Jump to content

Шедим

Шейд Ашмодай אַשְמְדּאָי ( Compendium ) в форме птицы, с крыльями дракона , львиным хвостом и человеческим фаллосом , как изображено в rarissimum totius Artis Magicae 1775 г.
Жертвоприношение ребенка шейду , מֹלֶךְ ( Mōleḵ ), демонстрирующее типичное изображение аммонитянского божества «Молоха» в средневековых и современных источниках (иллюстрация Чарльза Фостера к «Библейским картинкам и чему они нас учат» 1897 г.)

35. И они смешались с народами и научились делам их. 36. Они поклонялись своим идолам, которые стали для них сетью. 37. Они зарезали своих сыновей и дочерей демонам [(шедим)]. 38. Они пролили невинную кровь, кровь своих сыновей и дочерей, которых они закололи идолам Ханаана, и земля осквернилась кровью. 39. И они стали нечисты в своих делах и заблудились в своих делах.

Теилим (Псалмы), 106.35-39. [1]

17. Они приносили жертвы демонам [(шедим)], у которых нет силы, божествам, которых они не знали, новым вещам, которые только недавно пришли, которых не боялись ваши праотцы.

Деварим (Второзаконие), 32:17. [2]

Шедим ( иврит : שׁדים единственное число: Шейд ) ; [3] являются духами или демонами в Танахе и еврейской мифологии . Однако шедим не совсем соответствуют современному представлению о демонах как злых сущностях, зародившемуся в христианстве . [4] Хотя считалось, что причиной болезней являются злые духи, шедим концептуально отличались от злых духов. [5] Шедим считались не злыми полубогами , а богами чужеземцев, и рассматривались как злые только в том смысле, что они не были Богом . [6]

Они встречаются только дважды (и в обоих случаях во множественном числе) в Танахе: в Псалме 106 :37 и Второзаконии 32:17. В обоих случаях текст касается жертвоприношения детей или животных . [7] [8] Хотя это слово традиционно происходит от корня ŠWD ( иврит : שוד shûd ), который передает значение «действовать с применением насилия» или «опустошать». [9] Возможно, это было заимствование из аккадского языка , в котором слово шеду относилось к духу, который мог быть как защитным, так и злонамеренным. [10] [11] [12] С переводом еврейских текстов на греческий язык, под влиянием зороастрийского дуализма , термин шедим был переведен на греческий язык как даймония с неявным негативным оттенком. Позже, в иудео-исламской культуре, шедим стало еврейским словом, обозначающим джиннов, передающим морально двойственное отношение этих существ. [13]

Источник

[ редактировать ]

Согласно одной из легенд, шедим — это потомки змей или демонов в змеиной форме, что является намеком на историю о змее в Эдеме , изложенную в книге Бытия . [14] Вторая точка зрения состоит в том, что они являются потомками Лилит . [15] от ее союза с Адамом или другими мужчинами, а третий говорит, что Бог создал их в шестой день, начав формировать их тела, но не сумев завершить работу, потому что он был вынужден отдыхать в субботу . [16] Даже после субботы он оставил их такими, какими они были, чтобы показать, что, когда наступит суббота, всю работу, еще не оконченную к началу субботы, впоследствии можно будет считать завершенной. [17] В результате у шедим есть души, подобные человеческим, но нет тел, которые могли бы их содержать. [18] Тем не менее, четвертая концепция заключалась в том, что шедим возникли среди строителей Вавилонской башни - они были разделены по своим мотивам на три группы, из которых третья, худшая, включала тех, кто стремился активно вести войну против Бога и был наказан за это. их кощунственное высокомерие путем превращения в шедим . [19] Наконец, Зоар описывает их как потомков демонов Азазеля и Наамы . [12] [20]

Библейские и раввинские тексты изображают шедим как демонических существ, а такие ссылки, как Второзаконие 32:17 и Псалом 106:37, предполагают жертвоприношения этим существам, включая человеческие жертвоприношения, такие как первенцы. Однако масштабы и детали такой практики в древнем Израиле остаются предметом споров среди ученых. Работа Гурвица, цитирующая археологические находки и существующий обряд «пиджон хабен», поддерживает идею таких жертвоприношений, особенно в архаический период. [21]

Талмуд ангелов описывает шедим как обладающих некоторыми чертами и некоторыми чертами людей:

В трех отношениях они подобны ангелам-служителям: у них есть крылья, как у ангелов-служителей; и они летают с одного конца света на другой, как ангелы-служители; и они знают, что будет в будущем, подобно ангелам-служителям. И в трёх отношениях они похожи на людей: они едят и пьют, как люди; они размножаются, как люди; и они умирают, как люди.

По словам Раши , шедим , как и лилин , но в отличие от ручо , имеют человеческую форму, хотя и не имеют человеческого тела. Они едят и пьют, как люди. [19] (стр. 177)

Они могут стать причиной болезней и несчастий, [17] следуйте за мертвыми и летайте вокруг могил.

Есть много вещей, которых не следует делать, чтобы не вызывать шедим , например, свистеть или даже произносить слово « шедим ». Мистик XII века Иуда бен Самуил из Регенсбурга написал в своем завещании , что не следует полностью заклеивать окна, потому что это задерживает шедим в доме.

Шедим не всегда считаются злонамеренными существами , а также считаются полезными для людей. Говорят, что они даже способны жить по Торе , как Асмодей . [23]

Призыв шедима не обязательно запрещен, в зависимости от того, считает ли богослов, обсуждающий эту тему, такой призыв колдовством. Даже если вызов шедима является актом колдовства и, следовательно, запрещен, консультация с шедимом, созданным неевреем, разрешена. [19] (стр. 179)

Появление

[ редактировать ]
Когтистые и чешуйчатые куриные лапы — незаметная особенность (в остальном изменчивой) анатомии шедим .
Ночная шеда с птичьими ногами (богиня/дьяволица) на рельефе Берни ( Исин-Ларса или древневавилонский период, около 1800 г. до н.э.)

В ранних мидрашах шедим — это телесные существа. Если бы они приняли человеческий облик, их ноги остались бы петушиными . [24] Чтобы проверить, присутствуют ли шедимы , пепел бросали на землю или пол, что делало их шаги видимыми. В более позднем иудаизме эти сущности превратились в более абстрактные существа. [25]

Шедим может менять форму , иногда принимая человеческий облик. Талмуд рассказывает о шейде Асмодее, принявшем форму царя Соломона и фактически правившего какое-то время вместо него, хотя ему приходилось следить за тем, чтобы его никогда не видели босиком, потому что он не мог замаскироваться. его когтистые ноги. [26]

В Зоаре: [27]

Шехина Эстер спрятала Артаксеркса от ] и дала ему Шеду [дьяволицу [28] вместо этого она вернулась в объятия Мордехая . [...] Вот почему мужчина должен поговорить со своей женой, прежде чем вступить с ней в брак, потому что ее могли обменять на женщину-демона.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Полная еврейская Библия . Хабад.орг.
  2. ^ Полная еврейская Библия . Хабад.орг .
  3. ^ Рассел, Дж. Б. (1987). Дьявол: восприятие зла от древности до первобытного христианства. Vereinigtes Königreich: Издательство Корнельского университета. п. 215
  4. ^ Дориан Гизелер Гринбаум. Даймон в эллинистической астрологии: происхождение и влияние . БРИЛЛ, 2015. ISBN   9789004306219 . п. 127.
  5. ^ Дориан Гизелер Гринбаум. Даймон в эллинистической астрологии: происхождение и влияние . БРИЛЛ, 2015. ISBN   9789004306219 . п. 128.
  6. ^ Бенджамин В. МакКроу, Роберт Арп. Философские подходы к демонологии . Рутледж, 2017. ISBN   978-1-315-46675-0 . п. 9.
  7. ^ В. Гюнтер Плаут, Тора . : современный комментарий (Союз реформистского иудаизма, 2005), стр 1403 онлайн
  8. ^ Дэн Бертон и Дэвид Гранди, Магия, тайна и наука: оккультизм в западной цивилизации (Indiana University Press, 2003), стр. 120 онлайн .
  9. ^ «Ветхозаветная запись на иврите для Стронга № 7700 - שֵׁד» . BlueLetterBible.org . Проверено 8 марта 2019 г.
  10. ^ Рэйчел Элиор; Питер Шефер (2005). О сотворении и созидании в еврейской мысли: юбилейная книга в честь Иосифа посвящена его семидесятилетию со дня рождения . Мор Зибек. п. 29. ISBN  978-3-16-148714-9 .
  11. ^ Энциклопедия духов: Полное руководство по магии фей, джиннов, демонов, призраков, богов и богинь . Юдика Иллес. HarperCollins, январь 2009 г., с. 902 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Энциклопедия демонов и демонологии . Розмари Гайли. Издательство «Информационная база», 12 мая 2010 г. с. 21 .
  13. ^ Ян Дирк Блом, Ирис EC Зоммер. Галлюцинации: исследования и практика . Springer Science & Business Media, 2011. ISBN   978-1-461-40958-8 . п. 237.
  14. ^ Экспозитор . Экспозитор. 1907. с. 331.
  15. ^ Альтшулер, Давид (1740–1780). Мецудат Сион об Исаии (на иврите). Глава 34:14.
  16. ^ Лоос, Х.в.д. (1965). Чудеса Иисуса. Бельгия: Э.Дж. Брилл. п. 343
  17. ^ Перейти обратно: а б Морин Блум. Еврейский мистицизм и магия: антропологическая перспектива . Рутледж, 2007. ISBN   978-1-134-10329-4 . п. 128.
  18. ^ Эдвардс, младший (2009). Еврейское Евангелие и развитие синоптической традиции. Vereinigtes Königreich: Издательство Eerdmans. стр.52
  19. ^ Перейти обратно: а б с Тейлор, П. (2020). Еврейский путеводитель по таинственному . Мозаика Пресс. ISBN  9781946351890 .
  20. ^ Зоар . 3:76б-77а.
  21. ^ Гурвиц, Зигмунд (1999). Лилит — Первая Ева: исторические и психологические аспекты темного женского начала . Даймон. ISBN  978-3-85630-577-2 .
  22. ^ Вавилонский Талмуд . стр. Чагига 16а.
  23. ^ Рафаэль Патай Энциклопедия еврейского фольклора и традиций Routledge 2015 ISBN   978-1-317-47170-7
  24. ^ Карлсон, Марк. «Заметки о демоническом пантеоне» . Университет Талсы. Архивировано из оригинала 27 февраля 2012 года.
  25. ^ GIMBEL, Джаред Джозеф. Духовное происхождение: исследование полубожественных существ и нечеловеческих видов в европейских мифологиях. 2011. с. 34-35
  26. ^ Вавилонский Талмуд . стр. Вы пошли на 68а.
  27. ^ Зоар . стр. 3:276а.
  28. ^ «שדה | Определение שדה на Definify» . Definify.com . Проверено 18 октября 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бен-Амос, Дэн. «О демонах». В книге « Сотворение и воссоздание в еврейской мысли: Праздничный сборник в честь Джозефа Дана по случаю его семидесятилетия» . Мор Зибек, 2005, стр. 27–38, ограниченный предварительный просмотр в Интернете.
  • Чарльз Р.Х. Апокалипсис Варуха в переводе с сирийского . Первоначально опубликовано в 1896 году, онлайн-издание Book Tree 2006 года .
  • Чарльз, Р. Х. Апокрифы и псевдоэпиграфы Ветхого Завета , том. 2: Псевдоэпиграфы. Первоначально опубликовано в 1913 году, Apocryphile Press Edition, 2004, стр. 485 онлайн и с. 497.
  • Дж. Х. Чаджес . Между мирами: диббуки, экзорцисты и иудаизм раннего Нового времени . University of Pennsylvania Press, 2003, стр. 11–13 онлайн.
  • Золотистый, Мэтт. Одержимость духом в иудаизме . Издательство государственного университета Уэйна, 2003, с. 356 онлайн.
  • Хейзер, Майкл С. 2015. Невидимое царство: восстановление сверхъестественного мировоззрения Библии . [1]
  • Коэн-Сарано, Матильда. Царь Соломон и золотая рыбка: сказки сефардской традиции . Перевод Режинетты Хабуша. Издательство государственного университета Уэйна, 2004. Ограниченный предварительный просмотр в Интернете.
  • Плаут, В. Гюнтер. Тора: современный комментарий . Союз реформистского иудаизма, 2005, с. 1403 онлайн.
  • Уолтон, Джон Х. и Дж. Харви Уолтон. 2019. Демоны и духи в библейском богословии: чтение библейского текста в его культурном и литературном контексте . [2]
[ редактировать ]
  • Элионим веТахтоним . Интернет-база данных ангелов, демонов, призраков и монстров из Библии и Вавилонского Талмуда.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6f18fd94ba1f6c162aa0d784aa5a0b0e__1716242820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6f/0e/6f18fd94ba1f6c162aa0d784aa5a0b0e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shedim - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)