Jump to content

Мандейские исследования

Мандейские исследования , или мандейские исследования , когда речь идет о лингвистических исследованиях, — это изучение мандейской религии , мандейского народа и мандейского языка . Его можно рассматривать как раздел арамейских исследований , семитских исследований , ближневосточных исследований и востоковедения . Связанные дисциплины включают сирийские исследования , ассириологию , ирановедение , иудаику и религиоведение .

Ранняя история

[ редактировать ]

Одним из первых европейцев, написавших подробные работы о мандеях, был Игнатий Иисус , итальянский римско-католический монах, опубликовавший в 1652 году трактат о мандеизме « Narratio originis, rituum и errorum christianorum Sancti Ioannis» («Повествование о происхождении, ритуалах, и ошибки христиан святого Иоанна»). [1]

В 19 веке такие ученые, как Матиас Норберг и Юлиус Генрих Петерманн, опубликовали печатные версии « Гиндза Рабба» . Петерманн также проводил полевые исследования с мандеями на юге Ирака в 1850-х годах, где он работал с Яхьей Бихрамом в качестве своего основного информатора. [2]

В начале 20-го века в исследованиях мандеев наблюдался значительный прогресс, поскольку было опубликовано множество работ о мандеизме, в частности, переводы мандейских текстов на немецкий язык Марком Лидзбарским . В 1930-е годы исследования мандеизма были опубликованы такими европейскими учеными и писателями, как Хьюго Одеберг (1930), [3] Роберт Шталь (1930), [4] и Альфред Луази (1934). [5] После этого в этой области наступил временный перерыв из-за потрясений Второй мировой войны . [6]

В середине 1900-х годов Рудольф Макуч написал словарь и грамматику мандейского языка , а Э. С. Дроуэр (1879–1972) перевел многие до сих пор неизвестные мандейские тексты на английский язык и подробно задокументировал мандейские общины Ирака. Дроуэр провела десятилетия в Ираке и получила десятки мандейских текстов для Коллекции Дроуэр через своего основного полевого консультанта, шейха Негма бар Захруна . Даже сегодня многие мандейские тексты остаются доступными западным ученым исключительно благодаря работам Дроуэра. [7]

Во второй половине 20-го века среди других ученых, активно занимавшихся исследованиями мандея, были Курт Рудольф , Эрик Сегельберг , Эдвин М. Ямаути и Эдмондо Лупьери .

В 21 веке мандейские исследования возродились, поскольку было опубликовано множество новых исследований и текстовых переводов. Наиболее активными учеными-мандеями XXI века, базирующимися в Соединенных Штатах, являются Йорунн Якобсен Бакли , Чарльз Г. Хеберл и Джеймс Ф. МакГрат . Филологи за пределами США, работающие над мандейскими текстами, включают Богдана Буртеа в Германии, [8] а также Мэтью Моргенштерн и Охад Абудрахам в Израиле. [9]

После вторжения США в Ирак в 2003 году мандеи массово эмигрировали из Ирака, при этом впервые в истории численность мандейской диаспоры превысила численность оставшейся в Ираке и Иране. Поскольку большинство мандеев постоянно проживают в англоязычных странах (особенно в Австралии и США) и Западной Европе, члены мандейской диаспоры, в том числе Бриха Насорая , Карлос Гельберт , Маджид Фанди Аль-Мубараки, Юхана Нашми , Кайс Аль-Саади, Дахил Шуштари и многие другие мандеи публиковали книги и документы о своей религии, истории, Священных Писаниях и языке на английском языке, предоставляя международным ученым беспрецедентный доступ к информации о мандейской религии и культуре. В 2011 году первый перевод всей Гиндза Рабба на английский язык опубликовал Карлос Гельберт . [10] В середине 2010-х годов проект «Мир мандейских священников», возглавляемый Кристиной Робинс ( урожденной Эллисон) из Эксетерского университета , при содействии Юханы Нашми , предоставил подробную мультимедийную документацию мандейских ритуалов, общин и священников. [11] ведется архивная работа с мандайскими рукописями . Кроме того, в настоящее время Рафидом Аль-Сабти и его сыном Ардваном Аль-Сабти в Неймегене , Нидерланды, [12]

Несмотря на значительный прогресс, достигнутый в мандейских исследованиях за последние несколько десятилетий, мандейские исследования остаются одной из наименее известных областей ближневосточных и семитских исследований . Как заявил Чарльз Г. Хеберл (2022 г.): [8] : 206 

Не будет большим преувеличением утверждать, что ученые поздней античности в Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке на протяжении большей части прошлого столетия отправляли мандеев в темницу на том основании, что они слишком загадочны, слишком поздны и слишком странны. и слишком оторваны от других народов, которые в первую очередь служили объектами их собственных исследований. ... Мандейский язык определенно не входит в стандартный репертуар ученых, работающих над поздней античностью, и даже среди тех, кто работает над Сасанидской империей , и хотя, вероятно, неразумно ожидать, что он когда-нибудь сможет присоединиться к греческому, латыни, ивриту, арабскому языку. и персидский среди других языков этого репертуара, я, тем не менее, убежден, что мандейские тексты ... окажутся незаменимыми для выяснения некоторых тайн, которые сопровождают изучение этого периода и региона.

Академическая серия

[ редактировать ]

Следующие серии монографий специализируются на мандейских исследованиях:

Академические журналы

[ редактировать ]

Статьи, касающиеся мандейских исследований, регулярно публикуются в периодическом издании ARAM . [15]

Конференции

[ редактировать ]

Следующие международные конференции ARAM, организованные Обществом сирийско-месопотамских исследований ARAM Оксфордского университета , [16] были специально посвящены мандейским исследованиям. Мандейские священники также совершали крещения ( масбутас ) во время конференций 1999, 2002 и 2007 годов. [17]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ ди Джезу, Игнацио (1652 г.). Повествование о происхождении, обрядах и ошибках христиан Святого Иоанна (на латыни). Печатный мешок. Конг. Опора. Вера.
  2. ^ Бакли, Йорунн Якобсен (2010). Великий стебель душ: реконструкция истории Мандея . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN  978-1-59333-621-9 .
  3. ^ Одеберг, Хьюго. Мандейский взгляд на религию: К вопросу о природе, основных чертах и ​​происхождении мандеанства . Уппсала: Лундекистска бокхандельн.
  4. ^ Шталь, Роберт (1930). Мандеи и христианское происхождение (на французском языке). Париж: Издания Ридер.
  5. ^ Луази, Альфред (1934). Мандеизм и христианское происхождение (на французском языке). Париж: Эмиль Нурри .
  6. ^ Ямаути, Эдвин М. (1966). «Современное состояние мандейских исследований» . Журнал ближневосточных исследований . 25 (2). Издательство Чикагского университета: 88–96. дои : 10.1086/371854 . ISSN   1545-6978 . JSTOR   543968 . Проверено 2 февраля 2024 г.
  7. ^ Бакли, Йорунн Якобсен (2002). Мандеи: древние тексты и современные люди . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-515385-5 . OCLC   65198443 .
  8. ^ Jump up to: а б Хеберль, Чарльз (2022). Книга царей и объяснения этого мира: универсальная история позднесасанидской империи . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. doi : 10.3828/9781800856271 (неактивен 18 мая 2024 г.). ISBN  978-1-80085-627-1 . {{cite book}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на май 2024 г. ( ссылка )
  9. ^ Моргенштерн, Мэтью (ред.). «Мандайские тексты» . Полный арамейский лексикон . Проверено 27 июля 2024 г.
  10. ^ Гельберт, Карлос (2011). Гинза Рба . Сидней: Книги о живой воде. ISBN  9780958034630 .
  11. ^ «Мандеи» . Миры мандейских жрецов . Проверено 28 сентября 2023 г.
  12. ^ Моргенштерн, Мэтью (2018). «Новые прочтения и интерпретации мандейского жреческого комментария Алма Ришая Зута («Малый« Первый мир »»)» . Ле Музеон . 131 (1–2): 1–19. дои : 10.2143/MUS.131.1.3284833 .
  13. ^ «Горгий Мандейские исследования» . Горгиас Пресс . Проверено 2 февраля 2024 г.
  14. ^ «Мандеистические исследования» . Харрасовиц Верлаг (на немецком языке). 2024 . Проверено 2 февраля 2024 г.
  15. ^ « Журнал АРАМ » . Издательство Питерс.
  16. ^ "О нас" . Общество АРАМ . Общество сирийско-месопотамских исследований ARAM . Проверено 29 января 2023 г.
  17. ^ «Международные конференции ARAM (1989-2019)» (PDF) . Проверено 2 февраля 2024 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9673efaf6b3599aa02e90705099ae0c2__1722803100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/96/c2/9673efaf6b3599aa02e90705099ae0c2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mandaean studies - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)