Хибил
Хибил | |
---|---|
Другие имена | Озеро Хибил |
Обитель | Мир Света |
Мантра | «Во имя Хибила, Шитила и Ануша » ( б-шумаихун ḏ-Хибил у-Шитил у-Ануш ) |
Тексты | Крещение Хибил Зива |
Эквиваленты | |
Еврейский эквивалент | Авель |
Часть серии о |
мандеизм |
---|
Религиозный портал |
В мандеизме Хибил классический ( классический мандейский язык : ࡄࡉࡁࡉࡋ ) или Хибил Зива ( мандейский язык : ࡄࡉࡁࡉࡋ ࡆࡉࡅࡀ , букв. «Великолепный Хибил») — это утра («превосходительство», ангел или хранитель) из Мира Света . Хибил считается мандейским эквивалентом Авеля . [1]
Молитвы в Куласте часто содержат повторяющуюся формулу «Во имя Хибила, Шитила и Ануша » ( ࡁࡔࡅࡌࡀࡉࡄࡅࡍ ࡖࡄࡉࡁࡉࡋ ࡅࡔࡉࡕࡉࡋ ࡅࡀࡍࡅࡔ b-šumaihun ḏ-Хибил у-Шитил у-Ануш ). [2]
Обзор
[ редактировать ]Согласно мандейским верованиям и писаниям, включая Коласта , мандейскую книгу Иоанна и Гензы Рабба , Авель является родственником ангельской сотериологической фигуры Хибил Зива , [3] ( ࡄࡉࡁࡉࡋ ࡆࡉࡅࡀ , иногда переводится как «Великолепный Хибель»), [4] о котором говорят как о сыне Хайи [5] или Манда д-Хайи , [6] [7] и как брат Анушу (Еношу) и Шитилу (Сету) , [8] кто сын Адама . [9] В другом месте об Ануше говорится как о сыне Шитила, а о Шитиле - как о сыне Хибила, где Хибил пришел к Адаму и Еве маленьким мальчиком, когда они были еще девственниками, но назывался их сыном. [10] Хибил – важное существо светлого мира ( утра ), покорившее Мир Тьмы . [6] Как Явар Хибил , он является одним из нескольких фигур, известных как Явар ( ࡉࡀࡅࡀࡓ ), названных так в честь его отца. [8]
По словам Брихи Насораи , Хибил Зива также иногда упоминается как Габреил Шлиха (или Габриэль О-Шлиха ). [11]
В Свитке Абатура Хибил велит утре Абатуру пойти и поселиться на границе между Миром Света и Миром Тьмы и взвесить на чистоту те души, которые прошли через все чистилища и желают вернуться к свету.
Спуск в мир тьмы
[ редактировать ]Хибиля Сотериологическое нисхождение в Мир Тьмы , а также его крещения до и после подробно описаны в книге 5 Правого тома Гиндза Рабба , [8] а также в отдельном тексте под названием « Крещение Хибила Зивы» ( ࡃࡉࡅࡀࡍ ࡌࡀࡑࡁࡅࡕࡀ ࡖࡄࡉࡁࡉࡋ ࡆࡉࡅࡀ ). Хибил сражается и побеждает Круна и запечатывает обители повелителей тьмы. [8] Некоторые версии этого рассказа имеют параллели с Гимном Жемчужины, включенным в Деяния Фомы . [12]
В ответ на нарушение дуалистического баланса вселенной Манда д-Хайи вызывает Хибила, [8] которого Царь Света крестит в 360 000 [13] или 360 [8] ярдени . В связи с этим крещением Хибилу даруются 360 одежд света, Великой Тайны, [13] семь посохов, [13] и имя Явар, [8] среди других атрибутов.
Хибил отправляется в Мир Тьмы и входит в мир Руха , задерживаясь на многие века, пока Великая Тайна не приказывает ему спуститься дальше. Он спускается в мир Зартай-Зартанай , оставаясь там незамеченным в течение многих веков, помогая сопровождающим его существам света молитвами и мольбами, прежде чем спуститься через миры Хаг и Маг , Гаф и Гафан и противостоять Шдуму из-за беспокойства. в мире света. Шдум направляет Хибила дальше к Гиу , который направляет Хибила дальше к брату Гиу Круну , с которым Хибил сражается. Крун сдается и передает печати, чтобы обеспечить проход Хибила через Мир Тьмы. [8] (см. также скандола ).
Хибил возносится, запечатывая обители Гиу и Шдума, в мир Цинь . Согласно «Крещению Хибил Зивы» , Цинь-Анатан — супруга Гафа; [13] по мнению Правой Гиндзы, Хибил принимает облик Анатана , который является мужем Цинь. [8] Хибил спрашивает Циня, из чего они сделаны, и Цинь показывает ему мутные воды, которые, как сообщает ему Великая Тайна, являются крайней горечью и единственной константой Мира Тьмы. [8] Затем Хибил возвращается в мир Гафа и Гафана. В «Диван Масбута д-Хибил Зива » Цинь также раскрыл Хибилю тайны драгоценного камня, зеркала и горькой травы (объясняемой как источник силы Мира Тьмы) Хибилю в ответ на его вопросы, и он тайно взял их. [13] находясь в Правой Гиндзе, Хибил женится на Захрейле , дочери Циня, находясь под прикрытием в мире Гафа и Гафана, и она показывает ему источник с зеркалом (говорят, чтобы показать прошлое и будущее), которое он берет. [8] В этой версии говорится, что Хибил не совокуплялся с Захрейлом, поскольку его намерением было найти тайны, а не жениться. [8] хотя в некоторых других источниках Птахил считается сыном Хибиля и Захрейла. [14]
Хибил маскируется под Гафа и появляется перед Рухой, беременной Уром . Он выводит ее из мира Гафа и Гафана, запечатывая его врата, запечатывает врата мира Зартай-Зартанай, повелевает Великой Тайне смутить Руху и запечатывает ее в ее мире. [8] В Диван Масбута д-Хибил Зива также упоминается Хибил, забирающий темные воды, и Птахил. [13]
Хибил возносит молитвы Королю Света , который посылает Манду д-Хайи, чтобы тот отправил Хибилу письмо Кушты и флакон с маслом, которые были получены, но Хибил и его товарищи остаются удерживаемыми силами тьмы, пока не масикта будет . совершаются, после чего они поднимаются в средний мир. Это тревожит стражников, в ответ на что Великий Мана отправляет Юшамина , который допрашивает Хибила и позволяет ему вернуться в Мир Света, после чего он снова крестится 360 раз. [13]
Призыв
[ редактировать ]В наше время некоторые мандеи во времена опасности призывают имя Хибил Зива («Йа, Хибил Зива»). [15] : ххх
См. также
[ редактировать ]- Список ангелов в богословии
- Катабасис § Путешествие в подземный мир
- Умирающее и воскресающее божество
- Дехва Ханина
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Алдихиси, Сабах (2008). История творения в мандейской священной книге в Гиндза Рба (доктор философии). Университетский колледж Лондона.
- ^ Бакли, Йорунн Якобсен (2002). Мандеи: древние тексты и современные люди . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-515385-5 . OCLC 65198443 .
- ^ Дроуэр, ES (1932). Мандеи Ирака и Ирана . Горгиас Пресс.com. ISBN 978-1931956499 .
- ^ Хеберль, Чарльз Г .; МакГрат, Джеймс Ф. (2019). Мандейская книга Иоанна: текст и перевод (PDF) . Версия открытого доступа. Берлин/Бостон: Де Грюйтер.
- ^ «Книга пятая: Сошествие Спасителя». Гинза Рабба . Том. Правильный объем. Перевод Аль-Саади, Кайса; Аль-Саади, Хамед (2-е изд.). Германия: Драбша. 2019. с. 78.
Мой Отец, Хайи, сказал мне: «Почему ты стоишь на Яваре? Ты Явар Хибил, посланник![…]»
- ^ Jump up to: а б «Глоссарий» Гинза Рабба Том. Правильный объем. Перевод Аль-Саади, Кайса; Аль-Саади, Хамед (2-е изд.). Германия: Драбша. 2019. стр. 101-1. 206–213.
- ^ «Книга пятая: Сошествие Спасителя». Гинза Рабба . Том. Правильный объем. Перевод Аль-Саади, Кайса; Аль-Саади, Хамед (2-е изд.). Германия: Драбша. 2019. с. 83.
В благодарность мы выражаем благодарность Манде ад Хайи и его сыну Хибилу, которые установили орден Хайи.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Книга пятая: Сошествие Спасителя». Гинза Рабба . Том. Правильный объем. Перевод Аль-Саади, Кайса; Аль-Саади, Хамед (2-е изд.). Германия: Драбша. 2019. С. 70–83.
- ^ «Книга первая, 1-е прославление: Возвращение Шитила, сына Адама, в Мир Света». Гинза Рабба . Том. Левый том. Перевод Аль-Саади, Кайса; Аль-Саади, Хамед (2-е изд.). Германия: Драбша. 2019. стр. 1–9.
- ^ «Книга двенадцатая: Второе озарение». Гинза Рабба . Том. Правильный объем. Перевод Аль-Саади, Кайса; Аль-Саади, Хамед (2-е изд.). Германия: Драбша. 2019. С. 130–135. [Примечание: в некоторых других изданиях это книга 10.]
- ^ Насорая, Бриха (2022). Свиток рек Мандеи (Диван Нахравата): анализ . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-367-33544-1 . OCLC 1295213206 .
- ^ Дроуэр, Этель Стефана (1954). «Хибиль-Зива и парфянский князь». Журнал Королевского азиатского общества . 86 (3–4): 152–156. дои : 10.1017/S0035869X00106677 . S2CID 164165841 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Дроуэр, Этель С. (1953). Харан Гавайта и Крещение Хибил-Зивы: мандейский текст, воспроизведенный вместе с переводом, примечаниями и комментариями . Ватикан : Апостольская библиотека Ватикана .
- ^ Дроуэр, Этель С. (1953). Харан Гавайта и Крещение Хибил-Зивы: мандейский текст, воспроизведенный вместе с переводом, примечаниями и комментариями . Ватикан : Апостольская библиотека Ватикана . п. 34, примечание переводчика №3.
³ Птахил , сын Хибил-Зивы и Захариэля: демиург, создатель материального мира: также называемый «Четвертой жизнью».
- ^ Бакли, Йорунн Якобсен (2023). 1800 лет встреч с мандеями . Горгий Мандейские исследования. Том. 5. Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN 978-1-4632-4132-2 . ISSN 1935-441X .