Jump to content

Место-овер и Месламта-еа

Место-овер и Месламта-еа
Пара богов-воинов, стражей дверей и привратников подземного мира.
Главный культовый центр Кисига, Дурум
Оружие
  • лук и стрелы (на месте)
  • булава и топор (Месламта-еа)
Животные
  • черный ворон (накладной)
  • белый ворон (Месламта-еа)
Генеалогия
Супруг

Лугал-ирра ( 𒀭𒈗𒄊𒊏 ) и Месламта-эа ( 𒀭𒈩𒇴𒋫𒌓𒁺𒀀 ) были парой месопотамских богов , которые обычно появляются вместе в клинописных текстах и ​​описываются как « божественные близнецы » ( Маштабба ). Их считали богами-воинами и защитниками дверей, возможно, из-за их роли привратников в подземный мир . В месопотамской астрономии они стали ассоциироваться с парой звезд, известных как «Великие близнецы», Альфа Близнецов и Бета Близнецов . Они оба были тесно связаны с Нергалом и могли либо считаться членами его двора, либо приравниваться к нему. Их культовыми центрами были Кисига и Дурум. Хотя никаких крупных святилищ, посвященных им, нигде не зарегистрировано, тем не менее, им поклонялись во многих других городах.

Лугал-ирра и Месламта-еа обычно появляются вместе в месопотамских текстах. [ 2 ] Обычно за Лугал-иррой следовал Месламта-еа, хотя известны и случаи обратного порядка. [ 3 ] Хотя известны свидетельства Лугал-ирры без Месламта-еа, они считаются необычными. [ 4 ]

Лугалирра

[ редактировать ]

Имя Лугал-ирры чаще всего писалось клинописью как д Лугаль - ГОР -ра . [ 5 ] можно латинизировать как Лугалирра. Его также [ 6 ] [ 7 ] Оно имеет шумерское происхождение и может быть переведено как «сильный господин». [ 5 ] Вариант Лугал-гирра, д Лугал-гир-ра отражает позднюю интерпретацию имени как «повелитель кинжала» и больше не считается показателем того, что д Лугал- ГИР -ра всегда читался как Лугал-гирра. [ 8 ] Несмотря на фонетическое сходство, вторая половина имени Лугал-ирры, скорее всего, не связана с теонимом Эрра (вариант: Ирра), а его аккадский перевод был гасру согласно лексическим спискам . [ 5 ]

Месламтеа

[ редактировать ]

Наиболее распространенное написание имени Месламта-еа клинописью было д Мес-лам-та-и(-а) . [ 5 ] Его также можно латинизировать как Meslamtaea. [ 6 ] [ 7 ] Его можно перевести как «тот, кто вышел из Меслама» или «тот, кто вышел из Меслама». [ 5 ] Меслам хорошо известен как название или часть названия нескольких храмов Нергала. [ 9 ] и родственные ему божества, самое известное из которых, Э-Меслам, находится в Куте . [ 10 ]

д MAŠ.TAB.BA и аналогичные термины

[ редактировать ]

Термин Маштабба, д Маш-таб-ба — шумерское словосочетание, означающее «божественные близнецы», происходящее от обычного термина, обозначающего близнецов. [ 11 ] [ а ] Как теоним впервые упоминается в списке подношений из Мари периода Шакканакку , где он встречается между Нисабой и д Ба- Ах (обожествленная река Балих ), а также в современных текстах из Сиппара, известных по нововавилонской копии, где эта пара помещена между д ИД (обожествленная река или речное испытание ) и Иштаран . [ 12 ] Оно могло служить эпитетом Лугал-ирры и Месламта-еа. [ 13 ] Эту пару также можно назвать шумерской фразой. д ингир-мин-а-би , «боги-близнецы», [ 14 ] синоним теонима Маштабба. [ 11 ]

Персонаж и иконография

[ редактировать ]

Лугал-ирра и Месламта-эа считались божествами-воинами. [ 7 ] В ранних источниках конца периода Ура III оба они были связаны с судом, особенно с речными мытарствами . [ 15 ] Их также считали стражами дверных проемов. [ 16 ] В заклинаний серии Маклю они описаны как «боги-охранники, вырывающие сердце и сжимающие почки». [ 3 ] Обычно Лугал-ирра ассоциировался с правой стороной, а Месламта-еа с левой. [ 17 ] Утверждалось, что эта роль отражала их статус хранителей подземного мира , что делало уместным доверить им и другие врата. [ 3 ] Помимо того, что Лугал-ирра регулярно играл эту роль в месопотамских источниках, в одном случае Лугал-ирра также упоминается как защитник дверей в хеттском ритуале, предположительно адаптированном из вавилонского оригинала, KBo 15, 2, который предписывает изготовление фигурки, изображающей его для этой цели. [ 18 ]

Астрономические тексты, такие как сборник MUL.APIN , отождествляют Лугал-ирру и Месламта-эа с парой звезд, известных как «Великие Близнецы». у меня есть МАШ.ТАБ.БА.ГАЛ. [ 9 ] [ 7 ] Это соответствовало Альфа-Близнецам и Бета-Близнецам . [ 19 ] Аналогичное название «Маленькие близнецы» ( у меня есть MAŠ.TAB.BA.TUR.TUR) использовался для обозначения Аламмуша и Нингублаги . [ 7 ] Эту пару, в свою очередь, можно идентифицировать как Дельта-Близнецы и Зета-Близнецы . [ 19 ] В тексте KAR 142, списке различных гептад, они перечислены наряду с пятью другими парами таких божеств-близнецов в дополнение к Великим Близнецам и Маленьким Близнецам, включая «близнецов Папсуккала » (здесь созвездие, соответствующее Ориону ), Шуллата и Малых Близнецов. Ханиш , Шарур и Шаргаз , у меня есть КУ -ан-на и у меня есть КУ -ки- НОГИ люм (возможно, связан с Лисина и Нинсикилы детьми КУ-анной и КУ-китой), а также Ниннисигом и Эррагалом . [ 20 ]

Инструкция по изготовлению апотропных фигурок гласит, что изображение Лугал-ирры должно держать лук и стрелы, а Месламтея - топор (в левой руке) и булаву (в правой руке). [ 21 ] Используемые термины ḫutpalu и zaṭû более конкретно указывают на то, что оружием была булава с каменным наконечником и топор с одним лезвием. [ 22 ] Кроме того, статуэтки Месламта-эа были украшены «черной пастой» (IM.GI 6 , неопознанное вещество), а они изображали Лугал-ирру, возможно, с ярким пигментом. [ 23 ] Статуэтки носили одежду, известную как тиллю , и рогатый головной убор. [ 24 ] Неоассирийские источники указывают, что их хоронили под входами в здания. [ 16 ]

В гимне Лугал-ирра и Месламта-еа упоминаются как пара воронов , соответственно черных и белых, хотя основа этой ассоциации неизвестна. [ 9 ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

Лугал-ирра и Месламта-эа были тесно связаны с Нергалом . [ 9 ] [ 25 ] Их можно было считать членами его двора. [ 26 ] Их обоих можно было напрямую отождествить с ним. [ 12 ] Предполагается, что, хотя Месламта-эа можно было рассматривать как отдельного бога, первоначально это был эпитет Нергала, который использовался для обозначения него в городах, расположенных к югу от Куты, вплоть до периода Ура III . [ 27 ] Однако Дина Кац утверждает, что по происхождению он был отдельным божеством и только в какой-то момент стал синкретизироваться с Нергалом. [ 28 ] Отождествление Нергала и Лугал-ирры было поздним явлением, и тот факт, что первый мог называться тем же эпитетом, что и последний, дингир ирра («сильный бог»), не является показателем эквивалентности в том смысле, в котором он применялся. многим божествам. [ 9 ] Известны также случаи, когда пара идентифицировалась как Син и Нергал, причем связь последних двух заключалась в их общем статусе как сыновей Энлиля . [ 29 ] Уравнение между Лугал-иррой и Сином может зависеть от упоминаний о последнем, действующем как судья в подземном мире. [ 3 ] Предполагается, что связь между парой и Нергалом является причиной появления логограмм. д MAŠ.TAB.BA и его вариант д MAŠ.MAŠ иногда использовалось для передачи его имени. [ 12 ]

По мнению Уилфреда Г. Ламберта , женой Лугал-ирры была Куаннеси, тогда как Месламта-эа была связана либо с Ниншубуром , либо с Мамиту . [ 9 ] Однако связь между парой, Куаннеси и Ниншубуром задокументирована только в одном списке древневавилонских богов, и неясно, обязательно ли это означает, что их считали парами. [ 1 ] [ б ] Их соответствующими божественными « визирями » ( суккалами ) были Ци-минги (или д День- МЮ) [ 31 ] и Зи-хара, [ 32 ] хотя единый список богов, датируемый периодом Старого Вавилона, вместо этого приравнивает эту пару к ним. [ 9 ] В текстах, относящихся к этому жанру, Лугал-ирру и Месламта-эа можно было отождествить и с другими парами божеств-близнецов, предположительно происходящих из периферии Месопотамии, включая Алму и Аламу, Бирду и Шаррабу, [ с ] и два других дуэта, имена которых сохранились лишь частично. [ 12 ] Ан = Анум дополнительно называет божество Кар посланником пары, хотя эта традиция нигде не документирована. [ 9 ]

По мнению Поля-Алена Болье Гашру , бог, которому поклонялись в Месопотамии в Описе и Мари , а также дальше на запад в Эмаре и Угарите , мог считаться формой Лугал-ирры. [ 33 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Кисига и Дурум

[ редактировать ]

Самые старые известные упоминания о Лугал-ирре и Месламта-еа как о паре были обнаружены в гимнах времен правления Ибби-Сина , последнего царя Третьей династии Ура , которые указывают, что в то время их культовым центром был Кисига (Кишага). ). [ 34 ] Неизвестно, был ли он идентичен Киссику, известному из источников первого тысячелетия до нашей эры. [ 35 ]

текстах времен правления Син-кашида Урука В Дурум упоминается как культовый центр Лугал-ирры и Месламта-еа. [ 9 ] В его надписях упоминается обновление храмов Э -Меслам-меламилла («Э-Меслам, несущий сияние»), посвященного Месламта-еа, [ 14 ] и E-niḫušgurusuzilla («дом, облаченный в ужас, несущий сияние»), посвященный Лугал-ирре. [ 36 ] Литературное письмо, приписываемое его дочери Ниншатападе , служившей верховной жрицей Месламта-эа, [ 1 ] упоминает храм, совместно посвященный паре, под названием Э-Меслам, что может быть либо аббревиатурой Э-Меслам-меламилла, либо названием храмового комплекса, а не отдельного молитвенного дома. [ 14 ] Опираясь на то, что Лугал-ирра и Месламта-еа были связаны только со старовавилонским Дурумом, а не с нововавилонским Дуру, который вместо этого был культовым центром Сина и его жены Нингаль , Поль-Ален Болье предполагает, что эти два топонима относятся к разным населенным пунктам. [ 37 ] Он предполагает, что Дурум мог быть переименован в Уданну или, альтернативно, местные культы могли в какой-то момент быть перенесены в последний город. [ 38 ] Он указывает, что в нововавилонский период два божества, представленные логограммой д Там поклонялись IGI.DU и предполагали связь между ними и Лугал-иррой и Месламта-еа. [ 39 ] [ д ] Одетта Бойвен предполагает, что присутствие Лугал-ирры в архиве Первой династии Силендов было связано с его положением в Дуруме и Уданну. [ 41 ] Он указан без Месламта-еа в ряде списков пожертвований, хотя его положение в них различается. [ 42 ] Иногда его ставят рядом с Нергалом . [ 43 ] Бойвин утверждает, что его относительная значимость в текстах Силенда может указывать на то, что центр этого королевства располагался недалеко от Уданну. [ 44 ] Однако она отмечает, что он засвидетельствован один, без Месламта-еа, что необычно. [ 43 ] Он получил подношения, называемые ниндабу , которые, возможно, проводились в честь полнолуния, так же, как Себитти и Нанше . [ 45 ]

По словам Уилфреда Г. Ламберта, нет никаких свидетельств того, что какие-либо крупные святилища Лугал-ирры и Месламта-эа как пары существовали за пределами Дурума и Кисиги. [ 9 ]

Другие города

[ редактировать ]

Канонический список храмов относит Э-меламсулимгурру («дом, облаченный в устрашающее сияние»), возможно, расположенный в Уре , к Месламта-еа. [ 46 ] Молитвенный дом с таким же названием (или часовня в храме другого божества), предположительно идентичный ему, встречается в топографическом тексте, который, скорее всего, возник в указанном городе, хотя там он описан как посвященный как Лугал-ирре, так и и Месламта-еа. [ 47 ] В том же источнике перечислены церемониальные названия соответствующих мест: Бара-шадишша (« помост Совершенного») и Э-хурсаг-сига («дом молчаливой горы»). [ 48 ] В Каноническом списке храмов также упоминается еще один храм, совместно посвященный этой паре, Э-сулимгурруде («дом, облаченный в устрашающее сияние»), хотя его местонахождение неизвестно. [ 49 ]

В Вавилоне Лугал-Ирре и Месламта-еа поклонялись в Эрабрири, [ 46 ] «дом оков, которые держат под контролем», храм Мандану . [ 50 ] Их место в нем было известно под церемониальным названием Э-меламхуш, дом грозного сияния. [ 46 ] [ и ] По крайней мере, в седьмом веке до нашей эры в городе существовал храм, посвященный Лугал-ирре. [ 51 ] Кроме того, из Тинтира = Вавилона известны 180 «станций», посвященных совместно ему и Месламтее. [ 52 ] [ ж ] часто копируемый поздний топографический текст. [ 53 ] Предположительно, это были небольшие сооружения, во многом похожие на святилища Иштар , Себитти, обожествленной радуги ( Манзат ) и других фигур, упомянутых в том же разделе. [ 54 ] В том же источнике сообщается, что в честь Лугаль-ирры были названы одни из ворот Вавилона. [ 55 ] У него также был храм, церемониальное название которого неизвестно в Лухату, недалеко от Вавилона. [ 56 ]

В Ниппуре в древневавилонский период Лугал-ирра и Месламта-эа считались божественными привратниками храма Нуска , где они получали подношения. [ 43 ] Ниппурский сборник , известный по копиям неоассирийского и нововавилонского периодов и более поздних периодов, [ 57 ] перечисляет их среди божеств, почитаемых в местном храме Нергала, наряду с Эррой , Эррагалом и Даму . [ 58 ]

Единственный текст времен правления Рим-Анума [ де ] из Урука может указывать на то, что Лугал-ирре и Месламта-еа поклонялись там в старовавилонский период. [ 43 ] Они также засвидетельствованы в источниках из этого города нововавилонского периода. [ 59 ] [ 60 ] Лугал-ирре в это время поклонялись в одном из экуррату , небольших независимых святилищ, расположенных в городе или в его окрестностях. [ 61 ] Засвидетельствована также улица его имени. [ 59 ] Неизвестно, активно ли поклонялись Месламта-эа в Уруке в нововавилонский период, поскольку он засвидетельствован только в названии городских ворот. [ 62 ] И Лугал-ирра, и Месламта-еа также почитались в Уруке в период Селевкидов . [ 63 ] В тексте КАР 132, инструкции для акиту Ану . , они упоминаются среди божеств, вызываемых во время этих празднований [ 7 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Сегодня производный ярлык «божественные близнецы» ( Zwillingsgottheiten ) в основном используется в ассириологии для обозначения пар божеств, отождествляемых с парами звезд. [ 11 ]
  2. Франс Виггерманн рассматривает это упоминание о Ниншубур как одно из свидетельств того, что она и Нергал (или Месламта-еа, рассматриваемая как его эпитет) вместо этого являются парой. [ 30 ]
  3. ^ Эти два бога были аморейскими божествами, согласно Уилфреду Г. Ламберту. [ 9 ]
  4. ^ д IGI.DU часто использовался как логографическое написание имени Нергала в поздних источниках, хотя многое об использовании этой логограммы и божеств, которые могли быть ею обозначены, остается неясным. [ 40 ]
  5. ^ Не путать с одноименным храмом Нуска в Ниппуре . [ 46 ]
  6. ^ также называется Топографией Вавилона . В старых публикациях [ 53 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Бриш 2016 .
  2. ^ Виггерманн 1998 , с. 217.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Ламберт 1987 , с. 145.
  4. ^ Бойвен 2018 , стр. 228–229.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Ламберт 1987 , с. 143.
  6. ^ Перейти обратно: а б Джордж 1993 , с. 3.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Крул 2018 , с. 67.
  8. ^ Швемер 2013 , с. 163.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Ламберт 1987 , с. 144.
  10. ^ Джордж 1993 , с. 126.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Креберник 2016б , с. 351.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Креберник 2016б , с. 352.
  13. ^ Виггерманн 1992 , с. 26.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Джордж 1993 , с. 127.
  15. ^ Ламберт 1987 , стр. 134–144.
  16. ^ Перейти обратно: а б Черное и зеленое 1992 , с. 124.
  17. ^ Габбай 2018 , с. 17.
  18. ^ Швемер 2013 , стр. 162–163.
  19. ^ Перейти обратно: а б Голод 1987 , с. 530.
  20. ^ Креберник 2016b , стр. 352–353.
  21. ^ Виггерманн 1992 , с. 38.
  22. ^ Виггерманн 1992 , с. 61.
  23. ^ Виггерманн 1992 , стр. 54–55.
  24. ^ Виггерманн 1992 , с. 56.
  25. ^ Крул 2018 , с. 210.
  26. ^ Джордж 1992 , с. 366.
  27. ^ Виггерманн 1998 , с. 216.
  28. ^ Кац 2003 , с. 351.
  29. ^ Ламберт 1987 , стр. 144–145.
  30. ^ Виггерманн 1998 , с. 220.
  31. ^ Креберник 2016а , с. 290.
  32. ^ Креберник 2016 , с. 288.
  33. ^ Болье 2003 , с. 339.
  34. ^ Ламберт 1987 , стр. 143–144.
  35. ^ Болье 1992 , с. 417.
  36. ^ Джордж 1993 , с. 132.
  37. ^ Болье 1992 , с. 418.
  38. ^ Бойвин 2018 , с. 229.
  39. ^ Болье 2003 , с. 290.
  40. ^ Болье 1992 , стр. 404–405.
  41. ^ Бойвин 2018 , с. 208.
  42. ^ Бойвин 2018 , с. 198.
  43. ^ Перейти обратно: а б с д Бойвин 2018 , с. 228.
  44. ^ Бойвин 2018 , стр. 62–63.
  45. ^ Бойвин 2018 , с. 203.
  46. ^ Перейти обратно: а б с д Джордж 1993 , с. 124.
  47. ^ Джордж 1992 , с. 202.
  48. ^ Джордж 1992 , с. 203.
  49. ^ Джордж 1993 , с. 142.
  50. ^ Джордж 1993 , стр. 136–137.
  51. ^ Джордж 1992 , с. 26.
  52. ^ Джордж 1992 , с. 69.
  53. ^ Перейти обратно: а б Джордж 1992 , с. 1.
  54. ^ Джордж 1992 , с. 13.
  55. ^ Джордж 1992 , стр. 18–19.
  56. ^ Джордж 1993 , с. 166.
  57. ^ Джордж 1992 , с. 145.
  58. ^ Джордж 1992 , с. 159.
  59. ^ Перейти обратно: а б Болье 2003 , с. 341.
  60. ^ Крул 2018 , с. 72.
  61. ^ Болье 2003 , с. 325.
  62. ^ Болье 2003 , с. 343.
  63. ^ Крул 2018 , с. 81.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1f3f0736cc0122653999a9ea887513d8__1715837820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1f/d8/1f3f0736cc0122653999a9ea887513d8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lugal-irra and Meslamta-ea - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)