Кенома
![]() |
В гностицизме кэнома ( кенома , κένωμα) — понятие пустоты, соответствующее низшему миру явлений, в отличие от понятия плеромы , или полноты, соответствующего платоновскому миру идеальных форм . Кенома использовалась гностическим мыслителем и проповедником середины 2-го века Валентинием , который был среди первых христиан, которые пытались согласовать христианство со средним платонизмом . [1] Используя третью концепцию космоса , то, что проявляется, валентинианские посвященные могли объяснить Священное Писание в свете этих трех аспектов взаимосвязанного существования.
В гностицизме
[ редактировать ]Плерома – обитель Эонов . . . они являются или включают в себя вечные идеи или архетипы платоновской философии. . . . Отделённый от этой небесной области Хоросом . . . или Граница. . . лежит «кенома» или «пустота» — царство этого мира, область материи и материальных вещей, земля тени и тьмы. Здесь находится империя Демиурга или Творца, который вовсе не является небесным Эоном, но родился в этой самой пустоте, которой он царствует. Здесь находятся все те феноменальные, обманчивые, преходящие вещи, вечные аналоги которых можно найти только в Плероме. . . . В этих двух областях все противопоставлено друг другу: точно так же, как
- Лебедь на тихом озере Святой Марии
- Плывет двойник, лебедь и тень.
Мало того, что тридцать Эонов имеют свои земные аналоги; но их подразделения также представлены в этом нижнем регионе. Кенома тоже имеет свою огдоаду , свою декаду и свою додекаду, как и плерома. Есть одна София в надмирской области, и другая в мирской; есть один Христос, который искупает Эоны в духовном мире, и второй Христос, который искупает человечество или, скорее, часть человечества, в чувственном мире. В Небесном Царстве есть Эон Человек и еще один Эон Экклесия , идеальные двойники Человеческой Расы и Христианской Церкви в земном мире. . . . Более того, топографическая концепция плеромы реализуется в деталях образов. Вторая София, называемая также Ахамот, является желанием, потомком ее старшей тезки, отделенной от ее матери, изгнанной из плеромы и оставленной «застрявшей» в пустоте за ее пределами, не позволяя ей вернуться неумолимым Хоросом, который охраняет границу надземного царства.
- Лайтфут, стр. 266–67.
Древнегреческий термин, обозначающий пустоту или пустоту ( кенома ), относящийся к толкованию Феодотом Евангелия от Иоанна, глава 1, стих 3, описан в «Отрывке от Теодота» Климента Александрийского. [2]
Гистерема
[ редактировать ]В других местах обычной антитезой Плероме является не Кенома, а Гистерема (ὑστέρημα). Как сообщает о системе Ипполит (vi. 31, стр. 180), это слово употребляется как дополнение к слову Плерома, обозначая все то, что не входит в значение последнего слова. Таким образом, Хорос , или граница, описывается как отделяющий Гистерему от Плеромы, сам разделяя природу обеих; но сохраняя все внутри неподвижным и недвижимым, не позволяя ничему проникнуть извне. В том же смысле мы можем понять отрывок из Епифания : [3] где то же имя дано Демиургу ; ибо в случае со словом Hebdomas видно, что валентиниане дали Демиургу имя царства, которым он правил и из которого он произошел. Маркус говорит о Демиурге как о karpos hysterematos. [4] Марк, по-видимому, использовал слово Гистерема в уже объясненном смысле для обозначения области за пределами Плеромы. [5] где, в своем обычном способе поиска тайн в числах, он считает, что первая область символизируется числами до 99, отсчитываемыми на левой руке, а последняя - 100, отсчитываемыми на правой руке. Как Марк использует слово Плерома во множественном числе, так и [6] он, возможно, использовал Гистерему также во множественном числе для обозначения сил, принадлежащих этим регионам соответственно. Но нам кажется вероятным, что утверждение, что Марк насчитал вторую или третью гистерему, есть не что иное, как вывод, сделанный самим Иринеем. [7] от того, что он обнаружил, что имя karpos hysterematos применимо не только к Демиургу, но и к его матери, Софии Ахамот . Ириней обычно использует слово, обычно переведенное labes старым латинским переводчиком как , не в техническом смысле, а в общем значении дефекта, обычно соединяя его со словами agnoia и pathos . Слово «гистерема» встречается также в «Отрывке». Теод . 2, 22, [8] в последнем отрывке в техническом смысле; но контекст не позволяет нам зафиксировать его значение. Гистерема говорит Епифаний [9] было использовано Василидом как техническое слово .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Тернер 2001 .
- ^ (Кейси, 1934)
- ^ ( Хаер . 31, 4, стр. 166)
- ^ ( Iren. I. xvii. 2, стр. 86; xix. 1, стр. 90), вероятно, как предполагает Лайтфут ( Колосс . стр. 335), в отличие от описания Христа как karpos pleromatos .
- ^ (см . Ирен. I. xvi. 2, стр. 82)
- ^ (см. Лайтфут, LC )
- ^ ( I. xvi. 3, стр. 83)
- ^ (Клем. Алекс. стр. 967, 974)
- ^ ( Хаер . 24, стр. 74)
Ссылки
[ редактировать ]- Лайтфут, Джозеф Барбер (1890). Послания святого Павла к Колоссянам и Филимону . Лондон: Макмиллан.
- Отрывок из Феодото Климента Александрийского , изд., перевод и введение. Р. П. Кейси (Лондон, 1934 г.).
- Пейджелс, Элейн (1989). Иоанново Евангелие в гностической экзегезе . Атланта: Общество библейской литературы.
- Тернер, Джон Дуглас (2001). Сифианский гностицизм и платоническая традиция . Прессы Университета Лаваля. стр. 11, 35–36. ISBN 978-2-7637-7834-1 . Проверено 15 апреля 2023 г.
В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Салмон, Джордж (1882). «Гистерема» . В Смите, Уильям ; Уэйс, Генри (ред.). Словарь христианской биографии, литературы, сект и доктрин . Том. III. Лондон: Джон Мюррей. п. 190.