Анаксимен Милетский
Анаксимен Милетский | |
---|---|
Рожденный | в. 586/585 г. до н.э. |
Умер | в. 526/525 г. до н.э. (около 60 лет) Милет |
Эра | Досократическая философия |
Область | Западная философия |
Школа | Ионическая / Милетийская школа |
Основные интересы | Метафизика Натуральная философия |
Известные идеи | Воздух - это арка Материя изменяется за счет разрежения и конденсации. |
Miletus ( / ˌ æ N æ K ˈ S ɪ M ə ˌ N Iː Z / ; Anaximenes греческий of Милет в Анатолии (современная Турция ). Он был последним из трех философов милетской школы после Фалеса и Анаксимандра . Историки считают этих троих первыми философами западного мира. Анаксимен известен своей верой в то, что воздух — это архе , или основной элемент вселенной, из которого созданы все вещи. О жизни и творчестве Анаксимена мало что известно, поскольку все его оригинальные тексты утеряны. Историки и философы реконструировали сведения об Анаксимене, интерпретируя тексты о нем более поздних писателей. Все три милетских философа были монистами, верившими в единый основополагающий источник всего: Анаксимен считал, что это воздух, а Фалес и Анаксимандр считали, что это вода и неопределенная бесконечность соответственно. Принято считать, что Анаксимен обучался у Анаксимандра, и многие их философские идеи схожи. Хотя Анаксимен был выдающимся милетским философом в Древней Греции, в наши дни ему часто придают меньшее значение, чем другим.
Анаксимен считал, что воздух может превращаться в другие формы посредством разрежения или конденсации . Конденсат сделает воздух более плотным, превратив его в ветер, облака, воду, землю и, наконец, в камень. Разрежение сделает воздух менее плотным, и в конечном итоге он станет огнем. Анаксимен также разработал модель Земли, описав ее как плоский диск, плавающий в воздухе, тогда как Солнце и звезды также плоские и плывут рядом с ним. Он описал Солнце как вращающееся вокруг Земли, из-за чего ночью оно закрывалось возвышенностями. Как один из милетских философов, Анаксимен был одним из первых деятелей, развивших науку. Он оказал влияние на многих философов-досократиков, которые следовали за ним, таких как Гераклит , Анаксагор , Диоген Аполлонийский и Ксенофан . Он также предоставил ранние примеры таких концепций, как естествознание , физические изменения и научное письмо .
Биография [ править ]
Анаксимен родился ок. 586/585 до н.э. [1] [2] Сохранившиеся сведения о жизни Анаксимена ограничены, и они исходят преимущественно из того, что сохранилось древнегреческими философами, в частности Аристотелем и Теофрастом . [3] [4] По мнению Теофраста, Анаксимен был сыном Евристрата, сподвижника философа Анаксимандра , и жил в Милете . [5] Анаксимен записан как ученик Анаксимандра. [1] Анаксимена, вероятно, также обучали гомеровскому эпосу , греческой мифологии и орфизму , которые, возможно, повлияли на его философию через изображение классических элементов . [6] Считается вероятным, что он и другие милетские философы были богаты, что позволяло им посвящать время философии. [4]
Очевидный наставник Анаксимена, Анаксимандр, был милетским философом, который предположил, что апейрон , неопределенная и безграничная бесконечность, является источником всех вещей. [1] Анаксимен и Анаксимандр были двумя из трех милетских философов, наряду с Фалесом . Все это были философы из Милета, первые представители Ионической школы . [7] Будучи самыми ранними известными фигурами, разработавшими теории материального происхождения мира без божественного объяснения, они считаются первыми философами в западном мире. [8] По мнению Диогена Лаэртского , Анаксимен жил примерно с 585 по 524 год до нашей эры. [9] Известно, что Анаксимен написал только один полный текст, который, возможно, был ответом на текст Анаксимандра « О природе» . [5] Теофраст описал его как «простой и экономичный ионический стиль». [4] Анаксимен умер ок. 526/525 г. до н.э. [1] [2]
Философия [ править ]
Воздух как арка [ править ]
О философии Анаксимена известно то, что сохранили более поздние философы, особенно Аристотель и Теофраст . [7] Согласно их трудам, каждый философ милетской школы был материалистом- монистом , стремившимся открыть архе (древнегреческий: wikt:ἀρχή , букв. «Начало, происхождение»), или единую, лежащую в основе всех вещей. [8] Обычно это понимают в контексте вещества, хотя ученые утверждали, что это может быть анахронизмом, поскольку оно навязывает аристотелевское понятие теории вещества более ранней философии. [3] Анаксимен утверждал, что арка — это воздух. [10] Он описал несколько основных элементов, которые считал проявлениями воздуха, сортируя их от наименее плотных к наиболее плотным: огонь, воздух, ветер, облака, вода, земля и камни. Философы пришли к выводу, что Анаксимен, по-видимому, основывал свои выводы на естественно наблюдаемых явлениях круговорота воды : процессах разрежения и конденсации . Он предположил, что каждое вещество создается путем конденсации для увеличения плотности воздуха или разрежения для ее уменьшения. [11] [12] [13] Процесс разрежения, описанный Анаксименом, часто сравнивают с валянием . [14]
Температура имела особое значение для философии Анаксимена, и он разработал раннюю концепцию связи между температурой и плотностью. Он считал, что расширенный воздух тоньше и, следовательно, горячее, а сжатый воздух толще и, следовательно, холоднее, хотя современная наука обнаружила обратное. Он вывел это убеждение из того факта, что дыхание теплое, когда рот широк, и холодное, когда воздух сжимается через губы. [15] [16]
Анаксимен далее применил свою концепцию воздуха как арки к другим вопросам. [17] Он верил в физикс , или мир природы, а не в тео , или божественный мир. [18] Анаксимен считал воздух в некотором смысле божественным, но не ассоциировал его с божествами или персонификациями. [19] [20] Он представил воздух как первопричину , приводящую в движение живые системы, не давая никаких указаний на то, что сам воздух чем-то вызван. [19] [13] Анаксимен также сравнил душу с воздухом, описав ее как нечто, что приводится в движение дыханием и заставляет людей действовать так, как они поступают. [21] Эти верования устанавливают связь между душой и физическим миром, поскольку предполагают, что они сделаны из одного и того же материала — воздуха. [22] Исходя из этого, Анаксимен предположил, что все, будь то отдельная душа или весь мир, действует по тем же принципам, по которым вещи удерживаются вместе и направляются воздухом. [16] В древнегреческом языке слова «ветер» и «душа» имели общее происхождение. [20] [23]
Философия Анаксимена была основана на теории изменений посредством продолжающихся циклов, определяемых движением воздуха. [24] [17] Эти циклы состояли из противоположных сил, взаимодействующих и вытесняющих друг друга. Это наиболее заметно проявляется в погоде и временах года, которые чередуются между жарким и холодным, сухим и влажным, светом и тьмой. [24] Анаксимен не верил, что какую-либо субстанцию можно создать или уничтожить, а только что ее можно изменить из одной формы в другую. [25] Исходя из этого убеждения, он предложил модель, в которой качественные характеристики вещества определяются количественными факторами. [15] [17]
Космология и погода [ править ]
Анаксимен считал, что Вселенная изначально полностью состояла из воздуха, а затем из него путем конденсации образовались жидкости и твердые тела. [26] Он также использовал воздух для объяснения природы Земли и окружающих небесных тел. Он верил в плоскую Землю , которая возникла как одна из первых вещей, конденсированных из воздуха. Эта Земля поддерживается давлением воздуха под ней, удерживая ее на плаву. [2]
Анаксимен считал небесными объектами те, которые отделились от Земли. [27] Философы, зафиксировавшие идеи Анаксимена, расходятся во мнениях относительно того, как он предположил, что это произошло. Возможно, он описал их как испаряющиеся или превращающиеся в огонь. [28] Говорят, что он сравнил движение Земли, Солнца и звезд с листьями, плавающими на ветру, хотя его также описывают как уподобляющего звезды гвоздям, воткнутым в небо. Некоторые ученые предположили, что Анаксимен, возможно, поверил обеим моделям, проводя различие между планетами и звездами, что сделало его первым человеком, сделавшим это. [2] [27] Хотя Солнце описывается как пламя, Анаксимен считал, что оно состоит не из разреженного воздуха, как звезды, а из Земли. Согласно Псевдо-Плутарху , Анаксимен думал, что его горение происходит не от его состава, а скорее от его быстрого движения. [27]
Анаксимен отверг распространенную идею о том, что Солнце находится под Землей, вместо этого заявив, что оно вращается вокруг Земли. Ипполит сравнил это со шляпой, вращающейся вокруг головы человека. [29] Неизвестно, была ли эта аналогия придумана самим Ипполитом или она была частью объяснения Анаксимена. [30] Эта модель движения Солнца по-разному интерпретировалась последующими философами. [31] [32]
Анаксимен описал также причины других природных явлений. Как и Анаксимандр, он считал, что гром и молния возникают, когда ветер поднимается после того, как он застрял в облаке. [26] Землетрясения, утверждал он, были результатом попеременного высыхания и увлажнения земли, заставляя ее подвергаться циклу раскалывания и набухания. [33] Он был первым философом, предпринявшим попытку научного объяснения радуги, и единственным, кто сделал это до Аристотеля. Он описал их как отражение солнечного света от облаков и предположил, что различные цвета возникают в результате взаимодействия света и тьмы. [34]
Милетский контекст
Взгляды Анаксимена были интерпретированы как примиряющие взгляды двух его предшественников, Фалеса и Анаксимандра. Воздух как арка — это безграничное понятие, напоминающее теорию Анаксимандра о том, что арка — это абстрактная бесконечность, которую он назвал апейроном (древнегреческий: ἄπειρον , букв. «безграничный», «безграничный»). В то же время воздух как арка представлял собой определенную субстанцию, что напоминало теорию Фалеса о том, что арка — это вода. [35] Анаксимен принял ту же модель плоской Земли, что и Фалес. Оба предположили, что Земля плоская и покоится на веществе, из которого, по их мнению, состоит все сущее; Фалес описал диск на воде, а Анаксимен — диск на воздухе. [36] [2] Его космология также существенно не расходилась с идеями Анаксимандра, лишь изменив ее так, чтобы она отражала его разновидность монизма. [2] [11]
Философия Анаксимена была основана на философии Анаксимандра. [2] но традиция гласит, что он также критиковал своего наставника в некоторых областях. [9] Анаксимен также утверждал, что должно существовать эмпирическое объяснение того, почему вещества переходят из одной формы в другую. [1]
Анаксимен и Анаксимандр были похожи в том, что они, как известно, не объяснили, почему и как изменения в физических вещах происходят именно так. [37] [38] Вместо этого Анаксимандр использовал метафоры справедливости и возмездия для описания перемен и напрямую обращался к божествам и божественному в поддержку своих убеждений. Анаксимен отклонился от Анаксимандра в обеих этих идеях. [39]
и учеба Наследие
Влияние на науку и философию [ править ]
Анаксимен был последним из милетских философов, поскольку Милет был разрушен нападением персидских войск в 494 г. до н. э. [40] О его жизни мало что известно относительно других милетских философов, Фалеса и Анаксимандра. [9] Эти три философа вместе положили начало тому, что в конечном итоге стало наукой в западном мире. [11] В Древней Греции идеи Анаксимена высоко ценились в философии, популяризировались различными философами, такими как Диоген Аполлонийский , и имели большее распространение, чем идеи его предшественников. [41] С тех пор другие милетские философы затмили его в изучении философии. [24] Анаксимен был первым философом, давшим объяснение переходу веществ из одного состояния в другое посредством физического процесса . [1] [11] Возможно, он также был первым философом, который писал описательной прозой, а не стихами, разработав прототип научного письма . [18] Непосредственно сохранились лишь фрагменты сочинений Анаксимена, причем неизвестно, насколько эти фрагменты разошлись с первоначальными текстами, записанными последующими авторами. [42] Дальнейшие подробности жизни и философских взглядов Анаксимена неясны, поскольку ни одна из его работ не сохранилась, и он известен только благодаря его фрагментам и интерпретациям, сделанным более поздними писателями и полемистами. [11] В его честь назван кратер Анаксимен на Луне. [43]
Ранняя медицинская практика развивала идеи, подобные идеям Анаксимена, предполагая, что воздух является основой здоровья, поскольку он одновременно обеспечивает жизнь и переносит болезни. [40] Представление Анаксимена о воздухе сравнивали с атомами и субатомными частицами, из которых состоят все вещества благодаря их количественной организации. [15] Его также сравнивают с дыханием жизни, созданным Богом в Ветхом Завете . [20] Его понимание физических свойств как количественных различий, применяемых в индивидуальном и универсальном масштабах, стало основополагающими идеями в развитии естествознания . [44] [17] Он был первым философом, который провел аналогию своей философии с практической точки зрения, сравнивая функции мира с поведением, которое можно наблюдать в повседневной деятельности. [45] Таким образом, он также был первым, кто сравнил функцию человека с функцией мира. В данном случае мы сравниваем дыхание, которое определяет людей, с воздухом, который определяет мир. [20] Его вера в то, что одни и те же свойства управляют миром в человеческом и вселенском масштабе, была в конечном итоге доказана Исааком Ньютоном . [45]
Последующая интерпретация [ править ]
Некоторые из сочинений Анаксимена относятся к эллинистическому периоду , но в настоящее время никаких записей об этих документах не существует. [11] Такие философы, как Гераклит , Анаксагор и Диоген Аполлонийский, находились под прямым влиянием работ Анаксимена. [41] Диоген Аполлонийский адаптировал идеи Анаксимена к философии стоицизма . [40] Идеи, высмеиваемые в Аристофана пьесе «Облака», произошли от идей Анаксимандра и Анаксимена. [41] [26] Такие философы, как Ксенофан, позже приняли модель космологии Анаксимена. [46] Теория Ксенофана о том, что арка — это земля и вода, также была интерпретирована как ответ Анаксимену. [47]
Платон ссылался на концепцию воздуха как на причину мысли в «Федоне» , отвергая ее, аргументируя это тем, что физическое состояние человека не определяет его судьбу. [48] В « Тимее » Платон благосклонно упоминает теорию материи Анаксимена и ее семь состояний от камня до огня. [49] Аристотель критически относился к идеям Анаксимена. [5] В своей «Метафизике» Аристотель охарактеризовал Анаксимена и его предшественников как монистов , тех, кто считает, что все вещи состоят из единой субстанции. Это описание получило широкое признание в философии. [50] Практикующие аристотелевскую философию далее считали Анаксимена основателем натурализма . [18] После Аристотеля Теофраст продолжил доксографию милетских философов и других ионийцев. [50] Он описал Анаксимена как натурфилософа . [5] Среди других древних философов, анализировавших работы Анаксимена, — Симплиций , Аэций , Ипполит и Плутарх . [17]
Георг Вильгельм Фридрих Гегель говорил, что Анаксимен был первым философом, перенесшим идеи натуральной философии в философию сознания. [51] Вернер Гейзенберг сказал, что философия Анаксимена вызвала неудачу в научном понимании, поскольку она отодвинула анализ от самих физических свойств. [40] Карл Поппер предположил, что Анаксимен и Анаксимандр разработали философию рационалистической критики, допускающую критику своего учителя, которая не возродилась до эпохи Возрождения . [52]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Вамвачас 2009 , с. 45.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Краситель 2014 , стр. 74–75.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Альгра 1999 , с. 57.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Эйсман 2007 , с. 75.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Сэндиуэлл 1995 , с. 174.
- ^ Сэндиуэлл 1995 , с. 185.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Линдберг 2007 , с. 28.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Линдберг 2007 , с. 29.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сэндиуэлл 1995 , с. 172.
- ^ Sandywell 1995 , стр. 175–176.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Эйсман 2007 , с. 76.
- ^ Грэм 2006 , с. 46.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сэндиуэлл 1995 , с. 176.
- ^ Кочандрле 2019 , с. 112.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Вамвачас 2009 , с. 46.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Альгра 1999 , с. 59.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Сэндиуэлл 1995 , с. 180.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сэндиуэлл 1995 , с. 173.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Альгра 1999 , с. 53.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Вамвачас 2009 , с. 47.
- ^ Грэм 2006 , с. 47.
- ^ Сэндиуэлл 1995 , с. 184.
- ^ Сэндиуэлл 1995 , с. 183.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Грэм 2006 , с. 45.
- ^ Грэм 2006 , с. 49.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мартинс 2020 , с. 37.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кочандрле 2019 , с. 102.
- ^ Кочандрле 2019 , стр. 103–104.
- ^ Купри 2018 , с. 99.
- ^ Кочандрле 2019 , с. 104.
- ^ Couprie 2018 , стр. 99–130.
- ^ Кочандрле 2019 , стр. 105–106.
- ^ Александр 2020 , Глава 7.
- ^ Нейлор 2023 , с. 47.
- ^ Алгра 1999 , с. 57
- ^ Алгра 1999 , с. 55.
- ^ Грэм 2006 , стр. 45–46.
- ^ Алгра 1999 , с. 58.
- ^ Sandywell 1995 , стр. 172–174, 179.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Вамвачас 2009 , с. 49.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сэндиуэлл 1995 , с. 181.
- ^ Сэндиуэлл 1995 , с. 177.
- ^ Cocks & Cocks 1995 , с. 13.
- ^ Вамвачас 2009 , с. 46, 48.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вамвачас 2009 , с. 48.
- ^ Кочандрле 2019 , с. 109.
- ^ Маккирахан 1994 , стр. 65–66.
- ^ Грэм 2006 , стр. 47–48.
- ^ Грэм 2015 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Грэм, 2006 г. , стр. 49–50.
- ^ Сэндиуэлл 1995 , с. 186.
- ^ Вамвачас 2009 , стр. 49–50.
Источники [ править ]
- Александр, Дэвид (2020). « 'Необычайная и ужасающая метаморфоза' – о сейсмических причинах неустойчивости склонов». В Тинклер, К.Дж. (ред.). История геоморфологии . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781000045789 .
- Альгра, К. (1999). «Начало космологии» . В Лонг, А.А. (ред.). Кембриджский спутник ранней греческой философии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521446678 .
- Кокс, Элайджа Э.; Кокс, Джозайя К. (1995). Кто есть кто на Луне: Биографический словарь лунной номенклатуры . Издательство Тюдор. ISBN 978-0-936389-27-1 .
- Купри, Дирк Л. (2018). Когда Земля была плоской . Спрингер. ISBN 978-3-319-97052-3 .
- Дильс, Герман; Кранц, Вальтер (1985). Фрагменты досократиков . Вайдман.
- Дай, Джеймс (2014), «Анаксимен Милетский», . Springer New York, стр. 10–11 74–75, номер домена : 10.1007/978-1-4419-9917-7_49 , ISBN. 9781441999160
- Эйсман, ММ (2007). «Анаксимен Милетский» . В Сенкевиче, TJ (ред.). Древняя Греция: Том 1 . Пасадена: Салем Пресс. стр. 75–77. ISBN 978-1-58765-282-0 .
- Грэм, Дэниел В. (2006). Объяснение космоса: ионическая традиция научной философии . Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400827459 .
- Грэм, Дэниел В. (30 декабря 2015 г.). «Платон и Анаксимен» . Платонические исследования (12). doi : 10.4000/платонические исследования.706 . ISSN 2275-1785 .
- Кочандрле, Радим (2019). «Космология Анаксимена» . История философии Ежеквартальный журнал . 36 (2): 101–120. дои : 10.2307/48563639 . JSTOR 48563639 . S2CID 246623749 .
- Линдберг, Дэвид К. (2007). «Греки и космос». Начало западной науки . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Мартинс, Карлос (2020). Вселенная сегодня . Спрингер. ISBN 978-3-030-49632-6 .
- Маккирахан, Ричард Д. (1994). «Ксенофан Колофонский» . Философия до Сократа: введение с текстами и комментариями . Издательская компания Хакетт. ISBN 978-0-87220-175-0 .
- Нейлор, Джон (2023). Загадка радуги . Спрингер. ISBN 978-3-031-23908-3 .
- Сэндиуэлл, Барри (1995). Досократическая рефлексивность: построение философского дискурса c. 600-450 гг . до н.э. Рутледж. ISBN 9780203424803 .
- Вамвакас, CJ (2009). «Анаксимен Милетский (ок. 585–525 до н. э.)». Основатели западной мысли – досократики . Нью-Йорк: Спрингер. стр. 45–51. ISBN 9781402097911 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Бикнелл, П.Дж. (1969). «Астрономия Анаксимена». журнал Классический 12 : 53–85. JSTOR 24591168 .
- Классен, CJ (1977). «Анаксимандр и Анаксимен: самые ранние греческие теории изменений?». Фронезис . 22 (2): 89–102. дои : 10.1163/156852877X00010 . JSTOR 4182008 .
- Фриман, Кэтлин (1978). Помощник философов-досократиков . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-03500-3 .
- Харвит, Джеффри М. (1985). Искусство и культура ранней Греции, 1100–480 гг . до н.э. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета.
- Лухте, Джеймс (2011). Ранняя греческая мысль: перед рассветом . Лондон: Издательство Блумсбери. ISBN 978-0567353313 .
- Рассел, Б. (2004). «Милетийская школа». История западной философии . Абингдон: Рутледж. стр. 33–37. ISBN 9780415325059 .
- Сэндиуэлл, Барри (1996). Досократическая рефлексивность: построение философского дискурса, c. 600-450 гг . до н.э. Том. 3. Лондон: Рутледж. ISBN 0415101700 .
- Стоукс, MC (1971). «Один и многие» в досократической философии . Вашингтон, округ Колумбия: Центр греческих исследований издательства Гарвардского университета.
- Суини, Лео (1972). Бесконечность в досократике: библиографическое и философское исследование . Гаага: Мартинус Нийхофф.
- Райт, MR (1995). Космология в древности . Лондон: Рутледж. ISBN 9780415121835 .
Внешние ссылки [ править ]
- Цитаты, связанные с Анаксименом Милетским, в Wikiquote
- Анаксимен в Интернет-энциклопедии философии
- Жизнь и творчество Анаксимена Милетского – Фрагменты и свидетельства Янниса Стамателлоса