ассириология


Ассириология (от греческого Ἀσσυρίᾱ , Ассирия ; и -λογία , -logia ), также известная как клинопись или исследования Древнего Ближнего Востока , [1] [2] — это археологическое, антропологическое, историческое и лингвистическое исследование культур, использовавших клинопись . Область охватывает додинастическую Месопотамию, Шумер , ранние шумеро-аккадские города-государства , Аккадскую империю , Эблу , аккадские и имперские арамейскоязычные государства Ассирия , Вавилонию и династию Силенд , мигрирующие иностранные династии южной Месопотамии, включая Гутии , амореи , касситы , арамеи , сутеи и халдеи . Ассириологию можно включить, чтобы охватить неолитические додинастические культуры, датируемые еще 8000 г. до н.э., вплоть до исламского завоевания 7-го века нашей эры, поэтому тема значительно шире, чем та, которую подразумевает корень «Ассирия».
Большое количество клинописных глиняных табличек, сохранившихся в шумеро-аккадской и ассиро-вавилонской культурах, представляет собой чрезвычайно большой ресурс для изучения этого периода. в регионе и в мире Первые в мире города и города-государства, такие как Ур, имеют неоценимое археологическое значение для изучения роста урбанизации.
Ученые-ассириологи совершенствуют навыки владения двумя основными языками Месопотамии: аккадским (включая его основные диалекты) и шумерским . Знакомство с соседними языками, такими как библейский иврит , хеттский , эламский , хурритский , индо-анатолийский (также называемый индо-хеттским ), имперский арамейский , восточно-арамейские диалекты, древнеперсидский и ханаанский диалекты , полезны для сравнительных целей, а также знание систем письменности. которые используют несколько сотен основных знаков. Сейчас существует множество важных грамматических исследований и лексических пособий. Хотя ученые могут использовать большой объем литературы, некоторые таблички сломаны, а в случае литературных текстов, где может быть много копий, язык и грамматика часто загадочны. Ученые должны уметь читать и понимать современные английский , французский и немецкий языки , поскольку на этих языках публикуются важные справочные материалы, словари и журналы.
Терминология
[ редактировать ]
Этот термин был впервые использован Эрнестом Ренаном в 1859 году как параллель термину «египтология » при обсуждении перевода ассирийских терминов с других клинописных языков. [3] [4] К 1897 году Фриц Хоммель назвал этот термин вводящим в заблуждение: [5] и сегодня сама Международная ассоциация ассириологов называет этот термин «старомодным». [6]
Этот термин широко считается неоднозначным, поскольку разные ученые в этой области определяют его по-разному. [7] [8] Сегодня также используются альтернативные термины, такие как «клинопись» или «исследование Древнего Ближнего Востока». [1] [2]
Первоначально ассириология относилась главным образом к изучению текстов на ассирийском языке, обнаруженных в больших количествах на севере современного Ирака, в древней Ассирии, после их первоначального открытия в Хорсабаде в 1843 году. Хотя расшифровка древнеперсидской клинописи произошла раньше, большая часть последующей расшифровки клинописи была выполнена с использованием многоязычных царских надписей Ахеменидов , сравнивая ранее расшифрованную персидскую с ассирийской клинописью, которая использовалась в параллельных сценариях. Использование этого термина начало расширяться после того, как было замечено, что, помимо древнеперсидского и ассирийского, клинопись использовалась для родственного языка, вавилонского. Вавилонский и ассирийский языки отделились примерно за 2000 г. до н.э. от своего предка, более древнего семитского языка, который их носители называли «аккадским». [9] [10]
С 1877 года раскопки в Гирсу показали, что до аккадского клинопись использовалась для написания совершенно другого языка — шумерского . Таким образом, «шумерология» постепенно стала отраслью ассириологии. Последующие исследования показали, что во 2-м тысячелетии до нашей эры клинопись также использовалась для других языков, таких как угаритский , хурритский , хеттский или эламитский , которые стали относиться ко все более двусмысленному термину ассириология. Сегодня этот термин обозначает изучение текстов, написанных клинописью, независимо от того, происходит ли это письмо из Египта, Шумера или Ассирии. [11] [12]
История
[ редактировать ]От классической античности до современных раскопок
[ редактировать ]На протяжении многих столетий европейские знания о Месопотамии в основном ограничивались часто сомнительными классическими источниками , а также библейскими сочинениями. Начиная со средних веков, поступали разрозненные сообщения о древних месопотамских руинах. Еще в XII веке руины Ниневии были правильно идентифицированы Беньямином Туделским , также известным как Бенджамин сын Ионы, раввином из Наварры, который посетил евреев Мосула и руины Ассирии во время своих путешествий по Ближнему Востоку. . [13] Идентификация города Вавилон была сделана в 1616 году Пьетро Делла Валле . Пьетро дал «замечательные описания» этого места и привез в Европу кирпичи с надписями, которые он нашел в Ниневии и Уре . [14]
18 век и рождение
[ редактировать ]Между 1761 и 1767 годами Карстен Нибур , датский математик, сделал копии клинописных надписей в Персеполе в Персии, а также эскизы и рисунки Ниневии, а вскоре за ним последовал Андре Мишо , французский ботаник и исследователь, который продал французскую национальную библиотеку. де Пари, пограничный камень с надписью, найденный недалеко от Багдада. [15] Первые известные археологические раскопки в Месопотамии возглавил аббат Бошан , генеральный папский викарий в Багдаде , раскопав скульптуру, ныне широко известную как « Вавилонский лев ». [16] Мемуары аббата Бошана о его путешествиях, опубликованные в 1790 году, вызвали сенсацию в научном мире, вызвав ряд археологических и академических экспедиций на Ближний Восток. [17]
В 1811 году Клавдий Джеймс Рич , англичанин и резидент Ост-Индской компании в Багдаде, начал исследовать и наносить на карту руины Вавилона и Ниневии, а также собирать многочисленные кирпичи с надписями, таблички, пограничные камни и цилиндры, в том числе знаменитый цилиндр Навуходоносора. [18] и Цилиндр Сеннахирима, коллекция, составившая ядро коллекции месопотамских древностей в Британском музее. [19] Перед своей безвременной смертью в возрасте 34 лет Клавдий Рич написал два мемуара о руинах Вавилона и найденных там надписях, два труда, которые, можно сказать, «отмечают рождение ассириологии и связанных с ней исследований клинописи». [20]
Расшифровка клинописи
[ редактировать ]Одним из крупнейших препятствий, которые ученым пришлось преодолеть на заре ассириологии, была расшифровка любопытных треугольных знаков на многих артефактах и руинах, найденных в Месопотамии. в 1700 году назвал « клинописью » Эти знаки, которые Томас Хайд , долгое время считались просто украшениями и украшениями. Лишь в конце XVIII века их стали считать своего рода письменностью.
В 1778 году Карстен Нибур , датский математик, опубликовал точные копии трех трехъязычных надписей из руин Персеполя . [21] Нибур показал, что надписи были написаны слева направо и что каждая из трех надписей содержала три различных типа клинописного письма, которые он обозначил как класс I, класс II и класс III (ныне известные как древнеперсидское , аккадское и Эламит ).
Класс I был определен как алфавитный, состоящий из 44 символов и написанный на древнеперсидском языке . Впервые он был расшифрован Георгом Фридрихом Гротефендом (на основе работ Фридриха Мюнтера ) и Генри Кресвик Роулинсоном между 1802 и 1848 годами. [22]
Класс II оказался труднее переводить. В 1850 году Эдвард Хинкс опубликовал статью, показывающую, что класс II не был алфавитным, а на самом деле был одновременно слоговым и идеографическим, что привело к его переводу между 1850 и 1859 годами. Язык сначала назывался вавилонским и/или ассирийским, но затем теперь стал известен как аккадский . [22]
Начиная с 1850 года, росло подозрение, что семитские жители Вавилона и Ассирии не были изобретателями клинописной системы письма, а вместо этого заимствовали ее из какого-то другого языка и культуры. В 1850 году Эдвард Хинкс опубликовал статью, в которой предполагал, что клинопись была изобретена некоторыми несемитскими народами, которые предшествовали семитам в Вавилоне. В 1853 году к аналогичным выводам пришел Роулинсон, были идентифицированы тексты, написанные на этом более древнем языке. Сначала этот язык назывался «аккадским» или «скифским», но теперь известно, что он шумерский . Это было первое указание современной науке на то, что эта древняя культура и народ, шумеры, вообще существовали. [22]
Систематические раскопки
[ редактировать ]Систематические раскопки месопотамских древностей всерьез начались в 1842 году Полем-Эмилем Боттой , французским консулом в Мосуле. Раскопки П.Е. Ботты в Хорсабаде и Остина Х. Лейарда (с 1845) в и Ниневии , а также успешная расшифровка клинописной Нимруде системы письма открыли новый мир. Открытие Лейардом библиотеки Ашшурбанипала материалы для реконструкции древней жизни и истории Ассирии и Вавилонии предоставило в руки ученых . Он был первым, кто проводил раскопки в Вавилонии, где Си Джей Рич уже проделал полезную топографическую работу. Раскопки Лейарда в этой последней стране были продолжены В. К. Лофтусом , который также открыл траншеи в Сузах , а также Юлиусом Оппертом от имени французского правительства. Но только в последней четверти XIX века были предприняты попытки систематического исследования.
После смерти Джорджа Смита в Алеппо отправил экспедицию в 1876 году Британский музей (1877–1879) под руководством Хормузда Рассама для продолжения его работы в Ниневии и ее окрестностях. Раскопки в курганах Балаут, называемых ассирийцами Имгур-Бель, в 15 милях к востоку от Мосула , привели к открытию небольшого храма, посвященного богу снов Ашурнасирпалом II (883 г. до н. э.), в котором находился каменный сундук или ковчег, в котором находились две алебастровые скрижали с надписями прямоугольной формы, а также дворец, разрушенный вавилонянами, но восстановленный Салманасаром III (858 г. до н. э.). От последнего произошли бронзовые ворота с чеканными рельефами, которые сейчас находятся в Британском музее.
Также были раскопаны руины дворца Ашшурбанипала в Нимруде (Калах) и обнаружены сотни эмалированных плиток. Два года спустя (1880–1881) Рассам был отправлен в Вавилонию, где он обнаружил место храма бога солнца Сиппары в Абу-Хаббе и таким образом зафиксировал положение двух Сиппар или Сепарваимов. Абу-Хабба лежит к юго-западу от Багдада , на полпути между Евфратом и Тигром , на южной стороне канала, который, возможно, когда-то представлял собой главный поток Евфрата, Сиппару богини Анунит, ныне Дир, находящуюся на его противоположной стороне. банк.
Тем временем в 1877–1881 годах французский консул Эрнест де Сарзек проводил раскопки в Телло , древнем Гирсу, и выявлял памятники досемитской эпохи; в их число входили диоритовые статуи Гудеа, находящиеся ныне в Лувре , камень которых, согласно надписям на них, был привезен из Магана на Синайском полуострове . Последующие раскопки де Сарцека в Телло и его окрестностях вернули историю города как минимум к 4000 году до нашей эры. Обнаружена коллекция из более чем 30 000 табличек, которые были расставлены по полкам во времена Гудеа ( ок. 2100 г. до н. э. ).
В 1886–1887 гг. немецкая экспедиция под руководством Роберта Колдевея исследовала кладбище Эль-Хиба (сразу южнее Теллоха) и впервые познакомила нас с погребальными обычаями древней Вавилонии. Другая крупномасштабная немецкая экспедиция была отправлена Восточным обществом в 1899 году с целью исследования руин Вавилона; дворец Навуходоносора и великая дорога процессий были обнажены, и У. Андрэ впоследствии провел раскопки в Калат-Шеркате, месте Ассура .
Даже турецкое правительство не осталось в стороне от исследовательских работ, и музей в Стамбуле наполнен табличками, обнаруженными В. Шейлем в 1897 году на месте Сиппары. Жака де Моргана Исключительно важная работа в Сузах находится за пределами Вавилонии. Иными словами, американские раскопки (1903–1904 гг.) под руководством Э. Дж. Бэнкса в Бисмайе (Идждаб) и раскопки Пенсильванского университета в Ниппуре между 1889 и 1900 годами, где г-н Дж. Х. Хейнс систематически и терпеливо обнаруживал остатки великого храма Эль-лил , снимающий слой за слоем обломки и вырезающий участки в руинах до целины.
В середине кургана находится платформа из больших кирпичей, на которой высечены имена Саргона Аккадского и его сына Нарам-Сина (2300 г. до н.э.). Поскольку толщина обломков над ними составляет 34 фута, а самый верхний слой датируется не позднее парфянской эпохи (Х. В. Хильпрехт, Вавилонская экспедиция , стр. 23), подсчитано, что обломки под тротуаром толщиной 30 футов должны представлять собой период около 3000 лет, тем более что старые постройки приходилось выравнивать перед укладкой тротуара. В самой глубокой части раскопок еще встречаются глиняные таблички с надписями и фрагменты каменных ваз, хотя клинопись на них весьма архаичного типа, а иногда даже сохраняет примитивные изобразительные формы.
Цифровая ассириология
[ редактировать ]также известное как «Цифровые исследования древнего Ближнего Востока» (DANES). Аналогично развитию цифровых гуманитарных наук и сопровождающему оцифровку предмета, совместно с информатикой разрабатываются компьютерные методы, истоки которых можно найти в конце 1960-х годов в работах Герхарда Шперля. [23] В 2023 году был опубликован набор открытых данных, который используется для обучения искусственного интеллекта , позволяющего распознавать клинописные знаки на фотографиях и 3D-моделях. [24]
Важные публикации
[ редактировать ]- Клинописные тексты религиозного содержания Ассура (1919), двухтомный сборник клинописных надписей Эриха Эбелинга .
См. также
[ редактировать ]- Список ассириологов
- Древний Ближний Восток
- Хронология древнего Ближнего Востока
- Ассирия
- Шумер
- Аккадская империя
- Вавилония
- Халдея
- арамейский
- египтология
- Иранские исследования
- Сирийские исследования
- Мандейские исследования
- Месопотамия в классической литературе
- Открытые цифровые исследования древнего Ближнего Востока (OpenDANES)
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Данешманд, Парса (31 июля 2020 г.). «Глава 14 Ассирология в Иране?». Перспективы истории древнего Ближнего Востока . Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 266. дои : 10.1515/9781646020898-015 . ISBN 9781646020898 . S2CID 236813488 .
Термин «ассириология» сам по себе проблематичен, поскольку охватывает широкий круг тем. Ассириология буквально означает изучение Ассирии, однако эта область ни в коем случае не ограничивается Ассирией… Однако на самом деле ассириология означает археологическое, историческое и лингвистическое изучение древней Месопотамии (Ирака) и родственных культур, которые также использовали клинопись, например северо-восток Сирии, юго-восток Турции и западный Иран. Другими словами, ассириология — это не просто одна дисциплина, а группа дисциплин, связанных с клинописью, которые часто ссылаются друг на друга. Ассиролог может быть специалистом по языку, археологии или истории клинописного мира, но далеко не каждый, кто работал с клинописными материалами, является ассириологом. Сэр Макс Маллоуэн, возможно, более известен как археолог древних ближневосточных цивилизаций, чем как ассириолог, например. Отличительной чертой, отличающей ассириологов от других смежных специалистов, является обучение древним месопотамским языкам, главным образом шумерскому и аккадскому. Помимо шумерологии, ассириология также охватывает такие дисциплины, как эламитология, хеттитология, угаритизм, урартизм и древнеперсидские исследования. Однако экспертам в этих областях не всегда комфортно называться ассириологами. В предисловии к «Руководству по угаритскому языку» Андре Како утверждает, что «Угаритология заслуживает того, чтобы ее считали независимой исторической дисциплиной, которую нужно осваивать самой и для себя, такой же отдельной области, как ассириология или египтология, даже если она кажется более легкой из-за глубокое сходство, проявленное угаритским языком с другими давно известными семитскими языками». Это вполне могли бы признать и специалисты по эламским, хеттским и урартским исследованиям, обеспокоенные навязчивым вниманием, уделяемым ассириологии. Однако для целей этой статьи я отношу все вышеупомянутые дисциплины и субдисциплины к категории ассириологии или, скорее, «клинописи», уделяя больше внимания филологическим исследованиям на аккадском, шумерском и эламском языках.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ренгер, Йоханнес [на немецком языке] (1 октября 2006 г.). «Древняя ближневосточная филология и история (ассириология)». В Канчике, Юбер; Шнайдер, Хельмут (ред.). Новый Поли Брилла, Античные тома . п. 126. дои : 10.1163/1574-9347_bnp_e1301250 . ISBN 9789004122598 . Проверено 26 марта 2023 г.
Термин «древний Ближний Восток» в контексте западноевропейских и американских ученых относится к географическому региону Ближнего Востока и его дохристианским или доисламским цивилизациям на территории современной Турции, Сирии, Ливана, Израиль, Иордания, Ирак, Аравийский полуостров и Иран. В понимании восточноевропейских ученых термин «древний Ближний Восток» включает в себя все древние развитые цивилизации между Средиземноморьем и Китайским морем. Первоначально и в некоторой степени и сегодня эта дисциплина носила традиционное название ассириология, поскольку именно надписи древней Ассирии положили начало исследованиям культуры древней Месопотамии. По сравнению с этим термином название «Древние ближневосточные исследования» становилось все более уместным по мере того, как становились известными более древние ближневосточные цивилизации. Огромный рост надписей и археологического материала с течением времени привел к развитию двух субдисциплин: древней ближневосточной филологии и ближневосточной археологии, которые, однако, по-прежнему связаны общей целью – реконструировать древнюю развитую цивилизацию на Земле. на основании письменных и вещественных доказательств.
- ^ Ренан, Эрнест (1859). «Научная экспедиция г-на Опперта в Месопотамию. Том II, содержащий принципы интерпретации ассирийской клинописи». . Journal des Savants (на французском языке). Клинксикский книжный магазин.
- ^ Шарпен, Доминик (1 января 2013 г.). «Ренан, семитист у колыбели ассириологии» . Эрнест Ренан .
Однако надо сразу подчеркнуть факт, который, кажется, игнорируется: именно Ренан дал специалистам по клинописи название ассириологов, которое они носят до сих пор. В Journal des Savants 1859 года он ссылается на «MM. ассириологи» и добавляет в примечании: «Я прошу разрешения использовать это слово, необходимое для того, чтобы избежать длинных иносказаний и которое, по-видимому, разрешает аналогия со словом «египтолог». Этот термин тогда использовался широко, и никто, по-видимому, не помнил его происхождения, поскольку это обозначение казалось логичным. Однако Ренан на самом деле не был доброй феей в колыбели ассириологии... Это потому, что данные, все более обильно раскапываемые в почве Месопотамии, начиная с 1843 года, вряд ли согласовывались с системой, которую он разработал в юности и которой он придерживался. более или менее оставался верным на протяжении всей своей жизни.
- ^ Гоммель, Фриц (1897). Древняя еврейская традиция, иллюстрированная памятниками . Общество распространения христианских знаний. стр. 29–31.
Здесь необходимо отметить, что применение термина «ассириология», как он сейчас обычно употребляется, к изучению клинописных надписей не совсем корректно; на самом деле это вводит в заблуждение. Правда, изучение этих надписей впервые началось в связи с надписями ассирийского царства, которые в течение примерно десяти лет монополизировали общественный интерес… Но когда были обнаружены и внимательно изучены знаменитые глиняные таблички из библиотеки Ашшурбанипала (или Сарданапала), оно становилось все более и более очевидным, что содержащиеся в нем литературные сокровища принадлежали к эпохе, гораздо более ранней, чем эпоха ассирийской монархии, а именно к той, которая сейчас известна как ранний вавилонский период... Вавилония является колыбелью древнейшей цивилизации и могла выглядеть вернемся к истории, охватывающей несколько тысяч лет (около 1900 г. до н. э.), когда история Ассирии находилась в зачаточном состоянии; именно по этой причине ассирийская цивилизация (ее язык, письменность и религия) в основном является лишь ответвлением вавилонской. Поэтому абсурдно говорить о независимой ассирийской литературе; если, конечно, мы не готовы рассматривать надписи ассирийских царей как самостоятельную литературную школу. Однако материалы, которые Сарданапал поместил в свою библиотеку, за незначительными исключениями, состояли из простых копий более ранних вавилонских текстов. Как я уже указывал, изучение клинописных надписей началось сначала с исследования ассирийских памятников и по этой причине получило не совсем подходящее название ассириологии. Если же вернуться к первым началам дешифровки, то мы снова окажемся лицом к лицу с Вавилонией, хотя, правда, на весьма поздней стадии своего развития; ведь именно вавилонский перевод ранних персидских ахеменидских текстов — надписей Кира, Дария и Ксеркса — впервые привел к распутыванию запутанной паутины семитской клинописи.
- ^ «Международная ассоциация ассириологов – Добро пожаловать на сайт IAA» . iaassyriology.com . Проверено 26 марта 2023 г.
В нашей ассоциации старомодный термин «ассириология» охватывает все научные области, связанные с изучением древнего Ближнего Востока во времена клинописных культур, с четвертого тысячелетия до нашей эры до первого века нашей эры в исторических регионах Месопотамии. Сирия, Левант, Иран и Анатолия, включая периоды и регионы влияния и контактов.
- ^ Мид, Кэрролл Уэйд (1974). Дорога в Вавилон: развитие ассириологии США . Брилл. стр. 1–2. ISBN 978-90-04-03858-5 .
Термин «ассириология» происходит от имени этих людей, но он очень вводит в заблуждение. На самом деле ассирийцы составляют лишь часть науки ассириологии... Попросите десять ассириологов дать определение ассириологии, и вы, по всей вероятности, получите десять разных ответов... Филолог утверждает, что это расшифровка клинописных табличек. Для историка наука занимается историей Месопотамии и Персии. Археолог сразу говорит, что это археология этих мест. Каждый прав, но лишь частично… Первые клинописные таблички, обнаруженные в любом количестве, находились в Ассирии. Более поздние открытия показали, что люди называли свой язык аккадским. Северный диалект стал называться ассирийским, а южный — вавилонским. В научных кругах аккадский язык заменил термин «ассирийский», но наука остается ассириологией… Постепенно ассириология стала охватывать изучение большинства народов древнего Ближнего Востока, писавших клинописью. До недавнего времени сюда входили хетты. Сегодня большинство авторитетов склонны рассматривать хеттитологию как отдельную область, поскольку теперь о них известно больше. Можно задаться вопросом, отколется ли шумерология (в некоторых школах есть кафедры шумерологии), но это сомнительно, поскольку шумеры заложили основу культуры ассирийцев, аккадцев и вавилонян. Персидские исследования могут совершить прорыв, когда знания в этой области обогатятся достаточно для этого. Для целей данного эссе ассириология определяется как изучение истории, литературы и древностей древней Месопотамии, Персии и прибрежных регионов. Это включает в себя все аспекты их цивилизации от филологии до архитектуры. Основными группами народов, подлежащих изучению, являются шумеры, аккадцы, вавилоняне, ассирийцы, халдеи, касситы, эламиты и персы.
- ^ Эрвин, Роберт (1966). «Города без перспектив: разведка аккадской цивилизации» . Ежеквартальный обзор Вирджинии . 42 (1). Университет Вирджинии: 43–57. ISSN 0042-675X . JSTOR 26442914 . Проверено 25 марта 2023 г.
Благодаря лучшей сохранности персидских руин, которые европейцы посетили еще в семнадцатом веке, первые аккадские тексты, изучаемые на Западе, произошли из этого источника. Имея слабое понимание персов как вытеснителей, еще не зная о шумерах как предшественниках и имея в основном полуверные истории из Ветхого Завета и Геродота, указывающие на существование Вавилона, жители Запада придумали термин «ассириология», который до сих пор можно найти в университетские каталоги. Однако прежде чем ассириология смогла пойти дальше своей первой ошибки в девятнадцатом веке, ей потребовались какие-то осязаемые остатки Аккадии.
- ^ Шарпен, Доминик (06 ноября 2018 г.). «Как ты можешь быть ассириологом?» . Книги открытого издания .
В отличие от египтолога, ассириолог не был ipso facto археологом. Ассириолог был занят расшифровкой текстов на ассирийском языке, обнаруженных в большом количестве на севере современного Ирака, древней Ассирии, с 1843 года. Вскоре выяснилось, что, помимо ассирийского, клинопись использовалась для родственного языка. , Вавилонский: Вавилонский и ассирийский языки разошлись примерно в 2000 г. до н. э. от своего предка, семитского языка, который сами их носители называли «аккадским». Более того, начиная с 1877 года раскопки в Телло показали, что до аккадского языка клинопись использовалась для письма на совершенно другом языке, шумерском. Таким образом, шумерология постепенно превратилась в особую ветвь ассириологии в широком смысле. Дальнейшие исследования показали, что во 2-м тысячелетии до нашей эры клинопись также использовалась для обозначения других языков, таких как хурритский, хеттский или эламский. С тех пор термин ассириолог стал неоднозначным: в широком смысле он обозначает любого человека, изучающего тексты, написанные клинописью. Но эти тексты, написанные на очень разных языках, происходят от разных цивилизаций, даже если они находились в достаточно тесном контакте, чтобы использовать одно и то же письмо.
- ^ Гелб, Игнас Дж. (2006) [1956]. "введение". Ассирийский словарь . Чикаго: Чикагский университет. Восточный институт. п. VII. ISBN 0-918986-05-2 . OCLC 12555337 .
Необходимо несколько слов, чтобы оправдать использование термина «ассирийский» в названии проекта и изданного Словаря. В первые годы ассириологии термин «ассирийский» обычно использовался для обозначения основного семитского языка Месопотамии по той хорошо известной причине, что большая часть доступных тогда клинописных документов была обнаружена в местах, расположенных на территории, которая когда-то была древней Ассирией. С восстановлением вавилонских поселений в последующие годы было обнаружено еще много табличек, показывающих не только, что два диалекта, использовавшиеся в Ассирии и Вавилонии соответственно, были тесно связаны, но также и то, что их пользователи не называли свой язык ни «ассирийским», ни «ассирийским». «Вавилонский», но «аккадский», в честь аккадцев, основавших первую великую семитскую империю в середине третьего тысячелетия до нашей эры под руководством своего знаменитого лидера Саргона Аккадского. Когда некоторые из этих фактов стали известны, термин «аккадский» («аккадский») начал вытеснять термин «ассирийский» в хорошем ассириологическом использовании. Однако термин «ассирийский» для ассиро-вавилонского языка продолжает использоваться — хотя и на гораздо более ограниченной и в основном популярной основе — параллельно с такими прочно устоявшимися терминами, как «ассириология» и «ассириолог». Отвращение к термину «аккадский» («Accadian») в популярных американских кругах может быть частично обусловлено существованием названия «акадский» («Cajun») у франко-канадцев Новой Шотландии (а позже и Луизианы).
- ^ Шарпен, Доминик (06 ноября 2018 г.). «Как ты можешь быть ассириологом?» . Книги открытого издания .
В отличие от египтолога, ассириолог не был ipso facto археологом. Ассириолог был занят расшифровкой текстов на ассирийском языке, обнаруженных в большом количестве на севере современного Ирака, древней Ассирии, с 1843 года. Вскоре выяснилось, что, помимо ассирийского, клинопись использовалась для родственного языка. , Вавилонский: Вавилонский и ассирийский языки разошлись примерно в 2000 г. до н. э. от своего предка, семитского языка, который сами их носители называли «аккадским». Более того, начиная с 1877 года раскопки в Телло показали, что до аккадского языка клинопись использовалась для письма на совершенно другом языке, шумерском. Таким образом, шумерология постепенно превратилась в особую ветвь ассириологии в широком смысле. Дальнейшие исследования показали, что во 2-м тысячелетии до нашей эры клинопись также использовалась для обозначения других языков, таких как хурритский, хеттский или эламский. С тех пор термин ассириолог стал неоднозначным: в широком смысле он обозначает любого человека, изучающего тексты, написанные клинописью. Но эти тексты, написанные на очень разных языках, происходят от разных цивилизаций, даже если они находились в достаточно тесном контакте, чтобы использовать одно и то же письмо.
- ^ Гелб, Игнас Дж. (2006) [1956]. "введение". Ассирийский словарь . Чикаго: Чикагский университет. Восточный институт. п. VII. ISBN 0-918986-05-2 . OCLC 12555337 .
Необходимо несколько слов, чтобы оправдать использование термина «ассирийский» в названии проекта и изданного Словаря. В первые годы ассириологии термин «ассирийский» обычно использовался для обозначения основного семитского языка Месопотамии по той хорошо известной причине, что большая часть доступных тогда клинописных документов была обнаружена в местах, расположенных на территории, которая когда-то была древней Ассирией. С восстановлением вавилонских поселений в последующие годы было обнаружено еще много табличек, показывающих не только, что два диалекта, использовавшиеся в Ассирии и Вавилонии соответственно, были тесно связаны, но также и то, что их пользователи не называли свой язык ни «ассирийским», ни «ассирийским». «Вавилонский», но «аккадский», в честь аккадцев, основавших первую великую семитскую империю в середине третьего тысячелетия до нашей эры под руководством своего знаменитого лидера Саргона Аккадского. Когда некоторые из этих фактов стали известны, термин «аккадский» («аккадский») начал вытеснять термин «ассирийский» в хорошем ассириологическом использовании. Однако термин «ассирийский» для ассиро-вавилонского языка продолжает использоваться — хотя и на гораздо более ограниченной и в основном популярной основе — параллельно с такими прочно устоявшимися терминами, как «ассириология» и «ассириолог». Отвращение к термину «аккадский» («Accadian») в популярных американских кругах может быть частично обусловлено существованием названия «акадский» («Cajun») у франко-канадцев Новой Шотландии (а позже и Луизианы).
- ^ Шумеры: их история, культура и характер, Сэмюл Ной Крамер, University of Chicago Press, 1963, стр. 7.
- ^ Шумеры: их история, культура и характер, Сэмюэл Ной Крамер, University of Chicago Press, 1963, стр. 7
- ^ Шумеры: их история, культура и характер, Сэмюэл Ной Крамер, University of Chicago Press, 1963, стр. 7
- ^ Шумеры: их история, культура и характер, Сэмюэл Ной Крамер, University of Chicago Press, 1963. стр. 8.
- ^ Шумеры: их история, культура и характер, Сэмюэл Ной Крамер, University of Chicago Press, 1963, стр. 8
- ^ «Британский музей» . Архивировано из оригинала 17 октября 2015 г. Проверено 22 июля 2016 г.
- ^ Шумеры: их история, культура и характер, Сэмюэл Ной Крамер, University of Chicago Press, 1963, стр. 8
- ^ Шумеры: их история, культура и характер, Сэмюэл Ной Крамер, University of Chicago Press, 1963, стр.8
- ^ Шумеры: их история, культура и характер, Сэмюэл Ной Крамер, University of Chicago Press, 1963, стр. 11
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шумеры: их история, культура и характер, Сэмюэл Ной Крамер, University of Chicago Press, 1963, стр. 13–15
- ^ Богач, Бартош; Мара, Хьюберт (2022), «Цифровая ассириология — достижения в визуальном клинописном анализе», Журнал по вычислительной технике и культурному наследию , том. 15, нет. 2, Ассоциация вычислительной техники (ACM), стр. 1–22, doi : 10.1145/3491239 , S2CID 248843112.
- ^ Штетцнер, Эрнст; Хомбург, Тимо; Мара, Юбер (2023), «Обнаружение клинописных знаков на основе CNN, полученное на основе аннотированных 3D-рендерингов и нанесенных на карту фотографий с усилением освещения», Труды Международной конференции по компьютерному зрению (ICCV) , Париж, Франция, arXiv : 2308.11277