Jump to content

Азазель

Два ангела оборачиваются и с тревогой видят, что Иблис (Азазил) не преклонится перед Адамом . Картина из рукописи «Аджаиб аль-махлукат» («Чудеса творения») ат-Туси Салмани, XIV век.
Ангелы встречают Адама и, кажется, разделяют, хотя и в меньшей степени, вызывающую реакцию Иблиса, который стоит сзади, надменно отвернув голову. Согласно традиции, Бог создал Иблиса прекрасным ангелом по имени Азазил , и именно таким он изображен здесь. Он изображается с характерной темной кожей, обозначающей его неминуемое падение, но у него крылья ангела, и он носит современную «ангельскую прическу» — петлю из волос, завязанную на макушке.

Азазиль ( араб . عزازيل ʿAzāzīl , также известный как арабский : حارث Ḥarith ) — фигура в исламской традиции, которая считается настоящим именем Сатаны ( Иблис ). [1] Это имя не встречается в Коране , однако часто упоминается в тафсире (авторитетном толковании Корана). Согласно хадису Ибн Аббаса , сатана когда-то был ангелом по имени Азазиль или аль-Харис . Он утверждает, что Бог создал большинство ангелов из « света » ( Нур ), но Азазила и ангелов с ним из « ядовитого огня » ( нар ас-самум ). Джинны мариджин были созданы из «смеси огня» ( мин нар ). [2]

Джинны были первыми, кто населил мир, и Бог доверил им управлять землей. Когда среди них возросла коррупция, Бог послал армию ангелов под предводительством Азазила , чтобы наказать их. Прогнав джинна, Азазил возгордился. Когда Бог создает преемника джинна и приказывает ангелам пасть ниц перед новым творением, Азазил отказывается, утверждая, что он лучше. После этого он приговорен к аду.

Этимология и именование

[ редактировать ]

Имя напоминает Азазеля , падшего ангела из Апокалипсиса Авраама , и может быть его этимологическим происхождением. [3] Файнберг утверждает, что это имя связано с арабским словом «азала» (удалять) и дано этому ангелу, потому что мусульманские авторы «удаляют или разделяют» его. [4]

Некоторые исламские филологи составляют его имя из слов азиз и ил ( любимый Богом ), что означает, что его имя произошло от значения, что он когда-то был любимым ангелом Бога. [5]

По мнению многих арабских ученых, Азазиль было личным именем Сатаны (Иблиса). Ибн Манзур [6] (июнь – июль 1233 г. – декабрь 1311 г./январь 1312 г.) пишет в своем словаре арабского языка:

«Слово «إبليس» [(Иблис)] происходит от корня «بلس» [( BLS )]. Корень может означать: молчать. «أبلس من رحمة الله» означает быть в отчаянии от Милость Аллаха, отсюда и имя إبليس (Иблис). Его настоящее имя было Азазиль. Аллах сказал в суре «Ар-Рум »: «وَيَوْمَ تَقُومُ ٱلسَّاعَةُ يُبْلِسُ ٱلْمُجْرِمُونَ» (В тот день, когда наступит час, виновный будет поражен туп от отчаяния). Имя «Иблис» происходит от корня بلس, поскольку он отчаялся в милости Аллаха» - Ибн Мандур, Лисан аль-Араб, Том 6/29.

Коран и тафсир

[ редактировать ]

Кораническую традицию можно разделить на два лагеря в отношении личности сатаны. Этот спор уходит корнями в стадию становления ислама. [2] Когда в суре аль-Кахф относительно сатаны говорится: «(...) он был одним из джиннов (...)», высказывания Хасана аль-Басри и ибн Аббаса различаются по смыслу. По мнению аль-Басри, ангелы непогрешимы. [7] Таким образом, утверждает он, сатана не мог быть ангелом. [8] Вместо этого предполагается, что этот стих означает, что Сатана — один из джиннов, отличный от ангелов. [2]

По мнению ибн Аббаса, этот термин интерпретируется как джинан , что означает, что сатана был «жителем рая» (т.е. ангелом). [9] В то время он был назначен Богом правителем нижних небес и послан судить джиннов, пока они не развратились, и ему было приказано уничтожить их. [10] [11] Ибн Аббас далее объясняет, что ангельское имя сатаны было Азазиль . Однако после того, как Азазил был изгнан с небес, его имя было изменено на Иблис и превращено в «проклятого демона» ( шайтан раджим ).

Его также обвиняют в том, что он претендует на божественную власть, призывая к послушанию среди творений Бога. Сура аль-Анбия (26-29) понимается как ссылка на сатану: [2]

«И говорят: Милосердный взял сына». Возвышен Он! Скорее, они [но] почитаемые слуги. Они не могут предшествовать Ему в слове, и действуют по Его повелению. Он знает, что [в настоящее время] перед ними и что будет после них, и они не могут заступиться, кроме как за того, кого Он одобряет. И они из страха перед Ним опасаются, и кто бы из них ни сказал: «Воистину, я бог, кроме Него». - тому Мы воздадим Адом. Так воздаем Мы беззаконникам». [12]

В отличие от традиции аль-Басри, интерпретация ибн Аббаса допускает, что ангелы могут согрешить и быть изгнанными с небес. [2] Этой интерпретации в суннитской традиции отдают предпочтение такие ученые, как Табари , Суюти и Насафи . [2]

Более широкая исламская традиция

[ редактировать ]

Согласно легендам некоторых турецких источников, Азазил был уникальным существом, созданным из огня. Он вырос благочестивым и был вознесен, чтобы жить с ангелами на первых небесах. Как правитель нижней земли, он был послан Богом к общинам джиннов на земле, чтобы убедить их следовать по правильному пути. Однако большинство джиннов отказались подчиниться и были сожжены Божьим огнем. Благочестие Азазила возросло, и он был наделен ангельскими качествами, когда достиг седьмого неба. Однако он теряет свои предыдущие достижения, когда отказывается пасть ниц перед Адамом. [13]

Азазил также трижды упоминается в «Маснави» Руми как напоминание мусульманам о необходимости проявлять дисциплину и смирение, поскольку, когда Азазил действовал высокомерно, он был брошен в ад, несмотря на свое прежнее высокое положение:

Благодаря дисциплине и смирению это небо наполнилось светом, и благодаря дисциплине ангел стал непорочным и святым. Из-за непочтительности солнце затмилось, а дерзость заставила Азазила отвернуться от двери. [14]

Хотя Азазиль считается ангелом ( мукаррабом ), [15] [16] который уже был создан, когда Бог создал земных джиннов, Братьев Чистоты [17] и дата четверга [18] изобразите Азазила как человека, который жил среди джиннов, пока не был взят в плен ангелами или не возведен в их ранг. [19]

Аль-Халладж (ок. 858–922) упоминает Азазиля в своем «Китаб ат-Тавасин» . Здесь непослушание Азазила и отказ от повеления Бога описывается как способ прославить имя Бога. По его словам, Азазил доказал верность Богу, отказавшись склониться перед Адамом. Глава шестая посвящена самозащите Азазила , и в одном разделе Халладж объясняет, как каждая буква имени Азазила связана с его личностью. В отличие от многих других суфийских писателей, Халладж отвергал возможность восстановления Азазила Божьей милости, настаивая на проклятии сатаны. [20] Он утверждает, что, поскольку Азазил произошел из огня, огонь должен быть его последней судьбой. [21]

Аль-Джили описывает ангелов ( малаика ) и дьяволов ( шаятин ) как проявления качеств Бога . В то время как добрые ангелы созданы из света , чтобы вести человечество, Азазил и его ангелы созданы как отражение Божьих имен величия, тьмы и заблуждения. [22] Будучи ангелом целеустремленной преданности, Азазил не понимает, что поклоняться Адаму в соответствии с повелением Бога равносильно поклонению самому Богу. [23] [24] Азазил и его ангелы были низведены до принципа зла, когда они отвергли покаяние и оправдали свою настойчивость созданием из огня. [25]

Инайят Хан (1882–1927), пионер распространения суфизма на Запад, аналогичным образом учит, что Азазил — это дьявол, сбивающий с пути Бога. Он утверждает, что злые действия, совершаемые людьми, привлекают дух Азазила (или его приспешников), который, в свою очередь, уводит их еще дальше во тьму и неправильные действия. [26] Азазил — худший искуситель, поскольку падший ангел обладает силой сбить с пути даже святых, однако все равно терпит неудачу против пророков. [27]

Исмаилизм

[ редактировать ]

В «Умм аль-Китаб» произведении VIII века , исмаилитском , Азазил — первое творение Бога, Верховный царь . Бог дал ему силу творения, но Азазил хвастался своей одолженной силой, заявляя о своей божественности, называя себя еще одним Богом помимо Верховного Короля. Чтобы доказать, что творение Азазила зависит только от силы его собственного создателя, Бог создает новое творение, которому противостоит Азазиль . Каждый раз, когда Азазил снова заявляет, что он подобен Богу, он и его собратья-ангелы теряют цвет, становятся более темными и низшими и бросаются в нижние небесные сферы, пока не оказываются на земле, которая состоит из сущности Азазила творений . Как и в случае с гностическим Демиургом , Азазил ловит жизненные силы небесного царства и захватывает их в материальном царстве. [28] [29]

Умм аль-Китаб Изображение Азазиля может быть реакцией на религиозный дуализм . Заявляя о своей божественности, но получая упрек со стороны Бога и представляя Азазила просто как ангела, стоящего ниже Бога, отвергается вера в два вечных принципа. В одном случае Ариман , зорастрийский создатель зла, появляется именно как более позднее воплощение Азазила . [30]

Бекташи алевизм

[ редактировать ]

Азазил фигурирует как один из первых ангелов в алевитов устной традиции . Там архангел Джебраил (Габриэль) сообщает ему об их создателе. Вместе с другими архангелами Джебраил ведет Азазила к светильнику с семью дверями. Они прослужат здесь 1001 день, и дверь откроется. После того, как архангелы вошли в светильник, они увидели два светила, образующие одно тело. Архангелам было приказано поклониться свету. Все последовали приказу, кроме Азазила , который отказался пасть ниц, поскольку свет, как нечто сотворенное, не мог быть творцом, поэтому он повернулся обратно к двери, чтобы продолжить прежнее служение Богу. В этом повествовании объясняется, что Азазил служил Богу, но он презирал то, что увидел, когда дверь открылась, и решил переместиться в Мир Эго , что вызвало более позднюю вражду между Сатаной и человечеством. [31]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Алоиане, ЗА (1996). «Антропоморфное изображение зла в исламе и некоторых других традициях. Межкультурный подход». Восточный журнал Венгерской академии наук . 49 (3): 423–434. JSTOR   43391301 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Эрдаги, Дениз Озкан. «Зло в турецком мусульманском фильме ужасов: демоническое в «Семум».» СН Социальные науки 4.2 (2024): 1-22.
  3. ^ Орлов, Андрей А. (2011). Темные зеркала: Азазель и Сатанаил в ранней еврейской демонологии . СУНИ Пресс. п. 49. ИСБН  978-1-4384-3953-2 .
  4. ^ ДАГГАН, Терренс Майкл Патрик. «Завеса Света». Средиземноморский гуманитарный журнал 4.1 (2014): 129–157.
  5. ^ Лари, Марьям (1 июня 2011 г.). «ОБРАЗЫ АНГЕЛОВ В ИРАНСКОМ ИСКУССТВЕ Взаимодействие цивилизаций в сравнительном исследовании» . Международный журнал социальных наук и гуманитарных исследований . 3 (1): 247–257.
  6. ^ ZenEldeen, Закария Собхи. «Тематическое аналитическое исследование «Опасности и лечение слухов о лицемерах». Журнал исламских исследований Исламского университета (Доктрина-Тафсир-Хадис) 29.1 (2021).
  7. ^ Исследования Омара Хамдана по канонизации текста Корана: вклад аль-Хасана аль-Басри в историю Корана Отто Харрассовиц Verlag 2006 ISBN   978-3-447-05349-5, стр. 293 (на немецком языке)
  8. ^ Исследования Омара Хамдана по канонизации текста Корана: вклад аль-Хасана аль-Басри в историю Корана Отто Харрассовиц Verlag 2006 ISBN   978-3-447-05349-5, стр. 293 (на немецком языке)
  9. ^ Патрик Хьюз | Словарь ислама Азиатские образовательные услуги | страница = 135
  10. ^ Джеффри, Артур. «Шаджарат аль-Каун Ибн аль-Араби (завершение)». Студия Исламика, нет. 11, 1959, стр. 113–60. JSTOR, https://doi.org/10.2307/1595153 . По состоянию на 21 января 2024 г.
  11. ^ Скотт Б. Ногель, Брэннон М. Уилер. Пророки от А до Я в исламе и иудаизме Scarecrow Press, 2010 г. ISBN   978-1-461-71895-6 стр. 295
  12. ^ «Сура Аль-Анбия – 1-112» .
  13. ^ Кефели, Аньес. «Возвращение джиннов и ангелов». Религиозное управление мусульман в Центральной Евразии (2022 г.): 81.
  14. ^ Моради, С. Роберт (26 февраля 2010 г.). «Любовь, пафос и внутренний целитель: примеры аналитической работы с использованием мифологии и поэзии Руми». Психологические перспективы . 53 (1): 5–20. дои : 10.1080/00332920903543526 . S2CID   170958216 .
  15. ^ Уэрри, Э.М. (2013). Исчерпывающий комментарий к Корану: включая перевод Сэйла и предварительные беседы: Том I. Рутледж. п. 121. ИСБН  978-1-136-39197-2 .
  16. ^ Амира Эль-Зейн Ислам, арабы и интеллектуальный мир издательства Джинна Сиракузского университета, 2009 г. ISBN   9780815650706 стр. 40
  17. ^ Нюнлист, Тобиас (2015). Вера в демонов в исламе (на немецком языке). Берлин, Германия: Вальтер де Грюйтер. п. 44 ISBN   978-3-110-33168-4 .
  18. ^ Аун, Питер Дж. (1983). Трагедия и искупление сатаны: Иблис в суфийской психологии. Лейден, Германия: Издательство Brill. п. 30 ISBN   978-9004069060
  19. ^ Тоттоли, Р. (2021). «Истории пророков» Ибн Мутаррифа ат-Тарафи. Германия: Де Грюйтер. стр.24
  20. Исследования Рейнольда А. Николсона по исламскому мистицизму , Архив CUP, 1978 г. ISBN   978-0-521-29546-8 стр. 120-121
  21. ^ IK (1989). Духовная свобода. Индийский язык: Мотилал Банарсидасс.
  22. ^ Николсон, Рейнольд А.. Исследования исламского мистицизма. Нп, Тейлор и Фрэнсис, 2003. с. 90
  23. Исследования Рейнольда А. Николсона по исламскому мистицизму , Архив CUP, 1978 г. ISBN   978-0-521-29546-8 стр. 120-121
  24. ^ Аун, Питер Дж. (1983). Трагедия и искупление сатаны: Иблис в суфийской психологии. Лейден, Германия: Издательство Brill. п. 182 ISBN   978-9004069060
  25. ^ Николсон, Рейнольд А.. Исследования исламского мистицизма. Нп, Тейлор и Фрэнсис, 2003. с. 90
  26. ^ IK (1989). Духовная свобода. Индийский язык: Мотилал Банарсидасс. п. 104
  27. ^ Бэйман, Х. (2012). Учение совершенного мастера: исламский святой третьего тысячелетия. Vereinigtes Königreich: Anqa Pub.. с. 238
  28. ^ Уиллис Барнстон, Марвин Мейер Гностическая Библия: переработанное и расширенное издание Shambhala Publications, 2009 г. ISBN   978-0-834-82414-0 стр. 707
  29. ^ Кристоф Ауффарт, Лорен Т. Штукенбрюк Падение ангелов BRILL 2004 ISBN   978-9-004-12668-8 стр. 161
  30. ^ Фридман, Ю. (2010). Нусайри-алавиты: введение в религию, историю и идентичность ведущего меньшинства в Сирии. Нидерланде: Брилл. п. 97
  31. ^ Хандан Аксюнгер За пределами правила молчания: самоорганизации мигрантов-алеви и интеграция гражданского общества в Германии и Нидерландах Waxmann Verlag 2013 ISBN   978-3-830-97883-1, стр. 83-84 (немецкий)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 412c476f8e7505295959f15b63c3ef6a__1714831140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/41/6a/412c476f8e7505295959f15b63c3ef6a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Azazil - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)