Jump to content

маркосианцы

Маркосианцы Лионе были гностической сектой, основанной Марком , основанной в , Франция и действовавшей в южной Европе со 2-го по 4-й век.

Женщины имели особый статус в маркосианских общинах; их считали пророчицами и участвовали в совершении евхаристических обрядов. Ириней обвиняет Марка в совращении своих последователей и презрительно пишет ( Adversus Haereses I. 13, 4), что вся секта была делом «глупых женщин».

Маркозианская система была разновидностью системы Валентина . Он сохранил 30 Эонов , но назвал их «Величиями» и придал им числовые значения. Он сохранил миф о падении Софии , но назвал его «Божественным недостатком». Уникальной для него была адаптация пифагорейской теории чисел ( Изопсефии ) к гностицизму.

Маркус считает, что его знания являются результатом божественного откровения тела Антропоса :

Бесконечно возвышенная Тетрада спустилась на него из невидимых и неописуемых мест в образе женщины. . . и изложила ему одному свою собственную природу и происхождение всех вещей, чего она никогда прежде не открывала никому ни из богов, ни из людей. . . . [и] сказал: — Я хочу показать тебе саму Алетейю (Истину); ибо Я свел ее из горних жилищ, чтобы ты мог увидеть ее без покрывала и понять ее красоту, чтобы ты мог также услышать ее речь и восхититься ее мудростью. Вот голова ее высоко поднята, Альфа и Омега ; ее шея — Бета и Пси ; ее плечи с руками, Гамма и Чи ; ее грудь — Дельта и Фи ; ее диафрагма — Эпсилон и Ипсилон ; ее спина — Зета и Тау ; ее живот — Эта и Сигма ; ее бедра — Тета и Ро ; ее колени — Йота и Пи ; ее ноги — Каппа и Омикрон ; ее лодыжки — Лямбда и Си ; ее ноги, Му и Ну . Таково тело Истины, по мнению этого мага, таков образ стихии, таков характер буквы. И он называет этот элемент Антропос (Человек) и говорит, что это источник всякой речи, и начало всякого звука, и выражение всего невыразимого, и уста безмолвного. Сказать .

Теория букв

[ редактировать ]

Иногда Марк подсчитывает количество букв в имени, иногда он подсчитывает общую сумму, когда каждой букве присваивается ее значение в греческой арифметической системе счисления: иногда он пользуется методом, позволяющим ему открыть еще более глубокие тайны.

Маркус указывает, что если мы возьмем одну букву Δ и напишем ее имя полностью, δέλτα, мы получим пять букв; но мы можем снова написать их имена полностью и получить еще несколько букв, и так до бесконечности . Если тайны, заключенные в одной букве, так бесконечны, то какова же необъятность тайн, содержащихся в имени Пропатора?

Об этом имени он дает следующее описание: Когда первый Отец, который выше мысли и не имеет сущности, пожелал, чтобы неизреченное стало произнесенным, а невидимое образовалось, Он открыл уста Свои и издал Слово, подобное Себе, которое было форма невидимого объявила Себе, кем Он был. Его имя состояло из четырех последовательно произнесенных слогов, из четырех, четырех, десяти и двенадцати букв соответственно.

Может показаться, что под первым из них мы должны понимать слово ἀρχή; и это имя из четырех слогов и тридцати букв, кажется, соответствует описанию системы тридцати Эонов, разделенных на две Тетрады, Декаду и Додекаду. Каждая буква представляет собой один из Эонов и содержит в себе бесконечность тайн. Каждая буква издает свой собственный звук, она не знает ни звука соседней буквы, ни звука целого, но восстановление всех вещей произойдет, когда все буквы будут приведены к одному и тому же звуку, и тогда в результате возникнет гармония. образ которого мы имеем в том, что создается, когда мы все вместе произносим « Аминь» .

Это сравнение показывает интересный момент согласия в литургическом использовании между гностиками II века и римской церковью времен Иеронима , чьи хорошо известные слова — «ad similitudinem caelestis tonitrui reboat, аминь». То, что говорится об ограниченности знаний каждого Эона, можно сравнить с тем, что Ипполит Римский говорит о Докетах (VIII, 10).

Пифагорейская тетрада. [1]

Марк подробно описывает свое обозначение Эонов как букв алфавита. В алфавите двадцать четыре буквы, и двадцать четыре — это сумма букв названий первой тетрады:

  • Невыразимое (ἄῤῥητος)
  • Тишина
  • Отец
  • Правда

Далее следуют те из второй тетрады:

  • WordСлово
  • Жизнь
  • Мужчина
  • ChurchЦерковь

Они образуют Огдоаду . Опять же, греческий алфавит состоит из девяти немых, восьми полугласных и семи гласных. Немые ; принадлежат Отцу и Истине (Неизреченное и Молчание, конечно, не в счет) эти немые ничего не открывают человеку. Полугласные Человеку принадлежат Слову и Жизни, а гласные — и Церкви, поскольку это был голос, исходивший через Человека и давший силу всему.

Нам говорят, что семь небес издают каждый свой собственный гласный звук, первое А и так далее; и это был звук их единого славословия, донесенный до земли, который породил все сущее на земле. Снисхождением Того, Кто был с Отцом, из девяти в семь, группы Эонов были уравнены и возникла совершенная гармония.

В греческой арифметической записи восемь букв обозначают единицы, восемь десятков и восемь сотен: всего 888; но именно это и есть числовое значение букв в имени Ἰησοῦς. Точно так же Α и Ω отождествляются с περιστερά, сошедшим на Иисуса, числовое значение в обоих случаях равно 801.

Другие тайны заключены в шести буквах имени Ἰησοῦς (см. «Эписемон » ниже), восьми буквах χρειστός, которые снова добавлены к четырем Υίος, и составляют двенадцать. Однако это лишь произносимые имена, известные обычным христианам; непроизносимые имена Иисуса и Христа состоят из двадцати четырех и тридцати букв соответственно. Либо Ипполит, либо один из его ранних переписчиков делает попытку разгадать тайну непроизносимых имен, записывая во всю длину буквы имени χρειστός; χεῖ, ῥώ, εἴ, ἰῶτα, σίγμα, ταῦ, οὐ, σάν; но мы имеем здесь только двадцать четыре буквы вместо тридцати, так что нам приходится довольствоваться тем, что мы остаемся в неведении относительно того, что, казалось бы, было одной из самых ценных тайн этой секты.

Чтобы понять происхождение тридцати Эонов из Огдоады, нам нужно только взять первые восемь чисел и сложить их, оставив шесть, поскольку это Эписемон , а не буква обычного греческого алфавита:

1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 7 + 8 = 30

Опять же, мы находим падение двенадцатого Эона, Софии, обозначенного в алфавите; ибо Λ, которое арифметически обозначает 30, число Эонов, является лишь одиннадцатой буквой алфавита. Но оно начало искать себе подобное, и поэтому следующая буква — М, или ΛΛ. Снова сложим числовое значение всех букв алфавита, оканчивающихся на λ, и получим девяносто девять; это недостаток, число, все еще рассчитываемое на левой руке, от которого те, кто обладает «знанием», избегают, следуя за числом, которое, добавленное к девяноста девяти, переносит их в правую руку. Читатель помнит Ювенала «Jam dextera computat annos» .

Эписемон

[ редактировать ]

Четные числа — женские, нечетные — мужские. От соединения первых из них, 2 и 3, был рожден Эписемон, или 6, число Спасения.

В описании его системы, данном Иринеем (I. xiv.), скопированном Ипполитом ( Ref . vi. 45) и Епифанием ( Haer . 34), τὸ ἐπίσημον неоднократно используется для обозначения числового символа для числа шесть; число 6 — ὁ ἐπίσημος ἀριθμός; шестибуквенное имя Ἰησοῦς — это τὸ ἐπίσημον ὄνομα и т. д., язык, приводящий в замешательство старого латинского переводчика, который переводит это слово как «insignis».Подобное употребление этого слова встречается у Климента Александрийского ( Strom . VI. 16); но это нельзя назвать совершенно независимой иллюстрацией, поскольку совпадения оказываются такими, что ставят вне всякого сомнения, что Климент в своем описании тайн числа 6 непризнанно использует те же сочинения Марка, которые были использованы от Иринея. Евсевий ( Quaest. ad Marin . Mai, Nov. Pat. Bib . iv. 299), скопированный Иеронимом или Псевдо-Иеронимом ( Брев. в Псал . 77, vii. 198, изд. Валларс.), предлагает, как способ о примирении разногласий между евангелистами относительно того, пострадал ли Господь в третий или шестой час, что ошибка переписчика могла возникнуть из-за подобия Гаммы и Еписемона, т. е ., по-видимому, Γ и Ϝ.

Источником, из которого все современные писатели узнали об использовании слова episemon, является эссе Йозефа Юстуса Скалигера о происхождении ионических букв. [2] Там он цитирует из Беды высказывание de Indigitatione старого грамматика, который, упомянув, что греки обозначают числа буквами и для этой цели присоединяют к буквам своего алфавита три других символа, продолжает следующее:

Первый называется Эписимон и известен как номер 6. второй — G, который называется кофе и имеет число 90; третий — это то, что называется эннеакозией, потому что они стоят 800.

Здесь, как и в предыдущих отрывках, эписемон используется в отношении символа шестерки; но Скалигер переводит на греческий словосочетание «nota numeri VI». τὸ ἐπίσημον τοῦ ἑξ ἀριθμοῦ, и, по-видимому, пришел к выводу, что знаки для чисел 90 и 900 имели равные права на одно и то же название; и он также дает имя Эписемон каждой из шести финикийских букв, которые, как говорят, не были приняты ионийцами , говоря, например, что буква ἧτα первоначально была эписемоном, и проводя различие между эписемоном числа 6 и дигаммой. или эписемон Вау. Он не называет своего авторитета в таких словах; Мы также не знаем, чтобы персонаж, который одни называли βαῦ, а другие τὸ ἐπίσημον, до Скалигера когда-либо назывался комбинацией ἐπίσημον βαῦ. Как бы то ни было, за Скалигером следовали все, кто писал на эту тему с его времени.

Истинное описание этих трех символов, по-видимому, состоит в том, что, хотя сами финикийцы не использовали буквы своего алфавита для нумерации, греки, получившие от них свой алфавит, сделали это в V веке до нашей эры; что их алфавит тогда все еще содержал две финикийские буквы, которые в следующем столетии вышли из употребления, а именно βαῦ на шестом месте и κόππα, римская Q, идущая после π; что эти буквы затем заняли свое естественное место в системе счисления, которая впоследствии была дополнена добавлением в конце букв алфавита еще одной буквы для обозначения числа 900, которая по своей форме возникла в значительно более поздний период. называется σανπῖ. [3] Символ числа шесть не стал отождествляться с сокращением στ во времена Марка, известным через Ипполита. При вычислении числового значения χρειστός он считает σ и τ отдельно; первую он называет Сигмой и , а вторую Сан . Вполне возможно, что Маркус явно отождествил свой эписемон с дигаммой, поскольку, хотя у Иринея чтение, несомненно, διπλο γράμματα, контекст придает вероятность предположению доктора Хорта о том, что Маркус написал γάμματα. Он говорит, что это число, добавленное к числу двадцати четырех букв, дает тридцать. Теперь двойные буквы уже включены в двадцать четыре, но Дигамма стоит вне алфавита, и поэтому ее число можно было бы правильно прибавить к числу букв.

Что касается свойств числа 6, Марк и Климент были отчасти обязаны Филону Александрийскому , который объясняет ( De Op. Mund . 3), что это первое совершенное число, т. е ., по . определению Евклида, единица равно сумме чисел 1, 2, 3, которые делят его без остатка ( de Aug. Civ. Dei , xi. 30), второе такое число — 28, которое есть сумма его делителей 1, 2, 4, 7, 14 ( Ориг. т. 28 в С. Иоанне .); что, будучи 2×3, он возникает в результате брака мужчины и женщины, т. е. нечетного и четного числа; что существует шесть направлений движения: вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз; и т. д. Маркус заметил, что

  • Мир был создан за шесть дней
  • В новом устроении Иисус через шесть дней взошел на гору Преображения.
  • Там, при появлении Моисея и Илии , число Его общества стало шесть.
  • Он пострадал в шестой час шестого дня недели

Отсюда следует вывод, что это число обладает силой не только производства, но и регенерации. Как семь — число небес, а восемь — наднебесная огдоада, так и шесть обозначает материальное творение (см. также Гераклеона ); и, в особенности, материальное тело, через которое Спаситель открыл Себя чувствам людей и передал им то просветление их неведения, в котором состояло искупление. Климент, если не Марк, находит высшую природу Спасителя представленной эписемоном, который не принимается во внимание тем, кто смотрит только на порядок букв алфавита, но обнаруживает себя в системе счисления.

Ириней указывает, что все тайны Марка зависят от использования современной формы греческого алфавита и что они исчезают, когда семитский алфавит используется . Он показывает также (II, 24), что о свойствах числа 5 можно сказать столь же прекрасные вещи, как и о свойствах чисел, прославляемых Марком.

Практики

[ редактировать ]

У маркосианцев были формулы и таинства искупления. Если бы такие великие тайны могли заключаться в именах, то, естественно, следовало бы, что знать правильное имя каждой небесной силы было делом жизненной важности; и такие знания учителя обещали дать. Другие считали, что эти применения не могут обеспечить духовного искупления — такое искупление может быть осуществлено только посредством знания ( гнозиса ).

Крещение и тринитарная формула крещения

[ редактировать ]

Евсевий Кесарийский пишет, что маркосиане крестили людей «во имя неведомого отца вселенной, в истину, мать всего сущего, в сошедшую на Иисуса». [4] Это может указывать на то, что тринитарная формула крещения существовала, по крайней мере, в то время, а, возможно, и раньше. [5] и что маркосианцы приняли его как свое собственное.

Марк учил, что крещение видимого Иисуса было предназначено только для прощения грехов, но что искупление Христа , сошедшего в этом крещении , было предназначено для совершенства; один был просто психическим, другой духовным. Из последних толкуются слова, в которых Иисус говорил о другом крещении ( Лк. 12:50 ; Мф. 20:22 ).

Некоторые даровали это искупление посредством крещения с особыми призывами; другие зашли так далеко, что отвергли христианское крещение и заменили его смесью масла и воды, которой выливали голову кандидата. Под конфирмацией гностики намеревались не столько дать Святого Духа, сколько запечатать кандидатов от атак Архонтов , посредством которых посвященные после смерти становились непостижимыми и невидимыми, оставляя свои тела в этом низшем творении, а свои души с Демиург , вознесись в своих духах к Плероме . Вероятно, египетская религия внесла этот элемент в гностицизм. Некоторые из этих маркосианских формул были на иврите, образцы которых сохранились у Иринея, сильно искаженные переписчиками.

Евхаристия

[ редактировать ]

Среди достижений Маркуса было знание астрологии и, очевидно, некоторые познания в области химии, благодаря которым он заслужил репутацию обладателя магических навыков. чаша Было видно , как евхаристическая со смесью вина и воды под его призывом изменилась на пурпурно-красный цвет; и его ученикам сказали, что это произошло потому, что великая Харис (Благодать) пролила в чашу немного своей крови. Иногда он подавал чашу женщинам и просил их в его присутствии произнести евхаристические слова:

Пусть та Харис, которая превыше всего и превосходит всякое знание и речь, наполнит твое внутреннее существо и умножит в тебе свое собственное знание, посеяв в тебе зерно горчичное, как в добрую почву.

Затем он переливал из их освященной чаши в чашу гораздо большего размера, которую держал в руках, и можно было видеть, как жидкость, чудесным образом увеличившаяся от этой молитвы, поднималась и наполняла больший сосуд.

Пророчество

[ редактировать ]

Марк учил своих учениц пророчеству . Бросая жребий при их собраниях, он повелевал той, на кого выпал жребий, смело произнести слова, которые были внушены ее уму, и такие слова принимались слушателями как пророческие изречения.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Хеменвей, Прия. Божественная пропорция: Фи в искусстве, природе и науке . Стерлинг Паблишинг Компани Инк., 2005 г. ISBN   1-4027-3522-7
  2. ^ Скалигер, Йозеф Юстус . Душа в Хрон. Евсевий стр. 110–116.
  3. ^ Ханкель, История математики , с. 34; Кирхгофа, исследования по истории греческого алфавита .
  4. ^ Евсевий Кесарийский, Церковная история iv. 11.
  5. ^ Святой Иустин Мученик, 1-е извинение lxi.
Атрибуция
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0a42191254dc8da7936e218c27b1cd65__1722059940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0a/65/0a42191254dc8da7936e218c27b1cd65.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Marcosians - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)