Ханаанские языки
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2020 г. ) |
ханаанский | |
---|---|
Географический распределение | Левант , Карфаген |
Лингвистическая классификация | афроазиатский |
Подразделения |
|
глоттолог | кана1267 |
Ханаанские языки , иногда называемые ханаанскими диалектами , [1] являются одной из трех подгрупп северо-западных семитских языков , остальные — арамейский и аморейский . Эти близкородственные языки происходят из Леванта и Месопотамии , и на них говорили древние семитоязычные народы на территории, охватывающей территорию современного Израиля , Иордании , Синайского полуострова , Ливана , Сирии , а также некоторых районов юго-западной Турции ( Анатолия ), западный и южный Ирак (Месопотамия) и северо-западный угол Саудовской Аравии .
Хананеи евреев в широком смысле включают , (включая акронитов иудеев и самаритян ) , амаликитян , аммонитян , амореев , идумеев , гиксосов , финикийцев , израильтян (включая карфагенян ), моавитян , сутян и иногда угаритов .
Ханаанские языки оставались повседневными разговорными языками, по крайней мере, до II века нашей эры. Иврит сегодня является единственным живым ханаанским языком. Он продолжал постоянно использоваться многими евреями вплоть до средневековья и до наших дней как литургический и литературный язык и использовался для торговли между разрозненными еврейскими общинами диаспоры . Он также остался литургическим языком среди самаритян . Иврит как светский язык, используемый в повседневной жизни, был возрожден еврейскими политическими и культурными активистами, особенно благодаря усилиям сионистов по возрождению и развитию по всей Европе и в Палестине , как повседневного разговорного языка в конце 19-го и начале 20-го веков. К середине 20-го века современный иврит стал основным языком евреев Палестины , а позже стал официальным языком Государства Израиль .
Классификация [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2020 г. ) |
Подобно романским языкам, ханаанские языки действуют в широком спектре взаимопонимания друг с другом, при этом наблюдается значительное совпадение в синтаксисе, морфологии, фонетике и семантике. Эта семья языков также отличается тем, что является первой исторически подтвержденной группой языков, которая использовала алфавит , произошедший от протоханаанского алфавита , для записи своего письма, в отличие от гораздо более ранней клинописной логографической / слоговой письменности региона. который возник в Месопотамии и использовался для записи шумерского, аккадского, эблаитского, эламитского, хурритского и хеттского языков.
Они широко засвидетельствованы в ханаанских надписях по всему Леванту , Месопотамии , Анатолии и Восточному Средиземноморью , а после основания Карфагена колонистами финикийскими также в прибрежных районах Северной Африки и Пиренейского полуострова . Диалекты были обозначены в первую очередь со ссылкой на библейскую географию : еврейский ( израильский , иудейский/библейский , самаритянский ) , финикийский / пунический , аморейский , аммонитянский , моавитянский , сутейский и идумеянский ; все диалекты были взаимопонятны и не более дифференцированы, чем географические разновидности современного английского языка. [2]
Ханаанские языки или диалекты можно разделить на следующие: [1] [3]
Северный Ханаан [ править ]
- финикийский (включая пунический/карфагенский). Основные источники — надпись на саркофаге Ахирама , саркофаг Эшмуназара II , саркофаг Табнит , надпись Киламува , Циппи Мелькарта и др . библианские царские надписи . Для более позднего Пунического периода : в Плавта пьесе «Поэнул » в начале пятого акта.
Южный Ханаан [ править ]
- Аммонитянин – вымерший ханаанский диалект аммонитян, упомянутый в Библии.
- Эдомитский – вымерший ханаанский диалект идумеян, упомянутый в Библии и египетских текстах.
- Иврит – единственный ханаанский язык, который является живым языком , и наиболее успешный пример возрождения мертвого языка .
- Моавитянин – вымерший ханаанский диалект моавитян, упомянутый в Библии. Основными источниками являются Стела Меша и Стела Эль-Керак .
Другое [ править ]
Другие возможные ханаанские языки:
- Язык филистимлян - о чем свидетельствуют несколько десятков надписей финикийским письмом, разбросанных по юго-западному побережью Израиля, в частности, Царская посвященная надпись Экрона (хотя есть свидетельства того, что филистимляне изначально говорили на анатолийском языке ).
- Угаритский язык , возможно, также является северо-западным семитским языком, но, вероятно, не ханаанским. [4] [5]
- Надпись Дейр Алла , написанная на диалекте с арамейскими и южноханаанскими характеристиками, который в Хецроне классифицируется как ханаанский.
- Сутейский язык — семитский язык, возможно, ханаанской ветви.
Сравнение с арамейским [ править ]
Некоторыми отличительными типологическими особенностями ханаана по отношению к все еще распространенному арамейскому языку являются:
- Приставка h- представляет собой определенный артикль (в арамейском языке есть постфикс -a ), что, по-видимому, является ханаанским нововведением.
- Местоимение первого лица — nk ( אנכ anok(i) , которое похоже на аккадское , древнеегипетское и берберское , в отличие от арамейского ʾnʾ/ʾny .
- Изменение * ā > ō , названное ханаанским сдвигом .
Потомки [ править ]
Современный иврит , возрожденный в современную эпоху из вымершего диалекта древних израильтян, сохранившегося в литературе, поэзии, литургии; также известный как классический иврит, старейшая форма языка, зафиксированная в письменной форме. Исходное произношение библейского иврита доступно только посредством реконструкции. Он может также включать самаритянский иврит , разновидность, на которой раньше говорили самаритяне . Основными источниками классического иврита являются еврейская Библия и такие надписи, как календарь Гезер и черепок керамики Хирбет Кейафа . Все остальные ханаанские языки, похоже, вымерли к началу первого тысячелетия нашей эры, за исключением пунического языка , который дожил до поздней античности (а возможно, даже дольше).
Несколько различающиеся формы иврита, сохранившиеся с первого тысячелетия до нашей эры до наших дней, включают:
- Тиверийский иврит - масоретские ученые, живущие в еврейской общине Тверии в Палестине ок. 750–950.
- Мизрахи на иврите – евреи-мизрахи , литургические
- Йеменский иврит – йеменские евреи , литургический
- Сефардский иврит – евреи-сефарды , литургический
- Ашкеназский иврит – евреи-ашкенази , литургический
- Мишнаический иврит – евреи, литургический, раввинский, любой из диалектов иврита, встречающихся в Талмуде .
- Средневековый иврит – евреи, литургические, поэтические, раввинские, научные, литературные; лингва франка, основанный на Библии, Мишне и неологизмах, созданных переводчиками и комментаторами.
- Хаскала иврит - еврейский, научный, литературный и публицистический язык, основанный на библейском, но обогащенный неологизмами, созданными писателями и журналистами, переход к более позднему.
- Современный иврит, используемый сегодня в Израиле
- Самаритянский иврит – самаритяне, литургический
Финикийская и карфагенская экспансия на какое-то время распространила финикийский язык и его пунический вариант, на котором говорили в колониях античной эпохи в Западном Средиземноморье , но и там он вымер, хотя, похоже, просуществовал дольше, чем в Финикии самой .
Источники [ править ]
Основным современным справочником по многим внебиблейским ханаанским надписям, а также надписям на арамейском языке , является немецкоязычная книга Kanaanäische und Aramäische Inschriften , в которой надписи часто упоминаются как KAI n (для числа n ). [6]
См. также [ править ]
- Древние еврейские письмена
- Ханаанские и арамейские надписи
- Классификация семитских языков
- Северо-западные семитские языки
- Протоханаанский алфавит
- Шибболет
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рендсбург 1997 , с. 65.
- ^ Рендсбург 1997 , с. 66.
- ^ Waltke & O'Connor (1990 :8): «Внебиблейский лингвистический материал железного века в основном эпиграфический, то есть тексты, написанные на твердых материалах (керамике, камнях, стенах и т. д.). Эпиграфические тексты с израильской территории написаны на иврите на языке, который можно назвать письменным ивритом; этот «диалект» не сильно отличается от иврита, сохранившегося в масоретском тексте. Южноханаанские диалекты, моавитянский и аммонитский; эдомитский язык настолько плохо засвидетельствован, что мы не уверены, что это южноханаанский диалект, хотя это кажется вероятным, и больший интерес представляет совокупность центральноханаанских надписей, написанных на финикийском языке. Тира, Сидона и Библоса, а также ответвлений пунических и нео-пунических языков финикийских колоний в Северной Африке.«Особенно проблемным материалом являются настенные надписи Дейр-Аллы, относящиеся к пророку Валааму (ок. 700 г. до н. э.), эти тексты имеют как ханаанские, так и арамейские черты. У. Р. Гарр недавно предложил рассматривать все ханаанские диалекты железного века как формирующиеся цепочка, которая фактически включает в себя и древнейшие формы арамейского языка».
- ^ Сиван, Д. (2001). Грамматика угаритского языка: второе впечатление с исправлениями . Справочник востоковедения. Раздел 1 Ближний и Средний Восток. Брилл. стр. 2–3. ISBN 978-90-474-2721-6 .
- ^ Липинский, Эдвард (2001). Семитские языки: Очерк сравнительной грамматики . Издательство Питерс. п. 50. ISBN 978-90-429-0815-4 .
- ^ Например, Стела Меша — « КАИ 181 ».
Библиография [ править ]
- Семитские языки. Описания языковых семейств Routledge. Под редакцией Роберта Хецрона. Нью-Йорк: Рутледж, 1997.
- Гарнье, Ромен; Жак, Гийом (2012). «Забытый фонетический закон: ассимиляция претонического йода следующему корональному звуку в северо-западном семитском языке» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 75 (1): 135–145. CiteSeerX 10.1.1.395.1033 . дои : 10.1017/s0041977x11001261 . S2CID 16649580 .
- Рендсбург, Гэри (1997). «Древнееврейская фонология» . Фонологии Азии и Африки: включая Кавказ . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-019-4 .
- Вальтке, Брюс К.; О'Коннор, М. (1990). Введение в синтаксис библейского иврита . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-0-931464-31-7 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Даллер, Элен М. Синтаксис волитива в библейском иврите и амарне-ханаанской прозе . Юниверсити-Парк, США: Издательство Пенсильванского государственного университета, 2014. дои : 10.1515/9781575064000
- Изреэль, Шломо. « Канано-аккадский язык: лингвистика и социолингвистика ». В: Язык и природа. Документы, представленные Джону Хюнергарду по случаю его 60-летия . час. против Ребекки Хассельбах, Наама Пат-Эль (Исследования древней восточной цивилизации (SAOC) 67). Чикаго, Иллинойс: Восточный институт Чикагского университета, 2012. стр. 171–218. ISBN 978-1-885923-91-2 .
- Пат-Эль, Наама; Уилсон-Райт, Арен (2016). «Особенности ханаана: переоценка». Журнал Немецкого восточного общества . 166 (1): 41–55. doi : 10.13173/zeitdeutmorggese.166.1.0041 . По состоянию на 18 мая 2023 г.
- Пат-Эль, Наама; Уилсон-Райт, Арен (2018). «Особенности арамео-хананеев» . Журнал Американского восточного общества . 138 (4): 781–806. дои : 10.7817/jameroriesoci.138.4.0781 . По состоянию на 18 мая 2023 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Некоторые западносемитские надписи
- Как родился алфавит из иероглифов Обзор библейской археологии