Шедим


35. И они смешались с народами и научились делам их. 36. Они поклонялись своим идолам, которые стали для них сетью. 37. Они зарезали своих сыновей и дочерей демонам [(шедим)]. 38. Они пролили невинную кровь, кровь своих сыновей и дочерей, которых они закололи идолам Ханаана, и земля осквернилась кровью. 39. И они стали нечисты в своих делах и заблудились в своих делах.
Теилим (Псалмы), 106.35-39. [1]
17. Они приносили жертвы демонам [(шедим)], у которых нет силы, божествам, которых они не знали, новым вещам, которые только недавно пришли, которых не боялись ваши праотцы.
Деварим (Второзаконие), 32:17. [2]
Шедим ( иврит : שׁדים единственное число: Шейд ) ; [3] являются духами или демонами в Танахе и еврейской мифологии . Однако шедим не совсем соответствуют современному представлению о демонах как злых сущностях, зародившемуся в христианстве . [4] Хотя считалось, что причиной болезней являются злые духи, шедим концептуально отличались от злых духов. [5] Шедим считались не злыми полубогами , а богами чужеземцев, и рассматривались как злые только в том смысле, что они не были Богом . [6]
Они встречаются только дважды (и в обоих случаях во множественном числе) в Танахе: в Псалме 106 :37 и Второзаконии 32:17. В обоих случаях текст касается жертвоприношения детей или животных . [7] [8] Хотя это слово традиционно происходит от корня ŠWD ( иврит : שוד shûd ), который передает значение «действовать с применением насилия» или «опустошать». [9] Возможно, это было заимствование из аккадского языка , в котором слово шеду относилось к духу, который мог быть как защитным, так и злонамеренным. [10] [11] [12] С переводом еврейских текстов на греческий язык, под влиянием зороастрийского дуализма , термин шедим был переведен на греческий язык как даймония с неявным негативным оттенком. Позже, в иудео-исламской культуре, шедим стало еврейским словом, обозначающим джиннов, передающим морально двойственное отношение этих существ. [13]
Источник
[ редактировать ]Согласно одной из легенд, шедим — это потомки змей или демонов в змеиной форме, что является намеком на историю о змее в Эдеме , изложенную в книге Бытия . [14] Вторая точка зрения состоит в том, что они являются потомками Лилит . [15] от ее союза с Адамом или другими мужчинами, а третий говорит, что Бог создал их в шестой день, начав формировать их тела, но не сумев завершить работу, потому что он был вынужден отдыхать в субботу . [16] Даже после субботы он оставил их такими, какими они были, чтобы показать, что, когда наступит суббота, всю работу, еще не оконченную к началу субботы, впоследствии можно будет считать завершенной. [17] В результате у шедим есть души, подобные человеческим, но нет тел, которые могли бы их содержать. [18] Тем не менее, четвертая концепция заключалась в том, что шедим возникли среди строителей Вавилонской башни - они были разделены по своим мотивам на три группы, из которых третья, худшая, включала тех, кто стремился активно вести войну против Бога и был наказан за это. их кощунственное высокомерие путем превращения в шедим . [19] Наконец, Зоар описывает их как потомков демонов Азазеля и Наамы . [12] [20]
Библейские и раввинские тексты изображают шедим как демонических существ, а такие ссылки, как Второзаконие 32:17 и Псалом 106:37, предполагают жертвоприношения этим существам, включая человеческие жертвоприношения, такие как первенцы. Однако масштабы и детали такой практики в древнем Израиле остаются предметом споров среди ученых. Работа Гурвица, цитирующая археологические находки и существующий обряд «пиджон хабен», поддерживает идею таких жертвоприношений, особенно в архаический период. [21]
Черты
[ редактировать ]Талмуд ангелов описывает шедим как обладающих некоторыми чертами и некоторыми чертами людей:
В трех отношениях они подобны ангелам-служителям: у них есть крылья, как у ангелов-служителей; и они летают с одного конца света на другой, как ангелы-служители; и они знают, что будет в будущем, подобно ангелам-служителям. И в трёх отношениях они похожи на людей: они едят и пьют, как люди; они размножаются, как люди; и они умирают, как люди.
- Вавилонский Талмуд Хагига 16а. [22]
По словам Раши , шедим , как и лилин , но в отличие от ручо , имеют человеческую форму, хотя и не имеют человеческого тела. Они едят и пьют, как люди. [19] (стр. 177)
Они могут стать причиной болезней и несчастий, [17] следуйте за мертвыми и летайте вокруг могил.
Есть много вещей, которых не следует делать, чтобы не вызывать шедим , например, свистеть или даже произносить слово « шедим ». Мистик XII века Иуда бен Самуил из Регенсбурга написал в своем завещании , что не следует полностью заклеивать окна, потому что это задерживает шедим в доме.
Шедим не всегда считаются злонамеренными существами , а также считаются полезными для людей. Говорят, что они даже способны жить по Торе , как Асмодей . [23]
Призыв шедима не обязательно запрещен, в зависимости от того, считает ли богослов, обсуждающий эту тему, такой призыв колдовством. Даже если вызов шедима является актом колдовства и, следовательно, запрещен, консультация с шедимом, созданным неевреем, разрешена. [19] (стр. 179)
Появление
[ редактировать ]
В ранних мидрашах шедим — это телесные существа. Если бы они приняли человеческий облик, их ноги остались бы петушиными . [24] Чтобы проверить, присутствуют ли шедимы , пепел бросали на землю или пол, что делало их шаги видимыми. В более позднем иудаизме эти сущности превратились в более абстрактные существа. [25]
Шедим может менять форму , иногда принимая человеческий облик. Талмуд рассказывает о шейде Асмодее, принявшем форму царя Соломона и фактически правившего какое-то время вместо него, хотя ему приходилось следить за тем, чтобы его никогда не видели босиком, потому что он не мог замаскироваться. его когтистые ноги. [26]
В Зоаре: [27]
Шехина Эстер спрятала Артаксеркса от ] и дала ему Шеду [дьяволицу [28] вместо этого она вернулась в объятия Мордехая . [...] Вот почему мужчина должен поговорить со своей женой, прежде чем вступить с ней в брак, потому что ее могли обменять на женщину-демона.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Полная еврейская Библия . Хабад.орг.
- ^ Полная еврейская Библия . Хабад.орг .
- ^ Рассел, Дж. Б. (1987). Дьявол: восприятие зла от древности до первобытного христианства. Vereinigtes Königreich: Издательство Корнельского университета. п. 215
- ^ Дориан Гизелер Гринбаум. Даймон в эллинистической астрологии: происхождение и влияние . БРИЛЛ, 2015. ISBN 9789004306219 . п. 127.
- ^ Дориан Гизелер Гринбаум. Даймон в эллинистической астрологии: происхождение и влияние . БРИЛЛ, 2015. ISBN 9789004306219 . п. 128.
- ^ Бенджамин В. МакКроу, Роберт Арп. Философские подходы к демонологии . Рутледж, 2017. ISBN 978-1-315-46675-0 . п. 9.
- ^ В. Гюнтер Плаут, Тора . : современный комментарий (Союз реформистского иудаизма, 2005), стр 1403 онлайн
- ^ Дэн Бертон и Дэвид Гранди, Магия, тайна и наука: оккультизм в западной цивилизации (Indiana University Press, 2003), стр. 120 онлайн .
- ^ «Ветхозаветная запись на иврите для Стронга № 7700 - שֵׁד» . BlueLetterBible.org . Проверено 8 марта 2019 г.
- ^ Рэйчел Элиор; Питер Шефер (2005). О сотворении и созидании в еврейской мысли: юбилейная книга в честь Иосифа посвящена его семидесятилетию со дня рождения . Мор Зибек. п. 29. ISBN 978-3-16-148714-9 .
- ^ Энциклопедия духов: Полное руководство по магии фей, джиннов, демонов, призраков, богов и богинь . Юдика Иллес. HarperCollins, январь 2009 г., с. 902 .
- ^ Перейти обратно: а б Энциклопедия демонов и демонологии . Розмари Гайли. Издательство «Информационная база», 12 мая 2010 г. с. 21 .
- ^ Ян Дирк Блом, Ирис EC Зоммер. Галлюцинации: исследования и практика . Springer Science & Business Media, 2011. ISBN 978-1-461-40958-8 . п. 237.
- ^ Экспозитор . Экспозитор. 1907. с. 331.
- ^ Альтшулер, Давид (1740–1780). Мецудат Сион об Исаии (на иврите). Глава 34:14.
- ^ Лоос, Х.в.д. (1965). Чудеса Иисуса. Бельгия: Э.Дж. Брилл. п. 343
- ^ Перейти обратно: а б Морин Блум. Еврейский мистицизм и магия: антропологическая перспектива . Рутледж, 2007. ISBN 978-1-134-10329-4 . п. 128.
- ^ Эдвардс, младший (2009). Еврейское Евангелие и развитие синоптической традиции. Vereinigtes Königreich: Издательство Eerdmans. стр.52
- ^ Перейти обратно: а б с Тейлор, П. (2020). Еврейский путеводитель по таинственному . Мозаика Пресс. ISBN 9781946351890 .
- ^ Зоар . 3:76б-77а.
- ^ Гурвиц, Зигмунд (1999). Лилит — Первая Ева: исторические и психологические аспекты темного женского начала . Даймон. ISBN 978-3-85630-577-2 .
- ^ Вавилонский Талмуд . стр. Чагига 16а.
- ^ Рафаэль Патай Энциклопедия еврейского фольклора и традиций Routledge 2015 ISBN 978-1-317-47170-7
- ^ Карлсон, Марк. «Заметки о демоническом пантеоне» . Университет Талсы. Архивировано из оригинала 27 февраля 2012 года.
- ^ GIMBEL, Джаред Джозеф. Духовное происхождение: исследование полубожественных существ и нечеловеческих видов в европейских мифологиях. 2011. с. 34-35
- ^ Вавилонский Талмуд . стр. Вы пошли на 68а.
- ^ Зоар . стр. 3:276а.
- ^ «שדה | Определение שדה на Definify» . Definify.com . Проверено 18 октября 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бен-Амос, Дэн. «О демонах». В книге « Сотворение и воссоздание в еврейской мысли: Праздничный сборник в честь Джозефа Дана по случаю его семидесятилетия» . Мор Зибек, 2005, стр. 27–38, ограниченный предварительный просмотр в Интернете.
- Чарльз Р.Х. Апокалипсис Варуха в переводе с сирийского . Первоначально опубликовано в 1896 году, онлайн-издание Book Tree 2006 года .
- Чарльз, Р. Х. Апокрифы и псевдоэпиграфы Ветхого Завета , том. 2: Псевдоэпиграфы. Первоначально опубликовано в 1913 году, Apocryphile Press Edition, 2004, стр. 485 онлайн и с. 497.
- Дж. Х. Чаджес . Между мирами: диббуки, экзорцисты и иудаизм раннего Нового времени . University of Pennsylvania Press, 2003, стр. 11–13 онлайн.
- Золотистый, Мэтт. Одержимость духом в иудаизме . Издательство государственного университета Уэйна, 2003, с. 356 онлайн.
- Хейзер, Майкл С. 2015. Невидимое царство: восстановление сверхъестественного мировоззрения Библии . [1]
- Коэн-Сарано, Матильда. Царь Соломон и золотая рыбка: сказки сефардской традиции . Перевод Режинетты Хабуша. Издательство государственного университета Уэйна, 2004. Ограниченный предварительный просмотр в Интернете.
- Плаут, В. Гюнтер. Тора: современный комментарий . Союз реформистского иудаизма, 2005, с. 1403 онлайн.
- Уолтон, Джон Х. и Дж. Харви Уолтон. 2019. Демоны и духи в библейском богословии: чтение библейского текста в его культурном и литературном контексте . [2]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Элионим веТахтоним . Интернет-база данных ангелов, демонов, призраков и монстров из Библии и Вавилонского Талмуда.