Jump to content

Эдемский сад

«Райский сад с грехопадением человека» , Ян Брейгель Старший и Питер Пауль Рубенс , ок. 1615 год , изображающий как домашних , так и экзотических диких животных, таких как тигры , попугаи и страусы, сосуществующих в саду.

В авраамических религиях ( Эдемский сад библейский иврит : גַּן־עֵדֶן ‎, латинизированный: gan-ʿĒḏen ; Греческий : Εδέμ ; Латинское : Paradisus ) или Сад Божий ( Ган-ЯХВЕ , ган- ЯХВЕ и גַן־אֱלֹהִים ‎, ган- Элогим ), также называемый Земным Раем , — это библейский рай , описанный в Бытие 2–3 и Иезекииля 28 и 31. [1] [2]

Местоположение Эдема описано в Книге Бытия как источник четырех притоков. По поводу его расположения высказывались различные предложения: [3] в верховьях Персидского залива , в южной Месопотамии , где реки Тигр и Евфрат впадают в море; [4] и в Армении . [5] [6] [7] Другие предполагают, что Эдем был всем Плодородным Полумесяцем. [8] или область «значительных размеров» в Месопотамии , где ее коренные жители все еще существуют в таких городах, как Телассар . [9] [10]

Подобно повествованию о потопе из Книги Бытия , повествованию о сотворении мира и повествованию о Вавилонской башне , история Эдема перекликается с месопотамским мифом о царе как о первобытном человеке, который помещен в божественный сад, чтобы охранять древо жизни . [11] Ученые отмечают, что повествование об Эдеме демонстрирует параллели с аспектами Храма Соломона и Иерусалима , что свидетельствует о его природе как священного места. [12] [13] Упоминания об Эдеме также встречаются в Библии в других местах Книги Бытия: [14] в Исаии 51:3, [15] Иезекииля 36:35, [16] и Иоиль 2:3; [17] Захария 14 и Иезекииль 47 используют райские образы, не называя Эдема. [18]

Название происходит от аккадского эдинну , от шумерского слова эдин, означающего « равнина » или « степь » , тесно связанного с арамейским коренным словом, означающим « плодородный, хорошо орошаемый » . [2] Другая интерпретация связывает это имя с еврейским словом, означающим « удовольствие »; [19] так, в Вульгате читается «paradisum voluptatis» в Бытие 2:8 , а в следующей Библии Дуэ-Реймса есть формулировка: «И насадил Господь Бог рай наслаждений». [20]

Библейские повествования

[ редактировать ]
Изгнание из рая , картина Джеймса Тиссо ( ок. 1896–1902 )
Изгнание, проиллюстрированное в английской рукописи Юниуса , ок. 1000 г. н.э.

Вторая часть повествования о сотворении мира , Бытие 2:4–3:24, начинается с ЯХВЕ Элохима (переведенного здесь как «Господь Бог »). [а] создав первого человека ( Адама ), которого он поместил в саду, который посадил «на востоке в Эдеме»: [21]

И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи; и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

—  [22]

Человек мог есть от любого дерева в саду, кроме дерева познания добра и зла , которое было табу . Наконец, Бог создал женщину ( Еву ) из ребра мужчины, чтобы она была спутницей мужчины. соблазнил мужчину и женщину В 3-й главе Бытия змей съесть запретный плод , и они были изгнаны из сада, чтобы помешать им вкусить от дерева жизни и, таким образом, жить вечно. Херувимы были помещены к востоку от сада, «и пламенный меч , обращающийся во все стороны, чтобы охранять путь дерева жизни». [23]

Бытие 2:10–14 [24] перечисляет четыре реки, связанные с Эдемским садом: Писон , Гихон , Хиддекель ( Тигр ) и Фират ( Ефрат ). Оно также относится к земле Куш – что переводится/интерпретируется как Эфиопия , но некоторые считают, что она приравнивается к Коссее , греческому названию земли касситов . [25] Эти земли лежат к северу от Элама , непосредственно к востоку от древнего Вавилона, который, в отличие от Эфиопии, действительно лежит в пределах описываемой области. [26] В «Иудейских древностях » еврейский историк первого века Иосиф Флавий идентифицирует Фишон как то, что «греки называли Гангом », а Геон (Гехон) — как Нил . [27]

Иезекииль

[ редактировать ]

В Иезекииля 28:12–19: [28] пророк Иезекииль, «сын человеческий», излагает слово Божие против царя Тира: царь был «печатью совершенства», украшенной драгоценными камнями со дня его сотворения, поставленной Богом в Эдемском саду на святая гора как херувим-хранитель. Однако царь согрешил нечестием и насилием, и поэтому был изгнан из рая и брошен на землю, где теперь его и пожрал Божий огонь: «Все, знавшие тебя в народах, ужаснулись на тебя, ты придет ужасный конец, и его больше не будет». (Иезекииль 28:19).

Предлагаемые места

[ редактировать ]
Реки Тигр и Евфрат
Карта Пьера Мортье с подписью Карта расположения земного рая и страны, населенной патриархами, составленная Пьером Даниэлем Юэ (1700 г.) для лучшего понимания священной истории.

Местоположение Эдема описано в Бытие 2:10–14: [29]

И река выходила из Эдема, чтобы орошать сад; и оттуда он разделился и стал четырьмя головами. Имя первого — Писон ; вот оно, которое окружает всю землю Хавила , где есть золото; и золото той земли хорошее; есть бделлий и камень оникс. Имя второй реки — Гихон ; то же самое окружает всю землю Куш. И имя третьей реки — Тигр ; это то, что идет к востоку от Ассура. И четвертая река – Евфрат .

Предложения по расположению Эдема включают: [3] [30] исток Персидского залива , как утверждает Юрис Зариньш , в южной Месопотамии, где реки Тигр и Евфрат впадают в море; [4] и на Армянском нагорье или Армянском национальном нагорье. [5] [31] [6] [7] Британский археолог Дэвид Рол обнаружил его в Иране и окрестностях Тебриза , но это предположение не было принято ведущими научными кругами. [32]

Другие предполагают, что Эдем был просто регионом «значительного размера» в Месопотамии , где его коренные жители все еще живут в таких городах, как Телассар , основываясь на таких стихах, как Исаия 38:17. [9] [10] Или что оно охватывало весь Плодородный Полумесяц. [8]

По словам Терье Стордалена, Книга Иезекииля помещает Эдем в Ливане. [33] «[Похоже, что Ливан - это альтернативное место в финикийском мифе (как в Иез 28,13, III.48) Эдемского сада», [34] и в пророческих писаниях существуют связи между раем, Эдемским садом и ливанскими лесами (возможно, символически используемые). [35] Эдвард Липински и Питер Кайл Маккартер предположили, что Сад богов , древнейший шумерский аналог Эдемского сада, относится к горному святилищу в Ливанском и Антиливанском хребтах . [36]

Некоторые религиозные группы считают, что местонахождение сада является для них местным, а не Ближним Востоком. Некоторые ранние лидеры мормонизма считали, что он находился в округе Джексон, штат Миссури . [37] 20-го века Общество Панацеи считало, что оно находится на месте их родного города Бедфорд , Англия. [38] в то время как проповедник Элви Э. Каллауэй считал, что это произошло на реке Апалачикола во Флориде, недалеко от города Бристоль . [39] Некоторые предположили, что это место находится в Иерусалиме . [40]

Во время своего третьего путешествия в Америку в 1498 году Христофор Колумб подумал, что, возможно, достиг земного рая, впервые увидев материковую часть Южной Америки . [41]

В своей книге «Сотворение мира, райский сад и происхождение китайцев» Цзе Цан-тай утверждал, что райский сад находился на территории современного Синьцзяна . [42]

Концепция блаженного сада

[ редактировать ]

Ученые выявили и предложили связи с подобными концепциями из древних религий и мифологий, а также изучили постбиблейскую эволюцию этой концепции в религии и искусстве.

Шумер и Древняя Греция; Ренессанс

[ редактировать ]

Ряд концепций, параллельных библейскому Эдемскому саду, существует в различных других религиях и мифологиях. Дильмун в шумерской истории об Энки и Нинхурсаг — райская обитель. [43] бессмертных, где болезни и смерть были неизвестны. [44] Сад Гесперид в греческой мифологии также был чем-то похож на еврейскую концепцию Эдемского сада, и к 16 веку в картине Кранаха возникла более крупная интеллектуальная ассоциация .

Теория ханаанского происхождения

[ редактировать ]

Изучая глиняные таблички конца XIII века до нашей эры из Угарита , еврейские ученые-библеисты М.И.А. Корпель и Дж.К. де Моор реконструировали близкие ханаанские параллели, которые, по их мнению, являются источником библейского мифа о сотворении мира из первых глав Книги Бытия, включая Эдемский сад. и повествование об Адаме. [45] Их реконструированные тексты рассказывают о божестве-творце Эль , жившем в винограднике или саду вместе со своей женой Ашерой на горе Арарат . [45] Другой бог, Хорон , пытается свергнуть Эла и, будучи сброшен с горы, превращает Древо Жизни из сада в Древо Смерти. [45] Вокруг Хорон также распространяется ядовитый туман, Адама отправляют с горы, чтобы восстановить жизнь на земле, Хорон принимает облик большого змея и кусает его, что приводит к тому, что Адам и его жена теряют бессмертие. [45] Однако Джон Дэй утверждает, что эти истории не засвидетельствованы явно в угаритских текстах, а реконструированы на основе спекулятивных и сомнительных предположений. [46]

Эволюция древнеиранской концепции «рая»

[ редактировать ]

Слово «рай» вошло в английский язык от французского paradis , унаследованного от латинского paradisus, paradisum , от греческого paradeisos ( παράδεισος ). Греческий язык, в свою очередь, произошел от древнеиранской формы, которая в свою очередь произошла от протоиранского *parādaiĵah- , «огороженное ограждение», которое произошло от древнеперсидского 𐎱𐎼𐎭𐎹𐎭𐎠𐎶 ( prdydam, /paridaidam/ , откуда от авестийского 𐬞𐬀𐬌𐬭𐬌⸱ 𐬛𐬀𐬉𐬰𐬀 , pairi-daêza- , буквальное значение этого слова — «ограждённый стеной (ограждение)», от парыi- «вокруг» (родственное греческому περί и английскому пери- , тождественного значения) и -diz , «чтобы». создавать, формировать (стену), строить» (родственно греческому τεῖχος «стена»). Этимология слова в конечном итоге происходит от протоиндоевропейского корня , *dheigʷ , «приклеивать и ставить (стену)». ' и *per 'вокруг'. [ нужна ссылка ]

К VI-V векам до нашей эры древнеиранское слово было заимствовано в аккадский язык как пардесу , «домен». Впоследствии оно стало обозначать обширные обнесенные стеной сады Первой Персидской империи , а позже было заимствовано в ряд языков: в греческий как παράδεισος ( parádeisos ), «парк для животных», ср. Анабасис , самое известное произведение Ксенофонта ; на арамейский язык пардайса , «царский парк»; и на иврит (см. ниже). [ нужна ссылка ]

Идея обнесенного стеной ограждения не сохранилась в большинстве иранских обычаев и обычно относилась к плантации или другой возделываемой территории, не обязательно обнесенной стеной. Например, древнеиранское слово сохранилось в новоперсидском языке как pardis , а также его производное pālīz (или jālīz ), которое обозначает огород. [ нужна ссылка ]

Еврейская Библия и еврейская литература

[ редактировать ]

Это слово вошло в иврит со значением пардес ( פַּרְדֵּס ), «фруктовый сад», трижды появляясь в Танахе : в Песне Соломона ( 4:13 ), Экклезиасте ( 2:5 ) и Неемии ( 2:8 ). . [47]

Слово пардес встречается в еврейской Библии три раза, но всегда в контексте, отличном от связи с Эдемом: в Песне Соломона 4:13 : «Растения твои — ​​фруктовый сад ( пардес ) гранатов с приятными плодами; камфир с нард"; Экклезиаст 2:5 : «Я устроил себе сады и сады ( pardes ) и насадил в них деревья со всякими плодами»; и в Неемии 2:8 : «И письмо к Асафу, хранителю царского сада ( pardes ), чтобы он дал мне древесину, чтобы сделать балки для ворот дворца, принадлежавшего дому, и для стены дома. город". В этих примерах пардес явно означает «фруктовый сад» или «парк», но в еврейской апокалиптической литературе и в Талмуде рай приобретает ассоциации с Эдемским садом и его небесным прототипом, это значение также присутствует в Новом Завете . [ нужна ссылка ]

Итальянский историк Марио Ливерани утверждает, что Эдемский сад был создан по образцу персидских царских садов. [48] в то время как Джон Дэй утверждает, что лингвистические и другие данные указывают на то, что яхвистская история Эдема была написана до персидского периода. [49] Американский археолог Лоуренс Стейджер утверждает, что библейское повествование об Эдеме основано на аспектах дворца и храма Соломона, а также Иерусалима . [12]

Септуагинта и Новый Завет

[ редактировать ]

В Септуагинте (3–1 века до н. э.) греческое слово παράδεισος ( parádeisos ) использовалось для перевода как еврейского פרדס ( пардес ), так и גן ( ган ), что означает «сад» (например, Бытие 2:8 , Иезекииль 28:13 ). : именно из этого употребления происходит использование слова «рай» для обозначения Эдемского сада. [19]

В Новом Завете рай становится царством блаженных (в отличие от царства проклятых) среди уже умерших, [50] с литературным эллинистическим влиянием. [ нужна ссылка ]

То же употребление, что и в Септуагинте, также встречается в арабском языке и в Коране как firdaws فردوس . [51]

Другие взгляды

[ редактировать ]

Еврейская эсхатология

[ редактировать ]
Эдемский сад на левой панели картины Босха «Сад земных наслаждений».

В Талмуде еврейской каббале и [52] Ученые сходятся во мнении, что существует два типа духовных мест, называемых «Сад в Эдеме». Первый — скорее наземный, с обильным плодородием и пышной растительностью, известный как «Нижний Ган Эдем» ( «ган» означает сад). Второй рассматривается как небесный, жилище праведных, еврейских и нееврейских, бессмертных душ, известный как «высший Ган Иден». Раввины Ган различают . и Эдем Говорят, что Адам жил только в Гане , тогда как Эдем, как говорят, никогда не был свидетелем ни одного смертного глаза. [52]

Согласно еврейской эсхатологии , [53] высший Ган Иден называют «Садом праведности». Оно было создано от начала мира и проявится славно в конце времен. Праведник, обитающий там, будет наслаждаться видом небесного чайота , несущего престол Божий. Каждый из праведников будет ходить с Богом, который поведет их в танце. Его еврейские и нееврейские жители «облечены в одежды света и жизни вечной и едят от древа жизни» (Енох 58,3) рядом с Богом и Его помазанниками. [53] Этой еврейской раввинской концепции высшего Ган Эдема противостоят еврейские термины гехинном и шеол , образные названия места духовного очищения нечестивых мертвецов в иудаизме, места, которое считается находящимся на максимально возможном расстоянии от небес . [ нужна ссылка ]

Некоторые современные ортодоксальные евреи верят, что история завершится и конечным пунктом назначения будет возвращение всего человечества в Эдемский сад. [54]

Легенды евреев

[ редактировать ]

В книге « Легенды евреев» 1909 года Луис Гинзберг собрал еврейские легенды, встречающиеся в раввинской литературе . Среди легенд есть легенды о двух райских садах. За раем находится высший Ган Эдем, где восседает на троне Бог и объясняет Тору его обитателям. Высший Ган Иден содержит триста десять миров и разделен на семь отсеков. Отсеки не описаны, хотя подразумевается, что каждое отделение больше предыдущего и объединяется по заслугам. Первое отделение предназначено для еврейских мучеников, второе для утонувших, третье для «раввина Иоханана бен Заккая и его учеников», четвертое для тех, кого унесло облако славы, пятое для кающихся, шестое для юношей, которые никогда не грешил; и седьмой для бедных, которые жили прилично и изучали Тору. [55]

Во второй главе « Иудейских легенд» дается краткое описание нижнего Ган- Идена. Дерево познания — это изгородь вокруг древа жизни, которая настолько огромна, что «человеку потребуется пятьсот лет, чтобы пройти расстояние, равное диаметру ствола». Из-под деревьев текут все воды мира в виде четырех рек: Тигра, Нила, Евфрата и Ганга. После грехопадения человека мир больше не орошался этой водой. Однако в саду Адаму и Еве ангелы подавали мясные блюда, а животные мира понимали человеческий язык, уважали человечество как образ Божий и боялись Адама и Еву. Когда человек умирает, его душа должна пройти через нижний Ган Иден, чтобы достичь высшего Ган Иден. Путь в сад — это пещера Махпела, которую охраняет Адам. Пещера ведет к воротам сада, охраняемым херувимом с пылающим мечом. Если душа недостойна войти, меч уничтожает ее. В саду находится столб огня и дыма, который простирается до самых высоких мест. Ган Иден, на который должна подняться душа, чтобы достичь более высокого Гана Идена. [55]

Христианские взгляды

[ редактировать ]

Вневременной вид падения

[ редактировать ]

Для некоторых христиан, особенно в восточно-православной традиции, Эдем считается реальностью за пределами эмпирической истории, которая влияет на всю историю вселенной, как это видно в идее вневременного падения , которое отделяет нынешнюю сокращенную форму времени человечества от божественной жизни, которой наслаждается. в Эдеме. Эта идея вневременного отделения от Эдема совсем недавно защищалась богословами Дэвидом Бентли Хартом , Джоном Бером и Сергеем Булгаковым , а также имела корни в трудах нескольких отцов ранней церкви, особенно Оригена и Максима Исповедника . [56] [57] [58] [59]

Исламский взгляд

[ редактировать ]
Мосарабская карта мира 1109 года с Эдемом на Востоке (вверху)

Термин джаннат адни («Райские сады» или «Сады постоянного проживания») используется в Коране для обозначения места назначения праведников. В Коране есть несколько упоминаний о «Саде». [60] тогда как Эдемский сад без слова адн , [61] обычно является четвертым слоем исламского рая и не обязательно считается местом обитания Адама . [62] В Коране часто упоминаются различные суры о первой обители Адама и Хаввы (Евы), в том числе сура Сад , в которой содержится 18 аятов на эту тему (38:71–88), сура аль-Бакара , сура аль-Араф , и сура аль-Хиджр, хотя иногда и без упоминания местоположения. Повествование в основном вращается вокруг изгнания Хаввы и Адама после того, как они подверглись искушению Иблиса (Сатаны).

Несмотря на библейское повествование, Коран упоминает только одно дерево в Эдеме, дерево бессмертия, доступ к которому Бог специально запретил Адаму и Еве. Некоторые экзегезы добавили рассказ о том, как Сатана , замаскированный под змею, чтобы войти в Сад, неоднократно велел Адаму есть от дерева, и в конечном итоге и Адам, и Ева сделали это, что привело к непослушанию Богу. [63] Эти истории также представлены в сборниках хадисов , в том числе «Ат-Табари» . [64]

Кораническое писание истории

Считается, что в стихах Корана Q. 2:35–38 рассказывается история о том, как Адам не подчинился повелению Бога и съел запретный плод, а Бог приказал ему покинуть Сад. Один перевод (Ясный Коран), который указывает на то, что Эдемский сад находился на Небесах, гласит:

  • Мы предупредили: «О Адам! Живи со своей женой в Раю (буквально «Сад») и ешь сколько хочешь, но не приближайся к этому дереву, иначе ты будешь беззаконником». (2:35)
  • Но сатана обманул их, что привело к их падению из [блаженного] состояния, в котором они находились,1 и Мы сказали: «Спуститесь с небес [на землю] как враги друг другу.2 Вы найдете на земле жилище и обеспечение для вашего назначенного пребывания». (2:36)
  • Затем Адам был вдохновлен словами «молитвы» своего Господа, и Он принял его покаяние. Воистину, Он – Принимающий покаяние, Самый Милосердный. (2:37)
  • Мы сказали: «Спуститесь все вы! Тогда, когда придет к вам прямой путь от Меня, кто последует за ним, не будет у них страха, и они не будут скорбеть» (2:38). [65]
Расположение

Стихи Корана описывают, как Адам был изгнан из аль-Джанна , «сада», который в исламе обычно обозначает рай. Однако, по словам Ибн Касира (ум. 1372) и Ар-Рази (ум. 1209) (толкователей Корана), среди ранних мусульман преобладали четыре интерпретации местоположения сада:

  • что сад был самим раем,
  • что это был отдельный сад, созданный специально для Адама и Евы,
  • что оно находится на Земле,
  • что мусульманам лучше не беспокоиться о местонахождении сада. [66]

Однако, по мнению Т.О. Шанаваса, контекстуальный анализ стихов Корана предполагает, что Эдемский сад не мог находиться в раю и должен был находиться на земле. (Например, в достоверном хадисе сообщается, что Мухаммед сказал: «Аллах говорит: Я приготовил для Моих праведных рабов то, что не было ни увидено глазами, ни услышано ушами, ни когда-либо постигнуто ни одним человеком». т.е. ни один человек никогда не видел Рай. Поскольку Адам был человеком, он не мог видеть рая, следовательно, он не мог там жить.) [66]

Доктрина «Падения человека»

Исламская экзегетика не рассматривает изгнание Адама и Евы из рая как наказание за непослушание или результат злоупотребления свободой воли с их стороны. [67] : 171  Вместо этого, как пишет ибн Кайим аль-Джаузия (1292–1350), Божья мудрость ( хикма ) предназначила человечеству покинуть сад и поселиться на земле. Это потому, что Бог хочет раскрыть весь спектр Своих качеств. [67] : 171  Если бы люди не жили на земле, Бог не смог бы выразить свою любовь, прощение и силу своему творению. [67] Более того, если бы людям не пришлось испытывать страдания, они не смогли бы ни жаждать рая, ни ценить его удовольствия. [67] Ходжа Абдулла Ансари (1006–1088) описывает изгнание Адама и Евы как в конечном итоге вызванное Богом. [68] : 252  Тем не менее, несмотря на парадоксальное представление о том, что у человека нет другого выбора, кроме как подчиниться воле Бога, это не означает, что люди не должны винить себя за свой «грех» подчинения. [68] : 252  Примером этого являются Адам и Ева в Коране (вопрос 7:23 «Господь наш! Мы обидели самих себя. Если Ты не простишь нас и не помилуешь нас, мы непременно окажемся в проигрыше»), в отличие от Иблиса ( сатана), который обвиняет Бога в том, что тот сбил его с пути (В. 15:37). [68]

Святые последних дней

[ редактировать ]

Последователи движения Святых последних дней полагают, что после того, как Адам и Ева были изгнаны из Эдемского сада, они проживали в месте, известном как Адам-онди-Аман , расположенном в современном округе Дэвис, штат Миссури . записано В Учении и Заветах , что Адам благословил там свое потомство и что он вернется в это место во время Страшного суда. [69] [70] во исполнение пророчества, изложенного в Библии. [71]

Многочисленные первые руководители Церкви, в том числе Бригам Янг , Хибер К. Кимбалл и Джордж К. Кэннон , учили, что сам Эдемский сад находился в соседнем округе Джексон, [37] но не сохранилось свидетельств из первых рук об этом учении, которому учил сам Джозеф Смит. В доктрине СПД неясно точное местонахождение Эдемского сада, но традиция Святых последних дней помещает его где-то в окрестностях Адам-онди-Амана или в округе Джексон. [72] [73]

Гностицизм

[ редактировать ]

II века Гностический учитель Джастин считал, что существовало три первоначальных божества: трансцендентное существо, называемое Добром, промежуточная мужская фигура, известная как Элохим , и Эдем, который является матерью-Землей . Мир создан из любви Элохима и Эдема, но зло позже привносится во вселенную, когда Элохим узнает о существовании Добра над ним и возносится, пытаясь достичь его. [74]

Искусство и литература

[ редактировать ]

Искусство

[ редактировать ]

Одно из древнейших изображений Эдемского сада выполнено в византийском стиле в Равенне , когда город еще находился под контролем Византии. Сохранившаяся голубая мозаика — часть мавзолея Галлы Плацидии . Круглые мотивы представляют цветы Эдемского сада. Мотивы Эдемского сада, наиболее часто изображаемые в иллюминированных рукописях и картинах, - это «Сон Адама» («Сотворение Евы»), «Искушение Евы» Змеем, « Падение человека », когда Адам берет плод, и «Изгнание». Идиллия « Именинования в Эдеме» изображалась реже. Микеланджело изобразил сцену в Эдемском саду на потолке Сикстинской капеллы .

Литература

[ редактировать ]

Для многих средневековых писателей образ Эдемского сада также создает место человеческой любви и сексуальности , часто связанное с классическим и средневековым тропом locus amoenus . [75]

В « Божественной комедии» Данте Алигьери помещает Сад на вершине Чистилища . Данте, паломник, появляется в Эдемском саду в 28-й песне Чистилища . Здесь ему сказано, что Бог дал человеку Эдемский сад «всерьез или как залог вечной жизни», но человек смог пробыть там лишь короткое время, потому что вскоре впал в немилость. В стихотворении Эдемский сад одновременно человеческий и божественный: хотя он расположен на земле, на вершине горы Чистилище, он также служит вратами в небеса . [76]

Большая часть Мильтона «Потерянного рая» происходит в Эдемском саду.

Действие первого акта пьесы Артура Миллера 1972 года « Сотворение мира и другие дела» происходит в Эдемском саду.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Мецгер, Брюс Мэннинг; Куган, Майкл Д. (2004). Оксфордский путеводитель по библейским людям и местам . Издательство Оксфордского университета. п. 62. ИСБН  978-0-19-517610-0 . Проверено 22 декабря 2012 г.
  2. ^ Jump up to: а б Коэн, 2011 , стр. 228–229.
  3. ^ Jump up to: а б Виленски-Лэнфорд, Брук (2012). Вожделение рая: В поисках Эдемского сада . Гроув Пресс. ISBN  9780802145840 .
  4. ^ Jump up to: а б Хэмблин, Дора Джейн (май 1987 г.). «Был ли наконец обнаружен Эдемский сад? (Мертвая ссылка)» (PDF) . Смитсоновский институт . 18 (2). Архивировано из оригинала (PDF) 9 января 2014 года . Проверено 8 января 2014 г.
  5. ^ Jump up to: а б Зевит, Зиони. Что на самом деле произошло в Эдемском саду? 2013. Издательство Йельского университета, с. 111. ISBN   9780300178692 .
  6. ^ Jump up to: а б Дункан, Земной рай Джозефа Э. Мильтона: историческое исследование Эдема. 1972. Университет Миннесоты, стр. 96, 212. ISBN   9780816606337 .
  7. ^ Jump up to: а б Скафи, Алессандро. Возвращение к источникам: Рай в Армении, в: Картографирование рая: история рая на Земле. 2006. Лондон, Англия, и Чикаго, Иллинойс: Британская библиотека и издательство Чикагского университета, стр. 317–322. ISBN   9780226735597 .
  8. ^ Jump up to: а б Марк, Джошуа Дж. (28 марта 2018 г.). «Плодородный полумесяц» . Энциклопедия всемирной истории .
  9. ^ Jump up to: а б «Телассар в Международной стандартной библейской энциклопедии» .
  10. ^ Jump up to: а б «Исайя 37: комментарий Барнса» . Библейский центр . 2023.
  11. ^ Дэвидсон 1973 , с. 33.
  12. ^ Jump up to: а б Стагер, Лоуренс Э. (1999). «Иерусалим и Эдемский сад». Эрец-Исраэль: археологические, исторические и географические исследования . 26 . Израильское исследовательское общество : 183*–194*. JSTOR   23629939 .
  13. ^ Кан, Сын Иль (2020). «Райский сад как священное место Израиля» . Богословие сегодня . 77 (1): 89–99. дои : 10.1177/0040573617731712 .
  14. ^ Бытие 13:10 .
  15. ^ Исайя 51:3 .
  16. ^ Иезекииль 36:35 .
  17. ^ Иоиль 2:3 .
  18. ^ Тигчелаар 1999 , с. 37.
  19. ^ Jump up to: а б День 2014 , с. 26.
  20. ^ «Библия Латинской Вульгаты с версией Дуэ-Реймса и версией короля Иакова + Полные изречения Иисуса Христа» . www.latinvulgate.com . Архивировано из оригинала 12 марта 2021 г. Проверено 10 марта 2021 г.
  21. ^ Левенсон 2004 , с. 13: «Корень Эдема означает плодородие. Где, как считалось, находился удивительно плодородный Гард (если когда-либо было задумано реалистичное место), неясно. Тигр и Евфрат — две великие реки Месопотамии (ныне встречающиеся в современной Ирак). Но Поршень неизвестен, а единственный Гихон в Библии — это источник в Иерусалиме (3 Царств 1:33, 38)».
  22. ^ Бытие 2:9
  23. ^ Бытие 3:24
  24. ^ Бытие 2: 10–14.
  25. ^ «Еврейское ежеквартальное обозрение» . Еврейский ежеквартальный обзор . 64–65. Издательство Пенсильванского университета: 132. 1973. ISSN   1553-0604 . Проверено 19 февраля 2014 г. ...как Коссея, страна касситов в Месопотамии [...]
  26. ^ Спайзер 1994 , с. 38.
  27. ^ Иосиф Флавий, Еврейские древности . Книга I, глава 1, раздел 3.
  28. ^ Иезекииль 28:12–19 .
  29. ^ Бытие 2:10–14 .
  30. ^ Кэрол А. Хилл, Эдемский сад: взгляд на науку и христианскую веру в современном пейзаже 52 [март 2000 г.]: 31–46 https://www.asa3.org/ASA/PSCF/2000/PSCF3-00Hill. HTML
  31. ^ День, Джон. Яхве и боги и богини Ханаана. 2002. Шеффилд Академик Пресс, с. 30. ISBN   9780826468307 .
  32. ^ Клайн, Эрик Х. (2007). От Эдема до изгнания: разгадка тайн Библии . Нэшнл Географик. п. 10. ISBN  978-1-4262-0084-7 .
  33. ^ Стордален 2000 , стр. 164.
  34. ^ Браун 2001 , с. 138.
  35. ^ Сваруп 2006 , с. 185.
  36. ^ Смит 2009 , с. 61.
  37. ^ Jump up to: а б «Местоположение Эдемского сада – ЯРМАРКА» . www.fairlatterdaysaints.org . Проверено 9 ноября 2023 г.
  38. ^ Шоу, Джейн (2012). Октавия, Дочь Бога . Случайный дом. п. 119. ИСБН  9781446484272 .
  39. ^ Глория Джахода, Другая Флорида , гл. 4, «Райский сад». ISBN 9780912451046.
  40. ^ «Иерусалим как Эдем» . 24 августа 2015 г.
  41. ^ Бергрин, Лоуренс (2011). Колумб: Четыре путешествия, 1493–1504 гг . Группа Пингвин США. п. 236. ИСБН  978-1101544327 .
  42. ^ «Райский сад – в Китае?» . Большое Думай . 02.10.2012 . Проверено 5 ноября 2023 г.
  43. ^ Мэтьюз 1996 , с. 96.
  44. ^ Коэн 2011 , с. 229.
  45. ^ Jump up to: а б с д Корпель, Марджо Кристина Аннетт; Моор, Йоханнес Корнелис де (2014). Адам, Ева и Дьявол: новое начало . Еврейские библейские монографии (65). Шеффилд Феникс Пресс . ISBN  978-1909697522 .
  46. ^ Дэй, Джон (2021). «Змей в Эдемском саду: его предыстория и роль» . От сотворения мира до Авраама: дальнейшие исследования Бытия 1–11 . Издательство Блумсбери. п. 50. ISBN  978-0-567-70311-8 .
  47. ^ День 2014 г. , стр. 26–27.
  48. ^ Ливерани, Марио (2007). История Израиля и история Израиля , Рутледж, с. 238. «[Р]оральные сады являются образцом «райского сада», где разворачивается библейская история об Адаме и Еве (Быт. 2.4–3.24). Слово рай (евр. pardēs, баб. pardēsu «парк» ) имеет персидское происхождение (pairidaēza «ограда»), и персы были ответственны за распространение этого вида огороженного сада. Таким образом, повествование об Эдеме следует отнести к Вавилонии персидской эпохи».
  49. ^ День 2014 , с. 49.
  50. ^ День 2014 , с. 27.
  51. ^ «Тафсир Сура Аль-Кахф – 107» . Коран.com . Проверено 7 июля 2024 г.
  52. ^ Jump up to: а б В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «ЭДЕМ, САД» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс . Проверено 9 ноября 2023 г.
  53. ^ Jump up to: а б В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «ЭСХАТОЛОГИЯ» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс . Проверено 9 ноября 2023 г.
  54. ^ «Конец дней» . Айш. 11 января 2000 года . Проверено 1 мая 2012 г.
  55. ^ Jump up to: а б «Глава I: Сотворение мира» . священные тексты.com . Проверено 9 ноября 2023 г.
  56. ^ Бер, Джон (15 января 2018 г.). «Ориген и эсхатологическое творение космоса» . Эклектическое православие . Архивировано из оригинала 24 января 2023 года . Проверено 5 февраля 2023 г. Наше начало в этом мире и его времени можно мыслить лишь как отпадение от той вечной и небесной реальности, к которой мы призваны.
  57. ^ Ченовет, Марк (лето 2022 г.). «Искупление эволюции: Максим Исповедник, воплощение и современная наука» . Колодец Иакова . Архивировано из оригинала 14 августа 2022 года . Проверено 5 февраля 2023 г.
  58. ^ Булгаков, Сергей (2001). "Зло". Невеста Агнца . Перевод Якима Бориса. Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Б. Эрдманс. п. 170. ИСБН  9780802839152 .
  59. ^ Харт, Дэвид Бентли (2020). «Марш Дьявола: Creatio ex Nihilo, проблема зла и несколько размышлений Достоевского». Богословские территории: Дайджест Дэвида Бентли Харта . Нотр-Дам, Индиана: Notre Dame Press. ISBN  9780268107178 .
  60. ^ Коран , 2:35, 7:19, 20:117, 61:12.
  61. ^ См . список событий .
  62. ^ Патрик Хьюз, Исламский словарь Томаса Патрика Хьюза, Азиатские образовательные службы, 1995 г. ISBN   978-8-120-60672-2 стр. 133.
  63. ^ Лиман, Оливер Коран, энциклопедия 2006 г. , стр. 11.
  64. ^ Уилер, Брэннон. Мекка и Эдем: ритуалы, реликвии и территория в исламе 2006, с. 16.
  65. ^ Аль-Бакара, перевод стихов 35-8: доктор Мустафа Хаттаб, Ясный Коран. с Корана.com
  66. ^ Jump up to: а б Шанавас, ТО (6 сентября 2019 г.). «Райский сад: земной или небесный сад? (из: Шанавас, Т.О. (2005). Исламская теория эволюции: недостающее звено между Дарвином и происхождением видов. (стр. 161–168)» . Исламская веб-библиотека . Архивировано из оригинала 28 мая 2022 года . Проверено 8 июня 2022 г.
  67. ^ Jump up to: а б с д Ланге, Кристиан (2016). Рай и ад в исламских традициях . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-50637-3 .
  68. ^ Jump up to: а б с Оун, Питер Дж. (1983). «Этические проблемы классического суфизма» . Журнал религиозной этики . 11 (2): 240–263. ISSN   0384-9694 . JSTOR   40017708 .
  69. ^ «Учение и Заветы 107:53» .
  70. ^ «Учение и Заветы 116:1» .
  71. ^ «Даниила 7:13–14, 22» .
  72. ^ "У меня есть вопрос" . www.churchofjesuschrist.org . стр. 54–55 . Проверено 9 ноября 2023 г.
  73. ^ «Что такое мормонизм? Обзор верований мормонов – Мормонизм 101» . www.mormonnewsroom.org . 13 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 10 марта 2012 г. Проверено 31 октября 2018 г.
  74. ^ «Гностицизм – Апокриф Иоанна» . Британская энциклопедия . Проверено 28 января 2022 г.
  75. ^ Курций 1953 , с. 200, н.31
  76. ^ «Лаборатория Данте в Дартмутском колледже: Читатель» . dantelab.dartmouth.edu . Проверено 6 ноября 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ccab08054344f649fde785dbe9e2521c__1721911800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cc/1c/ccab08054344f649fde785dbe9e2521c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Garden of Eden - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)