Фалес Милетский

Страница полузащищенная
Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Фалес Милетский
Посмертный портрет Фалеса работы Вильгельма Мейера по бюсту IV века.
Рожденный в. 626/623 г. до н.э.
Умер в. 548/545 г. до н.э. ( около 78 лет)
Эра Досократическая философия
Область Западная философия
Школа Ионический / Милетский
Основные интересы
Известные идеи

Фалес Милетский ( / ˈ θ l z / THAY -leez ; греческий : Θαλῆς ; ок. 626/623 – ок. 548/545 до н.э. ) был древнегреческим -досократиком философом из Милета в Ионии , Малая Азия . Фалес был одним из семи мудрецов , основателей Древней Греции .

Многие считают его первым философом греческой традиции , отказавшимся от прежнего использования мифологии для объяснения мира и вместо этого применившим натурфилософию . Таким образом, его иначе называют первым, кто занялся математикой , естественными науками и дедуктивным рассуждением . [1]

Первые философы следовали за ним, объясняя всю природу как основанную на существовании единой первичной субстанции . Фалес предположил , что этим единственным веществом была вода . Фалес считал, что Земля плавает на воде.

В математике Фалес является тезкой теоремы Фалеса , а теорема о пересечении также может быть известна как теорема Фалеса. Говорят, что Фалес рассчитал высоту пирамид и расстояние кораблей от берега. В науке Фалес был астрономом, который, как сообщается, предсказал погоду и солнечное затмение . Фалесу также приписывают открытие положения созвездия Большой Медведицы , а также времени солнцестояний и равноденствий . Он также был инженером , известным тем, что изменил направление реки Халис . [1]

Жизнь

Ионическая Стоя на Священной дороге в Милете .

Основным источником подробностей жизни и карьеры Фалеса является доксограф Диоген Лаэртий в его труде третьего века нашей эры « Жизнеописания и мнения выдающихся философов» . [2] Хотя это все, что у нас есть, Диоген писал примерно через восемь столетий после смерти Фалеса, и его источники часто содержали «недостоверную или даже сфабрикованную информацию». [3] [а] Известно, что Фалес был родом из Милета , торгового города, расположенного в устье реки Меандр .

Даты жизни Фалеса точно не известны, но примерно установлены по нескольким датируемым событиям, упомянутым в источниках. По словам историка Геродота , писавшего в V веке до нашей эры, Фалес предсказал солнечное затмение в 585 году до нашей эры. [5] Если предположить, что пик развития пришелся на 40-летний возраст, то в хронике Аполлодора Афинского , написанной во 2 веке до нашей эры, рождение Фалеса отнесено примерно к 625 году до нашей эры. [6] [7]

Родословная и семья

Карта финикийских (желтого цвета) и греческих колоний (красного цвета) примерно 8-6 веков до нашей эры.

Хотя вполне вероятно, что Фалес был таким же греком, как и большинство милетцев, [8] Геродот описал Фалеса как « финикийца отдаленного происхождения». [9] Диоген Лаэртий ссылается на Геродота, Дуриса и Демокрита , которые все согласны, «что Фалес был сыном Экзамия и Клеобулины и принадлежал к телидам, финикийцам и одним из благороднейших потомков Кадма и Агенора », которые были изгнаны из Финикии, и что Фалес был зачислен гражданином в Милете вместе с Нелеем . [10] [11]

Однако Фридрих Ницше и другие интерпретируют эту цитату как означающую лишь то, что его предки мореплавателями были из Беотии . [12] [13] Также возможно, что он имел смешанное происхождение, поскольку его отец имел карийское имя, а мать - греческое имя. [13] [14] [15] Диоген Лаэртий, кажется, также ссылается на альтернативную версию: «Однако большинство писателей представляют его как настоящего милетца и представителя выдающейся семьи». [16] Британская энциклопедия (1952) пришла к выводу, что Фалес, скорее всего, был уроженцем Милета благородного происхождения и определенно был греком. [14]

Диоген продолжает, предоставляя еще более противоречивые сообщения: о том, что Фалес женился и либо родил сына (Кибист или Кибистон), либо усыновил своего племянника с таким же именем; во-вторых, он так и не женился, сказав матери в молодости, что жениться еще рано, а в пожилом возрасте, что уже слишком поздно. [б] Плутарх Эту версию ранее рассказывал : Солон посетил Фалеса и спросил его, почему он остается холостым; Фалес ответил, что ему не нравится идея беспокоиться о детях. Тем не менее, несколько лет спустя, беспокоясь о семье, он усыновил своего племянника Кибиста. [18]

Путешествия

Культура архаической Греции находилась под сильным влиянием культур Леванта и Месопотамии . [19] Говорят, Фалес занимался торговлей и посетил то Египет , то Вавилонию . [20] Однако нет убедительных доказательств того, что Фалес когда-либо посещал страны Ближнего Востока , и этот вопрос оспаривается среди ученых. [21] Посещение таких мест было обычным приписыванием различным философам более поздних писателей, особенно когда эти писатели пытались объяснить происхождение своих математических знаний, например, у Фалеса, Пифагора или Евдокса . [22] [1]

Египет

Фалес, возможно, получил образование в Египте.

Некоторые древние авторы предполагают, что Фалес в какой-то момент своей жизни посетил Египет , где познал геометрию. [23] Считается возможным, что Фалес посетил Египет, так как Милет имел там постоянную колонию (а именно Навкратида ). Говорят также, что Фалес имел тесные контакты со жрецами Фив , которые обучали его, или даже что он обучал их геометрии. [24] [25] Также возможно, что Фалес знал о Египте из рассказов других, но фактически не посещал его. [26]

Вавилон

Помимо Египта, другой математически развитой древней цивилизацией до греков была Вавилония, еще одно распространенное объяснение путешествия математически мыслящего философа. [27] По крайней мере, один древний историк, Иосиф Флавий , утверждает, что Фалес посетил Вавилонию.

Историки Роджер Л. Кук и Б.Л. Ван дер Варден выступают на стороне вавилонской математики, оказавшей влияние на греков, ссылаясь, например, на использование шестидесятеричной системы (или системы счисления по основанию 60). [27] Кук отмечает: «Однако эта связь спорна». [27] Другие историки, такие как Д. Р. Дикс, не согласны с идеей о вавилонском влиянии на греческую математику. Ибо примерно до времен Гиппарха (ок. 190–120 до н.э.) их шестидесятеричная система была неизвестна. [28]

Геродот писал, что греки научились гномону у вавилонян. Последователю Фалеса Анаксимандру приписывают представление гномона . грекам [29] Геродот также писал, что практика деления дня на 12 частей и поло пришла к грекам от вавилонян. [с] Однако и это оспаривается, например, историком Л. Жмудом, который указывает, что гномон был известен и египтянам, и вавилонянам, деление суток на двенадцать частей (и по аналогии года) было известно египтянам уже в 2-е тысячелетие до нашей эры , и идея поло в это время не использовалась за пределами Греции. [31]

Проницательность

Фалес, Нюрнбергская хроника .

Фалес признан одним из семи мудрецов Греции, полулегендарными мудрыми государственными деятелями и основателями Древней Греции. Хотя выбор семерки может измениться, в семерке есть каноническая четверка, в которую входят Фалес, Солон Афинский, Питтак из Митилини и Биас из Приены . Диоген Лаэртий сообщает нам, что Семь мудрецов были созданы архонтом Дамасием в Афинах около 582 г. до н.э. и что Фалес был первым мудрецом. [32] [д]

Мудрецы были связаны с Дельфийскими максимами , цитатами или максимами, приписываемыми каждому из них и начертанными на храме Аполлона в Дельфах . У Фалеса, возможно, есть самое известное из всех произведений: «gnothi seauton» , или «познай самого себя» . Согласно византийской энциклопедии Суда X века , эта пословица одновременно «применяется к тем, чье хвастовство превосходит то, чем они являются на самом деле», и «предупреждает не обращать внимания на мнение толпы». [33] [Это]

Золотой штатив

Диоген Лаэртий рассказывает несколько историй о дорогом золотом треножнике или чаше, которая должна достаться самому мудрому . приписывает Каллимаху В одной из версий (которую Лаэртий в своих «Ямбах» ) Батикл Аркадский утверждает в своем завещании, что дорогая чаша «должна быть отдана тому, кто сделал больше всего добра своей мудростью». Итак, оно было передано Фалесу, обошло всех мудрецов и снова вернулось к Фалесу, и он отправил его Аполлону в Дидиме с этим посвящением... Фалес Милетский, сын Экзамия [посвящает это] Дельфинский Аполлон, дважды выигравший приз у всех греков». [39]

Дипломатия

По словам Диогена Лаэртского, Фалес получил известность как советник, когда посоветовал милетянам не вступать в симмахию, «совместную борьбу», с лидийцами. Иногда это интерпретировали как союз. [40]

Крез потерпел поражение под городом Сардами от Кира Великого , который впоследствии пощадил Милет, поскольку тот не предпринял никаких действий. Кир был настолько впечатлен мудростью Креза и его связью с мудрецами, что пощадил его и прислушивался к его советам по различным вопросам. [ нужна цитата ] Ионические города должны быть demoi, или «районами».

Он посоветовал им создать единую резиденцию правительства и указал на Теос как на наиболее подходящее для этого место; «Ибо это, — сказал он, — был центром Ионии . Другие их города могли продолжать пользоваться своими собственными законами, как если бы они были независимыми государствами». [41]

Однако Милет получил от Кира выгодные условия. Остальные остались в Ионическом союзе из двенадцати городов (исключая Милет) и были покорены персами. [ нужна цитата ]

Теории и исследования

Ранние греки и другие цивилизации до них часто прибегали к своеобразным объяснениям природных явлений, ссылаясь на волю антропоморфных богов и героев . Вместо этого Фалес стремился объяснить природные явления с помощью рациональных гипотез, которые ссылались на сами природные процессы. [42] Логос вместо мифа . Многие, особенно Аристотель, считают его первым философом греческой традиции . [43] [44] не теологами или мифологами Аристотель называл первых философов , а физиологами или натурфилософами, а Фалеса первым среди них. Кроме того, хотя другие Семь Мудрецов были исключительно законодателями и государственными деятелями, а не философами-спекулятивами, Плутарх отмечал, что «казалось, что Фалес был единственным мудрецом того времени, который выносил свои размышления за рамки практики». [45]

Вода – это арка

Фалес изображен в Термах семи мудрецов .

Самой известной идеей Фалеса был его философский и космологический тезис о том, что все есть вода, который дошел до нас через отрывок из Аристотеля » «Метафизики . [43] В своей работе Аристотель изложил теорию Фалеса о том, что архе или первоначальный принцип природы представляет собой единую материальную субстанцию : воду. Затем Аристотель выдвинул ряд гипотез, основанных на его собственных наблюдениях, чтобы придать некоторую достоверность тому, почему Фалес мог выдвинуть эту идею (хотя сам Аристотель ее не придерживался).

Хотя гипотеза Аристотеля о том, почему Фалес считал воду первоначальным принципом материи, является его собственным мнением, его утверждение о том, что Фалес считал воду источником материи, обычно считается исходящим от Фалеса. Столетия спустя Диоген Лаэртий также утверждает, что Фалес учил: «Вода составляла ( ὑπεστήσατο , «стояла под») принципом всех вещей». [46] [ф]

По словам Аристотеля: [43]

То, из чего существует все, что существует, из чего оно сначала возникает и во что оно превращается наконец, причем его субстанция остается под ним, но преобразуется в качества, то, что они говорят, есть элемент и начало вещей, которые существуют. …Ибо необходимо, чтобы существовала некая природа ( φύσις ), либо одна, либо более одной, из которой происходят все остальные вещи спасаемого объекта… [Первые философы] не все согласны относительно числа и характер этих принципов. Фалес, основатель этого типа философии, говорит, что это вода.

Аристотель далее добавляет:

По-видимому, он вывел это предположение из того, что питательной средой всего является влага, а само тепло возникает из влаги и зависит от нее в своем существовании (и то, из чего возникает вещь, всегда является ее первым принципом). Из этого он вывел свое предположение; а также из того, что семена всего имеют влажную природу, тогда как вода есть первоначало природы влажных вещей». [48] [г]

В книге « Словарь греческой и римской биографии и мифологии» 1870 года отмечалось: [44]

В своем догмате о том, что вода есть начало вещей, то есть что она есть то, из чего возникает всякая вещь и во что каждая вещь распадается, Фалес, возможно, следовал орфическим космогониям, хотя, в отличие от них, он стремился установить истинность утверждения. Следовательно, Аристотель сразу же после того, как назвал его создателем философии, выдвигает доводы, которые, как полагали, Фалес привел в подтверждение этого утверждения; ибо то, что ни его письменного развития, ни какой-либо книги Фалеса не сохранилось, подтверждается выражениями, которые Аристотель использует, когда выдвигает учения и доказательства милетского языка. (стр. 1016)

Большинство сходится во мнении, что печать Фалеса на мышлении — это единство субстанции. Не просто эмпирическое утверждение, что все есть вода, но и более глубокое философское утверждение, что все едино. Например, Фридрих Ницше в своей «Философии в трагическую эпоху греков» писал: [49]

Греческая философия, кажется, начинается с абсурдного представления о том, что вода является первоисточником и лоном всех вещей. Действительно ли нам необходимо серьезно обратить внимание на это предложение? Это так, и по трем причинам. Во-первых, потому что это говорит нам кое-что о изначальном происхождении всех вещей; во-вторых, потому, что он делает это на языке, лишенном образов и басен, и, наконец, потому, что в нем, хотя и в зачаточном состоянии, содержится мысль: «Все вещи едины».

Математика

Топос Мегистона: апанта гар хорей
( Максимальное пространство; ведь место есть для всего. )

Величайшее — это пространство, ибо оно вмещает все вещи.

-приписывается Фалесу [50]

Фалес был известен тем, что познакомил Грецию с теоретическим и практическим использованием геометрии , и был описан как первый человек в западном мире, применивший дедуктивные рассуждения к геометрии, что сделало его «первым математиком Запада». [7] [51] [52] Ему также приписывают старейшее на Западе определение числа : «совокупность единиц», «согласно египетской точке зрения». [53] [54]

Доказательства первенства Фалеса приходят к нам из книги Прокла , который жил тысячу лет спустя, но, как полагают, имел копию Евдема утраченной книги «История геометрии» (4 век до н. э.). [час] Прокл писал, что Фалес был первым, кто посетил Египет и принес египетское изучение математики в Грецию, и что Фалес «сам открыл множество положений и раскрыл своим преемникам основные принципы многих других, в некоторых случаях его метод был более общим, в другие более эмпирические». [52] Помимо Прокла, Иероним Родосский также называет Фалеса первым греческим математиком.

Прокл приписывает Фалесу открытие того, что окружность делится пополам своим диаметром, что углы при основании равнобедренного треугольника равны и что вертикальные углы равны. [55] Две фундаментальные теоремы элементарной геометрии принято называть теоремой Фалеса : одна из них касается треугольника, вписанного в круг и имеющего диаметр круга в качестве одной стороны; [55] другая, также называемая теоремой о пересечении , касается угла, пересеченного двумя параллельными прямыми, образующими пару подобных треугольников .

Современные ученые скептически относятся к тому, что кто-либо во времена Фалеса предоставлял математические доказательства, соответствующие стандартам позднейшей греческой математики, хотя прямых доказательств недостаточно, чтобы сделать однозначные выводы. Хотя Фалес, возможно, открыл некоторые основные геометрические соотношения и дал им некоторое обоснование, теперь считается, что приписывание ему формальных доказательств представляет собой спекулятивную рационализацию и реконструкцию более поздних авторов, а не конкретные достижения самого Фалеса или его современников. [56]

Вертикальные углы

По словам одного автора, во время посещения Египта, [23] Фалес заметил, что когда египтяне рисовали две пересекающиеся линии, они измеряли вертикальные углы, чтобы убедиться, что они равны. [57] Фалес пришел к выводу, что можно доказать, что все вертикальные углы равны, если принять некоторые общие понятия, такие как: все прямые углы равны, равные, добавленные к равным, равны, а равные, вычтенные из равных, равны.

Прямоугольный треугольник, вписанный в окружность

Теорема Фалеса: если AC — диаметр, а B — точка на окружности диаметра, то угол ABC — прямой угол.

Памфила говорит, что, научившись геометрии у египтян, Фалес первым вписал в круг прямоугольный треугольник, после чего принес в жертву быка . [52] Иногда это называют первым математическим открытием в истории. [58] Из-за различий в свидетельствах, таких как история о жертвоприношении быка, приписываемая Пифагору после открытия теоремы Пифагора , а не Фалесу, некоторые историки (например, Д. Р. Дикс) задаются вопросом, имеют ли такие анекдоты какую-либо историческую ценность. [28]

Считается, что вавилоняне знали эту теорему для особых случаев. [59] [60] Теорема упоминается и доказывается как часть 31-го предложения в третьей книге « Евклида » Начал . [61] Данте «Рай» ссылается на теорему Фалеса в ходе речи. [62]

Подобные треугольники

Теорема о пересечении: DE / BC = AE / AC = AD / AB .

Эта история рассказана у Диогена Лаэртского , Плиния Старшего и Плутарха . [52] [63] Источник из Иеронима Родосского сообщает , что, когда Фалес посетил Египет , [23] он измерил высоту пирамид по их теням в тот момент, когда его собственная тень сравнялась с его высотой. [я] По словам Плутарха, это понравилось фараону Амасису . Говоря более практично, Фалес, как говорили, обладал способностью измерять расстояния кораблей в море.

Эти истории указывают на знакомство с теоремой о пересечении, и по этой причине 26-е предложение в первой книге «Начал» Евклида было приписано Фалесу. [65] Они также указывают на то, что он был знаком с египетским секедом , или секедом , отношением длины склона к подъему склона ( котангенс ) . [66] [Дж] По словам Кирка и Рэйвен, [8] все, что вам нужно для этого подвига, — это три прямые палки, закрепленные на одном конце, и знание вашей высоты. Одна палка уходит вертикально в землю. Второй делается ровным. Третьим вы прицеливаетесь на корабль и рассчитываете секед по высоте палки и ее расстоянию от точки вставки до линии визирования. [67]

Астрономия

Урания, муза астрономии, открывает Фалесу тайны неба

Фалес также был известным астрономом, получившим в древности признание за описание положения Малой Медведицы , и он считал, что это созвездие может быть полезно в качестве ориентира для навигации на море. Он рассчитал продолжительность года и время равноденствий и солнцестояний . Ему дополнительно приписывают расчет положения Плеяд . [8]

Плутарх указывает, что в его время (около 100 г. н. э.) существовала работа «Астрономия» , написанная в стихах и приписываемая Фалесу. [68] Некоторые говорят, что он не оставил никаких записей, другие говорят, что он написал « О солнцестоянии» и «О равноденствии» . , но это оспаривалось еще в древности. Морской звездный путеводитель Ему также приписывают [8] [к] Ни одного приписываемого ему письма не сохранилось. Лобон Аргусский утверждал, что сочинения Фалеса насчитывали двести строк. [69]

Космологическая модель

Мировоззрение Фалеса (слева) и ученика Анаксимандра (справа).

Фалес считал, что Земля должна быть плоским диском или холмом из земли и грязи, плавающим в водной глади. [70] Гераклит Гомерик утверждает, что Фалес сделал свой вывод, увидев, как влажная субстанция превращается в воздух, слизь и землю. Кажется вероятным, что Фалес считал, что земля возникла из воды, по которой она плавала, и окружающих ее океанов, возможно, вдохновленный наблюдением за иловыми отложениями. [71]

Он думал, что звезды — это горящие комки земли. [72] Кажется, он правильно понял, что Луна отражает свет Солнца. [73] В его честь назван кратер на Луне.

Метеорология

Вместо того чтобы предполагать, что землетрясения были результатом сверхъестественных прихотей, Фалес объяснил их, предположив, что Земля плавает на воде и что землетрясения происходят, когда Землю раскачивают волны. [74] [42] Ему приписывают первое наблюдение Гиад , которые, как полагали древние, указывали на приближение дождя, когда они восходили вместе с Солнцем. [75] Согласно Сенеке , Фалес объяснил разлив Нила тем , что река была отогнана этезианским ветром . [76]

Прессы для оливок
Оливковая мельница и пресс для оливок времен Римской империи в Капернауме, Израиль .

История, имеющая разные версии, повествует о том, как Фалес добился богатства от урожая оливок, предсказывая погоду . По одной из версий, он купил все прессы для оливок в Милете после того, как предсказал погоду и хороший урожай на конкретный год. Другая версия истории гласит, что Аристотель объясняет, что Фалес заранее зарезервировал прессы со скидкой и мог сдать их в аренду по высокой цене, когда спрос достигнет пика, после его предсказания об особенно хорошем урожае. Эта первая версия истории будет представлять собой первое исторически известное создание и использование фьючерсов , тогда как вторая версия будет первым исторически известным созданием и использованием опционов . [77]

Аристотель объясняет, что целью Фалеса при этом было не обогатиться, а доказать своим собратьям-милезианцам, что философия может быть полезной, вопреки тому, что они думали. [78] или, альтернативно, Фалес предпринял свой набег на предприятие из-за личного вызова, брошенного ему человеком, который спросил, почему, если Фалес был умным известным философом, ему еще предстоит достичь богатства.

Предсказание солнечного затмения

Как уже говорилось выше, по словам Геродота, Фалес предсказал солнечное затмение , произошедшее во время битвы между лидийцами и мидянами . [5] Среди затмений той эпохи только затмение 28 мая 585 г. до н. э. достигло полной полноты в Анатолии , где происходила война. Американский писатель Айзек Азимов назвал это сражение самым ранним историческим событием, дата которого известна с точностью до дня, и назвал предсказание «рождением науки». Помимо первого математика и первого философа, Фалеса часто называют первым западным учёным и «отцом науки». [79] [80] но некоторые современные ученые отвергают эту интерпретацию. [81]

Полное затмение Солнца

Геродот пишет, что на шестом году войны лидийцы под командованием царя Алиатта и мидийцы под предводительством Киаксара вели нерешительную битву, когда внезапно день сменился ночью, что привело к тому, что обе стороны прекратили боевые действия и заключили мирное соглашение. Геродот также упоминает, что Фалес предсказал потерю дневного света. Однако он не упоминает место битвы. [82]

Впоследствии, из-за отказа Алиатта выдать своих просителей, когда Киаксар послал потребовать их у него, началась война между лидийцами и мидянами, которая продолжалась пять лет с переменным успехом. В ходе него мидийцы одержали множество побед над лидийцами, а лидийцы также одержали множество побед над мидянами. Среди других их боев было одно ночное сражение. Поскольку, однако, баланс не склонился в пользу ни одной из наций, на шестом году произошла еще одна битва, в ходе которой, когда битва уже разгоралась, день внезапно сменился ночью. Это событие было предсказано Фалесом Милетцем, который предупредил об этом ионийцев, назначив для него тот самый год, в котором оно действительно произошло. Мидяне и лидийцы, заметив перемены, прекратили боевые действия и одинаково стремились к согласованию условий мира. [41]

Однако, судя по списку мидийских царей и продолжительности их правления, сообщенному Геродотом в другом месте, Киаксар умер за 10 лет до затмения. [83] [84]

Д. Р. Дикс присоединяется к другим историкам (Ф. Мартини, Дж. Л. Дрейеру, О. Нойгебауэру ) в отрицании историчности истории затмения. [28] Дикс связывает историю открытия Фалесом причины солнечного затмения с утверждением Геродота о том, что Фалес открыл солнечный цикл в зависимости от солнцестояний, и заключает, что «он не мог обладать этими знаниями, которыми не обладали ни египтяне, ни вавилоняне, ни обладали его непосредственные преемники». [28]

Падение в колодец

Платон, Диоген Лаэртский и Ипполит передают историю о том, что Фалес был настолько увлечен наблюдением за звездами, что не заметил, куда шел, и упал в колодец. [85] [86] [л]

«Фалес изучал звезды и смотрел в небо, когда упал в колодец, и веселая и остроумная фракийская служанка посмеялась над ним, сказав, что он сошел с ума, узнав о том, что происходит на небесах, в то время как он не мог посмотри, что было перед ним, под его ногами». [88]

Инженерное дело

Река Халис

Помимо астрономии, Фалес занимался другими практическими применениями математики, включая инженерное дело . [89] Другая история Геродота гласит, что Крез послал свою армию на территорию Персии. Его остановила река Халис , а затем мост отменили. Затем Фалес переправил армию через реку, выкопав отвод вверх по течению, чтобы уменьшить поток и дать возможность пересечь реку. [90] Хотя Геродот сообщил, что большинство его собратьев-греков считают, что Фалес действительно отвел реку Галис, чтобы помочь военным усилиям царя Креза, сам он считает это сомнительным. [28] Платон восхваляет Фалеса наряду с Анахарсисом , который считается создателем гончарного круга и якоря. [91]

Божественность

Фалес (Электричество) , скульптура из «Прогресса железных дорог» (1908 г.), главный фасад станции Юнион (Вашингтон, округ Колумбия)

По словам Аристотеля, Фалес считал, что «все сущее полно богов». [8] [92] т.е. магниты имели душу , потому что железо притягивается к ним (силой магнетизма ) . [93] То же самое относится и к янтарю из-за его способности генерировать статическое электричество . Основанием для такого гилозоизма или органицизма, по-видимому, является то, что если что-то движется, то оно живое, а если оно живое, то оно должно иметь душу. [94] [95]

Помимо богов, видимых в движении, вызванном тем, что стало известно как магнетизм и электричество , похоже, у Фалеса также был верховный Бог, который структурировал вселенную:

«Фалес», говорит Цицерон , [96] «уверяет, что вода — это принцип всего сущего; и что Бог — это тот Разум, который сформировал и создал все вещи из воды».

Согласно Генри Филдингу (1775), Диоген Лаэртий (1.35) утверждал, что Фалес постулировал «независимое предсуществование Бога от вечности, заявляя, что «Бог был старейшим из всех существ, поскольку он существовал без предшествующей причины даже в способ генерации; что мир прекрасней всех вещей; ибо оно создано Богом». [97]

Николас Молинари недавно утверждал, что Фалес находился под влиянием архаического водного божества Ахелоя , которого приравнивали к воде и которому поклонялись в Милете при жизни Фалеса. В качестве доказательства он указывает на тот факт, что гидор означал именно «пресную воду», а также на то, что Ахелой в мифах и искусстве считался оборотнем, способным стать кем угодно. Он также указывает, что реки мира в древности рассматривались как « жилы Ахелоя», и это множество божеств отражено в идее Фалеса о том, что «все сущее полно богов». [98]

Смерть и наследие

Диоген Лаэртий цитирует Аполлодора, который сказал, что Фалес умер в возрасте 78 лет во время 58-й Олимпиады (548–545 до н.э.), и объясняет свою смерть тепловым ударом и жаждой во время просмотра игр. [99]

Влияние

Деталь Фалеса из «Начала науки» (1906) Велосо Сальгадо

Как первый философ и математик Фалес оказал глубокое влияние на других греческих мыслителей и, следовательно, на западную историю. Однако из-за нехватки источников о Фалесе и расхождений между сведениями, приведенными в сохранившихся источниках, ведутся научные споры о степени влияния Фалеса и о том, кто из греческих философов и математиков пришел после ему. [м]

Все первые три философа западной традиции были космологами из Милета, причем самым первым был Фалес, за ним следовал Анаксимандр , за которым, в свою очередь, следовал Анаксимен . Их назвали милетской школой . Согласно Суде , Фалес был «учителем и родственником» Анаксимандра. [101] Анаксимандр считал, что не вода, а все создано из апейрона или безграничного; в то время как Анаксимен, преемник Анаксимандра, возможно, больше похожий на Фалеса с водой, считал, что все состоит из воздуха . [102]

Джон Бернет (1892) отметил [103]

Наконец, у нас есть один общепризнанный пример философской гильдии — пифагорейцев . И окажется, что гипотеза, если ее можно назвать этим именем, о регулярной организации научной деятельности одна объяснит все факты. Развитие учения в руках Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена , например, можно понимать только как разработку одной идеи в школе с непрерывной традицией.

Фалес, как два первых греческих математика, также считается оказавшим влияние на Пифагора. По словам Ямвлиха, Пифагор «во многих отношениях извлек пользу из наставлений Фалеса, но его величайшим уроком было понимание ценности экономии времени». [104] Ранние источники [ который? ] сообщают, что Пифагор, в этой истории ученик Анаксимандра, посетил Фалеса в молодости и что Фалес посоветовал ему отправиться в Египет для продолжения своих философских и математических исследований.

Фалеса также считали учителем астронома Мандролита из Приены. [105] Возможно, он также был учителем Клеострата Тенедоса. [106]

Примечания

  1. ^ Такое использование слухов и отсутствие цитирования первоисточников заставляет некоторых историков, таких как Дикс и Вернер Йегер, рассматривать всю идею досократической философии как конструкцию более поздней эпохи, «сформированную в течение двух или трех поколений от Платона». непосредственным ученикам Аристотеля». [4]
  2. Кроме того, его предполагаемая мать, Клеобулина, также была описана как его спутница, а не его мать. [17]
  3. ^ Точное значение использования слова « полос» неизвестно. Современные теории включают: «небесный купол», «кончик оси небесной сферы» или сферические вогнутые солнечные часы. [30]
  4. В той же истории, однако, утверждается, что Фалес эмигрировал в Милет; и что он стал изучать природу только после завершения своей политической карьеры. Эту историю следует отвергнуть, если верить, что Фалес был уроженцем Милета, и другие его типичные вещи, такие как его предсказание затмения.
  5. ^ Этот афоризм также приписывался различным другим философам. Диоген Лаэртский приписывает его Фалесу. [34] [35] но отмечает, что Антисфен в своей «Преемственности философов» приписывает его Фемоное , мифическому греческому поэту. Римский поэт Ювенал цитирует эту фразу по-гречески и утверждает, что заповедь сошла e caelo (с небес). [36] Другие имена потенциала включают Пифагора. [37] и Гераклит . [38]
  6. Историк Авраам Фельдман писал, что для Фалеса «... вода объединяла все сущее... все, что есть влажность». [47]
  7. Фельдман отмечает: «Социальная значимость воды во времена Фалеса побудила его различать через оборудование и галантерею, через почву и сперму, кровь, пот и слезы одну фундаментальную жидкую субстанцию… воду, самую обычную и могущественную известный ему материал». [47]
  8. Хотя некоторые историки, такие как Колин Р. Флетчер, отмечают, что мог быть предшественник Фалеса, названный Евдемом, без работы «вопрос становится просто предположением». [52] Флетчер признает, что другого реального претендента на звание первого греческого математика нет и что Фалес может считаться практиком в этой области. «Фалес располагал техникой наблюдения, экспериментирования, суперпозиции и дедукции... он проявил себя как математик». [52]
  9. ^ Прямоугольный треугольник с двумя равными катетами представляет собой прямоугольный треугольник с углом 45 градусов, все из которых подобны. Длина тени пирамиды, измеренная в этот момент от центра пирамиды, должна была быть равна ее высоте. [64]
  10. ^ Секед лежит в основе задач 56, 57, 58, 59 и 60 папируса Ринда древнеегипетского математического документа.
  11. Согласно Диогену Лаэртскому, «Морская астрономия», приписываемая Фалесу, была написана Фоком Самосским.
  12. Шотландский философ Адам Смит однажды точно так же по рассеянности упал в яму на кожевенном заводе . [87]
  13. ^ Эдмунд Гуссерль [100] пытается уловить новое движение следующим образом. Философский человек — это «новая культурная конфигурация», основанная на отступлении от «заранее заданной традиции» и предпринятии рационального «исследования того, что истинно само по себе»; то есть идеал истины.

Рекомендации

  1. ^ Перейти обратно: а б с Рассел, Бертран (1945). История западной философии . Саймон и Шустер.
  2. Перевод его биографии на Фалесе: Фалес. Архивировано 9 февраля 2008 года на Wayback Machine , сайте classicpersuasion; оригинальный греческий текст на сайте ΘΑΛΗΣ , Интернет-библиотеки древних текстов.
  3. ^ См. Маккирахан, Ричард Д. младший (1994). Философия до Сократа . Индианаполис: Хакетт. п. 5 . ISBN  978-0-87220-176-7 .
  4. ^ Йегер, Вернер (1948). Аристотель (2-е изд.). п. 454.
  5. ^ Перейти обратно: а б Геродот, 1.74.2 , и сноска 1 А.Д. Годли; Плиний, 2,9 (12) и сноска Бостока 2.
  6. ^ Коэн, Марк С.; Творог, Патрисия; Рив, CDC (2011). Чтения по древнегреческой философии (четвертое издание): от Фалеса до Аристотеля . Индианаполис, Индиана: Hackett Publishing. п. 10. ISBN  978-1603846073 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Фрэнк Н. Мэгилл, Древний мир: Словарь мировой биографии , Том 1 , Routledge, 2003 г. ISBN   1135457395
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Это Кирк, Г.С.; Рэйвен, Дж. Э. (1957). «Глава II: Фалес Милетский» . Досократические философы . Издательство Кембриджского университета. стр. 74–98.
  9. ^ Свободно, Джон (2012). Пламя Милета: рождение науки в Древней Греции (и как она изменила мир) . Лондон: IB Tauris & Co. Ltd., с. 7. ISBN  978-1-78076-051-3 . Проверено 1 октября 2017 г.
  10. ^ Лоусон, Рассел М. (2004). Наука в древнем мире: Энциклопедия . Санта-Барбара, Калифорния; Денвер, Колорадо; и Оксфорд, Англия: ABC CLIO. стр. 234–235. ISBN  978-1-85109-534-6 .
  11. ^ Тэтчер, Оливер Дж. (2004). Библиотека оригинальных источников: Греческий мир . Группа Минерва, Inc. 138. ИСБН  978-1-4102-1402-7 .
  12. ^ Ницше, Фридрих (2001). Философы-преплатоники . Издательство Университета Иллинойса. п. 23. ISBN  978-0252025594 .
  13. ^ Перейти обратно: а б Александр Герда. Похороны мудреца: герой Фалеса на агоре Милета: С замечаниями о некоторых других раскопанных Героа и о культах и ​​могилах мифических основателей города. 2-е археологические встречи IFEA: Мертвые в городе. Практика, контекст и влияние интрамуральных захоронений в Анатолии, от начала бронзового века до римской эпохи. Ноябрь 2011 г., Стамбул, Турция. стр. 67–122
  14. ^ Перейти обратно: а б Юст, Уолтер (1952). Британская энциклопедия: новый обзор универсальных знаний . энциклопедия Британская п. 13.
  15. ^ Гатри, WKC (1978). История греческой философии: ранние досократики и пифагорейцы . Том. 1. Издательство Кембриджского университета. п. 50. ISBN  978-0-521-29420-1 .
  16. ^ Гудман, Эллен (1995). Истоки западной правовой традиции: от Фалеса до Тюдоров . Федерация Пресс. п. 9. ISBN  978-1-86287-181-6 .
  17. ^ Завод, ИМ (2004). Женщины-писательницы Древней Греции и Рима: Антология . Норман: Университет Оклахомы Пресс. стр. 29–32.
  18. ^ Плутарх (1952). «Солон». В Роберте Мейнарде Хатчинсе (ред.). Жизни . Великие книги западного мира. Том. 14. Чикаго: Уильям Бентон. п. 66.
  19. ^ Ридвег, Кристоф (2005) [2002], Пифагор: его жизнь, учения и влияние , Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, ISBN   978-0-8014-7452-1 стр. 7
  20. ^ Плутарх, Жизнь Солона § 2.4
  21. ^ О'Грейди, Патрисия Ф. (2017). Фалес Милетский: Начало западной науки и философии . Тейлор и Фрэнсис. п. 263. ИСБН  978-1-351-89537-8 .
  22. ^ Хэмлин, Дэвид В. (2002). Быть философом: история практики . Рутледж. п. 7. ISBN  978-1-134-97101-5 .
  23. ^ Перейти обратно: а б с Руссо, Лусио (2013). Забытая революция: как зародилась наука в 300 году до нашей эры и почему ей пришлось возродиться . Перевод Леви, Сильвио. Спрингер. п. 33. ISBN  978-3642189043 .
  24. ^ Харрисон, Фредерик (1892). Новый календарь великих людей: биографии 558 достойных людей всех возрастов . Лондон и Нью-Йорк: MacMillan & Co. 92.
  25. ^ Плутарх, Об Исиде и Осирисе , гл. 10.
  26. ^ Фергюсон, Китти (2011). Пифагор: его жизнь и наследие рациональной вселенной . Icon Books Ltd. с. 28. ISBN  978-1-84831-250-0 .
  27. ^ Перейти обратно: а б с Кук, Роджер Л. (2005). История математики: Краткий курс . Джон Уайли и сыновья, Inc.
  28. ^ Перейти обратно: а б с д Это Дикс, Д.Р. (ноябрь 1959 г.). «Талес». Классический ежеквартальный журнал . 9 (2): 294–309. дои : 10.1017/S0009838800041586 . S2CID   246881067 .
  29. ^ Диоген Лаэртский (II, 1)
  30. ^ «LacusCurtius • Древняя астрономия: Полус (Словарь Смита, 1875 г.)» . penelope.uchicago.edu .
  31. ^ Жмудь, Леонид (2006). Происхождение истории науки в классической античности . Немецкая библиотека.
  32. ^ Диоген Лаэртский 1.22
  33. ^ «Поиск СОЛ» . www.cs.uky.edu .
  34. ^ Жизни I.40
  35. ^ «Поиск СОЛ» . www.cs.uky.edu .
  36. ^ Сатиры 11.27
  37. ^ Вико, Джамбаттиста; Висконти, Джан Галеаццо (1993). О гуманистическом образовании: (шесть инаугурационных речей, 1699–1707) . Шесть инаугурационных речей, 1699–1707 гг. Из окончательного латинского текста, введения и заметок Джана Галеаццо Висконти. Издательство Корнельского университета. п. 4 . ISBN  0801480876 .
  38. ^ Докторская диссертация «Познай себя в греческой и латинской литературе», Элиза Г. Уилкенс, У. Чи, 1917, стр. 12 ( онлайн ).
  39. ^ Лаэрций 1925 , § 28
  40. ^ Диоген Лаэртский 1.25
  41. ^ Перейти обратно: а б Геродот. Истории . Перевод Роулинсона, Джорджа.
  42. ^ Перейти обратно: а б О'Грейди, Патрисия Ф. (2017). Фалес Милетский: Начало западной науки и философии . Тейлор и Фрэнсис. п. 102. ИСБН  978-1-351-89536-1 .
  43. ^ Перейти обратно: а б с Аристотель , Метафизика Альфа, 983б. http://data.perseus.org/citations/urn:cts:greekLit:tlg0086.tlg025.perseus-eng1:1.983b
  44. ^ Перейти обратно: а б Всеобщее достояние Смит, Уильям , изд. (1870). «Талес» . Словарь греческой и римской биографии и мифологии . п. 1016.
  45. ^ Плутарх, Жизнь Солона, 3.5.
  46. ^ Диоген Лаэртий . Жизнеописания выдающихся философов . Книга 1, параграф 27.
  47. ^ Перейти обратно: а б Фельдман, Авраам (октябрь 1945 г.). «Мысли о Фалесе». Классический журнал . 41 (1): 4–6. ISSN   0009-8353 . JSTOR   3292119 .
  48. ^ Aristotle. "Book I 983b". Aristotle, Metaphysics. Perseus Project.
  49. ^ § 3
  50. ^ Laërtius 1925, § 35
  51. ^ Бойер 1989 , с. 43 (3-е изд.)
  52. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж Флетчер, Колин Р. (декабрь 1982 г.). «Фалес – наш основатель?». Математический вестник . 66 (438): 267. дои : 10.2307/3615512 . JSTOR   3615512 . S2CID   125626522 .
  53. ^ Никомах Герасский (1926). «Введение в арифметику» . Макмиллан.
  54. ^ История греческой математики, Хит, стр. 70
  55. ^ Перейти обратно: а б Балмер-Томас, Айвор (1939). «Талес» . Избранные материалы, иллюстрирующие историю греческой математики . Том. 1. Издательство Гарвардского университета. стр. 164–169.
  56. ^ Сидоли, Натан (2018). «Греческая математика» (PDF) . В Джонсе, А.; Тауб, Л. (ред.). Кембриджская история науки: Том. 1. Древняя наука . Издательство Кембриджского университета. стр. 345–373.
  57. ^ Шут, Уильям Джордж; Ширк, Уильям В.; Портер, Джордж Ф. (1960). Плоская и объемная геометрия . Американская книжная компания . стр. 25–27.
  58. ^ Бойер 1989 , с. «Иония и пифагорейцы» с. 43.
  59. ^ де Лаэт, Зигфрид Дж. (1996). История человечества: научное и культурное развитие . ЮНЕСКО , Том 3, с. 14. ISBN   92-3-102812-Х
  60. ^ Бойер, Карл Б. и Мерцбах, Ута К. (2010). История математики . Джон Уайли и сыновья, Глава IV. ISBN   0-470-63056-6
  61. ^ Хит, Томас Л. (1956). Тринадцать книг «Начал» Евклида . Том. 2 (Книги 3–9) (2-е изд.). Дувр. п. 61. ИСБН  0486600890 . Первоначально опубликовано издательством Cambridge University Press. 1-е издание 1908 г., 2-е издание 1926 г.
  62. ^ песня 13, строки 101–102
  63. ^ Плутарх, Моралия, Ужин семи мудрецов, 147A.
  64. ^ Джей Джей О'Коннор и Э.Ф. Робертсон
  65. ^ «Искусство Четырех Коронованных: Заключения Ложи Четырех Коронованных № 2076, Лондон» . WJ Parre H, Limited. 10 июня 1897 г.
  66. ^ История астрономии, Ричард Перасон, стр. 65
  67. ^ Прокл, У Евклида , 352 г.
  68. ^ Плутарх, О Пифийских оракулах , 18.
  69. ^ ДЛИ34
  70. ^ Оллман, Джордж Джонстон (1911). «Фалес Милетский» . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 721.
  71. ^ Харрис, Рой (2005). Семантика науки . Континуум Интернэшнл. п. 31.
  72. ^ Псевдо-Плутарх, Placita Philosophers § 2.13
  73. ^ Псевдо-Плутарх, Мольбы философов § 2.28
  74. ^ Креч III, Шепард; Торговец, Кэролайн; Макнил, Джон Роберт, ред. (2003). «Землетрясения». Энциклопедия всемирной экологической истории . Том. 1: А–Г. Рутледж. стр. 358–364.
  75. ^ История метеорологии до 1800 года, Х. Ховард Фризингер, стр. 3
  76. ^ Там же, с. 4
  77. ^ Джордж Кроуфорд, Бидьют Сен - Производные для лиц, принимающих решения: проблемы стратегического управления , John Wiley & Sons, 1996 ISBN   978-0471129943
  78. ^ Аристотель, Политика 1259a [1]
  79. ^ Сингер, К. (2008). Краткая история науки до XIX века . Стритер Пресс. п. 35.
  80. ^ Нидэм, CW (1978). Церебральная логика: решение проблемы разума и мозга . Вкладной лист. п. 75. ИСБН  978-0-398-03754-3 .
  81. ^ Финкельберг, Арье (2017). Концептуальная схема Гераклита и Фалеса: историческое исследование . Брилл . п. 318, сн. 38. ISBN  978-9004338210 .
  82. ^ Геродот : Истории 1,74,2 ( онлайн )
  83. ^ Олден А. Моссхаммер: Затмение Фалеса . Труды Американской филологической ассоциации, Vol. 111, 1981, стр. 145–155 ( JSTOR )
  84. ^ Венскус, Отта (2016). «Предполагаемое предсказание Фалеса Милетского о солнечном затмении. Почему эта легенда существует и почему важно ей не верить» (PDF) (на немецком языке). стр. 2–17.
  85. ^ Теэтет (174 А)
  86. ^ DL II.4–5
  87. ^ Пауэлл, Джим (1 марта 1995 г.). «Гениальный, но рассеянный Адам Смит | Джим Пауэлл» . плата.org .
  88. ^ Теэтет 174а
  89. ^ О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. «Фалес Милетский» . MacTutor Архив истории математики . Университет Сент-Эндрюс .
  90. ^ Геродот. «Гл. 75» . Геродот . Перевод Годли, AD Harvard University Press.
  91. ^ Платон, Республика, Книга 10, раздел 600a
  92. ^ Аристотель . Ободрения ​ п. 411а7
  93. ^ Натан Ида, Инженерная электромагнетика , Springer, 2015. ISBN   3319078062
  94. ^ Сэндиуэлл, Барри (1996). Досократическая рефлексивность: построение философского дискурса. Около 600–450 гг. до н.э. Психология Пресс. п. 97. ИСБН  978-0-415-10170-7 .
  95. ^ Фаррингтон, Б., 1944 Греческая наука. Пеликан
  96. ^ CiceroЦицерон О природе богов п. я., 10
  97. ^ Филдинг, Генри (1775). Сочинение о разговоре . Джон Белл . п. 346.
  98. ^ Николас Дж. Молинари, Ахелой, Фалес и происхождение философии: ответ неомарксистам. Оксфорд: Archaeopress, 2022 г. https://www.archaeopress.com/Archaeopress/Products/9781803270869 ; ср. также Николас Дж. Молинари, О воде как архаи: Ахелой, Фалес и происхождение философии. Диссертация, дающая философские, мифологические и археологические ответы неомарксистам, докторская диссертация, Ньюпорт, Род-Айленд: Университет Сальве Реджина, 2020 https://philpapers.org/rec/MOLCWA-2
  99. ^ Диоген Лаэртий. «Жизнеописания выдающихся философов» .
  100. ^ Венская лекция
  101. ^ Кирк, GS (1960). «Поппер о науке и досократике» . Разум . Новая серия. 67 (275): 330. doi : 10.1093/mind/LXIX.275.318 . JSTOR   2251995 .
  102. ^ Грэм, Дэниел В. «Анаксимен (ум. 528 г. до н.э.)» . ИЭП . Проверено 20 июля 2019 г.
  103. ^ Бернет, Джон (1892). Ранняя греческая философия . А. и К. Блэк. п. 29 .
  104. ^ Жизнь Пифагора 3.13
  105. ^ Курноу, Тревор (22 июня 2006 г.). Философы древнего мира: Путеводитель от А до Я. А&С Черный. ISBN  9780715634974 .
  106. ^ Уэбб, Э.Дж. (1921). «Клеостратус Редививус» . Журнал эллинистических исследований . 41 : 70–85. дои : 10.2307/624797 . JSTOR   624797 . S2CID   250254883 .

Цитируемые работы

дальнейшее чтение

  • Купри, Дирк Л. (2011). Небо и Земля в древнегреческой космологии: от Фалеса до Гераклида Понтийского . Спрингер. ISBN  978-1441981158 .
  • Лухте, Джеймс (2011). Ранняя греческая мысль: перед рассветом . Лондон: Издательство Блумсбери. ISBN  978-0567353313 .
  • О'Грейди, Патрисия Ф. (2002). Фалес Милетский: Начало западной науки и философии . Серия западной философии. Том. 58. Эшгейт. ISBN  978-0754605331 .
  • Маццео, Пьетро (2010). Фалес, первый философ . Бари: Типографское издательство.
  • Молинари, Николас Дж. (2022). Ахелой, Фалес и происхождение философии: ответ неомарксистам . Археопресс. ISBN  9781803270869 .
  • Приу, Алекс (2016). « ... Идем дальше по дороге...»: Происхождение и основы милетской мысли ». Обзор метафизики 70, 3–31.
  • Рассел, Бертран (1947). История западной философии . Традицио Прасократика. США: издательство Simon & Schuster. ISBN  0-415-32505-6 .
  • Верле, Георг., изд. (2014). Милетцы: Фалес. Перевод и дополнительные материалы Ричарда Маккирахана. Пресократическая традиция. Том. 1. Уолтер Грютер. ISBN  978-3-11-031525-7 .

Внешние ссылки