Энки
Энки 𒀭𒂗𒆠 | |
---|---|
Бог творения, разума, ремесел, плодородия , семени , магии, озорства. | |
Символ | Коза , рыба , козел-рыба , химера |
Генеалогия | |
Родители | Ан и Намму [2] |
Братья и сестры | Энлиль |
Супруга | Нинхурсаг , Дамкина |
Дети | Мардук , Думузид , Нинсар , Нинкурра , Утту , Нинти |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Посейдон , [3] Прометей [4] |
Египетский эквивалент | Птах |
Часть серии о |
Древний Месопотамская религия |
---|
Энки ( шумерский : 𒀭𒂗𒆠 Д ЭН-КИ — шумерский бог воды ремесел , знаний ( gestú ), ) ( gašam ) и созидания ( nudimmud ), а также один из ануннаков . Позже он был известен как Эа ( аккадский : 𒀭𒂍𒀀 ) или Ае . [5] в аккадской ( ассирийско - вавилонской ) религии и отождествляется некоторыми учеными с Иа в ханаанской религии . Имя было переведено как Аос в греческих источниках (например, Дамасций ). [6]
Первоначально он был богом-покровителем города Эриду , но позже влияние его культа распространилось по всей Месопотамии и на хананеев , хеттов и хурритов . Он был связан с южной полосой созвездий, называемой звездами Эа , а также с созвездием АШ-ИКУ , Полем ( Квадрат Пегаса ). [7] Начиная примерно со второго тысячелетия до нашей эры, в письменной форме его иногда называли числовой идеограммой «40», которую иногда называли его «священным числом». [8] [9] Планета Меркурий , связанная с вавилонским Набу (сыном Мардука ), в шумерские времена отождествлялась с Энки, [10] как и звезда Канопус . [11]
Множество мифов об Энки собрано из различных мест, простирающихся от Южного Ирака до побережья Леванта . Он упоминается в самых ранних дошедших до нас клинописных надписях по всему региону и занимал видное место с третьего тысячелетия до эллинистического периода .
Этимология
[ редактировать ]Точное значение имени Энки неизвестно: общепринятый перевод — «Повелитель Земли». Шумерское слово «Эн» переводится как титул, эквивалентный « господину », и первоначально было титулом, данным первосвященнику. Ки означает «земля», но существуют теории, что ки в этом имени имеет другое происхождение, возможно, киг неизвестного значения или кур , означающее «курган».Имя Эа предположительно имеет хурритское происхождение, в то время как другие [12] [13] утверждают, что его имя «Эа», возможно, имеет семитское происхождение и может быть производным от западно-семитского корня *hyy, означающего «жизнь». [14] в данном случае используется для обозначения «родника», «проточной воды». По-шумерски ЭА означает «дом воды», и было высказано предположение, что первоначально это было название святилища бога в Эриду .
Было также высказано предположение, что первоначальным неантропоморфным божеством в Эриду был не Энки, а Абзу . Появление Энки как божественного возлюбленного Нинхурсаг и божественная битва между младшими божествами Игиги и Абзу привели к тому, что Абзу, подземные воды Водоносного горизонта, стали местом, в котором был построен фундамент храма. [15] : 20 У некоторых шумерских имен божеств, таких как Энлиль, есть вариации, такие как Элиль. Эн означает «Господь», а Е означает «храм». Вполне вероятно, что ЭА — это шумерская краткая форма слова «Повелитель воды», поскольку Энки — бог воды. Аб в Абзу также означает воду.
Поклонение
[ редактировать ]Главный храм Энки назывался Э-абзу , что означает « храм Абзу » (также Э-ен-гур-а , что означает «дом подземных вод»), храм- зиккурат, окруженный болотами Евфрата недалеко от древнего побережья Персидского залива в Эриду . Известно, что это был первый храм, построенный на юге Ирака. Четыре отдельных раскопки на месте Эриду продемонстрировали существование святыни, относящейся к самому раннему периоду Убайд , более 6500 лет назад. В течение следующих 4500 лет храм расширялся 18 раз, пока не был заброшен в персидский период. [15] [ нужна страница ] На этом основании Торкильд Якобсен [16] выдвинул гипотезу, что первоначальным божеством храма был Абзу, а его атрибуты позже со временем были заимствованы Энки. П. Стейнкеллер полагает, что в самый ранний период Энки занимал подчиненное положение по отношению к богине (возможно, Нинхурсаг ), взяв на себя роль божественной супруги или первосвященника, [17] позже приоритет. У входа в храм Энки был бассейн с пресной водой, а при раскопках было обнаружено множество костей карпа, что наводит на мысль о коллективных пирах. Карпы изображены в двойных потоках воды, впадающих в более позднего бога Энки, что предполагает непрерывность этих особенностей в течение очень длительного периода. Эти особенности были обнаружены во всех последующих шумерских храмах, что позволяет предположить, что этот храм стал образцом для всех последующих шумерских храмов. «Все правила, установленные в Эриду, были добросовестно соблюдены». [18]
Иконография
[ редактировать ]Энки был хранителем божественных сил по имени Меня , даров цивилизации . Его часто изображают с рогатой короной божества.
На печати Адда Энки изображен с двумя потоками воды, впадающими в каждое его плечо: один — Тигр, другой — Евфрат. [19] Рядом с ним растут два дерева, символизирующие мужское и женское начало природы. Он изображен в юбке с воланами и конусообразной шляпе. Орел спускается сверху и приземляется на его вытянутую правую руку. Это изображение отражает роль Энки как бога воды, жизни и пополнения запасов. [20]
Считавшийся главным творцом мира, богом мудрости и всей магии , Энки характеризовался как владыка Абзу (Апсу по-аккадски), пресноводного моря или подземных вод, расположенных в недрах земли . В более позднем вавилонском эпосе « Энума Элиш » Абзу, «родитель богов», инертен и сонный, но обнаруживает, что его покой нарушают младшие боги, поэтому намеревается уничтожить их. Его внук Энки, выбранный в качестве представителя младших богов, накладывает на Абзу заклинание, «погружая его в глубокий сон», тем самым запирая его глубоко под землей. Энки впоследствии устраивает свой дом « в глубине Абзу ». Таким образом, Энки берет на себя все функции Абзу, включая его оплодотворяющие способности как повелителя вод и повелителя семени . [21]
В ранних царских надписях третьего тысячелетия до нашей эры упоминаются «тростники Энки». Тростник был важным местным строительным материалом, его использовали для изготовления корзин и контейнеров, а также собирали за городскими стенами, куда часто носили мертвых или больных. Это связывает Энки с Куром или подземным миром шумерской мифологии . В другой, еще более древней традиции, Намму , богиня первотворной творческой материи и богиня-мать, изображаемая как «родившая великих богов», была матерью Энки и, как водная творческая сила, существовала до Эа. -Энки. [22] Бенито заявляет: «У Энки это интересное изменение гендерной символики, оплодотворяющим агентом также является вода, шумерское «а» или «Аб», что также означает «семя». В одном запоминающемся отрывке шумерского гимна Энки стоит у пустого места. русла рек и наполняет их своей «водой». [23]
Мифология
[ редактировать ]Сотворение жизни и болезни
[ редактировать ]Космогенный миф, распространенный в Шумере, заключался в мифе об hieros gamos , священном браке, в котором божественные принципы в форме дуалистических противоположностей соединялись как мужское и женское начало, чтобы дать рождение космосу. В эпосе «Энки и Нинхурсаг» Энки, как повелитель Аба или пресной воды, живет со своей женой в раю Дилмун , где
Земля Дилмуна — чистое место, земля Дилмуна — чистое место,
Земля Дилмуна — чистое место, земля Дилмуна — светлое место;
Тот, кто одинок, лег в Дильмуне,
Место, после того как Энки станет чистым, станет светлым.
Несмотря на то, что это было место, где «ворон не кричал» и «лев не убивал, волк не похищал ягненка, неизвестна была собака, убивающая детенышей, неизвестен был кабан, пожирающий зерно», в Дильмуне не было воды, и Энки слышал кричит его богиня Нинсикиль и приказывает богу Солнца Уту принести пресную воду с Земли для Дилмуна. Как результат,
Ее город пьет воду изобилия,
Дилмун пьет воду изобилия,
Ее колодцы с горькой водой, вот, они стали колодцами с доброй водой,
Ее поля и фермы давали урожай и зерно,
Ее город, вот, он стал домом берегов и пристаней земли.
Дильмун отождествляли с Бахрейном , название которого в переводе с арабского означает «два моря», где пресные воды аравийского водоносного горизонта смешиваются с солеными водами Персидского залива . Это смешение вод было известно по-шумерски как Намму и было идентифицировано как мать Энки.
Последующий рассказ, имеющий сходство с библейской историей о запретном плоде, повторяет историю о том, как пресная вода приносит жизнь в бесплодную землю. [27] Энки, Повелитель Воды, затем «заставил течь «воду сердца» и оплодотворил свою супругу Нинхурсаг , также известную как Ки или Земля, после того, как «Девять дней были ее девятью месяцами, месяцами «женственности»… как хорошее масло, Нинту, мать земли, ... как хорошее масло, родила Нинсар , (Леди Зелень)». Когда Нинхурсаг покинула его, как Повелитель Воды, он встретил Нинсар (Леди Зелени). Не зная, что она его дочь, и поскольку она напоминает ему его отсутствующую супругу, Энки затем соблазняет ее и вступает с ней в половой акт. Затем Нинсар родила Нинкурру (Леди Плодородие или Леди Пастбище) и снова оставила Энки одного. Во второй раз Энки в своем одиночестве находит и соблазняет Нинкурру, и от союза Нинкурра родила Утту (ткача или паука, ткача паутины жизни).
В третий раз Энки поддается искушению и пытается соблазнить Утту. Расстроенная репутацией Энки, Утту советуется с Нинхурсаг, которая, расстроенная беспорядочным и своенравным характером своего супруга, советует Утту избегать берегов рек, мест, которые могут быть затронуты наводнениями, дома Энки. В другой версии этого мифа Нинхурсаг берет семя Энки из чрева Утту и сажает его в землю, где быстро прорастают восемь растений. Со своим двуликим слугой и управителем Исимудом «Энки, в болоте, в болоте лежит распростертый: «Что это (растение), что это (растение)». Его посланник Исимуд отвечает ему: «Мой царь, это дерево», — говорит он ему. Он срезает его для него, и он (Энки) ест его». И вот, несмотря на предупреждения, Энки съедает остальные семь плодов. Потребляя собственную сперму, он беременеет (заболевает опухолью) челюсти, зубов, рта, бедра, горла, конечностей, боков и ребер. Боги не знают, что делать; огорченные, они «сидят в пыли». Поскольку у Энки нет родовых путей, через которые он мог бы рожать, он, похоже, умирает от опухолей. Тогда лиса спрашивает Энлиль , царь богов : «Если я приведу к тебе Нинхурсаг, какова будет моя награда?» Затем священная лиса Нинхурсаг приводит богиню.
Нинхурсаг смягчается и принимает Аб Энки (воду или семя) в свое тело и рождает богов исцеления каждой части тела: Абу для челюсти, Нанше для горла, Нинтул для бедра, Нинсуту для зуба, Нинкаси для рта, Дазимуа для боков, Эншагаг для конечностей. Последний, Нинти (Леди Ребро), также является каламбуром от Леди Жизни, титула самой Нинхурсаг. Таким образом, эта история символически отражает то, как жизнь зарождается благодаря добавлению воды в землю, и когда она растет, вода требуется, чтобы растения приносили плоды. Он также советует сохранять баланс и ответственность, никаких излишеств.
Нинти, титул Нинхурсаг, также означает «мать всего живого», и этот титул позже был присвоен хурритской богине Хебе . Это также титул, данный в Библии Еве , еврейско-арамейской Хавве (חוה), которая была сделана из ребра Адама, что является странным отражением шумерского мифа, в котором Адам – а не Энки – гуляет в саду. Рая. [28] [ нужна страница ]
Создание человека
[ редактировать ]После шести поколений богов, в вавилонском «Энума Элиш» , в седьмом поколении (аккадское «шапатту» или шабат), младшие боги Игиги , сыновья и дочери Энлиля и Нинлиль, объявляют забастовку и отказываются от своих обязанностей по сохранению творения. работающий. Абзу , бог пресной воды, сотворец космоса, угрожает уничтожить мир своими водами, и боги собираются в ужасе. Энки обещает помочь и усыпляет Абзу, запирая его в оросительных каналах, и помещает в Кур, под его городом Эриду . Но вселенная все еще находится под угрозой, поскольку Тиамат , разгневанная заключением Абзу и подсказками своего сына и визиря Кингу , решает сама вернуть творение. Боги снова собираются в ужасе и обращаются к Энки за помощью, но Энки, который использовал Абзу , супругу Тиамат, для орошения, отказывается вмешиваться. Тогда боги ищут помощи в другом месте, и патриарх Энлиль , их отец, бог Ниппура , обещает решить проблему, если они сделают его царем богов. В вавилонской сказке роль Энлиля исполняет Мардук , сын Энки, а в ассирийской версии это Ашур . Направив Тиамат «стрелами своих ветров» в ее горло и построив небеса аркой ее ребер, Энлиль помещает ее хвост в небо как Млечный Путь, а ее плачущие глаза становятся источником Тигра и Евфрата. Но все еще существует проблема «кто будет поддерживать работу космоса». Энки, который в противном случае мог бы прийти им на помощь, лежит в глубоком сне и не слышит их криков. Его мать Намму (создательница также Абзу и Тиамат) «приносит слезы богов» перед Энки и говорит:
О, сын мой, встань из своей постели, от своего (сна), делай то, что мудро,
Модные слуги богов, пусть они производят свой (хлеб?).
Затем Энки советует создать слугу богов, человечество, из глины и крови. [29] Вопреки желанию Энки боги решают убить Кингу, и Энки наконец соглашается использовать кровь Кингу, чтобы создать первого человека, с которым Энки всегда впоследствии имеет тесные отношения, первого из семи мудрецов, семи мудрецов или «Абгаллу» ( аб = вода, гал = великий, лу = человек), также известный как Адапа . Энки собирает команду божеств, чтобы помочь ему, создавая множество «добрых и царственных модников». Он говорит матери:
О, мать моя, существо, чье имя ты произнесла, оно существует,
Навяжите на него (волю?) Богов;
Смешай сердце из глины, что над Бездной,
Добрые и царственные модельеры загустеют глину
Ты, ты создаешь конечности;
Нинмах (Нинхурсаг, его жена и супруга) будет работать над тобой.
( Нинту ?) (богиня рождения) поддержит твое создание;
О, моя мать, определи судьбу его (новорожденного).
Адапа, первый созданный человек, позже становится советником короля Эриду, когда в Шумерском списке царей появляется слово « царская власть нисходит на Эриду».
Сэмюэл Ной Крамер считает, что за этим мифом о заключении Энки в Абзу лежит более древний миф о борьбе между Энки и Драконом Куром (подземным миром). [28] [ нужна страница ]
В «Эпосе Атрахасисе» говорится, что Энлиль просил Намму о создании людей. И Намму рассказала ему, что с помощью Энки (своего сына) она сможет создать людей по образу богов.
Объединитель языков
[ редактировать ]В шумерском эпосе под названием «Энмеркар и владыка Аратты » в речи Энмеркара появляется вступительное заклинание, в котором рассказывается, что Энки заставил человечество общаться на одном языке (по Джею Крисостомо, 2019); или, по другим источникам, это гимн, умоляющий Энки сделать это. В любом случае Энки «облегчил споры между [двумя царями], позволив миру говорить на одном языке», предполагаемом высшем языке таблички, то есть шумерском. [примечание 1]
Перевод Джея Крисостомо в 2019 году, основанный на недавней работе К. Миттермайера:
В то время, как не было змеи, как не было скорпиона,
как не было гиены, как не было льва,
как не было ни собаки, ни волка, как не было страха и дрожи
— поскольку у людей не было соперников.
Именно тогда земли Субура [и] Хамази ,
отчетливо говорящий Шумер, великая гора, суть благородства,
Аккад, земля, обладающая подобающим,
и земля Марту, лежащая в безопасности
— совокупность неба и земли, хорошо охраняемые люди, [все] провозгласил Энлиль на одном языке.
Энки, повелитель изобилия и правдивого слова,
господин, избранный мудростью, охраняющий землю,
знаток всех богов, избранный мудростью,
владыка Эриду [Энки] вложил в их уста изменение языка.
Речь человечества одна.
Перевод С. Н. Крамера 1940 года выглядит следующим образом: [примечание 2]
Когда-то не было ни змеи, не было скорпиона,
Не было ни гиены, не было льва,
Не было ни дикой собаки, ни волка,
Не было ни страха, ни ужаса,
У человека не было соперника.
В те дни земли Субура (и) Хамази,
Гармоничный Шумер, великая земля княжеских указов,
Ури, земля, имеющая все приличное,
Земля Марту , покоящаяся в безопасности,
Вся вселенная, люди в унисон
К Энлилю на одном языке [говорил].
(Тогда) Энки, владыка изобилия, (чьи) повеления заслуживают доверия,
Владыка мудрости, понимающий землю,
Лидер богов,
Наделенный мудростью, владыка Эриду
Изменили речь в устах их, [внесли] в нее раздор,
В речь человека, который (до этого) был одним.
Потоп
[ редактировать ]В шумерской версии мифа о потопе причины потопа и причины выживания героя неизвестны в связи с тем, что начало таблички, описывающей рассказ, было уничтожено. Тем не менее, Крамер заявил, что, вероятно, можно разумно предположить, что герой Зиусудра выжил благодаря помощи Энки, потому что именно это происходит в более поздних аккадской и вавилонской версиях истории. [28] : 97–99
В более поздней «Легенде об Атрахасисе » Энлиль, царь богов, намеревается уничтожить человечество, чей шум нарушает его покой. Он последовательно посылает засуху, голод и чуму, чтобы уничтожить человечество, но Энки срывает планы своего сводного брата, обучая Атрахасиса, как противостоять этим угрозам. Каждый раз Атрахасис просит население отказаться от поклонения всем богам, кроме того, кто виновен в бедствии, и это, кажется, пристыжает их и заставляет их смягчиться. Однако люди размножаются в четвертый раз. В ярости Энлиль созывает Совет Божеств и заставляет их пообещать не рассказывать человечеству о том, что он планирует их полное уничтожение. Энки не говорит об этом Атрахасису напрямую, а разговаривает с ним тайно через тростниковую стену. Он поручает Атрахасису построить лодку, чтобы спасти свою семью и других живых существ от надвигающегося потопа. После семидневного потопа герой потопа освобождает ласточку, ворона и голубя, стремясь узнать, отступили ли паводковые воды. При приземлении приносится жертва богам. Энлиль злится, что его воля снова была сорвана, и виновником назван Энки. Энки объясняет, что Энлиль несправедливо наказывает невиновных, и что боги принимают меры, чтобы гарантировать, что человечество не станет слишком многочисленным в будущем. Это один из старейших из сохранившихся Ближневосточные мифы о потопе .
Энки и Инанна
[ редактировать ]Миф Энки и Инанна [34] [35] рассказывает историю о том, как юная богиня храма Э-анна в Уруке пирует со своим отцом Энки. [36] Два божества участвуют в соревновании по выпивке; затем Энки, совершенно пьяный, отдает Инанне все яство . На следующее утро, когда Энки просыпается с похмелья, он просит у своего слуги Исимуда мес , но ему сообщают, что он отдал их Инанне. Расстроенный, он отправляет Галлу забрать их. Инанна уплывает на небесной ладье и благополучно возвращается на пристань Урука. В конце концов Энки признает свое поражение и заключает мирный договор с Уруком.
В политическом отношении этот миф, казалось бы, указывает на события раннего периода, когда политическая власть перешла от города Энки Эриду к городу Инанны Урук.
В мифе о Инанны нисхождении [35] Инанна, чтобы утешить свою скорбящую сестру Эрешкигаль , оплакивающую смерть мужа Гугаланы ( гу 'бык', гал 'большой', ана 'небо/небо'), убитого Гильгамешем и Энкиду , отправляется к ней в гости. сестра. Инанна велит своей служанке Ниншубур («Леди Вечер», отсылка к роли Инанны как вечерней звезды ) попросить помощи у Ану , Энлиля или Энки, если она не вернется через три дня. После того, как Инанна не вернулась, Ниншубур приближается к Ану только для того, чтобы услышать, что он знает силу богини и ее способность позаботиться о себе. В то время как Энлиль говорит Ниншубуру, что он занят управлением космоса, Энки немедленно выражает беспокойство и отправляет свою Галлу (Галатурру или Кургарру, бесполых существ, созданных из грязи из-под ногтей бога), чтобы вернуть юную богиню.Эти существа могут быть источником греко-римских галлов , андрогинных существ третьего пола , которые играли важную роль в ранних религиозных ритуалах. [37]
В рассказе «Инанна и Шукалетуда » [38] Шукалетуда , садовник, которого Энки поручил ухаживать за созданной им финиковой пальмой, находит Инанну спящей под пальмой и насилует богиню во сне. Проснувшись, она обнаруживает, что над ней изнасиловали, и стремится наказать злодея. Шукалетуда ищет защиты у Энки, которого Боттеро считает своим отцом. [39] В классической энкианской манере отец советует Шукалетуде спрятаться в городе, где Инанна не сможет его найти. Энки, как защитник всех, кто приходит за его помощью, и как наделитель Инанны, здесь призывает юную порывистую богиню контролировать свой гнев, чтобы лучше действовать в качестве великого судьи.
В конце концов, охладив свой гнев, она тоже обращается за помощью к Энки, как представителю «собрания богов», Игиги и Ануннаков. После того, как она изложила свое дело, Энки видит, что справедливость должна свершиться, и обещает помощь, сообщая, где скрывается злодей.
Влияние
[ редактировать ]Энки, а позднее Эа, по-видимому, изображались иногда в виде человека, покрытого рыбьей кожей, и это изображение, как и название его храма Э-апсу, «дом водной пучины», решительно указывает на его первоначальный характер. как бог вод (см. Оаннес ). При раскопках 18 святилищ, найденных на этом месте, были найдены тысячи костей карпа , возможно, съеденных на пирах в честь бога. О его культе в Эриду, восходящем к древнейшему периоду истории Месопотамии, ничего определенного не известно, кроме того, что его храм был также связан с храмом Нинхурсаг, который назывался Эсаггила , «дом с высокой головой» ( Е , дом, саг , голова). , ila , высокая; или аккадская богиня = Ила), имя, общее с храмом Мардука в Вавилоне, указывающее на ступенчатую башню или зиккурат (как с храмом Энлиля в Ниппуре , который был известен как Э-кур ( кур , холм) ), и что заклинания, включающие церемониальные обряды, в которых вода как священный элемент играла важную роль, составляли особенность его поклонения. Это, по-видимому, также связано с эпос о hieros gamos или священном браке Энки и Нинхурсаг (вверху), который кажется этиологическим мифом об оплодотворении сухой земли пришествием оросительной воды (от шумерского a , ab , вода или семя). Ранние надписи Урукагины фактически заходят так далеко, что предполагают, что божественная пара, Энки и Нинки, были прародителями семи пар богов, включая Энки как бога Эриду , Энлиля из Ниппура и Су'эна (или Сина ). Ура . и сами были детьми Ана (неба, неба) и Ки (земли) [15] [ нужна страница ] Бассейн Абзу перед его храмом был принят также в храме Нанны ( аккадского Сина ) Луны в Уре и распространился оттуда по всему Ближнему Востоку. Считается, что он и сегодня остается священным бассейном в мечетях или источником святой воды в католических или восточно-православных церквях. [39] [ нужна страница ]
Неизвестно, играл ли когда-то Эриду важную политическую роль в шумерских делах, хотя это и вполне вероятно. В любом случае известность «Эа» привела, как и в случае с Ниппуру, к сохранению Эриду как священного города, даже спустя долгое время после того, как он перестал иметь какое-либо значение как политический центр. Мифы, в которых Эа занимает видное место, были найдены в библиотеке Ашшурбанипала и в Хаттусы архиве в хеттской Анатолии . Как Эа, Энки имел широкое влияние за пределами Шумера, его приравнивали к Элу (в Угарите ) и, возможно, Яху (в Эбле ) в ханаанском 'ilhm' пантеоне . Он также встречается в хурритской и хеттской мифологии как бог контрактов и особенно благосклонен к человечеству. Было высказано предположение, что этимологически имя Эа происходит от термина *hyy (жизнь), обозначающего воды Энки как животворящие. [40] Энки/Эа, по сути, бог цивилизации, мудрости и культуры. Он также был создателем и защитником человека и мира в целом. Следы этой версии Эа появляются в эпосе о Мардуке, прославляющем достижения этого бога и тесную связь между культом Эа в Эриду и культом Мардука. Корреляция между ними вытекает из двух других важных связей: (1) название святилища Мардука в Вавилоне носит то же имя, Эсаггила , что и храм в Эриду, и (2) Мардука обычно называют сыном Эа, черпающий свои полномочия в результате добровольного отречения отца в пользу сына. Соответственно, заклинания, первоначально составленные для культа Эа, были переработаны жрецами Вавилона и адаптированы к поклонению Мардуку , и, аналогично, гимны Мардуку обнаруживают следы передачи Мардуку атрибутов, первоначально принадлежавших Эа.
Однако именно как третья фигура в триаде (двумя другими членами которой были Ану и Энлиль ) Эа приобретает свое постоянное место в пантеоне. Ему была поручена власть над водным элементом, и в этом качестве он шарапси ; становится т.е. царь Апсу или «бездны». Апсу изображался как бездна воды под землей, и поскольку место сбора мертвых, известное как Аралу, располагалось недалеко от пределов Апсу, его также обозначали как Эн -Ки ; т.е. «господин того, что внизу», в отличие от Ану, который был господином «выше» или небес. Культ Эа распространился по всей Вавилонии и Ассирии . Мы находим храмы и святилища, воздвигнутые в его честь, например, в Ниппуре , Гирсу , Уре , Вавилоне , Сиппаре и Ниневии , и многочисленные эпитеты, данные ему, а также различные формы, в которых появляется бог, одинаково свидетельствуют о популярности, которой он пользовался с самого раннего до позднего периода вавилонско-ассирийской истории. Супруга Эа, известная как Нинхурсаг, Ки, Уриаш. Дамкина , «госпожа того, что внизу», или Дамгалнунна , «большая госпожа вод», изначально была полностью равна Эа, но в более патриархальные ассирийские и нововавилонские времена играла роль лишь в связи со своим господином. Однако в целом Энки кажется отражением допатриархальных времен, когда отношения между полами характеризовались ситуацией большего гендерного равенства . По своему характеру он предпочитает уговоры конфликту, которого по возможности стремится избежать.
Эа и западносемитские божества
[ редактировать ]В 1964 году группа итальянских археологов под руководством Паоло Маттиа из Римского университета Ла Сапиенца выполнила серию раскопок материалов из города Эбла третьего тысячелетия до нашей эры . Большая часть письменного материала, найденного во время этих раскопок, была позже переведена Джованни Петтинато . склонность Среди других выводов он обнаружил среди жителей Эблы после правления Саргона Аккадского заменять имя Эль , царя богов ханаанского пантеона (встречающееся в таких именах, как Микаэль и Измаил), на Иа. (Микаия, Ишмаия). [41]
Жан Боттеро (1952) [42] и другие [43] предположил, что Иа в данном случае — западносемитский (ханаанский) способ произнесения аккадского имени Эа . Ученые в значительной степени отвергают теорию, отождествляющую это Иа с израильским теонимом ЯХВЕ . [44] объясняя, как это могло быть неправильно истолковано. [45] Иа Уильям Халло также сравнивал с угаритским богом Яммом («Море») (также называемым Судьей Нахаром или Судьей Ривер), чье более раннее имя, по крайней мере, в одном древнем источнике, было Yaw или Ya'a. [ не удалось пройти проверку ] . [ нужны разъяснения ] [46]
Эа был также известен как Дагон и Уанна (Грецед Оаннес ), первый из Семи Мудрецов. [47]
См. также
[ редактировать ]- Древний Ближний Восток
- Азазель
- Храм Барбара , храм эпохи Дильмуна в Бахрейне, посвященный поклонению Энки.
- Козерог (астрология)
- Козерог
- да
- Да
- Я (мифология)
- Месопотамская мифология
- Ахура Мазда
- Эль (божество)
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ В более широком повествовании Энмеркар — царь Урука (Шумера), а Аратта — мифическая восточная земля. Этот эпизод — один из самых спорных в ассириологической литературе. [30] [31] [32]
- ↑ Другой перевод описывает «Хамази, многоязычного» и вместо этого призывает Энки превратить языки человечества в один. [33]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Печать Адды» . Британский музей .
- ^ Лейк, доктор Гвендолин (11 сентября 2002 г.). Словарь древней ближневосточной мифологии . Рутледж. п. 41. ИСБН 978-1-134-64103-1 .
- ^ Герцог, Т.Т. (1971). «Пирам и Фисба» Овидия . Классический журнал . 66 (4). Классическая ассоциация Ближнего Запада и Юга (CAMWS): 320–327. ISSN 0009-8353 . JSTOR 3296569 . п. 324, примечание 28: «...Леонард Палмер в своей «Интерпретации микенских греческих текстов» (1963), стр. 255 предполагает, что имя Посейдона является прямым переводом «кальки» шумерского EN.KI, «господин земля'».
- ^ Стефани Уэст. «Восточный Прометей», стр. 147 Museum Helveticum Vol. 51, № 3 (1994), стр. 129–149 (21 страница).
- ^ Герцог, Т.Т. (1971). «Пирам и Фисба» Овидия . Классический журнал . 66 (4). Классическая ассоциация Ближнего Запада и Юга (CAMWS): 320–327. ISSN 0009-8353 . JSTOR 3296569 . п. 324, примечание 27.
- ^ Лэнгдон, С. (1918). «Вавилонская концепция логоса» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . Издательство Кембриджского университета: 433–449. ISSN 0009-8353 . JSTOR 25209408 . п. 434.
- ^ Истоки древних созвездий: I. Месопотамские традиции Дж. Х. Роджерса.
- ^ Блэк, Джереми; Грин, Энтони (1992). Боги, демоны и символы Древней Месопотамии: Иллюстрированный словарь . Издательство Техасского университета. п. 145. ИСБН 978-0-292-70794-8 .
- ^ Фостер, Бенджамин Р. (2007). «4 Месопотамия» . В Хиннеллсе, Джон Р. (ред.). Справочник древних религий . Издательство Кембриджского университета. п. 174. ИСБН 978-1-139-46198-6 .
- ^ Блэк, Джереми; Грин, Энтони (1992), Боги, демоны и символы древней Месопотамии: иллюстрированный словарь , The British Museum Press, стр. 133, ISBN 978-0-7141-1705-8
- ^ Ньюджент, Тони (1 января 1993 г.). «Звездный бог: Энки/Эа и библейский бог как выражения общей древней ближневосточной астрально-теологической символической системы» . Религия -- Диссертации .
- ^ Хаффмон, Герберт Б. (1965), «Аморейские личные имена в марийских текстах: структурное и лексическое исследование». (Балтимор, Мэриленд: The Johns Hopkins Press)
- ^ Крамер и Майер, 1989 г.
- ^ Венингер, Стефан (1 января 2012 г.). Семитские языки . Берлин [ua.]: Вальтер де Грюйтер. п. 237. ИСБН 978-3-11-025158-6 .
- ^ Jump up to: а б с Эспак, Пеетер (2006). Древние ближневосточные боги Эа и Энки; Диахронический анализ текстов и изображений от самых ранних источников до неошумерского периода (PDF) (магистерская диссертация). Тартуский университет, богословский факультет, кафедра изучения древнего Ближнего Востока. hdl : 10062/958 .
- ^ Якобсен, Торкильд (1970) «Месопотамские боги и пантеоны», стр. 22
- ^ Стейнкеллер П. (1999) «Священники и чиновники», с. 129
- ^ ван Бюрен, ED (1951) OSNs 21, стр. 293 [ нужна полная цитата ]
- ^ Картрайт, Марк. «Печать Адда (Иллюстрация)» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 25 марта 2017 г.
- ^ Басби, Джесси. «Энки» . Древнее искусство . Университет Алабамы . Проверено 25 марта 2017 г.
- ^ Лейк, Гвендолин (2001), «Месопотамия: изобретение города» (Пингвин), с. 20
- ^ Дэлли, Стефани (1998). Мифы Месопотамии: Сотворение мира, Потоп, Гильгамеш и другие . Издательство Оксфордского университета. п. 50. ISBN 978-0-19-283589-5 .
- ^ Бенито, Калифорния (1969) «Энки и Нинмах» и «Энки и мировой порядок» (диссертация, Университет Филадельфии)
- ^ «Цилиндрическая печать Ибни-Шаррума» . Музей Лувр .
- ^ «Официальный сайт Лувра» . cartelfr.louvre.fr .
- ^ Браун, Брайан А.; Фельдман, Мэриан Х. (2013). Критические подходы к древнему ближневосточному искусству . Вальтер де Грюйтер. п. 187. ИСБН 978-1-61451-035-2 .
- ^ «Энки и Нинхурсайя» . Строка 50–87 . Проверено 5 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Крамер, Сэмюэл Ной (1961). Шумерская мифология: исследование духовных и литературных достижений третьего тысячелетия до нашей эры . Нью-Йорк: Харпер и братья. ISBN 0-8122-1047-6 .
- ^ Крамер 1963 , стр. 149–151; Крамер 1961 , стр. 69–72; Джона К. Гибсона Кристофер Б. Сирен (1999) на основе ханаанской мифологии С. Х. Гука. и ближневосточной мифологии
- ^ Крисостомо, Перевод как стипендия: язык, письмо и двуязычное образование в Древней Вавилонии (Берлин: Вальтер де Грюйтер, 2019), 36–39. ISBN 978-1-5015-0981-0
- ↑ Джейкоб Кляйн, «Так называемое «Заклинание Нудиммуда» (ELA 134–155): пересмотр», в Симонетте Грациани, изд., Studi sul Vicino Oriente Antico, посвященный памяти Луиджи Каньи (Неаполь: Instituto Восточный университет, 2000), 563–84.
- ^ К. Миттермайер, Энмеркара и повелитель Араты: неравное соревнование (Фрайбург: Academic Press, 2009), 363.
- ^ «Энмеркар и владыка Аратты: перевод» . etcsl.orinst.ox.ac.uk . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ «Инанна: Леди Любви и Войны, Царица Неба и Земли, Утренняя и Вечерняя Звезда», консультация 25 августа 2007 г. [1]
- ^ Jump up to: а б Волькштейн, Дайан; Крамер, Сэмюэл Ной (1983). Инанна: Царица неба и земли: ее истории и гимны из Шумера . Харпер и Роу. ISBN 978-0-06-090854-6 .
- ^ Эхлин, Ким (2015). Инанна: Новая английская версия . Пингвин. п. 55. ИСБН 978-0-14-319458-3 .
- ^ Энхедуанна; Мидор, Бетти Де Шонг (2000). Инанна, госпожа самого большого сердца: Стихи шумерской верховной жрицы Энхедуанны . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-75242-9 .
- ^ Лиштар «Дева-мстительница и садовник-хищник: этюд Инанны и Шукалетуда» [2]
- ^ Jump up to: а б Боттеро 1992 .
- ^ Альфонсо Арчи (2012). «Бог Хай(Й)А (Эа/Энки) в Эбле» . В Мелвилле, Сара; Слотски, Алиса (ред.). Открываем коробку с планшетом: Ближневосточные исследования в честь Бенджамина Р. Фосте . Брилл. стр. 15–16, 25. ISBN. 978-90-04-18652-1 . Проверено 19 июня 2014 г.
- ^ Фриман, Цви. «Есть ли доказательства революции Авраама? – Общая картина». Хабад.орг. Проверено 6 июня 2011 г.
- ^ Боттеро, Жан. «Религия в древней Месопотамии» (University of Chicago Press, 2004). ISBN 0-226-06718-1
- ^ Бобула, Ида. «Великий олень: шумерское божество и его связи», Пятьдесят третье общее собрание Археологического института Америки (1951) в American Journal of Archeology , Vol. 56, № 3 (июль 1952 г.) 171–178. Вся соответствующая информация доступна в Интернете.
- ^ Уотсон Э. Миллс; Роджер Обри Буллард (1990). Библейский словарь Мерсера . п. 226. ИСБН 9780865543737 .
- ^ «Яхве» в книге К. ван дер Торна, Боба Бекинга, Питера Виллема ван дер Хорста, Словаря божеств и демонов в Библии (1999), ISBN 978-90-04-11119-6 , с. 911: «его культ в Эбле — химера».
- ^ Привет, Уильям В. (апрель – июнь 1996 г.). «Обзор: Энки и теология Эриду». Журнал Американского восточного общества . 116 (2): 231–4. дои : 10.2307/605698 . JSTOR 605698 .
- ^ Герцог, Т.Т. (1971). «Пирам и Фисба» Овидия . Классический журнал . 66 (4). Классическая ассоциация Ближнего Запада и Юга (CAMWS): 320–327. ISSN 0009-8353 . JSTOR 3296569 . п. 324, примечание 27.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Боттеро, Жан (1992). Месопотамия: письмо, рассуждения и боги (1-е изд. в мягкой обложке). Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-06727-8 .
- Боттеро, Жан (2001). Религия в древней Месопотамии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-06718-1 .
- Эспак, Петер (2010) Бог Энки в шумерской королевской идеологии и мифологии . Dissertationes Theologiae Universitatis Tartuensis 19. (Издательство Тартуского университета). ISBN 978-9949-19-522-0
- Крамер, Сэмюэл Ной (1963). Шумеры: их история, культура и характер . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-45238-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Якобсен, Торкильд (1976). Сокровища тьмы; История религии Месопотамии . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-02291-3 .
- Крамер, С.Н.; Майер, младший (1989). Мифы об Энки, Коварном Боге . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-505502-0 .
- Галтер, HD (1983). Бог Эа/Энки в аккадской традиции: опись существующего материала . Издательство Технического университета Граца. ISBN 3-7041-9018-7 .