Азазель


Часть серии о |
ислам |
---|
![]() |
Азазиль ( араб . عزازيل ʿAzāzīl , также известный как арабский : حارث Ḥarith ) — фигура в исламской традиции, которая считается настоящим именем Сатаны ( Иблис ). [1] Это имя не встречается в Коране , однако часто упоминается в тафсире (авторитетном толковании Корана). Согласно хадису Ибн Аббаса , сатана когда-то был ангелом по имени Азазиль или аль-Харис . Он утверждает, что Бог создал большинство ангелов из « света » ( Нур ), но Азазила и ангелов с ним из « ядовитого огня » ( нар ас-самум ). Джинны мариджин были созданы из «смеси огня» ( мин нар ). [2]
Джинны были первыми, кто населил мир, и Бог доверил им управлять землей. Когда среди них возросла коррупция, Бог послал армию ангелов под предводительством Азазила , чтобы наказать их. Прогнав джинна, Азазил возгордился. Когда Бог создает преемника джинна и приказывает ангелам пасть ниц перед новым творением, Азазил отказывается, утверждая, что он лучше. После этого он приговорен к аду.
Этимология и именование
[ редактировать ]Имя напоминает Азазеля , падшего ангела из Апокалипсиса Авраама , и может быть его этимологическим происхождением. [3] Файнберг утверждает, что это имя связано с арабским словом «азала» (удалять) и дано этому ангелу, потому что мусульманские авторы «удаляют или разделяют» его. [4]
Некоторые исламские филологи составляют его имя из слов азиз и ил ( любимый Богом ), что означает, что его имя произошло от значения, что он когда-то был любимым ангелом Бога. [5]
По мнению многих арабских ученых, Азазиль было личным именем Сатаны (Иблиса). Ибн Манзур [6] (июнь – июль 1233 г. – декабрь 1311 г./январь 1312 г.) пишет в своем словаре арабского языка:
«Слово «إبليس» [(Иблис)] происходит от корня «بلس» [( BLS )]. Корень может означать: молчать. «أبلس من رحمة الله» означает быть в отчаянии от Милость Аллаха, отсюда и имя إبليس (Иблис). Его настоящее имя было Азазиль. Аллах сказал в суре «Ар-Рум »: «وَيَوْمَ تَقُومُ ٱلسَّاعَةُ يُبْلِسُ ٱلْمُجْرِمُونَ» (В тот день, когда наступит час, виновный будет поражен туп от отчаяния). Имя «Иблис» происходит от корня بلس, поскольку он отчаялся в милости Аллаха» - Ибн Мандур, Лисан аль-Араб, Том 6/29.
Коран и тафсир
[ редактировать ]Кораническую традицию можно разделить на два лагеря в отношении личности сатаны. Этот спор уходит корнями в стадию становления ислама. [2] Когда в суре аль-Кахф относительно сатаны говорится: «(...) он был одним из джиннов (...)», высказывания Хасана аль-Басри и ибн Аббаса различаются по смыслу. По мнению аль-Басри, ангелы непогрешимы. [7] Таким образом, утверждает он, сатана не мог быть ангелом. [8] Вместо этого предполагается, что этот стих означает, что Сатана — один из джиннов, отличный от ангелов. [2]
По мнению ибн Аббаса, этот термин интерпретируется как джинан , что означает, что сатана был «жителем рая» (т.е. ангелом). [9] В то время он был назначен Богом правителем нижних небес и послан судить джиннов, пока они не развратились, и ему было приказано уничтожить их. [10] [11] Ибн Аббас далее объясняет, что ангельское имя сатаны было Азазиль . Однако после того, как Азазил был изгнан с небес, его имя было изменено на Иблис и превращено в «проклятого демона» ( шайтан раджим ).
Его также обвиняют в том, что он претендует на божественную власть, призывая к послушанию среди творений Бога. Сура аль-Анбия (26-29) понимается как ссылка на сатану: [2]
«И говорят: Милосердный взял сына». Возвышен Он! Скорее, они [но] почитаемые слуги. Они не могут предшествовать Ему в слове, и действуют по Его повелению. Он знает, что [в настоящее время] перед ними и что будет после них, и они не могут заступиться, кроме как за того, кого Он одобряет. И они из страха перед Ним опасаются, и кто бы из них ни сказал: «Воистину, я бог, кроме Него». - тому Мы воздадим Адом. Так воздаем Мы беззаконникам». [12]
В отличие от традиции аль-Басри, интерпретация ибн Аббаса допускает, что ангелы могут согрешить и быть изгнанными с небес. [2] Этой интерпретации в суннитской традиции отдают предпочтение такие ученые, как Табари , Суюти и Насафи . [2]
Более широкая исламская традиция
[ редактировать ]Согласно легендам некоторых турецких источников, Азазил был уникальным существом, созданным из огня. Он вырос благочестивым и был вознесен, чтобы жить с ангелами на первых небесах. Как правитель нижней земли, он был послан Богом к общинам джиннов на земле, чтобы убедить их следовать по правильному пути. Однако большинство джиннов отказались подчиниться и были сожжены Божьим огнем. Благочестие Азазила возросло, и он был наделен ангельскими качествами, когда достиг седьмого неба. Однако он теряет свои предыдущие достижения, когда отказывается пасть ниц перед Адамом. [13]
Азазил также трижды упоминается в «Маснави» Руми как напоминание мусульманам о необходимости проявлять дисциплину и смирение, поскольку, когда Азазил действовал высокомерно, он был брошен в ад, несмотря на свое прежнее высокое положение:
Благодаря дисциплине и смирению это небо наполнилось светом, и благодаря дисциплине ангел стал непорочным и святым. Из-за непочтительности солнце затмилось, а дерзость заставила Азазила отвернуться от двери. [14]
Хотя Азазиль считается ангелом ( мукаррабом ), [15] [16] который уже был создан, когда Бог создал земных джиннов, Братьев Чистоты [17] и дата четверга [18] изобразите Азазила как человека, который жил среди джиннов, пока не был взят в плен ангелами или не возведен в их ранг. [19]
суфизм
[ редактировать ]Аль-Халладж (ок. 858–922) упоминает Азазиля в своем «Китаб ат-Тавасин» . Здесь непослушание Азазила и отказ от повеления Бога описывается как способ прославить имя Бога. По его словам, Азазил доказал верность Богу, отказавшись склониться перед Адамом. Глава шестая посвящена самозащите Азазила , и в одном разделе Халладж объясняет, как каждая буква имени Азазила связана с его личностью. В отличие от многих других суфийских писателей, Халладж отвергал возможность восстановления Азазила Божьей милости, настаивая на проклятии сатаны. [20] Он утверждает, что, поскольку Азазил произошел из огня, огонь должен быть его последней судьбой. [21]
Аль-Джили описывает ангелов ( малаика ) и дьяволов ( шаятин ) как проявления качеств Бога . В то время как добрые ангелы созданы из света , чтобы вести человечество, Азазил и его ангелы созданы как отражение Божьих имен величия, тьмы и заблуждения. [22] Будучи ангелом целеустремленной преданности, Азазил не понимает, что поклоняться Адаму в соответствии с повелением Бога равносильно поклонению самому Богу. [23] [24] Азазил и его ангелы были низведены до принципа зла, когда они отвергли покаяние и оправдали свою настойчивость созданием из огня. [25]
Инайят Хан (1882–1927), пионер распространения суфизма на Запад, аналогичным образом учит, что Азазил — это дьявол, сбивающий с пути Бога. Он утверждает, что злые действия, совершаемые людьми, привлекают дух Азазила (или его приспешников), который, в свою очередь, уводит их еще дальше во тьму и неправильные действия. [26] Азазил — худший искуситель, поскольку падший ангел обладает силой сбить с пути даже святых, однако все равно терпит неудачу против пророков. [27]
Исмаилизм
[ редактировать ]В «Умм аль-Китаб» произведении VIII века , исмаилитском , Азазил — первое творение Бога, Верховный царь . Бог дал ему силу творения, но Азазил хвастался своей одолженной силой, заявляя о своей божественности, называя себя еще одним Богом помимо Верховного Короля. Чтобы доказать, что творение Азазила зависит только от силы его собственного создателя, Бог создает новое творение, которому противостоит Азазиль . Каждый раз, когда Азазил снова заявляет, что он подобен Богу, он и его собратья-ангелы теряют цвет, становятся более темными и низшими и бросаются в нижние небесные сферы, пока не оказываются на земле, которая состоит из сущности Азазила творений . Как и в случае с гностическим Демиургом , Азазил ловит жизненные силы небесного царства и захватывает их в материальном царстве. [28] [29]
Умм аль-Китаб Изображение Азазиля может быть реакцией на религиозный дуализм . Заявляя о своей божественности, но получая упрек со стороны Бога и представляя Азазила просто как ангела, стоящего ниже Бога, отвергается вера в два вечных принципа. В одном случае Ариман , зорастрийский создатель зла, появляется именно как более позднее воплощение Азазила . [30]
Бекташи алевизм
[ редактировать ]Азазил фигурирует как один из первых ангелов в алевитов устной традиции . Там архангел Джебраил (Габриэль) сообщает ему об их создателе. Вместе с другими архангелами Джебраил ведет Азазила к светильнику с семью дверями. Они прослужат здесь 1001 день, и дверь откроется. После того, как архангелы вошли в светильник, они увидели два светила, образующие одно тело. Архангелам было приказано поклониться свету. Все последовали приказу, кроме Азазила , который отказался пасть ниц, поскольку свет, как нечто сотворенное, не мог быть творцом, поэтому он повернулся обратно к двери, чтобы продолжить прежнее служение Богу. В этом повествовании объясняется, что Азазил служил Богу, но он презирал то, что увидел, когда дверь открылась, и решил переместиться в Мир Эго , что вызвало более позднюю вражду между Сатаной и человечеством. [31]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Алоиане, ЗА (1996). «Антропоморфное изображение зла в исламе и некоторых других традициях. Межкультурный подход». Восточный журнал Венгерской академии наук . 49 (3): 423–434. JSTOR 43391301 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Эрдаги, Дениз Озкан. «Зло в турецком мусульманском фильме ужасов: демоническое в «Семум».» СН Социальные науки 4.2 (2024): 1-22.
- ^ Орлов, Андрей А. (2011). Темные зеркала: Азазель и Сатанаил в ранней еврейской демонологии . СУНИ Пресс. п. 49. ИСБН 978-1-4384-3953-2 .
- ^ ДАГГАН, Терренс Майкл Патрик. «Завеса Света». Средиземноморский гуманитарный журнал 4.1 (2014): 129–157.
- ^ Лари, Марьям (1 июня 2011 г.). «ОБРАЗЫ АНГЕЛОВ В ИРАНСКОМ ИСКУССТВЕ Взаимодействие цивилизаций в сравнительном исследовании» . Международный журнал социальных наук и гуманитарных исследований . 3 (1): 247–257.
- ^ ZenEldeen, Закария Собхи. «Тематическое аналитическое исследование «Опасности и лечение слухов о лицемерах». Журнал исламских исследований Исламского университета (Доктрина-Тафсир-Хадис) 29.1 (2021).
- ^ Исследования Омара Хамдана по канонизации текста Корана: вклад аль-Хасана аль-Басри в историю Корана Отто Харрассовиц Verlag 2006 ISBN 978-3-447-05349-5, стр. 293 (на немецком языке)
- ^ Исследования Омара Хамдана по канонизации текста Корана: вклад аль-Хасана аль-Басри в историю Корана Отто Харрассовиц Verlag 2006 ISBN 978-3-447-05349-5, стр. 293 (на немецком языке)
- ^ Патрик Хьюз | Словарь ислама Азиатские образовательные услуги | страница = 135
- ^ Джеффри, Артур. «Шаджарат аль-Каун Ибн аль-Араби (завершение)». Студия Исламика, нет. 11, 1959, стр. 113–60. JSTOR, https://doi.org/10.2307/1595153 . По состоянию на 21 января 2024 г.
- ^ Скотт Б. Ногель, Брэннон М. Уилер. Пророки от А до Я в исламе и иудаизме Scarecrow Press, 2010 г. ISBN 978-1-461-71895-6 стр. 295
- ^ «Сура Аль-Анбия – 1-112» .
- ^ Кефели, Аньес. «Возвращение джиннов и ангелов». Религиозное управление мусульман в Центральной Евразии (2022 г.): 81.
- ^ Моради, С. Роберт (26 февраля 2010 г.). «Любовь, пафос и внутренний целитель: примеры аналитической работы с использованием мифологии и поэзии Руми». Психологические перспективы . 53 (1): 5–20. дои : 10.1080/00332920903543526 . S2CID 170958216 .
- ^ Уэрри, Э.М. (2013). Исчерпывающий комментарий к Корану: включая перевод Сэйла и предварительные беседы: Том I. Рутледж. п. 121. ИСБН 978-1-136-39197-2 .
- ^ Амира Эль-Зейн Ислам, арабы и интеллектуальный мир издательства Джинна Сиракузского университета, 2009 г. ISBN 9780815650706 стр. 40
- ^ Нюнлист, Тобиас (2015). Вера в демонов в исламе (на немецком языке). Берлин, Германия: Вальтер де Грюйтер. п. 44 ISBN 978-3-110-33168-4 .
- ^ Аун, Питер Дж. (1983). Трагедия и искупление сатаны: Иблис в суфийской психологии. Лейден, Германия: Издательство Brill. п. 30 ISBN 978-9004069060
- ^ Тоттоли, Р. (2021). «Истории пророков» Ибн Мутаррифа ат-Тарафи. Германия: Де Грюйтер. стр.24
- ↑ Исследования Рейнольда А. Николсона по исламскому мистицизму , Архив CUP, 1978 г. ISBN 978-0-521-29546-8 стр. 120-121
- ^ IK (1989). Духовная свобода. Индийский язык: Мотилал Банарсидасс.
- ^ Николсон, Рейнольд А.. Исследования исламского мистицизма. Нп, Тейлор и Фрэнсис, 2003. с. 90
- ↑ Исследования Рейнольда А. Николсона по исламскому мистицизму , Архив CUP, 1978 г. ISBN 978-0-521-29546-8 стр. 120-121
- ^ Аун, Питер Дж. (1983). Трагедия и искупление сатаны: Иблис в суфийской психологии. Лейден, Германия: Издательство Brill. п. 182 ISBN 978-9004069060
- ^ Николсон, Рейнольд А.. Исследования исламского мистицизма. Нп, Тейлор и Фрэнсис, 2003. с. 90
- ^ IK (1989). Духовная свобода. Индийский язык: Мотилал Банарсидасс. п. 104
- ^ Бэйман, Х. (2012). Учение совершенного мастера: исламский святой третьего тысячелетия. Vereinigtes Königreich: Anqa Pub.. с. 238
- ^ Уиллис Барнстон, Марвин Мейер Гностическая Библия: переработанное и расширенное издание Shambhala Publications, 2009 г. ISBN 978-0-834-82414-0 стр. 707
- ^ Кристоф Ауффарт, Лорен Т. Штукенбрюк Падение ангелов BRILL 2004 ISBN 978-9-004-12668-8 стр. 161
- ^ Фридман, Ю. (2010). Нусайри-алавиты: введение в религию, историю и идентичность ведущего меньшинства в Сирии. Нидерланде: Брилл. п. 97
- ^ Хандан Аксюнгер За пределами правила молчания: самоорганизации мигрантов-алеви и интеграция гражданского общества в Германии и Нидерландах Waxmann Verlag 2013 ISBN 978-3-830-97883-1, стр. 83-84 (немецкий)