Jump to content

Шуллат и Ханиш

Шуллат и Ханиш
Боги-близнецы разрушения

Шуллат ( Шуллат ) и Ханиш ( Каниш ) были парой месопотамских богов . Обычно их считали неразлучными, и они появляются вместе в различных литературных произведениях. Их характер считался воинственным и разрушительным, и они ассоциировались с погодой.

Многократное слоговое написание имени Шуллат засвидетельствовано в клинописных текстах, в том числе д шу-ул-ла- ат д шу-ил-ла-ат , д шу-ул-ла-ат и д су-ул-ут [ 1 ] Написание имени Ханиша было последовательным. д ха-ни-иш . [ 1 ] Имя Шуллат иногда записывалось логографически как д ПА и Ханиш как д МЕСТНЫЙ. [ 2 ]

Игнас Гельб предположил, что их имена произошли от аккадских слов šullatum , «грабеж», и ḫanīšum , «подчинение», но Дитц-Отто Эдзард и Уилфред Г. Ламберт отмечают, что, хотя несомненно, что оба они произошли из семитского языка , их точное значение неизвестно, и нельзя исключать, что умозрительные этимологии уже присутствовали в античной науке. [ 3 ] Дэниел Швемер в более недавнем исследовании приходит к выводу, что ни для одного из названий пока не предложено полностью правдоподобной этимологии. [ 4 ]

Характер

[ редактировать ]

В большинстве известных источников Шуллат и Ханиш фигурируют как пара. [ 2 ] Дуглас Фрейн заходит так далеко, что предлагает понимать их как единое божество с составным именем, подобным угаритскому Котар-ва-Хасис . [ 5 ] Однако, хотя ссылки на них в надписи Шульги грамматически единичны, мнение о том, что они были одним божеством, а не парой, в остальном не принимается исследователями. [ 3 ] Список богов список богов Ан = Анум называет их шена-илан(а) , «два бога» или « боги- близнецы ». [ 2 ] Поль-Ален Болье считает их двумя божествами, вошедшими в месопотамский пантеон в ранний период взаимодействия шумерского и аккадского языков. [ 6 ] Он отмечает, что в отличие от некоторых других божеств последней группы, например Шамаша , они не отождествлялись ни с какими шумерскими божествами, но тем не менее вошли в общий пантеон как второстепенные божества. [ 6 ]

Шуллат и Ханиш считаются второстепенными божествами погоды. [ 7 ] Эндрю Р. Джордж предлагает идентифицировать их как олицетворения бури . [ 8 ] Однако, как отметил Дэниел Швемер, хотя в прошлом предполагалось, что Ханиш по происхождению был независимым божеством погоды, подобным Ишкуру , ни один известный источник не подтверждает этот вывод. [ 4 ] Оба они были описаны как воинственные и разрушительные. [ 9 ] В тексте предзнаменования упоминается пара, марширующая вместе с войсками в кампании. [ 9 ] Эндрю Р. Джордж описывает их как «агентов-близнецов разрушения». [ 10 ] Возможно, что они оба были связаны с Ишкуром /Ададом, но степень этой связи неясна. [ 9 ] В отрывке Шурпу они встречаются возле Адада и рядом с его детьми Мишару и Усур-амассу . [ 11 ] В астрологических текстах и ​​в списке богов Ан = Анум Шуллат мог отождествляться с Шамашем , а Ханиш — с Ададом. [ 2 ] Однако в других местах, например в « Эпосе о Гильгамеше» , они рассматриваются как отдельные божества. [ 10 ]

«Звезды-близнецы», связанные с Шуллатом и Ханишем в различных работах по месопотамской астрономии, могут соответствовать Му Центавра и V Центавра . [ 2 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Культовый центр Шуллат и Ханиш в настоящее время неизвестен. [ 5 ] Древнейшими свидетельствами поклонения этой паре являются теофорические имена саргонического периода . [ 4 ] Например, одно имя, вызывающее Ханиш, известно из Адаба . [ 12 ] Было высказано предположение, что им поклонялись как личным или семейным богам. [ 13 ]

В период Ура III царь Шульги Ура . построил храм Шуллат и Ханиш, но ни его название, ни местонахождение в настоящее время неизвестны [ 14 ] Подношения им обоим также засвидетельствованы в документах Уммы и Пузриш-Дагана того же периода. [ 3 ]

храм ( Э ), посвящённый Шуллату и Ханишу Человек, носивший имя Нур-илишу, построил в Сиппаре . [ 13 ] Известно также, что был жрец ( шангум в этом городе в старовавилонский период ) . [ 3 ] В формуле клятвы из Сиппара, основанной на частично саргонических предшественниках, упоминаются Шуллат и Ханиш: «Клянусь Уму (обожествлённым днем), Шамашем, Иштар, Илабой и Аннунитумом, воинами Шуллатом и Ханишем, это не ложь , это правда." [ 15 ] Они также часто появляются вместе в надписях на древневавилонских цилиндрических печатях . [ 4 ]

Табу : «Тот, кто знает , на Шуллат и Ханиш упоминается в надписи касситского правителя Агума Какриме покажет (только) тот, кто знает, тот, кто не знает, не увидит. Табу Шулата и Ханиша: Шамаш и Адад, владыки прорицания». [ 16 ] Еще одно табу записано в пророческом тексте из Библиотеки Ашшурбанипала : «Слепой, беззубый или человек с ампутированными пальцами не должен приближаться к месту прорицательного решения - это табу Шуллат и Ханиш». [ 17 ]

Поздний синкретический гимн Нинурте , в котором различные части его тела описываются как аналогичные другим божествам, его верхняя часть спины сравнивается с Ханишем, характеризуемым как божество, «устанавливающее изобилие, проливающее дождь изобилия», а его грудь — с Шуллатом, описание которого не сохранилось. [ 18 ]

Литература

[ редактировать ]

И Шуллат, и Ханиш упоминаются в « Эпосе о Гильгамеше» (табличка XI, строка 99) во время описания потопа . [ 9 ] Возможно, их можно отождествить с носителями трона ( гузалу ) Адада, упомянутыми в том же отрывке, но Даниэль Швемер утверждает, что из-за отсутствия других доказательств это сомнительно. [ 9 ] Эндрю Р. Джордж предполагает, что оба отрывка относятся к этой паре. [ 10 ] и предполагает, что в качестве авангарда Адада они могут быть олицетворением бури. [ 8 ] Они также упоминаются в Атрахасисе , где они также участвуют в разрушениях, приведших к потопу, наряду с Эрракалом и Нинуртой. [ 19 ]

В древневавилонской копии мифа об Адапе из Телль-Хаддада упоминаются Шуллат и Ханиш. Отрывок сломан, но Сара Дж. Мильштейн отмечает, что табличка, по-видимому, содержит отчет об умножении человечества после потопа и, предположительно, о появлении Адапы. [ 7 ]

В так называемой « Кутийской легенде о Нарам-Сине » Шуллат и Ханиш упоминаются наряду с Иштар , Забабой , Илабой , Аннунитумом и Шамашем как божества, к которым одноимённый царь обращается за советом, совершая экстиспики . [ 20 ] В другой легенде говорится, что Саргон в какой-то момент поклялся в братстве между собой и Кишем подобной группой божеств. [ 21 ]

В « Эпосе об Эрре » область уничтоженной растительности сравнивается с «лесным массивом, по которому прошел Ханиш». [ 10 ]

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a52efff4861581e0c99dee18bd08ac0d__1709358780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/0d/a52efff4861581e0c99dee18bd08ac0d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shullat and Hanish - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)