Jump to content

Небесный свод

Изображение художника ранней еврейской концепции космоса. небосвод ( ракия ), Шеол и Техом . Изображены

В древней ближневосточной космологии небосвод обозначал космический барьер , отделявший небесные воды наверху от Земли внизу. [1] В библейской космологии небосвод ( ивр .: רָקִ֫יעַ ‎ rāqīa ) — огромный твердый купол, созданный Богом во время повествования о сотворении мира в книге Бытия, чтобы разделить первичное море на верхнюю и нижнюю части, чтобы могла появиться суша. [2] [3]

Эта концепция была принята в последующих классических и средневековых моделях небесных сфер , но от нее отказались с развитием астрономии в 16 и 17 веках . Сегодня оно известно как синоним неба или рая .

Этимология [ править ]

Небесный свод [ править ]

В английском языке слово «твердь» встречается уже в 1250 году в среднеанглийской «Истории Бытия и Исхода» . Позже оно появилось в Библии короля Иакова . Одно и то же слово встречается во французском и немецком переводах Библии , все они происходят от латинского «firmamentum» (твёрдый объект), используемого в Вульгате (4 век). [4] Это, в свою очередь, является калькой греческого στερέωμᾰ ( steréōma ), также означающего твердую или устойчивую структуру (греч. στερεός = жесткий), которое появляется в Септуагинте , греческом переводе, сделанном еврейскими учеными около 200 г. до н.э.

Ракия [ править ]

Все эти слова переводят библейское еврейское слово ракия ( רָקִ֫יעַ ‎), используемый, например, в Бытие 1.6, где он противопоставляется шамаиму ( שָׁמַיִם ‎), переведенный как « небо » в Бытие 1.1. Ракия происходит от корня rqʿ ( רָקַע ‎), что означает «бить или растягивать тонким слоем». [5] [6] Еврейские лексикографы Браун, Драйвер и Бриггс толкуют существительное как «расширенная поверхность, (твердое) пространство (как будто выбитое )» и выделяют два основных употребления: 1. «(плоское) пространство (как будто изо льда), как основание, опора» и 2. «небесный свод, или «твердь», которую евреи считали твердой и поддерживали над ней «воды». [7] Родственное существительное, риккуа ( רִקּוּעַ ‎), найденный в Числах 16.38 (еврейская нумерация 17.3), относится к процессу забивания металла в листы. [7] Герхард фон Рад поясняет:

Ракия означает то, что прочно забито, отштамповано (однокоренное слово на финикийском языке означает «жестяная посуда»!). Значение глагола rqʿ касается упрочнения свода небесного в твердость (Ис. 42:5; Пс. 136:6). В Вульгате ракия переводится словом «твердь» , и это остается лучшим переводом.

Герхард фон Рад [8]

История [ править ]

Солнце, планеты, ангелы и небосвод. Гравюра на дереве, датированная 1475 годом.

ближневосточная Древняя космология

Ближневосточная космология прежде всего известна из клинописной литературы (например, « Энума Элиш »). [9] и Библия : [10] в частности, повествование о сотворении мира в Книге Бытия, а также некоторые мимолетные ссылки в Псалмах и Книге Исайи . Между этими двумя основными источниками существует фундаментальное согласие в выраженных космологических моделях: сюда входит плоский и, вероятно, дискообразный мир с твердым небосводом. Двумя основными структурными представлениями небесного свода было то, что он был плоским и парил над Землей, или что это был купол, полностью закрывающий поверхность Земли. За твердью находятся высшие воды, над которыми еще находится божественная обитель. [11] Разрыв между небом и землей был перекрыт зиккуратами , и они поддерживали лестницы, которые позволяли богам спускаться на Землю из небесного царства. Вавилонская глиняная табличка VI века до нашей эры иллюстрирует карту мира. [12]

Египетская космология [ править ]

В древнеегипетских текстах и ​​в текстах Ближнего Востока в целом небосвод описывался как имеющий специальные двери или врата на восточном и западном горизонте, позволяющие проходить небесным телам во время их ежедневных путешествий. Они были известны как окна рая или врата рая. [13] [14] В частности, в египетских текстах эти врата также служили проводниками между земным и небесным царствами, по которым могли вознестись праведные люди. Ворота могли быть заблокированы воротами, чтобы предотвратить проникновение умерших. Таким образом, погребальные тексты включали молитвы, призывающие к помощи богов обеспечить безопасное восхождение мертвых. [15] Восхождение в небесное царство могло быть осуществлено и по небесной лестнице, сотворенной богами. [16]

Известны четыре различных египетских модели небосвода и/или небесного царства. Одна из моделей заключалась в том, что это была форма птицы: небесный свод наверху представлял собой нижнюю часть летящего сокола, солнце и луна представляли его глаза, а его взмахи вызывали ветер, который испытывают люди. [17] , второй была корова Согласно « Книге Небесной Коровы» . Космос — это гигантская небесная корова, представленная богиней Нут или Хатор . Корова поглотила солнце вечером и возродила его на следующее утро. [18] Третья — небесная женщина, также представленная Нут. Небесные светила путешествовали по ее телу с востока на запад. Живот Нут поддерживал Шу (бог воздуха), а Геб (бог земли) лежал, вытянутый между руками и ногами Нут. Нут поглощает небесные тела с запада и рождает их снова на следующее утро. Звезды начертаны на брюхе Нут, и нужно отождествить себя с одной из них или созвездием, чтобы присоединиться к ним после смерти. [19] Четвертая модель представляла собой плоскую (или слегка выпуклую) небесную плоскость, которая, в зависимости от текста, поддерживалась различными способами: столбами, посохами, скипетрами или горами на крайних концах Земли. Четыре опоры порождают мотив « четырех сторон света ». [20]

космология Ранняя греческая

До систематического изучения космоса Ионической школой в городе Милет в VI веке до нашей эры раннегреческая концепция космологии была тесно связана с концепцией ближневосточной космологии и предполагала плоскую Землю с твердым небосводом над Землей. поддерживается столбами. Однако работы Анаксимандра , Анаксимена и Фалеса , за которыми следовали классические греческие теоретики, такие как Аристотель и Птолемей, открыли представления о сферической Земле и Земле, плавающей в центре космоса, а не покоящейся на водоеме. Эта картина была геоцентрической и представляла космос в целом сферическим. [21]

Патристическая космология [ править ]

Одной из проблем для христианских толкователей было понимание различия между небом , созданным в первый день, и твердью, созданной во второй день. Для Оригена решение заключалось в предположении двух небес и двух земель: пары, созданной в первый день и находящейся в невидимой и высшей области творения, и видимой пары (соответствующей небосводу второго дня и «суши» «из третьего), который действовал как его телесный, физический аналог и как равнина, на которой существовали люди. Апеллируя к платоническому разделению между низшей и небесной или духовной материей, Августин Гиппопотам проводил различие между водами под твердью и водами над твердью. Это включало духовную интерпретацию верхних вод. В этом за ним последовал Иоанн Скот Эриугена . Амвросий изо всех сил пытался понять, как можно удерживать воды над твердью, учитывая сферическую природу космоса: решение нужно было искать в господстве Бога над космосом, точно так же, как Бог удерживал Землю в середине космос, хотя у него нет опоры. [22] Беда рассуждал, что воды могли бы удерживаться на месте, если бы они были заморожены: siderum caelum (небо небесных тел) затвердело ( firmatum ) посреди вод, поэтому его следует интерпретировать как имеющее твердость кристаллического камня ( cristallini Iapidis ). [23] Григорий Нисский предположил, что горы достигают небес и удерживают воду. Василий Кесарийский в своем «Гексамероне» изобразил куполообразный небосвод с плоской нижней стороной, образующей карман или мембрану, в которой удерживалась вода. Споры о сохранении вод над небосводом продолжались и в средние века . Эти интерпретации представляют собой значительное расхождение с ближневосточными космологическими взглядами на небесный свод и его воды. Кроме того, средневековые дебаты часто затрагивали вопрос о том, из чего состоят верхние воды. уже возникли различные мнения Среди отцов церкви , в том числе о том, что он был создан из воздуха, из четырех элементов или из пока еще четко выраженного пятого элемента. Вопрос о том, был ли небосвод твёрдым/твёрдым или мягким/жидким, также был предметом дискуссий: представление о мягком или жидком небосводе сохранялось до тех пор, пока в 13 веке оно не было оспорено введением аристотелевско-птолемеевского космоса, тенденция, которая только достигли кульминации в 16 веке. [24]

Еврейская космология [ править ]

был составлен и зафиксирован особый сборник идей о космосе В раввинистической литературе , хотя эта концепция глубоко укоренена в традиции ближневосточной космологии, записанной в еврейских, аккадских и шумерских источниках, в сочетании с некоторыми дополнительными влияниями в новом греческом языке. представления об устройстве космоса и неба в частности. [25] Раввины рассматривали небеса как твердый объект, простирающийся над Землей, который описывался библейским еврейским словом, обозначающим небосвод, ракия . Для описания его использовались два изображения: то ли купола, то ли шатра; последний вдохновлен библейскими ссылками, хотя последний не имеет очевидных прецедентов. [26] Что касается его состава, то, как и в клинописной литературе, раввинские тексты описывают, что небосвод был создан из твердой формы воды, а не только из обычной жидкой воды, известной на Земле. Другая традиция проводит аналогию между созданием небосвода и свертыванием молока в сыр. Другая традиция гласит, что небеса состоят из огня и воды. Это чем-то похоже на точку зрения, приписываемую Анаксимандру, согласно которой небосвод состоит из смеси горячего и холодного (или огня и влаги). [27] Еще один спор касался толщины небесного свода. Мнение, приписываемое Р. Джошуа б. Р. Неемия заключался в том, что он был чрезвычайно тонким, не толще двух или трех пальцев. Некоторые раввины сравнивали его с листом. С другой стороны, некоторые раввины считали его чрезвычайно толстым. Были сделаны оценки, что его толщина равна 50-летнему или 500-летнему путешествию. Споры о толщине небесного свода также повлияли на дебаты о пути Солнца в его путешествии, когда оно проходит через небосвод через проходы, называемые «дверями» или «окнами» небес. [28] Число небес или небесных сводов часто указывалось больше одного: иногда два, но гораздо чаще семь. Неясно, связано ли представление о семи небесах с более ранней ближневосточной космологией или с греческим представлением об окружении Земли семью концентрическими сферами: одна для Солнца, одна для Луны и по одной для каждой из пяти других сфер. (известные) планеты. [29] Ряд дополнительных дискуссий в раввинских текстах, касающихся небосвода, включал в себя обсуждения верхних вод, [30] движения небесных светил и явления осадков, [31] и многое другое. [32] [33]

Небесный свод также появляется в нераввинистической еврейской литературе, например, в космогонических взглядах, представленных в апокрифах . Ярким примером является Книга Еноха, составленная около 300 г. до н.э. В этом тексте солнце восходит через одни из шести ворот с востока. Он пересекает небо и попадает в окно на небесном своде на западе. Затем солнце проходит за небосвод обратно на другой конец Земли, откуда оно может снова подняться. [34] В Завете Соломона небеса представлены в виде трехчастной структуры, а демоны изображаются способными взлетать до небесного свода и проходить мимо него, чтобы подслушивать решения Бога. [35] Другой пример еврейской литературы, описывающей небосвод, можно найти в самаритянской поэзии. [36]

космология Исламская

Коран : описывает бетонную твердь над Землей, построенную Богом и вознесенную [37] [38] твердь поддерживается не какими-либо столбами, а непосредственно поддерживающим ее Богом, что напоминает описание сирийского богослова Иакова из Серуга в его «Гексамероне» . [39] Еще одна общая черта между ними заключается в описании небосвода, украшенного звездами. [40] Небеса можно сравнить с крышей, постройкой и зданием без трещин и трещин. Он чрезвычайно широк и вытянут, но при этом постоянно расширяется. [38] Хотя по поводу точной формы коранического небосвода ведутся некоторые споры (в первую очередь по поводу того, плоская она или куполообразная), самое последнее исследование Табатабаи и Мирсадри отдает предпочтение плоскому небосводу. [41] Кроме того, есть семь небес или небосводов. [42] [43] и они были сделаны из дыма в течение недели творения, напоминая вид Василия Кесарийского . [44]

Современная космология [ править ]

Модель, установленная Аристотелем, стала доминирующей моделью в классическом и средневековом мировоззрении, и даже когда Коперник поместил Солнце в центр системы, он включил внешнюю сферу, которая удерживала звезды (и заставляя Землю ежедневно вращаться вокруг своей оси). оси это позволило небосводу быть полностью неподвижным). Тихо Браге Исследования новой звезды 1572 года и кометы 1577 года стали первым серьезным вызовом идее о существовании орбит как твердых, нетленных материальных объектов. [45] а в 1584 году Джордано Бруно предложил космологию без небесного свода: бесконечную вселенную, в которой звезды на самом деле являются солнцами со своими собственными планетными системами. [46] После того, как Галилей начал использовать телескоп для изучения неба, стало труднее утверждать, что небеса совершенны, как того требовала философия Аристотеля, и к 1630 году концепция твердых сфер больше не была доминирующей. [45]

Модели [ править ]

На гравюре Фламмариона (1888 г.) изображен человек, ползущий под краем неба, изображенного как бы сплошным полушарием, чтобы посмотреть на таинственный Эмпирей за его пределами.

Возможно, начиная с Оригена , различные обозначения неба в Книге Бытия — caelum и неба — вызвали некоторые комментарии относительно значения порядка творения ( caelum идентифицировался как небо первого дня , а твердь — как небо первого дня). второй день). [47] Некоторые из этих теорий идентифицировали caelum как высшее, нематериальное и духовное небо, тогда как твердь имела телесное существование. [48] : 237 

Христианские богословы, писавшие заметки между V и серединой XII веков, в целом были согласны с тем, что воды, иногда называемые «кристальным шаром», располагались над твердью и под огненным небом, которое также называлось эмпиреем (от греческого ἔμπυρος). Одним из средневековых писателей, отвергавших такие представления, был Пьетро д'Абано , который утверждал, что богословы, «предполагающие кристаллическую, или водную сферу, и эмпирейную, или огненную сферу», больше полагались на откровение, чем на Священное Писание. [49]

Об этом Амвросий писал: «Мудрецы мира сего говорят, что вода не может быть над небом»; твердь названа так, по словам Амвросия, потому что она удерживала над собой воды. [50]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Цитаты [ править ]

  1. ^ Рохберг 2010 , с. 344.
  2. ^ Пеннингтон 2007 , с. 42.
  3. ^ Ринггрен 1990 , с. 92.
  4. ^ «Онлайн-словарь этимологии - Небесный свод» . Архивировано из оригинала 18 октября 2012 г. Проверено 25 октября 2010 г.
  5. ^ Браун, Драйвер и Бриггс 1906 , с. 955.
  6. ^ «Результаты лексикона H7549 Стронга – ракия » . Библия с синими буквами . Архивировано из оригинала 3 ноября 2011 г. Проверено 4 декабря 2009 г.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Браун, Драйвер и Бриггс 1906 , с. 956.
  8. ^ Рад 1961 , с. 53.
  9. ^ Горовиц 1998 .
  10. ^ Стадельманн 1970 .
  11. ^ Саймон-Шошан 2008 , с. 70.
  12. ^ Ханнэм 2023 , с. 19–20.
  13. ^ Kulik 2019 , p. 243.
  14. ^ Heimpel 1986 , с. 132–140.
  15. ^ Райт 2000 , с. 19, 33–34.
  16. ^ Райт 2000 , с. 22.
  17. ^ Райт 2000 , с. 6–7.
  18. ^ Райт 2000 , с. 7–8.
  19. ^ Райт 2000 , с. 8–10.
  20. ^ Райт 2000 , с. 10–16.
  21. ^ Саймон-Шошан 2008 , с. 70–71.
  22. ^ Рохберг 2010 , с. 349–350.
  23. ^ Рэндлс, WGL (1999). Разрушение средневекового христианского космоса, 1500–1760 гг . Рутледж.
  24. ^ Рохберг 2010 , с. 350–353.
  25. ^ Саймон-Шошан 2008 , с. 69.
  26. ^ Саймон-Шошан 2008 , с. 72.
  27. ^ Саймон-Шошан 2008 , с. 72–75.
  28. ^ Саймон-Шошан 2008 , с. 75–77.
  29. ^ Саймон-Шошан 2008 , с. 77–80.
  30. ^ Саймон-Шошан 2008 , с. 80–81.
  31. ^ Саймон-Шошан 2008 , с. 81–88.
  32. ^ Саймон-Шошан 2008 , с. 88–96.
  33. ^ Ханнэм 2023 , с. 150–151.
  34. ^ Ханнэм 2023 , с. 149.
  35. ^ Брэннон 2011 , с. 196.
  36. ^ Дорогой 2022 год , с. 137-138.
  37. ^ Дешарне 2023 , с. 180–185.
  38. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Табатабаи и Мирсадри 2016 , с. 209.
  39. ^ Дешарне 2019 .
  40. ^ Синай 2023 , с. 413–414.
  41. ^ Табатабаи и Мирсадри 2016 , с. 218–233.
  42. ^ Дешарне 2023 , с. 185–193.
  43. ^ Ханнэм 2023 , с. 184.
  44. ^ Табатабаи и Мирсадри 2016 , с. 128–129.
  45. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грант 1996 , с. 349.
  46. ^ Джордано Бруно, О бесконечной Вселенной и мирах , 1584.
  47. . И назвал Бог твердь небом
  48. ^ Рохберг, Франческа (2008). «Краткая история вод тверди небесной» . В Росс, Мика (ред.). С берегов Евфрата: Этюды в честь Алисы Луизы Слотски . Айзенбрауны. стр. 227–244. ISBN  978-1-57506-144-3 .
  49. ^ Грант 1996 , с. 321.
  50. ^ Боккалетти Дино, Воды над твердью , стр.36 2020 г.

Источники [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1b1b320e09f777e6b6f8ddbac8a91eec__1716549180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/ec/1b1b320e09f777e6b6f8ddbac8a91eec.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Firmament - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)