Долина Гавайта
Долина Гавайта | |
---|---|
Информация | |
Религия | мандеизм |
Язык | Мандейский язык |
Часть серии о |
мандеизм |
---|
![]() |
Религиозный портал |
Харан Гавайта ( мандейский : ࡄࡀࡓࡀࡍ ࡂࡀࡅࡀࡉࡕࡀ , что означает «Внутренний Харран » или «Внутренний Хауран »), также известный как Свиток Великого Откровения , представляет собой мандейский текст , в котором рассказывается история мандеев как насореев из Иерусалима и их прибытия в регион. описывается как «Внутренний Харран (' haran gauaita ), который называется горами Маддея» (Mandaic ṭura ḏ-madai ), который некоторые ученые отождествляют с Мидией . [1] [2] « Харан Гавайта» продолжает историческое повествование Мандейской Книги Царей . [3] добавление нового восьмого возраста к семи, описанным в этой работе. [4]
Текст был впервые опубликован в 1953 году. [5]
Текст, датировка и авторство
[ редактировать ]Текст написан на мандайском языке и письменности. Авторство неизвестно.
Утверждается, что получателями текста являются те ученики, которые должны упорствовать в своей вере в арабскую после первых мусульманских завоеваний эпоху, а это означает, что она должна быть , по крайней мере, . Кроме того, в тексте неоднократно упоминается Багдад , город, построенный в 762 году и, вероятно, возникший позже VIII века. [5]
Содержание
[ редактировать ]Согласно «Харан Гавайта», Иоанн Креститель был крещен, посвящен и образован покровителем Насируты ( тайных знаний) Еносом ( Ануш или Ануш-Утра), иерофантом секты. [6] : 6–7 Это исследование провела оксфордский ученый и специалист по назореям леди Этель С. Дроуэр . По словам Йоруна Дж. Бакли , мандеи считают себя бывшими иудеями, проживающими в Иерусалиме, которые любили Адоная до рождения Иисуса. [7] : 49 [2] : 96 Эти насорейские ученики Иоанна Крестителя [6] : IX знают о разрушении Иерусалима и Храма в 70 г. н. э. , но из-за этого они не ушли. Они бежали до 70 г. н. э. из-за преследований со стороны фракции более консервативных или ортодоксальных евреев. С помощью царя по имени Артабан , которого Мандейская Книга Царств явно отождествляет с Артабаном IV и описывает как «одного из наших предков», [8] они отправляются в регион, описанный как «Внутренний Харран (' haran gauaita ), который называется горами Маддея» (Mandaic ṭura ḏ-madai ), который некоторые ученые отождествляют с Мидией . [9] Традиционное произношение Маддей (а не Мадай «СМИ») и его отождествление с Джебель Мандай, «Мандейской горой». [10] возражайте против этой идентификации. [11]
Рукописи
[ редактировать ]Английский перевод «Харан Гавайта» и « Диван Масбута д Хибил Зива» был опубликован в 1953 году леди Э.С. Дроуэр и основан на рукописях 9 и 36 «Коллекции Дроуэра» (сокращенно DC 9 и DC 36 соответственно). [12]
Набранная на мандейском языке версия DC 9 была опубликована Маджидом Фанди Аль-Мубараки в 2002 году. [13]
MS RRC 3E — еще одна рукопись Харана Гавайты. Рукопись была скопирована Зихруном бр Яхией Юханой бр Адамом Зихруном в Дезфуле в 1174 г. хиджры (1760–1760 гг. н.э.). Оно было оцифровано и проанализировано Мэтью Моргенштерном . [14]
Копии и переводы
[ редактировать ]Немецкий перевод, в котором использованы рукописи Дроуэра, а также две дополнительные частные рукописи, был опубликован в 2020 году Богданом Буртя . [15]
Бакли также обнаружил частную копию « Харана Гавайты» , датируемую 1930 годом, во Флашинге, штат Нью-Йорк . [16] Он принадлежал Нассеру Собби и первоначально был скопирован Муллой Саадом, дедушкой Джаббара Чохейли . [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «И шестьдесят тысяч насорийцев покинули Знак Семи и вошли в Срединные холмы, место, где мы были свободны от господства всех других рас». Карен Л. Кинг, Что такое гностицизм? , 2005, стр. 140
- ^ Jump up to: а б Бакли, Йорунн Якобсен (2010). Изменение ролей против Иисуса: взгляд мандеев. В Хорсли, Ричард (март 2010 г.). Христианское происхождение . Крепость Пресс. ISBN 9781451416640 . (стр. 94-111). Миннеаполис: Фортресс Пресс
- ^ Хеберль, Чарльз (2022). Книга царей и объяснение этого мира . Ливерпуль: Ливерпуль. ISBN 9781837642595 . Проверено 19 июля 2024 г.
- ^ Хеберль, Чарльз Г. (2022). «Внутренний Харран и написание мандейской истории» . Восточная библиотека . 79 (3–4): 277–288. дои : 10.2143/БИОР.79.3.3291421 .
- ^ Jump up to: а б Блейдел, Кевин Томас ван (2017). От сасанидских мандеев до болотных сабийцев . Лейденские исследования ислама и общества. Лейден; Бостон: Брилл. стр. 7–8. ISBN 978-90-04-33943-9 .
- ^ Jump up to: а б Дроуэр, Этель Стефана (1953). Харан Гавайта и крещение Хибил-Зивы . Ватикан: Апостольская библиотека Ватикана.
- ^ Бакли, Йорунн Якобсен (2002). Мандеи: древние тексты и современные люди . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-515385-5 . OCLC 65198443 .
- ^ Хеберль, Чарльз (2022). Книга царей и объяснение этого мира . Ливерпуль: Ливерпуль. п. 71. ИСБН 9781837642595 . Проверено 19 июля 2024 г.
- ^ «И шестьдесят тысяч насорийцев покинули Знак Семи и вошли в Срединные холмы, место, где мы были свободны от господства всех других рас». Карен Л. Кинг, Что такое гностицизм? , 2005, стр. 140
- ^ Дроуэр, Этель С. (2002). Мандеи Ирака и Ирана: их культы, обычаи, магия, легенды и фольклор . Серия переизданий Горгия (2-е изд.). Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. п. 316. ИСБН 978-1-931956-49-9 .
- ^ Хеберль, Чарльз Г. (2022). «Внутренний Харран и написание мандейской истории» . Восточная библиотека . 79 (3–4): 277–288. дои : 10.2143/БИОР.79.3.3291421 .
- ^ Les textes de Nag Hammadi: - Страница 111 Жак Э. Менар, Университет человеческих наук в Страсбурге. Центр исследований истории религий - 1975 г. «Эта часть теории основана на своего рода «Истории мандейского движения», называемой Диван Великого Откровения, называемой Харран Гавайта (Внутренний Харран), опубликованной в 1953 г. Леди Э. С. Дроуэр с». Начинается после преамбулы и .."
- ^ Аль-Мубараки, Маджид Фанди (2002). Харан Гавайта (DC 9) . Мандейский Диван. Том. 5. Сидней. ISBN 1-876888-02-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Моргенштерн, Мэтью (ред.). «Харан Гауайта» . Полный арамейский лексикон . Проверено 27 июля 2024 г.
- ^ Буртя, Богдан (2020). Харан Гауайта, текст по истории мандеев: издание, перевод, комментарий (на немецком языке). Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 978-3-447-11362-5 . OCLC 1138882232 .
- ^ Бакли, Йорунн Якобсен (2010). Великий стебель душ: реконструкция истории Мандея . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN 978-1-59333-621-9 .
- ^ Бакли, Йорунн Якобсен (2023). 1800 лет встреч с мандеями . Горгий Мандейские исследования. Том. 5. Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN 978-1-4632-4132-2 . ISSN 1935-441X .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Харан Гавайта и крещение Хибил-Зивы: мандейский текст , Э. С. Дроуэр
- Харан Гавайта и крещение Хибил-Зива. Текст на мандейском языке, воспроизведенный вместе с переводом, примечаниями и комментариями, переведен и отредактирован Э. С. Дроуером (текст на мандейском языке опущен)
- Диван Масбута Хибил Зива , 1953 год.
- Буртя, Богдан (2020). Харан Гауайта, текст по истории мандеев: издание, перевод, комментарий (на немецком языке). Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 978-3-447-11362-5 . OCLC 1138882232 .
- Лофтс, Марк Дж. (2013). «Когда жил Зазай д-Гавазта?» В АРАМ 25:2 (2013) 381-399.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Харан Гавайта (мандайский текст из Мандейской сети)
- Харан Гавайта (мандайский текст из Мандейской сети)
- Транслитерированный текст ( Полный арамейский лексикон )