Утра
Часть серии о |
мандеизм |
---|
![]() |
Религиозный портал |
Утра : или ʿутра ( классический мандейский язык ࡏࡅࡕࡓࡀ , неомандейский oṯrɔ , традиционно транслитерируемая эвтра ; множественное число: ʿuthrē , традиционно транслитерируемая эвтрия ) — «божественный посланник света» в мандеизме . [1] Чарльз Г. Хеберл и Джеймс Ф. МакГрат переводят это слово как «превосходительство». [2] Йорунн Якобсен Бакли определяет их как «существа из Светового мира, называемые «утры» (поют: «утра» «богатство», но означает «ангел» или «хранитель»)». [3] Алдихиси (2008) сравнивает их язатой зороастризма с . [4] По мнению Э.С. Дроуэра , «утра — это эфирное существо, дух света и Жизни». [5] : 2
Утры — доброжелательные существа, обитающие в шкинах ( ࡔࡊࡉࡍࡀ , «небесные жилища») в Мире Света ( alma ḏ-nhūra ) и общающиеся друг с другом посредством телепатии . [4] Утры также иногда упоминаются как находящиеся в анане («облаках»; например, в книге 17 Райт Гиндза , глава 1), что также можно интерпретировать как супругов женского пола. [6] Многие утры также служат хранителями ( натра ); [7] например, Шилмай и Нидбай — хранители Пириависа , Великого Иордана ( ярдны ) Жизни. Другие утры — это гуфны , или небесные виноградные лозы. [6]
Утры, сопровождающие людей или души, известны как парванка ( ࡐࡀࡓࡅࡀࡍࡒࡀ ), что можно перевести как «проводник», «посланник» или «посланник». [8]
Этимология
[ редактировать ]Утра обычно считается родственным арамейскому ṯrā слову «богатство», происходящему от семитского корня *wtr «превышать». [9] Основываясь на этой этимологии, Э. С. Дроуэр предлагает провести параллель с южноаравийским богом бури Аттаром , который обеспечивает орошение людей. [4]
Однако эта этимология оспаривается Чарльзом Г. Хеберлом (2017), который предполагает, что это существительное образца ʾaqtal *awtərā «превосходительство». [9]
Мы
[ редактировать ]Утры часто имеют термин Зива / Зиуа ( ࡆࡉࡅࡀ »), прикрепленный после их имен, из-за их происхождения из Мира Света . В манихействе сирийский ������������) также термин Зива ( « Сияние используется для обозначения Иисуса как Ишо Зива ( Сирийский : ) ��������������������������������������������������������, Иисус Великолепие , которого послали пробудить Адама и Еву к источнику духовного света, заключенного в их физических телах.
Пары утр также обычно имеют рифмующиеся имена. Имена могут быть аллитерирующими (например, Адатан и Ядатан ) или одно имя может иметь инфиксную согласную или слог (например, Капан и Канпан). В манихействе пары небесных существ также могут иметь рифмующиеся имена, например, Хроштаг и Падвахтаг . Гарднер (2010) обсуждает другие параллели с манихейством. [10]
Список утр
[ редактировать ]Часто упоминаемые утры
[ редактировать ]Ниже приведен неполный список утр. Некоторые имена утр всегда перечисляются парами.
- Манда д-Хайи , спасительница Утра, чье имя означает « Гнозис Жизни . »
- Триада, состоящая из 3-х сыновей Адама согласно Книге 1 Левой Гиндзы :
- Эманации :
- Сэм Зива ( Шем ): Сим является родственником ангельской сотериологической фигуры Сэма Зивы.
- Шилмаи и Нидбай — пара утр, служащих духами-хранителями ( натра ; множественное число: натрия и ) Иордана делегатами Манда д-Хайи , выполняющими дело Божие ( Хайи Рабби ). (См. Xroshtag и Padvaxtag в манихействе .)
- Адатан и Ядатан — пара утр, стоящих у Врат Жизни, восхваляющих и поклоняющихся Богу.
В Гиндза Рабба
[ редактировать ]Другие утры, упомянутые в « Гинза Рабба» : [11] [6]
- Барбаг (Бар-Баг), также называемый Азазиил , упоминается в Райт Гиндза 4 как «глава 444 шкинтов ».
- Бхак Зива – утра; также Абатур
- Бихрам – утра крещения.
- Бхир (что означает «выбранный, испытанный, проверенный») – упоминается в паре с Бихруном в «Правой Гиндзе 8».
- Бихрун – «[Жизнь] выбрала меня». Упоминается в молитвах Куласта 105 и 168, Райт Гиндза 8 и Мандейской книге Иоанна 62.
- Дин Млих – Утра, появляющаяся в откровении Динанухта.
- Губран и Губан - упоминаются в Райт Гиндза 5.1. В Мандейской книге Иоанна Губран Утра помогает Нбату возглавить восстание против Юшамина и его 21 сына.
- Озеро Хам и озеро Нхур
- Когда и где
- Нбат ( классический мандейский язык : ࡍࡁࡀࡈ , букв. «Росток») – Король Воздуха, первое великое Сияние.
- Ншаб ( классический мандайский язык : ࡍࡑࡀࡁ , букв. «Растение») - также называемый Ншаб Рабба и Нсаб Зива. Сын Юшамина . Часто упоминается в паре с Анан-Нсаб («облако Ншаб», супруга). Упоминается в молитвах Райт Гиндза 8 и 17.1 и Куласта молитвах 25 , 71 , 105 , 145, 168, 186, 353 и 379.
- Нбаз (Нбаз Хайла) — упоминается в Райт Гиндза 1.4 и 6 как хранитель матарты . Он упоминается в Райт Гиндза 6 как «Нбаз-Хайла, Повелитель Тьмы, великая наковальня земли».
- Нуриил и Нуриаил - упоминаются в Райт Гиндза 5.1.
- Пириавис Ярдна – также небесный ручей и олицетворенная лоза ( гуфна ).
- Рахзиил - упоминается в Райт Гиндза 11, в котором он описан как «хорошо вооруженный, который (является) самым маленьким из своих братьев».
- Сэм Мана Смира (Смир Зива «чистое первое сияние», или Сэм Смир Зива; Смир означает «сохранённый») – один из Двенадцати. Сам Мана Смира упоминается в Куласта молитвах 9 , 14 , 28 , 77 и 171, а также в молитвах Райт Гиндза 3 и 5.4. Явар Мана Смира и Сэм Смира Зива упоминаются в Райт Гиндза 14. Лидзбарский (1920) переводит Сэм Мана Смира как «Сам, хорошо сохранившаяся Мана». [12]
- Сар и Сарван - упоминаются в Куласта молитвах 25 , 105 , 168 и 378 и Райт Гиндза 5.1, 8 и 17.1.
- Саурейл (Ṣaur'il) – ангел смерти; также эпитет Луны (Сен)
- Шилун (букв. «[Жизнь] послала меня»)
- Симат Хайи – сокровище жизни; обычно считается женой утры Явара Зивы.
- Тар и Тарван . Тарван упоминается в Райт Гиндза 8 и в молитве Куласта 105 . «Земля Тарвана» упоминается в молитвах Куласта 190 и 379 и Райт Гиндза 15.17, тогда как «чистый Тарван» ( таруан дакита ), или иногда «чистая земля Тарвана», упоминается как райское место в Райт Гиндза 15.2. 15.8, 15.16 и 16.1. «Тарван-Нхура» (Тарван Света) упоминается в куластских молитвах 4 и 25 .
- Урпил и Марпил
- Ясана - упоминается в Райт Гиндза 12.1 как «врата Ясаны».
- Ятрун – отец Шилмая
- Явар Зива – Ослепительное Сияние, также известный как Явар Касия или Явар Рабба; муж Симат Хайи . Явар также может означать «Помощник».
- Юфин-Юфафин (Юпин-Юпапин)
- Юкабар (Юхабр; классический мандайский язык : ࡉࡅࡊࡀࡁࡀࡓ ) – упоминается в Куласты молитвах 74 , 77 , 173 и 379, а также в Правой Гиндзе 15.6 (как Юкабар-Кушта), 16.4 и 17.1 (как Юкабар-Зива). Юкабар помогает Нбату бороться с восстанием против Юшамина в Мандейской книге Иоанна .
- Юкашар (Юхашр; классический мандайский : ࡉࡅࡊࡀࡔࡀࡓ ) – источник Сияния. Упоминается в Куласта молитвах 53 , 54 , 55 , 64 , 77 и 343, а также в Райт Гиндза 4 как Юкашар-Кана ( кана означает «место» или «источник»). В Мандейской книге Иоанна он изображается как сын Птахиля .
- Юр (также Юр-Яхур) — один из хранителей матарты .
- Юра – «драгоценность». Упоминается в Райт Гиндза 15.7, 15.8, 16.1 и 17.1 как Юра Рба Ганзибра (буквально «Великий Юра Ганзибра » или «Великий Юра-казначей»). Юра упоминается также в 214 и 379 молитвах Куласты.
- Юрба (как пишет Лидзбарский «Йорабба» ) — также называемый борцом. Юрба отождествляется с Шамишем , солнцем. [13] Книга 18 « Правой Гиндзы» отождествляет Юрбу с Адонаем иудаизма, тогда как Гельберт (2017) отождествляет Юрбу с Яо . [14] Упоминается в Правой Гиндзе 3, 5.3 (где Юрба упоминается как хранитель матарты ), 8, 12.1, 15.5 и 18 и Левой Гиндзе 2.22 и 3.45. Мандейская книга Иоанна 52 — это повествование, посвященное Юрбе. Юрба часто упоминается как беседующий с Рухой.
- Зарзейл Зива (Зарзил Зива) - упоминается в Райт Гиндза 5.1 и 15.8.
- Жир (что означает «обеспеченный») - часто упоминается в паре с Зихруном.
- Зихрун (иногда пишется как Захрун; буквально означает «Жизнь предупредила меня») – Зихрун упоминается в «Райт Гиндза 4» как Зихрун-Утра (также называемый Юсмир -Кана) и «Райт Гиндза 8», а в Мандейской книге Иоанна 62 как « утренняя звезда». В молитвах Куласта 2 , 3 , 240 и 319 он упоминается как Зихрун Раза («Зихрун Тайна»). Он описывается как утра сияния, света и славы во 2 и 3 молитвах, причем во 2 молитве Манда д-Хайи упоминается как эманация Зихруна. В молитвах Куласты 332, 340, 341 и 374 он упоминается как имя драбши (знамени), а в молитве 347 он упоминается как Зихрун-Шашламиэль. Он является подданным Зихруна Раза Касии .
В «Правой Гиндзе» 5.1 Явар Зива назначает по четыре утры в каждом из четырех направлений, чтобы следить за Уром ( см. также «Стражи направлений» ):
- запад : Азазиил , Азазиаил, Такпил и Маргазил Великий.
- восток : Урпил , Марпил , Такпил и Хананил.
- север : Канпан и Капан, Губран и Губан.
- юг : Хаиль, Карбиль, Нуриил и Нуриаил.
В Класте
[ редактировать ]В нескольких молитвах Куласты имена менее известных утр перечислены в группах по четыре. Марк Дж. Лофтс (2010) считает их параллельными Четырем Светилам в сифианском гностицизме . В молитвах Куласта 17 и 77 они перечислены так: [15]
- Рум-Хай («Милосердие»)
- Эн-Хай («Источник» или «Источник жизни»). [6] )
- Шум-Хай («Имя»)
- Замар-Хай («Певец»)
В молитве Куласта 49 «четыре утры» перечислены как:
Эти четыре утры считаются царями ( малкиа ) Полярной звезды , дающими силу и жизнь солнцу. Вместе с Малкой Зивой (еще одно имя Хайи Рабби ) они составляют «пять первичных существ света». И наоборот, мандеи считают «пятью повелителями Мира Тьмы » Зартаи-Зартанаи , Хаг и Маг , Гап и Гапан, Шдум и Крун (спаренные демоны считаются правящими вместе как одиночные лорды). [16] (Подобные параллели см . в разделе Манихейство § «Мир света» .)
В молитвах Куласта , таких как Асиет Малкиа , слово нитуфта (пишется нитупта ), которое первоначально означает «капля», а иногда также переводится как «облако», также часто используется как наименование для обозначения супругов утр. [17] Его также можно интерпретировать как семя или семя Отца (Хайи Рабби), или олицетворенную каплю «воды жизни». [5] : 13 ( См. также анана (мандеизм) .)
Другие второстепенные утры, упомянутые в Куласте : [18]
- Хамгай-Зива, сын Хамгагай-Зивы - упоминается в молитве Куласта 3 и Райт Гиндза 15.5.
- Хаш (Хаш) - упоминается в Куластской молитве 77.
- Хауран и Хаураран – упоминаются в молитвах Куласта 14 , 27 и 28 . В молитве 27 Хауран описывается как облачение, а Хаураран — как покрывало. Хаураран также упоминается в Правой Гиндзе 15.2, Левой Гиндзе 3.60 и Мандейской книге Иоанна 70.
- Хазазбан (Хаза-Збан) – упоминается в молитвах Куласта 19 и 27 как утра, возлагающая венки ( клила ) на головы мандеев, исполняющих масбуту . Иногда саму клилу еще называют Хазазбан. Также упоминается в « Гиндза Рабба» как матарты страж Зан-Хазазбан в «Правой Гиндзе» 5.3 и 6 . Хазазбан, возможно, означает «на этот раз». [19]
- Канфиэль - упоминается в молитве Куласта 168.
- Каркаван-Зива - упоминается в молитве Куласта 49.
- Пириафил-Малака - упоминается вместе с Пириависом -Зивой в молитвах Куласта 13 и 17.
- Рам и Рамиэль-Утра - упоминаются в молитве Куласта 378.
- Шанасиэль - упоминается в молитве Куласта 77.
- Сихиун, Пардун и Канфун - упоминаются в молитве Куласта 77.
- Шак Зива (произносится [сак зива]) – упоминается в молитвах Куласта 18 , 105 и 173. Шак также упоминается в Райт Гиндза 15.5. В «1012 вопросах» С'хак Зива или Адам С'хак Зива (буквально «Адам был ярким сиянием»). [5] : 75 ) приравнивается к Адаму Касии . [20]
- Шингилан (или Шингилан-Утра) - упоминается в молитве Куласта 105 и Мандейской книге Иоанна 1 и 69. Согласно Мандейской книге Иоанна 1, «Шингилан-Утра берет подставку для благовоний и подносит ее к Мане ». [14]
- Усар, также известный как Усар-Хия или Усар-Хай («Сокровище жизни»), а также Усар-Нхура («Сокровище света») – упоминаются в молитвах Куласты 17 , 27 , 40 , 42 , 49 , 75 , и 77 ; упоминается вместе с Пта-Хаем в молитвах 27 , 49 и 77 .
- Юкашар - упоминается в молитвах Куласта 53 , 54 , 55 , 64 , 77 и 343.
- Яха-Яха - упоминается в молитве Куласта 15.
- Ялуз-Ялуз - упоминается в 22 и 50 молитвах Куласты.
- Юсмир-Юсамир - упоминается в молитве Куласта 14.
- Жа-Жа - упоминается в Куластской молитве 15.
- Zhir – mentioned in Qulasta prayer 26
В других текстах
[ редактировать ]В Мандейской книге Иоанна против Этинциб Зива ( классический мандейский язык : ࡏࡕࡉࡍࡑࡉࡁ ࡆࡉࡅࡀ , букв. «Великолепный трансплантат») — утра, которая начинает битву Нбата . [13]
Некоторые утры, упомянутые в Диван Абатур, включают: [19]
- Арспан, утра, связанная с водой и крещением; также название трона в Диване Абатуре
- Бихдад, утра, который помогает Абатуру на весах в Диване Абатуре.
- Каймат
- Рахмиил - часто упоминается в любовных заклинаниях.
- Самандарил – дух цветка и цветения.
- Шак – сын Птахиля и правитель матарты; означает «облако (а)»
Гуфна
[ редактировать ]В различных мандейских текстах несколько небесных существ описываются как персонифицированные виноградные лозы ( гуфна или гупна ) в Мире Света.
Анана
[ редактировать ]Мандейский термин анана ( классический мандейский : ࡀࡍࡀࡍࡀ ) обычно переводится как «облако», но также может интерпретироваться как супруга утры, а значит, и утра. [6]
См. также
[ редактировать ]- Ангелы в иудаизме
- Ангелы в Исламе
- Джинны в исламе
- Христианская ангелология
- Мандейская космология
- Я пишу на зороастрийском языке.
- Суккал в месопотамской мифологии
- Ками в синтоистской религии
- Дева (буддизм)
- Нат (божество) в бирманской народной религии
- Асиет Королева
- Озеро (арамейский)
- Анана (мандеизм)
- Гуфна
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лидзбарский, Марк (1906). Утра и Малаха . А. Тёпельманн (ранее Дж. Рикер). ( Интернет-архив )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мандейские писания и фрагменты» . Библиотека Гностического общества . Проверено 9 мая 2022 г.
- ^ Хеберль, Чарльз Г .; МакГрат, Джеймс Ф. (2019). Мандейская книга Иоанна: текст и перевод (PDF) . Версия открытого доступа. Берлин/Бостон: Де Грюйтер.
- ^ Бакли, Йорунн Якобсен (2002). Мандеи: древние тексты и современные люди . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-515385-5 . OCLC 65198443 . стр.8
- ^ Jump up to: а б с Алдихиси, Сабах (2008). История творения в мандейской священной книге в Гиндза Рба (доктор философии). Университетский колледж Лондона.
- ^ Jump up to: а б с Дроуэр, ES (1960). Тайный Адам: исследование насорийского гнозиса . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- ^ Jump up to: а б с д и Гельберт, Карлос (2011). Гинза Рба . Сидней: Книги о живой воде. ISBN 9780958034630 .
- ^ «Всеобъемлющий арамейский лексикон» . Cal.huc.edu .
- ^ Гельберт, Карлос (2023). Ключ ко всем тайнам Гиндза Рба . Сидней: Книги о живой воде. ISBN 9780648795414 .
- ^ Jump up to: а б Хеберль, Чарльз Г. (весна 2017 г.). «Происхождение и значение мандейского ࡏࡅࡕࡓࡀ» . Журнал семитских исследований . 62 (1). Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/jss/fgw044 .
Научный консенсус, сложившийся за последние пятнадцать десятилетий, а именно, что CM eutra родственно арамейскому ʽuṯrā «богатство» и, следовательно, означает «богатство», не подтверждается ни внутренними данными из мандейской литературы, ни сравнительными данными из мандейской литературы. другие семитские языки. Сравнивая его современную разговорную форму nm oṯrɔ с родственными словами во всех других ветвях семитского языка, я продемонстрировал, что CM eutra явно происходит от корня PS *wtr «превышать», что это один из чрезвычайно небольшого класса реликтов. C-основа девербальных прилагательных на арамейском языке, что его первоначальное значение по отношению к божественным существам является «превосходным» и что в классическом мандейском языке (и только в классическом мандейском языке) оно вторично стало использоваться как имя собственное, относящееся к целой категории сверхъестественные существа («превосходительства»).
- ^ Гарднер, Иэн (2010). «В поисках следов 'утрии в коптской Манихаике» . Периодическое издание АРАМ . 22 : 87–96. дои : 10.2143/ARAM.22.0.2131033 .
- ^ Аль-Саади, Кайс Мугашгаш; Аль-Саади, Хамед Мугашгаш (2019). «Глоссарий» Гинза Рабба: Великое сокровище. Эквивалентный перевод Мандейской Священной Книги (2-е изд.). Драбша.
- ^ Лидзбарский, Марк. 1920. Мандейские литургии . Трактаты Королевского общества наук в Геттингене, фил.-истор. Класс, НФ 17.1. Берлин.
- ^ Jump up to: а б Хаберл, Чарльз и МакГрат, Джеймс (2020). Мандейская книга Иоанна: критическое издание, перевод и комментарии . Берлин: Де Грюйтер. ISBN 978-3-11-048651-3 . OCLC 1129155601 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Гельберт, Карлос (2017). Учение мандея Иоанна Крестителя . Фэрфилд, Новый Южный Уэльс, Австралия: Книги о живой воде. ISBN 9780958034678 . OCLC 1000148487 .
- ^ Лофтс, Марк Дж. (2010). «Мандеизм: единственная сохранившаяся традиция сифианского гностицизма». Периодическое издание АРАМ . 22 : 31–59. дои : 10.2143/ARAM.22.0.2131031 .
- ^ Дроуэр, Этель Стефана (1937). Мандеи Ирака и Ирана . Оксфорд в Clarendon Press.
- ^ Макух, Рудольф (1965). Справочник классического и современного мандайского языка . Берлин: Де Грюйтер.
- ^ Дроуэр, ES (1959). Канонический молитвенник мандеев . Лейден: Э. Дж. Брилл.
- ^ Jump up to: а б Дроуэр, Этель С. (1950). Диван Абатур или Прогресс через чистилища . Исследования и тесты. Том. 151. Ватикан: Апостольская библиотека Ватиканы.
- ^ Дроуэр, Этель С. (1960). Тысяча и двенадцать вопросов: мандейский текст (Альф Трисар Шуялия) . Берлин: Академия Верлаг. п. 228, сноска 3.