Jump to content

амореи

Клинописные глиняные таблички из Аморейского царства Мари, 1-я половина 2-го тысячелетия до н. э.

Амореи ( / ˈ æ m ə ˌ r t s / ; шумерский : 𒈥𒌅 [1] , латинизировано: МАР.ТУ ; Аккадский : 𒀀𒈬𒊒𒌝 , латинизированный: Amurrūm или 𒋾𒀉𒉡𒌝/𒊎 Tidnum ; Иврит : אֱמֹרִי , латинизированный : ʾĔmōrī ; Койне (греческий : Ἀμορραῖοι ) были древними северо-западными семитоязычными людьми века бронзового из Леванта . Первоначально появилось в шумерских записях ок. 2500 г. до н.э. они расширили территорию и правили большей частью Леванта, Месопотамии и некоторых частей Египта с 21 века до н.э. до конца 17 века до нашей эры.

Амореи основали несколько выдающихся городов-государств в существующих местах, таких как Исин , ​​Ларса , Мари и Эбла , а позже основали Вавилон и Старую Вавилонскую империю . Они также основали Четырнадцатую династию Египта во время фрагментированной эпохи Второго промежуточного периода в дельте Нила , которая характеризовалась правителями, носившими аморейские имена, такие как Якбим Сехаэнре , и, вероятно, были частью более поздних гиксосов . [2] [3]

Термин Амурру в аккадских и шумерских текстах относится к амореям, их главному божеству и аморейскому царству . Амореи упоминаются в еврейской Библии как жители Ханаана как до, так и после завоевания этой земли Иисусом Навином . [4]

Различные аморейские государства (Ямхад, Катна, Мари, Андариг, Вавилон и Эшнунна) и Ассирия ок. 1764 г. до н.э.

Третье тысячелетие до нашей эры

[ редактировать ]

В двух шумерских литературных произведениях, написанных много позже, в старовавилонский период, владыка Аратты» «Энмеркар и и «Лугальбанда и птица Анзу» , раннединастический правитель Урука Энмеркара (внесенный в список шумерских царей ) упоминает «землю mar.tu ». Неизвестно, насколько они отражают исторические факты. [5]

Пятнадцатая династия Египта гиксосов, частью которых были амореи.

Есть также редкие упоминания об амореях (часто как МАР-ДУ к ) на табличках из восточно-семитскоязычного царства Эбла , датируемых 2500 г. до н.э. до разрушения города в ок. 2250 г. до н.э. [6] С точки зрения эблаитов, амореи представляли собой сельскую группу, жившую в узком бассейне среднего и верхнего Евфрата на севере Сирии. [7] Эблаиты использовали термин MAR.TU в древние времена для обозначения государства и людей к востоку от Эблы (вокруг Эмара и Туттула ), что означает, что название Амурру на западе позже, чем название государства или народа. [8]

Для аккадских императоров центральной Месопотамии mar.tu был одним из «четырех кварталов», окружающих Аккад, наряду с Субарту (север), Шумером (юг) и Эламом (восток). [8] Нарам-Син из Аккада записывает в царской надписи поражение коалиции шумерских городов и амореев возле Джебель-Бишри на севере Сирии ок. 2240 г. до н.э. [9] Его преемник Шар-Кали-Шарри записал в одном из названий своего года «В год, когда Шаркалисарри одержал победу над Амурру в [Джебель Бишри]». [10]

Артефакты из Аморейского царства Мари, первая половина II тыс. до н.э.

Ко времени последних дней Третьей династии Ура иммигранты-амореи стали такой силой, что такие цари, как Шу-Син, были вынуждены построить 270-километровую (170 миль) стену от Тигра до Евфрата , чтобы удерживать их выключить. [11] [12] В современных записях амореи изображены как кочевые племена под руководством вождей, которые заселили земли, необходимые им для выпаса своих стад. В некоторых аккадских литературах этой эпохи об амореях говорится пренебрежительно и подразумевается, что аккадские и шумероязычные жители Месопотамии относились к их кочевому и примитивному образу жизни с отвращением и презрением. В шумерском мифе «Женитьба Марту», ​​написанном в начале II тысячелетия до нашей эры , богиню, обдумывающую брак с богом амореев, предупреждают:

Теперь послушайте, их руки разрушительны, а черты лица — обезьяньи; (Аморрей) – это тот, кто ест то, что запрещает (бог Луны) Нанна , и не выказывает почтения. Они никогда не перестают бродить по..., они мерзость для жилищ богов. Их идеи запутаны; они вызывают только беспокойство. (Аморреянин) одет в мешковину..., живет в шатре, подверженном ветру и дождю, и не может правильно читать молитвы. Он живет в горах и игнорирует места богов, выкапывает в предгорьях трюфели, не умеет преклонять колени (в молитве) и ест сырое мясо. При жизни у него нет дома, и когда он умрет, его не отнесут к месту захоронения. Моя подруга, почему ты вышла замуж за Марту? [13]

По мере того как централизованная структура Третьей династии Ура медленно разрушалась, южные города-государства, такие как Исин, ​​Ларса и Эшнунна, начали восстанавливать свою прежнюю независимость, и районы южной Месопотамии, где проживали амореи, не были исключением. [14] В других местах армии Элама атаковали империю и ослабляли ее, делая ее уязвимой. В конце концов Ур был оккупирован эламитами. Они оставались до тех пор, пока не были отвергнуты исинским правителем Ишби-Эрра , что положило начало периоду Исин-Ларса. [15]

2-е тысячелетие до н.э.

[ редактировать ]
Одна из плиток пленника Рамсеса III , которая, по мнению некоторых ученых, изображает аморея. [16]

После упадка Ура III аморейские правители получили власть в ряде месопотамских городов-государств, начиная с периода Исина-Ларсы и достигая пика в старовавилонский период. На севере аморейский правитель Шамши Экаллатума -Адад I завоевал Ассур и образовал большое, хотя и недолговечное царство Верхняя Месоптамия. [17] На юге Вавилон стал главной державой под властью аморейского правителя Суму-ла-Эля и его преемников, включая известного Хаммурапи . Выше Евфрата, на северо-западе, возникло аморейское царство Мари , позднее разрушенное Хаммурапи. Сам Вавилон позже был разграблен хеттами, а его империя перешла к касситам . К западу от Мари Ямхад правил из своей столицы Халаба, нынешнего Алеппо, пока он не был разрушен хеттами в 16 веке до нашей эры. Город Эбла , находившийся в этот период под контролем Ямхада, также находился под властью амореев. [18]

Считается, что аморреи присутствовали в Египте с 19 века до нашей эры. Четырнадцатая династия Египта , с центром в дельте Нила , имела правителей, носивших аморейские имена, такие как Якбим . Более того, появляется все больше свидетельств того, что последующие гиксосы Египта представляли собой смесь народов Сирии , частью которой также были амореи. [2] Основываясь на храмовой архитектуре, Манфред Биетак приводит доводы в пользу сильных параллелей между религиозными практиками гиксосов в Аварисе и религиозными практиками в окрестностях Библа , Угарита , Алалаха и Телль-Брака и определяет «духовный дом» гиксосов как «на самом севере Сирии и северная Месопотамия», районы, которые в то время обычно ассоциировались с амореями. [3]

В 1650 году до нашей эры гиксосы основали Пятнадцатую династию Египта и правили большей частью Нижнего и Среднего Египта одновременно с Шестнадцатой и Семнадцатой династиями Фив во время хаотического Второго промежуточного периода . [19]

В 16 веке до нашей эры эпоха амореев закончилась в Месопотамии с упадком и падением Вавилона и других городов, управляемых амореями. Касситы н.э. заняли Вавилон и восстановили его под властью касситской династии под именем Кардуниаш около 1595 г. до На крайнем юге Месопотамии местная династия Первых Силендов правила регионом Месопотамских болот , пока касситы не взяли этот регион под свой контроль. В северной Месопотамии вакуум власти, оставленный амореями, привел к возвышению Митанни ( Канигалбата) ок. 1600 г. до н.э.

Начиная с 15 века до нашей эры, термин Амурру обычно применяется к региону, простирающемуся к северу от Ханаана до Кадеша на реке Оронт на севере Сирии. [20]

После середины 2-го тысячелетия до нашей эры сирийские амореи попали под господство сначала хеттов , а с 14 века до нашей эры — Среднеассирийской империи . Затем они, по-видимому, были вытеснены или поглощены другими полукочевыми народами, говорящими на западно-семитском языке , известными под общим названием ахламу во время краха позднего бронзового века . Арамейцы . стали видной группой среди Ахламу [20] Из ок. В 1200 году до нашей эры амореи исчезли со страниц истории, но это имя вновь появилось в еврейской Библии . [21]

Этот язык был впервые засвидетельствован в 21-20 веках до нашей эры и оказался тесно связанным с ханаанским , арамейским и самальским языками. [22] В 18 веке до нашей эры в Марии писцы-амореи писали на диалекте Эшнунна восточно-семитского аккадского языка . Поскольку тексты содержат северо-западно-семитские формы, слова и конструкции, аморейский язык считается северо-западно-семитским языком. Основными источниками крайне ограниченных дошедших до нас знаний аморейского языка являются имена собственные и заимствованные слова неаккадского стиля, сохранившиеся в таких текстах. [23] [15] [24] Имена собственные аморейские были найдены по всей Месопотамии в старовавилонский период, а также в таких далеких местах, как Алалах в Турции и современный Бахрейн ( Дилмун ). [25] Они также встречаются в египетских записях. [26]

Угаритский язык также является северо-западным семитским языком и, возможно, является аморейским диалектом. [27]

Двуязычный список имен десяти аморейских божеств наряду с аккадскими аналогами древневавилонского периода был переведен в 2022 году. Эти божества следующие: [28] : 118–119 

  • Даган , которого отождествляют с Энлилем . Даган был верховным богом во многих городах Евфратского региона Верхней Месопотамии , особенно в таких местах, как Мари, Туттул и Терка . Вавилонские тексты называют главного бога амореев Амурру ( д mar.tu , читается как « илу амурру»), что соответствует названию этноса. Они также идентифицируют его супругу как богиню Ашратум . [29]
  • Камиш , плохо засвидетельствованное божество, широко известное по аккадским и аморейским теофорным именам . Он имел большое значение в Эбле , где в его честь был назван месяц. Двуязычный отождествляет его с богом Эа, хотя другие списки богов отождествляют его с Нергалом .
  • Ашратум , имя которого родственно Ашере и отождествляется с Белет-или .
  • Ярахум, бог луны, которого зовут Ярих в Угарите . Его отождествляют с богом Сином .
  • Рашапум , приравненный к Нергалу и также известный из Эблы.
  • Бог с не полностью реконструированным именем (возможно /ʔārum/ ), отождествляемый с Ишумом .
  • Халаму, отождествляемый с Шубулой , божеством в круге богов преисподней.
  • Ханатум , который здесь отождествляется с Иштар .
  • Пидрай , ранее известный только по угаритским текстам позднего бронзового века и позже. В двуязычном списке она отождествляется с Наная .
  • Аштиулхалти , которого отождествляют с Иштараном , божеством-покровителем города Дер .

Считается, что этот список не представляет полный аморейский пантеон, поскольку в него не входят такие важные члены, как божества солнца и погоды. [28] : 139 

Библейские амореи

[ редактировать ]
Уничтожение армии амореев Гюставом Доре .

Термин «амореи» используется в Библии для обозначения некоторых горных горцев, населявших землю Ханаанскую , описанных в Бытии как потомков Ханаана , сына Хама ( Быт. 10:16 ). Это соответствует аккадским и вавилонским традициям, которые приравнивали Сиро-Палестину к «земле амореев». [30] Они описаны как могущественный народ огромного роста, «как высота кедра» ( Амос 2:9 ), который занимал земли к востоку и западу от Иордана . Рост и сила, упомянутые в Амосе 2:9, побудили некоторых христианских ученых, в том числе Орвилла Дж. Нейва, написавшего Тематическую Библию Нефа , называть амореев «гигантами». [31]

Во Второзаконии аморрейский царь Ог был описан как последний «из остатка Рефаимов » ( Второзаконие 3:11 ). Термины «амореи» и «хананеи», кажется, используются более или менее взаимозаменяемо, но иногда «аморреяне» относятся к определенному племени, живущему в Ханаане. [32]

Библейские амореи, по-видимому, первоначально занимали территорию, простирающуюся от высот к западу от Мертвого моря ( Быт. 14:7 ) до Хеврона ( Быт. 13:8; Втор. 3:8; 4:46–48 ), охватывая « весь Галаад и весь Васан » ( Втор. 3:10 ), с долиной Иордана на востоке от реки ( Втор. 4:49 ), землей «двух царей Аморреев», Сигона и Ога ( Втор. 31:4 и Иисус Навин 2:10 ; Сигон и Ог были независимыми царями, чей народ был изгнан из своей земли в битве с израильтянами ( Числа 21:21–35 ), хотя в случае войны, которую вел Ог/Вашан, похоже, никто из них не выжил, и земля стала частью Израиля ( Числа 21:35 ). Похоже, что амореи были связаны с регионом Иерусалима , а иевусеи, возможно, были их подгруппой ( Иезекииля 16:3 ). Южные склоны гор Иудеи называются «горой Аморреев» ( Втор. 1:7, 19, 20 ).

В Книге Иисуса Навина говорится о том, что пять царей аморреев сначала были побеждены Иисусом Навином с великой резней ( Нав. 10:5 ). у вод Мерома Затем еще несколько аморрейских царей были разбиты Иисусом Навином ( Нав. 11:8 ). Упоминается, что во дни Самуила между ними и израильтянами был мир ( 1 Цар. 7:14 ). были Говорят, что гаваонитяне их потомками, ответвлением амореев, заключивших завет с евреями ( 2 Царств 21:2 ). Когда позднее Саул нарушил этот обет и убил нескольких гаваонитян, говорят, что Бог послал голод Израилю ( 2 Царств 21:1 ).

В 2017 году Филипп Бостром из «Гаарец» заметил сходство между амореями и евреями, поскольку оба исторически существовали как диаспорические общины с хорошими связями. Он также считает, что Авраам был среди амореев, которые мигрировали в Левант примерно в то же время, когда амореи завоевали Ур в 1750 году до нашей эры, из-за его северосирийского происхождения и образа жизни, основанного на пастырстве. Тем не менее, библейские авторы применяли этноним аморреи только к доизраильским жителям высоких гор. Причины включают полемическую необходимость связать их с «варварскими сыроедными мясоедами» амореями, которыми их представляли шумеры. Авторы также хотели изобразить этих жителей как имеющих древнюю историю. [33]

Источник

[ редактировать ]
Терракота пары, вероятно, Инанны и Думузи , Гирсу , аморейский период, 2000-1600 гг. до н.э. Лувр, АО 16676.

Существует широкий спектр взглядов на родину амореев. [34] Одной из крайностей является точка зрения, согласно которой kur mar.tu / māt amurrim охватывал всю территорию между Евфратом и Средиземным морем , включая Аравийский полуостров . Наиболее распространено мнение, что «родиной» амореев была ограниченная территория в центральной Сирии, отождествляемая с горным районом Джебель-Бишри . [35] [36]

Генетика

[ редактировать ]

Анализ древней ДНК 28 человеческих останков, датируемых средним и поздним бронзовым веком, из древнего Алалаха , аморейского города с хурритским меньшинством, показал, что жители Алалаха представляли собой смесь левантийцев медного века и месопотамцев и были генетически похожи на современных левантийцев. . [37]

Мнение о том, что амореи были свирепыми и высокими кочевниками, привело к появлению анахронической теории среди некоторых писателей- расистов XIX века о том, что они были племенем « арийских » воинов, которые в какой-то момент доминировали над израильтянами. Это убеждение, возникшее у Феликса фон Лушана , соответствовало моделям индоевропейских миграций, выдвинутым в его время, но позже Лушан отказался от этой теории. [38] Хьюстон Стюарт Чемберлен утверждал, что царь Давид и Иисус были арийцами аморейского происхождения. Этот аргумент повторил нацистский идеолог Альфред Розенберг . [39]

Однако амореи определенно говорили исключительно на семитском языке , следовали семитским религиям Ближнего Востока и имели явно семитские личные имена. Их происхождение, как полагают, происходит из земель непосредственно к западу от Месопотамии, в Леванте (ныне Сирия ), и поэтому они считаются одним из древних семитоязычных народов . [40] [41] [42]

Аморейские государства

[ редактировать ]
  1. ^ Франкфорт, Х. (1939). Цилиндрические печати: документальный очерк искусства и религии Древнего Ближнего Востока . Макмиллан и компания , Pl. XXVIII е+я
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Берк, Аарон А. (2019). «Аморреи в восточной дельте Нила: идентичность азиатов в Аварисе в период раннего Среднего царства» . В Биетаке, Манфред; Прелл, Сильвия (ред.). Загадка гиксосов . Харрасовиц. стр. 67–91. ISBN  9783447113328 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Биетак, Манфред (2019). «Духовные корни гиксосской элиты: анализ их сакральной архитектуры, часть I». В Биетаке, Манфред; Прелл, Сильвия (ред.). Загадка гиксосов . Харрасовиц. стр. 47–67. ISBN  9783447113328 .
  4. ^ ван Сетерс, Джон, «Термины «амореи» и «хетты» в Ветхом Завете», Vetus Testum, vol. 22, нет. 1, стр. 64–81, 1972 г.
  5. ^ Кац, Дина, «Взлёты и падения в карьере Энмеркара, короля Урука», Удача и несчастье на Древнем Ближнем Востоке: материалы 60-го Rencontre Assyriologique Internationale Варшава, 21–25 июля 2014 г., под редакцией Ольги Древновской и Малгожаты Сандович, Юниверсити-Парк, США: Издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 201–210, 2017 г.
  6. ^ Арчи, Альфонсо, «Марду в текстах Эблы», Orientalia, том. 54, нет. 1/2, стр. 7–13, 1985 г.
  7. ^ Джорджио Бучеллати, «Эбла и амореи», Eblaitica 3 , стр. 83-104, 1992.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стрек, Майкл П., Амурритский ономастикон древневавилонского периода. Том 1: Амурриты, ономастические исследования, орфография и фонология, именная морфология , Угарит-Верлаг, 2000, с. 26
  9. ^ Вестенхольц, Джоан Гудник, «Глава 6. Нарам-Син и повелитель Апишала», Легенды королей Аккаде: Тексты, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 173-188, 1997
  10. ^ Ф. Тюро-Данжен, Коллекция халдейских табличек, Париж, 1903 г.
  11. ^ Либерман, Стивен Дж., «Текст Ура III из Дрехема, записывающий« Добычу из страны Марду »», Журнал клинописных исследований, том. 22, нет. 3/4, стр. 53–62, 1968 г.
  12. ^ Буччеллати, Г., «Аморреи периода Ура III», Неаполь: Istituto Orientale di Napoli. Публикации Семинарии семитизма, Исследование 1, 1966 г.
  13. ^ Гэри Бекман, «Иностранцы на Древнем Ближнем Востоке», Журнал Американского восточного общества, том. 133, нет. 2, стр. 203–16, 2013 г.
  14. ^ [1] Клеменс Райхель, «Политические изменения и культурная преемственность в Эшнунне от Ура III до древневавилонского периода», Департамент ближневосточных языков и цивилизаций, Чикагский университет, 1996 г.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Михаловский, Петр, «Глава 5. Амореи в эпоху Ура III», Переписка царей Ура: эпистолярная история древнего Месопотамского королевства, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 82–121, 2011 г. ISBN   978-1575061948
  16. ^ ЛЕР (1908). «Египетский портрет XX династии» . Вестник Музея изящных искусств . 6 (36): 48. JSTOR   4423408 .
  17. ^ Выгнанска, Зузанна, «Похороны во времена амореев. Погребальные обычаи среднего бронзового века с точки зрения Месопотамии», Ägypten Und Levante / Egypt and the Levant, vol. 29, стр. 381–422, 2019 г.
  18. ^ Матиае, Паоло, «Новые открытия в Эбле: раскопки Западного дворца и королевского некрополя аморейского периода», Библейский археолог, том. 47, нет. 1, стр. 18–32, 1984 г.
  19. ^ Рихольт, КСБ; Бюлов-Якобсен, Адам (1997). Политическая ситуация в Египте во второй переходный период, ок. 1800–1550 гг. До н.э. Museum Tusculanum Press. ISBN  978-87-7289-421-8 .
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лоусон Янгер, К., «Переход позднего бронзового века / железного века и происхождение арамеев», Угарит в семьдесят пять лет, под редакцией К. Лоусона Янгера-младшего, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 131-174, 2007 г.
  21. ^ Джон Ван Сетерс, «Термины «амореи» и «хеттеи» в Ветхом Завете», VT 22, стр. 68–71, 1972.
  22. ^ Вудард, Роджер Д. (10 апреля 2008 г.). Древние языки Сирии-Палестины и Аравии . Издательство Кембриджского университета. п. 5. ISBN  9781139469340 .
  23. ^ Гелб, И.Дж., «Древневавилонский список амореев», Журнал Американского восточного общества, том. 88, нет. 1, стр. 39–46, 1968 г.
  24. ^ [2] Игнас Дж. Гелб, «Компьютерный анализ аморета», Ассириологические исследования 21, Чикаго: University of Chicago Press, 1980.
  25. ^ Кнудсен, Эббе Эгеде, «Анализ амореев: обзорная статья», Журнал клинописных исследований, том. 34, нет. 1/2, стр. 1–18, 1982 г.
  26. ^ Берк, Аарон (2013). «Введение в Левант в эпоху средней бронзы». В Штайнере, Маргрит Л.; Киллебрю, Энн Э. (ред.). Оксфордский справочник по археологии Леванта: ок. 8000–332 гг . до н.э. Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-166255-3 .
  27. ^ Парди, Деннис. «Угаритский», в книге «Древние языки Сирии-Палестины и Аравии» (2008) (стр. 5–6). Роджер Д. Вудард, редактор. Издательство Кембриджского университета, ISBN   0-521-68498-6 , ISBN   978-0-521-68498-9 (262 страницы).
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джордж, Эндрю; Креберник, Манфред (2022). «Два замечательных словаря: аморейско-аккадские билингвы!». «Ревю ассириологии и восточной археологии» . 116 (1): 113–66. дои : 10.3917/сборка.116.0113 . S2CID   255918382 .
  29. ^ Поль-Ален Болье, Бог Амурру как эмблема этнической и культурной идентичности в «Этничности в древней Месопотамии» (В. ван Сольдт, Р. Кальвелаген и Д. Кац, ред.). Статьи, прочитанные на 48-м Rencontre Assyriologique Internationale , Лейден, 1–4 июля 2002 г. (PIHANS 102; Nederlands Instituut voor her Nabije Oosten, 2005) 31–46
  30. ^ Бартон, Джордж А. (1906). «Палестина до прихода Израиля» . Библейский мир . 28 (6): 360–373. дои : 10.1086/473832 . JSTOR   3140778 – через JSTOR.
  31. Тематическая Библия Нейва: амореи , Нейв, Орвилл Дж., Проверено: 14 марта 2013 г.
  32. ^ Левин, Игаль (8 октября 2013 г.). «Кто жил на земле, когда пришел Авраам?» . TheTorah.com . Архивировано из оригинала 28 января 2024 года.
  33. ^ Бостром, Филипп (6 февраля 2017 г.). «Народы Библии: Легенда об амореях» . Гаарец . Архивировано из оригинала 26 января 2024 года.
  34. ^ Альфред Халдар, Кто были амореи (Лейден: EJ Brill, 1971), стр. 7
  35. ^ Минна Лённквист, Маркус Тормя, Кеннет Лённквист и Милтон Нуньес, Джебель Бишри в фокусе: дистанционное зондирование, археологические исследования, картографирование и ГИС-исследования Джебель-Бишри в центральной Сирии в рамках финского проекта SYGIS. BAR International Series 2230, Оксфорд: Archaeopress, 2011 г. ISBN   9781407307923
  36. ^ Зариньш, Юрис, «Раннее пастырское кочевничество и заселение Нижней Месопотамии», Бюллетень американских школ восточных исследований, вып. 280, стр. 31–65, 1990 г.
  37. ^ Скуртаниоти, Эйрини; Эрдал, Йылмаз С.; Франжипан, Марселла; Балосси Рестелли, Франческа; Йенер, К. Аслихан; Пиннок, Фрэнсис; Маттиа, Паоло; Озбал, Рана; Шуп, Ульф-Дитрих; Гулиев, Фархад; Ахундов, Туфан (28 мая 2020 г.). «Геномная история от неолита до бронзового века в Анатолии, Северном Леванте и Южном Кавказе» . Клетка . 181 (5): 1158–1175.e28. дои : 10.1016/j.cell.2020.04.044 . hdl : 20.500.12154/1254 . ISSN   0092-8674 . ПМИД   32470401 . S2CID   219105572 .
  38. ^ "Евреи - это раса?" Зигмунд Файст в книге «Евреи и раса: сочинения об идентичности и различиях, 1880–1940», под редакцией Митчелла Брайана Харта, UPNE, 2011, стр. 88
  39. ^ [3] Ханс Йонас , «Чемберлен и евреи», New York Review of Books , 5 июня 1981 г.
  40. Кем были амореи? Альфред Халдар, 1971, Архив Брилла.
  41. ^ Семитские исследования, Том 1 , Алан Кэй, Отто Харрассовиц Верлаг, 1991, стр.867 ISBN   9783447031684
  42. ^ Семитские языки , Стефан Венингер, Вальтер де Грюйтер, 23 декабря 2011 г., стр.361 ISBN   9783110251586

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Олбрайт, В.Ф., «Аморейская форма имени Хаммурапи», Американский журнал семитских языков и литературы, том. 38, нет. 2, стр. 140–41, 1922 г.
  • Бейли, Ллойд Р., «Израильтянин Эль Шаддай и аморреянин Бел Шаде», Журнал библейской литературы, том. 87, нет. 4, стр. 434–38, 1968 г.
  • Берк, С., « Запутывание, аморейский койне и аморейские культуры в Леванте », Арамейское общество сиро-месопотамских исследований, 26, стр. 357–373, 2014 г.
  • Берк, Аарон А., «Аморреи и хананеи: память, традиции и наследие в Древнем Израиле и Иудее», Древний израильский мир. Рутледж, стр. 523–536, 2022 г. ISBN   9780367815691
  • Джордж, Эндрю и Манфред Креберник, «Два замечательных словаря: аморейско-аккадские двуязычные люди!», Revue d'assyriologie et d'archéologie orientale 116.1, стр. 113–166, 2022 г.
  • Хёйлунд, Флемминг, « Формирование государства Дилмун и аморейские племена », Труды семинара по арабским исследованиям, том. 19, стр. 45–59, 1989 г.
  • Хомшер Р. и Крадич М., «Проблема амореев: решение исторической дилеммы», Levant 49, стр. 259–283, 2018 г.
  • [4] Ховард, Дж. Калеб, «Аморейские имена во времени и пространстве», Журнал семитских исследований, 2023 г.
  • Стрек, Майкл П., Амурритский ономастикон древневавилонского периода. Том 1: Амурриты, ономастические исследования, орфография и фонология, именная морфология , Угарит-Верлаг, 2000
  • Торчинер, Х. Тур-Синай, «Аморреи и амурру надписей», The Jewish Quarterly Review, vol. 39, нет. 3, стр. 249–258, 1949 г.
  • Видаль, Хорди, « Престижное оружие в аморейском контексте », Журнал ближневосточных исследований, том. 70, нет. 2, стр. 247–52, 2011 г.
  • Уоллис, Луи, « Влияние амореев на библейскую религию », The Biblical World, vol. 45, нет. 4, стр. 216–23, 1915 г.
  • Вассерман, Натан и Игаль Блох, «Аморреи: политическая история Месопотамии в начале второго тысячелетия до нашей эры», Амореи, Брилл, 2023 г. ISBN   978-90-04-54658-5
  • Зейниванд, Мохсен, « Цилиндрическая печать с аморейским именем из Тепе Мусияна, равнина Дех Луран », Журнал клинописных исследований, том. 71, стр. 77–83, 2019 г.
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d7a8561271e3194f712b7ca0e5734fd6__1719934740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d7/d6/d7a8561271e3194f712b7ca0e5734fd6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Amorites - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)