Место-овер и Месламта-еа
Место-овер и Месламта-еа | |
---|---|
Пара богов-воинов, стражей дверей и привратников подземного мира. | |
Главный культовый центр | Кисига, Дурум |
Оружие |
|
Животные |
|
Генеалогия | |
Супруг |
Лугал-ирра ( 𒀭𒈗𒄊𒊏 ) и Месламта-эа ( 𒀭𒈩𒇴𒋫𒌓𒁺𒀀 ) были парой месопотамских богов , которые обычно появляются вместе в клинописных текстах и описываются как « божественные близнецы » ( Маштабба ). Их считали богами-воинами и защитниками дверей, возможно, из-за их роли привратников в подземный мир . В месопотамской астрономии они стали ассоциироваться с парой звезд, известных как «Великие близнецы», Альфа Близнецов и Бета Близнецов . Они оба были тесно связаны с Нергалом и могли либо считаться членами его двора, либо приравниваться к нему. Их культовыми центрами были Кисига и Дурум. Хотя никаких крупных святилищ, посвященных им, нигде не зарегистрировано, тем не менее, им поклонялись во многих других городах.
Имена
[ редактировать ]Лугал-ирра и Месламта-еа обычно появляются вместе в месопотамских текстах. [ 2 ] Обычно за Лугал-иррой следовал Месламта-еа, хотя известны и случаи обратного порядка. [ 3 ] Хотя известны свидетельства Лугал-ирры без Месламта-еа, они считаются необычными. [ 4 ]
Лугалирра
[ редактировать ]Имя Лугал-ирры чаще всего писалось клинописью как д Лугаль - ГОР -ра . [ 5 ] можно латинизировать как Лугалирра. Его также [ 6 ] [ 7 ] Оно имеет шумерское происхождение и может быть переведено как «сильный господин». [ 5 ] Вариант Лугал-гирра, д Лугал-гир-ра отражает позднюю интерпретацию имени как «повелитель кинжала» и больше не считается показателем того, что д Лугал- ГИР -ра всегда читался как Лугал-гирра. [ 8 ] Несмотря на фонетическое сходство, вторая половина имени Лугал-ирры, скорее всего, не связана с теонимом Эрра (вариант: Ирра), а его аккадский перевод был гасру согласно лексическим спискам . [ 5 ]
Месламтеа
[ редактировать ]Наиболее распространенное написание имени Месламта-еа клинописью было д Мес-лам-та-и(-а) . [ 5 ] Его также можно латинизировать как Meslamtaea. [ 6 ] [ 7 ] Его можно перевести как «тот, кто вышел из Меслама» или «тот, кто вышел из Меслама». [ 5 ] Меслам хорошо известен как название или часть названия нескольких храмов Нергала. [ 9 ] и родственные ему божества, самое известное из которых, Э-Меслам, находится в Куте . [ 10 ]
д MAŠ.TAB.BA и аналогичные термины
[ редактировать ]Термин Маштабба, д Маш-таб-ба — шумерское словосочетание, означающее «божественные близнецы», происходящее от обычного термина, обозначающего близнецов. [ 11 ] [ а ] Как теоним впервые упоминается в списке подношений из Мари периода Шакканакку , где он встречается между Нисабой и д Ба- Ах (обожествленная река Балих ), а также в современных текстах из Сиппара, известных по нововавилонской копии, где эта пара помещена между д ИД (обожествленная река или речное испытание ) и Иштаран . [ 12 ] Оно могло служить эпитетом Лугал-ирры и Месламта-еа. [ 13 ] Эту пару также можно назвать шумерской фразой. д ингир-мин-а-би , «боги-близнецы», [ 14 ] синоним теонима Маштабба. [ 11 ]
Персонаж и иконография
[ редактировать ]Лугал-ирра и Месламта-эа считались божествами-воинами. [ 7 ] В ранних источниках конца периода Ура III оба они были связаны с судом, особенно с речными мытарствами . [ 15 ] Их также считали стражами дверных проемов. [ 16 ] В заклинаний серии Маклю они описаны как «боги-охранники, вырывающие сердце и сжимающие почки». [ 3 ] Обычно Лугал-ирра ассоциировался с правой стороной, а Месламта-еа с левой. [ 17 ] Утверждалось, что эта роль отражала их статус хранителей подземного мира , что делало уместным доверить им и другие врата. [ 3 ] Помимо того, что Лугал-ирра регулярно играл эту роль в месопотамских источниках, в одном случае Лугал-ирра также упоминается как защитник дверей в хеттском ритуале, предположительно адаптированном из вавилонского оригинала, KBo 15, 2, который предписывает изготовление фигурки, изображающей его для этой цели. [ 18 ]
Астрономические тексты, такие как сборник MUL.APIN , отождествляют Лугал-ирру и Месламта-эа с парой звезд, известных как «Великие Близнецы». у меня есть МАШ.ТАБ.БА.ГАЛ. [ 9 ] [ 7 ] Это соответствовало Альфа-Близнецам и Бета-Близнецам . [ 19 ] Аналогичное название «Маленькие близнецы» ( у меня есть MAŠ.TAB.BA.TUR.TUR) использовался для обозначения Аламмуша и Нингублаги . [ 7 ] Эту пару, в свою очередь, можно идентифицировать как Дельта-Близнецы и Зета-Близнецы . [ 19 ] В тексте KAR 142, списке различных гептад, они перечислены наряду с пятью другими парами таких божеств-близнецов в дополнение к Великим Близнецам и Маленьким Близнецам, включая «близнецов Папсуккала » (здесь созвездие, соответствующее Ориону ), Шуллата и Малых Близнецов. Ханиш , Шарур и Шаргаз , у меня есть КУ -ан-на и у меня есть КУ -ки- НОГИ люм (возможно, связан с Лисина и Нинсикилы детьми КУ-анной и КУ-китой), а также Ниннисигом и Эррагалом . [ 20 ]
Инструкция по изготовлению апотропных фигурок гласит, что изображение Лугал-ирры должно держать лук и стрелы, а Месламтея - топор (в левой руке) и булаву (в правой руке). [ 21 ] Используемые термины ḫutpalu и zaṭû более конкретно указывают на то, что оружием была булава с каменным наконечником и топор с одним лезвием. [ 22 ] Кроме того, статуэтки Месламта-эа были украшены «черной пастой» (IM.GI 6 , неопознанное вещество), а они изображали Лугал-ирру, возможно, с ярким пигментом. [ 23 ] Статуэтки носили одежду, известную как тиллю , и рогатый головной убор. [ 24 ] Неоассирийские источники указывают, что их хоронили под входами в здания. [ 16 ]
В гимне Лугал-ирра и Месламта-еа упоминаются как пара воронов , соответственно черных и белых, хотя основа этой ассоциации неизвестна. [ 9 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Лугал-ирра и Месламта-эа были тесно связаны с Нергалом . [ 9 ] [ 25 ] Их можно было считать членами его двора. [ 26 ] Их обоих можно было напрямую отождествить с ним. [ 12 ] Предполагается, что, хотя Месламта-эа можно было рассматривать как отдельного бога, первоначально это был эпитет Нергала, который использовался для обозначения него в городах, расположенных к югу от Куты, вплоть до периода Ура III . [ 27 ] Однако Дина Кац утверждает, что по происхождению он был отдельным божеством и только в какой-то момент стал синкретизироваться с Нергалом. [ 28 ] Отождествление Нергала и Лугал-ирры было поздним явлением, и тот факт, что первый мог называться тем же эпитетом, что и последний, дингир ирра («сильный бог»), не является показателем эквивалентности в том смысле, в котором он применялся. многим божествам. [ 9 ] Известны также случаи, когда пара идентифицировалась как Син и Нергал, причем связь последних двух заключалась в их общем статусе как сыновей Энлиля . [ 29 ] Уравнение между Лугал-иррой и Сином может зависеть от упоминаний о последнем, действующем как судья в подземном мире. [ 3 ] Предполагается, что связь между парой и Нергалом является причиной появления логограмм. д MAŠ.TAB.BA и его вариант д MAŠ.MAŠ иногда использовалось для передачи его имени. [ 12 ]
По мнению Уилфреда Г. Ламберта , женой Лугал-ирры была Куаннеси, тогда как Месламта-эа была связана либо с Ниншубуром , либо с Мамиту . [ 9 ] Однако связь между парой, Куаннеси и Ниншубуром задокументирована только в одном списке древневавилонских богов, и неясно, обязательно ли это означает, что их считали парами. [ 1 ] [ б ] Их соответствующими божественными « визирями » ( суккалами ) были Ци-минги (или д День- МЮ) [ 31 ] и Зи-хара, [ 32 ] хотя единый список богов, датируемый периодом Старого Вавилона, вместо этого приравнивает эту пару к ним. [ 9 ] В текстах, относящихся к этому жанру, Лугал-ирру и Месламта-эа можно было отождествить и с другими парами божеств-близнецов, предположительно происходящих из периферии Месопотамии, включая Алму и Аламу, Бирду и Шаррабу, [ с ] и два других дуэта, имена которых сохранились лишь частично. [ 12 ] Ан = Анум дополнительно называет божество Кар посланником пары, хотя эта традиция нигде не документирована. [ 9 ]
По мнению Поля-Алена Болье Гашру , бог, которому поклонялись в Месопотамии в Описе и Мари , а также дальше на запад в Эмаре и Угарите , мог считаться формой Лугал-ирры. [ 33 ]
Поклонение
[ редактировать ]Кисига и Дурум
[ редактировать ]Самые старые известные упоминания о Лугал-ирре и Месламта-еа как о паре были обнаружены в гимнах времен правления Ибби-Сина , последнего царя Третьей династии Ура , которые указывают, что в то время их культовым центром был Кисига (Кишага). ). [ 34 ] Неизвестно, был ли он идентичен Киссику, известному из источников первого тысячелетия до нашей эры. [ 35 ]
текстах времен правления Син-кашида Урука В Дурум упоминается как культовый центр Лугал-ирры и Месламта-еа. [ 9 ] В его надписях упоминается обновление храмов Э -Меслам-меламилла («Э-Меслам, несущий сияние»), посвященного Месламта-еа, [ 14 ] и E-niḫušgurusuzilla («дом, облаченный в ужас, несущий сияние»), посвященный Лугал-ирре. [ 36 ] Литературное письмо, приписываемое его дочери Ниншатападе , служившей верховной жрицей Месламта-эа, [ 1 ] упоминает храм, совместно посвященный паре, под названием Э-Меслам, что может быть либо аббревиатурой Э-Меслам-меламилла, либо названием храмового комплекса, а не отдельного молитвенного дома. [ 14 ] Опираясь на то, что Лугал-ирра и Месламта-еа были связаны только со старовавилонским Дурумом, а не с нововавилонским Дуру, который вместо этого был культовым центром Сина и его жены Нингаль , Поль-Ален Болье предполагает, что эти два топонима относятся к разным населенным пунктам. [ 37 ] Он предполагает, что Дурум мог быть переименован в Уданну или, альтернативно, местные культы могли в какой-то момент быть перенесены в последний город. [ 38 ] Он указывает, что в нововавилонский период два божества, представленные логограммой д Там поклонялись IGI.DU и предполагали связь между ними и Лугал-иррой и Месламта-еа. [ 39 ] [ д ] Одетта Бойвен предполагает, что присутствие Лугал-ирры в архиве Первой династии Силендов было связано с его положением в Дуруме и Уданну. [ 41 ] Он указан без Месламта-еа в ряде списков пожертвований, хотя его положение в них различается. [ 42 ] Иногда его ставят рядом с Нергалом . [ 43 ] Бойвин утверждает, что его относительная значимость в текстах Силенда может указывать на то, что центр этого королевства располагался недалеко от Уданну. [ 44 ] Однако она отмечает, что он засвидетельствован один, без Месламта-еа, что необычно. [ 43 ] Он получил подношения, называемые ниндабу , которые, возможно, проводились в честь полнолуния, так же, как Себитти и Нанше . [ 45 ]
По словам Уилфреда Г. Ламберта, нет никаких свидетельств того, что какие-либо крупные святилища Лугал-ирры и Месламта-эа как пары существовали за пределами Дурума и Кисиги. [ 9 ]
Другие города
[ редактировать ]Канонический список храмов относит Э-меламсулимгурру («дом, облаченный в устрашающее сияние»), возможно, расположенный в Уре , к Месламта-еа. [ 46 ] Молитвенный дом с таким же названием (или часовня в храме другого божества), предположительно идентичный ему, встречается в топографическом тексте, который, скорее всего, возник в указанном городе, хотя там он описан как посвященный как Лугал-ирре, так и и Месламта-еа. [ 47 ] В том же источнике перечислены церемониальные названия соответствующих мест: Бара-шадишша (« помост Совершенного») и Э-хурсаг-сига («дом молчаливой горы»). [ 48 ] В Каноническом списке храмов также упоминается еще один храм, совместно посвященный этой паре, Э-сулимгурруде («дом, облаченный в устрашающее сияние»), хотя его местонахождение неизвестно. [ 49 ]
В Вавилоне Лугал-Ирре и Месламта-еа поклонялись в Эрабрири, [ 46 ] «дом оков, которые держат под контролем», храм Мандану . [ 50 ] Их место в нем было известно под церемониальным названием Э-меламхуш, дом грозного сияния. [ 46 ] [ и ] По крайней мере, в седьмом веке до нашей эры в городе существовал храм, посвященный Лугал-ирре. [ 51 ] Кроме того, из Тинтира = Вавилона известны 180 «станций», посвященных совместно ему и Месламтее. [ 52 ] [ ж ] часто копируемый поздний топографический текст. [ 53 ] Предположительно, это были небольшие сооружения, во многом похожие на святилища Иштар , Себитти, обожествленной радуги ( Манзат ) и других фигур, упомянутых в том же разделе. [ 54 ] В том же источнике сообщается, что в честь Лугаль-ирры были названы одни из ворот Вавилона. [ 55 ] У него также был храм, церемониальное название которого неизвестно в Лухату, недалеко от Вавилона. [ 56 ]
В Ниппуре в древневавилонский период Лугал-ирра и Месламта-эа считались божественными привратниками храма Нуска , где они получали подношения. [ 43 ] Ниппурский сборник , известный по копиям неоассирийского и нововавилонского периодов и более поздних периодов, [ 57 ] перечисляет их среди божеств, почитаемых в местном храме Нергала, наряду с Эррой , Эррагалом и Даму . [ 58 ]
Единственный текст времен правления Рим-Анума из Урука может указывать на то, что Лугал-ирре и Месламта-еа поклонялись там в старовавилонский период. [ 43 ] Они также засвидетельствованы в источниках из этого города нововавилонского периода. [ 59 ] [ 60 ] Лугал-ирре в это время поклонялись в одном из экуррату , небольших независимых святилищ, расположенных в городе или в его окрестностях. [ 61 ] Засвидетельствована также улица его имени. [ 59 ] Неизвестно, активно ли поклонялись Месламта-эа в Уруке в нововавилонский период, поскольку он засвидетельствован только в названии городских ворот. [ 62 ] И Лугал-ирра, и Месламта-еа также почитались в Уруке в период Селевкидов . [ 63 ] В тексте КАР 132, инструкции для акиту Ану . , они упоминаются среди божеств, вызываемых во время этих празднований [ 7 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сегодня производный ярлык «божественные близнецы» ( Zwillingsgottheiten ) в основном используется в ассириологии для обозначения пар божеств, отождествляемых с парами звезд. [ 11 ]
- ↑ Франс Виггерманн рассматривает это упоминание о Ниншубур как одно из свидетельств того, что она и Нергал (или Месламта-еа, рассматриваемая как его эпитет) вместо этого являются парой. [ 30 ]
- ^ Эти два бога были аморейскими божествами, согласно Уилфреду Г. Ламберту. [ 9 ]
- ^ д IGI.DU часто использовался как логографическое написание имени Нергала в поздних источниках, хотя многое об использовании этой логограммы и божеств, которые могли быть ею обозначены, остается неясным. [ 40 ]
- ^ Не путать с одноименным храмом Нуска в Ниппуре . [ 46 ]
- ^ также называется Топографией Вавилона . В старых публикациях [ 53 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Бриш 2016 .
- ^ Виггерманн 1998 , с. 217.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ламберт 1987 , с. 145.
- ^ Бойвен 2018 , стр. 228–229.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ламберт 1987 , с. 143.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж 1993 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Крул 2018 , с. 67.
- ^ Швемер 2013 , с. 163.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Ламберт 1987 , с. 144.
- ^ Джордж 1993 , с. 126.
- ^ Перейти обратно: а б с Креберник 2016б , с. 351.
- ^ Перейти обратно: а б с д Креберник 2016б , с. 352.
- ^ Виггерманн 1992 , с. 26.
- ^ Перейти обратно: а б с Джордж 1993 , с. 127.
- ^ Ламберт 1987 , стр. 134–144.
- ^ Перейти обратно: а б Черное и зеленое 1992 , с. 124.
- ^ Габбай 2018 , с. 17.
- ^ Швемер 2013 , стр. 162–163.
- ^ Перейти обратно: а б Голод 1987 , с. 530.
- ^ Креберник 2016b , стр. 352–353.
- ^ Виггерманн 1992 , с. 38.
- ^ Виггерманн 1992 , с. 61.
- ^ Виггерманн 1992 , стр. 54–55.
- ^ Виггерманн 1992 , с. 56.
- ^ Крул 2018 , с. 210.
- ^ Джордж 1992 , с. 366.
- ^ Виггерманн 1998 , с. 216.
- ^ Кац 2003 , с. 351.
- ^ Ламберт 1987 , стр. 144–145.
- ^ Виггерманн 1998 , с. 220.
- ^ Креберник 2016а , с. 290.
- ^ Креберник 2016 , с. 288.
- ^ Болье 2003 , с. 339.
- ^ Ламберт 1987 , стр. 143–144.
- ^ Болье 1992 , с. 417.
- ^ Джордж 1993 , с. 132.
- ^ Болье 1992 , с. 418.
- ^ Бойвин 2018 , с. 229.
- ^ Болье 2003 , с. 290.
- ^ Болье 1992 , стр. 404–405.
- ^ Бойвин 2018 , с. 208.
- ^ Бойвин 2018 , с. 198.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бойвин 2018 , с. 228.
- ^ Бойвин 2018 , стр. 62–63.
- ^ Бойвин 2018 , с. 203.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джордж 1993 , с. 124.
- ^ Джордж 1992 , с. 202.
- ^ Джордж 1992 , с. 203.
- ^ Джордж 1993 , с. 142.
- ^ Джордж 1993 , стр. 136–137.
- ^ Джордж 1992 , с. 26.
- ^ Джордж 1992 , с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж 1992 , с. 1.
- ^ Джордж 1992 , с. 13.
- ^ Джордж 1992 , стр. 18–19.
- ^ Джордж 1993 , с. 166.
- ^ Джордж 1992 , с. 145.
- ^ Джордж 1992 , с. 159.
- ^ Перейти обратно: а б Болье 2003 , с. 341.
- ^ Крул 2018 , с. 72.
- ^ Болье 2003 , с. 325.
- ^ Болье 2003 , с. 343.
- ^ Крул 2018 , с. 81.
Библиография
[ редактировать ]- Болье, Поль-Ален (1992). «Киссик, Дюру и Уданну» . Ориенталия . 61 (4). GBPress - Григорианская библейская пресса: 400–424. ISSN 0030-5367 . JSTOR 43076061 . Проверено 8 июля 2023 г.
- Болье, Поль-Ален (2003). Пантеон Урука в нововавилонский период . Лейден Бостон: Брилл СТИКС. ISBN 978-90-04-13024-1 . OCLC 51944564 .
- Блэк, Джереми А.; Грин, Энтони (1992). Боги, демоны и символы древней Месопотамии: иллюстрированный словарь . Остин. ISBN 0-292-70794-0 . ОСЛК 26140507 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Бойвен, Одетта (2018). Первая династия Силенда в Месопотамии . Де Грютер. дои : 10.1515/9781501507823 . ISBN 978-1-5015-0782-3 .
- Бриш, Николь (2016). «Лугалирра и Месламтеа (пара богов)» . Древние месопотамские боги и богини . Оракк и Академия высшего образования Великобритании . Проверено 7 июля 2023 г.
- Габбай, Ури (2018). «Барабаны, сердца, быки и мертвые боги: теология древних месопотамских чайников» . Журнал древних религий Ближнего Востока . 18 (1). Брилл: 1–47. дои : 10.1163/15692124-12341293 . ISSN 1569-2116 .
- Джордж, Эндрю Р. (1992). Вавилонские топографические тексты . Ориенталия Лованиенсия аналекта. Кафедра ориентализма. ISBN 978-90-6831-410-6 . Проверено 7 июля 2023 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом Всевышний: Храмы Древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Голод, Герман (1987), «Маш-таб-ба» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 7 июля 2023 г.
- Кац, Дина (2003). Образ загробного мира в шумерских источниках . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1883053773 . OCLC 51770219 .
- Креберник, Манфред (2016), «Zi-ĝara» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 7 июля 2023 г.
- Креберник, Манфред (2016a), «Zi-mingi» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 7 июля 2023 г.
- Креберник, Манфред (2016b), «Божества-близнецы» , Real Lexicon of Assyriology (на немецком языке) , получено 7 июля 2023 г.
- Круль, Юлия (2018). Возрождение культа Ану и ночная огненная церемония в поздневавилонском Уруке . БРИЛЛ. дои : 10.1163/9789004364943_004 . ISBN 9789004364936 .
- Ламберт, Уилфред Г. (1987), «Лугал-ирра и Месламта-еа» , «Настоящий лексикон ассириологии » , получено 0 июля 2023 г.
- Швемер, Дэниел (2013). «Оценка влияния вавилонской магии: рецепция месопотамских традиций в хеттской ритуальной практике» . Разнообразие и стандартизация . Де Грютер. стр. 145–172. дои : 10.1524/9783050057576.145 . ISBN 978-3-05-005756-9 .
- Виггерманн, Франс AM (1992). Месопотамские духи-покровители: ритуальные тексты . Гронинген: Публикации STYX & PP. ISBN 978-90-72371-52-2 . ОСЛК 27914917 .
- Виггерманн, Франс AM (1998), «Нергал А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 8 июля 2023 г.