Евдем Родосский
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( январь 2023 г. ) |
Давай поедим | |
---|---|
Евдемос | |
![]() | |
Рожденный | в. 370 г. до н.э. |
Умер | в. 300 г. до н.э. (около 70 лет) |
Образование | Перипатетическая школа |
Евдем Родосский ( греч . Εὔδημος ; ок. 370 г. до н.э. — ок. 300 г. до н.э.) [ нужна ссылка ] ) — древнегреческий философ, считающийся первым историком науки. Он был одним из самых важных учеников Аристотеля , редактируя работы своего учителя и делая их более доступными. Племяннику Евдема, Пасиклу, также приписывают редактирование работ Аристотеля.
Жизнь [ править ]
Евдем родился на острове Родос , но большую часть своей жизни провел в Афинах , где изучал философию в Аристотеля перипатетической школе . Сотрудничество Евдема с Аристотелем было длительным и тесным, и он вообще считался одним из самых блестящих учеников Аристотеля: его и Теофраста Лесбосского регулярно называли не «учениками» Аристотеля, а его «сподвижниками» (ἑταῖροι).
Похоже, что Теофраст был большим гением из них двоих, продолжая исследования Аристотеля в самых разных областях. Хотя Евдем тоже проводил оригинальные исследования, его сильная сторона заключалась в систематизации философского наследия Аристотеля и в умелом дидактическом изложении идей своего учителя. Более поздние авторы, написавшие комментарии к Аристотелю, часто хорошо использовали предварительную работу Евдема. Именно по этой причине, хотя сами сочинения Евдема не сохранились, мы знаем множество цитат и свидетельств о его работе и, таким образом, можем составить представление о нем и его работах.
Аристотель незадолго до своей смерти в 322 г. до н. э. назначил Теофраста своим преемником на посту главы перипатетической школы. Затем Евдем вернулся на Родос, где основал свою собственную философскую школу, продолжил свои философские исследования и продолжил редактировать работы Аристотеля.
Историк науки [ править ]
По настоянию Аристотеля Евдем написал историю греческой математики и астрономии. Хотя из них сохранились лишь фрагменты, включенные в работы более поздних авторов, их ценность огромна. Только благодаря тому, что более поздние авторы использовали сочинения Евдема, мы до сих пор знаем о ранней истории и развитии греческой науки. В своих исторических трудах Евдем показал, как чисто практически ориентированные знания и навыки, которые были известны более ранним народам, таким как египтяне и вавилоняне, были даны греками теоретической основой и построены в последовательное и всеобъемлющее философское здание.
- О его «Истории арифметики» (Άριθμητικὴ ἱστορία) мы располагаем лишь малейшими сведениями: имеется только одно свидетельство, в котором говорится, что Евдем упоминает об открытии пифагорейцев возможности связывать музыкальные интервалы с целыми числами.
- Евдема «История геометрии» (Γεωμετρικὴ ἱστορία) упоминается еще многими авторами, включая Прокла , Симплиция и Паппа Александрийского . Из них мы знаем, что в книге рассматривались работы, среди прочих, Фалеса Милетского , пифагорейцев, Энопида Хиосского и Гиппократа Хиосского . Среди тем, которые обсуждал Евдем, было открытие геометрических теорем и конструкций (систематизированных во времена Евдема Евклидом в его «Началах »), а также классические проблемы греческой геометрии, такие как квадратура круга и удвоение куба .
- Евдема Мы многое знаем об «Истории астрономии» (Άστρολογικὴ ἱστορία) из таких источников, как Теон Смирнский , Симплиций, Диоген Лаэртий , Климент Александрийский и другие. Опираясь на эти данные, мы можем с некоторой точностью реконструировать астрономические открытия, сделанные в Греции между 600 и 350 годами до нашей эры, а также теории, разработанные в этот период относительно Земли, солнечных и лунных затмений , движения небесных тел. и так далее. Среди философов и астрономов, которых лечил Евдем, были Фалес, Анаксимандр , Анаксимен , Энопид, Евдокс и другие.
Евдему приписывают еще две исторические работы, но здесь его авторство не установлено. Во-первых, говорят, что он написал « Историю богословия» , в которой обсуждались вавилонские, египетские и греческие идеи относительно происхождения Вселенной. Во-вторых, говорят, что он был автором «Истории Линдоса» (Линдос — город на греческом острове Родос).
Евдему приписывают также книгу с чудесными рассказами о животных и их человекоподобных свойствах (образцовая храбрость, этическая чуткость и тому подобное). Однако, поскольку характер этой работы совершенно не соответствует серьезному научному подходу, который проявляется в других работах Евдема, принято считать, что Евдем Родосский не мог быть автором этой книги (это мог быть другой Евдем — это было довольно распространенное имя в Древней Греции).
Редактор труда Аристотеля [ править ]
Евдем, Теофраст и другие ученики Аристотеля позаботились о том, чтобы интеллектуальное наследие их учителя после его смерти оставалось доступным в достоверной форме, зафиксировав его в большом ряде публикаций. Они были основаны на сочинениях Аристотеля, их собственных конспектах лекций, личных воспоминаниях и так далее.
Так, одно из сочинений Аристотеля до сих пор называется « Эвдемовой этикой» , вероятно, потому, что именно Евдем редактировал (хотя и весьма незначительно) этот текст. Что еще более важно, Евдем написал ряд влиятельных книг, разъясняющих работы Аристотеля:
- Евдема «Физика» (Φυσικά) была компактной и более дидактической версией одноименного труда Аристотеля.
- Евдем написал две или три книги по логике ( «Аналитика и категории» (возможно, одна и та же книга) и «О дискурсе» (Περι λεξεως)), в которых, вероятно, излагались идеи Аристотеля.
- Наконец, геометрическая работа «Об угле» .
Сравнение фрагментов «Эвдема» с соответствующими им частями в произведениях Аристотеля показывает, что Евдем был одаренным педагогом: он систематизирует предмет, исключает отступления, отвлекающие от основной темы, добавляет конкретные примеры, иллюстрирующие отвлеченные высказывания, формулирует бросающиеся в глаза фразы. и иногда вставляет шутку, чтобы привлечь внимание читателя.
Ссылки [ править ]
- Иштван Боднар, Уильям В. Фортенбо (ред.), Евдем Родосский , Нью-Брансуик, Transactions Publishers, 2002 г.
- Айвор Балмер-Томас , «Евдем Родосский», в: Словарь научной биографии , Чарльз Коулстон Гиллиспи, изд. (18 томов, Нью-Йорк, 1970–1990) Том IV (1971), стр. 460–465.
- Фриц Верли (ред.) Школа Аристотеля. Евдем Родосский. Тексты и комментарии Basel, Schwabe & Co., 1969 (критическое издание дошедших до нас фрагментов с комментариями на немецком языке)
- Ф[ритц] Верли, «Эудемос фон Родос», в: Paulys Realencyclopädie der Classicische Altertumwissenschaft , Г. Виссова, изд. (51 том; 1894–1980) Том. Доп. XI (1968) полк. 652-658.
- Леонид Жмудь, «Происхождение истории науки в античности» . Берлин, Вальтер де Грюйтер, 2006 (Пер. с русского А. Черноглазова)
- Леонид Жмудь, «История математики Евдема», в серии «Классические гуманитарные науки» Университета Рутгерса . Т. 11. Под ред. И. Боднар, В. В. Фортенбо. Нью-Брансуик, 2002 г., 263–306.
Внешние ссылки [ править ]

- Греческие историки классической эпохи
- Древнегреческие логики
- Древнегреческие физики
- История математики
- Историки математики
- Историки науки
- Философы-метики в классических Афинах
- Перипатетические философы
- Родосцы, IV век до н.э.
- Историки IV века до нашей эры
- Греческие философы IV века до нашей эры.
- Философы на древнем Родосе
- Древние родосские историки
- 370-е гг. до н. э., рождение
- Смерти 300-х годов до нашей эры
- Философы эллинистической эпохи в Афинах