Федон Элидский
Федон Элидский ( / ˈ f iː d oʊ / ; также Федон ; греч .: Φαίδων ὁ Ἠλεῖος , общ .: Φαίδωνος; эт. 4 век до н. э .) — греческий философ . Уроженец Элиды , мальчиком он был захвачен на войне и продан в рабство. Впоследствии он вступил в контакт с Сократом в Афинах , которые тепло приняли его и освободили. Он присутствовал при смерти Сократа , и Платон назвал один из его диалогов «Федон» .
Он вернулся в Элиду и основал школу Элейскую философскую . О его учениях почти ничего не известно, но его школа пережила его и была впоследствии перенесена в Эретрию его учеником Менедемом , где она стала Эретрской школой . [1]
Жизнь
[ редактировать ]Федон родился в последние годы V века до н. э. и был уроженцем Элиды и знатного происхождения. [1] В юности он был взят в плен и передан в руки афинского работорговца; обладая значительной личной красотой, [2] его заставили заниматься проституцией . [3] Поводом, по которому он попал в плен, несомненно, стала война между Спартой и Элидой 402–401 гг. до н. э., в которой к спартанцам присоединились афиняне в 401 г. до н. э. [4] [5]
Два года было бы отведено для знакомства Федона с Сократом , к которому он привязался. По словам Диогена Лаэрция [6] его выкупил один из друзей Сократа. Суда сообщает , что он случайно присутствовал при разговоре с Сократом и умолял его добиться его освобождения. В различных источниках упоминаются Алкивиад , Критон или Кебес как человек, выкупивший его. [3] Утверждается, что Себес подружился с Федоном и обучал его философии. Федон присутствовал при смерти Сократа в 399 г. до н.э. и был достаточно молод, чтобы Сократ мог гладить его по волосам. [2] который носили долго в спартанском стиле. [5]
То, что Федон дружил с Платоном, кажется вероятным, судя по тому, как он представлен в диалоге Платона «Федон» , который получил свое имя от него. Афиней , однако, сообщает, что Федон и Платон были врагами и что Федон решительно отрицал любые взгляды, приписываемые ему Платоном. [1] [7]
Федон, по-видимому, некоторое время жил в Афинах после смерти Сократа. Затем он вернулся в Элиду, где стал основателем философской школы. Среди его учеников были Анхипил , Мосх и Плейстан , который стал его преемником. [8] Впоследствии Менедем и Асклепиад перенесли школу в Эретрию , где она была известна как Эретрская школа и часто отождествлялась (например, Цицероном ) с Мегарской школой . [1]
Работает
[ редактировать ]Доктрины Федона неизвестны, и их невозможно вывести из платонического диалога , тезкой которого он является. Его сочинения, ни одно из которых не сохранилось , были в форме диалогов. Что касается их подлинности, ничего не известно, несмотря на попытку Панэция проверить их . [9] который утверждал, что Зопир и Симон были подлинными. [1] [10] Кроме них, Диоген Лаэртий упоминает как сомнительную подлинность Никия , Медия , Антимаха или Старшего и Скифский дискурс . [6] Некоторые ученые полагают, что диалог Федона о Симоне создал характер Симона Сапожника . [11]
Суда также упоминает Симмия , Алкивиада и Критолая . [12] Сенека сохранил одно из своих изречений о последствиях посещения общества хороших (или плохих) людей: [1] [13]
Федон говорит: «Некоторые крошечные животные не оставляют никакой боли, когда жалят нас; так тонка их сила, так обманчива в целях причинения вреда. Укус раскрывается вздутием, и даже в вздутии нет видимой раны». Таким же будет и ваш опыт общения с мудрыми людьми: вы не узнаете, как и когда к вам придет благо, но вы обнаружите, что получили его.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Чисхолм 1911 , с. 341.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Платон, Федон , 89а–б
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лаэрций 1925 , § 105; Суда , «Федон»; Авл Геллий , 18 лет
- ^ Ксенофонт , Hellenica iii.2.21–31; Диодор Сицилийский, xiv.17.4–12, 34.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гвозди 2002 , с. 231
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лаэрций 1925 , § 105.
- ^ Афиней, xi. 505, 507
- ^ Лаэрций 1925 , § 105, 126.
- ^ Лаэрций 1925 , § 64.
- ^ Лаэрций 1925 , § 105; Суда , «Федон»
- ^ Хок 1976 , стр. 41–53.
- ^ Суда , «Федон».
- ^ Сенека, Послания ,
XVII 41 .
Ссылки
[ редактировать ]- Геллий, Авл (н. д.). Чердачные ночи . Том. ii. п. 18
- Хок, РФ (1976). Симон Сапожник как идеальный циник . Греческие, римские и византийские исследования. Том. 17. С. 41–53.
Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 1:2. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба. § 105, 126.
- Гвозди, Дебра (2002). Народ Платона: просопография Платона и других сократиков . Издательство Хакетт. п. 231.
- «Федон». Суда .
Атрибуция:
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Федон ». Британская энциклопедия . Том. 21 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 341. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911. .