Канун
Канун | |
---|---|
Супруг | Адам |
Дети | Каин (звук) Авель (есть) Сет (сын) |
Канун | |
---|---|
Матриарх | |
Рожденный | Эдемский сад |
Почитается в | |
Праздник | 24 декабря |
Ева ( / ˈ iː v / ; иврит : חַוָּה , современный : хава , тиберийский : хавва ; арабский : حَوَّاء , латинизированный : Ḥawwāʾ ; Персидский : حوا , латинизированный : Хава ; Греческий : Εὕα , латинизированный : Heúa ; Латинское : Ева, Хева ; Сирийский : ����������������, латинизированный: ḥawâ ) — фигура в Книге Бытия в еврейской Библии . По истории происхождения [1] из авраамических религий она была первой женщиной . Ева известна также как Адама жена .
Согласно второй главе Бытия, Ева была создана Богом ( Яхве ), взяв ее из ребра [2] Адама, чтобы быть спутником Адама. Адаму поручено охранять и хранить сад до ее создания; ее нет, когда Бог приказывает Адаму не есть запретный плод – хотя ясно, что она знала о повелении. [3] Она решает съесть запретный плод с древа познания добра и зла после того, как слышит аргумент змея о том, что он не убьет ее, а принесет ей пользу. Она делится плодом с Адамом, и прежде чем они смогли вкусить от древа жизни , их изгоняют из Эдемского сада , при этом сама Ева подвергается проклятиям, при этом она подвергается дополнительным мучениям во время родов, а также подвергается ей муж Адам. Христианские церкви расходятся во взглядах на непослушание Адама и Евы Богу (часто называемое грехопадением человека ), а также на последствия, которые эти действия имели для остального человечества. Христианские и еврейские учения иногда возлагают на Адама (первого человека) и Еву разный уровень ответственности за «падение».
Католическая церковь по древней традиции признает Еву святой наряду с Адамом, а традиционный литургический праздник Святых Адама и Евы . 24 декабря отмечается [4] [5] со времен средневековья во многих европейских странах, включая Эстонию , Германию , Венгрию , Литву и скандинавские страны.
Этимология
[ редактировать ]«Ева» на иврите — это «Хавва», и чаще всего считается, что она означает «живущий» или «источник жизни», поскольку оно фонетически похоже на «хая», «жить», от семитского корня ḥyw . [6]
Хавву сравнивают с хурритской богиней Хепат , которая была показана в письмах Амарны, которой поклонялись в Иерусалиме в период позднего бронзового века . Было высказано предположение, что имя Чепат может происходить от , женщины, которая была первой правительницей Третьей династии Киша Кубау . [7] [8]
Было высказано предположение, что еврейское имя Ева ( חַוָּה ) также имеет сходство. [9] на арамейское слово «змея» ( староарамейский язык חוה ; арамейский חִוְיָא ). Источником этой этимологической гипотезы является раввинский каламбур , присутствующий в Бытие Раба 20:11, использующий сходство между Евр. Хавва и Арам. хивьях . Несмотря на его раввинистическое идеологическое использование, такие ученые, как Юлиус Веллхаузен и Теодор Нёльдеке, доказывали его этимологическую значимость. [10]
Герда Лернер постулирует, что история создания Евы из ребра Адама могла возникнуть из месопотамского мифа об Энки и Нинхурсаг . В этом мифе Энки ест ядовитые растения, вызывающие у него болезни. Его супруга/сестра Нинхурсаг затем создает несколько божеств, чтобы вылечить каждое из этих недугов. Одному из них, Нинти , суждено исцелить ребро Энки. Имя Нинти означает одновременно «госпожа ребра» и «госпожа жизни». Эта ассоциация ребра и жизни аналогична той, что обнаружена у Евы, чье имя связано с жизнью и которая родилась из ребра. [11]
В Бытии
[ редактировать ]Создание
[ редактировать ]В Бытие 2:18–22 женщина создана для того, чтобы быть эзер ки-негдо — термином, который особенно сложно перевести для мужчины. Ки-негдо означает «рядом, напротив, аналог ему», а эзер означает активное вмешательство от имени другого человека. [12] Женщину называют ишах , женщина, с объяснением, что это потому, что она была взята от иш , что означает «мужчина»; на самом деле эти два слова не связаны. Позже, когда история Сада будет завершена, ей будет дано имя Хавва (Ева). На иврите это означает «жить», от корня, который также может означать «змея». [13] Давняя экзегетическая традиция гласит, что использование ребра со стороны мужчины подчеркивает, что и мужчина, и женщина имеют равное достоинство, поскольку женщина была создана из того же материала, что и мужчина, сформирована и дана жизнь одними и теми же процессами. [14] Фактически, слово, традиционно переводимое на английском языке как «ребро», может также означать сторону, камеру или балку. [15] Ребро — это игра слов на шумерском языке, поскольку слово « ти » означает одновременно «ребро» и «жизнь». [16]
Бог создал Еву из ахат мишалотаива ( אַחַת מִצַּלְעֹתָיו ), традиционно переводится как «одно из его ребер». Этот термин может означать кривую, хромоту, невзгоды и сторону. Традиционное прочтение недавно было подвергнуто сомнению богословами-феминистками, которые предлагают вместо этого интерпретировать его как «сторону», поддерживая идею о том, что женщина равна мужчине, а не его подчиненная. [17] Такое прочтение имеет общие элементы с историей Аристофана о происхождении любви и разделении полов в Платона » «Пире . [18] Недавнее предположение, основанное на наблюдениях о том, что у мужчин и женщин одинаковое количество ребер, предполагает, что кость представляла собой бакулюм — небольшую структуру, обнаруженную в пенисе многих млекопитающих, но не у человека. [19]
Изгнание из Эдема
[ редактировать ]Ева встречается в повествовании о изгнании из Эдема в Бытие 3, которое характеризуется как притча или «рассказ мудрости» в традиции мудрости . [20] Эта повествовательная часть приписывается Яхвисту (J) согласно документальной гипотезе из-за использования ЯХВЕ . [21]
В повествовании об изгнании из Эдема происходит диалог между ножастой змеей и женщиной (3:1–5). [22] В 2:19 змей назван животным, созданным Яхве среди полевых зверей. [23] Женщина готова поговорить со змеем и ответить на цинизм существа, повторив запрет Яхве из 2:17. [24] Змей напрямую оспаривает повеление Яхве. [25] Адам и женщина грешат (3:6–8). [26] Яхве задает вопросы Адаму, который обвиняет женщину (3: 9–13). [22] Затем Яхве предлагает женщине объясниться, которая обвиняет змея, проклятого ползать на брюхе и терять конечности. [27] Затем всем виновным выносится божественное провозглашение трех приговоров (3:14–19). [22] Судный оракул и характер преступления сначала возлагаются на змея, затем на женщину и, наконец, на Адама. После того как змей проклят Яхве, [28] женщина получает наказание, которое влияет на две основные роли: деторождение и ее подчиненное отношение к мужу. [29] Затем следует наказание Адама. [30] Реакция Адама, наречение Евы и изготовление Яхве кожаных одежд описаны в кратком повествовании (3:20–21). Рассказ в саду заканчивается беседой с Элохимами, определяющей изгнание пары и выполнение этого обсуждения (3:22–24). [22]
Мать человечества
[ редактировать ]Ева (а после нее и все женщины) приговорены к жизни, полной печали и родов, и находиться под властью своего мужа. У Адама и Евы было два сына, Каин и Авель (Каин и Хехель), первый из которых был земледельцем, второй — пастухом овец. После того, как Каин убил Авеля, Ева родила третьего сына, Сифа (Шета), от которого произошел Ной (а значит, и все современное человечество). Согласно Бытию, Сиф родился, когда Адаму было 130 лет. [31] лет: [32] «сын по подобию его и по образу его». [32] Бытие 5:4 подтверждает, что у Евы были сыновья и дочери, помимо Каина, Авеля и Сифа.
В других работах
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2023 г. ) |
Некоторые концепции, такие как змей, идентифицируемый как Сатана , грех Евы как сексуальное искушение или первая жена Адама как Лилит , взяты из литературных произведений, найденных в различных еврейских апокрифах , но не найденных нигде в Книге Бытия или самой Торе . О ней вспоминают в De Mulieribus Claris , сборнике биографий исторических и мифологических женщин флорентийского автора Джованни Боккаччо , составленном в 1361–1362 годах. Он примечателен тем, что это первый сборник, посвященный исключительно биографиям женщин в западной литературе. [33]
Сочинения, посвященные этим темам, представляют собой дошедшую до нас литературу на греческом, латинском, славянском, сирийском, армянском и арабском языках, восходящую к древней еврейской мысли. Их влиятельные концепции были затем приняты в христианское богословие, но не в современный иудаизм. Это ознаменовало радикальный раскол между двумя религиями. Некоторые из старейших еврейских частей апокрифов называются «Первоначальной литературой Адама», где некоторые произведения стали христианизированными. Примером христианизированных произведений является «Книга Адама и Евы» , известная как « Конфликт Адама и Евы с сатаной» , переведенная с эфиопского геэза Соломоном Цезарем Маланом (1882 г.). [34] и оригинальное сирийское произведение под названием «Пещера сокровищ». [35] тесно связан с Конфликтом который, как отметил Август Диллманн, .
- В еврейской книге «Алфавит Бен-Сиры » Ева — «вторая жена Адама», а Лилит — его первая. В этой альтернативной версии, проникшей в Европу с Востока в VI веке, предполагается, что Лилит была создана в то же время, из той же земли (шумерской Ки ), что и равная Адаму, подобная вавилонской Лилиту , шумерской Нинлиль (супруга Энлиля ) . Лилит отказывается спать или служить Адаму. Когда Адам попытался заставить ее занять «низшее» положение, она улетела из Эдема в воздух, где совокуплялась с демонами, зачав еще сотни каждый день (производное от арабского «джинн» ). Бог послал за ней трех ангелов, которые пригрозили убить ее потомство, если она откажется вернуться к Адаму. Она отказывается, предоставляя Богу сделать Адаму вторую жену, но на этот раз из его ребра.
- «Жизнь Адама и Евы » и ее греческая версия «Апокалипсис Моисея » представляют собой группу еврейских псевдоэпиграфических произведений, в которых рассказывается о жизни Адама и Евы после их изгнания из Эдемского сада и до их смерти.
- Второканоническая утверждает , книга Товита что Ева была дана Адаму в помощницу (viii, 8; сент., VIII, 6).
Религиозные взгляды
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2023 г. ) |
иудаизм
[ редактировать ]В первом повествовании о творении ( Элогим ) говорится, что «мужчина и женщина [Элогим] сотворили их» ( Бытие 1:27), что интерпретируется как подразумевающее одновременное сотворение мужчины и женщины. Тогда как во втором рассказе о сотворении говорится, что ЯХВЕ создал Еву из ребра Адама, потому что он был одинок (Бытие 2:18 и далее). Таким образом, чтобы разрешить это очевидное несоответствие, некоторые средневековые раввины предположили, что Ева из второго рассказа и женщина из рассказа об Элохимах были двумя отдельными личностями: Евой и Лилит .
Создание Евы, по словам раввина Джошуа , заключается в следующем: «Бог обдумывал, из какого члена Он сотворит женщину, и Он рассуждал сам с собой так: Я не должен создавать ее из головы Адама, ибо она была бы гордым человеком и держала бы себя в руках». Если Я создам ее из глаз, то она пожелает вникать во все; если ухом, то она захочет слышать все, если из уст, то она будет говорить много, если от сердца; она будет завидовать людям, если из руки, то пожелает взять все, если из ног, то будет бездельницей. Поэтому Я создам ее из члена, который сокрыт, то есть ребра, которого нет. видно даже когда человек обнажен». [36]
Согласно Мидрашу Бытия Рабба и другим более поздним источникам, либо у Каина была сестра-близнец, либо у Авеля были две сестры-близняшки, [ нужны разъяснения ] или у Каина была сестра-близнец по имени Лебуда, а у Авеля — сестра-близнец по имени Келимат. Традиционное еврейское поверье состоит в том, что Ева похоронена в пещере Махпела .
Мидраш Раба Бытие VIII:1 интерпретирует слова «мужчину и женщину, которых Он сотворил их» как означающие, что Бог изначально создал Адама гермафродитом . Этот первоначальный «Адам» был одновременно мужчиной и женщиной, как в духе, так и в теле; Поэтому лишь позже Бог решает, что «не хорошо этому Адаму быть одному». [ нужна ссылка ] и создает отдельные существа, Адама и Еву. Это продвигает идею объединения двух людей для достижения союза двух отдельных духов.
Ранняя раввинистическая литература также содержит традиции, изображающие Еву в менее позитивном ключе. Согласно Бытию Раба 18:4 Адам быстро понимает, что Еве суждено постоянно ссориться с ним. Первая женщина также становится объектом обвинений, приписываемых раввину Джошуа из Сикнина, по мнению которого Ева, несмотря на божественные усилия, оказалась «пухлой, кокеткой, подслушивательницей, сплетницей, склонной к ревности, легкомысленной и беспутной». (там же 18:2). Аналогичный набор обвинений появляется в Бытие Раба 17:8, согласно которому создание Евы из ребра Адама, а не из земли, делает ее неполноценной по отношению к Адаму и никогда ничем не удовлетворяющейся. Наконец, величайшие злодеяния, приписываемые Еве, появляются в Бытие Раба 17:8:
Почему мужчина выходит с непокрытой головой, а женщина выходит с покрытой головой? Она подобна той, которая поступила неправильно и стыдится людей; поэтому она выходит с покрытой головой. Почему они [женщины] идут перед трупом [на похоронах]? Поскольку они принесли смерть в мир, то и ходят перед трупом, [как написано] «Ибо он относится в могилу… и все люди тянутся за ним, как было бесчисленное множество до него» ( Иов 21:32е). была дана заповедь о менструации ( нидах И почему ей )? Поскольку она пролила кровь Адама [вызвав смерть], ей была дана заповедь о менструации. была дана заповедь «тесто» ( хала И почему ей )? Поскольку она развратила Адама, который был тестом мира, поэтому ей была дана заповедь о тесте. была дана заповедь субботнего свечения ( нерот шабат И почему ей )? Так как она погасила душу Адама, то и было дано ей повеление субботних светильников. [37]
В дополнение к этому, ранняя раввинистическая литература содержит многочисленные случаи, когда Еву обвиняют в различных сексуальных проступках. В Бытие 3:16 сказано, что «ваше желание должно быть к вашему мужу», раввины обвиняют ее в чрезмерно развитом сексуальном влечении (Бытие Раба 20:7) и постоянном соблазнении Адама (там же 23:5). Однако с точки зрения текстовой популярности и распространения мотив совокупления Евы с первобытным змеем имеет приоритет над другими ее сексуальными проступками. Несмотря на довольно тревожную живописность этого повествования, оно передается во многих местах: Бытие Раба 18:6, Сота 9б, Шабат 145б–146а и 196а, Йевамот 103б и Авода зара 22б. [10]
христианство
[ редактировать ]Некоторые отцы ранней церкви интерпретировали 2 Кор. 11: 3 и 1 Тим. 2: 13–14, что Апостол Павел поощрял молчание и подчинение женщин из-за обмана Евы змеем, ее искушения Адама съесть запретный плод и греха, поедая самого плода.
Тертуллиан сказал своим слушательницам в начале II века, что они «представляют собой врата дьявола», и продолжил объяснять, что все женщины несут ответственность за смерть Христа: «Из-за вашей заслуги – то есть смерти – даже Сын Божий должен был умереть». [38] Святой Августин в своих экскурсах по повествованию о падении в книге Бытия , которое привело к католическому учению о первородном грехе , обвинял в грехе Адама, а не Еву. [39] Его аргументация заключалась в том, что, поскольку грех лежит в душе, а не в теле, и поскольку он понимал, что репродуктивный половой акт включает в себя материальный (телесный) вклад женщины и духовный (душевный) вклад мужчины, то первородный грех не может быть основан на о преступлениях Евы. Скорее, ее грех был и простительным, поскольку она была обманута змеем, и не имел последствий для человеческой истории, поскольку она не могла передать грех своим потомкам. Адам, с другой стороны, полностью осознавал свой грех и из похоти предпочел жизнь в грехе с женщиной жизни с Богом. Это учение Августина также коренится у Павла: «грех вошел в мир через одного человека ». (Рим. 5:12). Григорий Турский сообщил, что на Третьем Маконском соборе (585 г. н.э.), на котором присутствовали 43 епископа, один епископ утверждал, что женщина не может быть отнесена к термину «мужчина», поскольку она несет ответственность за грех Адама и имеет несовершенную душу. Однако его дело было отклонено и не привело к дальнейшему развитию проблемы.
Ева в христианском искусстве чаще всего изображается как соблазнительница Адама , а в эпоху Возрождения змей в саду часто изображается с женским лицом, идентичным лицу Евы. Ее также сравнивали с греко-римским мифом о Пандоре , которая принесла в мир зло.
Некоторые христиане утверждают, моногамия что в истории Адама и Евы подразумевается , поскольку одна женщина создана для одного мужчины. Отстранение Евы от него подразумевает не только ее второстепенную роль в супружеском состоянии (1 Кор. 11:9), но и подчеркивает интимный союз между мужем и женой, зависимость ее от него.
В христианской традиции Ева является прообразом Девы Марии , которую также иногда называют «Второй Евой».
Гностицизм
[ редактировать ]В гностицизме Ева часто рассматривается как воплощение высшего женского начала, называемого Барбело . Ее отождествляют со светлодевицей Софией , творцом слова ( Логоса ) Божия, тигатерью ту фото или просто Девой-Девой, Парфеносом . В других текстах она приравнивается к Зое (Жизни). [40] В других гностических текстах, таких как « Ипостась Архонтов» , Пистис София приравнивается к дочери Евы, Норее , жене Сифа.
ислам
[ редактировать ]Супруга Адама упоминается в Коране в 2:30–39 , 7:11–25 , 15:26–42 , 17:61–65 , 18:50–51 , 20:110–124 и 38:71–85. , но имя «Ева» ( араб . حواء , Ḥawwā) никогда не раскрывается и не используется в Коране. Ева упоминается по имени только в хадисах . [41]
Сообщения об Адаме и Еве в исламских текстах, в том числе в Коране и книгах Сунны , похожи, но отличаются от описаний в Торе и Библии . В Коране приводится сообщение, в котором Бог создал «одну душу, создал из нее ее супругу и рассеял от них обоих множество мужчин и женщин» ( Q4:1 ), но есть хадисы, которые поддерживают создание женщины «из ребра». ( Сахих Бухари 4:55:548, Сахих Бухари 7:62:114, Сахих Муслим 8:3467, Сахих Муслим 8:3468). Еву не обвиняют в том, что она побудила Адама съесть запретный плод (и нет понятия первородного греха ). [42] Напротив, Коран указывает, что «они ели от него» и оба были виноваты в этом проступке (Коран 20: 121–122).
Существуют последующие хадисы (переданные Абу Хурайрой ), подлинность которых оспаривается, в которых утверждается, что Мухаммед называет Еву олицетворением женского предательства. «Передал Абу Хурайра: Пророк сказал: «Если бы не Бани Исраэль, мясо не разложилось бы; и если бы не Ева, ни одна женщина никогда не предала бы своего мужа» (Сахих Бухари, хадис 611, том 55). Идентичная, но более ясная версия находится во второй наиболее уважаемой книге пророческих повествований, «Сахих Муслим». «Абу Хурайра сообщил, что Посланник Аллаха сказал: «Если бы не Ева, женщина никогда не поступила бы неверно по отношению к своему мужу». (Хадис 3471, том 8).
Вера Бахаи
[ редактировать ]В Вере Бахаи история Евы описана в книге « Некоторые ответы на вопросы» . Абдул-Баха описывает Еву как символ души и хранительницу божественных тайн. [43] Вера Бахаи утверждает, что описание Евы в предыдущих авраамических традициях является метафорическим. [44]
Историчность
[ редактировать ]В то время как традиционное мнение заключалось в том, что Книга Бытия была написана Моисеем и считалась исторической и метафорической, современные ученые считают повествование о сотворении мира одним из различных древних мифов о происхождении . [45] [46]
Анализ, подобный документальной гипотезе, также предполагает, что текст является результатом компиляции множества предыдущих традиций, что объясняет очевидные противоречия. [47] [48] Другие истории той же канонической книги, такие как повествование о потопе из Книги Бытия , также считаются находящимися под влиянием более древней литературы, имеющей параллели в более раннем «Эпосе о Гильгамеше» . [49]
Полигенезис , вера в то, что человечество произошло от множества браков, а не только от Адама и Евы, недолгое время пользовался основной научной альтернативой мифу о Бытии. [50] до тех пор, пока научные разработки в палеонтологии, биологии, генетике и других дисциплинах не установили, что люди и все другие живые существа имеют общего предка и эволюционировали посредством естественных процессов в течение миллиардов лет, чтобы разнообразить формы жизни, которые мы знаем сегодня. [51] [52]
Этих самых недавних общих предков людей, если их проследить с помощью Y-хромосомы для мужской линии и митохондриальной ДНК для женской линии, обычно называют Y-хромосомным Адамом и Митохондриальной Евой соответственно. Они не происходят от одной пары в одну и ту же эпоху, даже если имена были заимствованы из Танаха . [53]
Генеалогическое древо Адама и Евы
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Бытие 4:1
- ^ Бытие 4:2
- ^ Бытие 4:25; 5:3
- ^ Бытие 4:17
- ^ Бытие 4:26; 5:6–7
- ^ Перейти обратно: а б с д Бытие 4:18
- ^ Бытие 5: 9–10.
- ^ Бытие 5: 12–13.
- ^ Бытие 5: 15–16.
- ^ Перейти обратно: а б Бытие 4:19
- ^ Бытие 5: 18–19.
- ^ Бытие 4:20
- ^ Бытие 4:21
- ^ Перейти обратно: а б Бытие 4:22
- ^ Бытие 5: 21–22.
- ^ Бытие 5: 25–26.
- ^ Бытие 5: 28–30.
- ^ Перейти обратно: а б с Бытие 5:32
Галерея
[ редактировать ]- Адам и Ева изгнаны из Эдема
- Ева, искушенная Джорджем Фредериком Уоттсом (1881)
- Ева Лукаса Кранаха Старшего (1528 г.)
- Ф. Бест по мотивам Маркантонио Раймонди, Адам и Ева , 19 век, гравюра, [ https://www.nga.gov/research/library/imagecollections.html Отдел коллекций изображений, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия
- Первородный грех , Мишель Кокси
- Змея на этом произведении, созданном Мастерской Джованни делла Роббиа, имеет женское лицо, напоминающее лицо Евы. [54]
См. также
[ редактировать ]- Адам и Ева в мормонизме
- Большой
- Митохондриальная Ева
- Псевдоэпиграфы Ветхого Завета :
- офидиофилия
- Потерянный рай
- Преадамиты
- Шатарупа
- Гробница Евы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вомак 2005 , с. 81 : «Мифы о сотворении мира — это символические истории, описывающие, как возникла Вселенная и ее обитатели. Мифы о сотворении развиваются через устные традиции и поэтому обычно имеют несколько версий».
- ^ Бытие 2:21
- ^ Святая Библия (NIV): Бытие 3:2–3 . Архивировано из оригинала 6 октября 2007 г. Проверено 22 июня 2020 г.
- ^ «Святые Адам, Ева и Рождественская елка» . Архивировано из оригинала 29 июня 2021 г. Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ «Святой Адам и святая Ева (Первая эпоха мира)» . 24 декабря 2000 г. Архивировано из оригинала 30 июня 2021 г. Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Словарь американского наследия
- ↑ «Хроника» Вейднера с упоминанием Кубабы из А.К. Грейсона, Ассирийских и Вавилонских хроник (1975)
- ^ Манн, Марк (2004). «Кибела как Кубаба в лидо-фригийском контексте»: межкультурная конференция Университета Эмори «Хетты, греки и их соседи в Центральной Анатолии» (тезисы)
- ^ Саул Олиан, Ашера (1988), стр. 70–71, оспаривается О. Килом
- ^ Перейти обратно: а б Косиор, Войцех (2018). «Повесть о двух сестрах: образ Евы в ранней раввинистической литературе и его влияние на изображение Лилит в алфавите Бен Сиры» . Нашим: Журнал еврейских женских исследований и гендерных проблем (32): 112–130. дои : 10.2979/нашим.32.1.10 . S2CID 166142604 . Архивировано из оригинала 6 января 2023 г. Проверено 27 января 2019 г.
- ^ Лернер, Герда (1986). История женщин, том. 1: Создание патриархата . Издательство Оксфордского университета. стр. 184–185.
- ^ Альтер 2004 , с. 22.
- ^ Гастингс 2003 , с. 607.
- ^ Хугенбергер 1988 , с. 184.
- ^ Джейкобс 2007 , с. 37.
- ^ Коллон, Доминик (1995). Древнее искусство Ближнего Востока . Издательство Калифорнийского университета. п. 213. ИСБН 9780520203075 . Проверено 27 апреля 2019 г.
странный запас «запасного ребра» Адама, из которого была создана Ева (Бытие 2:20-3), обретает совершенный смысл, если осознать, что в шумерском языке женская частица и слова, обозначающие ребро и жизнь, — это «ти», так что сказка в своей первоначальной форме, должно быть, была основана на шумерских каламбурах.
- ^ О прочтении «стороны» вместо традиционного «ребра» см. Jacobs 2007 , p. 37
- ^ См. Роберт Альтер, Искусство библейского повествования , Basic Books, 1983, стр. 31.
- ^ Гилберт, Скотт Ф .; Зевит, Зиони (июль 2001 г.). «Врожденный дефицит бакулюма человека: воспроизводящая кость из Бытия 2: 21–23» . Am J Med Genet . 101 (3): 284–5. дои : 10.1002/ajmg.1387 . ПМИД 11424148 . Архивировано из оригинала 27 февраля 2020 г. Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ Фридман, Мейерс, Патрик (1983). Кэрол Л. Мейерс ; Майкл Патрик О'Коннор; Дэвид Ноэль Фридман (ред.). Слово Господне выйдет вперед: Очерки в честь Дэвида Ноэля Фридмана . Эйзенбрауны . стр. 343–344 . ISBN 9780931464195 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Рид, А.Ю. (20 сентября 2004 г.). «Критика источников, документальная гипотеза и Бытие 1–3» (PDF) . RS 2DD3 - Пять книг Моисея : 1, 2. Архивировано из оригинала (PDF) 4 декабря 2004 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мэтьюз 1996 , с. 226
- ^ Мэтьюз 1996 , с. 232
- ^ Мэтьюз 1996 , с. 235
- ^ Мэтьюз 1996 , с. 236
- ^ Мэтьюз 1996 , с. 237
- ^ Мэтьюз 1996 , с. 242
- ^ Мэтьюз 1996 , с. 243
- ^ Мэтьюз 1996 , с. 248
- ^ Мэтьюз 1996 , с. 252
- ^ 130 согласно масоретскому тексту; 230 по Септуагинте. Ларссон, Герхард. «Хронология Пятикнижия: сравнение MT и LXX». Журнал библейской литературы , том. 102, нет. 3, 1983, с. 402. https://www.jstor.org/stable/3261014 . Архивировано 21 августа 2020 г. в Wayback Machine .
- ^ Перейти обратно: а б Бытие 5:3
- ^ Боккаччо, Джованни (2003). Знаменитые женщины . Я Библиотека Ренессанса Татти. Том. 1. Перевод Вирджинии Браун. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. xi. ISBN 0-674-01130-9 .
- ^ Впервые переведен Августом Диллманном ( Das christl. Adambuch des Morgenlandes , 1853), а также эфиопская книга, впервые отредактированная Трампом ( Abh. d. Münch. Akad. xv., 1870–1881).
- ^ Die Schatzhöhle в переводе Карла Безольда из трех сирийских рукописей (1883 г.), отредактированных на сирийском языке (1888 г.).
- ^ Полано, Гименей (1890). Талмуд. Отрывки из содержания этой древней книги... А также краткие очерки людей, написавших и комментировавших ее , с. 280. Ф. Варн, ISBN 1-150-73362-4 , оцифрован Google Books 7 июля 2008 г.
- ^ Генезис Рабба, в: Библиотека иудейской классики, Davka Software. (CD-ROM).
- ^ «Тертуллиан, «De Cultu Feminarum», книга I, глава I, Скромность в одежде, подобающая женщинам в память о внесении греха через женщину (в «Доникейских отцах»)» . Тертуллиан.орг. Архивировано из оригинала 29 февраля 2012 г. Проверено 14 марта 2012 г.
- ^ Город Божий , Книга XIII
- ^ Кросни, Герберт (2007) «Утерянное Евангелие: поиски Евангелия от Иуды Искариота» (National Geographic)
- ^ За пределами экзотики: женские истории в исламских обществах - страница 9, Амира Эль-Ажари Сонбол - 2005 г.
- ^ Инженер, Асгар (2008 г.). Ислам в постмодернистском мире . Надежда Индии Публикации. ISBN 9788178711546 .
- ^ Пересмотр священного: новые взгляды на теологию бахаи - Том 8 - стр. 215 Джек Маклин - 1997
- ^ Земные круги: взгляды бахаи на глобальные проблемы - стр. 77, Майкл Фицджеральд - 2003 г.
- ^ Ван Сетерс, Джон (1998). «Пятикнижие». Стивен Л. Маккензи, Мэтт Патрик Грэм (ред.). Еврейская Библия сегодня: введение в критические вопросы . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 5. ISBN 9780664256524 .
- ^ Дэвис, солдат (1998). «Введение в Пятикнижие» . В Джоне Бартоне (ред.). Оксфордский библейский комментарий . Издательство Оксфордского университета. п. 37 . ISBN 9780198755005 .
- ^ Гудер, Паула (2000). Пятикнижие: история начала . Т&Т Кларк. стр. 12–14. ISBN 9780567084187 .
- ^ Ван Сетерс, Джон (2004). Пятикнижие: комментарий социальных наук . Международная издательская группа «Континуум». стр. 30–86. ISBN 9780567080882 .
- ^ Финкель, Ирвинг (2014). Ковчег перед Ноем . Великобритания: Хачетт. п. 88. ИСБН 9781444757071 .
- ^ Флер-Лоббан, К. (2006). Раса и расизм: Введение . АльтаМира Пресс. п. 39. ИСБН 978-0-7591-0795-3 . Проверено 9 сентября 2017 г.
- ^ Кампуракис, Костас (2014). Понимание эволюции . Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 127–129 . ISBN 978-1-107-03491-4 . LCCN 2013034917 . OCLC 855585457 .
- ^ Шопф, Дж. Уильям ; Кудрявцев Анатолий Б.; Чая, Эндрю Д.; Трипати, Абхишек Б. (5 октября 2007 г.). «Свидетельства архейской жизни: строматолиты и микроокаменелости». Докембрийские исследования . 158 (3–4): 141–155. Бибкод : 2007PreR..158..141S . doi : 10.1016/j.precamres.2007.04.009 . ISSN 0301-9268 .
- ^ Такахата, Н. (январь 1993 г.). «Аллельная генеалогия и эволюция человека» . Мол. Биол. Эвол . 10 (1): 2–22. doi : 10.1093/oxfordjournals.molbev.a039995 . ПМИД 8450756 .
- ^ «Адам и Ева» . Художественный музей Уолтерса . Архивировано из оригинала 12 июня 2013 г. Проверено 20 сентября 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]- Альтер, Роберт (2004). Пятикнижие Моисея . Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 978-0-393-33393-0 . Перевод с комментариями.
- Флуд, Джон (2010). Изображения Евы в античности и английском средневековье . Рутледж.
- Гастингс, Джеймс (2003). Энциклопедия религии и этики, часть 10 . Издательство Кессинджер. ISBN 978-0-7661-3682-3 .
- Хугенбергер, врач общей практики (1988). «Ребро» . В Бромили, Джеффри В. (ред.). Международная стандартная библейская энциклопедия, том 4 . Эрдманс. ISBN 9780802837844 .
- Джейкобс, Миньон Р. (2007). Гендер, власть и убеждение: повествования Бытия и современные перспективы . Бейкер Академик.
- Мэтьюз, К.А. (1996). Бытие 1–11:26 . Издательская группа B&H . ISBN 9780805401011 .
- Норрис, Памела (1998). История Евы . Книги Макмиллана.
- Пейджелс, Элейн (1989). Адам, Ева и Змей . Винтажные книги.
- Паулин Минорит . Компендиум .
- Тернер, Лоуренс А. (2009). Бытие (2-е изд.). Шеффилд: Феникс Пресс. ISBN 9781906055653 .
- Вомак, Мари (2005). Символы и значение: краткое введение . АльтаМира Пресс. ISBN 978-0-7591-0322-1 .