Гидеон
Гидеон | |
---|---|
גִּדְעוֹןГидеон | |
![]() Гидеон, изображенный на картине «Гедеон и руно». Мартена ван Хемскерка | |
Предшественник | Дебора |
Преемник | Авимелех |
Отец | Джош |
Судьи в еврейской Библии שופטיםСудьи |
---|
Курсивом выделены лица, явно не названные судьями. |
Книга Исхода |
Книга Иисуса Навина |
Книга судей |
Первая книга Царств |
Гедеон ( / ˈ ɡ ɪ d i ə n / ; иврит : גִּדְעוֹן , современный : Gīdʿōn , тиверийский : Gīḏəʿōn ) также по имени Иероваал [ а ] и Иеровешеф , [ б ] [ 1 ] был военачальником , судьей и пророком, чье призвание и победа над мадианитянами описаны в Судей 6–8 Книги Судей как в еврейской Библии , так и в христианской Библии .
Гедеон был сыном Иоаса , из рода Авиезрита в колене Манассии и жил в Ефре (Офре) . [ 2 ] Будучи лидером израильтян , он одержал решительную победу над мадианитянской армией, несмотря на огромное численное преимущество, возглавив отряд из 300 человек. [ 3 ] Археологи на юге Израиля нашли фрагмент кувшина возрастом 3100 лет, на котором чернилами написано пять букв, которые, по всей видимости, представляют собой имя Иеруббаал или Йерубаал. [ 4 ]
Имена
[ редактировать ]» девятнадцатого века В «Соглашении Стронга имя «Иероваал» происходит от слова «Ваал будет бороться», в соответствии с народной этимологией, данной в Судей 6:32 . [ 5 ] [ с ] По словам библеиста Лестера Граббе (2007), «[Судьи] 6.32 дает бессмысленную этимологию его имени; оно означает что-то вроде: «Да будет Ваал велик » . [ 6 ] [ 7 ]
значение « рубить », Подобным образом, когда Стронг придал значению имени Гедеон [ 8 ] Библеист Саймон Джон ДеВрис (1975) предлагает этимологию «водитель». [ 9 ]
Часть имени «Бешеф» в имени «Иеруббефей» ( 2 Царств 11:21 ) означает «стыд». Это благочестивая редакционная интерпретация слова «Ваал», которая также встречается в именах сына Саула Иевосфея и внука Мефивосфея . [ 10 ]
Библейское повествование
[ редактировать ]
Как и в Книге Судей , израильтяне снова отвернулись от Яхве после 40 лет мира, принесенного победой Деворы над Ханааном ; В качестве наказания мадианитяне , амаликитяне и другие бедуинские народы преследовали Израиль в течение семи лет. [ 11 ]
Вызов
[ редактировать ]Бог избрал Гедеона, юношу из колена Манассиина , чтобы освободить народ Израиля и осудить его идолопоклонство . Ангел Господень , или «ангельский посланник Господень» [ 12 ] пришел «в образе... путешественника, который сел в тени [терпентинового дерева], чтобы немного освежиться и отдохнуть» [ 13 ] и вступил в разговор с Гедеоном. В повествовании есть отголоски встречи Авраама с гостями, которые пришли к нему в терпентинах Мамре ) и пообещали Аврааму и Сарре в старости, что у них будет сын ( Бытие 18:1–15 . [ нужна ссылка ] Ангел приветствовал Гедеона: «Господь с тобой, сильный и доблестный человек!» [ 14 ]
Гедеон просил доказательства воли Божией тремя чудесами: во-первых, знамением ангела, в котором ангел явился Гедеону и заставил огонь вырваться из скалы; [ 15 ] а затем два знака с участием руна , исполняемые последовательными ночами и совершенно противоположные друг другу. Сначала Гедеон проснулся и увидел, что его шерсть покрыта росой, но земля вокруг сухая; затем на следующее утро его шерсть высохла, но земля вокруг была покрыта росой. [ 16 ]
По указанию Бога Гедеон разрушил городской жертвенник Ваалу и символ богини Ашеры прозвище Иероваал рядом с ним, получив от отца :
Поэтому в тот день он (Иоас) назвал его Иероваалом, сказав: пусть Ваал судится с ним, потому что он разрушил жертвенник его. [ 17 ]
Сбор армии
[ редактировать ]Затем Гедеон отправил послов собрать людей из колен Ашера , Завулона и Неффалима , а также из своего собственного колена Манассии, чтобы встретить вооруженные силы Мадиама и Амалика, переправившиеся через реку Иордан . Войска Гедеона расположились лагерем в Эн-Хароде , а мадианитяне расположились лагерем возле «холма Море». [ 18 ]
Бог сообщил Гедеону, что людей, которых он собрал, было слишком много: с таким количеством людей израильтяне могли бы заявить о своей победе, вместо того, чтобы отдать должное Богу. Сначала Бог поручил Гедеону отправить домой тех, кто боялся. Гедеон приглашал любого человека, который хотел уйти, сделать это; 22 000 мужчин вернулись домой, а 10 000 остались. Затем Бог сказал Гедеону, что их все еще слишком много, и поручил Гедеону привести людей к воде напиться. Бог повелел Гедеону разделить тех, кто преклонил колени, чтобы пить, и тех, кто лакал воду, как собака. Только 300 мужчинам, которые преклонили колени и пили из сложенных в чаше рук, неся дежурство, было разрешено остаться. [ 19 ]
Ночная атака
[ редактировать ]
Ночью Бог повелел Гедеону подойти к лагерю мадианитян. Там Гедеон услышал, как мадианитянин рассказал другу о сне, в котором «кавай ячменного хлеба упал в стан Мадиамский». [ 20 ] вызывая обрушение их палатки или лагеря. Это было истолковано как означающее, что Бог отдал мадианитян Гедеону. Гедеон вернулся в лагерь израильтян и дал каждому из своих людей по шофару и глиняному кувшину со спрятанным внутри факелом. Разделившись на три роты, Гедеон и его 300 человек двинулись на вражеский лагерь. Он поручил им трубить в трубу, издавать боевой клич и зажигать факелы, имитируя атаку больших сил. При этом мадианитянская армия бежала. [ 21 ]
Гедеон отправил гонцов вперед в Израиль, призывая ефремлян преследовать отступающих мадианитян и двух их лидеров, Орива и Зива . Гедеон и триста людей преследовали Зевея и Салмана , двух мадианитянских царей. Когда он попросил провизию для своего преследования, жители Сокхофа и Пенуэла отказались и насмехались над Гедеоном. Захватив двух царей, Гедеон наказал жителей Сокхофа и разрушил башню Пенуэля, убив всех находившихся там людей. Гедеон предложил своему старшему сыну Иеферу убить Зевея и Салмана, но, будучи в то время еще молодым, у него не было уверенности выполнить просьбу отца, поэтому Зебах и Салман призвали Гедеона совершить это дело самому. Затем Гедеон убил Зевея и Салмана в качестве возмездия за смерть своих братьев ( Судей 8:19–21 ). Место, где Гедеон убил Орива после поражения мадианитян, называлось Скалой Орива . Вероятно, это было место, которое сейчас называется Орво, на востоке Иордана, недалеко от Бефсаина . Зиб был убит у «винного пресса Зиба».
Последующие события
[ редактировать ]Израильтяне предложили Гедеону стать их царем и основать династию , но он отказался, сказав им, что их правителем является только Бог. [ 22 ]
Гедеон сделал ефод из золота, завоеванного в битве. Это действие в конечном итоге привело к тому, что весь Израиль снова отвернулся от Бога и погубил Гедеона и его семью. [ 23 ] У Гедеона было 70 сыновей от многих женщин, которых он взял в жены. У него также была наложница -шехемитка , которая родила ему сына, которого он назвал Авимелехом , что означает «мой отец — царь». [ 24 ]
При жизни Гедеона в Израиле 40 лет царил мир. Как только Гедеон умер от старости, израильтяне снова обратились к поклонению ложному богу Баал-Берифу и проигнорировали семью Гедеона ( Суд. 8:33 ). Гедеона на короткое время сменил на посту правителя Сихема его сын Авимелех. [ 25 ]
Раввинский комментарий
[ редактировать ]Согласно Луиса Гинзберга : Мидраша антологии « Иудейские легенды» «Воодушевленный победой над Сисарой, Израиль запел хвалебный гимн, песнь Деворы, и Бог, чтобы вознаградить их за их благочестивые чувства, простил грехи Но вскоре они снова вернулись к старым привычкам, и старые беды преследовали их. Их отступление произошло из-за колдовства одного мадианитянского священника. Ауд Он заставил солнце светить в полночь и таким образом убедил израильтян, что идолы Мадиама сильнее Бога, и Бог наказал их, отдав их в руки Мадианитян. Они поклонялись своим собственным изображениям, отраженным в воде, и. они были поражены ужасной нищетой. Они не могли принести даже хлебного приношения, приношения бедным. Накануне одной Пасхи Гедеон произнес жалобу: «Где все чудеса. дела, которые Бог сотворил для наших отцов в эту ночь, когда он убил первенцев египтян, и Израиль вышел из рабства с радостными сердцами?» Бог явился ему и сказал: «Ты, который достаточно смел, чтобы защитить Израиль ты достоин спасения Израиля ради тебя». [ 26 ]
Чтобы объяснить, почему для боя не были выбраны мужчины, подносившие воду руками ко рту, а были выбраны 300 человек, которые прямо лакали воду или кланялись, некоторые писатели поясняют, что прямое лакание позорно и похоже на собаку с поклоном вниз напоминает идолопоклонство. Верным было разрешено уйти. [ 27 ]
Согласно «Иудейским легендам »: «...В нагруднике первосвященника Иосиф был представлен среди двенадцати колен только Ефремом, а не Манассией. Чтобы стереть это пренебрежение к своему собственному колену, Гедеон сделал ефод с изображением имя Манассии. Он посвятил его Богу, но после его смерти ему воздавали почести как идолу. В те дни израильтяне настолько пристрастились к поклонению Веельзевулу, что постоянно. носили с собой в карманах маленькие изображения этого бога, и время от времени они имели обыкновение выносить изображение и горячо целовать его. Среди таких идолопоклонников были тщеславные и легкомысленные люди, которые помогали Авимелеху, сыну Гедеона. свою наложницу из Сихема, чтобы убить других сыновей своего отца. Но Бог справедлив. Как Авимелех убил своих братьев на камне, так и сам Авимелех встретил свою смерть через жернов. Поэтому уместно, что Иофам в своей притче сравнил Авимелеха с терновым кустом, в то время как своих предшественников, Гофониила, Девору и Гедеона, он охарактеризовал как оливковое дерево, или смоковницу, или виноградную лозу. Этот Иофам, младший из сыновей Гедеона, был не просто рассказчиком притч. Он знал тогда, что много времени спустя самаритяне будут претендовать на святость горы Гаризим из-за благословения, провозглашенного с нее всему племени. По этой причине он выбрал Гаризим, чтобы излить свое проклятие на Сихем и его жителей». [ 28 ] «Тан Б 1 103. Говорят, что притча об Иотаме относится к выдающимся судьям: Отниилу [=оливковое дерево], Деворе [=смоковница], Гедеону [=лоза] и Елимелеху [=ежевика]. Тан. также утверждает что Авимелех царствовал три года, в награду за скромность своего отца Гедеона, который в «тройном» приговоре отказался от царского венца, предложенного ему его народом, см. Иуд. 8.23. Авимелех, в отличие от своего отца [Суд.8.27], был очень жадным до богатства, и потому конец его наступил быстро: Агадат Берешит 26, 54, см. также там же, 52-53, где Авимелех противопоставлял злобу и жадности; с благочестием и щедростью своего тезки Авимелеха, царя Гетара. Неблагодарность израильтян, позволивших. Авимелеху за убийство детей своего благодетеля Гедеона было приписано им, как если бы они оставили Бога; неблагодарность является таким же тяжким грехом, как и идолопоклонство в Ялкуте II, 64». [ 29 ]
Текстовая история
[ редактировать ]В начале двадцатого века текст Судей 6–8 яхвистские рассматривался «критической школой» как составное повествование, сочетающее в себе , элохистские и девтерономические источники с дальнейшими интерполяциями и редакционными комментариями периода Второго Храма . [ 30 ] Согласно этому подходу, источник D или (D) материал имеет подавляющее присутствие в Судьях 6–8. Присутствует использованный ранее исходный материал. Однако послание и богословский взгляд имеют стиль девтерономической школы авторов. [ 31 ] Основное (яхвистское) повествование состоит из Гедеона, желающего отомстить за смерть своих братьев, собирающего 300 человек из своего клана и преследующего мадианитянских вождей Зевея и Салмана, убивающего их и освящающего идола ( ефода ), сделанного из военных трофеев. что делает его город Офру резиденцией оракула и дает самому Гедеону статус богатого вождя с большим гаремом. (Судьи 8:4–10а, 11–21, 24–27а, 29–32). [ 30 ]
Однако другие ученые рассматривают эту историю как единое повествование, автор которого делал намеки на различные знакомые ему отрывки Пятикнижия. [ 32 ] В рассказе также присутствуют последовательные тематические элементы, предполагающие единую композицию. [ 33 ]
Эмиль Г. Хирш утверждал, что в повествовании есть историческое ядро, отражающее борьбу колена Манассии с враждебными бедуинами по ту сторону Иордана, а также «воспоминания о племенной ревности со стороны Ефрема» в ранний период еврейского поселения, позже объединенные с религиозным контекстом связи Яхве со святыней в Офре. [ 30 ]
Г. А. Кук в своей книге «Кембриджская Библия для школ и колледжей» отмечает несоответствие между гневом Ефремляна по отношению к Гедеону, показанным в книге Судей 8:1–3 , и утверждением о царстве над [всем] Израилем, и поэтому заключает, что «эти стихи, по-видимому, исходят из [вторичный] источник». [ 34 ]
По мнению Яйры Амита , Марка С. Смита и Саймона Джона Де Фриса , использование обоих имен «Гедеон» и «Иероваал» отражает два изначально независимых набора историй, объединенных редактором, который хочет, чтобы их рассматривали как относящиеся к одному и тому же источнику. характер. [ 35 ] [ 9 ] [ 36 ] Имя Иероваал, данное Гедеону, изначально было теофорным именем, означающим «Ваал борется», но позже ему было дано толкование «пусть Ваал борется против него», чтобы избежать конфликта с более строгим развитием религии Яхве в последующие века. . [ д ]
Христианский прием
[ редактировать ]
В Новом Завете Гедеон упоминается в 11-й главе Послания к Евреям как пример человека веры, одного из нескольких упомянутых там «героев веры»: [ 37 ]
У меня не хватит времени рассказать о Гедеоне [и других], которые верой покоряли царства, творили правду, получали обещания, заграждали уста львов, угашали буйство огня, избегали острия меча, из слабости становились сильными, стал доблестным в бою, обратил в бегство армии пришельцев. [ 38 ]
Гедеон считается святым Восточной Православной Церковью и Католической Церковью . Его также поминают вместе с другими праведниками Ветхого Завета в воскресенье перед Рождеством (Четвертое воскресенье Адвента ). Его память поминается как один из святых Армянской Апостольской церкви 30 июля, а в Римском мартирологе - 26 сентября. [ нужна ссылка ]
Во время протестантской Реформации повествование о Гедеоне использовалось в полемике против католического духовенства. Ганса фон Рюте ( «Гедеон» 1540 г.) сравнивает вынос мощей святых из церквей с разрушением Гедеоном алтаря Ваала.
Gideons International — американская организация, занимающаяся христианской евангелизацией, основанная в 1899 году и занимающаяся распространением бесплатных Библий. Логотип организации представляет собой двуручный кувшин и факел, символизирующие орудия, которыми Гедеон напугал мадианитянскую армию.
Культурные ссылки
[ редактировать ]Происхождение словосочетания «выкидывать руно»
[ редактировать ]Происхождение фразы «высунуть руно» является отсылкой к истории о Гедеоне, который имел в виду искать знак от Бога, прежде чем предпринять какое-либо действие или осуществить какой-то план. [ 39 ]
Военные ссылки
[ редактировать ]Подобно 300 спартанцам в Фермопилах , Гедеон стал символом военного успеха небольшого элитного отряда вопреки превосходящим численным силам. XII века Поэма об Альмерии к «силе Самсона и мечу Гедеона» в контексте Реконкисты Альмерии под взывает руководством Понсе Хиральдо де Кабрера (1147 г.). Бенедикт Глеттинг (16 век) использует «Меч Гедеона» в призыве к благочестивой и уверенной защите Старой Швейцарской Конфедерации от угрозы франко-османского союза . [ 40 ] Повествование о Гедеоне было использовано Ковенантера командиром Арчибальдом Страчаном перед битвой при Карбисдейле (1650 г.). Отряд Гедеона — небольшой отряд специального назначения под руководством британцев, участвовавший в Восточноафриканской кампании во время Второй мировой войны. Рейд Эль-Хункито под кодовым названием «Операция Гидеон» в 2018 году и «Операция Гидеон» (2020 год) были диссидентскими военными операциями в Венесуэле .
Археологические свидетельства
[ редактировать ]Надпись из пяти букв, по-видимому, обозначающая имя Иероваал (еще одно имя Гедеона, используемое в еврейской Библии), была обнаружена на фрагменте кувшина возрастом 3100 лет в Израиле. [ 41 ] По данным журнала Smithsonian Magazine, «возраст артефакта соответствует периоду времени, описанному в Книге Судей». [ 42 ]
См. также
[ редактировать ]- Гидеон (имя)
- Гидеон , пьеса 1961 года.
- Gideons International , евангелистская христианская ассоциация, основной деятельностью которой является раздача бесплатных Библий в отелях и мотелях.
- Талут , аналогичный персонаж Корана.
- Серия «Гедеон Девятый и запертая гробница» , Тэмсин Миур
- Золотое руно - еще один мотив, представляющий руно в западном искусстве.
Ссылки
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Йерубал
- ^ Ёрубешет
- ^ Что касается того, что «Ваал будет бороться» как пример народной этимологии, см. Muddiman 2007 , p. 182
- ^ «намеренно создано, чтобы придать старому названию такое значение, которое не было бы оскорбительным для более позднего и более строгого развития религии ЯХВЕ» ( Hirsch 1906 )
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Cheyne 1901 .
- ^ Жиго 1909 .
- ^ Судьи 7
- ^ Роллстон и др. 2021 .
- ^ Согласие Стронга H3378 "Йруббаал, [ проверьте орфографию ] йер-ооб-бах'-ал; от H7378 и H1168; Ваал будет бороться; Иероваал, символическое имя Гедеона: Иероваал».
- ^ Граббе 2007 , с. 99.
- ^ глагольный корень rby или rbb в Noth 1928 в Rollston 2021
- ^ Согласие Стронга H1438 «Gidʻôwn, ghid-ohn'; от H1438 [גָּדַע gâdaʻ 'рубить, рубить']; феллер (т.е. воин); Гидон, израильтянин: - Гедеон».
- ^ Перейти обратно: а б ДеВрис 1975 , с. 79.
- ^ Манделькерн, Соломон (ред.). Хейхал ха-Кодеш/Согласие Ветхого Завета . Шокен. п. 1474
- ^ Редакция Библии Холмана, Краткий библейский словарь Холмана , B&H Publishing Group, США, 2011, стр. 264
- ^ Судей 6:11
- ↑ Библейский комментарий Джеймисона-Фоссета-Брауна к Судьям 6, по состоянию на 21 октября 2016 г.
- ^ Судей 6:12
- ^ Судей 6: 11–22.
- ^ Судьи 6:36–40
- ^ Судьи 6:32
- ^ Судей 7:1
- ^ Судей 7: 4–7
- ^ Судей 7:13
- ^ Судей 7: 17–22.
- ^ Судей 8: 22–23
- ^ Судей 8: 24–27
- ^ Судьи 8:31
- ^ Судьи 9
- ^ Еврейские легенды Гинзберга», стр. 92–96.
- ^ [1]
- ^ Легенды евреев, стр. 101-103.
- ^ Сольд и Радин 1998 , с. 201.
- ^ Перейти обратно: а б с Хирш 1906 год .
- ^ Нидич 2008 , с. 10.
- ^ Джошуа Берман, Непоследовательность в Торе: древняя литературная конвенция и пределы критики источников , Oxford University Press, 2017, стр. 160
- ^ Нерия Кляйн, «ЯХВЕ и Гедеону: чтение истории Гедеона» , Megadim 53:91-121 (2012)
- ↑ Кембриджская Библия для школ и колледжей , Судьи 8, по состоянию на 27 октября 2016 г.
- ^ Смит 2002 , с. 46.
- ^ Амит 1999 , с. 102.
- ↑ Кембриджская Библия для школ и колледжей , Послание к Евреям 11, по состоянию на 16 января 2017 г.
- ^ Евреям 11:32–34.
- ^ Холбрук, Патрисия (9 мая 2020 г.). «Не пытайтесь манипулировать Богом» . Атланта Журнал-Конституция .
- ^ Шварценбах, Рудольф (1978). « ... Wol uff den Hohen Alpen fruch» Песня Бенедикта Глеттинга как источник «Наставления Конфедерации» Ганнса ин дер Ганда» . Швейцарские архивы фольклора – Archives suisses des Traditionals populaires . doi : 10.5169/seals-117277 .
- ^ Аманда Боршель-Дан. «Пятибуквенная надпись, сделанная 3100 лет назад, может быть именем библейского судьи» . www.timesofisrael.com . Проверено 10 октября 2022 г.
- ^ Журнал, Смитсоновский институт; Гершон, Ливия. «Эта 3100-летняя надпись может быть связана с библейским судьей» . Смитсоновский журнал . Проверено 10 октября 2022 г.
Общие источники
[ редактировать ]- Амит, Яира (1999). Книга судей: искусство редактирования . Брилл. ISBN 978-9004108271 .
- Чейн, Томас Келли (1901) [1899]. «Иеровешит» . В Чейн, штат Теннесси; Блэк, Дж. Сазерленд (ред.). Библейская энциклопедия: критический словарь литературной, политической и религиозной истории, археологии, географии и естественной истории Библии . Том. 2, Э–К. Нью-Йорк: Макмиллан.
- ДеВрис, Саймон Джон (1975). Вчера, сегодня и завтра: время и история в Ветхом Завете . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0802826640 .
- Жиго, Франциск (1909). Католическая энциклопедия . Том. 6. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Гинзберг, Луи (1998). Легенды евреев . Том. 4. Перевод Сольда, Генриетты; Радин, Пол. Джу Пресс. ISBN 978-0801858932 .
- Граббе, Лестер Л. (2007). Древний Израиль: что мы знаем и откуда мы это знаем? . Блумсбери. ISBN 978-0567110121 .
- Хирш, Эмиль Г. (1906). «Гедеон» . Еврейская энциклопедия .
- Маддиман, Джон, изд. (2007). Оксфордский библейский комментарий . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199277186 .
- Нидич, Сьюзен (2008). Комментарии судей . Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0664238315 .
- Роллстон, Кристофер; Гарфинкель, Джозеф; Кеймер, Кайл Х.; Дэвис, Гиллан; Ганор, Сара (2021). «Надпись Джеруббаала из Хирбет ар-Раи: протоханаанская (ранняя алфавитная) надпись» . Иерусалимский журнал археологии 2 : 1–15. S2CID 226551527 .
- Смит, Марк С. (2002). Ранняя история Бога: Яхве и другие божества в древнем Израиле . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0802839725 .
- Сольд, Генриетта; Радин, Пол (1998). Легенды евреев: от Моисея до Эстер (переиздание). Джу Пресс. ISBN 9780801858956 .