Шуллат и Ханиш
Шуллат и Ханиш | |
---|---|
Боги-близнецы разрушения |
Шуллат ( Шуллат ) и Ханиш ( Каниш ) были парой месопотамских богов . Обычно их считали неразлучными, и они появляются вместе в различных литературных произведениях. Их характер считался воинственным и разрушительным, и они ассоциировались с погодой.
Имена
[ редактировать ]Многократное слоговое написание имени Шуллат засвидетельствовано в клинописных текстах, в том числе д шу-ул-ла- ат д шу-ил-ла-ат , д шу-ул-ла-ат и д су-ул-ут [ 1 ] Написание имени Ханиша было последовательным. д ха-ни-иш . [ 1 ] Имя Шуллат иногда записывалось логографически как д ПА и Ханиш как д МЕСТНЫЙ. [ 2 ]
Игнас Гельб предположил, что их имена произошли от аккадских слов šullatum , «грабеж», и ḫanīšum , «подчинение», но Дитц-Отто Эдзард и Уилфред Г. Ламберт отмечают, что, хотя несомненно, что оба они произошли из семитского языка , их точное значение неизвестно, и нельзя исключать, что умозрительные этимологии уже присутствовали в античной науке. [ 3 ] Дэниел Швемер в более недавнем исследовании приходит к выводу, что ни для одного из названий пока не предложено полностью правдоподобной этимологии. [ 4 ]
Характер
[ редактировать ]В большинстве известных источников Шуллат и Ханиш фигурируют как пара. [ 2 ] Дуглас Фрейн заходит так далеко, что предлагает понимать их как единое божество с составным именем, подобным угаритскому Котар-ва-Хасис . [ 5 ] Однако, хотя ссылки на них в надписи Шульги грамматически единичны, мнение о том, что они были одним божеством, а не парой, в остальном не принимается исследователями. [ 3 ] Список богов список богов Ан = Анум называет их шена-илан(а) , «два бога» или « боги- близнецы ». [ 2 ] Поль-Ален Болье считает их двумя божествами, вошедшими в месопотамский пантеон в ранний период взаимодействия шумерского и аккадского языков. [ 6 ] Он отмечает, что в отличие от некоторых других божеств последней группы, например Шамаша , они не отождествлялись ни с какими шумерскими божествами, но тем не менее вошли в общий пантеон как второстепенные божества. [ 6 ]
Шуллат и Ханиш считаются второстепенными божествами погоды. [ 7 ] Эндрю Р. Джордж предлагает идентифицировать их как олицетворения бури . [ 8 ] Однако, как отметил Дэниел Швемер, хотя в прошлом предполагалось, что Ханиш по происхождению был независимым божеством погоды, подобным Ишкуру , ни один известный источник не подтверждает этот вывод. [ 4 ] Оба они были описаны как воинственные и разрушительные. [ 9 ] В тексте предзнаменования упоминается пара, марширующая вместе с войсками в кампании. [ 9 ] Эндрю Р. Джордж описывает их как «агентов-близнецов разрушения». [ 10 ] Возможно, что они оба были связаны с Ишкуром /Ададом, но степень этой связи неясна. [ 9 ] В отрывке Шурпу они встречаются возле Адада и рядом с его детьми Мишару и Усур-амассу . [ 11 ] В астрологических текстах и в списке богов Ан = Анум Шуллат мог отождествляться с Шамашем , а Ханиш — с Ададом. [ 2 ] Однако в других местах, например в « Эпосе о Гильгамеше» , они рассматриваются как отдельные божества. [ 10 ]
«Звезды-близнецы», связанные с Шуллатом и Ханишем в различных работах по месопотамской астрономии, могут соответствовать Му Центавра и V Центавра . [ 2 ]
Поклонение
[ редактировать ]Культовый центр Шуллат и Ханиш в настоящее время неизвестен. [ 5 ] Древнейшими свидетельствами поклонения этой паре являются теофорические имена саргонического периода . [ 4 ] Например, одно имя, вызывающее Ханиш, известно из Адаба . [ 12 ] Было высказано предположение, что им поклонялись как личным или семейным богам. [ 13 ]
В период Ура III царь Шульги Ура . построил храм Шуллат и Ханиш, но ни его название, ни местонахождение в настоящее время неизвестны [ 14 ] Подношения им обоим также засвидетельствованы в документах Уммы и Пузриш-Дагана того же периода. [ 3 ]
храм ( Э ), посвящённый Шуллату и Ханишу Человек, носивший имя Нур-илишу, построил в Сиппаре . [ 13 ] Известно также, что был жрец ( шангум в этом городе в старовавилонский период ) . [ 3 ] В формуле клятвы из Сиппара, основанной на частично саргонических предшественниках, упоминаются Шуллат и Ханиш: «Клянусь Уму (обожествлённым днем), Шамашем, Иштар, Илабой и Аннунитумом, воинами Шуллатом и Ханишем, это не ложь , это правда." [ 15 ] Они также часто появляются вместе в надписях на древневавилонских цилиндрических печатях . [ 4 ]
Табу : «Тот, кто знает , на Шуллат и Ханиш упоминается в надписи касситского правителя Агума Какриме покажет (только) тот, кто знает, тот, кто не знает, не увидит. Табу Шулата и Ханиша: Шамаш и Адад, владыки прорицания». [ 16 ] Еще одно табу записано в пророческом тексте из Библиотеки Ашшурбанипала : «Слепой, беззубый или человек с ампутированными пальцами не должен приближаться к месту прорицательного решения - это табу Шуллат и Ханиш». [ 17 ]
Поздний синкретический гимн Нинурте , в котором различные части его тела описываются как аналогичные другим божествам, его верхняя часть спины сравнивается с Ханишем, характеризуемым как божество, «устанавливающее изобилие, проливающее дождь изобилия», а его грудь — с Шуллатом, описание которого не сохранилось. [ 18 ]
Литература
[ редактировать ]И Шуллат, и Ханиш упоминаются в « Эпосе о Гильгамеше» (табличка XI, строка 99) во время описания потопа . [ 9 ] Возможно, их можно отождествить с носителями трона ( гузалу ) Адада, упомянутыми в том же отрывке, но Даниэль Швемер утверждает, что из-за отсутствия других доказательств это сомнительно. [ 9 ] Эндрю Р. Джордж предполагает, что оба отрывка относятся к этой паре. [ 10 ] и предполагает, что в качестве авангарда Адада они могут быть олицетворением бури. [ 8 ] Они также упоминаются в Атрахасисе , где они также участвуют в разрушениях, приведших к потопу, наряду с Эрракалом и Нинуртой. [ 19 ]
В древневавилонской копии мифа об Адапе из Телль-Хаддада упоминаются Шуллат и Ханиш. Отрывок сломан, но Сара Дж. Мильштейн отмечает, что табличка, по-видимому, содержит отчет об умножении человечества после потопа и, предположительно, о появлении Адапы. [ 7 ]
В так называемой « Кутийской легенде о Нарам-Сине » Шуллат и Ханиш упоминаются наряду с Иштар , Забабой , Илабой , Аннунитумом и Шамашем как божества, к которым одноимённый царь обращается за советом, совершая экстиспики . [ 20 ] В другой легенде говорится, что Саргон в какой-то момент поклялся в братстве между собой и Кишем подобной группой божеств. [ 21 ]
В « Эпосе об Эрре » область уничтоженной растительности сравнивается с «лесным массивом, по которому прошел Ханиш». [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Эдзард и Ламберт 1972 , с. 107.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Швемер 2001 , с. 413.
- ^ Перейти обратно: а б с д Эдзард и Ламберт 1972 , с. 108.
- ^ Перейти обратно: а б с д Швемер 2001 , с. 415.
- ^ Перейти обратно: а б Фрейн 1997 , с. 141.
- ^ Перейти обратно: а б Болье 2004 , с. 166.
- ^ Перейти обратно: а б Мильштейн 2015 , с. 32.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж 2003 , с. 514.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Швемер 2001 , с. 414.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джордж 2003 , с. 884.
- ^ Швемер 2001 , с. 67.
- ^ Такой-Гутьеррес 2005 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б Винхоф 2018 , с. 59.
- ^ Джордж 1993 , с. 170.
- ^ Аль-Рави и Джордж 1994 , с. 148.
- ^ Осима 2012 , с. 245.
- ^ Хименес 2014 , с. 106.
- ^ Понгратц-Лейстен 2015 , стр. 122–123.
- ^ Фостер 1996 , с. 178.
- ^ Фостер 1996 , с. 267.
- ^ Фостер 1996 , с. 112.
Библиография
[ редактировать ]- Аль-Рави, Фарук Н.Х.; Джордж, Эндрю Р. (1994). «Таблички из Сиппарской библиотеки. III. Две царские подделки» . Ирак . 56 . Британский институт изучения Ирака: 135–148. дои : 10.2307/4200391 . ISSN 0021-0889 . JSTOR 4200391 . Проверено 16 апреля 2022 г.
- Болье, Поль-Ален (2004). «Месопотамия». Религии Древнего мира . Издательство Гарвардского университета. стр. 165–172. дои : 10.4159/9780674264823-017 . ISBN 9780674264823 . S2CID 246259379 .
- Эдзард, Дитц-Отто; Ламберт, Уилфред Г. (1972), «Каниш, Шуллат унд» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 16 апреля 2022 г.
- Фостер, Бенджамин (1996). Перед музами: антология аккадской литературы . Потомак, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-23-4 . OCLC 34149948 .
- Фрейн, Дуглас (1997). III период Ура (2112-2004 гг. до н.э.) . Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442657069 . ISBN 978-1-4426-5706-9 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Джордж, Эндрю Р. (2003). Вавилонский эпос о Гильгамеше: введение, критическое издание и клинописные тексты . Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-814922-0 . OCLC 51668477 .
- Хименес, Энрике (2014). «Новые фрагменты Гильгамеша и других литературных текстов из Куюнджика» . Ирак . 76 . Британский институт изучения Ирака, Издательство Кембриджского университета: 99–121. дои : 10.1017/irq.2014.2 . ISSN 0021-0889 . JSTOR 43307190 . S2CID 194070942 . Проверено 16 апреля 2022 г.
- Мильштейн, Сара Дж. (2015). «Происхождение Адапы». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 105 (1). Де Грютер. дои : 10.1515/za-2015-0004 . ISSN 0084-5299 . S2CID 164595198 .
- Осима, Такаёси (2012). «Еще одна попытка создания двух касситских королевских надписей: надпись Агум-Какриме и надпись Куригалзу, сына Кадашманхарбе». Вавилон и Бибель 6 . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 225–268. дои : 10.1515/9781575066653-010 . ISBN 9781575066653 .
- Понгратц-Лейстен, Беате (2015). «Материчность Божественного действия». Имперские аллегории: Божественное влияние и чудовищные тела в текстах описания тел Месопотамии . Де Грютер. стр. 119–141. дои : 10.1515/9781501502262-009 . ISBN 9781501510687 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Такой-Гутьеррес, Маркос (2005). «Исследования Пантеона Адаба в 3-м тысячелетии» . Архив востоковедения (на немецком языке). 51 . Архив восточных исследований (AfO) / Институт востоковедения: 1–44. ISSN 0066-6440 . JSTOR 41670228 . Проверено 16 апреля 2022 г.
- Винхоф, Клаас Р. (2018). «Семейный Бог в древневавилонских и особенно в древнеассирийских источниках» . Revue d'Assyriologie et d'archéologie orientale . 112 . Presses Universitaires de France, Editions Belin: 49–90. дои : 10.3917/сборка.112.0049 . ISSN 0373-6032 . Проверено 16 апреля 2022 г.