маркосианцы
![]() | Эта статья может потребовать редактирования текста из -за стиля (использование первого лица, устаревшего языка), связности и чрезмерной длины . ( сентябрь 2023 г. ) |
![]() |
Маркосианцы Лионе были гностической сектой, основанной Марком , основанной в , Франция и действовавшей в южной Европе со 2-го по 4-й век.
Женщины имели особый статус в маркосианских общинах; их считали пророчицами и участвовали в совершении евхаристических обрядов. Ириней обвиняет Марка в совращении своих последователей и презрительно пишет ( Adversus Haereses I. 13, 4), что вся секта была делом «глупых женщин».
Маркозианская система была разновидностью системы Валентина . Он сохранил 30 Эонов , но назвал их «Величиями» и придал им числовые значения. Он сохранил миф о падении Софии , но назвал его «Божественным недостатком». Уникальной для него была адаптация пифагорейской теории чисел ( Изопсефии ) к гностицизму.
Система
[ редактировать ]Маркус считает, что его знания являются результатом божественного откровения тела Антропоса :
Бесконечно возвышенная Тетрада спустилась на него из невидимых и неописуемых мест в образе женщины. . . и изложила ему одному свою собственную природу и происхождение всех вещей, чего она никогда прежде не открывала никому ни из богов, ни из людей. . . . [и] сказал: — Я хочу показать тебе саму Алетейю (Истину); ибо Я свел ее из горних жилищ, чтобы ты мог увидеть ее без покрывала и понять ее красоту, чтобы ты мог также услышать ее речь и восхититься ее мудростью. Вот голова ее высоко поднята, Альфа и Омега ; ее шея — Бета и Пси ; ее плечи с руками, Гамма и Чи ; ее грудь — Дельта и Фи ; ее диафрагма — Эпсилон и Ипсилон ; ее спина — Зета и Тау ; ее живот — Эта и Сигма ; ее бедра — Тета и Ро ; ее колени — Йота и Пи ; ее ноги — Каппа и Омикрон ; ее лодыжки — Лямбда и Си ; ее ноги, Му и Ну . Таково тело Истины, по мнению этого мага, таков образ стихии, таков характер буквы. И он называет этот элемент Антропос (Человек) и говорит, что это источник всякой речи, и начало всякого звука, и выражение всего невыразимого, и уста безмолвного. Сказать .
Теория букв
[ редактировать ]Иногда Марк подсчитывает количество букв в имени, иногда он подсчитывает общую сумму, когда каждой букве присваивается ее значение в греческой арифметической системе счисления: иногда он пользуется методом, позволяющим ему открыть еще более глубокие тайны.
Маркус указывает, что если мы возьмем одну букву Δ и напишем ее имя полностью, δέλτα, мы получим пять букв; но мы можем снова написать их имена полностью и получить еще несколько букв, и так до бесконечности . Если тайны, заключенные в одной букве, так бесконечны, то какова же необъятность тайн, содержащихся в имени Пропатора?
Об этом имени он дает следующее описание: Когда первый Отец, который выше мысли и не имеет сущности, пожелал, чтобы неизреченное стало произнесенным, а невидимое образовалось, Он открыл уста Свои и издал Слово, подобное Себе, которое было форма невидимого объявила Себе, кем Он был. Его имя состояло из четырех последовательно произнесенных слогов, из четырех, четырех, десяти и двенадцати букв соответственно.
Может показаться, что под первым из них мы должны понимать слово ἀρχή; и это имя из четырех слогов и тридцати букв, кажется, соответствует описанию системы тридцати Эонов, разделенных на две Тетрады, Декаду и Додекаду. Каждая буква представляет собой один из Эонов и содержит в себе бесконечность тайн. Каждая буква издает свой собственный звук, она не знает ни звука соседней буквы, ни звука целого, но восстановление всех вещей произойдет, когда все буквы будут приведены к одному и тому же звуку, и тогда в результате возникнет гармония. образ которого мы имеем в том, что создается, когда мы все вместе произносим « Аминь» .
Это сравнение показывает интересный момент согласия в литургическом использовании между гностиками II века и римской церковью времен Иеронима , чьи хорошо известные слова — «ad similitudinem caelestis tonitrui reboat, аминь». То, что говорится об ограниченности знаний каждого Эона, можно сравнить с тем, что Ипполит Римский говорит о Докетах (VIII, 10).
Tetrad
[ редактировать ]
Марк подробно описывает свое обозначение Эонов как букв алфавита. В алфавите двадцать четыре буквы, и двадцать четыре — это сумма букв названий первой тетрады:
- Невыразимое (ἄῤῥητος)
- Тишина
- Отец
- Правда
Далее следуют те из второй тетрады:
Они образуют Огдоаду . Опять же, греческий алфавит состоит из девяти немых, восьми полугласных и семи гласных. Немые ; принадлежат Отцу и Истине (Неизреченное и Молчание, конечно, не в счет) эти немые ничего не открывают человеку. Полугласные Человеку принадлежат Слову и Жизни, а гласные — и Церкви, поскольку это был голос, исходивший через Человека и давший силу всему.
Нам говорят, что семь небес издают каждый свой собственный гласный звук, первое А и так далее; и это был звук их единого славословия, донесенный до земли, который породил все сущее на земле. Снисхождением Того, Кто был с Отцом, из девяти в семь, группы Эонов были уравнены и возникла совершенная гармония.
Иисус
[ редактировать ]В греческой арифметической записи восемь букв обозначают единицы, восемь десятков и восемь сотен: всего 888; но именно это и есть числовое значение букв в имени Ἰησοῦς. Точно так же Α и Ω отождествляются с περιστερά, сошедшим на Иисуса, числовое значение в обоих случаях равно 801.
Другие тайны заключены в шести буквах имени Ἰησοῦς (см. «Эписемон » ниже), восьми буквах χρειστός, которые снова добавлены к четырем Υίος, и составляют двенадцать. Однако это лишь произносимые имена, известные обычным христианам; непроизносимые имена Иисуса и Христа состоят из двадцати четырех и тридцати букв соответственно. Либо Ипполит, либо один из его ранних переписчиков делает попытку разгадать тайну непроизносимых имен, записывая во всю длину буквы имени χρειστός; χεῖ, ῥώ, εἴ, ἰῶτα, σίγμα, ταῦ, οὐ, σάν; но мы имеем здесь только двадцать четыре буквы вместо тридцати, так что нам приходится довольствоваться тем, что мы остаемся в неведении относительно того, что, казалось бы, было одной из самых ценных тайн этой секты.
Эоны
[ редактировать ]Чтобы понять происхождение тридцати Эонов из Огдоады, нам нужно только взять первые восемь чисел и сложить их, оставив шесть, поскольку это Эписемон , а не буква обычного греческого алфавита:
1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 7 + 8 = 30
Опять же, мы находим падение двенадцатого Эона, Софии, обозначенного в алфавите; ибо Λ, которое арифметически обозначает 30, число Эонов, является лишь одиннадцатой буквой алфавита. Но оно начало искать себе подобное, и поэтому следующая буква — М, или ΛΛ. Снова сложим числовое значение всех букв алфавита, оканчивающихся на λ, и получим девяносто девять; это недостаток, число, все еще рассчитываемое на левой руке, от которого те, кто обладает «знанием», избегают, следуя за числом, которое, добавленное к девяноста девяти, переносит их в правую руку. Читатель помнит Ювенала «Jam dextera computat annos» .
Эписемон
[ редактировать ]Четные числа — женские, нечетные — мужские. От соединения первых из них, 2 и 3, был рожден Эписемон, или 6, число Спасения.
В описании его системы, данном Иринеем (I. xiv.), скопированном Ипполитом ( Ref . vi. 45) и Епифанием ( Haer . 34), τὸ ἐπίσημον неоднократно используется для обозначения числового символа для числа шесть; число 6 — ὁ ἐπίσημος ἀριθμός; шестибуквенное имя Ἰησοῦς — это τὸ ἐπίσημον ὄνομα и т. д., язык, приводящий в замешательство старого латинского переводчика, который переводит это слово как «insignis».Подобное употребление этого слова встречается у Климента Александрийского ( Strom . VI. 16); но это нельзя назвать совершенно независимой иллюстрацией, поскольку совпадения оказываются такими, что ставят вне всякого сомнения, что Климент в своем описании тайн числа 6 непризнанно использует те же сочинения Марка, которые были использованы от Иринея. Евсевий ( Quaest. ad Marin . Mai, Nov. Pat. Bib . iv. 299), скопированный Иеронимом или Псевдо-Иеронимом ( Брев. в Псал . 77, vii. 198, изд. Валларс.), предлагает, как способ о примирении разногласий между евангелистами относительно того, пострадал ли Господь в третий или шестой час, что ошибка переписчика могла возникнуть из-за подобия Гаммы и Еписемона, т. е ., по-видимому, Γ и Ϝ.
Источником, из которого все современные писатели узнали об использовании слова episemon, является эссе Йозефа Юстуса Скалигера о происхождении ионических букв. [2] Там он цитирует из Беды высказывание de Indigitatione старого грамматика, который, упомянув, что греки обозначают числа буквами и для этой цели присоединяют к буквам своего алфавита три других символа, продолжает следующее:
Первый называется Эписимон и известен как номер 6. второй — G, который называется кофе и имеет число 90; третий — это то, что называется эннеакозией, потому что они стоят 800.
Здесь, как и в предыдущих отрывках, эписемон используется в отношении символа шестерки; но Скалигер переводит на греческий словосочетание «nota numeri VI». τὸ ἐπίσημον τοῦ ἑξ ἀριθμοῦ, и, по-видимому, пришел к выводу, что знаки для чисел 90 и 900 имели равные права на одно и то же название; и он также дает имя Эписемон каждой из шести финикийских букв, которые, как говорят, не были приняты ионийцами , говоря, например, что буква ἧτα первоначально была эписемоном, и проводя различие между эписемоном числа 6 и дигаммой. или эписемон Вау. Он не называет своего авторитета в таких словах; Мы также не знаем, чтобы персонаж, который одни называли βαῦ, а другие τὸ ἐπίσημον, до Скалигера когда-либо назывался комбинацией ἐπίσημον βαῦ. Как бы то ни было, за Скалигером следовали все, кто писал на эту тему с его времени.
Истинное описание этих трех символов, по-видимому, состоит в том, что, хотя сами финикийцы не использовали буквы своего алфавита для нумерации, греки, получившие от них свой алфавит, сделали это в V веке до нашей эры; что их алфавит тогда все еще содержал две финикийские буквы, которые в следующем столетии вышли из употребления, а именно βαῦ на шестом месте и κόππα, римская Q, идущая после π; что эти буквы затем заняли свое естественное место в системе счисления, которая впоследствии была дополнена добавлением в конце букв алфавита еще одной буквы для обозначения числа 900, которая по своей форме возникла в значительно более поздний период. называется σανπῖ. [3] Символ числа шесть не стал отождествляться с сокращением στ во времена Марка, известным через Ипполита. При вычислении числового значения χρειστός он считает σ и τ отдельно; первую он называет Сигмой и , а вторую Сан . Вполне возможно, что Маркус явно отождествил свой эписемон с дигаммой, поскольку, хотя у Иринея чтение, несомненно, διπλο γράμματα, контекст придает вероятность предположению доктора Хорта о том, что Маркус написал γάμματα. Он говорит, что это число, добавленное к числу двадцати четырех букв, дает тридцать. Теперь двойные буквы уже включены в двадцать четыре, но Дигамма стоит вне алфавита, и поэтому ее число можно было бы правильно прибавить к числу букв.
Шесть
[ редактировать ]Что касается свойств числа 6, Марк и Климент были отчасти обязаны Филону Александрийскому , который объясняет ( De Op. Mund . 3), что это первое совершенное число, т. е ., по . определению Евклида, единица равно сумме чисел 1, 2, 3, которые делят его без остатка ( de Aug. Civ. Dei , xi. 30), второе такое число — 28, которое есть сумма его делителей 1, 2, 4, 7, 14 ( Ориг. т. 28 в С. Иоанне .); что, будучи 2×3, он возникает в результате брака мужчины и женщины, т. е. нечетного и четного числа; что существует шесть направлений движения: вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз; и т. д. Маркус заметил, что
- Мир был создан за шесть дней
- В новом устроении Иисус через шесть дней взошел на гору Преображения.
- Там, при появлении Моисея и Илии , число Его общества стало шесть.
- Он пострадал в шестой час шестого дня недели
Отсюда следует вывод, что это число обладает силой не только производства, но и регенерации. Как семь — число небес, а восемь — наднебесная огдоада, так и шесть обозначает материальное творение (см. также Гераклеона ); и, в особенности, материальное тело, через которое Спаситель открыл Себя чувствам людей и передал им то просветление их неведения, в котором состояло искупление. Климент, если не Марк, находит высшую природу Спасителя представленной эписемоном, который не принимается во внимание тем, кто смотрит только на порядок букв алфавита, но обнаруживает себя в системе счисления.
Ириней указывает, что все тайны Марка зависят от использования современной формы греческого алфавита и что они исчезают, когда семитский алфавит используется . Он показывает также (II, 24), что о свойствах числа 5 можно сказать столь же прекрасные вещи, как и о свойствах чисел, прославляемых Марком.
Практики
[ редактировать ]У маркосианцев были формулы и таинства искупления. Если бы такие великие тайны могли заключаться в именах, то, естественно, следовало бы, что знать правильное имя каждой небесной силы было делом жизненной важности; и такие знания учителя обещали дать. Другие считали, что эти применения не могут обеспечить духовного искупления — такое искупление может быть осуществлено только посредством знания ( гнозиса ).
Крещение и тринитарная формула крещения
[ редактировать ]Евсевий Кесарийский пишет, что маркосиане крестили людей «во имя неведомого отца вселенной, в истину, мать всего сущего, в сошедшую на Иисуса». [4] Это может указывать на то, что тринитарная формула крещения существовала, по крайней мере, в то время, а, возможно, и раньше. [5] и что маркосианцы приняли его как свое собственное.
Марк учил, что крещение видимого Иисуса было предназначено только для прощения грехов, но что искупление Христа , сошедшего в этом крещении , было предназначено для совершенства; один был просто психическим, другой духовным. Из последних толкуются слова, в которых Иисус говорил о другом крещении ( Лк. 12:50 ; Мф. 20:22 ).
Некоторые даровали это искупление посредством крещения с особыми призывами; другие зашли так далеко, что отвергли христианское крещение и заменили его смесью масла и воды, которой выливали голову кандидата. Под конфирмацией гностики намеревались не столько дать Святого Духа, сколько запечатать кандидатов от атак Архонтов , посредством которых посвященные после смерти становились непостижимыми и невидимыми, оставляя свои тела в этом низшем творении, а свои души с Демиург , вознесись в своих духах к Плероме . Вероятно, египетская религия внесла этот элемент в гностицизм. Некоторые из этих маркосианских формул были на иврите, образцы которых сохранились у Иринея, сильно искаженные переписчиками.
Евхаристия
[ редактировать ]Среди достижений Маркуса было знание астрологии и, очевидно, некоторые познания в области химии, благодаря которым он заслужил репутацию обладателя магических навыков. чаша Было видно , как евхаристическая со смесью вина и воды под его призывом изменилась на пурпурно-красный цвет; и его ученикам сказали, что это произошло потому, что великая Харис (Благодать) пролила в чашу немного своей крови. Иногда он подавал чашу женщинам и просил их в его присутствии произнести евхаристические слова:
Пусть та Харис, которая превыше всего и превосходит всякое знание и речь, наполнит твое внутреннее существо и умножит в тебе свое собственное знание, посеяв в тебе зерно горчичное, как в добрую почву.
— И. 13, 2
Затем он переливал из их освященной чаши в чашу гораздо большего размера, которую держал в руках, и можно было видеть, как жидкость, чудесным образом увеличившаяся от этой молитвы, поднималась и наполняла больший сосуд.
Пророчество
[ редактировать ]Марк учил своих учениц пророчеству . Бросая жребий при их собраниях, он повелевал той, на кого выпал жребий, смело произнести слова, которые были внушены ее уму, и такие слова принимались слушателями как пророческие изречения.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хеменвей, Прия. Божественная пропорция: Фи в искусстве, природе и науке . Стерлинг Паблишинг Компани Инк., 2005 г. ISBN 1-4027-3522-7
- ^ Скалигер, Йозеф Юстус . Душа в Хрон. Евсевий стр. 110–116.
- ^ Ханкель, История математики , с. 34; Кирхгофа, исследования по истории греческого алфавита .
- ^ Евсевий Кесарийский, Церковная история iv. 11.
- ^ Святой Иустин Мученик, 1-е извинение lxi.
- Атрибуция
В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Салмон, Джордж (1882). «Маркус (17)» . В Смите, Уильям ; Уэйс, Генри (ред.). Словарь христианской биографии, литературы, сект и доктрин . Том. III. Лондон: Джон Мюррей. стр. 827–829.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Маркосианцы ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.