Корен Картинка-Библия (1692–1696)


« Коренская Библия в картинках» — это печатная часть Библии, включающая серию из 36 гравюр на дереве , раскрашенных вручную, иллюстрирующих книги Бытия и Откровения . XVII в. и «коренской» гравюры, характерной для лучших русских религиозных и светских первой лубков Это выдающийся образец русской гравюры на дереве в . половины XIX 18 век. Библию Корена можно считать примером (ошибочно названной) Biblia Pauperum . Двадцать блоков иллюстрируют Сотворение и Жизнь Адама и Евы, а шестнадцать иллюстрируют Откровение. Первоначально она, возможно, состояла из сорока гравюр на дереве, предназначенных, как и Библия с картинками Пискатора, предоставить материал для личных молитв в течение сорока дней Великого поста.
Коренская Библия сохранилась в единственном экземпляре. [ 1 ] Ксилографии Библии Корена вырезал Василий Корень из Москвы ( ru:Василий Корень ). А. Г. Сакович приводит сведения о том, что художником или дизайнером был Гурий Никитин Кинешемцев , сокращенное имя которого фигурирует на нескольких блоках «Апокалипсиса». [ 2 ]
Источники иконографии
[ редактировать ]Непосредственным прототипом Коренской Библии является киевская апокалиптическая серия гравюр на дереве Иерея Прокопия (1646–1662). [ 3 ] Апокалипсис Прокопия, в свою очередь, следует иконографии Лютера-Пискатора, а Библия Пискатора опирается на оригинальную иконографию Альбрехта Дюрера . Связь с Прокопием очевидна, выведенная не только из тесного соответствия иконографии на большинстве картин, но и из того, что каждая из картин Кинешемцева имеет номер соответствующего гравюры в Прокопийском Апокалипсисе. В одном случае, когда Кинешемцев соединил элементы двух картин серии Прокопия, на оттиске стоят оба номера. [ 4 ] Хотя Кинешемцев во всех своих рисунках более или менее следует иконографии Прокопия, его художественность уникальна и намного превосходит иконографию Прокопия. Прокопий, можно сказать, сделал половину работы по адаптации Дюрера к древнерусскому стилю, а Кинешемцев сделал из них « фрески-лубки ». Например, фигуры становятся более иконоподобными, вводятся некоторые элементы народного дизайна, городской пейзаж заменяется нивой, появляются пророки Енох и Илия.
Художник и резчик
[ редактировать ]
Гурий Никитин Кинешемцев был ведущим фресковым художником России XVII века и главой Костромского братства художников до своей смерти в 1691 году. Тексты для Коренской Библии он взял из первого славянского перевода Библии , изданного в Москве в 1663 году. также включены нетрадиционные элементы из русского издания «Краткой Палеи», включающего значительный апокрифический материал. [ 5 ] Лишь с исследованием А. Г. Саковича был отождествлен Василий Корень. В налоговых списках он фигурировал как житель московской Мещанской Слободы, независимый ремесленник со скромным достатком. Он приехал туда в 1661 году, когда ему было около двадцати лет, с белорусской территории, отторгнутой у Польши. После 1692 г. корены исчезли из московских налоговых списков. Возможно, они покинули Москву из-за проблем с законом у сына в 1692 году. Возможно, они отправились в Верхнее Поволжье , и Корен рубил там глыбы. [ 6 ] Стиль Корен издавна ассоциировался с московским базаром, но многие вещи, сделанные в других местах, продавались в Москве, и Корен, несомненно, имел там связи. Во всяком случае, Корен проявляет себя необычайно заметно, написав на некоторых из них «Василий Корен рєзал сие доски» (Василий Корен вырезал эти блоки).
Отношение к расколу
[ редактировать ]Библия Корена содержит некоторые неканонические взгляды, ставящие под вопрос ее отношение к Расколу или расколу в русском православии и насильственному подавлению его в 1670-1690-х годах. Сакович считает, что Коренская Библия решительно настроена против повстанцев. Однако крупнейший исследователь русского фрескового искусства XVII века В. Г. Брюсова уверяет, что Кинешемцев, его коллеги и покровители-купцы глубоко симпатизировали повстанцам. [ 7 ]
Наиболее характерной интерпретацией в Коренской Библии является история Адама и Евы : именно насилие Каина против Авеля, а не непослушание Богу Адама и Евы, привело к падению человечества. Адам и Ева показаны при своем творении с нимбами, теряя их лишь временно, когда согрешают и изгнанные из Эдема, но вновь обретая их, когда раскаиваются. Они показаны живыми, освященными до старости. Таким образом, моральная ответственность за привнесение зла в мир перекладывается на Каина, который завидовал, ненавидел и убил своего брата Авеля и солгал Богу. Это делает лишение жизни величайшим преступлением. Это не согласуется с нравственной позицией старообрядцев, лидер которых протопоп Аввакум подчеркивал, что, в то время как все остальное творение призвано к жизни «словом» Божьим, Адам и Ева созданы из глины. Их непослушание – вкушение запретной смоковницы и последующее опьянение – приводит к греху плоти. Библия Корена подчеркивает, что свет управляет как днем (солнцем), так и ночью (звездами). И хотя дьявол претендует на власть, Бог низвергает его в бездну ( Ад ), который представлен вырезом в нижнем углу рисунка, обозначающим место под поверхностью земли.

Есть и другие причины не связывать Коренскую Библию напрямую со старообрядцами или раскольниками, однако публикация Апокалипсиса в то время, когда массы соотечественников ожидали конца света, казалось бы, признавала или делала какое-то заявление о солидарности с ними. . В то время как Русская Православная Церковь , опирающаяся на власть Царя, громила, что человек должен подчиняться прежде всего Богу, Церкви и Царю, Коренская Библия утверждает, что величайшим грехом является убийство, а не непослушание Богу Адама. и Ева. Он специально исключает тиару, увиденную на Антихристе в Апокалипсисе Прокопия, - тиару, которая могла означать старообрядческое изображение царя или патриарха. С другой стороны, Христос, возглавляющий Небесное воинство, носит только колпак. Жест благословения двумя пальцами мог быть воспринят как вызов новому православию, которое призывало к трехпалому знаку. Изображено несколько жестов благословения двумя пальцами, но есть также четыре именнословно (литургических) благословения, которые оба считают правильными.
Сакович считает, что Коренский Библейский Апокалипсис призван выступить против «милленариев», то есть старообрядцев или других сектантов, которые чувствовали себя обязанными противостоять власти «сил антихриста». Она видит подтверждение того, что добро в конце концов восторжествует, но добиться этого — дело Бога, а не человека. [ 8 ] Брюсова уверяет нас, что старообрядческие симпатии Кинешемцева твердо обоснованы его трактовкой Апокалипсиса, его общением с другими сочувствующими старообрядцам и его отказом выполнить фрески для Ново-Спасского монастыря, игумен которого был известен своими гонениями на Старообрядцы. Однако трактовка Гурием Никитиным Книги Бытия отходит как от православных, так и от старообрядческих взглядов. Запрет против насилия может быть адресован обеим сторонам, как это было в ответ Эразма на борьбу между католицизмом и протестантизмом на Западе.
Последний отпечаток серии Бытия касается Каина и его рода и подчеркивает, что настоящее зло, возникшее в его нераскаянном преступлении, было увековечено Каином и его сыном Енохом при строительстве городов в земле Нод. Эта редакция также обеспечивает Каину подходящую судьбу: случайный выстрел его слепого «брата» Ламеха . Здесь человек отдаляется от Бога. Это поразительное зрелище на фоне процветающих городов Верхней Волги, питавших Кинешемцева и его купцов-покровителей. Однако, возможно, именно урбанизирующееся общество, находящееся под давлением перемен, считает, что его моральные проблемы исходят от городов.
Артистизм и социальный контекст
[ редактировать ]
Библия Корена — произведение изысканное, космополитическое и оригинальное. Сохранившийся экземпляр имеет историю владения XVIII века в Верхнем Поволжье и включает в себя лиц разных сословий — от крестьян до дворян. [ 9 ] Брюсова считает городское искусство Севера «искусством растущего города, но также монастырей и крестьянства». [ 10 ] Крестьяне Севера были в основном государственными крестьянами, а не крепостными, как крестьяне Центральной России, более зависимыми от ремесла, рыболовства и торговли, чем от сельского хозяйства, и более самостоятельными. Это были энергичные, независимые и мобильные люди, в отличие от земледельческих крепостных Средней России. Они предъявляли церкви требования, очень похожие на требования, предъявляемые католицизму в Западной Европе во время Реформации. Они порождали ереси, как пузыри в кипящем котле. Брюсова воспринимает сектантское брожение как признак интеллектуальной силы, а не «распада» общества. Так же были Корен-Библия-картинка и Коренские школьные лубки. Если интерпретация Саковича верна, «Картинка-Библия Корена» также представляет собой путь толерантности Эразма, путь, который не был выбран ни на Восток, ни на Запад.
Перепечатка
[ редактировать ]- Сакович А. Г. Народная гравированная книга Василия Корени, 1692-1696 гг. М., 1983.
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Этот экземпляр находится в Зале редких книг Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге . Д. А. Ровинский опубликовал ее факсимиле в своих «Русских народных картинках», 1881-1893 , а А. Г. Сакович опубликовал в 1983 году высококачественное цветное факсимиле в сочетании с научным исследованием: « Народная гравированная книга Василия Корения, 1692-1696» . «Искусство»),
- ^ Сакович, Народная гравированная книга , стр. 118-119.
- ^ Д. А. Ровинский, Русские народные картинки , 5 тт. и 8 листов, СПб., 1881–1893. [*См. Ровинский, т. 1, с. 3, Дополнительные материалы к «Апокалипсису Прокопия». 4 См. Дайан Э. Фаррелл, «Происхождение русских лубков и их социальная среда в начале восемнадцатого века», Журнал популярной культуры , том 17, № 1 (лето 1983 г.), стр. 12-14.
- ^ Rovinskii, Russkie narodnye kartinki , vol. 3. Prokopii, nos. 21-22 are combined in Koren no. 810/35.
- ^ Антонина Георгиевна Сакович, Народная гравированная книга Василия Корения , 1983), с. 13.
- ↑ Сакович, Народная Гравированная книга , 120.
- ^ Обсуждается в Фаррелле, « Некоторые ранние русские гравюры на дереве (Лубки) в контексте раскола» , в «Окне в Россию: материалы V Международной конференции исследовательской группы по России восемнадцатого века» , Гарньяно, 1994. Ред. Мария ДиСальво и Линдси Хьюз. La Fenice Edizioni, 1996 г., Вера Григорьевна Брюсова, Русская живопись 17 века (М.: Издательство «Искусство», 1984), с.169.
- ^ Сакович, Народная гравированная книга , с. 41
- ^ Сакович, Народная гравированная книга , стр.8.
- ^ Briusova, Russkaia zhivopis' 17 veka , p.173.