Мардук-закир-шуми I
Мардук-закир-шуми I | |
---|---|
Царь Вавилона | |
![]() Мардук-закир-шуми I, на тронном помосте Салмансара III в Иракском музее | |
Царствование | в. 855 – 819 гг. до н.э. |
Предшественник | Набу-апла-иддина |
Преемник | Мардук-баласу-икби |
Дом | Династия Э |
Мардук-закир-шуми , надпись Мэриленд АМАР.УТУ -за-кир- МУ в реконструкции двух списков королей, [я 1] [я 2] «Мардук произнес имя», [1] был царем Вавилона известный в древности как династия Е. с 855 по 819 г. до н.э. в смешанный династический период , Он был современником ассирийских царей Салману-ашареду III (широко известного как Салманасар III). [я 3] (859–824 до н. э.) и Шамши-Адад V (824–811 до н. э.), с которыми он был в союзе. [я 4]
Биография
[ редактировать ]
Есть несколько современных надписей, свидетельствующих о его правлении. Кудурру [я 6] пожалование Ибни-Иштару, калю- жрецу храма Эанны в Уруке , земли Мардук-закир-шуми, приурочено ко второму году его правления. [2] Нацист-Энлиль был правителем или шандабакку (написано ЛУ GÚ.EN.NA ) из Ниппура , первое появление этой должности со времен касситов , поскольку он выступает в качестве свидетеля вместе с наследным принцем Мардуком-баласу-икби . Второй кудурру описывает продажу частной земли недалеко от Дилбата . [я 5] Его сын Энлиль-апла-ушур должен был стать его преемником в правлении Мардука-баласу-икби. [я 7] Лазуритовая статую печать этого царя, изображающая Мардука, покоящуюся на его домашнем драконе Мушушу , была подношением, предназначенным для подвешивания на шею идола. [3]
Восстание Мардука-бел-ушати
[ редактировать ]
Его младший брат Мардук-бел-ушати (с надписью Мэриленд АМАР.УТУ-ЕН -у-сат ), восстал и установил кратковременный режим в районе Диялы, захватив Дабан. [я 8] Ассирийские источники описывают его как Шар Хаммаи , «узурпатора». В 851 и 850 годах до нашей эры ассирийский царь Салману-ашареду III пришел на помощь Мардук-закир-шуми ( ана нирарутишу ) и провел совместную кампанию. [номер 1] чтобы заставить его бежать в горный район Джасубу на северо-востоке, в район нижней Диялы. Во время первой кампании Мардук-бел-ушати выступил у Гананнате, но потерпел поражение за городскими стенами. Ему удалось укрыться в городе, который остался непокоренным. Вторая кампания привела к падению города, и он с некоторыми из своих офицеров поспешно отступил, убежав «как лисица в нору» в город Арман (Халман), который сам был взят после осады. [4] Салману-ашареду оставил отчет об этих событиях на своем Черном обелиске :
На восьмом году моего правления Мардук-бел-усате, младший брат, восстал против Мардук-закир-шуми, царя Кардуниаша , и они разделили землю целиком. Чтобы отомстить за Мардука-закир-шуми, я выступил и захватил Ме-Турнат. На девятом году моего правления я выступил против Аккада во второй раз. Я осадил Гананнате. Что касается Мардука-бел-усате, то ужасающее великолепие Ассура и Мардука охватило его, и он поднялся в горы, чтобы спасти свою жизнь. Я преследовал его. Я зарубил мечом Мардука-Бел-Усате и бывших с ним офицеров повстанческой армии.
— Салман-ашед, Черный обелиск [я 9]
Во время своего похода Салману-ашареду захватил город Бакани, взяв дань с Адини Бит-Даккури, [мне 10] также от Мусаллим-Мардука из Амукани и вождя племен якинов, самого раннего свидетельства об этих халдейских группах, и совершил паломничество в Вавилон, где он рассказал: «Я поднялся в Эсагилу, дворец богов, обитель царя все …" [номер 2] [5] Он практиковал свои религиозные обряды в других культовых святынях, о чем вспоминает его Черный обелиск : «Я ходил в большие городские центры. Я приносил жертвы в Вавилоне, Борсиппе и Куте ». [номер 3] [6] Рельеф передней части основания его трона. [я 11] изображает его сжимающим руку Мардука-закир-шуми, публично демонстрируя ассиро-вавилонскую дружбу. [5] Королей окружают безбородые юноши, идентифицированные как наследные принцы и предположительно Шамши-Адад V и Мардук-баласу-икби, которые в конечном итоге вступят в конфликт.
Вавилонское вмешательство в ассирийское наследство
[ редактировать ]
У Мардука-закир-шуми появилась возможность вернуть долг, когда на 32-м году его правления ок. В 826 г. до н.э. собственный сын Салману-ашареду, Ашшур-данин-апли («Ашшур укрепил сына») восстал против своего отца. Шамши-Адад V вспоминал:
Где [мой брат] Ашшур-данин-апли во времена Салману-ашареду, его отца, действовал нечестиво, вызывая мятеж, бунт и злые заговоры, вызывал восстание на земле, готовился к войне, приводил людей Ассирии, севера и юга, встал на его сторону и произнес смелые речи, поднял города на восстание и поставил свое лицо, чтобы начать распри и битвы… 27 городов вместе со своими укреплениями… восстали против Салману-ашареду, царя четырех регионах мира, мой отец и… отправился в сторону Ашшур-данин-апли. [7]
- Шамси-Адад V, Анналы
« Синхронистическая история» хранит удивительное молчание об этих событиях, но договор [я 12] Между Шамши-Ададом и Мардук-закир-шуми, по-видимому, ставит ассирийца в более низкое положение, что свидетельствует о его зависимости и долге перед вавилонским царем. Он завершается серией проклятий, очевидно скопированных из Кодекса Хаммурапи. [8] и, в частности, опуская бога Ашшура :
(Пусть Мардук) разрушит свою страну, поразит свой народ [голодом] и голодом. Пусть Ану , отец богов, сломает его скипетр. (Май Иллиль ) определит своей [судьбой] царство истощения, скудных дней, годы голода. [Ма]й Эа ... запруживают [его] реки [в истоках]. (Май Шамаш ) свергнет его царствование. «(Пусть Шамаш) не судит [судит] его иск ([Май Син ]) [положит конец (дням, месяцам и) годам] его [царства] в вздохах и [стонах]. [Пусть Адад лишит его дождь с небес и сезонные наводнения из подземных вод (Май Адад) [превратят] его [страну] в [руины, оставленные наводнением]. [9]
- Договор Шамши-Адад/Мардук-закир-шуми, строки 18–35 отредактированы.
Вполне возможно, что он был заключен еще при жизни Салману-ашареду и сопровождался дипломатическим браком дочери Мардука-закир-шуми, Шаммурамат , вдохновителя легенды о Семирамиде , с Шамши-Ададом. Однако последствия заключались в том, что Шамши-Адад возмутился своим подчиненным положением и пришел, чтобы устроить ужасную месть во время правления сына и наследника Мардука-закир-шуми, Мардука-баласу-икби.
См. также
[ редактировать ]Надписи
[ редактировать ]ABC Ассирийские и Вавилонские хроники (Грейсон, 1975); AfO Архив востоковедения ; АО сиглюм предметов из коллекции Лувра ; BM Отдел древностей Западной Азии, Британский музей ; В Национальном музее Ирака (Багдад) ; Коллекция К. Коюнджика, Британский музей ; Коллекция Рм Рассама, Британский музей ; КАВ клинописные тексты из разных Ассура (Шредер, 1920); Префикс ND номеров полей, раскопки в Нимруде 1949–63 ; РА Revue d'Assyriologie ; САА Государственный архив Ассирии ; Отдел В. А. Фордеразианского музея Фордеразиана в Берлине ; НДС Vorderasian Abetilung, глиняная табличка, сиглум табличек в Фордеразианском крыле Пергамского музея , Берлин ; В. С. Ближневосточные письменные памятники (Унгнад, 1907).
- ^ Синхронный список королей KAV 10 (НДС 11261) ii 9.
- ^ Синхронный список королей KAV 182 (Ass. 13956dh) iii 12.
- ^ Синхронный список королей , KAV 216 (Ass. 14616c), iii 20.
- ^ Эклектическая хроника (ABC 24) BM 27859 реверс (р 5-7).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кудурру ВА 208, опубликовано как VS I 35.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кудурру AO 6684, опубликовано как RA 16 (1919) 125–126.
- ^ 4 NT 3:11 '.
- ^ Синхронистическая хроника (ABC 21), K4401a + Rm 854, iii 27-35.
- ^ Черный обелиск , BM WAA 118885, создан ок. 827 г. до н.э., строки 73–84.
- ^ Дверная фурнитура от Балаватских ворот, BM 124660.
- ^ ND 1 1000 = IM 65574, основание трона из форта Салманасар ( Нимруд ).
- ^ Каменная табличка договора, Rm.II 427 (Weidner, AfO 8 (1932–33) 27-29; SAA II 001).
Примечания
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Куддурру вавилонского царя Мардука-Закира-Шуми, Иран, поздний ассирийский период, около 850 г. до н.э. Baghdadmuseum.org. 2006. Проверено 7 сентября 2009 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ шум 1с САПР Щ III с. 289 .
- ^ Ф. Тюро-Данжен (1919). «Доклад от Мардука-закир-шуми». Журнал ассириологии и восточной археологии . 16 :117–141.
- ^ Дж. А. Бринкман (1968). Политическая история посткасситской Вавилонии, 1158-722 гг . до н.э. Аналекта Восточная. стр. 192–205.
- ^ Дж. А. Бринкман (1999). «Мардук-бел-ушати». В Дитце Отто Эдзарде (ред.). Реальный лексикон ассириологии и ближневосточной археологии: Либанукасабас - Медицина . Уолтер Де Грюйтер. п. 376.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б А. К. Грейсон (1996). Ассирийские правители начала первого тысячелетия до н. э. II (858-745 гг. до н. э.) (РИМА 3) . Издательство Университета Торонто. стр. 31, 26–28. iv 6.
- ^ А. К. Грейсон (1975). Ассирийские и Вавилонские хроники . Джей Джей Огюстен. п. 245.
- ^ С. Уайз Бауэр (2007). История древнего мира: от самых ранних отчетов до падения Рима . WW Нортон и компания. стр. 347–348 .
- ^ Р. Боргер (1965). «Мардук-закир-шуми I и Кодекс Хаммурапи». Оренциалия . Новая серия. 34 : 168-169.
- ^ Карло Закканьини. «Заметки о стеле Пазарчика». СААБ . VII (1): 59–60.