Jump to content

Книга Второзакония

(Перенаправлено с Второзакония )
Папирус Фуада 266 , датируемый ок. 100 г. до н.э. , содержит часть греческого перевода ( Септуагинты ) Второзакония.

Второзаконие ( древнегреческий : Δευτερονόμιον , латинизированный : Deuteronómion , букв. «второй закон»; латынь : Liber Deuteronomii ) [1] — пятая книга Торы ( в иудаизме ), где она называется Деварим ( библейский иврит : דְּבָרִים ‎ , латинизированный: Dəḇārīm , букв. «[слова] [ Моисея ]») и пятая книга еврейской Библии и христианского Ветхого Завета .

книги состоят из трех проповедей или речей, произнесенных израильтянам Моисеем Главы 1–30 на равнинах Моава , незадолго до их входа в Землю Обетованную . Первая проповедь рассказывает о сорока годах странствий по пустыне , которые привели к этому моменту и закончились призывом соблюдать закон. Вторая проповедь напоминает израильтянам о необходимости следовать Яхве и данным им законам (или учениям), от которых зависит их владение землей. Третья проповедь утешает, что даже если народ Израиля окажется неверным и потеряет свою землю, покаянием все можно будет восстановить. [2]

Последние четыре главы (31–34) содержат « Песнь Моисея» , «Благословение Моисея » и повествования, повествующие о переходе мантии лидерства от Моисея к Иисусу Навину и, наконец, о смерти Моисея на горе Нево .

Одним из наиболее важных стихов является Второзаконие 6:4, « Шма Исраэль» , которое описывается как окончательное утверждение еврейской идентичности евреев-теистов: «Слушай, Израиль: Господь , Бог наш, Господь един ». [3] Стихи 6:4–5 также были процитированы Иисусом в Евангелии от Марка 12:28–34 как Великая Заповедь .

Структура

[ редактировать ]

Патрик Д. Миллер в своем комментарии к Второзаконию предполагает, что разные взгляды на структуру книги приведут к разным взглядам на то, о чем она. [4] Структуру часто описывают как серию из трех речей или проповедей (главы 1:1–4:43, 4:44–29:1, 29:2–30:20), за которыми следует ряд коротких приложений. [5] или своего рода эпилог (31:1–34:12), состоящий из поручения Иисуса Навина, песни Моисея и смерти Моисея. [6]

Другие ученые сравнивали структуру Второзакония с хеттскими договорами или текстами других древних ближневосточных договоров. Но ясно, что Второзаконие само по себе не является просто текстом договора, поскольку Второзаконие – это нечто большее, чем просто применение светской модели договора к отношениям Израиля с Богом. [7]

Десять заповедей (Декалог) в главе 5 служат основой для остальной части книги, а главы 12–26 представляют собой изложение Декалога, то есть расширенного Декалога. [7]

Заповеди Главы
1–3 12–13
4 14:28–16:17
5 16:18–18:22
6 19:1–21:9
7 22:13–30
8–10 23–26

Краткое содержание

[ редактировать ]
Моисей получает Закон (вверху) и читает Закон израильтянам (внизу)

(Следующий «литературный» план Второзакония взят у Джона Ван Сетерса ; [8] его можно противопоставить «заветному» анализу Александра Рофе в его «Второзаконии: проблемы и толкование» . [9] )

  • Главы 1–4 путешествие по пустыне от Хорива ( Синая ) до Кадеса, а затем до Моава . : Вспоминается
  • Главы 4–11 : После второго вступления в 4:44–49 вспоминаются события на горе Хорив с дарованием Десяти заповедей . Глав семей призывают наставлять тех, кто находится под их опекой, в законе, делаются предостережения против служения иным богам, кроме Яхве , восхваляется земля, обещанная Израилю, и людей призывают к послушанию.
  • Главы 12–26 Второзаконного кодекса : законы, регулирующие богослужение в Израиле (главы 12–16a), назначение и регулирование общественных и религиозных лидеров (16b–18), социальное регулирование (19–25), а также признание идентичности и лояльности ( 26).
  • Главы 27–28 : Благословения и проклятия для тех , кто соблюдает и нарушает закон.
  • Главы 29–30 : Заключительная беседа о завете в земле Моава, включая все законы Второзаконного кодекса (главы 12–26) после тех, что были даны на Хориве; Израиль снова призывают к послушанию.
  • Главы 31–34 : Иисус Навин становится преемником Моисея , Моисей передает закон левитам ( каста священников ) и восходит на гору Нево или Фасга, где он умирает и погребается Богом. Повествование об этих событиях прерывается двумя стихотворениями: « Песнь Моисея» и «Благословение Моисея» .

Последние стихи, Второзаконие 34:10–12: «Никогда больше не восставал в Израиле такой пророк, как Моисей », — заявляют об авторитетном девтерономистском взгляде на богословие и его утверждении, что поклонение Яхве как единственному божеству Израиля было единственная допустимая религия, запечатанная величайшим из пророков. [10]

Второзаконный код

[ редактировать ]

Второзаконие 12–26, Второзаконный кодекс , — это самая старая часть книги и ядро, вокруг которого развивались все остальные. [11] Это серия мицвот ( повелений ) израильтянам относительно того, как им следует вести себя в Земле Обетованной .

Моисей осматривает землю обетованную, Второзаконие 34:1–5 ( Джеймс Тиссо )

История композиции

[ редактировать ]

Мозаичное авторство Торы, вера в то, что пять книг Торы, включая Книгу Второзакония, были продиктованы Богом Моисею на горе Синай, является древней еврейской традицией, которая была систематизирована Маймонидом ( 1135–1204 гг. н.э.) как Восьмой из 13 еврейских принципов веры . [12] Практически все современные светские ученые, а также большинство христианских и еврейских ученых, отвергают авторство Моисея Книги Второзакония и датируют книгу гораздо позже, между VII и V веками до нашей эры. [13] Ее авторами, вероятно, были представители касты левитов , которых все вместе называют девтерономистами , чьи экономические нужды и социальный статус отражены в книге. [14] Историческую подоплеку составления книги в настоящее время рассматривают в следующих общих чертах: [15]

  • В конце 8-го века до нашей эры и , и Израиль были вассалами Ассирии Иудея . Израиль восстал и был разрушен около 722 г. до н.э. Беженцы, бежавшие из Израиля в Иудею, принесли с собой ряд новых для Иудеи традиций. Одним из них было то, что бог Яхве, уже известный и почитаемый в Иудее, был не просто самым важным из богов, но единственным богом, которому следует служить. [16] Такое мировоззрение повлияло на иудейский правящий класс землевладельцев , который стал чрезвычайно влиятельным в придворных кругах после возведения на престол восьмилетнего Иосии после убийства его отца, Амона Иудейского .
  • К восемнадцатому году правления Иосии власть Ассирии быстро пришла в упадок, а движение за независимость набирало силу в Иудейском царстве . Одним из проявлений этого движения была государственная теология верности Яхве как единственному богу Иудейского царства. Согласно 4 Царств 22:1–23:30 , в это время Хелкия ( Первосвященник и отец пророка Иеремии ) обнаружил «книгу закона», которую многие ученые считают Второзаконным кодексом (сводом законов). в главах 12–26, составляющих первоначальное ядро ​​Книги Второзакония) – в храме . Впоследствии Иосия начал полномасштабную реформу богослужения, основанную на этой «книге закона», которая принимает форму завета между Иудой и Яхве , заменяющего многолетний вассальный договор между царем Асархаддоном ассирийским и иудейским царем Манассией . [17]
  • Следующий этап произошел во время вавилонского плена . Разрушение Иудейского царства Вавилоном в 586 г. до н. э. и конец царской власти стали поводом для долгих размышлений и богословских спекуляций среди девтерономистской элиты, находившейся сейчас в изгнании в городе Вавилоне . Катастрофа предположительно была наказанием Яхве за несоблюдение закона, и поэтому они создали историю Израиля (книги Иисуса Навина и царей), чтобы проиллюстрировать это.
  • В конце изгнания, когда персы согласились, что евреи могут вернуться и восстановить Храм в Иерусалиме , были добавлены главы 1–4 и 29–30, а Второзаконие стало вводной книгой к этой истории, так что рассказ о люди, собиравшиеся войти в землю обетованную, стали историей о людях, собирающихся вернуться в землю обетованную. Юридические разделы глав 19–25 были расширены с учетом возникших новых ситуаций, а главы 31–34 добавлены в качестве нового заключения.

Главы 12–26, содержащие Второзаконный кодекс, являются самым ранним разделом. [18] Поскольку эта идея была впервые выдвинута В. М. Л. де Ветте в 1805 году, большинство ученых признали, что эта часть книги была написана в Иерусалиме в VII веке до нашей эры в контексте религиозных реформ, проведенных царем Езекией (годы правления около 716–687 гг.). до нашей эры), [19] [20] хотя некоторые приводили доводы в пользу других дат, например, во время правления его преемника Манассии (687–643 до н.э.) или даже намного позже, например, в период изгнания или постпереселения (597–332 до н.э.). [13] [21] Следующим разделом, который нужно было составить, был второй пролог (гл. 5–11), а затем первый пролог (гл. 1–4); главы, следующие за 26, имеют такую ​​же многоуровневую структуру. [18]

Израильско-Иудейское разделение

[ редактировать ]

Пророк Исайя , действовавший в Иерусалиме примерно за столетие до Иосии, не упоминает об Исходе , заветах с Богом или непослушании Божьим законам. Напротив, современник Исайи Осия , действовавший в северном царстве Израиля , часто упоминает Исход, странствия по пустыне, завет, опасность чужеземных богов и необходимость поклоняться одному Яхве. Это несоответствие привело ученых к выводу, что традиции, лежащие в основе Второзакония, имеют северное происхождение. [22] Вопрос о том, был ли Второзаконный кодекс написан во времена Иосии (конец 7 века до н. э.) или раньше, остается предметом споров, но многие отдельные законы старше самого сборника. [23] Два стихотворения в главах 32–33 — « Песнь Моисея» и «Благословение Моисея», вероятно, изначально были независимыми. [22]

Положение в еврейской Библии

[ редактировать ]

Второзаконие занимает в Библии загадочную позицию, связывая историю странствий израильтян по пустыне с историей их истории в Ханаане, но не полностью принадлежащей ни одной из них. История о дикой местности могла бы вполне легко закончиться Числами, а история завоеваний Иисуса Навина могла бы существовать и без нее, по крайней мере, на уровне сюжета. Но в обоих случаях отсутствовал бы тематический (теологический) элемент. Ученые дали разные ответы на эту проблему. [24]

Девтерономистская теория истории в настоящее время является наиболее популярной. Первоначально Второзаконие было просто сводом законов и заветом, написанным для закрепления религиозных реформ Иосии, а затем расширено и стало введением ко всей истории. Но существует более древняя теория, которая рассматривает Второзаконие как принадлежащее Числам, а Иисуса Навина как своего рода дополнение к нему. У этой идеи все еще есть сторонники, но общепринятое понимание состоит в том, что Второзаконие, став введением в историю, позже было отделено от нее и включено в книгу Бытие-Исход-Левит-Числа, поскольку ее центральным персонажем уже был Моисей. Согласно этой гипотезе, смерть Моисея изначально была концом Чисел и просто была перенесена оттуда в конец Второзакония. [24]

Второзаконие подчеркивает уникальность Бога, необходимость радикальной централизации богослужения и заботу о положении бедных и обездоленных. [25] Его многочисленные темы могут быть организованы вокруг трех полюсов Израиля, Яхве и завета, который связывает их вместе.

Темами Второзакония по отношению к Израилю являются избрание, верность, послушание и обещание Яхве благословений, выраженные через завет: «Послушание - это в первую очередь не обязанность, налагаемая одной стороной на другую, но выражение заветных отношений». [26] Яхве избрал Израиль своей особой собственностью (Второзаконие 7:6 и др.), [27] и Моисей подчеркивает израильтянам необходимость послушания Богу и завету, а также последствия неверности и непослушания. [28] Тем не менее, первые несколько глав Второзакония представляют собой длинный пересказ прошлого непослушания Израиля, а также милостивую заботу Бога, ведущую к долгому призыву к Израилю выбрать жизнь вместо смерти и благословение над проклятием (главы 7–11).

Представление о Боге во Второзаконии со временем изменилось. Самый ранний слой VII века является монолатровым ; не отрицая реальности существования других богов, а навязывая только поклонение Яхве в Иерусалиме. В более поздних слоях изгнания середины VI века, особенно в главе 4, это становится монотеизмом , идеей о том, что существует только один бог. [29] Бог одновременно присутствует в Храме и на небесах – важная и новаторская концепция, называемая «теологией имен». [30]

После обзора истории Израиля в главах с 1 по 4, в главе 5 дается новое изложение Десяти заповедей. Такое расположение материала подчеркивает суверенные отношения Бога с Израилем до установления Закона. [31]

Ядро Второзакония — это завет , который связывает Яхве и Израиль клятвами верности и послушания. [32] Бог даст Израилю благословение земли, плодородия и процветания, пока Израиль будет верен Божьему учению; непослушание приведет к проклятиям и наказанию. [33] Но, по мнению девтерономистов, главный грех Израиля — это маловерие, отступничество : вопреки первой и основной заповеди («Да не будет у тебя других богов прежде Меня») народ вступил в отношения с иными богами. [34]

Диллард и Лонгман в своем «Введении к Ветхому Завету» подчеркивают живую природу завета между Яхве и Израилем как нацией: возникает из ранее существовавших отношений между Богом и Израилем, установленных с Авраамом и подтвержденных событием Исхода, так что законы Второзакония выделили народ Израиля, сигнализируя об уникальном статусе еврейского народа. [35]

Земля — это Божий дар Израилю, и многие законы, праздники и наставления во Второзаконии даны в свете оккупации этой земли Израилем. Диллард и Лонгман отмечают, что «в 131 из 167 раз в книге встречается глагол «дать», субъектом действия является Яхве». [36] Второзаконие делает Тору высшим авторитетом для Израиля, которому подчиняется даже царь. [37]

Еженедельные главы Торы иудаизма в Книге Второзаконие

[ редактировать ]
  • Деварим , к Второзаконию 1–3: Вожди, разведчики, Эдом, аммонитяне, Сигон, Ог, земля для двух с половиной колен.
  • Ваэтханан , к Второзаконию 3–7: Города-убежища, Десять заповедей, Шма, увещевание, инструкции по завоеванию.
  • Эйкев , к Второзаконию 7–11: Послушание, взятие земли, золотой телец, смерть Аарона, обязанности левитов.
  • Рее , к Второзаконию 11–16: Централизованное богослужение, диета, десятина, субботний год, праздники паломничества.
  • Шофетим , к Второзаконию 16–21: Основная социальная структура израильтян.
  • Ки Тейцей , о Второзаконии 21–25: Различные законы о гражданской и семейной жизни.
  • Ки Таво , к Второзаконию 26–29: Первые плоды, десятина, благословения и проклятия, увещевание.
  • Ницавим , к Второзаконию 29–30: завет, нарушение, выбор благословения и проклятия.
  • Вайелех , к Второзаконию 31: Ободрение, чтение и написание закона
  • Хаазину , к Второзаконию 32: Наказание, сдержанное наказание, напутственные слова.
  • В'Зот ха-Бераха , к Второзаконию 33–34: Прощальное благословение и смерть Моисея.

Влияние на иудаизм и христианство

[ редактировать ]
Книга Второзаконие, Дебарим. Иврит с переводом на иудео-арабский язык, написанным еврейскими буквами. Из Ливорно, 1894 г. н.э. Марокканский еврейский музей, Касабланка.

Второзаконие 6:4–5: «Слушай, Израиль ( Шма Исраэль ), Господь есть Бог наш, Господь един !» стало основным кредо иудаизма , Шма Исраэль , и его чтение дважды в день является мицвой (религиозной заповедью). Далее говорится: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей и всей силой твоей»; поэтому оно также стало отождествляться с центральной еврейской концепцией любви Бога и наград, которые приходят в результате.

христианство

[ редактировать ]

В Евангелии от Матфея Иисус процитировал Второзаконие 6:5 как Великую Заповедь . Самые ранние христианские авторы интерпретировали пророчество Второзакония о восстановлении Израиля как исполнившееся (или замененное ) в Иисусе Христе и основании христианской церкви (Луки 1–2, Деяния 2–5), а Иисуса интерпретировали как « один (то есть пророк), подобный мне», предсказанный Моисеем во Второзаконии 18:15 (Деяния 3:22–23). Хотя точная позиция Апостола Павла и иудаизма до сих пор обсуждается, распространено мнение, что вместо мицвы, изложенной во Второзаконии, Апостол Павел , опираясь на Второзаконие 30:11–14, утверждал, что соблюдение завета с Моисеем было заменена верой в Иисуса и Евангелие ( Новый Завет ). [38]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Определение Второзакония | Dictionary.com» . www.dictionary.com . Проверено 11 марта 2023 г.
  2. ^ Филлипс, стр. 1–2.
  3. ^ Второзаконие 6:4
  4. ^ Миллер, стр.10
  5. ^ Кристенсен, стр.211
  6. ^ Вудс, Эдвард Дж. (2011). Второзаконие: введение и комментарий . Ноттингем, Англия: Межуниверситетская пресса. п. 38.
  7. ^ Jump up to: а б Райт, Кристофер Дж. Х. (1996). Второзаконие . Новый международный библейский комментарий. Пибоди, Массачусетс: Издательство Hendrickson. стр. 4–5.
  8. ^ Ван Сетерс 1998 , стр. 15–17.
  9. ^ Рофе, стр. 1–4.
  10. ^ Тигай, стр.137 и далее.
  11. ^ Ван Сетерс 1998 , с. 16.
  12. ^ Левенсон 1993 , стр. 63.
  13. ^ Jump up to: а б Стакерт 2022 , с. 136.
  14. ^ Лето 2015 г. , стр. 18.
  15. ^ Роджерсон 2003 , стр. 153–154.
  16. ^ Маккензи 1990 , с. 1287.
  17. ^ Миллер и Хейс 1986 , стр. 391–397.
  18. ^ Jump up to: а б Ван Сетерс, 2015 , стр. 79–82.
  19. ^ Миллер и Хейс 1986 , стр. 393–394.
  20. ^ Рофе 2002 , с. 4–5.
  21. ^ Дэвис 2013 , с. 101-103.
  22. ^ Jump up to: а б Ван Сетерс 1998 , с. 17.
  23. ^ Найт, стр.66
  24. ^ Jump up to: а б Бандстра, стр. 190–191.
  25. ^ МакКонвилл
  26. ^ Блок, стр.172
  27. ^ Маккензи, стр.266.
  28. ^ Бультман, стр.135
  29. ^ Ромер (1994), стр.200-201.
  30. ^ Маккензи, стр.265.
  31. ^ Томпсон, Второзаконие , 112.
  32. ^ Брюггеманн, стр.53.
  33. ^ Лаффи, стр.337
  34. ^ Филлипс, стр.8
  35. ^ Диллард и Лонгман, стр.102.
  36. ^ Диллард и Лонгман, стр.117.
  37. ^ Страж, стр.31
  38. ^ МакКонвилл, стр.24

Общие и цитируемые ссылки

[ редактировать ]

Переводы

[ редактировать ]

Комментарии

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Книга Второзакония
Предшественник Еврейская Библия Преемник
христианин
Ветхий Завет
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0a123e57483fde398a60740dfdeaa23c__1717734420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0a/3c/0a123e57483fde398a60740dfdeaa23c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Book of Deuteronomy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)