Юшамин
Юшамин | |
---|---|
Другие имена | Вторая жизнь |
Обитель | Мир Света |
Потомство | Абатур , Сэм , Юкабар , Этиншиб , Нсаб |
Часть серии о |
мандеизм |
---|
![]() |
Религиозный портал |
В мандеизме Юшамин [а] ( Классический мандейский язык : ࡉࡅࡔࡀࡌࡉࡍ ), также известный как «Вторая жизнь», является первичной утрой (ангелом или хранителем). [8] : 8 и подчиненная эманация , созданная мандейским Богом «Великая Жизнь» ( Хайи Рабби или «Первая Жизнь»), что положило начало созданию материального мира. [9] Юшамин — отец Абатура . [8] : 8 Йорунн Дж. Бакли идентифицирует Юшамина как «одновременно безупречную утру Светового мира и прототип священника, допустившего ошибки в ритуале». [8] : 38
Имя и эпитеты
[ редактировать ]Название может происходить от божественного имени Яо плюс шмайн «небеса»). [10] : 39–40, 43 В «Крещении Хибил Зивы » он назван «чистым Юшамином». [4] : 38 « Павлин Юшамин », [4] : 52 и «Юшамин, сын Дмут -Хия», [4] : 52 где Дмут-Хия/Дмут-Хайи («Подобие/Образ жизни») относится к матери Юшамина. [11]
Роль
[ редактировать ]Восстание
[ редактировать ]Юшамин и его сыновья привели в движение события, ведущие к созданию материального мира ( тибил ), благодаря решению участвовать в творении, не советуясь с Первой Жизнью; об этом рассказывается в 3-й книге « Правой Гиндзы» . [1] : 29–30 Первые десять глав Мандейской книги Иоанна содержат дальнейшие отчеты, связанные с развитием восстания Юшамина и его сыновей против Царя Света ( малка ḏ-нхура , т.е. Хайи Рабби ), и их возможного примирения против воли Манды. д-Хайи . [5]
В первых двух главах Кушта задает вопросы, на которые отвечают Птахил и его сын Юкашар ( ࡉࡅࡊࡀࡔࡀࡓ ). Юшамин упоминается в первой главе как приведший в движение вечный великий конфликт, а более подробно во второй как раскрывший тайну Великого, и поверженный из-за начала борьбы со Светом, или домом Могучего. , лишенный заботы и смирения, в отличие от Юкабара ( ࡉࡅࡊࡀࡁࡀࡓ ), принесшего спокойствие. [5]
В третьей главе двадцать один сын пленника Юшамина, за исключением старшего брата Сэма ( ࡎࡀࡌ ), но включая его любимого сына Юкабара и во главе с Этинцибом Зивой ( ࡏࡕࡉࡍࡑࡉࡁ ࡆࡉࡅࡀ ), начинают битву против Нбата ( ࡍࡁࡀࡈ ), Короля Воздуха, и убиты по прибытии сил Короля Света. Разгневанный Юшамин разрывает свои оковы и направляется от Врат Пустоты в Царство Воздуха, уничтожая всех на своем пути и побеждая утри , пока Хайи снова не связывает его у Врат Пустоты в 904 цепях зенья ( ࡆࡀࡉࡍࡀ ). [5]
В четвертой главе Наб Зива ( ࡍࡑࡀࡁ ࡆࡉࡅࡀ ) упрекает своего отца Юшамина в его восстании. В пятой главе Хайи отправляет Манду д-Хайи, чтобы отругать Юшамина по поводу его заговоров с целью его свержения, который отвечает угрозами победить Манду д-Хайи, если бы Юшамин пришел в Манда д-Хайи, а не последний был отправлен в качестве посланника. ; Чрезвычайно короткая шестая глава противопоставляет этому сидящего на троне, не пленного Юшамина, почитающего Манду д-Хайи как короля Утри. [5]
Седьмая глава резюмирует восстание Юшамина и его сыновей. В восьмой главе рассказывается о том, как Ншаб принес прошение о прощении Юшамина Королю Света, который принимает его вопреки желанию Манда д-Хайи, и предостерегает последнего за ненависть к Юшамину за отказ ему в жене. Девятый - диалог между Юшамином, Мандой д-Хайи и Нсабом; десятый – монолог Юшамина. [5]
Спуск Хибила
[ редактировать ]Юшамина отправляют допросить личность Хибила Зивы и позволить ему вернуться в Мир Света, когда он вернется после спуска в Мир Тьмы. [4] : 38
Другой
[ редактировать ]По мнению Э. С. Дроуэра , в документах, дающих ритуальное наставление, Юшамин выступает духовным прототипом священника, допускающего ошибки при проведении ритуала. [4] : 52 фута 9 дюймов
Параллели
[ редактировать ]История Юшамина в мандеизме представляет собой одну из параллелей христианской гностической истории Софии , поскольку обе стремятся творить без согласия верховного божества, тем самым начиная процесс создания материального мира. [9] Однако происхождение демиурга ( Птахила ) приписывают Абатуру , Третьей Жизни, [9] и падшая София, ожидающая искупления, параллельна Рухе . [12]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Романизированное написание значительно различается у разных переводчиков и комментаторов, но включает Йошамина (Сабах Алдихиси), [1] Джошамин ( Карл Х. Крелинг ), [2] Юшамин (Каис и Хамед Аль-Саади), [3] Йошамин ( Марк Лидзбарски ), Юшамин ( ES Drower ), [4] Юшамен ( Чарльз Хеберл и Джеймс Ф. МакГрат ) [5] и Юшамин ( Матиас Норберг ). [6] В более ранних черновиках перевода Хеберля используется Йошамин или Юшамин. [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Алдихиси, Сабах (2008). История создания в мандейской священной книге Гиндза Рба (доктор философии). Университетский колледж Лондона.
- ^ Крелинг, CH (1933). «Мандайский бог Птахил». Журнал Американского восточного общества . 53 (2): 152–165. дои : 10.2307/593099 . JSTOR 593099 .
- ^ Гинза Рабба . Перевод Аль-Саади, Кайса; Аль-Саади, Хамед (2-е изд.). Германия: Драбша. 2019.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дроуэр, Этель С. (1953). Харан Гавайта и Крещение Хибил-Зивы: мандейский текст, воспроизведенный вместе с переводом, примечаниями и комментариями . Ватикан : Апостольская библиотека Ватикана .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хеберль, Чарльз Г .; МакГрат, Джеймс Ф. (2019). Мандейская книга Иоанна: текст и перевод (PDF) . Версия открытого доступа. Берлин/Бостон: Де Грюйтер.
- ^ Норберг, Матиас. Кодекс Назареуса, называемый Книгой Адама . 3 тома. Лондон, 1815–1816 гг.
- ^ Хеберль, Чарльз Г. «Йошамин» . Мандейская книга Иоанна: первый перевод древнего текста на английский язык .
- ^ Jump up to: а б с Бакли, Йорунн Якобсен (2002). Мандеи: древние тексты и современные люди . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-515385-5 . OCLC 65198443 .
- ^ Jump up to: а б с Алдихиси, Сабах (2008). История творения в мандейской священной книге в Гиндза Рба (доктор философии). Университетский колледж Лондона.
- ^ Лупьери, Эдмундо (2001). Мандеи: последние гностики . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 9780802833501 .
- ^ Дроуэр, Этель Стефана (1950). «Приложение I». Диван Абатур или Прогресс через чистилища . Ватикан : Апостольская библиотека Ватикана . стр. 41–44.
- ^ Бакли, Йорунн Якобсен (1982). «Реабилитация духа Рухи в мандейской религии» . История религий . 22 (1): 60–84. дои : 10.1086/462910 . JSTOR 1062203 . S2CID 162087047 .