Филолай
Филолай | |
---|---|
Рожденный | в. 470 г. до н.э. |
Умер | в. 385 г. до н.э. |
Эра | Досократическая философия |
Область | Западная философия |
Школа | Пифагореизм |
Основные интересы | |
Известные идеи |
|
Филолай ( / ˌ f ɪ l ə ˈ l eɪ ə s / ; древнегреческий : Φιλόλαος , Philólaos ; ок. 470 – ок. 385 до н. э. ) [1] [2] был греческим философом -пифагорейцем и досократиком . Он родился в греческой колонии в Италии и эмигрировал в Грецию. Филолая называли одним из трех самых выдающихся деятелей пифагорейской традиции и самым выдающимся деятелем пифагорейской школы. Пифагор разработал философскую школу, в которой доминировали как математика, так и мистицизм. Большая часть того, что известно сегодня об астрономической системе Пифагора, заимствована из взглядов Филолая. Возможно, он был первым, кто написал об учении Пифагора. Согласно Августу Беку (1819), который цитирует Никомаха , Филолай был преемником Пифагора. [3]
Он утверждал, что в основе всего лежит роль ограничивающего и безграничного , которые гармонично сочетаются. С его утверждениями о том, что Земля не была центром Вселенной ( геоцентризм ), ему приписывают самое раннее известное обсуждение концепций в развитии гелиоцентризма , теории о том, что Земля не является центром Вселенной , а скорее о том, что Солнце есть. Филолай говорил о Центральном Огне как о центре вселенной и о том, что сферы (включая Солнце) вращаются вокруг него.
Биография [ править ]
В различных сообщениях местом рождения Филолая называют либо Кротон , либо Кротон. [4] Таранто , [5] или Метапонтум [6] — вся часть Великой Греции (название прибрежных районов Южной Италии в Тарентийском заливе колонизированных , широко греческими поселенцами). Скорее всего, он происходил из Кротона. [7] [8] Он мигрировал в Грецию , возможно, спасаясь от второго сожжения места встречи пифагорейцев около 454 г. до н.э. [9]
Согласно Платона » « Федону , он был наставником Симмиаса и Кеваса в Фивах , примерно в то время, когда « Федон» , в 399 г. до н.э. происходит [10] Это сделало бы его современником Сократа и согласилось бы с утверждением, что Филолай и Демокрит были современниками. [11]
Сочинения гораздо более поздних писателей являются источниками дальнейших сообщений о его жизни. Они разрознены и имеют сомнительную ценность для реконструкции его жизни. По-видимому, он некоторое время жил в Гераклее , где был учеником Ареса , или (как его называет Плутарх ) Аркеса. [12] Диоген Лаэртский — единственный авторитет, утверждающий, что вскоре после смерти Сократа Платон отправился в Италию, где встретился с Филолаем и Эвритом . [13] Говорят, что среди учеников Филолая были Ксенофил , Фантон , Эхекрат , Диокл и Полимнаст . [14]
Что касается его смерти, Диоген Лаэртий сообщает сомнительную историю о том, что Филолай был казнен в Кротоне по подозрению в желании стать тираном; [15] история, которую Диоген Лаэртский даже решил облечь в стихи. [16]
Сочинения [ править ]
Пифагор и его первые последователи, похоже, не записали ни одну из своих доктрин. По словам Порфирия (Vit. Pyth. стр. 40), Лисий и Архипп собрали в письменной форме некоторые из основных пифагорейских доктрин, которые передавались как семейные реликвии в их семьях, под строгим запретом обнародовать их. Но несмотря на различные и противоречивые версии этого вопроса, первую публикацию доктрин Пифагора почти всегда приписывают Филолаю. [17]
В одном источнике Диоген Лаэртий говорит о Филолае, сочинившем одну книгу: [18] но в другом месте он говорит о трёх книгах: [19] как и Авл Геллий и Ямвлих . Это мог быть один трактат, разделенный на три книги. Говорят, что Платон раздобыл экземпляр его книги. Позже утверждалось, что Платон составил большую часть своего «Тимея» на основе книги Филолая. [20]
Одно из сочинений Филолая называлось « О природе» . [18] Кажется, это тот самый труд, который Стобей называет «О мире» и из которого он сохранил ряд отрывков. [21] Другие авторы ссылаются на произведение под названием «Вакханки» , которое, возможно, было другим названием того же произведения и которое может происходить от Ариньота . Однако уже упоминалось, что Прокл описывает « Вакханки » как книгу для обучения теологии средствами математики. [7] Фактически, из этого, а также из дошедших до нас фрагментов, следует, что первая книга труда содержала общее описание происхождения и устройства Вселенной. Вторая книга, по-видимому, представляла собой изложение природы чисел, которые в теории Пифагора являются сущностью и источником всех вещей. [17]
Он составил труд по пифагорейской философии в трех книгах, который, как говорят, Платон приобрел за 100 мин через Диона Сиракузского , купившего его у Филолая, находившегося в то время в глубокой бедности. [17] В других версиях истории Платон сам купил его у Филолая или его родственников, когда был на Сицилии. [22] Говорят, что на основе материалов, почерпнутых им из этих книг, Платон составил свой «Тимей» . Но в эпоху Платона главные черты пифагорейских учений уже давно перестали быть тайной; и если Филолай преподавал пифагорейские доктрины в Фивах , он вряд ли испытывал большое нежелание публиковать их; и среди противоречивых и невероятных сообщений, сохранившихся у упомянутых выше авторитетов, мало что можно считать заслуживающим доверия, за исключением того, что Филолай был первым, кто опубликовал книгу о пифагорейских доктринах, и что Платон читал и использовал ее. [23] Историки из Стэнфордской энциклопедии философии , глава «Книга Филолая: подлинные фрагменты и свидетельства» , отметили следующее: [7]
Подразумевается, что эти книги были написаны не самим Филолаем, и вполне вероятно, что это утверждение относится к трем поддельным работам, приписываемым Пифагору в DL VIII 6 (Burkert 1972a, 224–5). История покупки Платоном этих книг у Филолая, вероятно, была придумана для подтверждения подлинности трех поддельных трактатов Пифагора. Аргументы Буркерта (1972a, 238–277), подкрепленные дальнейшими исследованиями (Huffman 1993), привели к единому мнению, что около 11 фрагментов являются подлинными (Frs. 1–6, 6a, 7, 13, 16 и 17 в нумерации Хаффман 1993) и взяты из книги Филолауса «О природе» (Барнс 1982; Кан 1993 и 2001; Кирк, Рэйвен и Шофилд 1983; Нуссбаум 1979; Жмуд 1997). Фрагменты 1, 6а и 13 по древним источникам идентифицированы как взятые из книги «О природе». Стобеус цитирует фрагменты 2 и 4–7 как взятые из работы «О космосе», но это, по-видимому, альтернативное название книги «О природе», которое, вероятно, возникло из-за того, что заголовок главы в «Стобее», под которым цитируются фрагменты, — «О космосе». '
Философия [ править ]
Филолай утверждал, что в основе всего лежит роль идей предела и безграничного. Одним из первых заявлений в творчестве Филолая было то, что все вещи во вселенной возникают в результате сочетания безграничного и ограничивающего; [25] ибо если бы все вещи были безграничны, ничто не могло бы быть предметом познания. [26] Ограничители и неограниченности объединены в гармонию ( гармонию ):
Таково положение дел о природе и гармонии. Сущность вещей вечна; это уникальная и божественная природа, знание которой не принадлежит Человеку. И все же было бы невозможно, чтобы какая-либо из вещей, которые есть и познаваемы нами, дошла до нашего познания, если бы эта сущность не была внутренним основанием принципов, из которых был основан мир, то есть ограничивающих и неограниченное количество элементов. А поскольку эти принципы не являются взаимно подобными и не имеют сходной природы, было бы невозможно, чтобы ими был образован мировой порядок, если бы не вмешалась гармония [...].
- Филолай, Фрагмент ДК 44Б 6а.
Роберт Скун объяснил вселенную Филолая в 1922 году: [27]
Филолай пытается показать, как известная нам упорядоченная вселенная пришла в свое нынешнее состояние. Оно возникло, говорит он, в результате действия гармонии на основную субстанцию, которую мы не знаем, но должны сделать вывод. Эта субстанция состояла из разных первоэлементов, и гармония соединила их так, что природа φύσις оказывается упорядоченным миром κόσμος .
Книга Филолая начинается со следующих слов: [7]
Природа ( физис ) в миропорядке (космосе) сложилась из вещей неограниченных и из вещей ограничивающих, как мироустройство в целом, так и все, что в нем.
Согласно Стобею, Филолай покончил с идеями фиксированного направления в пространстве и разработал один из первых негеоцентрических взглядов на Вселенную, и в его новом образе мышления Вселенная вращалась вокруг гипотетического астрономического объекта, который он назвал Центральным Огнем .
Филолай говорит, что в центре есть огонь посередине [...] и еще больше огня в самой высокой точке и вокруг всего. По природе первое место занимает середина, а вокруг нее танцуют десять божественных тел — небо, планеты, затем солнце, затем луна, затем земля, затем противоземля , и после всех них — огонь очага, который удерживает положение. в центре. Высшую часть окрестностей, где элементы встречаются в своей чистоте, он называет Олимпом; области под орбитой Олимпа, где находятся пять планет с Солнцем и Луной, он называет миром; часть под ними, находящуюся под луной и вокруг земли, в которой происходят зарождение и изменение, он называет небом.
— Стобей , т.е. 22. 1 д
В системе Филолая сфера неподвижных звезд , пять планет , Солнце , Луна и Земля вращались вокруг Центрального Огня. По словам Аристотеля , писавшего в «Метафизике» , Филолай добавил десятое невидимое тело, которое он назвал Противоземлёй , так как без него было бы только девять вращающихся тел, а теория чисел Пифагора требовала десятого. Однако греческий ученый Джордж Берч утверждает, что, по его мнению, Аристотель высмеивал добавление Филолая.
Однако система, которую описал Филолай, возникла на сотни лет раньше идеи сфер. [28] Почти две тысячи лет спустя Николай Коперник упомянул в «О революции» , что Филолай уже знал о вращении Земли вокруг центрального огня.
Однако было отмечено, что Стобей обнаруживает склонность смешивать догмы ранних ионийских философов и в своих отчетах иногда смешивает платонизм с пифагорейством. [29]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Хаффман, Карл (2020), «Филолай» , Стэнфордская энциклопедия философии
- ^ «Наиболее вероятной датой рождения Филолая тогда будет около 470 года, хотя он мог родиться и в 480 году, и даже в 440 году. Судя по всему, он дожил до 380-х годов и, по крайней мере, до 399 года. " Карл А. Хаффман , (1993) Филолай Кротонский: пифагорейский и досократический , страницы 5–6. Издательство Кембриджского университета
- ^ Бёк, август (1819 г.). Учение Пифагора Филолая вместе с фрагментами его сочинений . В книжном магазине Воссище. п. 14 .
Учение Пифагора вместе с фрагментами его работ.
- ^ Ямвлих, Пифагорейская жизнь , с. 148
- ^ Ямвлих, Пифагорейская жизнь , с. 267; Диоген Лаэртий, viii, с. 46
- ^ Ямвлих, Пифагорейская жизнь , стр. 266–67
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Карл Хаффман. «Филолай» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- ^ Карл А. Хаффман, (1993) Филолай Кротонский: пифагорейский и досократический , с. 6. Издательство Кембриджского университета
- ^ Не путать с первым сожжением места встречи при жизни Пифагора , ок. 509 г. до н.э.
- ^ Платон, Федон , 61DE.
- ^ Аполлодор ап. Диоген Лаэртий, ix. 38
- ^ Ямвлих, Житие Пифагорики ; комп. Плутарх, генерал Сокра. 13, хотя рассказ Плутарха содержит большие неточности.
- ^ Диоген Лаэртий, III. 6
- ^ Диоген Лаэртий, viii. 46
- ^ «История в DL 84 о том, что Филолай был убит, потому что считалось, что он стремился к тирании, явно является путаницей с Дионом , который упоминается в контексте и действительно погиб». Карл А. Хаффман, (1993) Филолай Кротонский: пифагорейский и досократический , с. 6. Издательство Кембриджского университета
- ^ Диоген Лаэртий, III. п. 84; ср. Суда, Филолай
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Чарльз Питер Мейсон (1870). «Филолай». Смит , Уильям (ред.). Словарь греческой и римской биографии и мифологии .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Диоген Лаэртий, VIII. 85
- ^ Диоген Лаэртский, iii. 9, VIII. 15
- ^ Диоген Лаэртий, viii. 15, 55, 84, 85, iii. 9; Авл Геллий, III. 17; Ямвлих, Пифагорейская жизнь ; Цец, Хилиад , х. 792, xi. 38
- ^ ДК 44 Б 2, 3, 4, 5, 6, 7
- ^ (Diog. Laert. viii. 15, 55, 84, 85, iii. 9; A. Gellius, IV. iii. 17; Lamblichus, Vit. Phyth. 31. стр. 172; Цецес, Хилиад, x. 792, и т. д. xi. 38 и т. д.)
- ^ (Бёк, Т.е. стр. 22.)
- ^ Гаффуриус, Франхин (1492 г.). Теория музыки .
- ^ Фрагмент ДК 44Б 1
- ^ Фрагмент ДК 44Б 3
- ^ Скун, Роберт (1922). Филолай, Фрагмент 6, Дильс. Стобеус И. 21. 460 . Классическая филология.
- ^ Берч, Джордж Босворт. Противоземля. Архивировано 29 октября 2013 г. в Wayback Machine . Осирус, т. 11. Сент-Кэтринс Пресс, 1954. с. 267-294
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Стобеус, Иоанн ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
Ссылки [ править ]
- Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 2:8. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.
Внешние ссылки [ править ]
- Цитаты, связанные с Филолаем, в Wikiquote
- Работы Филолая или о нем в Wikisource
- СМИ, связанные с Филолаем, на Викискладе?
- Хаффман, Карл. «Филолай» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- энциклопедия Британская Том. 21 (11-е изд.). 1911. с. 414 »
- Греческие философы V века до н.э.
- Древнегреческие математики
- Древнегреческие физики
- Политические беженцы Древней Греции
- Древние Фивы (Беотия)
- Досократические философы
- Пифагорейцы Великой Греции
- Древние кротонцы
- 470-е гг. до н.э., рождение
- Смерти 380-х гг. до н.э.
- Математики V века до нашей эры
- Математики IV века до нашей эры