Книга Второзакония
Еврейская Библия (иудаизм) | |||||
---|---|---|---|---|---|
Ветхий Завет (христианство) | |||||
Библейский портал | |||||
Второзаконие ( древнегреческий : Δευτερονόμιον , латинизированный : Deuteronómion , букв. «второй закон»; латынь : Liber Deuteronomii ) [1] — пятая книга Торы ( в иудаизме ), где она называется Деварим ( библейский иврит : דְּבָרִים , латинизированный: Dəḇārīm , букв. «[слова] [ Моисея ]») и пятая книга еврейской Библии и христианского Ветхого Завета .
книги состоят из трех проповедей или речей, произнесенных израильтянам Моисеем Главы 1–30 на равнинах Моава , незадолго до их входа в Землю Обетованную . Первая проповедь рассказывает о сорока годах странствий по пустыне , которые привели к этому моменту и закончились призывом соблюдать закон. Вторая проповедь напоминает израильтянам о необходимости следовать Яхве и данным им законам (или учениям), от которых зависит их владение землей. Третья проповедь утешает, что даже если народ Израиля окажется неверным и потеряет свою землю, покаянием все можно будет восстановить. [2]
Последние четыре главы (31–34) содержат « Песнь Моисея» , «Благословение Моисея » и повествования, повествующие о переходе мантии лидерства от Моисея к Иисусу Навину и, наконец, о смерти Моисея на горе Нево .
Одним из наиболее важных стихов является Второзаконие 6:4, « Шма Исраэль» , которое описывается как окончательное утверждение еврейской идентичности евреев-теистов: «Слушай, Израиль: Господь , Бог наш, Господь един ». [3] Стихи 6:4–5 также были процитированы Иисусом в Евангелии от Марка 12:28–34 как Великая Заповедь .
Структура
[ редактировать ]Патрик Д. Миллер в своем комментарии к Второзаконию предполагает, что разные взгляды на структуру книги приведут к разным взглядам на то, о чем она. [4] Структуру часто описывают как серию из трех речей или проповедей (главы 1:1–4:43, 4:44–29:1, 29:2–30:20), за которыми следует ряд коротких приложений. [5] или своего рода эпилог (31:1–34:12), состоящий из поручения Иисуса Навина, песни Моисея и смерти Моисея. [6]
Другие ученые сравнивали структуру Второзакония с хеттскими договорами или текстами других древних ближневосточных договоров. Но ясно, что Второзаконие само по себе не является просто текстом договора, поскольку Второзаконие – это нечто большее, чем просто применение светской модели договора к отношениям Израиля с Богом. [7]
Десять заповедей (Декалог) в главе 5 служат основой для остальной части книги, а главы 12–26 представляют собой изложение Декалога, то есть расширенного Декалога. [7]
Заповеди | Главы |
1–3 | 12–13 |
4 | 14:28–16:17 |
5 | 16:18–18:22 |
6 | 19:1–21:9 |
7 | 22:13–30 |
8–10 | 23–26 |
Краткое содержание
[ редактировать ](Следующий «литературный» план Второзакония взят у Джона Ван Сетерса ; [8] его можно противопоставить «заветному» анализу Александра Рофе в его «Второзаконии: проблемы и толкование» . [9] )
- Главы 1–4 путешествие по пустыне от Хорива ( Синая ) до Кадеса, а затем до Моава . : Вспоминается
- Главы 4–11 : После второго вступления в 4:44–49 вспоминаются события на горе Хорив с дарованием Десяти заповедей . Глав семей призывают наставлять тех, кто находится под их опекой, в законе, делаются предостережения против служения иным богам, кроме Яхве , восхваляется земля, обещанная Израилю, и людей призывают к послушанию.
- Главы 12–26 Второзаконного кодекса : законы, регулирующие богослужение в Израиле (главы 12–16a), назначение и регулирование общественных и религиозных лидеров (16b–18), социальное регулирование (19–25), а также признание идентичности и лояльности ( 26).
- Главы 27–28 : Благословения и проклятия для тех , кто соблюдает и нарушает закон.
- Главы 29–30 : Заключительная беседа о завете в земле Моава, включая все законы Второзаконного кодекса (главы 12–26) после тех, что были даны на Хориве; Израиль снова призывают к послушанию.
- Главы 31–34 : Иисус Навин становится преемником Моисея , Моисей передает закон левитам ( каста священников ) и восходит на гору Нево или Фасга, где он умирает и погребается Богом. Повествование об этих событиях прерывается двумя стихотворениями: « Песнь Моисея» и «Благословение Моисея» .
Последние стихи, Второзаконие 34:10–12: «Никогда больше не восставал в Израиле такой пророк, как Моисей », — заявляют об авторитетном девтерономистском взгляде на богословие и его утверждении, что поклонение Яхве как единственному божеству Израиля было единственная допустимая религия, запечатанная величайшим из пророков. [10]
Второзаконный код
[ редактировать ]Второзаконие 12–26, Второзаконный кодекс , — это самая старая часть книги и ядро, вокруг которого развивались все остальные. [11] Это серия мицвот ( повелений ) израильтянам относительно того, как им следует вести себя в Земле Обетованной .
Состав
[ редактировать ]История композиции
[ редактировать ]Мозаичное авторство Торы, вера в то, что пять книг Торы, включая Книгу Второзакония, были продиктованы Богом Моисею на горе Синай, является древней еврейской традицией, которая была систематизирована Маймонидом ( 1135–1204 гг. н.э.) как Восьмой из 13 еврейских принципов веры . [12] Практически все современные светские ученые, а также большинство христианских и еврейских ученых, отвергают авторство Моисея Книги Второзакония и датируют книгу гораздо позже, между VII и V веками до нашей эры. [13] Ее авторами, вероятно, были представители касты левитов , которых все вместе называют девтерономистами , чьи экономические нужды и социальный статус отражены в книге. [14] Историческую подоплеку составления книги в настоящее время рассматривают в следующих общих чертах: [15]
- В конце 8-го века до нашей эры и , и Израиль были вассалами Ассирии Иудея . Израиль восстал и был разрушен около 722 г. до н.э. Беженцы, бежавшие из Израиля в Иудею, принесли с собой ряд новых для Иудеи традиций. Одним из них было то, что бог Яхве, уже известный и почитаемый в Иудее, был не просто самым важным из богов, но единственным богом, которому следует служить. [16] Такое мировоззрение повлияло на иудейский правящий класс землевладельцев , который стал чрезвычайно влиятельным в придворных кругах после возведения на престол восьмилетнего Иосии после убийства его отца, Амона Иудейского .
- К восемнадцатому году правления Иосии власть Ассирии быстро пришла в упадок, а движение за независимость набирало силу в Иудейском царстве . Одним из проявлений этого движения была государственная теология верности Яхве как единственному богу Иудейского царства. Согласно 4 Царств 22:1–23:30 , в это время Хелкия ( Первосвященник и отец пророка Иеремии ) обнаружил «книгу закона», которую многие ученые считают Второзаконным кодексом (сводом законов). в главах 12–26, составляющих первоначальное ядро Книги Второзакония) – в храме . Впоследствии Иосия начал полномасштабную реформу богослужения, основанную на этой «книге закона», которая принимает форму завета между Иудой и Яхве , заменяющего многолетний вассальный договор между царем Асархаддоном ассирийским и иудейским царем Манассией . [17]
- Следующий этап произошел во время вавилонского плена . Разрушение Иудейского царства Вавилоном в 586 г. до н. э. и конец царской власти стали поводом для долгих размышлений и богословских спекуляций среди девтерономистской элиты, находившейся сейчас в изгнании в городе Вавилоне . Катастрофа предположительно была наказанием Яхве за несоблюдение закона, и поэтому они создали историю Израиля (книги Иисуса Навина и царей), чтобы проиллюстрировать это.
- В конце изгнания, когда персы согласились, что евреи могут вернуться и восстановить Храм в Иерусалиме , были добавлены главы 1–4 и 29–30, а Второзаконие стало вводной книгой к этой истории, так что рассказ о люди, собиравшиеся войти в землю обетованную, стали историей о людях, собирающихся вернуться в землю обетованную. Юридические разделы глав 19–25 были расширены с учетом возникших новых ситуаций, а главы 31–34 добавлены в качестве нового заключения.
Главы 12–26, содержащие Второзаконный кодекс, являются самым ранним разделом. [18] Поскольку эта идея была впервые выдвинута В. М. Л. де Ветте в 1805 году, большинство ученых признали, что эта часть книги была написана в Иерусалиме в VII веке до нашей эры в контексте религиозных реформ, проведенных царем Езекией (годы правления около 716–687 гг.). до нашей эры), [19] [20] хотя некоторые приводили доводы в пользу других дат, например, во время правления его преемника Манассии (687–643 до н.э.) или даже намного позже, например, в период изгнания или постпереселения (597–332 до н.э.). [13] [21] Следующим разделом, который нужно было составить, был второй пролог (гл. 5–11), а затем первый пролог (гл. 1–4); главы, следующие за 26, имеют такую же многоуровневую структуру. [18]
Израильско-Иудейское разделение
[ редактировать ]Пророк Исайя , действовавший в Иерусалиме примерно за столетие до Иосии, не упоминает об Исходе , заветах с Богом или непослушании Божьим законам. Напротив, современник Исайи Осия , действовавший в северном царстве Израиля , часто упоминает Исход, странствия по пустыне, завет, опасность чужеземных богов и необходимость поклоняться одному Яхве. Это несоответствие привело ученых к выводу, что традиции, лежащие в основе Второзакония, имеют северное происхождение. [22] Вопрос о том, был ли Второзаконный кодекс написан во времена Иосии (конец 7 века до н. э.) или раньше, остается предметом споров, но многие отдельные законы старше самого сборника. [23] Два стихотворения в главах 32–33 — « Песнь Моисея» и «Благословение Моисея», вероятно, изначально были независимыми. [22]
Положение в еврейской Библии
[ редактировать ]Второзаконие занимает в Библии загадочную позицию, связывая историю странствий израильтян по пустыне с историей их истории в Ханаане, но не полностью принадлежащей ни одной из них. История о дикой местности могла бы вполне легко закончиться Числами, а история завоеваний Иисуса Навина могла бы существовать и без нее, по крайней мере, на уровне сюжета. Но в обоих случаях отсутствовал бы тематический (теологический) элемент. Ученые дали разные ответы на эту проблему. [24]
Девтерономистская теория истории в настоящее время является наиболее популярной. Первоначально Второзаконие было просто сводом законов и заветом, написанным для закрепления религиозных реформ Иосии, а затем расширено и стало введением ко всей истории. Но существует более древняя теория, которая рассматривает Второзаконие как принадлежащее Числам, а Иисуса Навина как своего рода дополнение к нему. У этой идеи все еще есть сторонники, но общепринятое понимание состоит в том, что Второзаконие, став введением в историю, позже было отделено от нее и включено в книгу Бытие-Исход-Левит-Числа, поскольку ее центральным персонажем уже был Моисей. Согласно этой гипотезе, смерть Моисея изначально была концом Чисел и просто была перенесена оттуда в конец Второзакония. [24]
Темы
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Второзаконие подчеркивает уникальность Бога, необходимость радикальной централизации богослужения и заботу о положении бедных и обездоленных. [25] Его многочисленные темы могут быть организованы вокруг трех полюсов Израиля, Яхве и завета, который связывает их вместе.
Израиль
[ редактировать ]Темами Второзакония по отношению к Израилю являются избрание, верность, послушание и обещание Яхве благословений, выраженные через завет: «Послушание - это в первую очередь не обязанность, налагаемая одной стороной на другую, но выражение заветных отношений». [26] Яхве избрал Израиль своей особой собственностью (Второзаконие 7:6 и др.), [27] и Моисей подчеркивает израильтянам необходимость послушания Богу и завету, а также последствия неверности и непослушания. [28] Тем не менее, первые несколько глав Второзакония представляют собой длинный пересказ прошлого непослушания Израиля, а также милостивую заботу Бога, ведущую к долгому призыву к Израилю выбрать жизнь вместо смерти и благословение над проклятием (главы 7–11).
Яхве
[ редактировать ]Представление о Боге во Второзаконии со временем изменилось. Самый ранний слой VII века является монолатровым ; не отрицая реальности существования других богов, а навязывая только поклонение Яхве в Иерусалиме. В более поздних слоях изгнания середины VI века, особенно в главе 4, это становится монотеизмом , идеей о том, что существует только один бог. [29] Бог одновременно присутствует в Храме и на небесах – важная и новаторская концепция, называемая «теологией имен». [30]
После обзора истории Израиля в главах с 1 по 4, в главе 5 дается новое изложение Десяти заповедей. Такое расположение материала подчеркивает суверенные отношения Бога с Израилем до установления Закона. [31]
Завет
[ редактировать ]Ядро Второзакония — это завет , который связывает Яхве и Израиль клятвами верности и послушания. [32] Бог даст Израилю благословение земли, плодородия и процветания, пока Израиль будет верен Божьему учению; непослушание приведет к проклятиям и наказанию. [33] Но, по мнению девтерономистов, главный грех Израиля — это маловерие, отступничество : вопреки первой и основной заповеди («Да не будет у тебя других богов прежде Меня») народ вступил в отношения с иными богами. [34]
Диллард и Лонгман в своем «Введении к Ветхому Завету» подчеркивают живую природу завета между Яхве и Израилем как нацией: возникает из ранее существовавших отношений между Богом и Израилем, установленных с Авраамом и подтвержденных событием Исхода, так что законы Второзакония выделили народ Израиля, сигнализируя об уникальном статусе еврейского народа. [35]
Земля — это Божий дар Израилю, и многие законы, праздники и наставления во Второзаконии даны в свете оккупации этой земли Израилем. Диллард и Лонгман отмечают, что «в 131 из 167 раз в книге встречается глагол «дать», субъектом действия является Яхве». [36] Второзаконие делает Тору высшим авторитетом для Израиля, которому подчиняется даже царь. [37]
Еженедельные главы Торы иудаизма в Книге Второзаконие
[ редактировать ]- Деварим , к Второзаконию 1–3: Вожди, разведчики, Эдом, аммонитяне, Сигон, Ог, земля для двух с половиной колен.
- Ваэтханан , к Второзаконию 3–7: Города-убежища, Десять заповедей, Шма, увещевание, инструкции по завоеванию.
- Эйкев , к Второзаконию 7–11: Послушание, взятие земли, золотой телец, смерть Аарона, обязанности левитов.
- Рее , к Второзаконию 11–16: Централизованное богослужение, диета, десятина, субботний год, праздники паломничества.
- Шофетим , к Второзаконию 16–21: Основная социальная структура израильтян.
- Ки Тейцей , о Второзаконии 21–25: Различные законы о гражданской и семейной жизни.
- Ки Таво , к Второзаконию 26–29: Первые плоды, десятина, благословения и проклятия, увещевание.
- Ницавим , к Второзаконию 29–30: завет, нарушение, выбор благословения и проклятия.
- Вайелех , к Второзаконию 31: Ободрение, чтение и написание закона
- Хаазину , к Второзаконию 32: Наказание, сдержанное наказание, напутственные слова.
- В'Зот ха-Бераха , к Второзаконию 33–34: Прощальное благословение и смерть Моисея.
Влияние на иудаизм и христианство
[ редактировать ]иудаизм
[ редактировать ]Второзаконие 6:4–5: «Слушай, Израиль ( Шма Исраэль ), Господь есть Бог наш, Господь един !» стало основным кредо иудаизма , Шма Исраэль , и его чтение дважды в день является мицвой (религиозной заповедью). Далее говорится: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей и всей силой твоей»; поэтому оно также стало отождествляться с центральной еврейской концепцией любви Бога и наград, которые приходят в результате.
христианство
[ редактировать ]В Евангелии от Матфея Иисус процитировал Второзаконие 6:5 как Великую Заповедь . Самые ранние христианские авторы интерпретировали пророчество Второзакония о восстановлении Израиля как исполнившееся (или замененное ) в Иисусе Христе и основании христианской церкви (Луки 1–2, Деяния 2–5), а Иисуса интерпретировали как « один (то есть пророк), подобный мне», предсказанный Моисеем во Второзаконии 18:15 (Деяния 3:22–23). Хотя точная позиция Апостола Павла и иудаизма до сих пор обсуждается, распространено мнение, что вместо мицвы, изложенной во Второзаконии, Апостол Павел , опираясь на Второзаконие 30:11–14, утверждал, что соблюдение завета с Моисеем было заменена верой в Иисуса и Евангелие ( Новый Завет ). [38]
См. также
[ редактировать ]- 613 заповедей
- Документальная гипотеза
- Еврейская Библия
- Кашрут
- Авторство мозаики
- Папирус Райландс 458 – старейшая греческая рукопись Второзакония.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Определение Второзакония | Dictionary.com» . www.dictionary.com . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ Филлипс, стр. 1–2.
- ^ Второзаконие 6:4
- ^ Миллер, стр.10
- ^ Кристенсен, стр.211
- ^ Вудс, Эдвард Дж. (2011). Второзаконие: введение и комментарий . Ноттингем, Англия: Межуниверситетская пресса. п. 38.
- ^ Jump up to: а б Райт, Кристофер Дж. Х. (1996). Второзаконие . Новый международный библейский комментарий. Пибоди, Массачусетс: Издательство Hendrickson. стр. 4–5.
- ^ Ван Сетерс 1998 , стр. 15–17.
- ^ Рофе, стр. 1–4.
- ^ Тигай, стр.137 и далее.
- ^ Ван Сетерс 1998 , с. 16.
- ^ Левенсон 1993 , стр. 63.
- ^ Jump up to: а б Стакерт 2022 , с. 136.
- ^ Лето 2015 г. , стр. 18.
- ^ Роджерсон 2003 , стр. 153–154.
- ^ Маккензи 1990 , с. 1287.
- ^ Миллер и Хейс 1986 , стр. 391–397.
- ^ Jump up to: а б Ван Сетерс, 2015 , стр. 79–82.
- ^ Миллер и Хейс 1986 , стр. 393–394.
- ^ Рофе 2002 , с. 4–5.
- ^ Дэвис 2013 , с. 101-103.
- ^ Jump up to: а б Ван Сетерс 1998 , с. 17.
- ^ Найт, стр.66
- ^ Jump up to: а б Бандстра, стр. 190–191.
- ^ МакКонвилл
- ^ Блок, стр.172
- ^ Маккензи, стр.266.
- ^ Бультман, стр.135
- ^ Ромер (1994), стр.200-201.
- ^ Маккензи, стр.265.
- ^ Томпсон, Второзаконие , 112.
- ^ Брюггеманн, стр.53.
- ^ Лаффи, стр.337
- ^ Филлипс, стр.8
- ^ Диллард и Лонгман, стр.102.
- ^ Диллард и Лонгман, стр.117.
- ^ Страж, стр.31
- ^ МакКонвилл, стр.24
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]Переводы
[ редактировать ]Комментарии
[ редактировать ]- Крейги, Питер С. (1976). Книга Второзаконие . Эрдманс. ISBN 9780802825247 .
- Миллер, Патрик Д. (1990). Второзаконие . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780664237370 .
- Филлипс, Энтони (1973). Второзаконие . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780521097727 .
- Плаут, В. Гюнтер (1981). Тора: современный комментарий . ISBN 0-8074-0055-6
- Миллер, Авигдор (2001). Удачная нация: Комментарии и заметки о ДВАРИМ .
Общий
[ редактировать ]- Ауслос, Ганс (22 октября 2015 г.). История девтерономиста: роль девтерономиста в историко-критическом исследовании чисел Бытия . БРИЛЛ. ISBN 9789004307049 .
- Бандстра, Барри Л. (2004). Чтение Ветхого Завета: введение в еврейскую Библию . Уодсворт. ISBN 9780495391050 .
- Блок, Дэниел I (2005). "Второзаконие". Кевин Дж. Ванхузер (ред.). Словарь богословского толкования Библии . Бейкер Академик.
- Браулик, Г (1998). Богословие Второзакония: Сборник сочинений Георга Браулика . Издательство D&F Скотт. ISBN 9780941037303 .
- Брюггеманн, Вальтер (2002). Отголоски веры: богословский справочник по темам Ветхого Завета . Вестминстер Джон Нокс. ISBN 9780664222314 .
- Бультман, Кристоф (2001). «Второзаконие» . У Джона Бартона; Джон Маддиман (ред.). Оксфордский библейский комментарий . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198755005 .
- Кристенсен, Дуэйн Л. (1991). «Второзаконие» . У Уотсона Э. Миллса; Роджер Обри Буллард (ред.). Библейский словарь Мерсера . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780865543737 .
- Клементс, Рональд (1968). Богоизбранный народ: богословская интерпретация книги Второзакония . Серия: Клуб религиозной книги , 182. Лондон: SCM Press.
- Дэвис, Филип Р. (2013). Переосмысление библейской науки . Изменение перспектив. Том. 4. Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-84465-727-8 .
- Готвальд, Норман, рецензия на Стивена Л. Кука, «Социальные корни библейского яхвизма» , Общество библейской литературы, 2004 г.
- Найт, Дуглас А. (1995). «Второзаконие и девтерономисты» . У Джеймса Лютера Мэйса; Дэвид Л. Петерсен; Кент Гарольд Ричардс (ред.). Толкование Ветхого Завета . Т&Т Кларк. ISBN 9780567292896 .
- Гили Куглер, Куглер, Моисей умер, и народ пошел дальше – скрытое повествование во Второзаконии.
- Лаффи, Элис Л. (2007). «Девтерономистическое богословие» . В Орландо О. Эспин; Джеймс Б. Николофф (ред.). Вводный словарь теологии и религиоведения . Литургическая пресса. ISBN 9780814658567 .
- Левенсон, Джон Дуглас (1993). Еврейская Библия, Ветхий Завет и историческая критика: евреи и христиане в библейских исследованиях . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-25407-0 .
- Маркл, Доминик (2013). «Хвала и порицание Моисея – честь и позор Израиля: риторические приемы в этических основах Второзакония» . Verbum et Ecclesia . 34 (2). 34. дои : 10.4102/ve.v34i2.861 . hdl : 2263/32114 .
- МакКонвилл, Дж. Г. (2002). «Второзаконие» (PDF) . У Т. Десмонда Александра; Дэвид В. Бейкер (ред.). Словарь Ветхого Завета: Пятикнижие . Айзенбрауны. Архивировано из оригинала (PDF) 13 апреля 2008 г. Проверено 2 ноября 2007 г.
- Маккензи, Джон Л. (1990). Раймонд Эдвард Браун; Джозеф А. Фицмайер; Роланд Эдмунд Мерфи (ред.). Библейский комментарий Нового Иеронима (переиздание). Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл. ISBN 978-0136149347 .
- Маккензи, Стивен Л. (1995). «Постскриптум» . У Линды С. Ширинг; Стивен Л. Маккензи (ред.). Эти неуловимые девтерономисты: феномен пан-девтерономизма . Т&Т Кларк. ISBN 9780567563361 .
- Менденхолл, Джордж Э. (1 сентября 1954 г.). Формы завета в израильской традиции . Библейская археология 3/17.
- Миллер, Джеймс Максвелл ; Хейс, Джон Харалсон (1986). История Древнего Израиля и Иудеи . Филадельфия: Вестминстер Пресс. ISBN 978-0-664-21262-9 .
- Паккала, Юха (2009). «Дата древнейшего издания Второзакония». Журнал исследований Ветхого Завета . 121 (3): 388–401. дои : 10.1515/ZAW.2009.026 . hdl : 10138/328053 . S2CID 170672330 .
- Рихтер, Сандра Л. (2002). Девтерономическая история и теология имени . Вальтер де Грюйтер. ISBN 9783110173765 .
- Рофе, Александр (2002). Второзаконие: проблемы и толкование . Т&Т Кларк. ISBN 9780567087546 .
- Роджерсон, Джон В. (2003). «Второзаконие» . У Джеймса Д.Г. Данна; Джон Уильям Роджерсон (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Ромер, Томас (2000). «Второзаконие в поисках истоков» . У Гэри Н. Кнопперса; Дж. Гордон МакКонвилл (ред.). Переосмысление Израиля и Иуды: недавние исследования девтерономической истории . Айзенбрауны. ISBN 9781575060378 .
- Ромер, Томас (1994). «Книга Второзакония» . У Стивена Л. Маккензи; Мэтт Патрик Грэм (ред.). История традиций Израиля: наследие Мартина Нота . Шеффилд Академик Пресс. ISBN 9780567230355 .
- Соммер, Бенджамин Д. (30 июня 2015 г.). Откровение и власть: Синай в еврейских Писаниях и традициях . Якорная Йельская библейская справочная библиотека.
- Стакерт, Джеффри (2022). Второзаконие и Пятикнижие . Справочная библиотека Анкорного Йельского университета. Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-16751-1 .
- Тигай, Джеффри (1996). «Значение конца Второзакония» . У Майкла В. Фокса; и др. (ред.). Тексты, храмы и традиции: дань уважения Менахему Харану . Айзенбрауны. ISBN 9781575060033 .
- Ван Сетерс, Джон (1998). «Пятикнижие» . У Стивена Л. Маккензи; Мэтт Патрик Грэм (ред.). Еврейская Библия сегодня: введение в критические вопросы . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664256524 .
- Ван Сетерс, Джон (2015). Пятикнижие: комментарий социальных наук . Блумсбери Т&Т Кларк. ISBN 978-0-567-65880-7 .
- Фогт, Питер Т. (2006). Девтерономическое богословие и значение Торы: переоценка . Айзенбрауны. ISBN 9781575061078 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Второзаконие на Bible Gateway
- Патерсон, Джеймс Александр (1911). Британская энциклопедия (11-е изд.). .
- Ястроу, Моррис (1905). . Новая международная энциклопедия .
- Еврейские переводы:
- Второзаконие в Мехон-Мамре (измененный перевод Еврейского издательского общества)
- Второзаконие (Живая Тора). Архивировано 5 марта 2005 г. в Wayback Machine. раввина Арье Каплана на Ort.org. Перевод и комментарии
- Деварим - перевод Второзакония (Judaica Press) [с Раши ] на Chabad.org комментарием
- ( Деварим – Второзаконие иврит – английский на Mechon-Mamre.org)
- Христианские переводы:
- Интернет-Библия на сайте HospitalHall.org ( версия короля Иакова )
- Браузер Библии oremus ( новая исправленная стандартная версия )
- Браузер Библии oremus ( англизированная новая исправленная стандартная версия )
- Второзаконие в Wikisource ( официальная версия короля Иакова )
- Второзаконие, являющаяся Аудиокнига общественным достоянием, на LibriVox Различные версии