Мардук-надин-аххе
Мардук-надин-ахе | |
---|---|
Царь Вавилона | |
![]() | |
Царствование | в. 1095–1078 гг. до н.э. [а] |
Предшественник | Энлиль-Надин-круг |
Преемник | Мардук-шапик-зери |
Дом | 2-я династия Исина |
Мардук-надин-ахе , надпись Мэриленд АМАР.УТУ -на-дин -МУ , правил ок. 1095–1078 гг. до н. э., шестой царь Второй династии Исина и 4-й династии Вавилона . [я 2] Он наиболее известен своим восстановлением Эганунмаха в Уре , а также голодом и засухой , сопровождавшими его правление.
Биография
[ редактировать ]Он был родственником всем трем своим непосредственным предшественникам: его отцом был Нинурта-надин-шуми, третий царь, его братом был Набу-кудурри-ушур , четвертый царь, а его племянником был Энлиль-надин-апли, пятый царь, против которого он восстал и свергнул. [2] Реконструированный отрывок из Walker Chronicle. [я 3] описывает, как, пока Энлиль-Надин-Апли вел кампанию в Ассирии , предположительно направляясь на завоевание самого города Ашшура , Мардук-Надин-Ахде и знать восстали. По возвращении «в свою землю и свой город. Они [убили] его с[словом]». [3]

Его отношения со своим ассирийским коллегой Тукульти-апил- Эшаррой [я 5] был настроен враждебно, и в начале своего правления он начал набег на Ассирию, захватив культовых идолов Адада и Шалы из Экаллате, города всего в тридцати милях от Ассура . Со своей стороны, Тукульти-апил-Эшарра возглавил несколько ответных рейдов в центр Вавилонии, о которых вспоминал с типичной напыщенной риторикой:
Я двинулся в землю Кардуниаша . Я завоевал города Дур-Куригалзу , Сиппар Шамаша, Сиппар Ануниту, Вавилон и Упи , великую святыню Кардуниаша, включая их крепости. Я уничтожил их в большом количестве. Я украл бесчисленное количество их добычи. Я завоевал дворцы Вавилона, принадлежавшие Мардук-надин-ахе, царю Кардуниаша, и сжег их огнем. Дважды я выстраивал боевую линию колесниц против Мардука-надина-ахе, царя Кардуниаша, и побеждал его. [4]
- Тукульти-апил-Эшарра, Строительная надпись, строки 37–40. [я 6]
В «Синхронной истории» говорится, что сражения сначала происходили «у Нижнего Заба, напротив Ахизухины, а на второй год он победил Мардука-надин-аххе при Гурмарриту, что выше по течению от Аккада». [я 7] Хотя «Угарсаллу (сразу южнее Малого Заба) он разграбил вплоть до Лубды (находится в районе Аррафы ). Он правил каждой частью Суху (в средней долине Евфрата) вплоть до Рапику (южной границы Ассирии)», эти места находятся на периферии Вавилонии, и идолы были обнаружены лишь столетия спустя:
Через 418 лет я вышел из Вавилона и возвратил в их святилища Адада и Шалу, богов Экаллате, которых Мардук-надин-ахде, царь Вавилона, схватил и увез в Вавилон во времена Тукульти-апил-Эшарры, царь Ассирии. [5]
- Сеннахирим Ассирийский о разрушении Вавилона после пятнадцатимесячной осады и взятии города 1 кислева 689 г., Бавская надпись
Кудурру Традиция
[ редактировать ]
Здесь находятся семь кудуррусов , две строительные надписи, четыре луристанских бронзовых кинжала, один [я 9] «принадлежит Шамаш-Киллани, царскому офицеру», шумерская надпись на медном цилиндре. [мне 10] и один неопубликованный перечень одежды [я 11] свидетельствующий об этом царе. [6] Кудуррусы демонстрируют нормальную активность в сфере недвижимости в северной Вавилонии. Один, [я 12] Изданный Арадсу, сыном Ришнунака, дарует независимость от принудительного труда жителям, живущим недалеко от устья канала Салмани, датированный его первым годом. Другой [я 4] дает землю некоему Адад-зер-икише в знак благодарности за его усилия в борьбе с ассирийцами и приурочен к его 10-летию. Одним из свидетелей назван Абуллу-Тетапарау, сын царя Вавилона. Другой, [я 13] датированный его 13-м годом, подтверждает принадлежность семи ГУР пашни некоему Икише-Нинурте и засвидетельствован в городе Опис . [7]
Еще один кудурру [я 14] датированный восемью месяцами ранее в том же году, даровал Иддин-Нинурте, кожевнику, два ГУРа земли и был засвидетельствован теми же семью офицерами царской службы: Ириба-Иштаран, правитель Исина, Бабилаю, камергер, Эулмаш-шакин -шуми, маршал, Мардук-андулли, визирь, Энлиль-мукин-апли, комендант, Эа-кудирри-ибни, правитель провинции и Набу-надин-адхе, надзиратель склада. Поскольку это было из Кар-Бел-матати, города, вероятно, расположенного недалеко от Вавилона, предполагается, что эти люди были придворными, сопровождавшими царя в его путешествиях. [8] Только двое из этих чиновников, Бабилаиу и Набу-надин-адхе, находились у власти в первый год правления Мардука-надина-адхе, как они фигурировали в последовательности семи свидетелей самого раннего, «Арадсу, сына Ришнунака», кудурру . Другой [я 8] Это документ, в котором записана покупка Мардук-Насиром земли у Амель-Энлиля, сына Ханби, для колесницы, седел, двух ослов, быка, зерна, масла и некоторой одежды. [9] Это дает Шапику, сына Итти-Мардука-балату, «сына» Арад-Эа, землемера, и это, вероятно, тот же человек, что и последний свидетель, «писец» и «сын Арад-Эа, » на кудурру [мне 15] датируется восьмым годом Мардука-надина-ахе. [6]
Кудуррус датируется его правлением
[ редактировать ]- Амран ибн Али Кудурру в Художественном музее Уолтерса , Балтимор. [я 1]
- Предоставление земли Адад-зер-икише кудурру в Британском музее. [я 4]
- Мардук-насир покупка земли кудурру , в Британском музее [я 8]
- Арадсу, сын Ришнунака, табличка об освобождении от налогов, в Британском музее. [я 12]
- Подтверждение земельного документа Икиша-Нинурта кудурру, в Национальном музее Ирака [я 13]
- Уорик («Предоставление земли Иддин-Нинурте») Кудурру, Уорикширский музей [я 14]
- Покупка земли кудурру с вторичной надписью Мардука-шапика-зери в Йельской вавилонской коллекции [мне 15]
К этой эпохе также отнесена недатированная работа Кайю Мишо ( кудурру ) в Лувре .
Другие источники
[ редактировать ]Он восстановил Эганунмах в Уре без каких-либо видимых изменений первоначального плана касситского царя Куригалзу (Куригальзу I или II, неопределенный) и построил «кухонный комплекс» на северо-западной стороне зиккурата . В святилище были найдены три дверные розетки с надписями. [10] Он может быть изображен третьим королем в Пророчестве А. [мне 16] чье правление - это успешные и плодотворные 18 лет, но чье правление заканчивается восстанием. [11] По словам более позднего комментатора, некий Эа-мушаллим предоставил ему астрологический отчет ( ittu ina šamç ) о солнечном затмении 1090 года. [12]
Что касается дождей, которые в этом году были настолько скудными, что урожая не было собрано, то это хорошее предзнаменование для жизни и сил короля, милорда. Быть может, король, милорд, скажет: «Где ты нашел (это)? Скажи мне!" В отчете Эа-мусиллима своему господину Мардук-надин-аххе написано: «Если на небе произойдет знамение, которое невозможно отменить, и если случится с тобой, что дожди станут скудными ( макат зунне ), сделай царь предпримет поход против врага: он победит, куда бы он ни пошел, и дни его будут долгими». [13]
Ассирийские хроники сообщают, что Мардук-надин-аххе потерял свой трон и «исчез» ( šadâ ēmid ) после беспорядков, вызванных миграцией арамейцев в Месопотамию под давлением голода, сами вавилоняне, по-видимому, прибегли к каннибализму, «[....они ] ели плоть друг друга..." [мне 18]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Предыдущие исследования предполагали, что Мардук-кабит-ахешу, основатель второй династии Исина, правил в первые годы своего правления одновременно с последним касситским царем, но, согласно Болье (2018), более поздние исследования показывают, что это было не так. В этом случае возникла необходимость пересмотра хронологии царей после Мардука-кабит-ахешу. Мардук-надин-аххе ранее датировался примерно 1099–1082 гг. до н.э., причем 1095–1078 гг. до н.э. являются пересмотренными датами Болье. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Болье, Поль-Ален (2018). История Вавилона, 2200 г. до н. э. – 75 г. н. э . Пондичерри: Уайли. стр. 154–155. ISBN 978-1405188999 .
- ^ Дж. А. Бринкман (1999). Дитц Отто Эдзард (ред.). Реальный лексикон ассириологии и ближневосточной археологии: Либанукасабас - Медицина . Том 7. Уолтер Де Грюйтер. п. 377.
- ^ CBF Уокер (май 1982 г.). «Вавилонская хроника 25: Хроника династий касситов и Исина II». В Г. ван Дриле (ред.). Ассирологические исследования, подаренные Ф. Р. Краусу по случаю его 70-летия . Нидерландский институт Ближнего Востока. п. 402.
- ^ Кайл Гринвуд (2006). Марк Уильям Чавалас (ред.). Древний Ближний Восток: исторические источники в переводе . Издательство Блэквелл. п. 156.
- ^ Жан-Жак Гласснер (2004). Месопотамские хроники. Письма Древнего мира . Том. 19. СБЛ. п. 23.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дж. А. Бринкман (1968). Политическая история посткасситской Вавилонии, 1158-722 гг . до н.э. Аналекта Восточная. стр. 119–130, 330–333.
- ^ А. Ливингстон (2006). «Заброшенный Кудурру или пограничный камень Мардука-Надина-Ахе?». «Ревю ассириологии и восточной археологии» . 100 (1): 75–82. дои : 10.3917/сборка.100.0075 .
- ^ В.Г. Ламберт (1981). «Уорик Кудурру». Сирия . 58 (1–2): 173–185. дои : 10.3406/syria.1981.6722 .
- ^ Л. В. Кинг (1912). Вавилонские пограничные камни и мемориальные доски в Британском музее . Лондон: Британский музей. стр. 37–51 , 98–99.
- ^ Сэр Леонард Вулли (1974). Ур: Здания Третьей династии . Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета. стр. 45–50.
- ^ Тремпер Лонгман (1 июля 1990 г.). Вымышленная аккадская автобиография: родовое и сравнительное исследование . Айзенбрауны. стр. 155–156.
- ^ Улла Кох-Вестенхольц, Улла Сюзанна Кох (1994). Месопотамская астрология: введение в вавилонские и ассирийские небесные гадания . Музей Тускуланум Пресс. стр. 41, 94–95.
- ^ Симо Парпола (2009). Письма ассирийских ученых царям Асархаддону и Ассурбанипалу: Комментарий и приложение № 2 . Айзенбрауны. стр. 375–376.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Надписи
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кудурру в Художественном музее Уолтерса, Балтимор, инвентарный номер 21.10.
- ^ Список вавилонских царей C , строка 6.
- ^ BM 27796 Вавилонские хроники 25 , обратные строки с 19 по 26.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с BM 90840, опубликован как BBSt 8.
- ^ Синхронный список королей , KAV 216, Ass 14616c, ii 17 и фрагмент KAV 12, НДС 11338, 5ff.
- ^ «Текст II» Вейднера, AfO 18 (1957-58), стр. 347 и далее.
- ^ Синхронистическая история II 14–24, сохранилась в трех экземплярах: K 4401a + Rm 854, K 4401b и Sm 2106.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с BM 90841, опубликован как BBSt. VII.
- ^ Луристанский кинжал ME 123060.
- ^ Медный цилиндр BM 123124, 61 строка.
- ^ Экономический текст HS 157, датированный его пятым годом, в котором перечислена одежда, привезенная в Ниппур из Вавилона Напсаменни, провидцем и первосвященником Энлиля.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Арадсу, сын Ришнунака, Кудурру BM 90938, опубликовано как BBSt 25.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кудурру ИМ 90585, ii 10.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уорик Кудурру, Уорикширский музей.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б YBC 2154 кудурру.
- ^ Реверс ii 2-8.
- ^ 83-1-18.61 + Ки 1904-10-9.59 [BM 99030].
- ↑ Ассирийская летопись фрагмент 4, НДС 10453, 2ф.