Модерат Гадеса
Модерат Гадес ( греч . Μοδερᾶτος ) — греческий философ неопифагорейской школы, живший в I веке нашей эры. Он был современником Аполлония Тианского . Он написал большой труд по учениям пифагорейцев и попытался показать, что преемники Пифагора не внесли никаких дополнений во взгляды своего основателя, а лишь заимствовали и изменили фразеологию. [1]
Жизнь
[ редактировать ]Модерат был родом из Гадеса в Андалусии . Вероятно, он был родственником писателя Колумеллы (Луций Юний Модерат Колумелла), который носил тот же прозвище и также был родом из Гадеса. [2] О жизни Модератуса почти ничего не известно. Единственный конкретный ключ к разгадке дает Плутарх, который сообщает, что, когда он, Плутарх, вернулся в Рим после долгого отсутствия, Луций, ученик Модерата, приехавший из Этрурии, присутствовал на банкете, устроенном Секстием Суллой, другом Плутарха. . Поскольку банкет состоялся около 90 г. н.э., можно предположить, что преподавательская деятельность Модератуса пришлась на вторую половину I в. Судя по всему, Модерат жил в Риме, по крайней мере, часть времени. По описанию Плутарха, Луций придерживался правил пифагорейского образа жизни, поэтому ценил практику образа жизни, ориентированного на философские цели. Неясно, связано ли это с влиянием его учителя Модератуса, и поэтому нельзя сделать никаких конкретных выводов о его приверженности этому образу жизни. [3]
Работает
[ редактировать ]Сочинения модератусов, за исключением фрагментов, утеряны. Неоплатоник Порфирий в своей биографии Пифагора цитирует или перефразирует отрывок из сочинения Модерата, в котором были собраны учения пифагорейцев, которые, по-видимому, касались прежде всего пифагорейской теории чисел. Неизвестно, состояло ли это сочинение из десяти или одиннадцати книг. Другой фрагмент Модератуса сохранился в « комментарии Симплиция к , Аристотеля Физике» который взят из утраченного трактата Порфирия о материи. [3] Ученый позднего античности Стобеус также сохраняет два фрагмента работы Модератуса в своей «Эклоги» о теории чисел, которые, как отмечает Джон М. Диллон, имеют сильное сходство с работами Теона Смирнского , подразумевая, что либо Теон использовал работу Модератуса в качестве основного источник, или что Стобеус неверно указал источник цитаты. [3] Византийский писатель Стефан Византийский упоминает произведение «Пифагорейские лекции» в пяти книгах, написанных Модератом. Неоплатоник Ямвлих сообщает об учении Модерата о душе; Неизвестно, о каком произведении он говорит. Неоплатоники Сириан и Прокл также упоминают взгляды Модерата. Отец церкви Иероним называет Модерата прекрасным писателем (virum eloquentissimum), которому подражал Ямвлих. [4]
Философия
[ редактировать ]Модерат написал труд под названием «Лекции по пифагореизму» в десяти или одиннадцати книгах, который Порфирий охарактеризовал в своей «Жизни Пифагора». как содержащий все учения пифагорейцев: [3]
Среди прочего, Модерат из Гадеса, который [учёно] рассматривал свойства чисел в семи книгах, утверждает, что пифагорейцы специализировались на изучении чисел, чтобы объяснить свои учения символически, как это делают геометры, поскольку первичные формы и принципы сложны. иначе говоря, понять и выразить в простом разговоре. Аналогичный случай представляет собой представление звуков буквами, которые познаются по знакам, называемым первыми элементами обучения; позже они сообщают нам, что это не истинные элементы, которые они лишь обозначают.
Поскольку геометры не могут выразить словами бестелесные формы и прибегают к описаниям фигур, так как это треугольник, и при этом не подразумевают, что действительно видимые линии суть треугольник, а только то, что они представляют, знание в уме , поэтому пифагорейцы использовали тот же объективный метод в отношении первопричин и форм. Поскольку эти бестелесные формы и первоначала не могли быть выражены словами, они прибегали к демонстрации в числах. Номер один обозначал для них причину Единства, Тождества, Равенства, цель дружбы, симпатии и сохранения Вселенной, которая является результатом упорства в Однообразии. Ибо единство в деталях гармонизирует все части целого, как бы при участии Первопричины. .
Число два, или Дуада, означает двойную причину разнообразия и неравенства, всего делимого или изменчивого, существующего в одно время одним способом, а в другое время – другим способом. В конце концов, эти методы не ограничивались пифагорейцами, а использовались другими философами для обозначения объединяющих сил, которые содержат в себе все вещи во вселенной, среди которых есть определенные причины равенства, несходства и разнообразия. Эти причины и есть то, что они подразумевали под терминами Монада и Дуада, или под словами единообразный, двуформный или диверсифицированный.
Те же причины применимы и к использованию ими других чисел, ранжированных по определенным полномочиям. Вещи, имевшие начало, середину и конец, они обозначали числом Три, говоря, что все, что имеет середину, есть триформа, которая применялась ко всякой совершенной вещи. Они сказали, что если что-то совершенно, то оно будет использовать этот принцип и украшаться в соответствии с ним; и так как у них не было для этого другого названия, они изобрели форму Триада; и всякий раз, когда они пытались привести нас к познанию того, что совершенно, они приводили нас к этому посредством формы этой Триады. То же самое и с другими числами, которые были ранжированы по тем же причинам.
Все остальные вещи охватывались единой формой и силой, которую они называли Декадой, объясняя это каламбуром как декад, что означает понимание. Вот почему они называли Десять совершенным числом, самым совершенным из всех, поскольку оно охватывало все различия чисел, причин, видов и пропорций. Ибо если природа вселенной определяется причинами и пропорциями членов, а то, что производится, увеличивается и совершенствуется, происходит по причине чисел; и поскольку Десятилетие охватывает все причины чисел, каждую пропорцию и каждый вид, почему бы самой Природе не обозначиться самым совершенным числом Десять? Таково было использование чисел у пифагорейцев.
Эта основная философия пифагорейцев окончательно вымерла сначала потому, что она была загадочной, а затем потому, что их комментарии были написаны на дорическом языке, диалект которого сам по себе несколько неясен, так что дорические учения не были полностью поняты, они стали неправильно пониматься и, наконец, стали ложными. , а позже те, кто их опубликовал, уже не были пифагорейцами. Пифагорейцы утверждают, что Платон, Аристотель, Спевсипп, Аристоксен и Ксенократ; присвоили лучшие из них, внося лишь незначительные изменения (чтобы отвлечь внимание от этой кражи), затем собрали и представили как характерные пифагорейские доктрины все, что в них было наиболее тривиальным и вульгарным, и все, что было изобретено завистливыми и клеветническими людьми, чтобы выразил презрение к пифагореизму.
- Порфирий, Жизнь Пифагора, §48-53.
Трудность в определении доктрин Модератуса возникает из-за того, что Порфирий не указывает точно, где в этом отчете начинается и заканчивается изложение утверждений Модератуса. В зависимости от того, какая часть текста, переданного Порфирием, приписывается Модерату, меняется картина, складывающаяся из его философии. Другая проблема заключается в том, что Порфирий, возможно, вставил или изменил отдельные отрывки текста, так что следует ожидать, что в его отчете образ мышления и терминология Модерата кажутся более неоплатоническими, чем это было на самом деле. В исследованиях неясно и спорно, основывал ли Порфирий свое изложение на мнении пифагорейцев об отношении более поздних философов к пифагорейскому учению сочинения Модерата.
Согласно этой точке зрения, высказанной Порфирием, которая, по мнению некоторых исследователей, соответствует точке зрения Модерата, основные достижения греческой философии принадлежат Пифагору. Последующие философы, такие как Платон, платоники Спевсипп и Ксенократ, а также Аристотель и Аристоксен, не сделали бы ничего, кроме ассимиляции плодотворного содержания пифагорейской доктрины, внеся лишь незначительные изменения. С другой стороны, они дистанцировались бы от всего, что могло показаться сомнительным и уязвимым в пифагорейской традиции, представляя ее как специфически пифагорейскую систему мысли. Модерат, вероятно, пришел к этой идее истории философии, читая псевдоэпиграфические пифагорейские трактаты, в которых он нашел идеи Платона и Аристотеля. Он принял эти сочинения за подлинные произведения пифагорейцев, живших до Платона, и пришел к выводу, что ранние пифагорейцы уже обладали философскими прозрениями, изложенными в диалогах Платона. [5]
Модерат понимал пифагорейскую теорию чисел как попытку передать утверждения о метафизических обстоятельствах запоминающимся языком в дидактических целях. Функция чисел в объяснениях пифагорейцев соответствует функции нарисованных фигур в геометрии; Подобно тому как рисунки сами по себе не являются геометрическими фигурами, а лишь иллюстрируют их, так и для пифагорейцев числа являются орудиями и символами, призванными сделать понятным то, что имеется в виду, трудно выражаемое словесно. Таким образом, один символизирует принцип вечного единства и равенства, продолжения того, что всегда самотождественно. Это указывает на сущностную связь всех вещей, вытекающую из их общего происхождения. Диада — это принцип разнообразия и неравенства, делимых вещей и того, что постоянно меняется. Триада выражает суть чего-то, что имеет начало, середину и конец и тем самым оказывается завершенным. Подобным же образом можно интерпретировать и другие числа до десяти, самого совершенного числа.
Неизвестно, будет ли еще один отрывок [6] в Порфирии также основано на пояснениях Модерата. [3] Там говорится, что Пифагор показывал своим ученикам путь к счастью, ведя их маленькими шажками от общения с материальным и тленным к созерцанию бестелесного, нетленного и реального.
Неоплатоник Симплиций также сообщает о метафизическом учении Модерата, о котором он знает из утерянного трактата Порфирия. В этой системе термин «Единый» обозначает три разные сущности на трех разных онтологических уровнях. На высшем уровне Единое трансцендентно, то есть находится за пределами царства существ и субстанции. Ниже этого уровня находится уровень, где «Единое» означает истинное бытие или мир (платонических) идей; это самое понятное. Ниже следует третий уровень, уровень разумного «Единого», который, с одной стороны, имеет долю в первом и втором Едином, а с другой стороны, образует отправную точку для существования вещей, которые могут быть восприняты органами чувств. Единое — неясно, о каком Одном идет речь — содержит принцип внутренне пустого, бесформенного количества, существование которого становится возможным благодаря тому, что Единое избавляется от своих собственных принципов и форм. Таким образом, количество мыслится отрицательно, оно обязано своим существованием тому факту, что логос лишен всего своего содержания. [7] Модератус категорически не позволяет объектам чувств участвовать в трансцендентном Едином и в умопостигаемом мире, а рассматривает их только как отражение идей. Материальный мир далек от добра и поэтому кажется Модератусу плохим. Однако его зло не является абсолютным, поскольку оно подвержено ограничениям, обусловленным законами упорядочивания, которым оно подчиняется, оно математически структурировано и, следовательно, не полностью выведено из-под влияния добра.
Очевидно, на эту доктрину повлияло ложное Второе послание, приписываемое Платону. В исследовании, опубликованном в 1928 году, Эрик Робертсон Доддс выдвинул гипотезу о том, что онтологическая модель Модератуса является результатом метафизической интерпретации утверждений диалога Платона «Парменид» и что неопифагорейская метафизика предвосхищает элементы неоплатонической мысли (особенно Неоплатоническая интерпретация Парменида). [8] Эта точка зрения нашла поддержку в исследованиях, хотя формулировки, переданные Симплицием, возможно, пришли частично не от Модерата, а от репортера Порфирия и отражают его неоплатонические идеи. Степень, в которой Модератус следует считать предшественником неоплатонизма Плотина, является спорной. [9]
В своей концепции души Модерат следовал линии, которая определяла душу в рамках теории чисел и описывала ее функцию как фактора, создающего гармонию между различными элементами. С его точки зрения, такой подход был совместим с учением о бессмертии души, которое было для неопифагорейцев самоочевидным. [10]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Чисхолм 1911 .
- ^ Жюри, Энрике А. Рамо (2003). «УМЕРЕННЫЕ ГАДЫ: СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА. ХРОНОЛОГИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ» (PDF) . ХАБИС . 34 : 149–160 . Проверено 16 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Диллон 1996 , стр. 344–346.
- ^ Стааб 2012 , с. 79.
- ^ Кан 2001 , с. 105.
- ^ §46
- ^ Генрих Дорри, Маттиас Балтес: Платонизм в древности, Том 4, Штутгарт-Бад-Каннштатт, 1996, стр. 176–179.
- ^ Эрик Робертсон Доддс: Парменид Платона и происхождение неоплатонического «единого». В: The Classical Quarterly 22, 1928, стр. 136-140.
- ^ Гарольд Таррант: Трасилланский платонизм. Издательство Корнельского университета, Итака (Нью-Йорк) 1993 г., ISBN 0-8014-2719-3 , стр. 150–177.
- ^ Диллон 1996 , стр. 350.
Ссылки
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). » энциклопедия Британская Том. 18 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 642.
- Диллон, Джон М. (1996). Средние платоники, 80 г. до н. э. — 220 г. н. э . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-8316-5 . Проверено 16 апреля 2023 г.
- Кан, Чарльз Х. (2001). Пифагор и пифагорейцы: Краткая история . Издательская компания Хакетт. ISBN 978-0-87220-576-5 .
- Порфирий (1919). «Жизнь Пифагора» . Пифагор: Справочник и библиотека . Перевод Гатри, Кеннета Сильвана. Платонист Пресс . Проверено 16 апреля 2023 г.
- Стааб, Грегор (17 декабря 2012 г.). «Пифагор в поздней античности: исследования De Vita Pythagorica Ямвлиха Халкидского». Пифагор в поздней античности (на немецком языке). Б. Г. Тойбнер. дои : 10.1515/9783110956498 . ISBN 978-3-11-095649-8 . Проверено 16 апреля 2023 г.