Jump to content

Маркион Синопский

(Перенаправлено с Маркиона )
Маркион Синопский
Апостол Иоанн (слева) и (по словам Эйслера ) Маркион Синопский (справа), из библиотеки Моргана, MS 748, 11 век. [1]
Рожденный 85 год нашей эры
Умер 160 г. н.э.
Римская Анатолия , Римская империя
Заметная работа Евангелие от Маркиона
Богословская работа
Эра Святоотеческий возраст
Традиция или движение Маркионизм
Основные интересы Дуализм , Нетринитаризм

Синопский ( / ˈ m ɑːr k i ə n , -s i ə n Μαρκίων / ; древнегреческий : Маркион [2] [примечание 1] Синопа ; в. 85 – ок. 160 ) был богословом [3] в раннем христианстве . [3] [4] Маркион проповедовал, что Бог послал Иисуса Христа , который отличался от «мстительного» Бога ( Демиурга ), создавшего мир. [3] [4] [5] Он считал себя последователем апостола Павла , которого он считал единственным истинным апостолом Иисуса Христа; его учение называется маркионизмом . [3] [4] [6] Маркион опубликовал самую раннюю запись канона книг Нового Завета. [3] [7]

Отцы ранней церкви, такие как Иустин Мученик , Ириней и Тертуллиан, объявили Маркиона еретиком или антихристом. [8] и он был отлучен от церкви Рима около 144 года. [9] Он опубликовал собственный канон христианских священных писаний . [3] [10] [11] который содержал десять посланий Павла ( пастырские послания не были включены) и Евангелие от Маркиона , которое исторически считается отредактированной версией Евангелия от Луки . [3] [12] Некоторые современные учёные [ ВОЗ? ] выдвинули теорию, что Евангелие Маркиона было самым древним , хотя это оспаривается .

Это сделало маркионизм катализатором процесса развития новозаветного канона , заставив протоправославную церковь откликнуться на его канон. [3] [13]

Епифаний записывает в своем Панарионе , что Маркион родился в семье епископа Понта (современная Турция), вероятно, Филолога Синопского . [14] Родо и Тертуллиан , молодые люди в преклонном возрасте Маркиона, описали его как «мореплавателя» и «корабельного капитана» соответственно. Где-то в конце 130-х годов Маркион отправился в Рим, присоединился к римской церкви и сделал большое пожертвование в размере 200 000 сестерциев . там [9] [15] Возникли конфликты с Римской церковью, и в конце концов в 144 году он был отлучен от церкви , а его пожертвование было возвращено ему. [16]

Согласно христианским источникам, учителем Маркиона был Симониан Сердо . Ириней пишет, что «некий Сердон, происходивший из симонианцев, пришел в Рим при Гигине [...] и учил, что тот, кого Закон и пророки провозгласили Богом, не есть Отец Господа нашего Иисуса Христа» ( Против ересей , 1, 27, 1). Также, по их мнению, Маркион и гностик Валентин были товарищами в Риме. [17]

В 394 году Епифаний утверждал, что, начав аскетом , Маркион соблазнил девственницу и, соответственно, был отлучен от церкви своим отцом, что побудило его покинуть родной город. [18] Некоторые ученые восприняли это «обольщение девственницы» как метафору развращения Маркионом христианской церкви, когда Церковь изображалась как непорочная дева. [19] и что Маркион, очевидно, стал «жертвой историзации такой метафоры, хотя она противоречит прочной традиции его строгой сексуальной честности». [20] : 102  Сомнительно утверждение Тертуллиана в «Рецепте против еретиков» (написанном около 200 г. ), что Маркион исповедовал покаяние и согласился на предоставленные ему условия — что он должен получить примирение, если он вернет Церкви тех, кого он сбил с пути, — но что он сделать это ему помешала его смерть. [21]

Маркионитская церковь

[ редактировать ]

Маркионитская церковь значительно расширилась при жизни Маркиона, став главным конкурентом другой новой церкви . После его смерти он сохранил своих последователей и на протяжении нескольких столетий пережил христианские споры и неодобрение империи. [22] Некоторые богословы считали его протопротестантом. [23]

Изучение еврейской Библии , а также полученных сочинений, циркулировавших в зарождающейся Церкви, привело Маркиона к выводу, что многие учения Иисуса были несовместимы с действиями Яхве , которого характеризуют как воинственного бога еврейской Библии . Маркион ответил разработкой дитеистической системы верований примерно в 144 году. [примечание 2] Это представление о двух богах — высшем, трансцендентном и низшем, создателе и правителе мира — позволило Маркиону примирить очевидные противоречия между теологией христианского Завета и Евангелием , провозглашенным Новым Заветом .

Однако, в отличие от других лидеров зарождающейся христианской церкви, Маркион заявил, что христианство находится в полном отрыве от иудаизма и полностью противоречит писаниям иудаизма. Маркион не утверждал, что это ложь. Вместо этого он утверждал, что они полностью правдивы, но их следует читать абсолютно буквально, что привело его к пониманию того, что Яхве не был тем же Богом, о котором говорил Иисус. Например, Маркион утверждал, что рассказ в книге Бытия о том, как Яхве шел по Эдемскому саду и спрашивал, где находится Адам, доказывал, что Яхве обитал в физическом теле и не обладал универсальными знаниями , а это атрибуты, совершенно несовместимые с Небесным Отцом, исповедуемым Иисусом.

Согласно Маркиону, бог Ветхого Завета , которого он называл Демиургом , создателем материальной вселенной , является ревнивым племенным божеством , евреев чей закон представляет собой законное взаимное правосудие и которое наказывает человечество за его грехи через страдания и смерть. . Напротив, Бог, которого исповедовал Иисус, — это совершенно другое существо, универсальный Бог сострадания и любви, который смотрит на человечество с доброжелательностью и милосердием. Маркион также выпустил книгу под названием «Антезы» , которая уже не сохранилась. [24] противопоставление Демиурга Ветхого Завета Небесному Отцу Нового Завета.

Маркион считал Иисуса сыном Небесного Отца, но понимал воплощение в докетической манере, т. е. что тело Иисуса было лишь имитацией материального тела, и, следовательно, отрицал физическое и телесное рождение, смерть и воскресение Иисуса.

Маркион был первым, кто систематизировал христианский канон . Его канон состоял всего из одиннадцати книг, сгруппированных в два раздела: Евангеликон , сокращенный вариант Евангелия от Луки, и Апостоликон , подборка из десяти посланий апостола Павла, которые также были немного короче канонического текста. Ранние христиане, такие как Ириней, Тертуллиан и Епифаний, утверждали, что издания Маркиона Луки и посланий Павла были намеренно отредактированы Маркионом, чтобы соответствовать его богословским взглядам, и многие современные ученые с этим согласны. [25] Однако некоторые ученые утверждают, что тексты Маркиона существенно им не редактировались и могут в некотором отношении представлять собой более раннюю версию этих текстов, чем канонические версии. [5] [26] [27] [28] Как и Евангелие от Марка , Евангелие, использованное Маркионом, не содержало элементов, касающихся его рождения и детства. Интересно, что в нем действительно содержались некоторые еврейские элементы и материалы, бросающие вызов дитеизму Маркиона — факт, который использовали ранние христиане в своей полемике против Маркиона. [29]

Центральное место посланий Павла в каноне Маркиона отражает тот факт, что Маркион считал Павла правильным истолкователем и передатчиком учения Иисуса, в отличие от Двенадцати учеников и ранней иерусалимской церкви. [6] По мнению Маркиона, остальные апостолы находились под покровительством Демиурга. [24]

Гностицизм

[ редактировать ]

Маркиона иногда называют философом -гностиком . В некоторых существенных отношениях Маркион предложил идеи, которые хорошо соответствовали гностической мысли. Как и гностики, он верил, что Иисус был по сути божественным духом, который являлся людям в человеческом обличии, но на самом деле не принимал плотского человеческого тела. [6]

Однако маркионизм концептуализирует Бога таким образом, который не может быть согласован с более широкой гностической мыслью. По мнению гностиков, некоторые люди рождаются с маленькой частицей души Бога, поселившейся в их духе (сродни понятию Божественной Искры ). [30] Таким образом, Бог тесно связан со своим творением и является его частью. Спасение заключается в том, чтобы отвернуться от физического мира (который гностики считают иллюзией) и принять в себе богоподобные качества. Маркион, напротив, считал, что Небесный Отец (отец Иисуса Христа) был совершенно чуждым Богом; он не участвовал ни в создании мира, ни в какой-либо связи с ним. [30] По словам Барта Эрмана : «Самого Маркиона не следует считать гностиком; он считал, что существует только два бога , а не много; он думал об этом мире не как о космической катастрофе, а как о творении ветхозаветного Бога». и он не думал, что в человеческих телах обитают божественные искры, которые можно освободить, поняв истинный «гнозис». Более того, его докетический взгляд, похоже, не был типичным взглядом гностиков». [31]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Родительный падеж : Маркион
  2. ^ 115 лет и шесть месяцев от Распятия , согласно Adversus расчетам Тертуллиана в Marcionem , xv.
  1. ^ Эйслер, Роберт (1938). Загадка Четвертого Апостола, Метуэн и компания, стр. 158, табл. XIII).
  2. ^ Первое извинение Иустина Мученика , XXVI.5
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Эрман, Барт Д. (2005) [2003]. «На полярных концах спектра: раннехристианские эбиониты и маркиониты» . Утраченные христианства: битвы за Писание и веры, которых мы никогда не знали . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . стр. 95–112. дои : 10.1017/s0009640700110273 . ISBN  978-0-19-518249-1 . LCCN   2003053097 . S2CID   152458823 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с Данн, Джеймс Д.Г. (2016). « Апостол еретиков»: Павел, Валентин и Маркион» . В Портере, Стэнли Э .; Юн, Дэвид (ред.). Павел и Гносис . Политические исследования. Том. 9. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 105–118. дои : 10.1163/9789004316690_008 . ISBN  978-90-04-31668-3 . LCCN   2016009435 . S2CID   171394481 .
  5. ^ Перейти обратно: а б БеДун 2015 , с. 165.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Нокс 1942 , с. 7.
  7. ^ Уэсткотт, Брук Фосс (1870). Общий обзор истории Канона Нового Завета за первые четыре столетия .
  8. ^ Каатц, К.В. (2012). Ранние споры и рост христианства . Серия Praeger о Древнем мире. АВС-КЛИО. п. 44. ИСБН  978-0-313-38360-1 . Проверено 12 августа 2023 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Гарнак 1921 , с. 17.
  10. ^ Брюс 1988, с. 134.
  11. ^ Нокс 1942 , с. 19.
  12. ^ БеДун 2015 , с. 166.
  13. ^ Нокс 1942 , с. 3.
  14. ^ «Евангелие от Маркиона» . gnosis.org . Проверено 15 августа 2021 г.
  15. ^ Нокс 1942 , с. 5.
  16. ^ Гарнак 1921 , с. 18.
  17. ^ Бернард Грин, Христианство в Древнем Риме: первые три века
  18. ^ Опровержение всех ересей , XLII, ii.
  19. ^ Барт Д. Эрман , утраченного христианства Конференция . Бейшлаг, Карлманн. «Происхождение и характеристики фрагментов Папия». Страницы 268–80 в Studia Patristica 4: Доклады, представленные на 3-й Международной конференции по патристическим исследованиям в Крайст-Черч, Оксфорд, 21–26 сентября 1959 г. Под редакцией Фрэнка Л. Кросса. ТУ 79. Берлин: Akademie-Verlag, 1961, с. 276
  20. ^ Лью, Джудит М (2015). Маркион и создание еретика. Бог и Священное Писание во втором веке . Кембридж.
  21. ^ Рецепт против еретиков 30:3. Тертуллиан.орг.
  22. ^ Эванс 1972 с. ix
  23. ^ Уэлчман, А. (2014). Политика религии/Религии политики . Софиоведение в кросс-культурной философии традиций и культур. Спрингер Нидерланды. п. 21. ISBN  978-94-017-9448-0 . Проверено 11 июня 2023 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б Бадью, Ален (2003). Святой Павел: основа универсализма . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . п. 35. ISBN  0-8047-4470-Х . OCLC   51093150 .
  25. ^ Роберт Дж. Уилкинсон (5 февраля 2015 г.). Тетраграмматон: западные христиане и еврейское имя Бога: от начала до семнадцатого века . БРИЛЛ. стр. 120–. ISBN  978-90-04-28817-1 .
  26. ^ Клингхардт 2008 , с. 6-10.
  27. ^ Нокс 1942 , с. 164 и далее.
  28. ^ Хоффманн 1984 .
  29. ^ Клингхардт 2008 , с. 7.
  30. ^ Перейти обратно: а б Гарнак 1900 , стр. Том. I, 267–313, т. 1, с. II, 1–19.
  31. ^ Эрман, Барт Д. (25 марта 2014 г.). «Глава 8. После Нового Завета: христологические тупики второго и третьего веков». Как Иисус стал Богом: Возвышение еврейского проповедника из Галилеи . Харпер Коллинз. ISBN  978-0-06-225219-7 .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 33b61f9e6bd47c89307dac0768e14f5d__1720470060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/33/5d/33b61f9e6bd47c89307dac0768e14f5d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Marcion of Sinope - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)