Теофорное имя
Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( декабрь 2010 г. ) |
Теофорное имя (от греческого : θεόφορος , теофор , буквально «несущий или несущий бога») [ 1 ] [ 2 ] встраивает слово, эквивалентное слову «бог» или имя Бога, в имя человека, отражая что-то о характере человека, названного так по отношению к этому божеству. Например, имена, включающие Аполлона , такие как Аполлоний или Аполлодор , существовали в греческой древности. [ 3 ]
Теофорные личные имена, содержащие имя бога, заботе которого вверен человек (или общее слово для обозначения бога ), также были чрезвычайно распространены на древнем Ближнем Востоке и в Месопотамии . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Некоторые имена теофорического происхождения остаются распространенными и сегодня, например, Теодор ( тео- , «бог»; -доре , происхождение составного слова в греческом: дорон , «дар»; отсюда «Божий дар»; по-гречески: Феодор ) или, менее узнаваемо, Джонатан (от еврейского Yonatan/Yehonatan , что означает «Яхве дал»).
Классические греческие и римские теофорные имена.
[ редактировать ]Божество | Имя | Значение |
---|---|---|
Афродита | Афродизиус, -а | |
Гермафродит | «Гермес и Афродита» | |
Аполлон | Аполлодор , -а | «дар Аполлона» |
Аполлониды | «сын Аполлона» | |
Аполлоний | ||
Арес | Арий | "военный" |
Артемида | Артемиха | |
Артемидор | «дар Артемиды» | |
Артемисия, -ia | ||
Афина | Афиней | |
Афины | ||
Афинагор | «человек на рынке Афины» | |
Афинодор , -а | «дар Афины» | |
Кефисс | Цефизодор | «дар Кефисса» |
Цефизодот | «данный Кефисом» | |
Деметра | Дмитрий , | |
Деметродор | «дар Деметры» | |
Дионис | Дионисий , -а, Деннис | |
Дионисодор, -а | «дар Диониса» | |
Дионисикл | «слава Диониса» | |
Удача | удачливый | «удачливый, удачливый» |
Геката | Гекатей | |
Гелиос | Гелиодор | «дар Солнца» |
Гефест | Гефестион | |
Гера | Геракл | «слава Геры» |
Гераклит | ||
Геродот | «данный Герой» | |
Гермес | Гермафродит | «Гермес и Афродита» |
Гермесианакс | «царь Гермес» | |
Гермиона , Гермион | ||
Гермипп | «конь Гермеса» | |
Гермократ | «сила Гермеса» | |
Гермоген | «рожденный Гермесом» | |
Гермолай | «люди Гермеса» | |
Исида | Исидор , -а | «дар Исиды» |
Марс | Маркус | |
Боевой | «Марсианский» | |
Мартин | ||
Мене ( Селена ) | Менодора | «подарок Луны» |
Минерва | Минервина | «маленькая Минерва» |
Нимфы | Нимфодора | «дар нимф» |
Посейдон | Посидипп | «конь Посейдона» |
Посейдор, -а | «дар Посейдона» | |
Посейдоний | ||
Серапис | Серапион | |
Фемида | Фемистокл | «слава Фемиды» |
Зевс | Часть | или Зевс (род. Бог ) |
Диокл , Диоклетиан | «слава Зевса» | |
Диодор | «дар Зевса» | |
Зенон | Зевса (род. Зенос ) | |
Зенобий , -ia | «мощь Зевса» | |
Зенодот | «данный Зевсом» |
Некоторые имена классических богов иногда называют личными. Наиболее распространена Диана и ее варианты, например Диана ; другие включают Минерву , Афродиту , Венеру , Исиду или Юнону . Первый папа, принявший царственное имя , Папа Иоанн II , носил имя Меркурий и изменил свое имя, так как считал неуместным для папы иметь имя языческого божества.
Христианские теофорные имена
[ редактировать ]- Абдельмасих : (араб.) «слуга Мессии».
- Абдишо : (сирийский) «слуга Иисуса».
- Ахадабуи , также Ахидабу : (сирийский) «брат Отца».
- Ахишема : (сирийский) «брат схимы » .
- Айтилаха : (сирийский) «Бог существует».
- Амадей : (лат.) «любящий Бога».
- Атталлах : (араб.) «дар Божий».
- Бахтишу : (сирийский) «искупленный Иисусом».
- Богдан : (славянский) «Бог данный».
- Богомил : (славянский) «дорогой Богу».
- Божидар : (славянский) «дар Божий».
- Христианин : (греческий) «верующий во Христа».
- Христодулос : (греч.) «слуга Христа».
- Христофор : (греческий) «Христосоносец».
- Даниил : (иврит) «Бог — мой судья».
- Деодат/Деусдедит : (лат.) «данный Богом».
- Дорофей/ Доротея : (греч.) «дар Богу».
- Фюрхтготт : (германский) «Богобоязненный».
- Гебремлак: (Геэз) «слуга Бога».
- Джеффри / Готфрид : (германский) «Божий мир».
- Готлиб : (германский) «Божья любовь».
- Исодад : (сирийский) «данный Иисусом».
- Ишосабран или Сабришо: (сирийский) «терпеливый ради Иисуса».
- Ишояхб или Яхбишо : (сирийский) «Иисус дал».
- Джонатан : (иврит) «Бог дал».
- Марнаска : (сирийский) «Господь победил».
- Михаил : (иврит) «кто подобен Богу».
- Филофея / Филофей / Филофей : (греч.) «любящий Бога».
- Сабришо или Ишосабран: (сирийский) «терпеливый ради Иисуса».
- Шубхалишо , также Шубхишо : (сирийский) «хвала Иисусу».
- Шенуда : (коптский) «сын Божий».
- Слибаска : (сирийский) «Крест победил».
- Рафаэль : (иврит) «Бог исцелил».
- Теодор / Феодора : (греч.) «дар Божий».
- Феодосий / Феодосия , Феодот / Феодот и Досифей / Досифея: (греч.) «данный Богом».
- Теодот: (греч.): «данный Богом».
- Теодул : (греч.) «слуга Бога».
- Теофил : (греч.) «тот, кто любит Бога».
- Теогнис : (греческий) «Богведущий».
- Феофан/Феофания , Тиффани : (греч.) «проявление Бога».
- Теофраст : (греч.) «благочестивая речь».
- Теэтет : (греч.) «тот, кто обращается к Богу».
- Тимофей/ Тимофей : (греч.) «тот, кто чтит Бога».
- Яхбаллаха : (сирийский) «Бог дал».
Некоторые христианские святые имеют политеистические теофорические имена (например, святой Дионисий , святой Меркурий , святой Сатурнин , святой Гермес , святой Мартин Турский , святой Димитрий Салоникский ).
Германские теофорные имена
[ редактировать ]Редко германские имена содержат элемент Wod (например, Woðu-riðe ), потенциально указывающий на ассоциацию с богом Одином . В связи с этим многочисленные имена, содержащие wulf «волк», были приняты как тотемистические, выражающие связь с Одином в самый ранний период, хотя -ulf с ранних времен превратился в простой суффикс (Förstemann 1856).
индуизм
[ редактировать ]Личные имена почти всех богов и богинь различных божеств из политеистического индуистского пантеона считаются общими и традиционными именами для жителей Индийского субконтинента. Многие традиционные индуистские имена на самом деле происходят от различных имен или эпитетов индуистских богов и богинь. Это помимо составных теофорных имен, в которых помимо притяжательных определителей используется имя божества.
- Имена богов, которые также используются в качестве личных имен, включают
- Личные имена, в основе которых лежит имя божества.
- Вайшнави, что означает «поклоняющийся Вишну».
- Шиванш, что означает «часть Шивы».
Брахма , индуистский бог-творец, является одним из единственных божеств пантеона, чье имя редко, если вообще когда-либо, используется в качестве личного имени или основы для теофорических личных имен.
Некоторые, казалось бы, теофорные имена на самом деле могут быть больше связаны с первоначальной этимологией самого имени божества. Например, и Лакшми (удача, успех, процветание), и Лакшман (процветающий, главный, отмеченный) являются именами божества и аватара соответственно, которые связаны с лакш , что означает «отмечать или видеть». [ 7 ]
ислам
[ редактировать ]- Абдулла : «слуга Бога».
Иудаизм и библейский
[ редактировать ]Многие еврейские теории встречаются в Библии , особенно в Ветхом Завете . Наиболее известная теория предполагает
- имена, относящиеся к Элу , слову, означающему могущество , силу и (а) бога вообще, и, следовательно, в иудаизме — «Бог» , а у хананеев — имя бога, который был отцом Ваала.
- имена, относящиеся к Ях , сокращенной форме Яхве .
- относящиеся к левантийским божествам (особенно богу бури Хададу ) эпитетом имена , Ваал , означающим господин .
В более поздние времена, когда конфликт между яхвизмом и более популярными языческими практиками становился все более интенсивным, эти имена были подвергнуты цензуре, а Ваал был заменен на Бошеф , что означает «позорный» . Но имя Яхве не появляется в теофорных именах до времен Иисуса Навина и по большей части является очень редким до времен царя Саула, когда оно стало очень популярным. [ 8 ]
Он
[ редактировать ]- Абдиэль : «Слуга Божий».
- Ариэль : «лев Божий».
- Дэниел : «Бог — мой судья» или «справедливость от Бога».
- Илия : «Мой Бог — ЯХВЕ»
- Елиуй : «Он мой Бог»
- Элиша : «Бог мой — спасение»
- Элишева ( Елизавета ): «Мой Бог — клятва» или «Мой Бог — изобилие».
- Иммануил : «Бог с нами»
- Иезекииль ( Иезекииль ): «Бог укрепит»
- Гавриил : «человек Божий» или «сила Божия».
- Измаил : «Бог слушает»
- Израиль : «кто борется с Богом»
- Джоэл : «ЯХВЕ есть Бог»
- Лемюэль : «Посвященный/посвященный Богу»
- Майкл : «Кто подобен Богу?»
- Натаниэль : «данный Богом» или «дар Божий».
- Рафаэль : «Бог исцеляет/Бог велик»
- Сэмюэл : «Бог услышал»
- Уриэль : «Бог — мой свет»
- Уззиил : «Бог — моя сила»
Яхве
[ редактировать ]Имя израильского божества ЯХВЕ (обычно сокращаемое до Ях или Яху и Йехо или Йо) появляется как префикс или суффикс во многих теофорных именах периода Первого Храма . Например, Йирме-яху ( Иеремия ), Йеша-яху ( Исаия ), Нетань-йа , Йедид-йа , Адони-йа , Нехем-йа , Йехо-натан ( Ионафан ), Йехо-ханан ( Иоанн ), Йео-шуа ( Иисус Навин ), Иегоседек , Захария ( Захария ).
«Яху» или «Ях» — это сокращение от ЯХВЕ, когда оно используется в качестве суффикса в еврейских именах; в качестве префикса он выглядит как "Y" и хо-», или «Йо». Раньше считалось, что это сокращение от масоретского произношения « Иегова ». Существует мнение [ 9 ] что, поскольку Яхве, скорее всего, является формой глагола несовершенного вида , «Яху» является соответствующей ему претеритной или краткой формой претерита : сравните yiŝt а порт час (несовершенное), yiŝtáhû (претерит или юссив краткая форма) = «выполнять почтение».
- Авия : «Мой отец — ЯХВЕ».
- Адония: «ЯХВЕ есть Господь»
- Езекия : «ЯХВЕ укрепляет»
- Исайя : «ЯХВЕ есть спасение».
- Джедедия : «друг ЯХВЕ».
- Иеремия ( Джереми ): «ЯХВЕ воскресит»
- Джонатан : «ЯХВЕ дал»
- Джозеф : «ЯХВЕ увеличится»
- Иосия : «ЯХВЕ спасает».
- Матитьяху ( Мэтфей ): «дар ЯХВЕ».
- Мика / Михей : «Кто подобен ЯХВЕ?»
- Неемия : «ЯХВЕ утешает».
- Авдия : «слуга ЯХВЕ».
- Товиягу ( Товиас ): «благость ЯХВЕ».
- Урия : «ЯХВЕ — мой свет»
- Озия : «ЯХВЕ — моя сила».
- Иеошуа ( Иешуа )/ Иешуа ( Иисус ): «ЯХВЕ спасет»
- Йоханан ( Иоанн ): «благословенный ЯХВЕ»
- Захария ( Захария ): «ЯХВЕ вспомнил»
- Софония : «скрытый ЯХВЕ».
В таблице ниже 13 теофорных имен с «Йехо» имеют соответствующие формы, в которых буквы «э» опущены. Существует теория Кристиана Гинзбурга , что это произошло потому, что еврейские писцы опустили букву «х», заменив Иехо ( Джо в יוֹ ), чтобы начать "Y" и хо-» имена не звучат как попытка произнести Божественное Имя. [ 10 ] [ 11 ]
№ Стронга | имя | другой элемент | Английская общепринятая форма | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
полная форма | короткая форма | полная форма | короткая форма | полная форма | короткая форма | |||
3059 | 3099 | יְהוֹאָחָזИоахаз | Йохо'ахаз | יוֹאָחָזбудет проводиться | Йоахаз | ачаз [# 270] | Иоахаз | Иоахаз |
3060 | 3101 | יְהוֹאָשИоас | Йохоаш | יוֹאָשДжош | Йоаш | 'esh [# 784] | Иоас | Джош |
3075 | 3107 | יְהוֹזָבָדИогозабад | Ёхозабад | יוֹזָבָדДжозеф | Йозабад | забад [#2064] | Иогозабад | Джозабад |
3076 | 3110 | יְהוֹחָנָןЙоханан | Ёховчанан | יוֹחָנָןЙоханан | Йоханан | пушка [#2603] | Иоханан | Йоханан |
3077 | 3111 | יְהוֹיָדָעЭто будет известно | Ёхойада | יוֹיָדָעбудет знать | Йода | распространение [#3045] | Иодай | Иодай |
3078 | 3112 | יְהוֹיָכִיןИехония | Ёхойакин | יוֹיָכִיןИоахим | Иехония | когда [#3559] | Иехония | Некоторый |
3079 | 3113 | יְהוֹיָקִיםЙехойким | Ёхояким | יוֹיָקִיםхомуты | Мне это нравится | песок [#3965] | Иоаким | Иоахим |
3080 | 3114 | יְהוֹיָרִיבЕгоров | Йохояриб | יוֹיָרִיבТы соперник | Распространите это | ребро [#7378] | Иоиариб | Джояриб |
3082 | 3122 | יְהוֹנָדָבЙехондев | Йохонадаб | יוֹנָדָבЙондав | Ионадав | надаб [# 5068] | Ионадав | ЙОНАДАБС |
3083 | 3129 | יְהוֹנָתָןДжонатан | Джонатан | יוֹנָתָןДжонатан | Джонатан | Натан [# 5414] | Джонатан | Джонатан |
3085 | — | יְהוֹעַדָּהИегоада | Йохо'адда | — | — | 'ада [# 5710] | Иодада | — |
3087 | 3136 | יְהוֹצָדָקЙеходак | Ёхотсадак | יוֹצָדָקЙоцедак | В постели | цадак [# 6663] | Иогозад | Джозадак |
3088 | 3141 | יְהוֹרָםЙорам | Йохорам | יוֹרָםЙорам | Йорам | ром [#7311] | Иорам | Иорам |
3092 | 3146 | יְהוֹשָפָטИосафат | Йошафат | יוֹשָפָטЕго будут судить | Йошафат | шафат [#8199] | Иосафат | Иосафат |
3470а | 3470 | יְשַׁעְיָהוּИсайя | Ёшаьяху | יְשַׁעְיָהИсайя | Йошья | Яша [#3467] | Йешаягу | Исайя |
5418а | 5418 | נְתַנְיָהוּОн дал это | Нотаньягу | נְתַנְיָהНетания | Натанья | Натан [# 5414] | Нетаньяху | Нетания |
138а | 138 | אֲדֹנִיָּהוּГосподин | Адониягу | אֲדֹנִיָּהМистер | Адония | 'вниз [# 113] | Адония | Адония |
452а | 452 | אֵלִיָּהוּИлии | 'Элиягу | אֵלִיָּהАлие | Элайджа | '[#410] | Элияху | Элайджа |
3414а | 3414 | יִרְמְיָהוּИеремия | Йирмьягу | יִרְמְיָהИеремия | Йирмия | ром [#7311] | Йирмеяху | Иеремия |
— | 5166 | — | — | נְחֶמְיָהНеемия | Ночемья | начам [#5162] | — | Нехемия |
Обращение к другим богам
[ редактировать ]- Иероваал , альтернативное имя Гедеона , по-разному переводится как « Ваал будет сражаться».
- Иезавель : «слава Ваалу».
- Ишбаал : «человек Ваала».
- Бальтазар и Валтасар ( вавилонский ): «Ваал, защити царя»
- Авиджам : «Мой отец — Ям »
- Салманасар ( ассирийский ): « Шулману первый».
- Сеннахирим (ассирийский): « Син заменил братьев».
- Пигмалион (финикийский через греческий): « Пуммей дал».
- Навуходоносор (по-вавилонски: Набу -кудурри-усур ): «Набу, присмотри за моим наследником»
- Мордехай : «от Мардука »
- Бен-Хадад: на иврите означает «сын Хадада », но его настоящее арамейское имя — Хададезер : «Хадад — помощь».
- Марк : «посвящён Марсу »
Теофорные имена, содержащие « Ваал », иногда «цензурировались» как -bosheth = «позорный», откуда Иевосфей и т. д.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «теофорический» . Онлайн-словарь Мерриам-Вебстера .
- ^ θεόφορος . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
- ^ Шендж, Малати Дж. Хараппский язык: от аккадского до санскрита , 1997. стр. 24. «Это также можно интерпретировать как теофорные имена, то есть имя бога, составляющее часть имени человека. Использование теофорный, потому что, кроме одноименного Асура, каждый человек высокого или низкого статуса имеет личное имя ».
- ^ Садок, Р. Доэллинистическая израильская . антропонимия и просопография , 1988. стр. 16. «Период судей (J) Теофорные имена составляют значительное меньшинство (почти 40%). Многие из гипокористических, возможно, происходят от составных теофорных имен имена (например, Абдон, Герд, J21 1 1 1 1, 2141 12)».
- ^ Бенц, Фрэнк Л. Личные имена в финикийских и пунических надписях . стр. 233. «Любой из трех основных типов элементов, божественное имя или словесное, может составить финикийско-пуническое имя . гипокористическое или теофорное, номинальное ..."
- ^ Drijvers, HJW Cults and Behafs at Edessa , 1980. стр. 21. «Имена собственные, которые в основном являются теофорными, могут расширить наши знания о религиозных чувствах жителей Эдессы и о культах, практикуемых ими, насколько их теофорные элементы отражают существующие убеждения».
- ^ Мадхури Агравал. Словарь, санскритский английский словарь Уилсона .
- ^ Марк Хоут, «Личные имена до Исхода 6:2-3»
- ^ Энсон Ф. Рейни, Как произносится Яхве. Архивировано 2 декабря 2011 г., в Wayback Machine , ВОПРОСЫ И КОММЕНТАРИИ.
- ^ Кристиан Гинзбург , Введение в массоретико-критическое издание еврейской Библии, стр. 369
- ↑ Скотт Джонс, Иегова. Архивировано 15 декабря 2005 г., в Wayback Machine.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гонсало Рубио, Боги и ученые: картирование пантеона в ранней Месопотамии в Беате Понграц-Лейстен (ред.), Пересмотр концепции революционного монотеизма , Eisenbrauns 2011
- Лексикон греческих личных имен
- Огден Гоэлет, «Египетское имя Моисея»
- Когда мусульмане могут использовать имя Мухаммед? Плюс, почему носители английского языка не называют своих детей Иисусом? Мишель Цай