Деталь богини Гулы , ее собаки и человека-скорпиона из кудурру Навуходоносора, предоставляющего Шитти-Мардуку свободу от налогов. Британский музей. [я 1] [1]
Он не имеет отношения к своему более позднему тезке, Набу-кудурри-ушуру II , который стал известен под еврейской формой своего имени «Навуходоносор». Следовательно, было бы анахронизмом, но вполне уместно применять это обозначение задним числом к предыдущему царю, поскольку он не упоминается в Библии. Он неверно идентифицирован в «Хронике о правлении Шамаш-шума-укина» . [я 4] как брат Ширикти-Шукамуны, вероятно, вместо Нинурты-кудурри-ушура I. [3] Он стал преемником своего отца, Нинурта-надин-шуми , а ему, в свою очередь, наследовали его сын Энлиль-надин-апли , брат Мардук-надин-аххе , а затем племянник Мардук-шапик-зери , единственные известные члены этой семьи, которые правили. во времена династии.
Легенда Энмедуранки , или Семя королевской власти , [я 5] шумеро-аккадское сочинение, в котором рассказывается о наделении его совершенной мудростью ( нам-ку-зу ) от бога Мардука и о его притязаниях на принадлежность к «далекой линии царской власти до потопа» и на то, что он является «потомком Энмедуранки , царя из Сиппара ». Оно начинается с сожаления по поводу предшествующих событий:
В то время, во время правления предыдущего короля, условия изменились. Добро ушло, а зло стало регулярным, [д] Лорд рассердился и пришел в ярость. Он отдал приказ, и боги этой земли покинули ее […] ее жителей подстрекали к совершению преступлений. Хранители мира пришли в ярость и поднялись на купол небес, дух справедливости остался в стороне. …который охраняет живые существа, поверг людей ниц, все они стали подобны тем, у кого нет бога. Злые демоны наполнили землю, намтар-демон […] они проникли в культовые центры. Земля уменьшилась, ее судьба изменилась. Злой эламитянин, который не уважал сокровища (земли), […] его битва, его атака были стремительны. Он опустошил жилища, превратил их в руины, похитил богов, разрушил святыни. [4]
Продолжительность войны Навуходоносора с Эламом и количество проведенных им кампаний неизвестны, хотя есть основания полагать, что это была длительная попытка, преследовавшая различные стратегические соображения. [5] Согласно более поздней литературной традиции, вторжение в Элам было предотвращено, когда его армия поразила чума, и он чудом избежал смерти в давке и вернулся домой. Рейд, или шихту , отмеченный в кудурру, созданном во время его правления, описывает успешную кампанию. В этом набеге его сопровождал касситский вождь Шитти-Мардук, нанесший решающий удар. [я 1] он смог захватить Элам в ходе внезапной атаки, проведенной из Дера в самый жаркий из летних месяцев, Думузи, когда
топоры (держали в руках) горели, как огонь, а дорожное покрытие опаляло, как пламя. В колодцах не было воды, а запасы питьевой воды были недоступны. Сила мощных лошадей ослабла, а ноги даже самого сильного человека ослабели. [6]
- Шитти-Мардук кудурру, 17–21.
Согласно куддуру , Навуходоносор разгромил эламского царя Хултелудиша-Иншушинака на берегу реки Улай в сражении, в ходе которого небо затмило пыль битвы. Ни один современный или более поздний источник не сообщает о разграблении Суз Навуходоносором, но согласно другому кудурру, он смог вернуть статую Мардука (здесь называемого Бел) и статую богини Ил-Алии (DINGIR.URU-ia) во время этого или еще одна кампания. [я 6] Кампания уничтожила Элам как державу и стала решающим моментом для вавилонян, сродни осаде Трои для древних греков. [7]
Эта знаменитая победа была прославлена в гимнах и стихах; и упоминается в пророчестве Мардука . [я 7] Известный как «Набу-кудурри-усур и Мардук». [я 8] поэтический документ, повествующий о легендарной истории возвращения им статуи Мардука; и является одним из двух гимнов, прославляющих его военные достижения. Он начинается с того, что король в отчаянии оплакивает отсутствие Мардука: «Прекрасный Вавилон пройдет сквозь твое сердце, обрати свое лицо к (своему храму) Эсагиле, которую ты любишь!»
Кудурру времен правления Навуходоносора I. Британский музей.
Гимн Мардуку , [я 9] празднование победы над эламитами, по стилистическим соображениям принадлежит ему, а не Ашшурбанипалу , у которого был аналогичный триумф. Есть поэтическая псевдоавтобиография, [мне 10] где на самом деле он не упоминается по имени. Подстрочный шумеро-аккадский текст. [я 11] описывает события, предшествовавшие возвращению статуи из Элама и ее радостной установке в Вавилоне. [8] Астрологический отчет седьмого века ссылается на наблюдения, сделанные во время его правления, и их связь с опустошением им Элама.
Синхронная история [я 12] связывает свое сердечное согласие со своим современником, ассирийским царем Ашшур-реша-иши I , [я 13] а впоследствии и итоги двух военных походов против пограничных крепостей Занки и Иди, которые он провел в нарушение этого соглашения. Первый был прерван прибытием основных сил Ашшур-реша-иши, в результате чего Набу-кудурри-усур сжег свои осадные машины и бежал, а второй закончился битвой, в которой ассирийцы, очевидно, одержали победу, «перерезав его войска (и ) унес его лагерь». Сообщается даже о пленении вавилонского фельдмаршала Карашту. [9]
Его называют завоевателем аморрейских земель, [и] «грабитель касситов» в Шитти-Мардук кудурру, несмотря на то, что бенефициаром был касситский вождь и союзник, и он поразил могучего Луллубу оружием. [10]
Его строительная деятельность увековечена в строительных надписях Экитуш-Кегал-тилы, храма Адада в Вавилоне, на кирпичах храма Энлиля в Ниппуре и появляется в упоминании более позднего царя Симбар-Шипака о том, что он построил трон. Энлиля для Экур-Игигаль в Ниппуре. В поздневавилонском описи перечислены пожертвованные им золотые сосуды в Уре и Набониде , ок. 555–539 гг. до н. э., сверился со своей стелой по поводу жрицы Энту .
Самый ранний из трех сохранившихся экономических текстов датирован его восьмым годом. Вместе с тремя кудуррусами и каменной мемориальной доской это единственные сохранившиеся современные коммерческие или административные записи. Помимо двух дел, связанных с эламским походом, еще один кудурру [я 14] свидетельствует о даровании земли нишакку Ниппура некоему Нудку-ибни. [11] Его имя изображено на четырех лорестанских бронзовых кинжалах, а еще на двух есть молитва Мардуку. Возможно, это Набу-кудурри-ушур, упомянутый в « Хрониках рыночных цен». [мне 15] где записан его девятый год обучения, но контекст утерян.
Урука Список мудрецов и ученых [мне 16] называет Шаггил-кинам-уббиба умману , или мудрецом, служившим под началом него и позднего царя Адад-апла-иддина, когда он стал автором вавилонской теодицеи , [12] и считается, что несколько литературных текстов относятся к его эпохе и написаны как на шумерском , так и на аккадском языках .
Ламберт предположил, что именно во время его правления Мардук был возведен во главе пантеона, сместив Энлиля, и что, возможно, была составлена Энума Элиш , но некоторые историки утверждают, что он возник во времена ранней касситской династии. [10] Текст, посвященный химическому процессу (имитации драгоценных камней), имеет колофон, идентифицирующий его как копию более древнего вавилонского оригинала, но помещает его в свою библиотеку.
^ Предыдущие исследования предполагали, что Мардук-кабит-ахешу, основатель второй династии Исина, правил в первые годы своего правления одновременно с последним касситским царем, но, согласно Болье (2018), более поздние исследования показывают, что это было не так. случай. Навуходоносора I ранее датировали примерно 1125–1104 гг. до н.э., причем 1121–1100 гг. до н.э. являются пересмотренными датами Болье. [2]
^ «В некоторых отрывках Библии имя ошибочно дается с буквой «н» вместо буквы «р», как Навуходоносор». Азимов, И. (1968) Ближний Восток , Бостон: Houghton Mifflin Co., стр. 62
^ Мэриленд Набу-кудурри-усур (АН-АГ-ША-ДУ-ШИШ) [я 2] или Мэриленд Набу-ку-дур-усур , [я 3] что означает « Набу , защити моего старшего сына» или «Набу, защити границу».
^ П. Питканен (2004). Центральное святилище и централизация богослужения в Древнем Израиле . Горгиас Пресс. п. 34. ISBN 978-1-4632-0368-9 .
^ Нильсен, Джон (2012). «Восточный фронт Навуходоносора I» . Древний Ближний Восток в XII-X веках до нашей эры: культура и история, AOAT . 392 : 401–411.
^ DJ Wiseman (1975). «XXXI: Ассирия и Вавилония, ок. 1200–1000 до н.э.». В КЭС Эдвардс (ред.). Кембриджская древняя история, Том 2, Часть 2, История Ближнего Востока и Эгейского региона, ок. 1380-1000 гг . до н.э. Издательство Кембриджского университета. стр. 454–457.
^ Бенджамин Р. Фостер (2009). «Аккадская литература». В Карле С. Эрлихе (ред.). Из античной страны: введение в древнюю ближневосточную литературу . Роуман и Литтлфилд. п. 200.
^ Дж. Дж. М. Робертс (2002). Библия и древний Ближний Восток: Сборник очерков . Айзенбрауны. стр. 83–92.
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: 7d6ec2cb5adffcd1d36a06a39e8d9bea__1717998840 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/ea/7d6ec2cb5adffcd1d36a06a39e8d9bea.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Nebuchadnezzar I - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)