- Грант, Роберт М. Маркион и критический метод Питер Ричардсон и Джон Коллидж Херд, ред., От Иисуса до Павла. Исследования в честь Фрэнсиса Райта Бира. Ватерлоо, Онтарио, 1984. стр. 207–215.
- Гарнак, Адольф (1900). История догмы . Перевод Бьюкенена, Нила.
- Гарнак, Адольф (1921). Маркион: Евангелие от чуждого Бога . Перевод Стили, Джона Э.; Бирма, Лайл Д. Гранд-Рапидс: Бейкер. ISBN 978-1-55635-703-9 .
- Хоффманн, Р. Джозеф (1984). Маркион, о восстановлении христианства: очерк развития радикального паулистского богословия во втором веке . Чико, Калифорния: Scholars Press. ISBN 0-89130-638-2 .
- Нокс, Джон (1942). Маркион и Новый Завет: Очерк ранней истории канона . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0404161835 . .
- Клингхардт, Матиас (2008). «Маркионитское Евангелие и синоптическая проблема: новое предложение». Новый Завет . 50 (1): 1–27. дои : 10.1163/156853608X257527 . JSTOR 25442581 .
- Ливингстон, Е.А. Оксфордский словарь христианской церкви (3-е изд.) , стр. 1033–34, 1997 г. ISBN 0-19-211655-X .
- Фрэнсис Легг, Предтечи и соперники христианства, с 330 г. до н.э. по 330 г. н. э. (1914 г.), перепечатано в двух томах, связанных в один, University Books New York, 1964. LCCN 64-24125 .
- Митчелл, Чарльз В., изд. (1912). Прозаические опровержения С. Ефрема Мани, Маркиона и Вардасана . Том. 1. Лондон: Общество текстов и переводов.
- Митчелл, Чарльз В.; Беван, Энтони А .; Беркитт, Фрэнсис К. , ред. (1921). Прозаические опровержения С. Ефрема Мани, Маркиона и Вардасана . Том. 2. Лондон: Общество текстов и переводов.
- Молл, Себастьян, Архиеретик Маркион , Научные исследования Нового Завета 250, Мор Зибек, Тюбинген, 2010 г. (испанский перевод: Marción. El primer hereje, Biblioteca de Estudios Bíblicos 145, Ediciones Sígueme, Саламанка, 2014 г.)
- Рипарелли, Энрико, Лицо Христа-дуалиста. От Маркиона до катаров , Питер Ланг, Берн, 2008, 368 стр. ISBN 978-3-03911-490-0 .
- Спроул, Р.К. , Как тогда нам поклоняться? . Колорадо-Спрингс, Колорадо: Дэвид С. Кук, 2013. ISBN 978-1-4347-0424-5 стр. 16.
- Уильямс, Дэвид Солтер. «Переосмысление Евангелия Маркиона», Журнал библейской литературы 108 (1989), стр. 477–96.
- Уилсон, Р. С. Маркион: исследование еретика второго века (Лондон: Кларк) 1933.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джозеф Б. Тайсон, Маркион и Люк-Действует: определяющая борьба , University of South Carolina Press, 2006, ISBN 1-57003-650-0
- Маркион: Портрет еретика Роба Брэдшоу
- Джозеф Б. Тайсон, Антииудаизм у Маркиона и его противников
- Арендзен, Джон (1910). « Марциониты ». Католическая энциклопедия . Том. 9.
- фон Гарнак, Адольф (1911). . Британская энциклопедия . Том. 17 (11-е изд.). стр. 691–693.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сочинения Маркиона (в Архиве Гнозиса) : Маркион: Евангелие Господне и другие сочинения
- Маркионитовая исследовательская библиотека
- Маркионитские прологи к посланиям Павла.
- рождение 80-х
- 160 смертей
- Христианские богословы II века
- Греческий народ II века
- Римляне 2-го века
- Писатели 2-го века
- Древний христианский антииудаизм
- Древние христиане участвовали в спорах
- Древние понтийские греки
- Антинаталисты
- Споры, связанные с христианством
- Основатели религий
- Гностики
- Споры, связанные с христианством и иудаизмом
- Люди, отлученные христианскими церквями
- Люди из Синопа, Турция
- Римский Понт
- Маркионизм