Евдем Родосский

Из Википедии, бесплатной энциклопедии
Давайте есть
Евдемос
Рожденный в. 370 г. до н.э.
Умер в. 300 г. до н.э. ( около 70 лет)
Образование Перипатетическая школа

Евдем Родосский ( греч . Εὔδημος ; ок. 370 г. до н. э. — ок. 300 г. до н. э.). [ нужна цитата ] ) — древнегреческий философ, считающийся первым историком науки. Он был одним из самых важных учеников Аристотеля , редактируя работы своего учителя и делая их более доступными. Племяннику Евдема, Пасиклу, также приписывают редактирование работ Аристотеля.

Жизнь [ править ]

Евдем родился на острове Родос , но большую часть своей жизни провел в Афинах , где изучал философию в Аристотеля перипатетической школе . Сотрудничество Евдема с Аристотелем было длительным и тесным, и он вообще считался одним из самых блестящих учеников Аристотеля: его и Феофраста Лесбосского регулярно называли не «учениками» Аристотеля, а его «сподвижниками» (ἑταῖροι).

Кажется, что Теофраст был большим гением из них двоих, продолжая исследования Аристотеля в самых разных областях. Хотя Евдем тоже проводил оригинальные исследования, его сильной стороной была систематизация философского наследия Аристотеля и умелое дидактическое изложение идей своего учителя. Более поздние авторы, написавшие комментарии к Аристотелю, часто хорошо использовали предварительную работу Евдема. Именно по этой причине, хотя сами сочинения Евдема не сохранились, мы знаем множество цитат и свидетельств о его работе и, таким образом, можем составить представление о нем и его работе.

Аристотель незадолго до своей смерти в 322 г. до н. э. назначил Теофраста своим преемником на посту главы перипатетической школы. Затем Евдем вернулся на Родос, где основал свою собственную философскую школу, продолжил свои философские исследования и продолжил редактировать работы Аристотеля.

Историк науки [ править ]

По настоянию Аристотеля Евдем написал историю греческой математики и астрономии. Хотя из них сохранились лишь фрагменты, включенные в работы более поздних авторов, их ценность огромна. Только благодаря тому, что более поздние авторы использовали сочинения Евдема, мы до сих пор знаем о ранней истории и развитии греческой науки. В своих исторических трудах Евдем показал, как чисто практически ориентированные знания и навыки, которые были известны более ранним народам, таким как египтяне и вавилоняне, были даны греками теоретической основой и построены в последовательное и всеобъемлющее философское здание.

  • О его «Истории арифметики» (Άριθμητικὴ ἱστορία) мы располагаем лишь малейшими сведениями: есть только одно свидетельство, в котором говорится, что Евдем упоминает об открытии пифагорейцев возможности связывать музыкальные интервалы с целыми числами.
  • Евдема «История геометрии» (Γεωμετρικὴ ἱστορία) упоминается еще многими авторами, включая Прокла , Симплиция и Паппа Александрийского . Из них мы знаем, что в книге рассматривались произведения, среди прочих, Фалеса Милетского , пифагорейцев, Энопида Хиосского и Гиппократа Хиосского . Среди тем, которые обсуждал Евдем, было открытие геометрических теорем и конструкций (систематизированных во времена Евдема Евклидом в его «Началах» ), а также классические проблемы греческой геометрии, такие как квадратура круга и удвоение куба .
  • Евдема Мы многое знаем об «Истории астрономии» (Άστρολογικὴ ἱστορία) из таких источников, как Теон Смирнский , Симплиций, Диоген Лаэртий , Климент Александрийский и другие. Опираясь на эти данные, мы можем с некоторой точностью реконструировать астрономические открытия, сделанные в Греции между 600 и 350 годами до нашей эры, а также теории, разработанные в этот период относительно Земли, солнечных и лунных затмений , движения небесных тел. и так далее. Среди философов и астрономов, которых лечил Евдем, были Фалес, Анаксимандр , Анаксимен , Энопид, Евдокс и другие.

Два других исторических произведения приписывают Евдему, но здесь его авторство не установлено. Во-первых, говорят, что он написал « Историю богословия» , в которой обсуждались вавилонские, египетские и греческие идеи относительно происхождения Вселенной. Во-вторых, говорят, что он был автором «Истории Линдоса» (Линдос — город на греческом острове Родос).

Евдему приписывают также книгу с чудесными рассказами о животных и их человекоподобных свойствах (образцовая храбрость, этическая чуткость и тому подобное). Однако, поскольку характер этой работы совершенно не соответствует серьезному научному подходу, который проявляется в других работах Евдема, принято считать, что Евдем Родосский не мог быть автором этой книги (это мог быть другой Евдем — это было довольно распространенное имя в Древней Греции).

Редактор труда Аристотеля [ править ]

Евдем, Теофраст и другие ученики Аристотеля позаботились о том, чтобы интеллектуальное наследие их учителя после его смерти оставалось доступным в достоверной форме, зафиксировав его в большом ряде публикаций. Они основывались на сочинениях Аристотеля, их собственных конспектах лекций, личных воспоминаниях и т. д.

Так, одно из сочинений Аристотеля до сих пор называется « Эвдемовой этикой» , вероятно, потому, что именно Евдем редактировал (хотя и весьма незначительно) этот текст. Что еще более важно, Евдем написал ряд влиятельных книг, разъясняющих работы Аристотеля:

  • Евдема «Физика» (Φυσικά) была компактной и более дидактической версией одноименного труда Аристотеля.
  • Евдем написал две или три книги по логике ( «Аналитика и категории» (возможно, одна и та же книга) и « О дискурсе» (Περι λεξεως)), в которых, вероятно, излагались идеи Аристотеля.
  • Наконец, геометрическая работа « Об угле» .

Сравнение фрагментов «Эвдема» с соответствующими им частями в произведениях Аристотеля показывает, что Евдем был одаренным педагогом: он систематизирует предмет, исключает отступления, отвлекающие от основной темы, добавляет конкретные примеры, иллюстрирующие отвлеченные высказывания, формулирует бросающиеся в глаза фразы. и иногда вставляет шутку, чтобы привлечь внимание читателя.

Ссылки [ править ]

  • Иштван Боднар, Уильям В. Фортенбо (ред.), Евдем Родосский , Нью-Брансуик, Transactions Publishers, 2002 г.
  • Айвор Балмер-Томас , «Евдем Родосский», в: Словарь научной биографии , Чарльз Коулстон Гиллиспи, изд. (18 томов, Нью-Йорк, 1970–1990) Том IV (1971), стр. 460–465.
  • Фриц Верли (ред.) Школа Аристотеля. Евдем Родосский. Тексты и комментарии Basel, Schwabe & Co., 1969 (критическое издание дошедших до нас фрагментов с комментариями на немецком языке)
  • Ф[ритц] Верли, «Эудемос фон Родос», в: Paulys Realencyclopädie der Classicische Altertumwissenschaft , Г. Виссова, изд. (51 том; 1894–1980) Vol. Доп. XI (1968) полк. 652-658.
  • Леонид Жмудь, « Происхождение истории науки в античном мире» . Берлин, Вальтер де Грюйтер, 2006 (Пер. с русского А. Черноглазова)
  • Леонид Жмудь, «История математики Евдема», в серии «Классические гуманитарные науки» Университета Рутгерса . Т. 11. Под ред. И. Боднар, В. В. Фортенбо. Нью-Брансуик, 2002 г., 263–306.

Внешние ссылки [ править ]

  • О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. , «Евдем Родосский» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс
  • Перипатетическая логика: работы Евдема Родосского и Теофраста Эресского