амореи
Амореи ( / ˈ æ m ə ˌ r aɪ t s / ; шумерский : 𒈥𒌅 [1] , латинизировано: МАР.ТУ ; Аккадский : 𒀀𒈬𒊒𒌝 , латинизированный: Amurrūm или 𒋾𒀉𒉡𒌝/𒊎 Tidnum ; Иврит : אֱמֹרִי , латинизированный : ʾĔmōrī ; Койне (греческий : Ἀμορραῖοι ) были древними северо-западными семитоязычными людьми века бронзового из Леванта . Первоначально появилось в шумерских записях ок. 2500 г. до н.э. они расширили территорию и правили большей частью Леванта, Месопотамии и некоторых частей Египта с 21 века до н.э. до конца 17 века до нашей эры.
Амореи основали несколько выдающихся городов-государств в существующих местах, таких как Исин , Ларса , Мари и Эбла , а позже основали Вавилон и Старую Вавилонскую империю . Они также основали Четырнадцатую династию Египта во время фрагментированной эпохи Второго промежуточного периода в дельте Нила , которая характеризовалась правителями, носившими аморейские имена, такие как Якбим Сехаэнре , и, вероятно, были частью более поздних гиксосов . [2] [3]
Термин Амурру в аккадских и шумерских текстах относится к амореям, их главному божеству и аморейскому царству . Амореи упоминаются в еврейской Библии как жители Ханаана как до, так и после завоевания этой земли Иисусом Навином . [4]
История
[ редактировать ]Третье тысячелетие до нашей эры
[ редактировать ]В двух шумерских литературных произведениях, написанных много позже, в старовавилонский период, владыка Аратты» «Энмеркар и и «Лугальбанда и птица Анзу» , раннединастический правитель Урука Энмеркара (внесенный в список шумерских царей ) упоминает «землю mar.tu ». Неизвестно, насколько они отражают исторические факты. [5]
Есть также редкие упоминания об амореях (часто как МАР-ДУ к ) на табличках из восточно-семитскоязычного царства Эбла , датируемых 2500 г. до н.э. до разрушения города в ок. 2250 г. до н.э. [6] С точки зрения эблаитов, амореи представляли собой сельскую группу, жившую в узком бассейне среднего и верхнего Евфрата на севере Сирии. [7] Эблаиты использовали термин MAR.TU в древние времена для обозначения государства и людей к востоку от Эблы (вокруг Эмара и Туттула ), что означает, что название Амурру на западе позже, чем название государства или народа. [8]
Для аккадских императоров центральной Месопотамии mar.tu был одним из «четырех кварталов», окружающих Аккад, наряду с Субарту (север), Шумером (юг) и Эламом (восток). [8] Нарам-Син из Аккада записывает в царской надписи поражение коалиции шумерских городов и амореев возле Джебель-Бишри на севере Сирии ок. 2240 г. до н.э. [9] Его преемник Шар-Кали-Шарри записал в одном из названий своего года «В год, когда Шаркалисарри одержал победу над Амурру в [Джебель Бишри]». [10]
Ко времени последних дней Третьей династии Ура иммигранты-амореи стали такой силой, что такие цари, как Шу-Син, были вынуждены построить 270-километровую (170 миль) стену от Тигра до Евфрата , чтобы удерживать их выключить. [11] [12] В современных записях амореи изображены как кочевые племена под руководством вождей, которые заселили земли, необходимые им для выпаса своих стад. В некоторых аккадских литературах этой эпохи об амореях говорится пренебрежительно и подразумевается, что аккадские и шумероязычные жители Месопотамии относились к их кочевому и примитивному образу жизни с отвращением и презрением. В шумерском мифе «Женитьба Марту», написанном в начале II тысячелетия до нашей эры , богиню, обдумывающую брак с богом амореев, предупреждают:
Теперь послушайте, их руки разрушительны, а черты лица — обезьяньи; (Аморрей) – это тот, кто ест то, что запрещает (бог Луны) Нанна , и не выказывает почтения. Они никогда не перестают бродить по..., они мерзость для жилищ богов. Их идеи запутаны; они вызывают только беспокойство. (Аморреянин) одет в мешковину..., живет в шатре, подверженном ветру и дождю, и не может правильно читать молитвы. Он живет в горах и игнорирует места богов, выкапывает в предгорьях трюфели, не умеет преклонять колени (в молитве) и ест сырое мясо. При жизни у него нет дома, и когда он умрет, его не отнесут к месту захоронения. Моя подруга, почему ты вышла замуж за Марту? [13]
По мере того как централизованная структура Третьей династии Ура медленно разрушалась, южные города-государства, такие как Исин, Ларса и Эшнунна, начали восстанавливать свою прежнюю независимость, и районы южной Месопотамии, где проживали амореи, не были исключением. [14] В других местах армии Элама атаковали империю и ослабляли ее, делая ее уязвимой. В конце концов Ур был оккупирован эламитами. Они оставались до тех пор, пока не были отвергнуты исинским правителем Ишби-Эрра , что положило начало периоду Исин-Ларса. [15]
2-е тысячелетие до н.э.
[ редактировать ]После упадка Ура III аморейские правители получили власть в ряде месопотамских городов-государств, начиная с периода Исина-Ларсы и достигая пика в старовавилонский период. На севере аморейский правитель Шамши Экаллатума -Адад I завоевал Ассур и образовал большое, хотя и недолговечное царство Верхняя Месоптамия. [17] На юге Вавилон стал главной державой под властью аморейского правителя Суму-ла-Эля и его преемников, включая известного Хаммурапи . Выше Евфрата, на северо-западе, возникло аморейское царство Мари , позднее разрушенное Хаммурапи. Сам Вавилон позже был разграблен хеттами, а его империя перешла к касситам . К западу от Мари Ямхад правил из своей столицы Халаба, нынешнего Алеппо, пока он не был разрушен хеттами в 16 веке до нашей эры. Город Эбла , находившийся в этот период под контролем Ямхада, также находился под властью амореев. [18]
Считается, что аморреи присутствовали в Египте с 19 века до нашей эры. Четырнадцатая династия Египта , с центром в дельте Нила , имела правителей, носивших аморейские имена, такие как Якбим . Более того, появляется все больше свидетельств того, что последующие гиксосы Египта представляли собой смесь народов Сирии , частью которой также были амореи. [2] Основываясь на храмовой архитектуре, Манфред Биетак приводит доводы в пользу сильных параллелей между религиозными практиками гиксосов в Аварисе и религиозными практиками в окрестностях Библа , Угарита , Алалаха и Телль-Брака и определяет «духовный дом» гиксосов как «на самом севере Сирии и северная Месопотамия», районы, которые в то время обычно ассоциировались с амореями. [3]
В 1650 году до нашей эры гиксосы основали Пятнадцатую династию Египта и правили большей частью Нижнего и Среднего Египта одновременно с Шестнадцатой и Семнадцатой династиями Фив во время хаотического Второго промежуточного периода . [19]
Падать
[ редактировать ]В 16 веке до нашей эры эпоха амореев закончилась в Месопотамии с упадком и падением Вавилона и других городов, управляемых амореями. Касситы н.э. заняли Вавилон и восстановили его под властью касситской династии под именем Кардуниаш около 1595 г. до На крайнем юге Месопотамии местная династия Первых Силендов правила регионом Месопотамских болот , пока касситы не взяли этот регион под свой контроль. В северной Месопотамии вакуум власти, оставленный амореями, привел к возвышению Митанни ( Канигалбата) ок. 1600 г. до н.э.
Начиная с 15 века до нашей эры, термин Амурру обычно применяется к региону, простирающемуся к северу от Ханаана до Кадеша на реке Оронт на севере Сирии. [20]
После середины 2-го тысячелетия до нашей эры сирийские амореи попали под господство сначала хеттов , а с 14 века до нашей эры — Среднеассирийской империи . Затем они, по-видимому, были вытеснены или поглощены другими полукочевыми народами, говорящими на западно-семитском языке , известными под общим названием ахламу во время краха позднего бронзового века . Арамейцы . стали видной группой среди Ахламу [20] Из ок. В 1200 году до нашей эры амореи исчезли со страниц истории, но это имя вновь появилось в еврейской Библии . [21]
Язык
[ редактировать ]Этот язык был впервые засвидетельствован в 21-20 веках до нашей эры и оказался тесно связанным с ханаанским , арамейским и самальским языками. [22] В 18 веке до нашей эры в Марии писцы-амореи писали на диалекте Эшнунна восточно-семитского аккадского языка . Поскольку тексты содержат северо-западно-семитские формы, слова и конструкции, аморейский язык считается северо-западно-семитским языком. Основными источниками крайне ограниченных дошедших до нас знаний аморейского языка являются имена собственные и заимствованные слова неаккадского стиля, сохранившиеся в таких текстах. [23] [15] [24] Имена собственные аморейские были найдены по всей Месопотамии в старовавилонский период, а также в таких далеких местах, как Алалах в Турции и современный Бахрейн ( Дилмун ). [25] Они также встречаются в египетских записях. [26]
Угаритский язык также является северо-западным семитским языком и, возможно, является аморейским диалектом. [27]
Религия
[ редактировать ]Двуязычный список имен десяти аморейских божеств наряду с аккадскими аналогами древневавилонского периода был переведен в 2022 году. Эти божества следующие: [28] : 118–119
- Даган , которого отождествляют с Энлилем . Даган был верховным богом во многих городах Евфратского региона Верхней Месопотамии , особенно в таких местах, как Мари, Туттул и Терка . Вавилонские тексты называют главного бога амореев Амурру ( д mar.tu , читается как « илу амурру»), что соответствует названию этноса. Они также идентифицируют его супругу как богиню Ашратум . [29]
- Камиш , плохо засвидетельствованное божество, широко известное по аккадским и аморейским теофорным именам . Он имел большое значение в Эбле , где в его честь был назван месяц. Двуязычный отождествляет его с богом Эа, хотя другие списки богов отождествляют его с Нергалом .
- Ашратум , имя которого родственно Ашере и отождествляется с Белет-или .
- Ярахум, бог луны, которого зовут Ярих в Угарите . Его отождествляют с богом Сином .
- Рашапум , приравненный к Нергалу и также известный из Эблы.
- Бог с не полностью реконструированным именем (возможно /ʔārum/ ), отождествляемый с Ишумом .
- Халаму, отождествляемый с Шубулой , божеством в круге богов преисподней.
- Ханатум , который здесь отождествляется с Иштар .
- Пидрай , ранее известный только по угаритским текстам позднего бронзового века и позже. В двуязычном списке она отождествляется с Наная .
- Аштиулхалти , которого отождествляют с Иштараном , божеством-покровителем города Дер .
Считается, что этот список не представляет полный аморейский пантеон, поскольку в него не входят такие важные члены, как божества солнца и погоды. [28] : 139
Библейские амореи
[ редактировать ]Термин «амореи» используется в Библии для обозначения некоторых горных горцев, населявших землю Ханаанскую , описанных в Бытии как потомков Ханаана , сына Хама ( Быт. 10:16 ). Это соответствует аккадским и вавилонским традициям, которые приравнивали Сиро-Палестину к «земле амореев». [30] Они описаны как могущественный народ огромного роста, «как высота кедра» ( Амос 2:9 ), который занимал земли к востоку и западу от Иордана . Рост и сила, упомянутые в Амосе 2:9, побудили некоторых христианских ученых, в том числе Орвилла Дж. Нейва, написавшего Тематическую Библию Нефа , называть амореев «гигантами». [31]
Во Второзаконии аморрейский царь Ог был описан как последний «из остатка Рефаимов » ( Второзаконие 3:11 ). Термины «амореи» и «хананеи», кажется, используются более или менее взаимозаменяемо, но иногда «аморреяне» относятся к определенному племени, живущему в Ханаане. [32]
Библейские амореи, по-видимому, первоначально занимали территорию, простирающуюся от высот к западу от Мертвого моря ( Быт. 14:7 ) до Хеврона ( Быт. 13:8; Втор. 3:8; 4:46–48 ), охватывая « весь Галаад и весь Васан » ( Втор. 3:10 ), с долиной Иордана на востоке от реки ( Втор. 4:49 ), землей «двух царей Аморреев», Сигона и Ога ( Втор. 31:4 и Иисус Навин 2:10 ; Сигон и Ог были независимыми царями, чей народ был изгнан из своей земли в битве с израильтянами ( Числа 21:21–35 ), хотя в случае войны, которую вел Ог/Вашан, похоже, никто из них не выжил, и земля стала частью Израиля ( Числа 21:35 ). Похоже, что амореи были связаны с регионом Иерусалима , а иевусеи, возможно, были их подгруппой ( Иезекииля 16:3 ). Южные склоны гор Иудеи называются «горой Аморреев» ( Втор. 1:7, 19, 20 ).
В Книге Иисуса Навина говорится о том, что пять царей аморреев сначала были побеждены Иисусом Навином с великой резней ( Нав. 10:5 ). у вод Мерома Затем еще несколько аморрейских царей были разбиты Иисусом Навином ( Нав. 11:8 ). Упоминается, что во дни Самуила между ними и израильтянами был мир ( 1 Цар. 7:14 ). были Говорят, что гаваонитяне их потомками, ответвлением амореев, заключивших завет с евреями ( 2 Царств 21:2 ). Когда позднее Саул нарушил этот обет и убил нескольких гаваонитян, говорят, что Бог послал голод Израилю ( 2 Царств 21:1 ).
В 2017 году Филипп Бостром из «Гаарец» заметил сходство между амореями и евреями, поскольку оба исторически существовали как диаспорические общины с хорошими связями. Он также считает, что Авраам был среди амореев, которые мигрировали в Левант примерно в то же время, когда амореи завоевали Ур в 1750 году до нашей эры, из-за его северосирийского происхождения и образа жизни, основанного на пастырстве. Тем не менее, библейские авторы применяли этноним аморреи только к доизраильским жителям высоких гор. Причины включают полемическую необходимость связать их с «варварскими сыроедными мясоедами» амореями, которыми их представляли шумеры. Авторы также хотели изобразить этих жителей как имеющих древнюю историю. [33]
Источник
[ редактировать ]Существует широкий спектр взглядов на родину амореев. [34] Одной из крайностей является точка зрения, согласно которой kur mar.tu / māt amurrim охватывал всю территорию между Евфратом и Средиземным морем , включая Аравийский полуостров . Наиболее распространено мнение, что «родиной» амореев была ограниченная территория в центральной Сирии, отождествляемая с горным районом Джебель-Бишри . [35] [36]
Генетика
[ редактировать ]Анализ древней ДНК 28 человеческих останков, датируемых средним и поздним бронзовым веком, из древнего Алалаха , аморейского города с хурритским меньшинством, показал, что жители Алалаха представляли собой смесь левантийцев медного века и месопотамцев и были генетически похожи на современных левантийцев. . [37]
Расизм
[ редактировать ]Мнение о том, что амореи были свирепыми и высокими кочевниками, привело к появлению анахронической теории среди некоторых писателей- расистов XIX века о том, что они были племенем « арийских » воинов, которые в какой-то момент доминировали над израильтянами. Это убеждение, возникшее у Феликса фон Лушана , соответствовало моделям индоевропейских миграций, выдвинутым в его время, но позже Лушан отказался от этой теории. [38] Хьюстон Стюарт Чемберлен утверждал, что царь Давид и Иисус были арийцами аморейского происхождения. Этот аргумент повторил нацистский идеолог Альфред Розенберг . [39]
Однако амореи определенно говорили исключительно на семитском языке , следовали семитским религиям Ближнего Востока и имели явно семитские личные имена. Их происхождение, как полагают, происходит из земель непосредственно к западу от Месопотамии, в Леванте (ныне Сирия ), и поэтому они считаются одним из древних семитоязычных народов . [40] [41] [42]
Аморейские государства
[ редактировать ]В Леванте: | В Месопотамии: | В Египте: |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Франкфорт, Х. (1939). Цилиндрические печати: документальный очерк искусства и религии Древнего Ближнего Востока . Макмиллан и компания , Pl. XXVIII е+я
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Берк, Аарон А. (2019). «Аморреи в восточной дельте Нила: идентичность азиатов в Аварисе в период раннего Среднего царства» . В Биетаке, Манфред; Прелл, Сильвия (ред.). Загадка гиксосов . Харрасовиц. стр. 67–91. ISBN 9783447113328 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Биетак, Манфред (2019). «Духовные корни гиксосской элиты: анализ их сакральной архитектуры, часть I». В Биетаке, Манфред; Прелл, Сильвия (ред.). Загадка гиксосов . Харрасовиц. стр. 47–67. ISBN 9783447113328 .
- ^ ван Сетерс, Джон, «Термины «амореи» и «хетты» в Ветхом Завете», Vetus Testum, vol. 22, нет. 1, стр. 64–81, 1972 г.
- ^ Кац, Дина, «Взлёты и падения в карьере Энмеркара, короля Урука», Удача и несчастье на Древнем Ближнем Востоке: материалы 60-го Rencontre Assyriologique Internationale Варшава, 21–25 июля 2014 г., под редакцией Ольги Древновской и Малгожаты Сандович, Юниверсити-Парк, США: Издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 201–210, 2017 г.
- ^ Арчи, Альфонсо, «Марду в текстах Эблы», Orientalia, том. 54, нет. 1/2, стр. 7–13, 1985 г.
- ^ Джорджио Бучеллати, «Эбла и амореи», Eblaitica 3 , стр. 83-104, 1992.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стрек, Майкл П., Амурритский ономастикон древневавилонского периода. Том 1: Амурриты, ономастические исследования, орфография и фонология, именная морфология , Угарит-Верлаг, 2000, с. 26
- ^ Вестенхольц, Джоан Гудник, «Глава 6. Нарам-Син и повелитель Апишала», Легенды королей Аккаде: Тексты, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 173-188, 1997
- ^ Ф. Тюро-Данжен, Коллекция халдейских табличек, Париж, 1903 г.
- ^ Либерман, Стивен Дж., «Текст Ура III из Дрехема, записывающий« Добычу из страны Марду »», Журнал клинописных исследований, том. 22, нет. 3/4, стр. 53–62, 1968 г.
- ^ Буччеллати, Г., «Аморреи периода Ура III», Неаполь: Istituto Orientale di Napoli. Публикации Семинарии семитизма, Исследование 1, 1966 г.
- ^ Гэри Бекман, «Иностранцы на Древнем Ближнем Востоке», Журнал Американского восточного общества, том. 133, нет. 2, стр. 203–16, 2013 г.
- ^ [1] Клеменс Райхель, «Политические изменения и культурная преемственность в Эшнунне от Ура III до древневавилонского периода», Департамент ближневосточных языков и цивилизаций, Чикагский университет, 1996 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Михаловский, Петр, «Глава 5. Амореи в эпоху Ура III», Переписка царей Ура: эпистолярная история древнего Месопотамского королевства, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 82–121, 2011 г. ISBN 978-1575061948
- ^ ЛЕР (1908). «Египетский портрет XX династии» . Вестник Музея изящных искусств . 6 (36): 48. JSTOR 4423408 .
- ^ Выгнанска, Зузанна, «Похороны во времена амореев. Погребальные обычаи среднего бронзового века с точки зрения Месопотамии», Ägypten Und Levante / Egypt and the Levant, vol. 29, стр. 381–422, 2019 г.
- ^ Матиае, Паоло, «Новые открытия в Эбле: раскопки Западного дворца и королевского некрополя аморейского периода», Библейский археолог, том. 47, нет. 1, стр. 18–32, 1984 г.
- ^ Рихольт, КСБ; Бюлов-Якобсен, Адам (1997). Политическая ситуация в Египте во второй переходный период, ок. 1800–1550 гг. До н.э. Museum Tusculanum Press. ISBN 978-87-7289-421-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лоусон Янгер, К., «Переход позднего бронзового века / железного века и происхождение арамеев», Угарит в семьдесят пять лет, под редакцией К. Лоусона Янгера-младшего, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 131-174, 2007 г.
- ^ Джон Ван Сетерс, «Термины «амореи» и «хеттеи» в Ветхом Завете», VT 22, стр. 68–71, 1972.
- ^ Вудард, Роджер Д. (10 апреля 2008 г.). Древние языки Сирии-Палестины и Аравии . Издательство Кембриджского университета. п. 5. ISBN 9781139469340 .
- ^ Гелб, И.Дж., «Древневавилонский список амореев», Журнал Американского восточного общества, том. 88, нет. 1, стр. 39–46, 1968 г.
- ^ [2] Игнас Дж. Гелб, «Компьютерный анализ аморета», Ассириологические исследования 21, Чикаго: University of Chicago Press, 1980.
- ^ Кнудсен, Эббе Эгеде, «Анализ амореев: обзорная статья», Журнал клинописных исследований, том. 34, нет. 1/2, стр. 1–18, 1982 г.
- ^ Берк, Аарон (2013). «Введение в Левант в эпоху средней бронзы». В Штайнере, Маргрит Л.; Киллебрю, Энн Э. (ред.). Оксфордский справочник по археологии Леванта: ок. 8000–332 гг . до н.э. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-166255-3 .
- ^ Парди, Деннис. «Угаритский», в книге «Древние языки Сирии-Палестины и Аравии» (2008) (стр. 5–6). Роджер Д. Вудард, редактор. Издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-68498-6 , ISBN 978-0-521-68498-9 (262 страницы).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джордж, Эндрю; Креберник, Манфред (2022). «Два замечательных словаря: аморейско-аккадские билингвы!». «Ревю ассириологии и восточной археологии» . 116 (1): 113–66. дои : 10.3917/сборка.116.0113 . S2CID 255918382 .
- ^ Поль-Ален Болье, Бог Амурру как эмблема этнической и культурной идентичности в «Этничности в древней Месопотамии» (В. ван Сольдт, Р. Кальвелаген и Д. Кац, ред.). Статьи, прочитанные на 48-м Rencontre Assyriologique Internationale , Лейден, 1–4 июля 2002 г. (PIHANS 102; Nederlands Instituut voor her Nabije Oosten, 2005) 31–46
- ^ Бартон, Джордж А. (1906). «Палестина до прихода Израиля» . Библейский мир . 28 (6): 360–373. дои : 10.1086/473832 . JSTOR 3140778 – через JSTOR.
- ↑ Тематическая Библия Нейва: амореи , Нейв, Орвилл Дж., Проверено: 14 марта 2013 г.
- ^ Левин, Игаль (8 октября 2013 г.). «Кто жил на земле, когда пришел Авраам?» . TheTorah.com . Архивировано из оригинала 28 января 2024 года.
- ^ Бостром, Филипп (6 февраля 2017 г.). «Народы Библии: Легенда об амореях» . Гаарец . Архивировано из оригинала 26 января 2024 года.
- ^ Альфред Халдар, Кто были амореи (Лейден: EJ Brill, 1971), стр. 7
- ^ Минна Лённквист, Маркус Тормя, Кеннет Лённквист и Милтон Нуньес, Джебель Бишри в фокусе: дистанционное зондирование, археологические исследования, картографирование и ГИС-исследования Джебель-Бишри в центральной Сирии в рамках финского проекта SYGIS. BAR International Series 2230, Оксфорд: Archaeopress, 2011 г. ISBN 9781407307923
- ^ Зариньш, Юрис, «Раннее пастырское кочевничество и заселение Нижней Месопотамии», Бюллетень американских школ восточных исследований, вып. 280, стр. 31–65, 1990 г.
- ^ Скуртаниоти, Эйрини; Эрдал, Йылмаз С.; Франжипан, Марселла; Балосси Рестелли, Франческа; Йенер, К. Аслихан; Пиннок, Фрэнсис; Маттиа, Паоло; Озбал, Рана; Шуп, Ульф-Дитрих; Гулиев, Фархад; Ахундов, Туфан (28 мая 2020 г.). «Геномная история от неолита до бронзового века в Анатолии, Северном Леванте и Южном Кавказе» . Клетка . 181 (5): 1158–1175.e28. дои : 10.1016/j.cell.2020.04.044 . hdl : 20.500.12154/1254 . ISSN 0092-8674 . ПМИД 32470401 . S2CID 219105572 .
- ^ "Евреи - это раса?" Зигмунд Файст в книге «Евреи и раса: сочинения об идентичности и различиях, 1880–1940», под редакцией Митчелла Брайана Харта, UPNE, 2011, стр. 88
- ^ [3] Ханс Йонас , «Чемберлен и евреи», New York Review of Books , 5 июня 1981 г.
- ↑ Кем были амореи? Альфред Халдар, 1971, Архив Брилла.
- ^ Семитские исследования, Том 1 , Алан Кэй, Отто Харрассовиц Верлаг, 1991, стр.867 ISBN 9783447031684
- ^ Семитские языки , Стефан Венингер, Вальтер де Грюйтер, 23 декабря 2011 г., стр.361 ISBN 9783110251586
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Олбрайт, В.Ф., «Аморейская форма имени Хаммурапи», Американский журнал семитских языков и литературы, том. 38, нет. 2, стр. 140–41, 1922 г.
- Бейли, Ллойд Р., «Израильтянин Эль Шаддай и аморреянин Бел Шаде», Журнал библейской литературы, том. 87, нет. 4, стр. 434–38, 1968 г.
- Берк, С., « Запутывание, аморейский койне и аморейские культуры в Леванте », Арамейское общество сиро-месопотамских исследований, 26, стр. 357–373, 2014 г.
- Берк, Аарон А., «Аморреи и хананеи: память, традиции и наследие в Древнем Израиле и Иудее», Древний израильский мир. Рутледж, стр. 523–536, 2022 г. ISBN 9780367815691
- Джордж, Эндрю и Манфред Креберник, «Два замечательных словаря: аморейско-аккадские двуязычные люди!», Revue d'assyriologie et d'archéologie orientale 116.1, стр. 113–166, 2022 г.
- Хёйлунд, Флемминг, « Формирование государства Дилмун и аморейские племена », Труды семинара по арабским исследованиям, том. 19, стр. 45–59, 1989 г.
- Хомшер Р. и Крадич М., «Проблема амореев: решение исторической дилеммы», Levant 49, стр. 259–283, 2018 г.
- [4] Ховард, Дж. Калеб, «Аморейские имена во времени и пространстве», Журнал семитских исследований, 2023 г.
- Стрек, Майкл П., Амурритский ономастикон древневавилонского периода. Том 1: Амурриты, ономастические исследования, орфография и фонология, именная морфология , Угарит-Верлаг, 2000
- Торчинер, Х. Тур-Синай, «Аморреи и амурру надписей», The Jewish Quarterly Review, vol. 39, нет. 3, стр. 249–258, 1949 г.
- Видаль, Хорди, « Престижное оружие в аморейском контексте », Журнал ближневосточных исследований, том. 70, нет. 2, стр. 247–52, 2011 г.
- Уоллис, Луи, « Влияние амореев на библейскую религию », The Biblical World, vol. 45, нет. 4, стр. 216–23, 1915 г.
- Вассерман, Натан и Игаль Блох, «Аморреи: политическая история Месопотамии в начале второго тысячелетия до нашей эры», Амореи, Брилл, 2023 г. ISBN 978-90-04-54658-5
- Зейниванд, Мохсен, « Цилиндрическая печать с аморейским именем из Тепе Мусияна, равнина Дех Луран », Журнал клинописных исследований, том. 71, стр. 77–83, 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Загадочный утраченный ханаанский язык расшифрован на табличках, похожих на «Розеттский камень» – LiveScience – Том Меткалф – 30 января 2023 г.
- Две клинописные таблички возрастом 3800 лет, найденные в Ираке, дают первое представление о предшественнике иврита – Гаарец – 20 января 2023 г.
- Амореи в Еврейской энциклопедии
- амореи
- Древний Левант
- Древняя Сирия
- Государства и территории, основанные в 3 тысячелетии до нашей эры.
- Государства и территории, упраздненные в 18 веке до нашей эры.
- Государства и территории, упраздненные в 16 веке до нашей эры.
- Ханаан
- Еврейские библейские народы
- Семитоязычные народы
- Древние народы Ближнего Востока
- Заведения XXI века до нашей эры
- Гиганты в еврейской Библии